Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОН / ШКОЛЬНИКИ / УСПЕВАЕМОСТЬ / НЕДОСЫПАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарченко Е. Н., Ноздрачева Е. В.

В настоящее время проблемы нарушения сна, его недостаточной продолжительности стоят наиболее остро. Представления о влиянии недостатка сна функциональное состояние нервной системы недостаточно глубоки и однозначны. На решение данных проблем направлены усилия большого количества учёных и врачей разных стран мира. Каждый год создаются всё новые способы исследования сна. В данной работе поднимается проблема влияния сна на успеваемость школьников. Несмотря на важность сна для детей и подростков, ему часто не уделяют должного внимания. В ходе исследования было выяснено, что многие школьники регулярно не досыпают, некоторые из них имеют проблемы со сном. Все это негативно сказывается на их успеваемости. У учащихся ухудшается память, снижается концентрация, многие предметы тяжелее поддаются изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарченко Е. Н., Ноздрачева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SLEEP DURATION ON SCHOOLCHILDREN'S PERFORMANCE

Currently, the problems of sleep disturbance and its insufficient duration are most acute. Ideas about the impact of lack of sleep on the functional state of the nervous system are not deep enough and unambiguous. The efforts of a large number of scientists and doctors from around the world are aimed at solving these problems. Every year, new ways of exploring sleep are being created. In this paper, the problem of the influence of sleep on the academic performance of schoolchildren is raised. Despite the importance of sleep for children and adolescents, it is often not given due attention. During the study, it was found out that many schoolchildren regularly lack sleep, some of them have problems with sleep. All this negatively affects their academic performance. Students' memory deteriorates, concentration decreases, and many subjects are harder to study.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 613.79

ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Е.Н. Захарченко, Е.В. Ноздрачева

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

В настоящее время проблемы нарушения сна, его недостаточной продолжительности стоят наиболее остро. Представления о влиянии недостатка сна функциональное состояние нервной системы недостаточно глубоки и однозначны. На решение данных проблем направлены усилия большого количества учёных и врачей разных стран мира. Каждый год создаются всё новые способы исследования сна. В данной работе поднимается проблема влияния сна на успеваемость школьников. Несмотря на важность сна для детей и подростков, ему часто не уделяют должного внимания. В ходе исследования было выяснено, что многие школьники регулярно не досыпают, некоторые из них имеют проблемы со сном. Все это негативно сказывается на их успеваемости. У учащихся ухудшается память, снижается концентрация, многие предметы тяжелее поддаются изучению. Ключевые слова: сон, школьники, успеваемость, недосыпание.

Введение. Сон и сновидения издавна интересовали человека. Необычное содержание и загадочность сновидений послужили поводом для догадок и предположений о природе сна. Современные представления о сне строятся на трудах М. Жуве и его последователей. Их труды были в полной мере подтверждены ближе к концу 20 века в связи с развитием науки и техники. Большинство учёных искали ответы на вопросы в области сомнологии, чтобы понять, как сон влияет на здоровье человека, каковы гистологические, цитологические, физиологические основы этого процесса. Ученые и сейчас активно занимаются исследованием сна. На современном этапе изучаются уже генетические, биохимические и молекулярно-биологические аспекты сна. Одной из важнейших проблем современности является дефицит сна. С ней сталкиваются и дети, и взрослые. Несмотря на важность этого процесса, ему часто не уделяется должное внимание. Во время сна мозг анализирует информацию, восстанавливается и готовится к получению новых знаний. Если эти процессы прошли успешно, то человек просыпается бодрый и с ясной головой. В обратном случае ухудшается внимание и память, снижается настроение и концентрация [3].

Особенно необходим полноценный сон для школьников. Ведь в это время происходит регенерация клеток и образование гормонов, которые положительно скажутся на настроении, аппетите, внимании и, как следствие, на успеваемости ребенка [1].

Сон школьника должен в среднем составлять 11-12 часов в начальной школе и 9,510,5 часов в старших классах.

Чтобы обеспечить здоровый сон школьнику, необходимо придерживаться нескольких правил: укладываться спать в одно и то же время, исключить подвижные игры и использование гаджетов перед сном, спальное место должно быть правильно организовано, последний приём пищи должен быть не позднее, чем за два часа до отхода ко сну [2].

Методы исследования. Целью исследования являлось установление влияния продолжительности сна на успеваемость школьников. Нами было проведено анкетирование школьников среднего звена (6-8классы) на предмет качества и количества их сна. В предложенной обследуемым школьникам анкете содержались вопросы о времени отхода ко сну и его продолжительности, о наличии ночных кошмаров, качестве сна, а также о субъективной оценке функционального состояния своего организма при недосыпании. Всего в опросе участвовало 100 учащихся. Анкетирование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №6» г. Брянска. Обработку данных проводили с помощью программы Microsoft Word и Microsoft Exel.

Результаты исследования. В результате исследования были получены следующие данные. Большинство детей (47%) ложатся спать в промежуток с 22:30 до 23:30 часов; 30% учащихся отходят ко сну в промежуток с 21:30 до 22:30 часов и 23% ложатся спать с 23:30 до 00:30 часов. Продолжительность сна у 43% учащихся составляет менее 8 часов, 40% учащихся спит в среднем 8,5-9,5 часов и 17% учащихся спит более 9,5 часов. С беспокойным сном и ночными кошмарами часто сталкивается лишь 7% учеников, иногда ночные кошмары беспокоят 32% учащихся и никогда не сталкиваются с беспокойным сном 61% детей. С понятием «гигиена сна» не знакомы 50% учеников, вовсе не соблюдают гигиену сна 20% учеников,18% учащихся иногда соблюдают гигиену сна, и лишь 12% ребят регулярно придерживаются правил гигиены сна. При недосыпании ребята сталкиваются с трудностями в обучении. Так, 27% опрошенных отмечают снижение внимания, 24% замечают снижение активности на уроках, 25% обучающихся испытывают ухудшение памяти, снижение многозадачности наблюдается у 19% детей, 3% учащихся сталкиваются со всеми перечисленными трудностями, а 2% ребят не испытывают трудностей в обучении при недосыпании (рис.1).

12

х

■ 6 класс ■ 7 класс ■ 8 класс

Рис. 1 Влияние сна на успеваемость учащихся МБОУ «Гимназия №6» г. Брянска

Кроме того, нами было выявлено, что при недосыпании обучающие сталкиваются со сложностями при изучении учебного материала в области определенных дисциплин (рис. 2). Так, 28% обучающихся тяжело дается изучение иностранных языков, 25% - математических наук, при изучении естественных наук сталкиваются со сложностями 18% учеников, а при изучении гуманитарных наук - 15% учащихся, страдающих недосыпанием. Важно отметить, что 9% обучающихся ответили, что у них возникают трудности со всеми перечисленными науками, и только у 5% обследуемых школьников трудности не возникают (рис. 2).

Заключение. На основании проведенных исследований, можно сделать вывод, что 43% опрошенных учащихся регулярно не досыпают, так как их продолжительность сна составляет менее 8 часов, при норме ночного сна 8,5-9,5часов. Отход ко сну после 23:30 часов (23% опрошенных) также может приводить к недосыпанию. При нехватке сна ребята сталкиваются со снижением внимания (27% опрошенных), снижением активности на уроках (24% опрошенных), ухудшением памяти (25% опрошенных). Все это не может не сказаться на процессе обучения. Особенно трудно ребятам дается изучение иностранных языков (28% опрошенных) и математических наук (25%). А 9% учащихся завили, что при недосыпании им тяжело дается изучение всех предметов.

14

■ 6 класс ■7 класс ■8 класс

Рис. 2. Трудности, возникающие у обучающихся при недосыпании, при изучении отдельных дисциплин

Стоит отметить, что многие учащиеся не знакомы с понятием «гигиена сна» (50% опрошенных), а регулярно ее соблюдают лишь 12% детей. Это может сильно отразиться на качестве сна. Если на момент опроса 61% учащихся не сталкивается с беспокойным сном и ночными кошмарами, то при несоблюдении гигиены сна этот процент может сократиться. Беспокойный сон также повлияет на успеваемость учащихся.

Однократное недосыпание не сможет сильно повлиять на успеваемость детей. Однако, при регулярном недосыпании будет наблюдаться ухудшение памяти, внимания, активности, снижение учебной мотивации и, как следствие, ухудшение успеваемости. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать правильный режим сна.

Процесс сна и его влияние на организм исследованы не до конца, поэтому данное направление является перспективным. Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, ведь у людей (в частности школьников) возрастает умственная и эмоциональная нагрузка [1].

Список литературы

1. Грицина О.П. Транковская Л.В., Лисецкая Е.А., Тарасенко Г.А. Особенности режима и качества сна современных школьников // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - №2. - 2019. - С. 13-16.

2. Коломейчук С.Н., Теплова Л.И. Качество и параметры сна у школьников // Журнал неврологии и психиатрии. - 2017. - №3. - С.10-12.

3. Мусалимова Р.С., Янбарисова А.С. Качество сна учащейся молодёжи: возрастные и гендерные особенности // Вестник современных исследований. - 2018.- № 12.- С. 105-109.

Сведения об авторах

Захарченко Екатерина Николаевна - магистрант кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected].

Ноздрачева Елена Владимировна - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, email: [email protected].

INFLUENCE OF SLEEP DURATION ON SCHOOLCHILDREN'S PERFORMANCE

E.N. Zakharchenko, E.V. Nozdracheva

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

Currently, the problems of sleep disturbance and its insufficient duration are most acute. Ideas about the impact of lack of sleep on the functional state of the nervous system are not deep enough and unambiguous. The efforts of a large number of scientists and doctors from around the world are aimed at solving these problems. Every year, new ways of exploring sleep are being created. In this paper, the problem of the influence of sleep on the academic performance of schoolchildren is raised. Despite the importance of sleep for children and adolescents, it is often not given due attention. During the study, it was found out that many schoolchildren regularly lack sleep, some of them have problems with sleep. All this negatively affects their academic performance. Students' memory deteriorates, concentration decreases, and many subjects are harder to study.

Key words: sleep, schoolchildren, academic performance, lack of sleep.

References

1. Gritsina O.P., Trankovskaya L.V. Lisetskaya E.A., Tarasenko G.A. Features of the mode and quality of sleep of modern schoolchildren // Zdorovye. Medical ecology. The science. - 2019. -№2. - S. 13-16.

2. Kolomeychuk S.N., Teplova L.I. Quality and parameters of sleep in schoolchildren // Journal of Neurology and Psychiatry. - 2017. - №3. - S.10-12.

3. Musalimova R.S., Yanbarisova A.S. The quality of sleep in students: age and gender characteristics // Bulletin of modern research. - 2018. - №. 12. - S. 105-109.

About authors

Zkharchenko E.N. - Postgraduate, Department of Biology, of Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, e-mail: [email protected]

Nozdracheva E.V - Ph. D. in Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.