Научная статья на тему 'Влияние профессионального дискурса на формирование базовых концептов'

Влияние профессионального дискурса на формирование базовых концептов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СТРАТЫ / АССОЦИАЦИИ / DISCOURSE / CONCEPT / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / STRATA / ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пенягина Елена Борисовна

В статье рассматривается проблема формирования базовых концептов профессионального дискурса, приводятся результаты ассоциативного эксперимента, выявляются особенности формирования ассоциативного поля концепта «аптека» в языковом сознании студентов в зависимости от страт-факторов гендер и специальность, анализируется влияние профессионального дискурса на формирование данного концепта у студентов медицинских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PROFESSIONAL DISCOURSE ON THE FORMATION OF THE BASIC CONCEPTS

The article deals with the problem of forming the basic concepts of professional discourse, the results of associative experiment, the features of the formation of the associative field of the concept "pharmacy" in the language consciousness of students depending on the stratum factors of gender and specialty, and the influence ofprofessional discourse on the formation of this concept among medical students.

Текст научной работы на тему «Влияние профессионального дискурса на формирование базовых концептов»

УДК 811.112.2'37

Пенягина Елена Борисовна

Старший преподаватель кафедры теоретического и прикладного языкознания, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8 (342) 2396417 E-mail: psu@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНЦЕПТОВ

В статье рассматривается проблема формирования базовых концептов профессионального дискурса, приводятся результаты ассоциативного эксперимента, выявляются особенности формирования ассоциативного поля концепта «аптека» в языковом сознании студентов в зависимости от страт-факторов гендер и специальность, анализируется влияние профессионального дискурса на формирование данного концепта у студентов медицинских вузов.

Ключевые слова: дискурс, концепт, ассоциативный эксперимент, страты, ассоциации.

Введение

Влияние дискурса на формирование концептов наивной и научной картин мира признается многими исследователями [Алексеева, Мишланова, 2012; Алефиренко, 2002; Карасик, 2007; Олешков, 2009 и др.]. Отношения концепта и дискурса, по мнению исследователей, имеют двунаправленный характер: «не только тот или иной тип дискурса «концептуально» организован (в информационном плане), но и концепты формируют тип определенного дискурса [Олешков, 2009, с. 72]. В нашем исследовании мы понимаем концепт как сложное ментальное образование, являющее собой совокупность знаний и представлений о фрагменте мира, предмете или явлении реальной действительности, обладающее ценностными характеристиками для конкретной языковой личности и коллективного сознания в целом, то есть отражающее национальную и социокультурную специфику видения мира носителем языка. Концепты, сформированные носителями языка и хранящиеся в памяти людей, образуют концептосферу языка [Карасик, 2009].

Основная часть

Изучение концептосферы может осуществляться в рамках функционирования концептов в дискурсе, однако, как считает М.Ю. Олешков, не все концепты «вычисляемы» в дискурсе. Каждый тип институционального дискурса «содержит» в своей основе базовый концепт, например, в юридическом дискурсе - «закон», в религиозном - «вера», в политическом -«власть», в медицинском «здоровье» и тому подобное. Вербализация данного концепта может явно проявляться в речи говорящих, а может отсутствовать. Но наличие такого базового концепта как составляющей коммуникативного контекста, как общего ментального знания во многом предопределяет планирование, продуцирование, восприятие и понимание дискурса [Олешков, 2009, с. 78]. Предметом нашего исследования является концепт АПТЕКА как один из базовых концептов профессионального медицинского дискурса и как элемент концептосферы современного носителя русского языка. Так, в рамках учебно-методического дискурса, преподаватель, опираясь на уже известные факты, сообщает студентам новую информацию, формирует «новый» концепт. Формирование нового концепта - процесс, основанный на использовании уже известной информации, на

приращении нового знания к старому. Задача образования - формирование у студентов научной картины мира, научного сознания. В наивной картине мира, в обыденном сознании человека уже сформированы данные базовые концепты, но учебно-методический дискурс, создавая новое знание на основе современных данных науки, оказывает влияние на формирование «нового» концепта. Таким образом, концепт АПТЕКА как один из базовых концептов профессионального медицинского дискурса может иметь ряд отличий от подобного концепта в других видах дискурса. Именно в рамках учебно-методического дискурса и формируются новые знания студентов, научная концептуальная картина мира и соответствующие ей концепты.

Как считает В.Я. Шабес, «знание имеет двойственную социально-индивидуальную природу». Знание основано «на накопленном конкретном личном уникальном перцептивном опыте каждого человека, знание каждого человека в значительной степени индивидуально». «В то же время, каждое последующее поколение людей, несомненно, получает от предыдущего поколения - через язык, обучение, социальный опыт, практическую деятельность, средства массовой коммуникации и др. - также и существенный объем накопленного социального знания. При этом в когнитивном онтогенезе конкретного человека чувственный опыт и индивидуальное знание выступают в качестве эмпирического фундамента для параллельного/последующего «напластования» знания социального» [Шабес, 2011, с. 51].

В современной лингвистике существует большой выбор методов исследования концепта. В нашем исследовании концепт описывается экспериментальными приёмами, такими как ассоциативный эксперимент и метод стратификации. Использование ассоциативного эксперимента позволяет выявить ассоциативное поле концепта АПТЕКА, именно анализ ассоциаций дает возможность определить структуру ассоциативного поля концепта, его ядро и периферию. По мнению Р.М. Фрумкиной, «как феномен ассоциативная связь определена именно культурой во всем ее многообразии - всеми знаниями, опытом, в том числе -чувственным опытом, но при этом таким опытом, в котором мы не даем себе отчета» [Фрумкина, 2001, с. 192]. Исследования, проводимые на базе словарей, не могут дать полной картины анализируемого концепта, «так как являются овнешнением сознания составителя словаря, в то время как ассоциативный эксперимент фиксирует действительное овнешнение сознания респондентов» [Воркачев, 2007, с. 319]. Таким образом, по мнению С.Г. Воркачева, исследование структуры концепта с помощью свободного ассоциативного эксперимента выходит за рамки интроспекции, его валидность повышается, а результаты можно считать более объективными.

Построение и анализ ассоциативного поля концепта, с учетом метода стратификации, позволяет увидеть влияние отдельных страт-факторов на формирование и отражение концепта в языковом сознании молодых людей. Пермская школа социолингвистики трактует термин «страта» более широко. Страты используются не только для обозначения слоя людей, но и признака, по которому проводится стратификация. Т.И. Ерофеева выделяет биологические страты (возраст), психологические (темперамент) и социальные (гендер, место рождения, специальность, род занятий, образование). Это позволяет рассматривать страты-факторы как составляющие, которые формируют социолект. Стратификация языкового коллектива выступает тем методологическим подходом, который позволяет анализировать закономерности речевого поведения человека в реальных жизненных условиях [Ерофеева, 2009, с. 29]. Использование стратификации в нашем исследовании позволяет более полно показать структуру и наполнение ассоциативного поля концепта АПТЕКА в зависимости от ряда признаков, выявить особенности представления концепта в языковом сознании молодых людей.

Итак, в качестве основного метода исследования использовался направленный ассоциативный эксперимент. Всего в эксперименте приняли участие 40 испытуемых, причём по каждой страте и ее градациям, рассматриваемым в эксперименте, участвовало равное

количество информантов. В исследовании рассматривалось влияние таких страт, как возраст (в данной статье мы анализируем реакции информантов 17-25 лет), гендер и специальность. Страта специальность представлена в эксперименте двумя градациями: люди, получающие/имеющие медицинское образование, и люди, имеющие другие специальности (по 20 человек). По страте гендер информанты подразделялись на мужчин и женщин (по 20 человек). Согласно инструкции, которую получили участники эксперимента, каждый информант написал 10 ассоциаций на слово-стимул АПТЕКА. Таким образом, было получено 400 ассоциаций от сорока испытуемых. На основе полученных реакций было построено ассоциативное поле концепта АПТЕКА, выявлены особенности формирования данного концепта в молодежном языковом сознании.

Анализ экспериментальных данных показывает, что стереотипными ассоциациями для стимула «аптека» являются: фармацевт (48 % опрошенных), лекарства (52 % опрошенных), здоровье (32 %), таблетки (29 %), рецепты (25 %), препараты (20 %). Данные реакции представлены медиками и немедиками практически в равной степени. Следовательно, данные ассоциации составляют ядро ассоциативного поля. Единичные реакции информантов всех групп отражают концепт АПТЕКА через традиционные объекты любой аптеки: гематоген, аскорбиновая кислота, клизма, косметика, презервативы, памперсы, очки, прибор, тонометр, термометр, шприцы, уколы, порошки, растворы, микстура, антисептики, спирт, прилавки, витрины. Данные реакции позволяют утверждать, что обыденным сознанием концепт АПТЕКА определяется, прежде всего, как место, где можно получить лекарства, «магазин» лекарственных средств.

В ряду стереотипных реакций медиков присутствуют реакции: белый халат (49 %), человек в белом халате, люди в белых халатах, помощь (32 %), скорая помощь, лечебная помощь, квалифицированная помощь, оказание помощи, желание помочь, работа (20 %). Вероятно, на формирование данного концепта в сознании медиков большое влияние оказывает профессиональный дискурс. В профессиональном дискурсе на первый план выходят два основных семантических концептообразующих признака: аптека - организация системы здравоохранения; деятельность аптеки - оказание фармацевтической помощи населению. Для информантов-медиков аптека - это сфера деятельности, отсюда ряд единичных ассоциаций: заведующая, персонал, аптечный бизнес, бизнес, конкуренты, конкуренция, торговля, прибыль, продажа, касса, отчет, чек, круглосуточно, сезон заболеваемости, цена, срок годности, склад, товарные накладные, заработок. Но при этом ни один из информантов-медиков не дает реакции «деньги», единичные реакции с подобным значением есть у информантов с другими специальностями: дорогие препараты, дорого, все дорого, потратить кучу денег. Но данные реакции составляют 1 % от общего числа.

Для медиков очень важна не только функциональная составляющая концепта, но и эмоционально-чувственное восприятие: цвет, запах, чистота. Так 26 % опрошенных дают реакции: запах, запах лекарств, запах в производственном отделе, специфический запах. Цветовые ассоциации: белый халат (49 % опрошенных), зеленый (6 %), зелёный крест, зелёный цвет.

Влияние страты гендер на формирование концепта АПТЕКА в молодежном языковом сознании не существенно. Так, только у мужчин встречаются реакции: бабушки (6 %), женщины, много женщин. Данные ассоциации отражают реалии современной жизни. Действительно, по данным социологических исследований 59 % посетителей аптек составляют женщины старше пятидесяти лет. Хочется отметить, что женщины дают большее количество реакций с эмоционально-оценочной коннотацией, нежели мужчины, но эта разница невелика.

Влияние страты специальность достаточно велико. Ассоциативно-вербальная сеть концепта АПТЕКА у медиков включает, в отличие от информантов немедицинских специальностей, следующие тематические группы: система здравоохранения, фармацевтическая помощь, сфера деятельности, специфические признаки, названия

лекарственных форм. Очевидно, здесь проявляется влияние учебного профессионального медицинского дискурса.

Восприятие концепта АПТЕКА всеми группами информантов является в большей степени позитивным, об этом свидетельствуют как стереотипные, так и единичные реакции с положительной эмоционально-оценочной коннотацией. Например, реакции медиков: помощь (29 %), чистота (24 %), понимание (12 %), аккуратность (10 %); доверие, доверительное отношение, терпение, надежность, стерильность, ответственность, опыт, диалог, светло, красота. Реакции представителей других специальностей: вежливость, вежливые фармацевты, консультация, совет, уважение, отзывчивость, внимание, грамотность, доброе отношение, доброта, дружелюбие, спасение, порядок, качество, комфорт, уют, многообразие.

Заключение

Анализ экспериментальных данных, в частности исследование корпуса ассоциаций, выявил общие, универсальные слои концепта АПТЕКА в языковом сознании молодых людей, а также специфику его представления разными информантами в зависимости от их биологических и социальных характеристик. Влияния профессионального медицинского дискурса на формирование базовых концептов, в частности концепта АПТЕКА, достаточно велико. Так, у информантов - студентов фармацевтической академии наибольший вес в ядре концепта АПТЕКА имеют блоки: организация системы здравоохранения, оказание фармацевтической помощи населению, сфера профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. Пермь: Изд-во «Пермский государственный университет», 2002. 200 с.

2. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания, культуры. Москва: Academia, 2002. 391 с.

3. Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. Волгоград: Изд-во «Волгоградский государственный университет», 2007. 400 с.

4. Ерофеева Т.И. Социолект: стратификационное исследование. Пермь: Изд-во «Пермский государственный университет», 2009. 239 с.

5. КарасикВ.И. Языковые ключи. Москва: Гнозис, 2009. 406 с.

6. Олешков М.Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса // Дискурс, концепт, жанр. Коллективная монография / Отв. ред. М.Ю. Олешков. Нижний Тагил: Изд-во «Нижне-Тагильская государственная социально-педагогическая академия», 2009. С. 68-85.

7. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.

8. Шабес В.Я. Континуально-дискретная организация ценностных концептов // Проблемы социо- и психолингвистики / Отв. ред. Е.В. Ерофеева, Вып. 15. Пермская социопсихо-лингвистическая школа: идеи трех поколений: к 70- летию А.С. Штерн. Пермь: Изд-во «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2011. С. 46-74.

Penyagina E. B.

Senior Lecturer, Department of Theoretical and Applied Linguistics, Perm State University

THE IMPACT OF PROFESSIONAL DISCOURSE ON THE FORMATION OF THE BASIC CONCEPTS

The article deals with the problem of forming the basic concepts of professional discourse, the results of associative experiment, the features of the formation of the associative field of the concept "pharmacy" in the language consciousness of students depending on the stratum factors of gender and specialty, and the influence of pro fessional discourse on the _ formation of this concept among medical students.

Keywords: discourse, concept, associative experiment, strata, associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.