Научная статья на тему 'Влияние производственных сетевых структур градообразующего типа на развитие муниципальных образований1'

Влияние производственных сетевых структур градообразующего типа на развитие муниципальных образований1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЛИЯНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / NETWORK STRUCTURES / MUNICIPALITY / INUENCE / STRATEGIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глумов А.А.

Статья посвящена исследованию направлений и условий взаимодействия сетевых структур градообразующего типа и муниципального образования. Автором статьи выявлены возможности и ресурсы взаимовыгодного развития обоих хозяйствующих субъектов. С использованием аксиоматических методов определены взаимообуславливающие проблемы такого развития. Для повышения управляемости данных хозяйствующих субъектов и встраивания стратегии развития сетевых структур градообразующего типа в стратегию развития муниципального образования разработаны концептуальные параметры такой стратегии, в основу которых предложено закладывать элементы командного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INDUSTRIAL NETWORK STRUCTURES OF A CITY-FORMING TYPE ON THE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATIONS

The article is devoted to the study of the directions and conditions of interaction between the network structures of the city-forming type and the municipality. The author of the article reveals the role and place of network structures in the economy of a single-industry city, as well as the possibilities and resources for mutually beneficial development of both economic entities. With the use of axiomatic methods, the interdependent problems of such development and the ways of their solution are defined. In order to increase the controllability of these economic entities, conceptual parameters of the development strategy of the municipality and city-type network structures have been developed, based on which it is proposed to lay the elements of team management.

Текст научной работы на тему «Влияние производственных сетевых структур градообразующего типа на развитие муниципальных образований1»

влияние

производственных сетевых структур

градообразующего

типа на развитие

муниципальных

образовании1

influence

of industrial

network structures

of a city-forming

type on the

development

of municipal

formations

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 18-010-00833 А «Неоиндустриализация в пространстве макрорегиона в контексте циклично-волновой методологии (на примере Урала).

264

А.А. ГЛУМОВ

Кандидат экономических наук, начальник финансово-экономического управления Уральского государственного экономического университета

A.A. GLUMOV

Candidate of Economic Sciences, Head of Finance and Economic Department of the Ural State University of Economics

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию направлений и условий взаимодействия сетевых структур градообразующего типа и муниципального образования. Автором статьи выявлены возможности и ресурсы взаимовыгодного развития обоих хозяйствующих субъектов. С использованием аксиоматических методов определены взаимообуславливающие проблемы такого развития. Для повышения управляемости данных хозяйствующих субъектов и встраивания стратегии развития сетевых структур градообразующего типа в стратегию развития муниципального образования разработаны концептуальные параметры такой стратегии, в основу которых предложено закладывать элементы командного управления.

The article is devoted to the study of the directions and conditions of interaction between the network structures of the city-forming type and the municipality. The author of the article reveals the role and place of network structures in the economy of a single-industry city, as well as the possibilities and resources for mutually beneficial development of both economic entities. With the use of axiomatic methods, the interdependent problems of such development and the ways of their solution are defined. In order to increase the controllability of these economic

ABSTRACT

entities, conceptual parameters of the development strategy of the municipality and city-type network structures have been developed, based on which it is proposed to lay the elements of team management.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Сетевые структуры, муниципальное образование, влияние, стратегическое развитие. KEYWORDS

Network structures, municipality, influence, strategic development.

В современных условиях роль сетевых структур в экономике территорий существенно трансформируется. Инструменты управления, стимулирования, регулирования и контроля за деятельностью муниципальных образований больше не находятся исключительно в руках органов муниципального управления, а рассеяны между множеством разнообразных рыночных структур. Тем самым происходит ослабление иерархических взаимодействий за счет расширения горизонтальных связей между властью и бизнесом, иначе говоря, на смену классической, вертикально организованной системе управления муниципальными образованиями приходит управленческая децентрализация (гетерархия).

Результатом сетевого альянса муниципалитета и сетевой организации становится, с одной стороны, их сбалансированное развитие, с другой — постепенная подмена сетями органов власти территории (что характерно для бедных ресурсами муниципалитетов), которые формируют внутренние рынки и берут на себя социальные обязательства. В первом случае оба участника сетей объединяются добровольно, обмениваются ресурсами и создают благоприятные

2

условия для взаимодействия, что увеличивает их стратегические выгоды и жизнеспособность. На основе статусного равенства государственных и негосударственных структур происходит вовлечение в обсуждение и реализацию социально-экономической политики муниципалитета заинтересованных участников на принципах доверия и максимально широкого использования согласительных процедур. Такие идеальные отношения не лишены конкурентной борьбы за ресурсы как внутри альянса, так и за его пределами. Во втором случае происходит наращивание власти, а значит, и монополии, сети в муниципалитете. Монополизация бизнеса и власти со стороны сетевых компаний приводит к снижению самостоятельности власти, которую сеть использует как инструмент собственных интересов, а также к подавлению конкуренции на территории.

Анализ направлений взаимодействия сетевых структур и муниципального образования. В России проблемы экспансии сетей на территориях, особенно в крупных городах, только начинают исследоваться. Так, А.В. Лукишин [8], Е.С. Огородникова, А.Ю. Коковихин и А.Е. Плахин [10], В.С. Петров [11] и другие рассматривают роль градообразующего предприятия в социально-экономическом развитии моногородов; В.А. Трифонов [14], А.И. Лыткин [9] и другие — влияние таких предприятий на инновационные процессы во всех сферах развития города; А.В. Баженов [2], А.В. Курлыкова и Т.В. Бегун [6] — о социальной деятельности и социальном инвестировании крупных, в т.ч. сетевых, корпораций.

Сегодня для мегаполисов характерна множественная экспансия федеральных и региональных, преимущественно торговых, сетей, при этом Екатеринбург, Новосибирск, Са-

мара, Нижний Новгород и Краснодар отличаются развитием местных сетевых структур. Что касается промышленных сетевых компаний, то особенностью страны является моноспециализация многих исторически сложившихся городов, в которых развиваются единичные предприятия, в большинстве случаев являющиеся элементами сетевых структур (государственных компаний, крупных корпораций, холдингов и т.д.).

При этом специфика деятельности торговых и производственных сетей в контексте развития территорий значительно различается. Производственные сети в большей степени интегрированы в социально-экономические процессы муниципалитетов.

На начало 2018 года в список российских моногородов входило 319 муниципальных образований, в которых проживает около 9% населения страны. Моногорода расположены в 61 из 85 регионов, преимущественно Поволжья и Сибири. Отраслевая специализация таких городов достаточно разнообразна: металлургия (84 города, в которых проживают порядка 30% население моногородов России) и машиностроение (59 города и 30% населения), деревообработка (38 города и 5% населения) и др. В Уральском федеральном округе насчитывается 37 моногородов (в них проживают 20% населения округа), в том числе в Свердловской области — 17 (28,9% населения области). Значительная часть моногородов области имеет специализацию в области металлургии. При этом металлургический комплекс Свердловской области насчитывает в своем составе 79 крупных и средних организаций, которые практически все входят в вертикально-интегрированные холдинги, являясь элементами сетевых производственных структур.

268

В процессе укрупнения и вхождения в сетевые структуры металлургические предприятия Свердловской области смогли приобрести важные конкурентные преимущества и усилить свои рыночные позиции на территориях различного уровня.

На примере Верхнесалдинского городского округа (далее — ГО) Свердловской области, где расположен моногород с металлургической специализацией Верхняя Салда, исследуем проблемы и перспективы его стратегического развития совместно с градообразующим предприятием — ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», входящим в госкорпорацию «Ростех». Для этого проведем анализ: рыночной власти или уровня экспансии данной сетевой компании в муниципальном образовании, проблем и перспектив гармоничного развития и взаимовыгодного сотрудничества; противоречий и общих интересов между целями, приоритетами развития муниципалитета и управленческой политикой сети; эффективности использования стратегии развития компании и муниципалитета.

ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» относится к вертикально-интегрированной металлургической корпорации, объединяющей два крупных технологически связанных предприятия: Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО, Верхняя Салда, Свердловская область) и Березниковский титаномагни-евый комбинат (АВИСМА, Березники, Пермский край). Компания глубоко интегрирована в российскую и мировую авиакосмическую индустрию (порядка 30% производимого корпорацией титана идет на промышленное производство, 40% — на авиастроение, 20% — на двига-телестроение и 10% — на производство ракет) и является

крупнейшим в мире производителем титана и титановых сплавов (порядка 30 тыс. т в год, что составляет более 90% российского титана). Конкурентов компании на рынке производства титановых полуфабрикатов в России практически нет. Среди потребителей — предприятия различных отраслей промышленности: химического машиностроения, энергетики, судостроения, медицинских имплантов, товаров для спорта, отдыха и т.д. Около 60% продукции ВСМПО-АВИСМА поставляется на экспорт, что обеспечивает до 40% потребностей в титане Boeing, 60% — потребностей EADS, 100% — Embraer.

В Верхнесалдинском ГО ВСМПО является ярко выраженным лидером среди бизнес-структур, постоянно поддерживая на территории высокие, по сравнению со средними по Свердловской области, показатели:

• занятости (низкий уровень безработицы) — на предприятии занято порядка 60% трудоспособного населения, уровень безработицы в ГО на конец 2017 года составил порядка 0,65%;

• уровня оплаты труда населения — уровень среднемесячной заработной платы на одного работника по ГО в 2017 г. составил 41 633 руб, что на 24% выше значения подобного показателя по Свердловской области;

• объемов инвестиций в основное производство на душу трудоспособного населения территории — 133,7 тыс. руб. на единицу трудоспособного населения в 2017 году (21,8 тыс. руб. на чел в Свердловской области);

• объемов производства на душу трудоспособного населения территории — 3,221 млн. руб. на чел (1,3 млн руб. в Свердловской области), в том числе экспорта (60% в объеме производства).

270

По данным Управления федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, в структуре промышленности ГО основную долю занимают обрабатывающие производства (98,7%), где ВСМПО играет определяющую роль. При этом за последние годы в структуре промышленности ежегодно происходит наращивание доли обрабатывающих производств за счет усиления доминирующего положения градообразующего предприятия. Тем самым, несмотря на развитие ОЭЗ «Титановая долина», которая призвана диверсифицировать экономику Верхнесалдинского ГО, снизить риски социальной напряженности на долгосрочный период, происходит рост моноспециализации данной территории со стороны ВСМПО.

Если сравнивать финансовые возможности Верхнесал-динского ГО и ВСМПО-АВИСМА (данные приведены по корпорации в целом), то величина доходов корпорации только в 2017 году превысила доходы бюджета муниципального образования в 46 раз, в 2016 году — в 56 раз. Возможности корпорации и муниципального образования не поддаются сравнению. Сегодня ВСМПО обладает экономической и политической властью на территории ГО, а также отличается высокой социальной ответственностью бизнеса. Таким образом, рассматриваемая сетевая структура, Ростехнологии, осознает свою роль в социально-экономических процессах территории.

Базовым элементом реализации социальной ответственности градообразующего предприятия, согласно исследованиям А.В. Курлыковой и Т.В. Бегун [6], И.Ю. Беляевой [3], И.А. Ивановой [4] и других, является социальное инвестирование, которое может преследовать цель решения социальных задач в отношении своих работников и территории в целом.

Социальное инвестирование ВСМПО в отношении своих работников включает выделение финансовых ресурсов на обеспечение социальной защиты (например, медицинское обслуживание, предоставления лечебно-профилактической помощи через систему добровольного медицинского страхования, возмещение расходов на питание, обслуживание работников на объектах физкуль-турно-спортивного клуба ВСМПО, предоставление услуг культурно-досуговой направленности), а также адресную социальную поддержку (в виде поддержки вновь трудоустроенных, предоставления служебного жилья и беспроцентных займов, поощрения за многолетнюю трудовую деятельность, предоставления льготных путевок, поддержки семьи, работников в особых жизненных ситуациях и т.д.). Такие инвестиции приводят к улучшению внутрикорпоративной среды предприятия и, соответственно, повышению качества персонала и уровня производительности труда.

Социальное инвестирование в отношении территории в целом, по мнению М. Игнатьева и О. Лещенко [5], Т.Н. Савиной [13] и других, подразумевает объединение усилий на основе межсекторального социального партнерства и ГЧП. Партнерские отношения власти и бизнеса реализуются в рамках взаимовыгодного решения следующих социальных проблем: содержание и развитие объектов социальной инфраструктуры; финансовая поддержка проведения спортивных и культурных мероприятий; развитие городской инфраструктуры и объектов ЖКХ.

Что касается содержания и развития объектов социальной инфраструктуры, то ВСМПО выстраивает партнерство с муниципалитетом по следующим направлениям:

272

• развитие образования: строительство и финансовая поддержка школы № 1 им. А.С. Пушкина; спонсорская помощь кадетским школам № 9 и № 17, школам № 2, 3, 6 и 12, авиаметаллургическому и многопрофильному техникумам; развитие программ «Металлургия титана» в филиале ГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (за 10 лет на эти цели ВСМПО потрачено не менее 350 млн руб.);

• развитие здравоохранения: открытие и содержание медицинского учреждения «Медико-санитарная часть Тирус»; открытие роддома (более 100 млн руб.);

• развитие спорта: создание и развитие физкультур-но-спортивного комплекса «Старт», спортивного комплекса с бассейном «Чайка», тренажерных залов, спортивно-оздоровительного комплекса «Гора Мельничная» с лыжными и горнолыжными трассами, стадиона «Старт» с футбольным полем и катком; содержание переданного городу бассейна «Крепыш» (более 1 млн руб. ежегодно). Из шести крупных Спортивных сооружений Верхнесалдинского ГО три находятся на балансе ВСМПО;

• развитие культуры: поддержка в виде ремонта здания и проведения корпоративных мероприятий во дворце культуры имени Агаркова.

В общей сложности за 2017-2018 годы ВСМПО выделило на обновление образовательной и культурной инфраструктуры города Верхняя Салда более 60 миллионов рублей. Тем самым сетевая структура позволяет муниципальному образованию в условиях ограниченных ресурсов поддерживать должный уровень развития социальной инфраструктуры, что способствует повышению качества жизни не только ра-

ботающих на градообразующем предприятии, но и всего населения территории.

Кроме того, ВСМПО определяет имидж Верхнесалдинского ГО, ориентируя население на новые стандарты и стиль жизни. Брендирование является относительно новым механизмом управления развитием территории, очень редко используемым муниципальным образованием для обеспечения инвестиционной привлекательности, формирования и привлечения высококвалифицированных кадров, роста качества жизни населения. Однако позитивный и известный имидж ВСМПО в совокупности с достаточными инвестиционными возможностями могут насытить территорию событиями, что приведет к оживлению спортивной, культурной и деловой жизни. Уже сегодня в Верхней Салде корпорация организует встречи местных спортсменов с отечественными звездами хоккея и волейбола, выступает генеральным спонсором ежегодного конкурса «Музыкальная шкатулка», проводит День рождения ВСМПО, День Металлурга и другие мероприятия.

Важнейшим направлением сотрудничества градообразующего предприятия с муниципалитетом является развитие городской инфраструктуры: облагораживание дворов и парков (только благоустройство парка имени Гагарина обошлось ВСМПО в 21 млн руб.); ремонт дорог; обновление объектов ЖКХ. Партнерство муниципального образования и ВСМПО в сфере развития транспортной и коммунальной инфраструктуры вызвано объективной необходимостью, поскольку предприятие использует общие с ГО автомобильные и железную дороги, зависит от степени развитости городской инженерной и энергетической инфраструктуры, которые выполняют основную и вспомогательную роли по отноше-

274

нию к корпоративной (часто автономной) инфраструктуре. Состояние инженерной инфраструктуры муниципалитета определяет возможности нормального функционирования как градообразующего предприятия, так и города.

Таким образом, ВСМПО является гарантией социального баланса в Верхнесалдинском ГО, поскольку эти два хозяйствующих субъекта находятся во взаимной зависимости, обеспечивая гармоничное развитие друг друга. Согласованная муниципально-корпоративная политика управления территорией экономически оправдана, она позволяет учитывать интересы населения, выражаемые со стороны органа муниципального самоуправления, и ключевого бизнеса. Однако такая территориальная монополия сетевой компании имеет не только плюсы, но и минусы, обусловленные жесткой зависимостью развития муниципалитета от управленческой позиции и финансово-экономического благополучия бизнес-структуры.

Взаимообуславливающие проблемы градообразующего промышленного предприятия и муниципального образования. Управленческая позиция сетевой компании может заключаться в наращивании ее ресурсной монополии и потребительского отношения к территории присутствия, а также ее неучастии в жизни муниципалитета. Неучастие руководства градообразующего сетевого предприятия в решении проблем, возникающих в муниципальном образовании, приводит к выработке у работников психологического стереотипа «временщика», который не связывает свои планы на будущее с работой на данном предприятии. Это негативно сказывается не только на показателях эффективности его профессиональной деятельности, но и на социальности поведения. Эффективность деятельности сетевой компании,

в свою очередь, определяет экономическое и социальное благополучие территории, качество и уровень жизни населения и даже жизнеспособность муниципалитета. В случае, когда ресурсов градообразующего предприятия недостаточно для содержания непрофильных социальных активов, происходит наращивание социальной напряженности и конфликт с органами местного самоуправления. Конфликтная ситуация еще больше усугубляет взаимообуславливающие проблемы, возникающие между хозяйствующими субъектами.

К основным взаимообуславливающим проблемам градообразующего промышленного предприятия и муниципального образования можно отнести: автономное развитие города и градообразующего предприятия; старение населения и его однородный в профессиональном плане состав; низкую адаптивность населения к инновациям; высокую степень зависимости уровня доходов населения от экономического положения предприятия; неразвитость транспортной, инженерной и деловой инфраструктуры территории.

Автономное развитие моногорода и градообразующего предприятия в отечественной практике практически не встречается. Со стороны предприятия заинтересованность в перспективном развитии территории обусловлена необходимостью эксплуатации единой или зависимой инфраструктуры, а также удовлетворением ожиданий и предпочтениями занятого населения. Муниципальное образование же в лице предприятия получает союзника при реализации социально-экономической политики, в первую очередь в вопросах содержания и управления социальной сферой. Однако ввиду финансовой несостоятельности многие градообразующие предприятия остаются пассивными по отношению к развитию территории своей дислокации.

27

Старение населения — одна из основных проблем развития практически всех моногородов России, возникающая в связи с увеличением продолжительности жизни горожан на фоне роста отрицательной миграции молодежи и падения рождаемости. Данная тенденция характерна и для Верх-несалдинского ГО, где численность населения за последние 5 лет снизилась на 5%, трудоспособного — на 7% относительно 2013 года, главным образом за счет увеличения численности населения старше трудоспособного возраста и снижения рождаемости.

Отъезд жителей в связи с выталкивающими факторами также влечет за собой рост потребности в кадрах, нехватку специалистов с высокими компетенциями и, соответственно, способствует наращиванию издержек производства и неконкурентоспособности продукции.

Поскольку население не растет, то уровень безработицы в ГО стабильно низкий и составляет 0,65%. Специализация муниципального образования отражается на профессиональной специализации населения, ввиду чего на рынке труда образуется небольшая напряженность, снимаемая наличием вакансий в организациях социальной сферы. При этом возрастает риск «мгновенной» масштабной безработицы с затяжным периодом ее преодоления, вызванной ухудшением финансово-экономической ситуации на градообразующем предприятии.

Население с доходами выше среднего по региону отличается низкой адаптивностью к любым изменениям в профессиональной деятельности, но высокими требованиями к развитию социальной сферы. Поэтому, чтобы удержать высокопроизводительные кадры, руководство градообразующего предприятия вынуждено поддерживать развитие со-

циальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования. Уровень развития социальной инфраструктуры должен соответствовать стандартам качества жизни населения для комфортного проживания, самосовершенствования и культурного развития, обучения, отдыха и обеспечения здоровья жителей. Обобщенным показателем, характеризующим уровень развития социальной сферы, является удовлетворенность населения. По мнению Ю.В. Астахова [1], О.Г. Логиновой [7] и других, комплексный показатель удовлетворенности жителей социальной средой городского образования может интегрировать в себя различные частные показатели: удовлетворенность организацией благоустройства города, удовлетворенность транспортного обслуживания, удовлетворенность качеством дошкольного и общего образования, безопасность и т.д.

В Верхнесалдинском ГО наблюдается высокий уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного и общего образования, обеспеченности первичной и скорой медицинской помощью.

Профессиональное образование можно получить в филиале ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», ГАПОУ СО «Верх-несалдинский авиаметаллургический техникум», ГАПОУ СО «Верхнесалдинский многопрофильный техникум им. А.А. Евстигнеева», Уральском экономическом и Экономико-правовом колледжах, Торгово-экономическом техникуме и Нижнетагильском медицинском училище. При этом большинство специальностей учебных заведений ориентированы на сферу развития металлургического производства.

Показатели активности населения при проведении культурно-массовых мероприятий и уровень занятости

278

населения Верхнесалдинского ГО спортом относительно невысокие. Развитию культурного потенциала на территории ГО способствует наличие 11 муниципальных и ведомственных учреждений культуры. Оживление интереса к этим объектам возможно в условиях их модернизации (внедрения новых цифровых форм культурного просвещения и современных аудиовизуальных технологий на объектах культуры и досуга, проникновения «индустрии досуга» в музеи, открытия новых площадок для временных экспозиций и выставок), развития индустрии высокоинтеллектуального отдыха, экологического, этнического, спортивного и делового туризма.

Инфраструктура физической культуры и спорта в Верхнесалдинском ГО (спортивные залы и бассейны в образовательных учреждениях, специализированные спортивные дворовые и волейбольные площадки, Детско-юношеская спортивная школа, спортивно-оздоровительный комплекс и клуб) способствует поддержанию здорового образа жизни среди молодежи и спорта высших достижений. Для улучшения показателей вовлеченности населения в спортивно-массовые мероприятия необходимо: развивать инфраструктуру сферы физической культуры и спорта; обеспечивать организацию официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; совершенствовать системы спортивных и физкультурных мероприятий.

При том что развитие социальной инфраструктуры определяет качество жизни населения муниципального образования, ее содержание требует часто неокупаемых крупных инвестиций. В условиях ограниченных финансовых ресурсов у территории содержание социальных объектов и объектов ЖКХ на балансе градообразующего предприятия увеличи-

вает себестоимость, а значит, и цену производимой продукции, что негативно влияет на ее конкурентоспособность. При этом даже незначительное ухудшение финансово-экономического положения сетевой структуры отражается на социально-экономическом состоянии муниципального образования, уровне и качестве жизни его населения. Кроме того, для большинства городов России характерен высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, ограниченность ее мощности и пропускной способности. Низкая степень развитости коммуникаций, в свою очередь, мешает расширению городского пространства и развитию бизнеса.

К основным ограничивающим развитие предприятий факторам относится развитость транспортной инфраструктуры. Ее рассматривают как инструмент, обеспечивающий связанность территорий и расшивки «узких мест» в рамках существующей сети автомобильных или железных дорог. Для жителей муниципального образования развитость транспортной инфраструктуры влияет на их мобильность, для предприятия — на величину транспортных издержек, для города в целом — на рост экономики и долгосрочное развитие территории. Для Верхнесалдинского ГО достаточно остро стоит проблема «инфраструктурного разрыва», выражаемого в территориальной отдаленности от потенциальных потребителей и партнеров, низкой пропускной способности дорог, их невстроенности в федеральную и региональную транспортные сети.

Обобщая исследования в области анализа взаимообуслав-ливающих проблем, можно сделать вывод, что в настоящее время на муниципальном уровне происходит пересечение интересов и, соответственно, сращивание ресурсов и управленческих компетенций крупного сетевого бизнеса и власти.

280

Тем самым, по мнению Е.М. Роговой, стратегическое развитие муниципального образования не может не учитывать основных положений стратегии градообразующего предприятия, что обусловлено системным, взаимообуславливаю-щим характером их проблем [12]. Такие проблемы касаются в первую очередь вопросов создания в муниципальном образовании новых высокопроизводительных рабочих мест, улучшения условий ведения бизнеса и роста инвестиционной привлекательности территории, благоустройства города и повышения уровня жизни, диверсификации экономики. С точки зрения изменения стратегии развития градообразующего предприятия они должны касаться не просто реструктуризации такого предприятия путем уменьшения его рыночной власти, а целенаправленной трансформации существующих формальных отношений между бизнесом и властью в области ресурсной обеспеченности производственного процесса. Однако вопросы, связанные с разработкой механизмов сглаживания дисбалансов в развитии муниципального образования и градообразующей сетевой промышленной структуры, так и остаются нерешенными.

Стратегические направления развития сетевой структуры и муниципального образования. Сложность, многогранность и динамичность обоих хозяйствующих субъектов обуславливает необходимость их развития как единой системы, в рамках которой каждый элемент ориентирован на общую траекторию роста, видит свою роль в обеспечении ее реализации и мотивации на самостоятельные действия и действия в команде. Концептуально командное управление необходимо ориентировать на максимальную вовлеченность муниципального образования в деятельность сетевой структуры и, наоборот, через реализацию совмест-

ных муниципальных социально ориентированных проектов на принципах взаимовыгодного сотрудничества, органичности развития и оперативного решения поставленных задач. Основными сферами реализации совместных проектов могут рассматриваться развитие здравоохранения, образования, спорта, культуры, инженерной инфраструктуры, экономики города.

Активную позицию ВСМПО проявило при разработке стратегии развития Верхнесалдинского ГО, которая интегрировала интересы ВСМПО и муниципального образования. Совместная командная работа позволила определить ряд совместно реализуемых стратегических проектов:

1) синхронизация развития ВСМПО, ОЭЗ «Титановая долина» и муниципального образования их дислокации. Проект позволит: для ГО — развивать экономику (за счет увеличения грузооборота резидентов Титановой долины), транспортную инфраструктуру (предполагается модернизация железной дороги и строительства новой ветки; реконструкция участка автодороги Нижний Тагил — Верхняя Салда и строительства юго-восточного обхода города Нижний Тагил, села Покровское и деревни Северная), социальную сферу (для прогнозируемого роста численности занятых планируется создание благоприятных условий для их адаптации к условиям жизни в городе Верхняя Салда: строительством жилого микрорайона с сопутствующей инфраструктурой); для ВСМПО — расширить сферу своей деятельности за счет создания дочерних компаний и сформировать сеть близко расположенных партнеров;

2) диверсификация экономики Верхнесалдинского ГО, которая будет включать не только развитие малого

бизнеса, но и создание совместных или, при поддержке ВСМПО малых и средних транспортных и инновационных предприятий, предприятий сферы услуг и туризма. Развитию малого бизнеса может способствовать возрождение сельского хозяйства и фермерства. Такая диверсификация характерна для ряда крупных сетевых промышленных компаний Свердловской области (УГМК, РМК, ГК «Синара»);

3) развитие на принципах ГЧП сферы здравоохранения для обеспечения жителей городского округа, в т.ч. работников предприятия, качественной медицинской помощью, поддержание здорового образа жизни населения;

4) модернизация систем жизнеобеспечения в рамках федеральной программы развития моногородов, программ стратегического развития ВСМПО и особой экономической зоны, а также с использованием ресурсов муниципалитета и прочие проекты.

Тем самым проведенное исследование доказывает, что вовлеченность сетевой структуры в команду управления муниципальным образованием превращается в ключевое конкурентное преимущество развития территории и бизнес-структур.

Библиографический список

1. Астахов Ю.В., Ткачев А.А., Трапезников С.В. Удовлетворенность населения социальной средой муниципального образования // ДИСКУССИЯ. № 10(62). Ноябрь 2015. С. 87-94.

2. Баженов А.В. К характеристике основных направлений социальной деятельности крупных корпораций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 4. С. 186-192.

3. Беляева И.Ю., Эскиндарова М.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КНОРУС, 2008. 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иванова И.А. Оценка эффективности реструктуризации бизнеса и его социальной ответственности: современный методологический подход // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 89-96.

5. Игнатьева М., Лещенко О. Факторы эффективного социального развития моногородов // Человек и труд. 2011. № 9. С. 22-25.

6. Курлыкова А.В., Бегун Т.В. Концепции устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности в управлении градообразующим предприятием // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 5. С. 34-38.

7. Логинова О. Г., Федореева А. О. Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта // Молодой ученый. 2017. № 3. С. 355-358.

8. Лукишин А.В. Роль градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии моногородов// Дискуссия. 2016. № 5(68). С. 33-36.

9. Лыткин А.И. Направления инновационного развития моногорода // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 1. С. 44-46.

10. Огородникова Е.С., Коковихин А.Ю., Плахин А.Е. Градообразующие предприятия Свердловской области: территориально-отраслевой разрез // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 266-268.

11. Петров В.С. Роль и место муниципального управления в промышленном развитии // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 2. С. 169-173.

12. Рогова Е. М., Ткаченко Е. А., Белов А. М., Сурков О. В. Глава 2. Реструктуризация экономики градообразующего предприятия как направление структурной перестройки экономики про-

284

мышленного моногорода // В кн.: Стратегическое развитие промышленных моногородов России: научное обеспечение и пути реализации. СПб. : ГУАП, 2013. Гл. 2. С. 39-69.

13. Савина Т.Н. Концептуальные основы методологии исследования социально ответственного инвестирования // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 9(408). С. 52-62.

14. Трифонов В.А. Стратегия инновационного развития градообразующих предприятий// Научное обозрение. 2014. № 7-1. С. 366-368.

List of References

1. Astakhov YU.V., Tkachev A.A., Trapeznikov S.V. [Population satisfaction with the social environment of a municipality]. DISKUSSIYA= DISCUSSION, no.10 (62), Noyabr> 2015, pp.87-94.

2. Bazhenov A.V. [To the characteristic of the main directions of social activity of large corporations]. Menedzhment i biznes-administrirovaniye= Management and business administration, 2012, no. 4, p. 186-192.

3. Belyayeva I.YU., Eskindarova M.A. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': upravlencheskiy aspect [Eskindarova MA Corporate social responsibility: managerial aspect]. M.: KNORUS, 2008. 25 p.

4. Ivanova I.A. [Evaluation of the effectiveness of business restructuring and its social responsibility: a modern methodological approach]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom= Management in Russia and abroad, 2015, no. 1, pp. 89-96.

5. Ignat'yeva M., Leshchenko O. Faktory effektivnogo sotsial'nogo razvitiya monogorodov [Factors of effective social development of single-industry cities]. Chelovek i trud= Man and Labor, 2011, no. 9, pp. 22-25.

6. Kurlykova A.V., Begun T.V. [Concepts of sustainable development and corporate social responsibility in managing a city-forming enterprise]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii= Intellekt. Innovation. Investments, 2016, no. 5, pp. 34-38.

7. Loginova O. G., Fedoreyeva A. O. [Social environment and satisfaction with work: comparison of domestic and foreign experience]. Molodoy uchenyy= Young Scientist, 2017, no.3, pp. 355-358.

8. Lukishin A.V. [The role of city-forming enterprises in the socioeconomic development of single-industry cities]. Diskussiya= Discussion, 2016, no. 5(68), pp. 33-36.

9. Lytkin A.I. [Directions of innovative development of a mono-city]. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO= Economy, statistics and informatics. Herald UMO, 2012, no. 1, pp. 44-46.

10. Ogorodnikova Ye.S., Kokovikhin A.YU., Plakhin A.Ye. [Town-forming enterprises of the Sverdlovsk region: territorial and sectoral profile]. Ekonomika i predprinimatel'stvo= Economy and Entrepreneurship, 2017, no. 8-3 (85), pp. 266-268.

11. Petrov V.S. [The role and place of municipal management in industrial development]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy= Journal of legal and economic research, 2011, no. 2, pp. 169-173.

12. Strategicheskoye razvitiye promyshlennykh monogorodov Rossii: nauchnoye obespecheniye i puti realizatsii [Strategic development of industrial single-industry cities of Russia: scientific support and ways of implementation]. SPb.: GUAP, 2013. 230 p.

13. Savina T.N. [Conceptual basis of the research methodology of socially responsible investment]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika= Economic analysis: theory and practice, 2015, no. 9(408), pp.52-62.

14. Trifonov V.A. [Strategy of innovative development of city-forming enterprises]. Nauchnoye obozreniye= Scientific Review, 2014, no.7-1, pp. 366-368.

Контактная информация:

Глумов Антон Анатольевич

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

286

Тел.: +7(343)221-17-54 Е-mail: glumov@usue.ru

Contact links: Glumov Anton A.

Ural State University of Economics

620144, Russia, Ekaterinburg,. 8 Marta/Narodnoi Woli st., 62/45 Tel: +73432211754 E-mail: glumov@usue.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.