Научная статья на тему 'Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности'

Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
924
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ / ВЫБОР СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СФЕРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ОЦЕНКА УЧАЩИМИСЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / HIGH SCHOOL STUDENTS' CHOICE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / STUDENTS' EVALUATION OF THEIR NEEDS AND CAPABILITIES / DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS' READINESS / IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL TESTS / PRACTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шилова Мария Ивановна, Кашапова Нелли Владимировна

В статье рассматривается вопрос о значимости осуществления профессиональных проб старшеклассниками при выборе сферы трудовой деятельности. В процессе профессиональной пробы подростки практически «примеряют» на себя, нравится им профессия или нет. Школьники начинают осознавать ответственность и важность совершаемого им выбора. В ходе совершения проб у учащегося появляется возможность оценить свои потребности и возможности в практической деятельности. В соответствии с критериями для организации исследования были применены различные методики определения степени готовности старшеклассников к выбору сферы трудовой деятельности. Анализ результатов исследования проводился на основе сравнения динамики изменений результатов, происходящих в контрольной (учащиеся, не осуществлявшие пробы) и экспериментальной (учащиеся, осуществлявшие пробы) группах. По результатам исследования получены данные, подтверждающие, что подростки, осуществлявшие пробы, больше своих сверстников подготовлены к выбору сферы трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шилова Мария Ивановна, Кашапова Нелли Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Professional Tests on High School Students' Choice of Professional Activity

The article highlights the problem of professional determination among senior pupils. During the professional tests teenagers "try on" the professions in practice, they understand whether they like them or not. The schoolchildren begin to realize the responsibility and the importance of making a decision in this sphere. While taking the tests, all the students get a chance to evaluate their needs and demands in a practical activity. According to the definite criteria in organizing such career tests a great variety of methods were used for defying the level of students' readiness for choosing a job. The authors interpret the results after comparing the dynamic changes in different tests with the groups of the tested pupils and those who were not tested. The results of this research prove that the pupils who tookpart in career tests were prepared for career prospects better than those who were not tested

Текст научной работы на тему «Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности»

Прикладные исследования по педагогике

УДК 373.6 ББК 74.00

М. И. Шилова, Н. В. Кашапова г. Красноярск, Россия

Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности

В статье рассматривается вопрос о значимости осуществления профессиональных проб старшеклассниками при выборе сферы трудовой деятельности. В процессе профессиональной пробы подростки практически «примеряют» на себя, нравится им профессия или нет. Школьники начинают осознавать ответственность и важность совершаемого им выбора. В ходе совершения проб у учащегося появляется возможность оценить свои потребности и возможности в практической деятельности. В соответствии с критериями для организации исследования были применены различные методики определения степени готовности старшеклассников к выбору сферы трудовой деятельности. Анализ результатов исследования проводился на основе сравнения динамики изменений результатов, происходящих в контрольной (учащиеся, не осуществлявшие пробы) и экспериментальной (учащиеся, осуществлявшие пробы) группах. По результатам исследования получены данные, подтверждающие, что подростки, осуществлявшие пробы, больше своих сверстников подготовлены к выбору сферы трудовой деятельности.

Ключевые слова: осуществление профессиональных проб, выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности, профессиональные пробы, оценка учащимися своих потребностей и возможностей, практическая деятельность, определение степени готовности старшеклассников.

M. I. Shilova, N. V. Kashapova Krasnoyarsk, Russia

The Influence of Professional Tests on High School Students’ Choice of Professional Activity

The article highlights the problem of professional determination among senior pupils. During the professional tests teenagers “try on” the professions in practice, they understand whether they like them or not. The schoolchildren begin to realize the responsibility and the importance of making a decision in this sphere. While taking the tests, all the students get a chance to evaluate their needs and demands in a practical activity. According to the definite criteria in organizing such career tests a great variety of methods were used for defying the level of students’ readiness for choosing a job. The authors interpret the results after comparing the dynamic changes in different tests with the groups of the tested pupils and those who were not tested. The results of this research prove that the pupils who took part in career tests were prepared for career prospects better than those who were not tested.

Keywords: implementation of professional tests, high school students’ choice of professional activity, professional tests, students’ evaluation of their needs and capabilities, practical activity, determination of high school students’ readiness.

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится всё более актуальной. Складывающийся в России рынок труда «высветил» серьёзные затруднения в её решении. Подростки затрудняются в выборе профессионального направления, их желания неустойчивы, постоянно

меняются, профессиональные притязания неопределённы, предпочтения зачастую носят романтический характер, не отвечающий реальному образу профессии. Вследствие несформированности профессионального самоопределения школьники руководствуются случайным принципом в выборе будущей профессии, опираясь на мнение сверстников, родителей или внешние критерии профес-

52

© М. И. Шилова, Н. В. Кашапова, 2011

сии: престижность, высокий заработок, лёгкость поступления в вуз и т. п. Всё это ведёт к неудовлетворенности выбором, подросток не может самореализоваться в профессии, недовольство неудачами в «карьере» переходит в личную сферу. Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Человек, работающий не по призванию, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности.

В своём Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 г. Президент РФ Д. А. Медведев особое внимание уделил национальной инициативе «Наша новая школа». Главной задачей современной школы является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире ... школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». На это направлена, в частности, деятельность межшкольных учебных комбинатов (МУК).

Мы предполагали, что своевременное осуществление профессиональных проб, проводимых в МУКе, влияет на осознанность выбора сферы дальнейшей профессиональной деятельности подростка.

Организация проб осуществлялась в опытноэкспериментальном режиме на базе межшкольного учебного комбината № 4 г. Красноярска по следующим направлениям: «Я в психологи пойду»; «Знакомство с миром графики»; «Азбука журналистики»; «Сладкоежка»; «Автомир»; «Успешный секретарь»; «Технология создания сайтов»; «Бухгалтерский учёт»; «Художественная роспись по ткани»; «Мир радиотехники». Направления профессиональных проб подростки выбирают по собственному желанию, «примеряя» на себя профессии.

Для организации профессиональных проб создана материально-техническая база, за каждым технологическим направлением закреплены кабинеты, имеются оборудованные мастерские, гаражи, станочное и другое оборудование, что даёт возможность осуществлять допрофессиональную подготовку школьников.

Организация первичных профессиональных проб осуществляется в определённой последовательности:

- первичный выбор по направлениям при наличии большого количества альтернатив;

- теоретическое обучение по выбранным направлениям;

- производственные пробы на базе мастерских;

- возможность смены направлений для проверки осознанности выбора дальнейшей сферы трудовой деятельности;

- осознание полученного опыта (в процессе итоговых обсуждений и составления портфолио).

В ходе первичного выбора у учащегося появляется возможность оценить свои потребности и возможности в практической деятельности. Это формирует представление о профессии, о том, какими качествами должен обладать профессионал, какие способности в ходе работы могут быть задействованы. Практические пробы позволяют учащемуся почувствовать себя «внутри» профессии, временно занять позицию профессионала.

Задача исследования - изучить, насколько учащиеся экспериментальных и контрольных групп различаются по состоянию готовности к выбору сферы трудовой деятельности.

Для определения уровня готовности старших подростков к выбору профессии использовались следующие критерии:

— критерий информированности - предполагает знание учащимися содержания, условий работы по профессиям, требуемых личностных качеств. Сюда входят также представления подростка о своих интересах, склонностях, качествах личности, соотношение их с требованиями профессии;

— критерий мотивационно-потребностный -характеризуется пониманием учащимися труда как образа жизни, ценности, цели труда, эмоциональным отношением к трудовой деятельности;

— критерий деятельностно-практический -предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения [2, с. 480].

Для организации исследования были выделены группы старшеклассников г. Красноярска. Контрольные группы - учащиеся в количестве 63 чел., не проходившие обучение в межшколь-ном учебном комбинате № 4 и не осуществлявшие профессиональные пробы; экспериментальные группы — учащиеся 54 чел., которые обучаются в межшкольном учебном комбинате № 4 и, соответственно, делают пробы. Сравнение динамики результатов разных групп испытуемых позволит выявить различия в уровнях их готовности к выбору сферы трудовой деятельности.

Анализ результатов подготовки учащихся к выбору сферы трудовой деятельности осуществлялся поэтапно:

— первый этап (диагностический) включает в себя диагностику групп испытуемых для измерения уровня готовности к трудовой деятельности до начала обучения в межшкольном учебном комбинате № 4;

— второй этап (формирующий) - учащиеся экспериментальных групп осуществляют пробы по выбранным профессиональным направлениям;

— третий этап (итоговый) включает анализ влияния проб на степень готовности к выбору сферы будущей трудовой деятельности. Цель этапа - зафиксировать уровни готовности учащихся к выбору сферы трудовой деятельности по итогам опытно-экспериментальной работы.

Анализ результатов исследования проводился путём сравнения динамики изменений результатов, происходящих в контрольных и экспериментальных группах. Использовались различные методики. К каждой методике прилагалась инструкция, которая повторялась для каждой из групп. Время не ограничивалось, так как в работе интересовали собственно результаты исследования по каждому испытуемому (качественный результат), но приблизительный временной промежуток у групп соблюдался (40 минут ± 10).

Методика определения информированности школьников о содержании профессий и требуемых личностных качествах.

Приведён перечень из 10 профессий. Перечень составлялся в соответствии с классификацией профессий Е. А. Климова [1, с. 159]. Испытуемым было предложено по две профессии каждого типа: человек — человек, человек — природа и т. д. Учащиеся должны были просмотреть приведенный в методике перечень, затем охарактеризовать каждый из приведенных видов профессии (чем занимается человек, получивший данную профессию) и описать, какие качества (склонности, способности) необходимы человеку в овладении этой профессией. Далее респондентам было предложено проранжи-ровать эти профессии от более приемлемой к менее, а также отметить те виды профессий, в области которых они могли бы работать (не более 3).

Методика «Игра-ситуация» (разработана Т. Ржевусской). Изучает мотивационно-потреб-ностную сторону выборов учащихся и направлена на определение позиции учащегося по отношению к процессу трудовой деятельности, насколько подросток ценит трудовую деятельность, а также на развитие мотивации подростка на труд.

В методике описано 5 различных ситуаций. Они носят реальный характер, предлагают принять различные виды трудовой деятельности: волонтерская (без материального вознаграждения); оплачиваемая; неоплачиваемая; неоплачиваемая, но с возможными перспективами; ситуация материального достатка.

Модификация методики эмоциональных переживаний (представлена Б. И. Додоновым) [4, с. 55]. Изучалась эмоциональная направленность: каковы установки и в какой области деятельности получаешь положительные эмоции? Данная методика измеряет эмоциональное отношение учеников к будущей профессиональной деятельности. Цель методики - выявить, какие эмоции они испытывают, задумываясь о предстоящей профессиональной деятельности.

По этой методике респондентам был выдан бланк, на котором указан перечень эмоциональных переживаний. Задачей учащихся было выделить из списка (или предложить свой вариант) эмоции, которые они наиболее часто испытывают, задумываясь о своей будущей профессии, и расположить их вправо по строчке от часто переживаемых к тем, что переживаются реже.

Анкетирование. Учащимся был задан ряд вопросов открытого и закрытого характера. Так например, ответы на вопрос «В какой сфере труда они хотели бы работать?», дали возможность получить данные по деятельностно-практическому критерию.

По результатам трёх обозначенных методик и анкеты проверялась гипотеза о влиянии профессиональных проб на выбор трудовой деятельности старшеклассников.

Влияние проб по основным критериям готовности выбора анализировалось на основе сравнительных данных — на начало и окончание исследования (по итогам учебного года). Показатели соответствия описания профессии их объективному образу у школьников в контрольных и экспериментальных группах представлены на рис. 1.

Рис. 1. Динамика показателей соответствия описания профессий учащимися их объективному образу по итогам опытно-экспериментальной работы (%)

Обработка результатов (суждение о правильности ответа) осуществлялась в соответствии с перечнем описаний профессий, выделенных на основе анализа литературы и справочников профессий.

На основании полученных данных установлено, что у учащихся экспериментальных групп, после прохождения первичных профессиональных проб, наблюдается увеличение показателей верно охарактеризованных профессий на 10 %, в контрольных группах — на 2 %. Основной прирост показателей верно охарактеризованных профессий в экспериментальных группах составили профессии, к которым были приближены профессиональные пробы учащихся (подобные или смежные профессии).

Ниже представлена динамика изменений верного описания учащимися профессий, близких к тем, с которыми они познакомились в процессе обучения (рис. 2).

дизайнер педагог, психолог

бухгалтер, аудитор

программист, вебмастер

Рис. 2. Динамика правильно охарактеризованных профессий, учащимися экспериментальных групп после совершения первичных профессиональных проб по близким направлениям (%)

Учащимся было предложено выбрать профессию, в области которой они могли бы работать. Позитивным результатом в нашем исследовании является соответствие выбора учащегося правильному описанию и ожиданию от выбранной профессии. Соответствие выбора профессии реальным представлениям подростка о ней после профессиональных проб в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных (рис. 3).

Вероятно, этот факт повлиял на устойчивость профессионального выбора. На протяжении учебного года у учащихся экспериментальных групп взгляды не менялись или менялись на смежные. В контрольных группах взгляды подростков менее устойчивы, наблюдалась частая смена выбираемых профессий.

□ после исследования Идо исследования

экспериментальные контрольные группы группы

Рис. 3. Соответствие выбора профессии реальным представлениям о ней

Данные по мотивационно-потребностному критерию были получены при анализе результатов ситуации: «Ты получаешь в наследство достаточное количество материальных благ, чтобы прожить свою жизнь безбедно. Что ты будешь делать дальше?» Ответы респондентов сформировали следующие категории:

Продолжал бы работать.

Вложил бы деньги, открыл свой бизнес.

Жил безбедно (входит покупка товаров, посещение клубов, путешествия - трата денег).

Занялся благотворительностью.

Исходя из анализа полученных данных видно, что учащиеся экспериментальных групп больше ориентированы на трудовую деятельность, т. е. отмечается положительная мотивация на труд, при получении материальных средств подростки направляют их в деятельность. Отмечается положительная динамика до и после профессиональных проб. Подростки контрольных групп менее направлены на труд, больше ориентированы на семейные, личные отношения; профессиональные отношения не рассматриваются как ближайшая перспектива. На вопрос: «Ты получаешь в наследство достаточное количество материальных благ, чтобы прожить свою жизнь безбедно. Что ты будешь делать дальше?», учащиеся экспериментальных групп отвечали «Работал» до начала исследования 37 %, а после - 60 %, а учащиеся контрольных групп на данный вопрос ответили «Работал» до исследования 37 % и 14 % после.

Для выявления оценки личностных качеств успешной профессиональной деятельности было проведено анкетирование рис. 4. На вопрос: «Как ты думаешь, какие качества или условия необходимы сегодня молодому человеку, чтобы добиться успеха в жизни?» — подростки экспериментальных групп в ходе проведения исследования показали динамику, отраженную на рис. 4.

20

40

60

80

100

П 50

■ 72

[62

■ 63

\ 68

■ 81

$7

■■ 13

□ 44

27

□до исследования

■ после исследования

0

Рис. 4. Динамика изменения мнений учащихся экспериментальных групп о личностных качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности

В первом срезе, до осуществления профессиональных проб, учащиеся довольно высоко оценивали наличие посторонней помощи в достижении успеха. Во втором срезе данные показатели значительно снизились, а показатель «трудолюбие» вырос на 23 %. Показатели «способности» и «талант» увеличились на 22 %.

Результаты подтвердили положительное влияние первичных профессиональных проб на ценности учащихся. Они значительно выше начинают ценить собственный труд и личные качества, которые помогают достичь успеха в будущей трудовой деятельности, что соответствует моти-вационно-потребностному критерию достижения готовности к трудовой деятельности.

В ходе анкетирования учащимся был задан вопрос: «Выбрал ли ты свою будущую профессию?» Динамика хорошо видна на рис. 5.

Существующий выбор старшеклассниками сферы профессиональной деятельности.

Общий анализ результатов. Исходя из полученных данных всех трёх методик и анкетирования можно сделать вывод, что опыт профессиональных

проб активизировал у учащихся экспериментальных групп процесс профессионального самоопределения. Старшеклассники, осуществлявшие профессиональные пробы, больше своих сверстников, не прошедших данные пробы, подготовлены к выбору сферы трудовой деятельности, больше осведомлены о содержании и особенностях профессий, личностных качествах, которыми должен обладать профессионал в данной области. Это позволяет сделать профессиональный выбор более осознанным, т. е. выбор из простого переходит в осмысленный.

Сравнительный анализ результатов контрольных и экспериментальных групп выявил положительную динамику последней по итогам исследования. После осуществления проб учащиеся стали более мотивированы на трудовую деятельность, повысилась содержательность и глубина профессионального интереса, у них сформировался положительный образ профессионального будущего, выявились профессиональные предпочтения.

Выводы:

1. Уровень готовности к трудовой деятельности у подростков, имеющих опыт первичных профессиональных проб, выше, чем у их сверстников, не имеющих такого опыта.

2. Осуществление профессиональных проб на старшей ступени школы активизирует процесс профессионального самоопределения учащихся.

3. Старшеклассники, совершившие первичные профессиональные пробы, имеют практические навыки реализации себя в профессии, лучше ориентируются на рынке труда, у них более объективные знания о профессиях, выше профессиональная мобильность и ответственность за принятые решения, они более самостоятельны и адекватны при выборе профессии.

В процессе осуществления профессиональных проб учащиеся получают знания о специфике профессий, личностных качествах, которые необходимы для овладения профессией, соотносят требования выбранной профессии со своими интересами, склонностями, способностями, определяя, насколько соответствуют они выбранному направлению.

После совершения профессиональных проб полученный учащимися опыт «переосознаётся» в процессе обсуждения и составления портфолио. Это активизирует процесс профессионального самоопределения подростка, формирует готовность к выбору сферы трудовой деятельности. Учащиеся, прошедшие профессиональную подготовку ещё на школьном этапе, осваивают и формируют критерии выбора будущей профессиональной деятельности, руководствуясь «внутренними» ресурсами и желаниями.

□до исслед.

□ после исслед.

Экспериментальные группы Контрольные группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Данные выбора будущей профессии, полученные по итогам опроса

0

Список литературы

1. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С. 159.

2. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.

3. Сасова И. А. Технологическое образование или трудовое обучение // Педагогика. 2010. № 4. С. 63.

4. Смирнова Г. Е., Наумкина Е. В. Методика Б. И. Додонова Определение общей эмоциональной направленности личности // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 100—103.

Рукопись поступила в редакцию 14.09.2011

УДК 373:821.161.1 ББК 74.03

Н. И. Гетьманенко г. Москва, Россия

Диаметрально противоположные педагогические подходы к интерпретации национальных ценностей: кто прав?

В данной статье автор проводит сравнительный анализ социокультурного опроса студентов США (Горный запад), России (Москва, Чита, Воронеж) и Молдовы (Кишинёв), проведённого в 2004-2009 гг. и даёт полученным данным педагогическую интерпретацию. Исследование проводилось при поддержке фонда «Русский Мир».

Ключевые слова: национальные ценности, методический подход, российская культурная история

N. I. Getmanenko Moscow, Russia

The Directly Opposite Pedagogical Approaches to the Interpretation of National Values:

Who Is Right?

In this article, the author conducts a comparative analysis of the socio-cultural survey of the students in the USA (Mountain West), Russia (Moscow, Chita, Voronezh), and Moldova (Chisinau) taken in 2004-2009, and gives a pedagogical interpretation of the data obtained. The research has been done with the support of the Russian World Foundation.

Keywords: national values, methodical approach, Russian cultural history.

Современная педагогическая мысль объявила гуманизацию образования основным направлением развития на ближайшие десятилетия. Этот тезис вполне отвечает требованиям единого европейского образовательного пространства, куда российская система образования входит в последнее время. Однако на сегодняшний день мы должны признать существование разных методических, научных и ценностных подходов к организации системы высшего и среднего образования. Если формальный переход российских вузов на двухуровневую систему образования признан уже свершившимся фактом, то организация содержания учебных курсов по-прежнему существенно отличается. В качестве приме-

ра можно взять наличествующие сегодня диаметрально противоположные педагогические подходы в трактовке социально-политических, культурных, историческиих событий. Различные методические подходы к интерпретации общего хода мировой истории и национальных культурных ценностей могут проявляться по-разному. Например: применение разных принципов отбора фактического материала, субъективная расстановка акцентов на значимости событий, авторский комментарий общеизвестных исторических фактов, - порой до неузнаваемости меняющий суть и значение историко-культурных событий и по-разному оценивающий влияние персоналий на поворотные исторические события

© Н. И. Гетьманенко, 2011

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.