Научная статья на тему 'Влияние процесса информатизации на подходы и методы преподавания бухгалтерского учета и аудита'

Влияние процесса информатизации на подходы и методы преподавания бухгалтерского учета и аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ БУХГАЛТЕРА / ПРОФЕССИЯ АУДИТОРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульга Светлана Анатольевна

В статье оценивается влияние информатизации на профессию бухгалтера и аудитора, изменение требований к профессии, выполняется анализ актуальных компетенций, вырабатываются рекомендации по изменению подходов к методов преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние процесса информатизации на подходы и методы преподавания бухгалтерского учета и аудита»

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА Шульга С.А.

Шульга Светлана Анатольевна - аспирант, направление: бухгалтерский учет и аудит, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье оценивается влияние информатизации на профессию бухгалтера и аудитора, изменение требований к профессии, выполняется анализ актуальных компетенций, вырабатываются рекомендации по изменению подходов к методов преподавания.

Ключевые слова: профессия бухгалтера, профессия аудитора, информатизация, компетенция, профессиональное образование.

«...бухгалтерский учет - это искусственно созданная глобальная модель информационной технологии двойственных по своей природе экономических отношений и языка ее описания»

О.И. Кольвах

Сегодня информационные технологии оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни. Применение информационно-коммуникационных технологий становится приоритетным направлением развития многих областей, о чем также свидетельствует включение данного направления в качестве приоритетного в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р. Бухгалтерский учет и аудит не стали исключением.

В бухгалтерском учете активно используются преимущества информационных систем, структура которых усложняется революционными темпами, что позволят охватить все больше этапов бизнес процесса предприятия. При этом и облачные технологии уже стали чем-то привычным в данной сфере.

Использование информационных технологий позволят оперативно получить полную, систематизированную информацию, которую можно использовать в качестве основы управленческих решений.

Технологический прогресс затрагивает также и аудит финансовой отчетности, что выражается в применении ведущими компаниями инструментов для анализа данных (data analytics), позволяющих обрабатывать большие массивы данных, а также проводить различные аналитические процедуры.

Кроме этого эксперты крупных аудиторских компаний, таких как KPMG, E&Y, PwC, Deloit, считают, что в среднесрочной перспективе аудиторы начнут активно использовать искусственный интеллект, что позволит повысить эффективность аудиторского процесса.

Во-первых, существенно сократиться время, затрачиваемое на аудиторскую проверку, так как достижения технического процесса позволят автоматизировать все рутинные процессы.

Во-вторых, применение информационных технологий и, в частности, искусственного интеллекта, позволит повысить качество предоставляемых услуг, за счет обеспечения должного уровня уверенности в соблюдении основных принципов аудита: профессионального скептицизма, объективности, независимости. Джозеф Учузоглу полагает, что аудитор будет иметь больше времени на то, чтобы провести его в субъективных областях, где требуется суждение, и действительно сможет применить необходимый уровень скептицизма

и исследований благодаря времени, высвобождаемого за счет задач, в менее значительной степени создающих стоимость. Кроме этого систематизируя выборку и проводя продвинутую аналитику, аудитор реально оценивает эти субъективные суждения: у него больше информации и инструментов на руках, чтобы проводить исследования и в конечном итоге формировать независимое заключение относительно адекватности указанных значений. [2]

Последствием от активного применения современных технологий в анализируемых областях является ужесточение требований к профессиям аудитор и бухгалтер.

Автоматизация рутинных операций приведет к сокращению числа необходимых сотрудников. Ю.К. Харакоз и А.В. Парамонова, выполнив анализ рынка труда и влияния информационных технологий, считают, что уже через 10-20 лет может наступить момент существенного снижения потребности в большом количестве бухгалтеров и аудиторов. [3]

Кроме этого наблюдается изменение и требований к квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Современный бухгалтер и аудитор должны обладать следующими компетенциями, чтобы отвечать актуальным требованиям рынка труда:

— способность анализировать и интерпретировать данные об экономических процессах организации;

— способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности организации различных форм собственности и использовать полученную информацию для принятия управленческих решений;

— способность анализировать большие массивы информации с целью выявления необходимых взаимосвязей;

— способность выполнять анализ последствий от принятия соответствующих решений;

— способность оперативной адаптации к применению современных информационных технологий;

— способность выстраивать логические связи при быстрой смене условий достижения поставленных целей.

Процесс обучения специалистов в области бухгалтерского учета и аудита должен отвечать требованиям современного рынка труда, методы преподавать должны быть усовершенствованы с целью формирования вышеперечисленных компетенций.

Одним из способов достижения поставленной цели является увеличение доли практических занятий. При этом практические задачи должны быть направлены на использование и демонстрацию профессиональных компетенций. Одним из видов таких занятий является решение кейсовых задач будущими специалистами. Решение такого типа задач позволяет использовать полученные во время лекционных занятий знания, а также интерпретировать данные знания в различных условиях. А также уделять особое внимание использованию информационных технологий.

Таким образом, профессия современного бухгалтера и аудитора не отделимы от информационных технологий и процесс обучения должен быть направлен на формирование специалистов способных применять достижения сферы ИТ, а также иметь глубокое понимание целей, задач и способов реализации системы бухгалтерского учета.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8afD9d7244d8 033c66928fa27e527/ (дата обращения: 23.07.2018).

2. Кольвах О.И. Ситуационно-матричная бухгалтерия: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2000. 399 с.

3. Липаев В.В. Научно-технические основы информатизации России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/ /fdef2bd5a53240e8c32576b0004575ac/ (дата обращения: 23.07.2018).

4. Харакоз Ю.К., Парамонова А.В. Обучение профессиональных бухгалтеров и аудиторов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://accounting-control.ru/files/16-24.pdf/ (дата обращения: 23.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.