13. Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 528 стр.
14. Мониторинг развития внутреннего водного транспорта (Департамент развития секторов экономики). - М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2016. - 13 с.
15. Единая транспортная система: Учебник для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др. - М.: Транспорт, 2001. - 303 с.
16. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп / Н.В. Белов, Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда и др. - М.: УМК МПС России, 2001. - 600 с.
17. Леонтьев Р.Г., Дворко О.И. Речной транспорт Республики Саха (Якутия) и маршрутизация "северного завоза": монография. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - 163 с
18. Леонтьев Р.Г. Экономическая теория транспорта: тезаурус и классификации: монография / Р.Г. Леонтьев, Н.Р. Леонтьева. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. - 339 с.
19. Амиров М.Ш. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Ш. Амиров, С.М. Амиров. -М.: КНОРУС, 2012. - 184 с.
20. Соколов М.Ю. Увеличение инвестиций -важнейшее условие развития речного транспорта // Транспорт Российской Федерации - 2016. - № 4 (65). - С. 3-6.
21. Олерский В.А. Состояние и перспективы развития внутренних водных путей России // Транспорт Российской Федерации - 2017. - № 4 (71). - С. 3-6.
22. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
УДК 336.774
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА КРЕДИТНЫЙ РЫНОК
Сафронова Л.М.
к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита экономического ф-та
Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко,
г. Тирасполь.
Логинова Е. Ю. магистрант кафедры финансов и кредита экономического ф-та
Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко,
г. Тирасполь.
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.52.141 INFLUENCE OF THE CENTRAL BANK'S INTEREST POLICY ON CREDIT MARKET
Safronova L. M.
Ph. D., associate Professor of Finance and credit Department faculty of Economics,
Shevchenko Pridnestrovian State University, Tiraspol.
Loginova E. Y. мaster's degree of Finance and credit Department faculty of Economics, Shevchenko Pridnestrovian State University, Tiraspol.
Аннотация
В статье рассмотрена роль процентной ставки центрального банка в проведении денежно-кредитной политики. Проанализировано влияние динамики процентной ставки на стоимость кредитных ресурсов реального сектора экономики Приднестровья. Проанализированы причины изменения ставки рефинансирования за период 2006-2019гг. Обозначены основные цели осуществления процентной политики центрального банка.
Annotation
The article considers the role of the Central Bank's interest rate in conducting monetary policy. The influence of interest rate dynamics on the cost of credit resources of the real sector of the Pridnestrovian economy is analyzed. The reasons for the change in the refinancing rate for the period 2006-2019 are analyzed. The main objectives of the Central Bank's interest rate policy are outlined.
Ключевые слова: процентная политика, ставка рефинансирования, кредитные ресурсы, кредитный рынок.
Keywords: interest rate policy, refinancing rate, credit resources, credit market.
Развитие экономики любой страны сопряжено политики центрального банка, являющейся с наличием эффективной денежно-кредитной основой устойчивости финансовой системы
государства, обеспечивающей функционирование финансовых рынков и банковского сектора экономики.
Установление уровня процентной ставки является одним из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, поскольку ее изменение оказывает значительное влияние на финансовый рынок в целом и кредитный рынок в частности. Как правило, величина процентной ставки зависит от уровня ожидаемой инфляции и вместе с тем оказывает существенное влияние на инфляцию. Если Центральный банк намерен смягчить, либо наоборот, ужесточить денежно -кредитную политику, он использует рычаги манипулирования процентной ставкой. Банк может устанавливать одну, либо несколько процентных ставок в зависимости от видов сделок, а также проводить политику процентных ставок без фиксации ее уровня. Процентные ставки Центрального банка являются необязательными для коммерческих банков в кредитных отношениях с их клиентами и с другими банками, однако величина официальной процентной ставки служит ориентиром для коммерческих банков при осуществлении кредитных операций [1, с.182].
За последние несколько лет в банковской системе Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) были проведены серьезные мероприятия по
Как видно из таблицы 1, с 2010 года Приднестровский республиканский банк начал проводить политику оптимизации денежного обращения и снижения стоимости кредитных ресурсов. С этой целью Приднестровский
оздоровлению банковской системы
Приднестровья, поэтому вопросы эффективного использования денежно-кредитных инструментов Приднестровского республиканского банка (ПРБ) остаются актуальными.
Ставка рефинансирования представляет особый интерес, поскольку от ее уровня зависят ставки по основным инструментам денежно-кредитной политики ПРБ.
Согласно ст. 5 Закона ПМР от 7 мая 2007г. №212-3 IV «О Центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 07-20) Приднестровский республиканский банк, являясь кредитором последней инстанции для кредитных учреждений, организует систему рефинансирования, ставка рефинансирования является годовой процентной ставкой, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам ПМР.
Осуществляя регулирование кредитной системы, Приднестровский республиканский банк стремится содействовать снижению процентных ставок по кредитам коммерческих банков. В этой связи уровень ставки рефинансирования многократно подвергался изменениям в зависимости от проводимой денежно-кредитной политики Приднестровского республиканского банка (таблица 1, рисунок 1) [2].
Таблица 1
республиканский банк планомерно понижал ставку рефинансирования вплоть до начала 2017 года. В течение 2013 года ставка была снижена с 6,5 до 4,5%, в 2014 году она была снижена дважды до уровня 3,5%.
Изменение ставки рефинансирования ПРБ
Период действия Ставка рефинансирования, %
01.09.2006 8,0
01.07.2010 7,0
15.04.2013 6,5
18.07.2013 6,0
20.08.2013 5,5
18.09.2013 5,0
15.11.2013 4,5
01.06,2014 4,0
11.08.2014 3,5
с 16.02.2017 по настоящее время 7,0
2 1
0
00 00 0 0 0 1 1 2 2 2 т т 1Г1 1Г1 1Г1 00 00
0 0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 о 0 0 о 0 0 о
<ч <4 <4 гч <4 гч <ч гч <ч гч <ч <4 <4 <4 <4 гч <4 гч <4 гч <4 гч <ч <4 <ч <4 <4 гч <ч
гч ГЧ 1Г1 о го 00 ^ Ю ^ гч гч о го 00 ^ ^ гч гч 1Г1 о
о о О О '—1 о О О О '—1 О О о О О '—1 О О О о '—1 р о О о О '—1
,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1 ,—1
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 о 0 0 о 0 0 о
Рисунок 1 - Динамика ставки рефинансирования, установленная ПРБ за период 2006-2019гг.
Снижение ставки рефинансирования происходило на фоне позитивных тенденций, характеризующих долгосрочные перспективы стабилизации инфляционных процессов в республике.
В 2013 году с целью увеличения коммерческими банками доступности кредитов хозяйствующим субъектам республики, Приднестровский республиканский банк в апреле, июле, августе, сентябре и ноябре последовательно снижал ставку на 0,5%. Устойчивое снижение уровня инфляции в ПМР стало предпосылкой для снижения ставки рефинансирования в 2014 году до величины 3,5%.
Таким образом, за период с 2006 года по 2014 год ставка рефинансирования сократилась в 2 раза,
Динамика ставки рефинансирования и процен
за 2010
с 7 до 3,5%. Начиная с 16 февраля 2017 года Приднестровский республиканский банк устанавливает ставку рефинансирования на уровне 7%, которая сохранялась в 2018 и 2019 годах без изменений. Повышение ставки рефинансирования было связано с динамикой валютных индикаторов, уровнем инфляции, а также данное решение было продиктовано целями оптимизации условий кредитования и перехода на единую ставку рефинансирования без ранжирования по условиям срочности кредитов.
Проанализируем влияние изменения ставки рефинансирования на изменение
средневзвешенных процентных ставок по кредитам реальному сектору экономики за 2010-2019гг. (таблица 2, рисунок 2) [3].
Таблица 2
тных ставок по кредитам юридическим лицам 2019гг.
Год Ставка рефинансирования, % Средневзвешенная процентная ставка по кредитам в руб. ПМР юр. лицам на срок до года, % Средневзвешенная процентная ставка по кредитам в руб. ПМР юр. лицам на срок свыше года, %
2010 7,0 15,4 13,2
2011 7,0 13,4 11,3
2012 7,0 17,8 11,6
2013 4,5 14,9 11,2
2014 3,5 13,8 09,9
2015 3,5 13,7 10,4
2016 3,5 11,7 12,6
2017 7,0 14,6 11,8
2018 7,0 14,8 13,6
2019 7,0 14,1 13,5
20 8
18 7
16 14 12 / ' '
6
о^ \ *—^ ------ ^ 7 5
10 4
8 Ч 1 / 3
6 4 2
2 1
0 0
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
процентная ставка по кредитам до года
• • процентная ставка по кредитам свыше года
• ставка рефинансирования (правая ось)
Рисунок 2 - Динамика ставки рефинансирования и процентных ставок по кредитам юридическим лицам
за 2010-2019гг.
Как видно из таблицы 2 и рисунка 2, из-за специфики денежного рынка в Приднестровье, рыночный механизм влияния ставки рефинансирования на процентные ставки по кредитам реальному сектору не эффективен. Ставка рефинансирования является просто рекомендательной и не влияет на цены кредитных ресурсов реального сектора экономики. Основные принципы изменения процентных ставок по кредитам юридическим лицам связаны с соотношением спроса и предложения на кредитные ресурсы, стоимостью депозитов, а также уровнем инфляции.
Политика процентных ставок должна способствовать достижению следующих основных целей:
содействие экономическому росту путем установления умеренно низких процентных ставок по кредитам;
сдерживание инфляции;
обеспечение стабильности национальной валюты на валютных рынках путем установления более высоких процентных ставок.
Цель содействия экономическому росту оправдывает снижение процентных ставок на денежном рынке, в то время как цель сдерживания инфляции и обеспечения стабильности национальной денежной единицы оправдывает их рост. Разрешение этого противоречия частично может быть достигнуто проведением дифференцированной политики процентных ставок в пользу приоритетных отраслей и секторов экономики. В этом случае регулятивные функции процентной политики проявляются как регулирование уровня сбережений и инвестиций, регулирование деловой активности и влияние на инфляцию.
Таким образом, как инструмент денежно-кредитной политики ставка рефинансирования должна выполнять роль глобального экономического индикатора и непосредственно влиять на процентные ставки по кредитам и депозитам коммерческих банков. Изменяя ставку рефинансирования, Центральный банк таким образом сигнализирует коммерческим банкам о необходимости изменения процентных ставок по банковским операциям с целью стимулирования экономики, повышения спроса на товары и услуги, увеличения денежной массы [4, с.21].
Список использованных источников
Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник. - М.: Юрайт, 2009. - 422 с.
Ставка рефинансирования Приднестровского республиканского банка / Официальный сайт Приднестровского республиканского банка. — URL: http:// http://www.cbpmr.net/content.php?id=80 (дата обращения: 05.02.2019).
Средневзвешенные процентные ставки по кредитам/ Официальный сайт Приднестровского республиканского банка. - URL: http://www.cbpmr.net/content.php?id=10 (дата
обращения: 05.02.2020).
Человская Е.И. Влияние ставки рефинансирования Центрального банка на развитие кредитных отношений в Приднестровской Молдавской Республике // Проблемы современной экономики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - iv, 86 с.