Научная статья на тему 'Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на двигательную подготовленность детей 5-6 лет'

Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на двигательную подготовленность детей 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ / INTENSITY OF TENSION / ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ / LESSONS PERIODICITY / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MOTOR CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернова Мария Борисовна, Герасимова Анастасия Альлеровна, Кесель Сергей Антонович, Герасимов Марк Максимович

Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений средней интенсивности, оказывают значимое влияние на показатели двигательной подготовленности детей 5-6 лет. Вместе с тем такие же по длительности физические нагрузки высокой интенсивности обусловливает более существенные изменения двигательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернова Мария Борисовна, Герасимова Анастасия Альлеровна, Кесель Сергей Антонович, Герасимов Марк Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-improving training of different intensity influence to motor readiness of 5-6 aged children

The research results give evidence of health-improving training based on the use of the physical exercises sets of medium intensity; have the significant influence with the motor readiness indexes of 5-6 aged children. Alongside with that the same lengthened physical tensions of a high intensity stipulate more significant motor readiness changes.

Текст научной работы на тему «Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на двигательную подготовленность детей 5-6 лет»

УДК 373.31.037.1

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ РАЗНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Чернова Мария Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Герасимова Анастасия Альлеровна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва, РФ Кесель Сергей Антонович, старший преподаватель, Герасимов Марк Максимович, магистрант, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Гродно, Беларусь

Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений средней интенсивности, оказывают значимое влияние на показатели двигательной подготовленности детей 5-6 лет. Вместе с тем такие же по длительности физические нагрузки высокой интенсивности обусловливает более существенные изменения двигательной подготовленности.

Ключевые слова: интенсивность нагрузки; периодичность занятий; двигательные способно-

HEALTH-IMPROVING TRAINING OF DIFFERENT INTENSITY INFLUENCE TO MOTOR READINESS OF 5-6 AGED CHILDREN

Chernova Maria Borisovna, PhD (Cand. Ped. Sci.), associate professor, Gerasimova Anastasia Allerovna, PhD (Cand. Med. Sci.), senior research officer, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education», Moscow, Russia Kesel' Sergej Antonovich, senior lecturer, Gerasimov Mark Maksimovich, the undergraduate, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus

The research results give evidence of health-improving training based on the use of the physical exercises sets of medium intensity; have the significant influence with the motor readiness indexes of 5-6 aged children. Alongside with that the same lengthened physical tensions of a high intensity stipulate more significant motor readiness changes. Keywords: intensity of tension; lessons periodicity; motor capabilities.

Известно, что оздоровительный эффект физической нагрузки определяется, прежде всего, соотношением основных ее параметров [1]. Регулируя объем, интенсивность и частоту занятий можно обеспечивать желаемые адаптационные изменения в организме занимающихся на различных этапах возрастного развития [2-5 и др.]. Однако вопрос о влиянии пара-

метров физической нагрузки на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста исследован недостаточно. В частности существует дефицит сведений относительно изменений уровня развития основных двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в зависимости от интенсивности физической нагрузки, используемой в процессе оздо-

Таблица 1

Параметры физической нагрузки в экспериментальных группах

Группы Направленность нагрузки Занятий в неделю Недельный объем нагрузки

ЭГ-1 средняя интенсивность 2 36 мин

ЭГ-2 высокая интенсивность 2 36 мин

ЭГ-3 средняя интенсивность 5 108 мин

ЭГ-4 высокая интенсивность 5 108 мин

ровительной тренировки.

Цель исследования - выявить влияние занятий оздоровительной тренировки средней и высокой интенсивности на двигательную подготовленность детей 5-6 лет.

Методика

В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-6 лет (п = 67), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок.

Двигательную подготовленность изучали с помощью гетерогенной батареи моторных тестов, включающей бег 6 мин, прыжок в длину с места, челночный бег 4х9 м, бег 20 м, поднимание туловища из положения «лежа на спине», наклон вперед, становую динамометрию, общую оценку физической подготовленности (ОФП).

Были сформированы четыре рандомизированные экспериментальные группы (далее - ЭГ). В экспериментальных группах использовались нагрузки средней (40...50 % максимального пульсового резерва - МПР) и высокой (70.80 % МПР) интенсивности (табл. 1). Общая продолжительность эксперимента составила 34 недели. Педагогическое воздействие осуществлялось в виде комплексов физических упражнений, выполняемых в течение 18 минут в основной части занятия. Комплексы включали упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умерен-

ной мощности. Они были сопоставимы по продолжительности, направленности и объему, но различались по средней интенсивности нагрузки.

На долю нагрузок аэробной и анаэробной направленности приходилось по 50 % времени экспериментальной части занятия. При составлении комплексов определялась индивидуальная относительная интенсивность каждого упражнения и серии упражнений, выраженная в процентах от величины МПР.

Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Оценку значимости различий проводили с помощью методов параметрической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные данные свидетельствуют о том, что в ЭГ-1, использовавшей комплексы физических упражнений средней интенсивности 2 раза в неделю, приросты рассматриваемых показателей в конце педагогического эксперимента были наименьшими, и в ряде случаев, статистически несущественными (табл. 2). В этой группе отмечены значимые (р < 0,05) сдвиги общей оценки физической подготовленности, а также результатов выполнения становой динамометрии, челночного бега, поднимания туловища.

В ЭГ-2, выполнявшей 2 раза в неделю комплексы упражнений высокой интенсивности, наблюдались статистически значимые (р < 0,05.0,001) сдвиги резуль-

татов бега на 20 м, шестиминутного бега, наклона, поднимания туловища, прыжка, становой динамометрии, челночного бега, общей оценки физической подготовленности (табл. 2).

Под влиянием занятий в ЭГ-3, применявшей комплексы физических упражнений средней интенсивности 5 раз в неделю, в конце педагогического эксперимента сдвиги большинства из рассматриваемых показателей, за исключением наклона вперед, носили статистически существенный характер (р < 0,05.0,001). Так, выявлены значимые изменения результатов выполнения бега на 20 м, шестиминутного бега, поднимания туловища, прыжка в длину, становой динамометрии, челночного бега, общей оценки физической подготовленности (табл. 2).

В ЭГ-4 после завершения программы занятий физическими упражнениями высокой интенсивности 5 раз в неделю произошли наиболее выраженные изменения (р < 0,001) всех используемых в исследовании показателей (табл. 2).

Сопоставление изменений двигательной подготовленности выявило наличие статистически значимых межгрупповых различий (табл. 2). Исключение составляет отсутствие различий между детьми ЭГ-1 и ЭГ-3.

Так, ЭГ-2 превосходила (р < 0,05) ЭГ-1 и ЭГ-3 по результатам выполнения теста «поднимание туловища» и величине ОФП. В ЭГ-4 приросты двигательной подготовленности по сравнению с ЭГ-1 были еще выше (р < 0,05.0,001). Они касались бега на 20 м, шестиминутного бега, наклона вперед, поднимания туловища, прыжка в длину, челночного бега, ОФП. Дети ЭГ-4 отличались также от дошкольников ЭГ-2 более существенными сдвигами результатов выполнения шестиминутного бега и ОФП (р < 0,05).

По сравнению с ЭГ-3 приросты рассматриваемых показателей в этой группе были

значительно выше. Дошкольники ЭГ-4 превосходили детей из ЭГ-3 по результатам выполнения бега на 20 м, шестиминутного бега, наклона вперед, поднимания туловища, прыжка в длину и ОФП.

Полученные результаты согласуются с данными Американского колледжа спортивной медицины, согласно которым десятиминутная нагрузка интенсивностью 40.50 % максимального потребления кислорода (МПК) не достаточна для улучшения физической пригодности [1]. Считается, что оптимальные значения интенсивности нагрузки у взрослых людей находятся в пределах 40.85 % МПК (или МПР) [1, 4, 5 и др.]. В отношении оздоровительной тренировки детей предлагаются сходные значения интенсивности работы, составляющие 40.84 % МПК (40.84 % пульсового резерва) [5]. При этом нагрузки 40.59 % МПК относят к средней интенсивности, а 60.84 % МПК - к высокой [5]. Вместе с тем подчеркивается, что интенсивность физических упражнений оздоровительной направленности нельзя рассматривать в отрыве от объема и других параметров нагрузки [6].

Полученные результаты указывают на то, что программы оздоровительной тренировки высокой интенсивности, применяемые 2 и 5 раз в неделю, способствуют более существенному улучшению двигательной подготовленности детей 5-6 лет по сравнению с программами средней интенсивности.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений средней интенсивности 2 раза в неделю, оказывают значимое влияние на показатели двигательной подготовленности детей 5-6 лет. Увеличение количества таких занятий до 5 раз в неделю обусловливает более выраженные изменения двигательной

Примечание: *достоверность сдвига; +, х, °, А, • - достоверность различий между I и II, I и IV, II и III, II и IV, III и IVэкспериментальными группами соответственно.

Таблица 2

Сдвиги показателей двигательной подготовленности у детей 5-6 лет после педагогического эксперимента

Показатель ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 ЭГ-4

2 раза в неделю 5 раз в неделю

средняя интенсивность высокая интенсивность средняя интенсивность высокая интенсивность

d±m d±m d±m d±m

Бег 20 м, с -0,099±0,062 -0,286±0,093** -0,135±0,057* -0,391±0,078***xx*

Бег 6 минут, м 18,15±9,41 39,71±15,41*А 27,37±10,94* 83,40±14,06***xxx»

Наклон, см 1,21±0,92 3,23±0,95** 1,14±0,86 3,65±0,72***x*

Поднимание туловища, раз 2,05±0,84* 8,45±1,80***+ 2,81±0,95** ° 9,06±2,01***xx*

Прыжок, см 3,52±2,05 6,95±1,95** 5,04±1,88* 11,57±2,13***xx*

Ст. динамометрия, кг 2,99±0,94** 4,49±1,34** 3,25±1,12* 5,28±1,26***

Челночный бег, с -0,239±0,111* -0,353±0,057*** -0,295±0,064*** -0,391±0,055***

ОФП, балл 0,69±0,32* 2,20±0,48***+А 0,89±0,41* ° 3,51±0,41***x»»

подготовленности.

Установлено, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов упражнений высокой интенсивности 2 и 5 раз в неделю, вызывают более существенные изменения рассматриваемых показателей двигательной подготовленности, по сравнению с такими же по продолжительности комплексами упражнений средней интенсивности.

Результаты исследования подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания детей дошкольного возраста на основе использования комплексов физических упражнений высокой интенсивности.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 16-06-00244а.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults // Medicine & Science in Sports & Exercise. 1998. Vol. 30 (6). pp. 975-991.

2. Волков Н. И., Олейников В. И. Биоэнергетика спорта: монография. М. : Советский спорт, 2011. 160 с.

3. Криволапчук И. А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 1. С. 76-87.

4. Уилмор Дж., Костилл Д. Физиология спорта и двигательной активности. Киев : Олимпий-

ская литература, 2002. 503 с.

5. Physical Activity Guidelines for Americans. Washington, 2008. 65 p.

6. Global Recommendations on Physical activity for Health. Geneva, World Health Organization, 2010. 60 p.

REFERENCES

1. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults. Medicine & Science in Sports & Exercise, 1998, vol. 30 (6), pp. 975-991.

2. Volkov N. I., Oleinikov V. I. Bioenergetika sporta [Bioenergetics of sports]. Moscow, Sovetskii sport, 2011, 160 p.

3. Krivolapchuk I. A. Energoobespechenie myshechnoi deiatel'nosti detei 5-6 let i kompleksnaia otsenka fizicheskoi rabotosposobnosti [Energy supply of muscular activity of children 5-6 years and complex assessment of physical working capacity]. Human Physiology, 2009, vol. 35, no. 1, pp. 76-87.

4. Uilmor Dzh., Kostill D. Fiziologiia sporta i dvigatel'noi aktivnosti [Physiology of sports and motor activity]. Kiev, Olimpiiskaia literatura, 2002, 503 p.

5. Physical Activity Guidelines for Americans. Washington, 2008, 65 p.

6. Global Recommendations on Physical activity for Health. Geneva, World Health Organization, 2010, 60 p.

Материал поступил в редакцию 06.07.2017 © Чернова М. Б., Герасимова А. А., Кесель С. А., Герасимов М. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.