Научная статья на тему 'Влияние просветительства и благотворительности на развитие системы общего образования Пензенской губернии второй половины xix – начала XX вв'

Влияние просветительства и благотворительности на развитие системы общего образования Пензенской губернии второй половины xix – начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ И ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ЗЕМСКИЕ СТИПЕНДИИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / FALK AND SCHOOL LIBRARIES / ZEMSTVO GRANTS / CHARITABLE SOCIETIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гошуляк Л. Д.

В статье рассматривается просветительская и благотворительная деятельность Пензенского земства в сфере образования во второй половине XIX – начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of enlightenment and charity on the development of general education system in the province of Penza in the second half of XIXth – the beginning of the XXth centuries

The education and charity activity of Penza zemstvo in education sphere in the second half of XIXth – the beginning of the XXth centuries is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Влияние просветительства и благотворительности на развитие системы общего образования Пензенской губернии второй половины xix – начала XX вв»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37.01

ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ вв.

© л. Д. ГОШУЛЯК

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: prof_sochranov@mail.ru

Гошуляк Л. Д. - Влияние просветительства и благотворительности на развитие системы общего образования Пензенской губернии второй половины XIX - начала ХХ вв. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 739-741. - В статье рассматривается просветительская и благотворительная деятельность Пензенского земства в сфере образования во второй половине XIX - начале ХХ вв.

Ключевые слова: народные и школьные библиотеки, земские стипендии, благотворительные общества.

Goshulyak L. D. - Influence of enlightenment and charity on the development of general education system in the province of Penza in the second half of XIXth - the beginning of the XXth centuries // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 739-741. - The education and charity activity of Penza zemstvo in education sphere in the second half of XIXth - the beginning of the XXth centuries is considered in the article.

Keywords: falk and school libraries, Zemstvo grants, charitable societies.

Поскольку Пензенская губерния относилась к числу земских губерний России, то просветительской и благотворительной деятельностью здесь занимались в основном земские учреждения.

Широкое распространение в дореволюционной России получило учреждение земских стипендий для студентов высших учебных заведений и учащихся гимназий с тем, чтобы стимулировать возврат стипендиатов в систему народного образования губернии.

Первые такие стипендии в Пензенской губернии были учреждены в 1871 году. Их было всего две. Это стипендии имени М. М. Сперанского - видного государственного деятеля России начала XIX в. -автора плана либеральных преобразований. Первая была учреждена в Казанском университете в размере 300 рублей, вторая - в Пензенской мужской гимназии размером 200 рублей. Первыми стипендиатами пензенского земства стали студент М. Белинский и ученик пятого класса А. Адонисов [8, с. 176 -77].

Земские стипендии присуждались за отличные успехи в учебе. Решения по кандидатурам стипендиатов принимались на конкурсной основе губернским земским собранием. В Казанском университете стипендию земства получали уроженцы Пензенской губернии.

В последующем количество земских стипендий было увеличено. В 1877 г. Пензенское губернское земское собрание в ознаменование 100-летия со дня рождения императора Александра I учредило сти-

пендию его имени при Харьковском университете, на что в 1877-1879 гг. был собран капитал в 5 тысяч рублей [3, с.118]. С 1897 г. земство выплачивало также стипендии имени Александра II - одну в Харьковском университете и четыре в Пензенской мужской гимназии. Различия между стипендиями имени Александра I и Александра II состояло в том, что первая была предназначена детям офицеров и нижних воинских чинов, погибших в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1888 гг., а вторая - предназначалась детям всех сословий. Первыми стипендиатами были студенты В. Попов, А. Тулов, ученики Мельников, Александровский, Евремков, Антюшин.

В 1885 г. губернское земство установило в Пензенской мужской гимназии стипендию имени А. Н. Бекетова в ознаменование его двадцатилетней деятельности в должности председателя земской управы. Для этой цели было выделено 5600 рублей. В 1906 г. в этой же гимназии была установлена стипендия имени губернского гласного Д. В. Друцкого-Сокольнин-ского в размере 200 рублей [3, с. 204].

Количество всех указанных стипендий возрастало по мере улучшения финансового положения губернского земства. В 1913 г. пензенское земство выплачивало 32 стипендии студентам высших учебных заведений в размере 200 - 300 рублей [5, с. 86-90].

Особое значение в деле постановки народного образования имела организация сети народных библи-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

отек. Эта работа стала одним из основных направлений просветительской деятельности пензенского земства. Вопрос о библиотеках ставился в ряде земств России вместе с вопросом о школах с конца 60-х гг. XIX века. В библиотеках земские учреждения видели естественное дополнение к школам. Однако о выделении средств на создание библиотек вплоть до начала 90-х гг. в документах земских учреждений Пензенской губернии сведения отсутствуют. Родители, отдавая своих детей в школы, обязаны были обеспечить их учебной литературой. из этих учебных пособий, а также книг, приобретенных на незначительные средства сельских обществ в 70-80-х гг. XIX в. стали создаваться школьные библиотеки. К концу 90-х гг. такие библиотеки имелись при каждом училище, однако они были очень бедны литературой. В них имелись учебники, учебные пособия и книги религиозного содержания. Из-за острой нехватки финансовых средств не ставился вопрос о создании библиотек для детского внеклассного чтения и для чтения взрослых.

В конце 80-х гг. к процессу создания библиотек при сельских школах подключились земские учреждения. В 1888 г. такое решение приняло, например, земское собрание Краснослободского уезда, выделив в распоряжение училищного совета 50 рублей. В 1902 г. при Краснослободском училище Пензенского уезда на средства и по инициативе бывшего директора народных училищ П. Д. Колосовского, при финансовой помощи земства также была открыта библиотека, в которой имелся сравнительно широкий выбор литературы для детей и взрослых [2, ф. 5, оп. 1, д. 6622, л. 11].

Вовлечение земских учреждений в развитие библиотечного дела позволило значительно улучшить эту работу. К середине 90-х гг. XIX в. в библиотеках всех начальных училищ губернии имелась не только учебная литература, но и книги для внеклассного чтения [2, ф. 81, оп. 1, д. 1012, л.174].

Однако земские учреждения на содержание школьных библиотек выделяли весьма незначительные средства. Они отдавали приоритет, в первую очередь, открытию народных училищ. нередки были случаи, когда единственным источником для приобретения книг и пособий служила небольшая сумма, ежегодно отпускаемая Пензенским губернским училищным советом. Средства, выделяемые земствами, на каждую библиотеку не превышали пяти рублей. Тем не менее, общими усилиями земств, сельских обществ, училищных советов библиотеки в основном были укомплектованы учебной литературой, и в незначительном количестве - книгами для внеклассного чтения.

Значительно большее внимание земства уделяли созданию народных библиотек. Первые десять таких библиотек по решению пензенского губернского земства были открыты в 1898 году [2, ф. 81, оп. 1, д. 1242, л. 6]. Для этой цели земское собрание направило 1800 рублей, из которых каждой библиотеке полагалось на приобретение книг - 100 рублей, шкафов -10 рублей, вознаграждение заведующему - 60 рублей. В последующем ежегодно на пополнение библиотек

книгами губернское земство выделяло по 50 рублей на библиотеку.

Рассматривая развитие библиотечного дела как совершенно необходимую предпосылку становления народного образования, земства не ограничивались только выделением средств, но и проводили ежегодно детальный анализ читательского спроса на литературу. Так уже в первый год существования народных библиотек в них насчитывалось 2507 читателей, которые взяли для прочтения 19 439 книг. Наибольшим спросом пользовалась художественная литература, книги религиозно-нравственного и исторического содержания [4, с.8-9].

С 1899 по 1903 гг. пензенское земство ежегодно открывало по 10 народных библиотек, по одной в каждом уезде. К 1904 г. на средства губернского земства содержалось уже 50 народных библиотек почти с восемью тысячами читателей [2, ф. 81, оп. 1, д. 1151, л. 4].

Численный рост народных библиотек продолжался и в последующие годы. В 1907 г. в губернии насчитывалась 91 земская библиотека. На их содержание губернское земство выделяло 9700 рублей, в 1910 г. эта сумма выросла до 11500 рублей [2, ф. 81,оп. 1, д. 1242, лл. 18, 30]. Цифры эти впечатляли, если учесть тот факт, что расходы на библиотеки не были обязательными для земских учреждений.

Представляет интерес состав читателей народных библиотек. В 1907 г. их было около 12 тысяч, из которых 34 % составляли читатели старше 18 лет, 30% - 12-18 лет, 36% - школьники от 8 до 12 лет [2, ф. 81,оп. 1, д.1242, л. 18]. Это свидетельствует о том, что народными библиотеками, в первую очередь, пользовались ученики народных школ, тем самым, получая более качественное образование.

После революционных событий 1905-1907 гг. губернское земство было ограничено в своих финансовых возможностях. При отсутствии экономического роста, снижении количества поступающих налогов, необходимости выделения средств на восстановительные нужды, образование и библиотеки финансировались по остаточному принципу. О численном росте библиотек речи быть не могло, а имеющиеся библиотеки были поставлены на грань закрытия. В этих условиях губернское земство в целях сохранения народных библиотек было вынуждено прекратить ассигнования на школьные библиотеки.

С 1911 г. рост народных библиотек продолжился. В этом году было открыто 10 новых библиотек. 10 декабря 1911 г. губернское земское собрание в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостного права приняло решение при школах в течение 1912-1914 гг. открыть 50 библиотек [8, с. 161]. После 1914 г. новые библиотеки в губернии не открывались.

Таким образом, за весь период существования земских учреждений в Пензенской губернии было открыто и содержалось за счет земства 102 народные и 50 школьных библиотек. Это был существенный вклад пензенского земства в просветительскую деятельность среди школьников и населения. Не будет преувеличением сказать, что само возникновение и развитие

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

библиотечного дела в губернии было связано с земскими органами самоуправления.

Пензенское земство, материально поддерживая народное образование, также выделяло средства и на другие благотворительные цели. Об этом свидетельствуют взаимоотношения земства и Общества вспомоществования учащимся и учившим в народных училищах Пензенской губернии имени А. С. Пушкина. Устав этого Общества был утвержден Министром народного просвещения Н. П. Боголеповым 19 июня 1899 года. В этом же году Общество начало свою деятельность. В состав его правления вошли известные педагоги и организаторы народного образования в губернии -П. Ф. Орелкин - председатель, В. Н Ладыженский -от земской управы, С. П. Никольский - директор народных училищ губернии, учителя л. С. Протасьева, В. И. Просвирин.

В 1900 г. членами Общества значилось свыше 300 народных учителей. В состав Общества вошли Пензенский губернатор, председатели губернской и уездных земских управ, которые вносили свои пожертвования на его нужды. Наиболее крупные взносы были сделаны бывшим директором учительской семинарии В. Х. Хохряковым и землевладельцем Нижнеломовско-го уезда С. М. Толстым. Это дало возможность Обществу открыть в 1901 г. в г. Пензе свое общежитие для детей учителей народных школ, обучающихся в учебных заведениях города. Это общежитие просуществовало до 1917 года. В нем в разное время проживало от 40 до 80 детей учителей. На их содержание в общежитии губернское земство ежегодно выделяло от 1 до 2 тысяч рублей. Остальная плата за содержание детей взималась с родителей [2, ф. 81,оп. 1, дд. 1151, 1305, 1189].

Выделение денег на содержание общежития Общества имени А. С. Пушкина было отнесено к постоянной статье расходов пензенского губернского земства. учителя ожидали от Общества не столько материальной помощи, сколько рассматривали его как средство объединения, видели в нем прообраз учительского профсоюза.

С 1914 г. Общество стало перестраивать свою работу. Кроме вопросов материального характера, оно стало ставить и другие задачи, такие как устройство библиотек, организацию спектаклей, экскурсий, снабжение учителей книгами и журналами, изучение их материального положения. С этой целью была разработана специальная анкета, которую было предложено заполнить всем учителям губернии [1, 1914, № 6]. Однако эта работа в связи с начавшейся мировой войной завершена не была.

В Пензенской губернии в исследуемый период существовали и другие благотворительные общества, в которые делали свои разовые взносы представители земских органов самоуправления и другие лица. В 1878 г. было образовано Общество вспомоществова-

ния бедным учащимся Пензенской женской гимназии. В его состав входило 167 членов, в том числе представители губернской земской управы во главе с ее председателем А. Н. Бекетовым, которые делали ежегодные взносы от 30 до 60 рублей [6,1880, № 59].

В 1916 г. открылось Общество взаимопомощи учителей начальных училищ Мокшанского уезда, организованное учителями А. Г. Грошевым, Ф. М. Чур-бановым, М. А. Карцевой. Его роль, как организующего начала учителей уезда, была значительна [7,с.49].

Пензенское земство, кроме взносов на благотворительность, выделяло также единовременные пособия в иных целях. Примеров таких за весь период существования земских учреждений можно привести немало. Вот лишь некоторые из них. В 70-х гг. XIX в. земство сделало взнос в 25 тысяч рублей на открытие учительской семинарии, направило 1 тысячу рублей на пособия городским приходским училищам для покупки ими мебели, инструментов и материалов для устройства в них ремесленных курсов, выделило 1 тысячу рублей для устройства в приходских училищах библиотек [3, с. 116]. С 1914 г. уездные земства стали выделять деньги для организации бесплатных завтраков и покупки одежды и обуви ученикам из бедных семей. Однако в дальнейшем эта практика широкого распространения не получила.

Таким образом, пензенское земство в рассматриваемый период занималось просветительской и благотворительной деятельностью среди населения. Она выражалась в учреждении земских народных библиотек, земских стипендий в различных учебных заведениях, повторительных курсов, в оказании финансовой помощи различным обществам, благотворительности. Особенно эта работа получила свое распространение на рубеже XIX-ХХ веков. В это время земские учреждения имели стабильную финансовую базу и накопили солидный опыт работы в деле развития народного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вестник Пензенского земства.

2. Государственный архив Пензенской области.

3. Двадцатипятилетняя деятельность Пензенского земства. Пенза, 1894.

4. Доклад Пензенской губернской земской управы о деятельности учительских и народных библиотек. Пенза, 1899.

5. Доклады и сведения о культурно-просветительской работе Пензенского земства за 1914 год. Пенза, 1914.

6. Пензенские губернские ведомости. Рабочее и профессиональное движение в Пензенской губернии. Материалы к истории. 1850-1918 гг. Пенза, 1927.

7. Систематический сборник постановлений Пензенского губернского земского собрания. Отдел III. Народное образование. Пенза, 1913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.