RESEARCH
RESULT
Зрнзевич Н., Цветкович Р., Зрнзевич Й. Влияние программы по физической культуре на морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития учащихся // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
УДК 371
DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-1-23-28
Зрнзевич Н. Цветкович Р. Зрнзевич Й.
ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЕ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ_
Университет в Приштине - Косовской Митровице, ул. Неманина, г. Лепосавич, 28000, Сербия; E-mail: [email protected] Университет в Приштине - Косовской Митровице, ул. Неманина, г. Лепосавич, 28000, Сербия; E-mail: [email protected] Университет в Белграде, ул. Благоя Паровича, д. 156, 11000, Белград; E-mail: [email protected]
Аннотация
Отсутствие физической активности способствует развитию различных отклонений в состоянии здоровья. Ранее проведенные исследования показали, что наиболее распространенной проблемой современного общества является ожирение. Только регулярная физическая активность позволяет учащимся превзойти всевозрастающие трудности повседневности. Она повышает резервы здоровья, представляет основное условие и залог полноценной и счастливой жизни и создает предпосылки для высокой творческой самоотдачи. Целью данного исследования является определение влияния действующей учебной программы физического воспитания на морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития учащихся первого класса. Опрос был проведен на выборке из 79 респондентов-учащихся начальной школы. Для того, чтобы определить морфологические характерные показатели, было использовано 13 измерительных антропометрических показателей: тела, длины рук, длины ног, ширины плеч, ширины таза, ширины запястья, окружности грудной клетки, объема верхней окружности плеча, объема верхней части ноги, объема предплечья, локтевой складки кожи, спинной складки кожи, абдоминальной складки кожи и веса тела. Исследование проводилось в течении года. На конечном этапе проведены окончательные измерения. Полученные результаты сравнивались с результатами начального измерения. Достоверность различий определяли с помощью t-критерия значимости Стьюдента на уровне значимости p=0,05%, а предельное верхнее значение при заданном уровне значимости t = 1,96. На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что действующая программа физического воспитания не оказала существенного влияния на морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития учащихся. Ключевые слова: здоровье, физическая активность, морфологические показатели, ученики, ученицы, t-критерий Стьюдента.
Zrnzevic N. Tsvetkovic Raisa Zrnzevic Jovana
THE INFLUENCE OF THE CURRICULUM IN PHYSICAL EDUCATION ON MORPHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS
University of Prístina - Kosovska Mitrovica, Nemanjina St., Leposavic, 28000, Serbia; E-mail: [email protected] University of Prístina - Kosovska Mitrovica, Nemanjina St., Leposavic, 28000, Serbia; E-mail: [email protected] University of Belgrade, 156 Blagoja Parovica St., Beograd, 11000, Serbia; E-mail: [email protected]
Abstract
The consequences of physical inactivity are numerous, but the most common is obesity, which in the later period can cause serious health problems. Only regular physical activity can prepare students to withstand the efforts that await them in everyday life and build a healthy, creative and happy personality. The purpose of this study was to determine the effects of the current physical education curriculum on morphological characteristics of first grade primary school male students. 79 male students from the primary school were tested for the purpose of this research. 13 metrical instruments were used for the assessment of their morphological characteristics of (body height, total arm length, leg length, biacromial diameter, biiliocristal diameter, chest circumference, circumference of the stretched upper arm, triceps skin fold, subscapular skin fold, abdomen skin fold and body mass). The
Зрнзевич Н., Цветкович Р., Зрнзевич Й. Влияние программы по физической культуре на морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития учащихся // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
final measuring was carried out after one year of physical exercise, and the obtained results were compared with the results of the initial measuring. The significance of differences was obtained using student's t-test at the significance level of 0.05% and boundary value of t = 1.96. On the basis of the results, it can be concluded that the program of physical education had no significant effects on the changes of morphological characteristics.
Keywords: health; physical activity; morphological characteristics; male students; female students; students t-test.
Введение
Физическая активность положительно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, на правильный рост и развитие, на формирование двигательных и функциональных способностей, короче говоря, на общее развитие детского организма. Результаты соответствующей работы в области физического воспитания с детьми младшего школьного возраста будут видны не только в сфере физического развития, но и во всестороннем развитии ребенка. Регулярный физический рост и развитие являются приоритетной задачей современной школы, но особую тревогу в последние годы вызывают посредственные результаты систематического контроля, которые указывают на увеличение числа учащихся с неудовлетворительным состоянием здоровья, неправильной осанкой и постуральными невротическими расстройствами. Физическая активность детей в настоящее время сводится к минимуму, что, безусловно, отрицательно отражается на их здоровье. В связи с этим физической активности детей следует уделять больше внимания, особенно детям дошкольного и младшего школьного возраста. Для практичной высокоуровневой реализации необходимо наличие объема знаний и опыта, и прежде всего, широкая осведомленность о возрастных особенностях детей.
Достижение поставленных целей и задач физического воспитания, а также эффективности образовательного процесса не представляется возможным без мониторинга и верификации антропологических характеристик учащихся. Первым условием является первоначальная оценка и диагностика текущего состояния антропологических характеристик субъекта. Транзитная проверка ставит перед собой задачу показать потребность в коррекции программы и в конечном итоге необходимость окончательной проверки, которая дает объективное представление о состоянии способностей учащихся, их прогрессе по сравнению с первоначальной проверкой, а также ориентировочные значения для следующего учебного года [Findak, 2003].
В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка определить, в ка-
кой степени учебная программа физического воспитания, которая реализована в течение одного учебного года, влияет на изменения в структуре морфологических признаков учеников и учениц. Морфологические признаки (антропометрические характеристики) являются частью антропологических характеристик и описывают телосложение (рост костей в длину и ширину, общем натуральной мышечной массы, подкожной жировой ткани). В процессе роста и развития возможны изменения из-за многочисленных внутренних (эндогенных факторов - генетических факторов, пола и эндокринной системы) и внешних (экзогенных) факторов - социально-экономических и психологических факторов, уровня физической активности, диеты, системы питания, климатических условий и т.д.)
Предыдущие исследования
Период младшего школьного возраста (от 7 до 10-11 лет), представляет первую фазу замедления роста. Скорость роста отдельных частей тела осуществляется довольно медленно, а ежегодный прирост высоты тела является относительно равномерным до конца этого периода. Ежегодный прирост высоты тела сопровождается соответствующим увеличением массы тела. В этот период дети ежегодно вырастают до пяти сантиметров, а массу тела увеличивают в среднем на два - три килограмма [Медведев, 1981; КрсмановиЙ, 1985; Зрнзевий, 2003, 2007; Краг^евиЙ, РакиЙ, 2004].
Исследований морфологических характеристик учащихся младшего школьного возраста имеется очень незначительное количество, в частности непосредственное исследование первоклассников. Предыдущие исследования показали, что изменения морфологических характеристик во многом зависят от врожденных (генетических) факторов. Любая деятельность, в большей или меньшей степени влияет на адаптивные изменения организма, а степень проявления этих изменений зависит от методов и средств, используемых в работе с детьми.
На основании результатов проведенного исследования Крсманович [KrsmanoviC, 1985] приходит к выводу, что как и следовало ожидать, наименьшее различие было выявлено в морфоло-
RESEARCH
RESULT
Зрнзевич Н., Цветкович Р., Зрнзевич Й. Влияние программы по физической культуре на морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития учащихся // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
гических характеристиках, так как на них в большей степени не могут влиять систематические упражнения. Зрнзевич [Zrnzevic, 2003 i 2007] исследовала влияние физического воспитания на морфологические особенности учащихся. Результаты исследования показали, что в структуре морфологических характеристик учеников и учениц первого и второго класса не было выявлено статистически значимых различий. Экспериментальная программа физического воспитания повлияла на уменьшение подкожной жировой ткани у учащихся экспериментальной группы.
"Регулярная физическая активность оказывает существенное влияние на здоровье детей и подростков, в том числе на увеличение костной массы, снижение уровня возрастной потери костной массы и поддерживание нормальной массы тела, на снижение риска высокого артериального давления и развитие гипертонии у подростков, на их психосоциальную адаптацию» [Okely, Бут & Patterson, 2001].
Метод исследования
Цель данного исследования состояла в попытке определить эффективность влияния действующей Учебной программы физического воспитания на морфологические характеристики учащихся первого класса. Был проведен выборочный опрос 79 респондентов - учаихся первых классов. Для оценки морфологических характеристик учеников и учениц было осуществлено 13 мерных измерений высоты: тела (AVIS), длины рук (ADUR), длины ног (ADUN), ширины плеч (ASIR), ширины таза (ASIK), ширины запястья(ADZS), окружности грудной клетки (AOGR), объема верхней окружности плеча (AONL), объема верхней части rora^ONK), объема предплечья (AKNK), локтевой складки кожи (AKNN), спинной складки кожи (AKNL), абдоминальной складки кожи (AKNT) и веса тела (ATEZ). Для оценки роста и развития использована IBP- Internacional Biological Programme [Weiner & Lourie, 1969].
Из обязательного содержания общеобразовательных программ по физической культуре, которое обязаны выполнить учителя в первом классе, выделяются: произвольные движения тела, элементарные игры, упражнения для формирования, упражнения на матах, выполнения различных упражнений с употреблением различного реквизита на физкультурных площадках, ритмические упражнения и элементы фольклорных танцев, упражнения, балансовые упражнения. [Program, 2004].
В начале учебного года были сделаны первоначальные измерения, а в конце исследуемого
учебного года были проведены финальные тесты морфологических характеристик учеников и учениц. Для определения количества учащихся, показавших высокий уровень прогрессии в структуре морфологических характеристик в течение учебного года, использовался t-тест, который верификует отличия между начальным и конечным состояниями для каждой переменной в отдельности. Для статистики значимыми отличиями являются показатели с коэффициентом t со значением большим или равным 1,96 при уровне значимости р = .05.
Результаты исследования с дискуссией
Различия между начальным и конечным измерением в группах.
Таблица 1
Различия между первичнным и итоговым измерением морфологических характеристик учеников
Table 1
Differences between the initial and final measurements of the morphological characteristics of male students
Test Mean Inicijalno Mean Finalno t (37) p
AVIS 1245.00 1281.63 30.82 .000
ADUR 541.45 561.34 7.34 .000
ADUN 668.08 696.05 17.89 .000
ASIR 280.87 290.18 24.21 .000
ASIK 202.11 209.55 24.18 .000
ADZS 40.79 42.21 13.64 .000
AOGR 585.92 608.58 7.00 .000
AONL 166.58 176.05 8.14 .000
AONK 335.68 360.74 11.39 .000
AKNN 5.99 6.47 3.59 .001
AKNL 4.78 4.83 .68 .499
AKNT 4.44 5.18 4.60 .000
ATEZ 23.58 25.95 12.33 .000
В таблице 1 приведены результаты ^теста морфологических характеристик учеников, которые верификуют отличия между первичным и итоговым измерением. Объем кожного покрова живота (AKNT) значительно увеличился по сравнению с первоначальным измерением и представ-лет собой отрицательное явление. В таблице 2, приведены результаты ^теста морфологических характеристик учениц, которые представляют различия между начальным и конечным измерением. У подкожной жировой ткани (AKNN-складки кожного покрова локтевого сустава и AKNL-складки кожного покрова спины) величина переменной увеличилась по
Зрнзевич Н., Цветкович Р., Зрнзевич Й. Влияние программы по физической культуре на морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития учащихся // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
сравнению с первоначальным измерением, что не является статистически значимым. Величина переменной объема кожного покрова живота (AKNT), по сравнению с первоначальным измерением значительно увеличилась и представлет собой отрицательное явление.
Таблица 2
Различия между первичнным и итоговым измерением морфологических характеристик учениц
Table 2
Differences between the initial and final measurements of morphological characteristics of female students
Test Mean Inicijalno Mean Finalno t (40) p
AVIS 1233.85 1270.54 30.19 .000
ADUR 533.10 550.37 20.80 .000
ADUN 662.93 691.02 40.70 .000
ASIR 273.49 283.05 26.59 .000
ASIK 198.95 205.80 28.76 .000
ADZS 40.05 41.24 9.41 .000
AOGR 578.05 596.63 5.49 .000
AONL 173.95 183.85 11.16 .000
AONK 356.68 379.27 13.19 .000
AKNN 7.47 7.77 1.78 .083
AKNL 5.69 5.88 1.63 .111
AKNT 5.38 6.30 3.28 .002
ATEZ 23.56 25.74 11.15 .000
Изменения, которые появились в процессе измерения других параметров морфологических характеристик учениц, были аналогичны изменениям показателей, выявленных у учеников.
Дискуссия
Анализируя расчетную величину среднего показателя результатов морфологических характеристик учеников и учениц по результатам итогового измерения можно сделать вывод о том, что самые большие изменения в течение одного года у учеников и учениц выявлены при измерении лонгитудинальных параметров скелета: высоты тела (AVIS), с результатами t-тестa 30.82 у учеников и 30,19 у учениц и длины ноги (ADUN) (t = 17,89) у учеников и 40,70 у учениц.
Коэффициент наследственности при измерении лонгитудиналнх параметров скелета является самым высоким и составляет около 98%, у объема тела генетическая обусловленность составляет 90%, и в жировых отложениях - 50% [Malacko, 2002].
Принимая во внимание статистически значимое увеличение подкожных жировых отложений на
животе (AKNT), на спине (AKNL) и локтевой части руки (AKNN), которые представляют балластную массу, можно сделать вывод о том, что Учебная программа физического воспитания не функционирует в соответствии с потребностями детей или недостаточно реализуется во всех ее сегментах. Морщины кожи менее подвержены влиянию гормона роста ^ = 0,50) и в большой мере могут зависеть от системы питания и физической активности [BuraskoviC, 2001] и влиять на них. Было доказано, что масса тела и подкожной жировой ткани являются сегментами, которые наиболее восприимчивы к трансформации под влиянием внешних и внутренних факторов. Увеличение физической активности приводит к значительным положительным изменениям в антропометрических характеристиках учеников [Ю^тапоую, 1985; 21теую, 2003, 2007; ВигаБкоую, 2002; KragujeviC, ЯлЫс, 2004; PejCiC, Malacko, Muvrin, 2014; Malacko, StankoviC, Doder, PejCiC, 2015].
В процессе своего становления человек проходит через стадии развития, которые предопределены определенными законами внутреннего роста и развития, но и воздействия внешних факторов и деятельности личности. Изменения в развитии представляют гетерогенную систему, так как становление всех систем, органов и способностей на данной ступени развития не находятся на одном уровне. Период раннего школьного возраста является важным возрастным этапом, когда существует возможность наиболее эффективно стимулировать изменения в развитии, а упуще-ное, по мнению многих, невозможно наверстать [ZmzeviC, N ZmzeviC, J. 2012].
Независимо от того, что преподавание физической культуры не меняет существенно величину параметров морфологических характеристик, в первую очередь расчетные величины трансвер-сальных и лонгитудинальных параметров, необходимо контролировать рост и развитие детей. В процессе операционализации необходимо: удовлетворить потребности каждого ученика в отдельности; каждый преподаватель (учитель) должен самостоятельно выбрать рабочую учебную программу по физической культуре, способствующей успешной реализации поставленных целей и задач. Необходимо уделить особое внимание развитию характерных уровневых
морфологических показателей и двигательных способностей учеников и учениц в отдельности. Полученная информация подразумевает использование определенных методологий при планировании и моделировании процесса
RESEARCH
RESULT
Зрнзевич Н., Цветкович Р., Зрнзевич Й. Влияние программы по физической культуре на морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития учащихся // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
обучения в начальной школе [Malacko, Станкович, Doder & PejCiC, 2015].
Выводы
На основании результатов данного исследования, а также результатов предыдущих исследований с учащимися младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что влияние физических упражнений не оказывает большое влияние на изменение расчетных величин трансверсальных и лонгитудинальных параметров скелета, которые в значительной степени обусловлены генетическими факторами. На трансформацию циркулярных параметров и на объем кожных складок программа физических упражнений может влиять в зависимости от содержания и интенсивности данных физических упражнений и методов, используемых в работе с детьми.
Проведенное нами исследование показало, что действующая программа физического воспитания не влияет в большой степени на уменьшение массы подкожной жировой ткани, в частности, его увеличению способствовало отсутствие физической активности. Продолжительность и интенсивность физических упражнений может привести к уменьшению массы подкожной жировой ткани, но в школьной среде не осуществляется физическая подготовка с учетом должных требований, что приводит к минимальному эффекту, так как эффект достигается после выполнения на уроке различных упражнений в течении 12 минут. Каждый урок физической культуры должен быть императивом для учащихся. Разнообразные и увлекательные упражнения способствуют формированию мотивации к самостоятельным занятиям и более активной деятельности учеников в классе.
Список литературы
1. ЗрнзевиЙ Н. Эффективность реализации программ в области физического воспитания в младших классах начальной школы. Неопубликованная дипломная. Нови-Сад. Факультет физического воспитания. 2003. 180 с.
2. ЗрнзевиЙ Н. Методы обучения в области физического воспитания педагогического образования // Призрен-Лепосавиче. Лепосавич. 2016. 134 с.
3. ЪурашковиЙ Р. Спортивная медицина. Ниша. S.I.I.C.S. 2002. 123 с.
4. Крагу]евиЙ Г., РакиЙ И. Физическое здоровье и образование в первом классе начальной школы. Пособие для учителей. Белград. Институт учебников и учебных пособий. 2004. 143 с.
5. КрсмановиЙ Б. Эффективность физического воспитания в зависимости от модели учебного плана. Неопубликованная докторская диссертация. Нови-Сад. Факультет физического воспитания. 1985. 127 с.
6. Медвед Р. Спортивная медицина. Загреб. JUMENA. 1981. 121 с.
7. Финдак В. Методика физического воспитания. Школьные учебники. Загреб. 2003. 145 с.
8. Malacko J. Effects specific training on morphological characteristics and motor abilities in children sports school. Kinesiologia slovenica, 8(programmed 2), 2002.44-49.
9. Malacko J., Stankovic V., Doder D., Pejcic A. Gender differences in the morphological characteristics and motor skills of children aged 7 to 11. Facta Universita-tis Series: Physical Education and Sport Vol. 13. No 1. 2015. p. 115-125.
10. Okely A.D., Booth M.L., Patterson J.W. Relationship of physical activity to fundamental movement skills among adolescents. Med Sci Sports Exerc. 2001. 33:
11. Weiner J. Lourie J. Human Biology, A Guide to Field Metods. Internacional Biological Programme. OxfordEdinburgh. Blackwell Scientific Publications. 1969
12. Zrnzevic N., Zrnzevic J. Realisation of the programme contents in P. E. teaching in the first and second grade of elementary school. // Z.Bilic (Ed.), International scientific journal of kinesiology ACTA KINESIOLOGICA. Vol. 6, Issue 2/2012. p. 52-57. Travnik. Faculty of Education - University of Travnik. Bosnia & Herzegovina.
References
1. Zrnzevih N. Efficiency of the implementation of programs in the field of physical education in primary grades. An unpublished thesis. Novi Sad. Faculty of Physical Education. 2003. 180 p.
2. Zrnzevih N. Methods of teaching in the field of physical education of pedagogical education // Prizren-Leposaviche. Leposavic. 2016. 134 p.
3. Ъш-ashkovih R. Sports medicine. Niche. S.I.I.C.S. 2002. 123 p.
4. Kragujevih G., Rakih I. Physical health and education in the first grade of primary school. A manual for teachers. Belgrade. Institute of textbooks and teaching aids. 2004. 143 p.
5. Krsmanovih B. Efficiency of physical education, depending on the curriculum model. Unpublished doctoral dissertation. Novi Sad. Faculty of Physical Education. 1985. 127 p.
6. Medved R. Sports medicine. Zagreb. JUMENA. 1981. 121 p.
7. Findak V. Method of physical education. School textbooks. Zagreb. 2003. 145 p.
8. Malacko J. Effects specific training on morphological characteristics and motor abilities in children sports school. Kinesiologia slovenica, 8(programmed 2), 2002. Pp. 44-49.
9. Malacko J., Stankovic V., Doder D., Pejcic A. Gender differences in the morphological characteristics and motor skills of children aged 7 to 11. Facta Universita-tis Series: Physical Education and Sport Vol. 13. No 1. 2015. Pp. 115-125.
RESEARCH
RESULT
Зрнзевич Н., Цветкович Р., Зрнзевич Й. Влияние программы по физической культуре на морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития учащихся // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
10. Okely A.D., Booth M.L., Patterson J.W. Relationship of physical activity to fundamental movement skills among adolescents. Med Sci Sports Exerc. 2001. 33:
11. Weiner J. Lourie J. Human Biology, A Guide to Field Metods. Internacional Biological Programme. Oxford- Edinburgh. Blackwell Scientific Publications. 1969.
12. Zmzevic N., Zmzevic J. Realisation of the programme contents in P. E. teaching in the first and second grade of elementary school. // Z.Bilic (Ed.), International scientific journal of kinesiology ACTA KINESIOLOGICA. Vol. 6, Issue 2/2012. Pp. 52-57. Travnik. Faculty of Education - University of Travnik. Bosnia & Herzegovina.
Данные авторов:
Зрнзевич Невенка, доцент кафедры спорта и физической культуры, доктор педагогических наук, доцент
Цветкович Раиса, доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук
Зрнзевич Йована, аспирант кафедры спорта и физической культуры
About the authors:
Zrnzevic Nevenka, Associate Professor, Department of Physical Education, Doctor of Physical Education Sciences, Associate Professor
Tsvetkovic Raisa, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Candidate of Philological Sciences
Zrnzevic Jovana, Postgraduate Student, Department of Physical Education