Научная статья на тему 'Влияние продуктов температурной деструкции на окислительные процессы и противоизносные свойства минерального моторного масла м10-г 2к'

Влияние продуктов температурной деструкции на окислительные процессы и противоизносные свойства минерального моторного масла м10-г 2к Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ТЕМПЕРАТУРНАЯ СТОЙКОСТЬ / ВЯЗКОСТЬ / ЛЕТУЧЕСТЬ / ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА / КРИТЕРИЙ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ / ПРОЦЕССЫ САМООРГАНИЗАЦИИ / THERMAL-OXIDATIVE STABILITY / THERMAL STABILITY / VISCOSITY / VOLATILITY / ANTIWEAR PROPERTIES / CRITERION OF ANTIWEAR PROPERTIES / SELF-ORGANIZATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Ковальский Болеслав Иванович, Малышева Наталья Николаевна, Рябинин Александр Александрович

Приведены результаты испытания минерального моторного масла М10-Г 2к на температурную стойкость в диапазоне температур от 160 до 280ºС, исследовано влияние продуктов температурной деструкции на окислительные процессы и противоизносные свойства. На первом этапе исследовалась температурная стойкость моторного масла и оценивались его противоизносные свойства. На втором этапе исследовалась термоокислительная стабильность моторного масла. На третьем этапе оценивались противоизносные свойства моторного масла после его окисления. Предложены критерии термоокислительной стабильности, температурной стойкости и противоизносных свойств, которые рекомендуется применять при классификации масел по группам эксплуатационных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Ковальский Болеслав Иванович, Малышева Наталья Николаевна, Рябинин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPERATURE DEGRADATION PRODUCTS EFFECT ON OXIDATIVE PROCESSES AND ANTIWEAR PROPERTIES OF MINERAL MOTOR OIL

The article presents the results of testing the thermal resistance of the mineral motor oil M10-Г 2к in the temperature range from 160 to 280 ºC. The influence of temperature degradation products on the oxidative processes and antiwear properties is studied. The first stage of research was devoted to studying the thermal resistance of the motor oil and the evaluation of its antiwear properties. The thermal-oxidative stability of the motor oil was investigated at the second stage. In the third stage the anti-wear properties of the motor oil were assessed after oxidation. The authors propose the criteria of thermal-oxidative stability, temperature resistance and antiwear properties, which are recommended to be applied when classifying oils by groups of operating properties.

Текст научной работы на тему «Влияние продуктов температурной деструкции на окислительные процессы и противоизносные свойства минерального моторного масла м10-г 2к»

УДК 621.892.1

ВЛИЯНИЕ ПРОДУКТОВ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ДЕСТРУКЦИИ НА ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА МИНЕРАЛЬНОГО МОТОРНОГО МАСЛА М10-Г2к

1 2 3

© Б.И. Ковальский1, Н.Н. Малышева2, А.А. Рябинин3

Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа,

660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 82/6.

Приведены результаты испытания минерального моторного масла М10-Г2к на температурную стойкость в диапазоне температур от 160 до 280°С, исследовано влияние продуктов температурной деструкции на окислительные процессы и противоизносные свойства. На первом этапе исследовалась температурная стойкость моторного масла и оценивались его противоизносные свойства. На втором этапе исследовалась термоокислительная стабильность моторного масла. На третьем этапе оценивались противоизносные свойства моторного масла после его окисления. Предложены критерии термоокислительной стабильности, температурной стойкости и противоиз-носных свойств, которые рекомендуется применять при классификации масел по группам эксплуатационных свойств.

Ил. 15. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: термоокислительная стабильность; температурная стойкость; вязкость; летучесть; противоизносные свойства; критерий противоизносных свойств; процессы самоорганизации.

TEMPERATURE DEGRADATION PRODUCTS EFFECT ON OXIDATIVE PROCESSES AND ANTIWEAR PROPERTIES OF MINERAL MOTOR OIL М10-Г2к B.I. fovalsky, N.N. Malysheva, А.А. Ryabinin

Siberian Federal University, Oil and Gas Institute,

82/6, Svobodny Ave., Krasnoyarsk, 660041, Russia.

The article presents the results of testing the thermal resistance of the mineral motor oil М10-Г2к in the temperature range from 160 to 280 °C. The influence of temperature degradation products on the oxidative processes and antiwear properties is studied. The first stage of research was devoted to studying the thermal resistance of the motor oil and the evaluation of its antiwear properties. The thermal-oxidative stability of the motor oil was investigated at the second stage. In the third stage the anti-wear properties of the motor oil were assessed after oxidation. The authors propose the criteria of thermal-oxidative stability, temperature resistance and antiwear properties, which are recommended to be applied when classifying oils by groups of operating properties. 15 figures.4 sources.

Key words: thermal-oxidative stability; thermal stability; viscosity; volatility; antiwear properties; criterion of antiwear properties; self-organization processes.

Известно, что на поверхностях трения одновременно протекают процессы окисления смазочного материала, температурной и механической деструкций, а также химические реакции продуктов окисления и деструкции с материалами пар трения. В связи с этим определение долевого влияния каждого из этих процессов на состояние смазочных материалов имеет научное и практическое значение для понимания процессов, протекающих на фрикционном контакте, и их влияния на надежность трибосистем.

Целью исследований является определение количественных показателей влияния продуктов темпера-

турной деструкции на окислительные процессы и противоизносные свойства минерального моторного масла М10-Г2к (ГОСТ 8581-78).

Методика исследования предусматривала испытание масла в три этапа. На первом этапе проводились испытания на температурную стойкость в диапазоне температур от 160 до 280°С с повышением температуры на 20°С. При каждом значении температуры испытывалась новая проба масла массой 80±0,1 г в течение 8 часов в термостойком стакане без перемешивания, что исключало возможность ее окисления. После каждых 8 часов испытания термостатированное

1Ковальский Болеслав Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры топливообеспечения и горюче-смазочных материалов, тел.: (391) 2062931, e-mail: Labsm@mail.ru

Kovalsky Boleslav, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Fuel Supply, Oil and Lubricants, tel.: 8(391)2062931, e-mail: Labsm@mail.ru

2Малышева Наталья Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры топливообеспечения и горюче-смазочных материалов, тел.: 89131905779, e-mail: Nataly.nm@mail.ru

Malysheva Natalya, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Fuel Supply, Oil and Lubricants, tel.: 89131905779, e-mail: Nataly.nm@mail.ru

3Рябинин Александр Александрович, студент, тел.: 89293369536, e-mail: s-ryabinin@mail.ru Ryabinin Alexander, Student, tel.: 89293369536, e-mail: s-ryabinin@mail.ru

масло подвергалось фотометрированию для определения коэффициента поглощения светового потока, измерению вязкости, оценке противоизносных свойств на трехшариковой машине трения со схемой «шар-цилиндр».

Второй этап предусматривал испытание термостатированных проб масла М10-Г2к в диапазоне температур от 160 до 280°С на термоокислительную стабильность при температуре 180°С. Для этого проба масла массой 100±0,1 г заливалась в термостойкий стеклянный стакан и перемешивалась стеклянной мешалкой с частотой вращения 300 об/мин. Температура испытания (180°С) и частота вращения мешалки поддерживались автоматически. После каждых 8 часов испытания стакан с пробой масла взвешивался для определения массы испарившегося масла, отбирались пробы для фотометрирования и определения коэффициента поглощения светового потока и кинематической вязкости. После фотометрирования и измерения вязкости пробы масел сливались в стакан, который повторно взвешивался и устанавливался в прибор для определения термоокислительной стабильности для дальнейшего окисления. Продолжительность испытания определялась временем достижения коэффициентом поглощения светового потока значения, равного 0,7-0,8, или увеличения вязкости на 40%.

Третий этап испытаний аналогичен второму с той лишь разницей, что при достижении коэффициентом поглощения светового потока значений приблизительно равных 0,1; 0,2; 0,3... 0,8 наряду с измерением массы испарившегося масла, определением вязкости и коэффициента поглощения светового потока отбиралась проба масла массой 20 г для испытания на машине трения и определения противоизносных свойств по среднеарифметическому значению диа-

метров пятен износа на трех шарах. При этом проба термостатированного масла доливалась в стакане до первоначального значения (100±0,1 г).

По полученным данным строились графические зависимости, по которым производился поиск критериев, определяющих влияние продуктов температурной деструкции на процессы окисления и противоиз-носные свойства.

Результаты исследования. На рис. 1 представлены результаты испытания минерального моторного масла на температурную стойкость в диапазоне температур от 140 до 280°С по таким показателям, как коэффициент поглощения светового потока, вязкость, противоизносные свойства и критерий противоизнос-ных свойств. Зависимость коэффициента поглощения светового потока Кп от температуры испытания (рис. 1,а) характеризуется тремя температурными областями. В первой температурной области от 140 до 160°С коэффициент Кп практически стабильный и не превышает значения 0,03. Вторая температурная область от 160 до 220°С характеризуется увеличением коэффициента Кп, зависимость которого описывается линейным уравнением, а в третьей температурной области от 220 до 280°С коэффициент Кп с ростом температуры уменьшается. По данным [1] в первой температурной области образуются названные нами первичные продукты температурной деструкции, во второй области образуются продукты с большей оптической плотностью, названные вторичными, причем исходным материалом для их образования являются первичные продукты.

Третья температурная область определяет завершение процесса деструкции, но с увеличением температуры за счет создания центров коагуляций коэффициент Кп уменьшается из-за дифракции светового потока.

Рис. 1. Зависимости коэффициента поглощения светового потока Кп (а), износа и (б), вязкости у (в) и критерия противоизносных свойств П (г) от температуры термостатирования минерального

моторного масла М10-Ггк в течение 8 ч

Вязкость масла (рис. 1,в) во всем температурном диапазоне колеблется в пределах от 8,9 до 10,4 сСт. Наибольшее ее увеличение установлено в температурном диапазоне от 200 до 240°С, т.е. когда образуются вторичные продукты температурной деструкции.

Противоизносные свойства испытуемого масла (рис. 1,б) в интервале до 180°С повышаются, при температуре 200°С резко понижаются, а в интервале от 200 до 240°С повторно повышаются и с дальнейшим повышением температуры повторно понижаются. На такое изменение противоизносных свойств масла влияют продукты температурной деструкции. В связи с этим установлена эмпирическая зависимость между концентрацией продуктов температурной деструкции на фрикционном контакте П, выраженная отношением Кп/и и температурой испытания (рис. 1,г). Показано, что в интервале температур до 220°С зависимость П = имеет линейный характер и описывается регрессионным уравнением вида

П = 0,0086 (Т-150),

(1)

где 0,0086 - коэффициент, характеризующий скорость изменения показателя П; Т - температура термоста-тирования, °С.

Дальнейшее увеличение температуры испытания приводит к уменьшению концентрации продуктов деструкции на фрикционном контакте за счет увеличения диаметра пятна износа и уменьшения значения коэффициента Кп. Данный показатель П принят за критерий противоизносных свойств смазочных масел [2].

На рис. 2 представлены зависимости коэффициента поглощения светового потока Кп от времени окисления термостатированных проб масла в интервале температур от 160 до 280°С. Показано, что четкой зависимости изменения оптических свойств масла от температуры термостатирования не наблюдается. Влияние температуры термостатирования на окисли-

тельные процессы масла оценивалось временем достижения коэффициентом Кп значения 0,7 (рис. 3), названного потенциальным ресурсом Р. Как видно из рис. 3, потенциальный ресурс в зависимости от температуры термостатирования колеблется в больших пределах. Наибольшее значение ресурса установлено для температур 200 и 240°С у товарного масла (точка на ординате), а наименьшее для температур 180, 220 и 260°С. Это может объясняться тем, что при окислении термостатированных проб масла образуется два вида продуктов, различающихся оптическими свойствами, что подтверждается зависимостями Кп = %Т), состоящими из двух ветвей.

Наличие двух продуктов окисления вызывает перераспределение избыточной тепловой энергии между ними, а так как первичные продукты являются исходным материалом для вторичных, то с повышением температуры термостатирования окислительные процессы начинаются при разных концентрациях первичных и вторичных продуктов деструкции. Поэтому, если концентрация первичных продуктов большая, то окислительные процессы будут протекать с большей скоростью, значит потенциальный ресурс при окислении будет меньше и наоборот, при малой концентрации первичных продуктов деструкции окислительные процессы будут замедляться, так как нужно время для образования при окислении первичных продуктов окисления.

Изменение кинематической вязкости при окислении термостатированных масел оценивалось коэффициентом относительной вязкости Км, определяемым отношением

К, = Док/Ди

(2)

где док и дисх - кинематическая вязкость окисленного масла и вязкость масла после термостатирования при заданных температурах, сСт.

Рис. 2. Зависимости коэффициента поглощения светового потока от времени окисления и температуры термостатирования минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С;

5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С; 8 - 280°С

Рис. 3. Зависимость потенциального ресурса от температуры термостатирования минерального моторного масла М10-Ггк при его окислении до коэффициента поглощения светового потока Кп = 0,7

Как видно из рис. 4, наиболее стабильная вязкость установлена для масла товарного, не подвергавшегося термостатированию (кривая 1). Для термостатированных проб масла (кривые 2-8) в начале окисления вязкость уменьшается, а затем увеличивается. Наибольшее увеличение вязкости установлено при окислении проб масла, термостатированных при температурах 240 и 260°С (кривые 6 и 7). Кроме того, увеличение вязкости происходит в моменты образования вторичных продуктов окисления. Таким образом, продукты температурной деструкции влияют как на оптические свойства проб масла при их окислении, так и на вязкость.

Летучесть термостатированных проб масла при окислении (рис. 5) при низких температурах термоста-тирования практически не отличается от летучести товарного масла (кривая 1). Особые различия установлены для проб масла, термостатированных при температурах от 200 до 240°С (кривые 4-6). Самая

низкая летучесть масел при окислении установлена для проб масла, термостатированных при температурах 260 и 280°С (кривые 7 и 8).

Термоокислительная стабильность термостатированного минерального масла в основном определяется их оптическими свойствами и летучестью, поэтому за показатель термоокислительной стабильности £тос принят коэффициент, определяемый суммой

Етос - Кп+^

(3)

где Кп - коэффициент поглощения светового потока при окислении термостатированных масел; Ко - коэффициент летучести.

Ко - т/М,

(4)

где т и М- массы испарившегося и оставшегося после окисления масла, г.

Рис. 4. Зависимость коэффициента относительной вязкости от времени и температуры термостатирования минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С; 5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С; 8 - 280°С

б-

в. г 1 4

20 40 60 80 Г. ч

Рис. 5. Зависимость летучести от времени и температуры термостатирования минерального моторного масла М10Гк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С; 5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С; 8 - 280°С

Зависимости коэффициента термоокислительной стабильности (рис.6) при окислении товарного масла и термостатированного при температуре 160°С (кривые 1 и 2) от времени окисления практически совпадают, совпадают зависимости и для температур 200 и 240°С (кривые 4 и 5). Общей тенденцией полученных зависимостей является наличие изгиба, подтверждающего образование при окислении двух видов продуктов окисления независимо от температуры термостатиро-

вания, он происходит в пределах значений коэффициента £тос = 0,3-0,4. Можно предположить, что до изгиба зависимости Етос = происходит процесс образования первичных продуктов окисления, а после изгиба -вторичных. В связи с этим представляет интерес определение значений коэффициента Кп, вязкости и летучести в областях образования первичных и вторичных продуктов окисления (рис. 7).

Рис. 6. Зависимость коэффициента термоокислительной стабильности от времени окисления и температуры термостатирования минеральных моторных масел М10-Ггк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С; 5 - 220°С;

6 - 240°С; 7 - 260°С; 8 - 280°С

Установлено, что в областях образования первичных продуктов окисления показатели Кп, Ко и Км изменяются менее интенсивно (кривые 1), чем в области образования вторичных продуктов (кривые 2). Аналогичная картина наблюдается и для коэффициента термоокислительной стабильности (рис. 8), учитывающего процессы окисления и испарения термостатированного масла. Такие изменения показателей при окислении термостатированного масла в области образования первичных продуктов окисления вызваны перераспределением избыточной тепловой энергии между первичными продуктами и летучестью масла, а в области образования вторичных продуктов - между

первичными и вторичными продуктами и летучестью.

Наличие явления перераспределения доказано исследованиями зависимостей скоростей окисления и испарения (рис. 9 и 10) от времени окисления. Сравнивая зависимости VКп = Щ) и ^ = /(О, видим, что в некоторые промежутки времени кривые зависимостей находятся либо в фазе, либо в противофазе, либо с изменением одного параметра другой параметр стабилизируется. Это вызвано процессами самоорганизации, в результате которых избыточная тепловая энергия поглощается продуктами окисления или испарения.

Рис. 7. Зависимости поглощения светового потока Кп (а), летучести G (б) и коэффициента относительной вязкости Кр (в) от температуры термостатирования и времени окисления минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - время окисления 24 ч; 2 - время окисления 72 ч

Рис. 8. Зависимости коэффициента термоокислительной стабильности от температуры термостатирования и времени окисления минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - время окисления 24 ч; 2 - время окисления 72 ч

Рис. 9. Зависимости скорости процессов окисления от времени испытания и температуры термостатирования минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С; 5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С; 8

- 280°С

Рис. 10. Зависимости средней скорости летучести от времени окисления и температуры термостатирования минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С; 5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С;

8 - 280°С

Скорость процессов окисления (рис. 9) изменяется циклично, а количество циклов зависит от температуры термостатирования (концентрации продуктов деструкции), поэтому с увеличением температуры испытания количество циклов изменения скорости окисления уменьшается. Кроме того, в области образования вторичных продуктов температурной деструкции и окисления количество циклов изменения скорости окисления увеличивается.

Скорость испарения термостатированного масла при окислении также колеблется в некоторых пределах за счет явления перераспределения избыточной тепловой энергии, однако она в разы выше, чем ско-

рость окисления и также зависит от температуры термостатирования и измеряется циклично (за цикл принимается уменьшение скорости с последующим увеличением).

Для оценки интенсивности процессов самоорганизации предложен коэффициент Кс, определяемый отношением

Кс = dVJdVG, (5)

где dVK„ и dVG - соответственно приращения средние скорости окисления и испарения за данный промежуток времени,

МКп - (Vкп2 - бЧо - (VG¿ - . (6)

Как показано на рис. 11, коэффициент интенсивности процессов окисления Кс изменяется циклически, причем в области образования вторичных продуктов окисления амплитуда коэффициента Кс превышает

Ас

амплитуду циклов в области образования первичных продуктов окисления. Наибольшие амплитуды изменения коэффициента Кс установлены для товарного масла (кривая 1) и термостатированных масел при температурах 260 и 280°С (кривые 7 и 8).

Кс

Рис. 11. Зависимости коэффициента интенсивности процессов самоорганизации от времени окисления и температуры термостатирования минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С; 5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С; 8 - 280°С

Таким образом, продукты температурной деструкции замедляют интенсивность процессов самоорганизации по сравнению с товарным маслом в температурном интервале от 160 до 240°С и ускоряют их при температурах 260 и 280°С.

Противоизносные свойства [3,4] термостатированного масла после окисления оценивались по среднеарифметическому значению диаметра пятна износа на трех шарах из двух опытов. Согласно приведенным данным (рис. 12) при окислении противоизносные свойства термостатированных проб масла понижаются. Для количественной оценки понижения противоиз-носных свойств введен коэффициент относительного износа Кои, определяемый отношением

Кои = UJ Ur, (7)

где иок - износ окисленного масла, мм; ит - износ товарного масла без окисления и термостатирования, мм.

Зависимости коэффициента Кои от коэффициента поглощения светового потока приведены на рис. 13. Показано, что противоизносные свойства товарного масла до окисления (кривая 1) выше противоизносных свойств окисленных проб масла только при значениях коэффициента Кп, равных 0,44 и 0,7, а при других его значениях они ниже окисленных проб масла. При температуре термостатирования 160°С (кривая 2) проти-воизносные свойства окисленного масла уступают

товарному максимум в 1,32 раза. При температуре термостатирования 180°С (кривая 3) противоизносные свойства окисленного масла уступают товарному при коэффициенте Кп = 0,87. При остальных температурах термостатирования (кривые 4-8) противоизносные свойства масла при окислении уступают противоиз-носным свойствам товарного масла без окисления. В связи с этим можно утверждать, что продукты температурной деструкции влияют на процесс окисления и противоизносные свойства за счет изменения состава и свойств продуктов окисления. Однако необходимо отметить, что противоизносные свойства термостатированных проб масла при температурах 160 (кривая 2), 180 (кривая 3), 240°С (кривая 5) превышают противоизносные свойства товарного неокисленного масла (первые точки зависимостей Кои = f(K„). Причину такого явления необходимо исследовать.

Основное влияние на противоизносные свойства оказывают концентрация, состав и свойства образующихся при деструкции и окислении продуктов, поэтому в работе в качестве критерия противоизносных свойств П термостатированных проб масла при их окислении принято отношение

П = Кп/U, (8)

где Кп - коэффициент поглощения светового потока окисленных термостатированных проб масла; U -диаметр пятна износа тех же проб масла.

Рис.12. Зависимости среднеарифметического диаметра пятна износа от коэффициента поглощения светового потока и температуры термостатирования минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С; 5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С; 8 - 280°С

Рис. 13. Зависимости коэффициента относительного износа от коэффициента поглощения светового потока и температуры термостатирования минерального моторного масла М10-Ггк: 1 - товарное; 2 - 160°С; 3 - 180°С;

4 - 200°С; 5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С; 8 - 280°С

Зависимости критерия противоизносных свойств от коэффициента поглощения светового потока и температуры термостатирования приведены на рис. 14. Данные зависимости описываются линейными уравнениями вида

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П = аКп,

(9)

где а - коэффициент, характеризующий скорость изменения критерия П (угол наклона зависимости П = Я(Кп) к оси абсцисс); Кп - коэффициент поглощения светового потока.

Критерий противоизносных свойств характеризует

условную концентрацию продуктов окисления и температурной деструкции на номинальной площади фрикционного контакта. Причем, чем больше угол наклона зависимости П = Я(Кп) к оси абсцисс, тем выше противоизносные свойства испытуемого масла. Поэтому скорость изменения критерия П от температуры термостатирования масла выражается регрессионными уравнениями:

для товарного масла П = 3,857 Кп; для температур термостатирования: 160°С - П = 2,857Кп; 180°С - П = 3,571 Кп; 200, 220, 240°С - П = 3,286Кп; 260 и 280°С - П = 3,071 Кп.

Коэффициент корреляции составил 0,97.

Зависимость скорости изменения критерия П при окислении термостатированных проб масла от температуры термостатирования представлена на рис. 15. Согласно данным наибольшая скорость изменения критерия П установлена для товарного масла при его окислении без термостатирования (точка на ординате), а наименьшая - для температуры термостатирования 160°С, при этом масло содержало небольшую концентрацию продуктов температурной деструкции.

140 до 280°С установлено три характерных области с различной скоростью температурной деструкции, что позволило определить температуру начала (160°С) и температуру окончания (220°С) процесса деструкции, которые рекомендуется применять при классификации масел по группам эксплуатационных свойств.

Установлено, что при окислении термостатированного масла при температуре 180°С образуется два вида продуктов окисления с различной оптической

Рис. 14. Зависимости критерия противоизносных свойств от коэффициента поглощения светового потока при окислении термостатированных минеральных моторных масел М10-Ггк при температурах: 1 - товарное;

2 - 160°С; 3 - 180°С; 4 - 200°С; 5 - 220°С; 6 - 240°С; 7 - 260°С; 8 - 280°С

Рис. 15. Зависимость скорости изменения критерия противоизносных свойств при окислении минерального

масла М10-Ггк от температуры термостатирования

При температуре термостатирования 180°С скорость критерия П увеличивалась, при температурах 200-240°С она стабилизировалась на уровне ниже, чем при температуре 180°С, а при температурах 260 и 280°С она стабилизировалась на уровне ниже, чем при температурах 200-240°С. Таким образом, продукты температурной деструкции понижают противоиз-носные свойства минерального моторного масла М10-Г2к во всем диапазоне температур термостатирова-ния.

Для объяснения уменьшения скорости изменения критерия П при температуре 160°С рассмотрим зависимость коэффициента Кп = f(t) (см.рис. 2). Видно, что термостатированное масло при этой температуре при окислении (кривая 2) характеризуется резким увеличением скорости окисления, т.е. продукты температурной деструкции способствуют ускорению процесса окисления. Увеличение скорости изменения критерия П при температуре 180°С (кривая 3) вызвано замедлением скорости окисления.

В результате проведенных исследований показано следующее. Термостатированием минерального моторного масла М10-Г2к в диапазоне температур от

плотностью. Потенциальный ресурс масла, термостатированного при температурах 200 и 240°С, превышает ресурс товарного масла на 3%. Оптические свойства, испаряемость и вязкость в области образования первичных продуктов окисления изменяются с меньшей скоростью, чем в области образования вторичных продуктов.

Предложен коэффициент интенсивности процессов самоорганизации, протекающих в моторном масле, позволяющий установить явление перераспределения избыточной тепловой энергии между продуктами окисления и испарения. Установлено, что наибольшая интенсивность процессов самоорганизации протекает в товарном масле и в маслах, термостатированных при температурах 260 и 280°С.

Предложены критерии противоизносных свойств термостатированных и окисленных термостатированных масел, характеризующие условную концентрацию продуктов деструкции на номинальной площади фрикционного контакта, причем установлено, что продукты температурной деструкции понижают противо-износные свойства термостатированных масел.

Библиографический список

1. Результаты испытания минерального моторного масла на Способ определения качества смазочных масел / Б.И. Ко-температурную стойкость / Б.И. Ковальский [и др.] // Изве- вальский, Ю.Н. Безбородова, Н.Н. Малышева [и др.] 2012. стия Томского политехн. ун-та. 2010. Т.316, № 2. С.46-50. Бюл. №18.

2. Патент РФ 2454654 РФ МПК G 01 N 3/56, G 01 N 33/30. 3. Патент 2428677 РФ МПК G 01 N 19/02. Устройство для

испытания трущихся материалов и масел / Б.И. Ковальский, Ю.Н. Безбородов, О.Н. Петров [и др.]. 2010. Бюл. №25. 4. Исследование связи процессов окисления смазочных материалов с их противоизносными свойствами / Б.И. Ко-

вальский [и др.] // Труды 4 междунар. симп. по транспортной триботехнике «Транстрибо» / под ред. С.Г. Чулкина и П.М. Лысенкова. СПб.: Изд-во «Ломо-Инфраспек», 2010. С.86-91.

УДК 658.7

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СКЛАДСКОГО КОМПЛЕКСА

© О.С. Прокофьева1, Д.С. Фадеев2, С.Л. Чикалина3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Создание современного складского хозяйства - достаточно сложный комплексный процесс, который требует системного подхода. В статье дано описание алгоритма проектирования склада, представлены рекомендации по осуществлению складской деятельности на предприятиях. Ил. 4. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: современный крупный склад предприятия; интегрированная часть логистической цепи; складское хозяйство; алгоритм по созданию склада.

DESIGNING FEATURES OF MODERN WAREHOUSE COMPLEX O.S. Prokofyeva, D.S. Fadeev, S.L. Chikalina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Being a rather complex process creation of a modern warehouse requires a systematic approach. The article describes the algorithm of warehouse designing, provides recommendations on warehousing implementation at enterprises. 4 figures. 5 sources.

Key words: modern large enterprise stockhouse; integrated part of logistic chain; warehousing; warehouse creation algorithm.

Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Современный крупный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегри-

рованная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Создание современного складского хозяйства -это достаточно сложный комплексный процесс, который требует системного подхода, привлечения квалифицированных специалистов и учета многих факторов, влияющих на:

- планирование территории;

- определение параметров территории и склада;

- строительство объекта;

- подбор оборудования и программного обеспечения;

- разработку и внедрение технологии;

- обеспечение жизнедеятельности объекта.

Для максимального учета различных факторов необходимо определить:

- основную задачу склада - его предназначение;

- какие виды ТМЦ, в каких количествах и в каком ассортименте будут обрабатываться на складе и ка-

1Прокофьева Оксана Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89086460247, e-mail: oksana.prok2701@gmail.com

Prokofyeva Oksana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89086460247, e-mail: oksana.prok2701@gmail.com

2Фадеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89025113638, e-mail: karat_2000@mail.ru

Fadeev Dmitry, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89025113638, e-mail: karat_2000@mail.ru

3Чикалина Светлана Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89027654741, e-mail: Chikalinasveta@gmail.com

Chikalina Svetlana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, 89027654741, e-mail: Chikalinasveta@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.