Научная статья на тему 'Влияние программ государственной поддержки на развитие инновационного предпринимательства в России'

Влияние программ государственной поддержки на развитие инновационного предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / STATE SUPPORT / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / COMPETITIVE ADVANTAGES / INNOVATION DEVELOPMENT STRATEGY / FINANCING OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Е.Н.

Достижение научно-технологического лидерства и эффективное использование высокотехнологичных инноваций способствует формированию достойного места страны на экономической и политической аренах мира. Поддержка инновационной деятельности со стороны государства выступает в качестве ключевого элемента, направленного на достижение международной конкурентоспособности, и обязательного условия реформирования общества в инновационную модель развития. Современная система стимулирующего воздействия на инновационную сферу должна включать совокупность мероприятий, направленных на приоритетную поддержку ведущих направлений инновационного развития, на повышение заинтересованности в инвестировании средств для активного использования технических достижений науки в основном производстве, на нормативно-законодательную защиту прав собственности на объекты инноваций, а также на формирование благоприятного экономического климата в стране. В статье рассматривается роль, прямые и опосредованные формы государственной поддержки инновационной деятельности на современном этапе развития экономики России. Представлена динамика (2010-2018/2019 гг.) международных рейтинговых позиций России в отношении как условий экономического роста, так и его качества. На основе анализа практики реализации государственных программ развития инновационного предпринимательства, осуществляемых в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., выделены десять наиболее действенных, по мнению экспертов, мер государственной поддержки инновационного предпринимательства, а также конкурентные преимущества России с точки зрения условий их влияния на инновационные процессы в экономике: «потенциально влияет», «оказала существенное влияние», «сохранит устойчивый позитивный эффект в долгосрочном периоде». Сделан общий вывод относительно текущей результативности и перспектив реализации инновационной государственной политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельникова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF STATE SUPPORT PROGRAMMES ON THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

A worthy place of the state in the world political and economic arena is impossible without achieving technological and scientific leadership, effective implementation of high-tech innovations. State support for innovation is a key element aimed at staying ahead of the competition, and a prerequisite for the transition of society to an innovative model of development. The system of stimulation of innovative activity has to be provided with a complex of measures including priority support of the key directions of innovative activity; creation of the favourable economic environment stimulating interest in introduction of scientific and technical achievements and inflow of investments in the fixed capital; legislative protection of intellectual property rights. The article discusses the role, direct and indirect forms of state support for innovation at the present stage of development of the Russian economy. The dynamics (2010-2018/2019) of Russia's international ranking positions in relation to both the conditions of economic growth and its quality is presented. On the basis of the analysis of practice of implementation of the state programs of development of innovative entrepreneurship which are carried out in the framework of the Concept of long-term social and economic development of Russian Federation until 2020 («Strategy 2020»), ten the most effective tools of state support for innovative entrepreneurship are identified, as well as Russia's competitive advantages, have been identified view of the conditions of their influence on innovative processes in the economy.

Текст научной работы на тему «Влияние программ государственной поддержки на развитие инновационного предпринимательства в России»

УДК 338.242.4

11ир5://<Зо1. огд/10.34680/ВЕЫЕЕ1С1ЛМ.2019.4(33).34-41

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

МЕЛЬНИКОВА Е.Н.

Башкирский институт технологий и управления (филиал) Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Мелеуз, Россия

Достижение научно-технологического лидерства и эффективное использование высокотехнологичных инноваций способствует формированию достойного места страны на экономической и политической аренах мира. Поддержка инновационной деятельности со стороны государства выступает в качестве ключевого элемента, направленного на достижение международной конкурентоспособности, и обязательного условия реформирования общества в инновационную модель развития. Современная система стимулирующего воздействия на инновационную сферу должна включать совокупность мероприятий, направленных на приоритетную поддержку ведущих направлений инновационного развития, на повышение заинтересованности в инвестировании средств для активного использования технических достижений науки в основном производстве, на нормативно-законодательную защиту прав собственности на объекты инноваций, а также на формирование благоприятного экономического климата в стране. В статье рассматривается роль, прямые и опосредованные формы государственной поддержки инновационной деятельности на современном этапе развития экономики России. Представлена динамика (2010-2018/2019 гг.) международных рейтинговых позиций России в отношении как условий экономического роста, так и его качества. На основе анализа практики реализации государственных программ развития инновационного предпринимательства, осуществляемых в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., выделены десять наиболее действенных, по мнению экспертов, мер государственной поддержки инновационного предпринимательства, а также конкурентные пре-

Образец цитирования:

Мельникова Е.Н. (2019). Влияние программ государственной поддержки на развитие инновационного предпринимательства в России. BENEFICIUM. 2019. 4(33): 34-41. doi: https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.4(33).34-41. For citation:

Melnikova E.N. (2019). Impact of State Support Programmes on the Development of Innovative Entrepre-neurship in Russia. BENEFICIUM. 2019. 4(33): 34-41. (In Russ.). doi: https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.4(33).34-41.

имущества России с точки зрения условий их влияния на инновационные процессы в экономике: «потенциально влияет», «оказала существенное влияние», «сохранит устойчивый позитивный эффект в долгосрочном периоде». Сделан общий вывод относительно текущей результативности и перспектив реализации инновационной государственной политики в России.

Ключевые слова: государственная поддержка; инновационное предпринимательство; конкурентные преимущества; стратегия инновационного развития; финансирование инноваций.

IMPACT OF STATE SUPPORT PROGRAMMES

ON THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

MELNIKOVA E.N.

Bashkir Institute of Technology and Management (branch) K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management, Meleuz, Russia

A worthy place of the state in the world political and economic arena is impossible without achieving technological and scientific leadership, effective implementation of high-tech innovations. State support for innovation is a key element aimed at staying ahead of the competition, and a prerequisite for the transition of society to an innovative model of development. The system of stimulation of innovative activity has to be provided with a complex of measures including priority support of the key directions of innovative activity; creation of the favourable economic environment stimulating interest in introduction of scientific and technical achievements and inflow of investments in the fixed capital; legislative protection of intellectual property rights. The article discusses the role, direct and indirect forms of state support for innovation at the present stage of development of the Russian economy. The dynamics (20102018/2019) of Russia's international ranking positions in relation to both the conditions of economic growth and its quality is presented. On the basis of the analysis of practice of implementation of the state programs of development of innovative entrepreneurship which are carried out in the framework of the Concept of long-term social and economic development of Russian Federation until 2020 («Strategy 2020»), ten the most effective tools of state support for innovative entrepreneurship are identified, as well as Russia's competitive advantages, have been identified view of the conditions of their influence on innovative processes in the economy.

Keywords: state support; innovative entrepreneurship; competitive advantages; innovation development strategy; financing of innovations.

Процесс преобразования результатов интеллектуальных разработок в продукцию или услугу с последующей их реализацией на рынке представляет собой внедрение инноваций. Стимулирование и координация данного процесса со стороны государства в форме поддержки инновационной деятельности способствует повышению уровня научно-технологического преимущества страны на мировой арене и активному экономическому развитию.

Постепенное движение в направлении развития сферы новейших технологических разработок требует вмешательства со стороны государственных органов путем реализации регулирующей и контролирующей функций, которые отражены на рисунке 1 [О государственной поддержке инноваций и стар-тапов, 2019].

Рис. 1. Значение государственной поддержки в повышении инновационного потенциала экономики

Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов (рисунок 2).

Инновационная активность субъектов экономики существенно определяется эффективностью участия государства в инновационных процессах. Стратегией инновационного развития Российской Федерации (РФ) на период до 2020 г. (Стратегия 2020) определен главный предмет внимания государства, в качестве которого выступает обеспечение соответствия российской продукции наукоемких отраслей и производств международным стандартам, предъ-

являемым к качеству, и экологическим требованиям. Кроме того, важное направление заключается в росте конкурентоспособности данной продукции на мировых товарных рынках.

Рис. 2. Формы государственной поддержки инновационного

предпринимательства

За последние несколько лет Российская Федерация существенно улучшила свои позиции, определяемые ведущими международными рейтингами, которые отражают как условия экономического роста (Global Competitiveness Index и Doing Business), так и его качество (Global Innovation Index). Наибольший рывок как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективах отмечается в части создания достойных условий ведения бизнеса. В рейтинге Doing Business, который характеризует условия роста экономики, Россия поднялась на 89 позиций (со 120-го места в 2010 г. до 31-го в 2019 г.). На сегодняшний день, согласно данным Всемирного банка, успешность действий государства по обеспечению деловой среды для всех видов компаний в России сопоставима с такими странами, как Нидерланды, Швейцария, Япония, Словения, Польша и Словакия. Вместе с тем, по-прежнему, наблюдается отставание от ведущих стран Евросоюза и стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Только в группе стран БРИКС Россия демонстрирует лучший текущий результат и максимальную положительную динамику в долгосрочном и краткосрочном периодах. В рейтинге Global

Competitiveness Index, отражающем качество экономического роста, Россия также показала положительную тенденцию изменения своей позиции с точки зрения глобальной конкурентоспособности, поднявшись с 63-го места в 2010 г. на 43-е в 2018 г. Почти полуторакратный рост был обеспечен, главным образом, стремительным ростом значений показателей в блоках, отражающих качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, конкурентоспособность компаний, которые традиционно были самыми слабыми составляющими агрегированной оценки глобальной конкурентоспособности страны. Россия также улучшила в долгосрочной перспективе и сохранила в краткосрочной свои относительно сильные позиции в блоках показателей «Инфраструктура», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Размер внутреннего рынка». Согласно международной оценке глобальной конкурентоспособности Россия находится на уровне таких стран, как Испания, Мальта, Польша, Индия. По-прежнему сохраняется отставание от ведущих инновационных экономик государств Евросоюза и ОЭСР. Среди стран БРИКС Россия уступает Китаю [Национальный доклад об инновациях в России 2017, 2018].

Выявленная положительная динамика позиций России в международных рейтингах во многом выступает результатом реализуемой в последние годы политики государства в области поддержки инноваций. Вместе с тем следует принимать во внимание крайне низкие стартовые позиции страны, а также сохраняющееся отставание от ведущих инновационных экономик мира и скачкообразную динамику позиций страны по отдельным составляющим интегральных индексов. Помимо рейтинговых оценок результаты развития инноваций характеризуют следующие показатели: глобальное лидерство на высокотехнологичных рынках и производительность труда [Тюрина, Бондарев, 2013; 379]. Данные показатели демонстрируют значительное отставание России от большинства стран Евросоюза и ОЭСР.

Экспертный опрос, проведенный в целях оценки текущего состояния российской инновационной экосистемы и определения тенденций развития отдельных технологических отраслей, позволил выявить меры государственной поддержки, сильнее всего повлиявшие на развитие инноваций в России в последние несколько лет. В таблице 1 представлены десять наиболее значимых таких мер по мнению всех экспертов, а также распределение оценок за исключением ответов экспертов, представлявших региональные органы власти [Национальный доклад об инновациях в России 2017, 2018].

Как видно из таблицы 1, самыми действенными мерами, по мнению 67% экспертов, стали программы Фонда содействия инновациям. Со значительным отрывом за ними следуют: программа поддержки инновационных территориальных кластеров, деятельность инновационного центра «Сколково», программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) Министерства экономического развития Российской Федерации, займы Фонда развития промышленности (ФРП), Постановление Правительства №218 о поддержке кооперации вузов и предприятий, программа создания технопарков в сфере высоких технологий. Если исключить ответы экспертов, представ-

лявших региональные органы власти, то оценки мер существенно изменятся. В частности, меры, нацеленные на региональное развитие - поддержка инновационных кластеров и инновационной инфраструктуры, создания технопарков - наоборот, получили совсем низкие оценки. В число мер, оказавших наименьшее влияние на развитие инноваций, попали: конкурсы и программы научных фондов (видимо, в связи с тем, что они имеют отношение к научной, а не инновационной политике), содействие закупкам инновационной продукции, создание малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях, особые экономические зоны технико-внедренческого типа, субсидирование части затрат на НИОКР в рамках комплексных инвестиционных проектов и программы поддержки научно-технического творчества детей и молодежи.

Таблица 1. Перечень наиболее значимых мер государственной поддержки, оказавших влияние на развитие инновационного предпринимательства в России

Меры государственной поддержки Ответы всех экспертов Ответы экспертов за вычетом ответов представителей субъектов РФ

1. Программы Фонда содействия инновациям 67% 47%

2. Программа поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров 30% 12%

3. Создание и развитие инновационного центра «Сколково» 27% 47%

4. Создание и развитие инновационной инфраструктуры поддержки субъектов МСП 24% 6%

5. Займы, предоставляемые ФРП на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий 18% 12%

6. Поддержка кооперации вузов и предприятий (Постановление №218) 18% 24%

7. Создание технопарков в сфере высоких технологий 15% 6%

8. Реализация ключевых проектов «дорожных карт» НТИ 15% 18%

9. Программы, проекты и фонды Группы РОСНАНО 15% 41%

10. Программы инновационного развития госкомпаний 12% 18%

Кроме того, были оценены три различных параметра влияния мер на развитие инноваций (см. таблицу 2). Интересно, что для отдельных мер - программ Фонда содействия, инновационных кластеров и поддержки МСП - фактическая результативность оказалась выше ожидаемой. При этом устойчивость эффектов оценивается выше, чем фактическая результативность, лишь в

отношении «Сколково». Иными словами, эксперты не считают эффекты большинства мер инновационной политики достаточно устойчивыми в долгосрочной перспективе.

Таблица 2. Влияние мер господдержки на инновационную систему России [Национальный доклад об инновациях в России 2017, 2018]

Меры государственной поддержки Ответы экспертов

потенциальное влияние результативность устойчивость эффектов

1. Программы Фонда содействия инновациям 64% 83% 64%

2. Программа поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров 37% 48% 33%

3. Создание и развитие инновационного центра «Сколково» 36% 35% 39%

4. Займы, предоставляемые ФРП на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий 27% 25% 16%

5. Создание и развитие инновационной инфраструктуры поддержки субъектов МСП 19% 27% 26%

6. Поддержка кооперации вузов и предприятий (Постановление №218) 33% 24% 23%

7. Проект 5-100 30% 20% 14%

8. Создание технопарков в сфере высоких технологий 20% 19% 15%

9. Программы инновационного развития госкомпаний 16% 17% 13%

10. Программы, проекты и фонды Группы РОСНАН 10% 19% 10%

По мнению экспертов, реализуемые меры государственной поддержки в отношении блока «Коммерциализация» оказали существенное влияние, а достигнутый результат сохранит устойчивый позитивный эффект в долгосрочном периоде. Чего нельзя сказать о предшествующем ему в инновационном цикле блоке «Исследования и разработки», долгосрочные эффекты от господдержки которого были оценены невысоко. Среди рамочных условий обращают на себя внимание блоки «Человеческий капитал» и «Ценности». Их государственное стимулирование, согласно экспертному мнению, результативны и сохраняют устойчивый позитивный эффект в долгосрочном периоде. К узким местам в рамочных условиях, определенных Стратегией 2020, эксперты отнесли «Институты» и «Инфраструктуру». Следовательно, большинство экспертов не считают эффекты меры инновационной политики достаточно устойчивыми в долгосрочной перспективе.

Таким образом, политика государства в области поддержки инноваций стимулирует инновационную активность в предпринимательской среде, тем самым оказывая положительное влияние на социально-экономические процессы, происходящие в стране. Государственные программы способствуют внедрению нововведений на всех стадиях развития в результате использования различных методов нормативной и финансовой поддержки научного развития в форме государственных контрактов на проведение НИР, функционирования эффективных систем экспертного отбора инновационных проектов, подготовки специалистов инженерной и научной направленности, а также поддержание деятельности коопераций высших учебных заведений и промышленных предприятий. Практически государственная помощь инновационным предпринимателям в России слаба, большинство программ недостаточно эффективно, т.к. инвестиции в НИОКР незначительны, а для решения системных проблем государство устанавливает контроль над деятельностью инновационных предпринимателей. В некоторых случаях наблюдаются признаки несогласованности инструментов инновационной политики между собой и с другими направлениями политики - образовательной, научно-технической, промышленной. Большинство программ имеют относительно непродолжительный срок действия. Важно обеспечить преемственность между завершенными и вновь инициируемыми программами, развивать систему мониторинга и оценки эффективности реализуемых мер, включая выбор целевых показателей и практическое применение результатов оценки.

Библиография

1. Национальный доклад об инновациях в России 2017 (2018). URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/c64/RVK_innovation_2017.pdf (дата обращения: 26.10.2019).

2. О государственной поддержке инноваций и стартапов (2019). Проект «Via Future». URL: https://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/gosudarstvennaya-podderzhka-innovatsij (дата обращения: 25.10.2019).

3. Тюрина, В.Ю., Бондарев, С.А. (2013). Государственная поддержка инновационной деятельности. Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право, 2013, Том 13, №3-2, С. 378-382.

References

1. National Innovation Report 2017 (2018). (In Russ.). Retrieved October 26, 2019, from: https://www.rvc.ru/upload/iblock/c64/RVK_innovation_2017.pdf.

2. O gosudarstvennoy podderzhke innovatsiy i startapov [On state support for innovations and startups] (2019). Project «Via Future». (In Russ.). Retrieved October 25, 2019, from: https://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/gosudarstvennaya-podderzhka-innovatsij.

3. Tyurina, V.Yu. & Bondarev, S.A. (2013). Government Support for Innovation Activity. Izvestiya of Saratov University Series: Economics. Management. Law, 2013, vol. 13, №3-2: 378-381. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.