Научная статья на тему 'Влияние присоединения России к ВТО на внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области'

Влияние присоединения России к ВТО на внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваль А.Г.

Автор рассматривает основные принципы и правила Всемирной торговой организации и выявляет возможные последствия присоединения России к ВТО для Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коваль А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние присоединения России к ВТО на внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Автор рассматривает основные принципы и правила Всемирной торговой организации и выявляет возможные последствия присоединения России к ВТО для Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Влияние присоединения России к ВТО на внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области

А. Г. КОВАЛЬ,

кандидат экономических наук,

Санкт-Петербургский государственный университет, E-mail: a.koval@econ.pu.ru

Присоединение к ВТО является стратегическим курсом современной торговой политики России. Этот процесс длится с 1993 г., когда РФ подала заявку на вступление в ГАТТ.

Результат процесса присоединения во многом определяет тот факт, что хозяйствующий субъект может подготовиться к предстоящим изменениям, тем самым минимизируя свои потери и увеличивая выгоды, или наоборот, ничего не предпринимать1.

Одним из важнейших аргументов за вступление в ВТО является то, что Россия сможет принять участие в выработке правил международной торговли с учетом своих текущих и стратегических интересов, в том числе с учетом региональной политики.

Если Россия будет следовать основным принципам и соглашениям ВТО и защищать свои интересы по общим правилам, то и страны-члены по отношению к российской стороне уже не смогут использовать противоречащие принципам

1 ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / Под ред. С. Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008. С. 369.

© ЭКО 2009 г.

ВТО меры. Участие в ВТО предоставит ей равный статус с прочими членами ВТО по антидемпинговым процедурам и поставит барьер дискриминационной практике применения ограничительных мер против российских экспортеров. Основываясь на принципах Соглашений по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам, по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг), Россия сможет не только лучше противостоять необоснованным ограничениям своего экспорта, но и более грамотно проводить собственные антидемпинговые и другие расследования.

Это важно, если учесть, что с 1995 г. по первую половину 2007 г. против российского экспорта было инициировано 102 антидемпинговых расследования и введены в действие 84 антидемпинговые пошлины, в большей степени против продукции химической промышленности и метал-лургии2. Следовательно, и металлургическим и химическим предприятиям Санкт-Петербурга и Ленинградской области отмена антидемпинговых пошлин принесет несомненную выгоду.

Стоит добавить, что само по себе присоединение к ВТО дискриминационные меры не отменяет. Более того, есть мнение, что снижение ставок импортных тарифов на черные металлы и изделия из них повлечет за собой перенасыщение рынка, в том числе из-за снижения потребностей машиностроения, и разорение мелких предприятий отрасли3.

Юридическая база

Стоит выделить как минимум два важнейших принципа соглашений ВТО: прозрачность и механизм обязательных нотификаций. Участие России в ВТО предполагает стабильность и прозрачность законодательства, основанного на многосторонних нормах. В свою очередь, практика нотификаций позволит заранее определить меры регулирования, способные

2 WTO Statistics on anti - dumping (http://www.wto.org/english/tratop_e/ adp_e/ad_init_rep_exp_e.xls; http://www.wto.org/english/tratop_e/adp_e/ ad_meas_rep _exp_e.xls).

3 Кузяев К. Вступление России к ВТО: сценарии возможных последствий и отраслевые особенности нового торгового режима // Общество и экономика. 2006. № 2. С. 141-142.

стать потенциальными источниками ущерба для другой стороны или возникновения торговых конфликтов.

Для реализации данных принципов необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу России в соответствии с нормами и правилами ВТО. Уже приняты или вступили в силу следующие нормативные правовые акты: новая редакция Таможенного кодекса, федеральные законы «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле», пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности. С 1 января 2008 г. вступили в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения в области авторского права, а также целый ряд поправок к действующим законам и постановлениям4.

После присоединения РФ к ВТО политика регулирования доступа на рынок будет подчинена строгим правилам и, соответственно, более прозрачна и понятна как внутренним производителям, так и иностранным поставщикам. Это, несомненно, положительно отразится на развитии отечественного производства и привлечении иностранного капитала (на что нацелены как Санкт-Петербург, так и Ленинградская область). К тому же участие в ВТО сократит возможности для лоббирования, так как Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе и обязательством недискриминации. За счет этого повысится заинтересованность стран-партнеров России в торгово-экономическом сотрудничестве, а также возрастет инвестиционная привлекательность Российской Федерации в целом и субъектов Федерации в частности.

К преимуществам участия России в ВТО можно отнести грядущее приведение технических регламентов и стандартов в соответствие с Соглашением по техническим барьерам в торговле, а процедуры сертификации - в соответствие

4 Пахомов А. А. Об итогах переговоров по присоединению России к ВТО в 2003г. и начале 2004 г. // БИКИ. № 13, 20.03.2004. С. 3.; Бессонова А. Россия и ВТО: к присоединению готова? //Информационно-аналитический бюллетень «Мосты». 2007. № 3 (http://trade.ec0acc0rd.0rg/bridges/3/8.htm).

с Соглашением по санитарным и фитосанитарным мерам. Посредством применения механизма, предусмотренного данными соглашениями, ВТО гарантирует подчинение определенным требованиям, касающимся сферы применения стандартов и процесса их разработки и введения5. Это будет выгодно и компаниям Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые, принимая более высокие стандарты, смогут повысить качество своей продукции.

Для эффективного использования Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам с целью защиты своих экспортных прав или оправдания ограничений на импорт России придется модернизировать свою систему стандартов и довести ее до международного уровня, причем данная мера потребует существенных инвестиций. Есть подсчеты, что административные затраты РФ на такую модернизацию могут превысить 35 млн дол.6

На пути к новой системе стандартов уже сделан значительный шаг - принят закон «О техническом регулировании». По расчетам, к 2010 г. 60% продукции, поступающей на внутренний рынок, будет декларироваться, 30% - выпускаться без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% - сертифицироваться по-прежне-му7. Сегодня основным конкурентным преимуществом России на многих зарубежных рынках служит соотношение цена -качество, соответственно, улучшение качества продукции повысит нашу конкурентоспособность.

Но усиление конкуренции со стороны иностранных производителей может привести к таким негативным последствиям, как закрытие предприятий и сокращение рабочих мест.

5 ДоусонЛ. Р. Состояние многосторонней торговли товарами и перспективы участия в ней России //Россия и международная торговая система. Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2000. С.99.

6 Broadman Harry G. Global Economic Integration: Prospects for WTO Accession and Continued Russian Reforms //The Washington Quarterly. 2004. V. 27. Р. 97 (http://www.twq.com/04spring/docs/04spring_broadman.pdf).

7 ЕрасоваЕ. А. Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. 2006. Вып. 1. С. 32.

За и против

Расчет экономических последствий присоединения России к ВТО сложен по объективным причинам. С одной стороны, снижение таможенных пошлин приведет к ослаблению внутреннего рынка и защиты национальных производителей от натиска импортных товаров и услуг. Кроме того, от России требуется прекращение многих действий, в частности в области субсидирования отечественных товаропроизводителей, применения количественных ограничений импорта, отдельных стандартов и других видов нетарифных барьеров. С другой стороны, снижение тарифных и нетарифных барьеров в России приведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке, появится стимул для реструктуризации производств и повышения их эффективности. Выгоды для российских потребителей будут состоять в падении розничных цен на товары и расширении ассортимента продукции.

Измерить возможные потери российских производителей количественно еще труднее, и вряд ли априори поддаются оценке социальные последствия. Приведем ряд экспертных оценок влияния вступления РФ в ВТО на развитие экономики Санкт-Петербурга и Ленинградской области в целом.

По оценкам Высшей школы экономики, Санкт-Петербург входит в пятерку субъектов Федерации, которые больше всех остальных ощутят на себе последствия от присоединения РФ к ВТО в связи с тем, что это регионы-потребители, в которых, вероятнее всего, произойдет вытеснение с рынка существующих поставщиков, а Ленинградская область не входит даже в двадцатку субъектов Федерации, где влияние на рынок может быть больше, чем на остальной территории России8.

Национальный инвестиционный совет относит как Санкт-Петербург, так и Ленинградскую область, к субъектам Федерации, на экономику которых вступление России в ВТО может оказать существенное влияние. Прирост ВРП и Санкт-Петербурга, и Ленинградской области за счет импорто-

8 Возможные последствия присоединения России к ВТО для субъектов РФ // Информационно-аналитический бюллетень «Мосты». № 6. Апрель 2008 (http:// trade.ecoaccord.org/bridges/6/10.htm).

замещающего роста в промышленности и сельском хозяйстве может составить около 0,5%, к тому же ожидается прирост новых рабочих мест: в городе - на 7,5 тыс., в области - на 2,5 тыс.9 Другие эксперты, наоборот, уверяют, что возможности концентрации экономики и населения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области ограничены, поэтому прироста рабочих мест не предвидится10, хотя будет расти внешняя торговля за счет выгодного приграничного расположения и снижения транспортных издержек. Здесь транспортные издержки понимаются в широком смысле - тарифы, риски от непостоянных валютных курсов, институциональные издержки и т.д., в том числе и межрегиональные трансакционные издержки.

Есть и исследователи, которые утверждают, что СевероЗападный федеральный округ выиграет больше остальных от притока иностранных инвестиций после присоединения РФ к ВТО, и в результате это принесет Санкт-Петербургу рост потребления на 10,6%11. Таким образом, Санкт-Петербург и Ленинградская область станут еще более привлекательными субъектами Российской Федерации в глазах зарубежных торговых и инвестиционных партнеров. (В то время как другие субъекты Федерации не изменят своего положения, что усилит территориальное неравенство в России и потребует от правительства большего внимания к развитию региональной политики.)

А вот по мнению вице-губернатора Ленинградской области, президента торгово-промышленной палаты Ленобласти Р. Ис-магилова, вступление России в ВТО непосредственно затронет лишь 20-22% предприятий12.

9 Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. Национальный инвестиционный совет, Российская академия наук. М., 2002 (http://www.rnic.ru/analitics.php). С. 53, 62.

10 Зубаревич Н. Последствия вступления в ВТО для российских регионов // Торговая политика и Всемирная торговая организация, дистанционный семинар. Всемирный банк, март-апрель 2008 г.

11 Rutherford T, Tarr D. Regional Household and Poverty: Effects of Russia 's Accession to the World Trade Organization Policy Research Working Paper 4570, The World Bank Development Research Group Trade Team. March 2008 (http:// www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/IW3P/IB/ 2008/03/24/000158349_20080324110449/Rendered/PDF/wps4570.pdf).

12 Глебов И. Ленобласть продемонстрирует последствия //Энергодиалог. 2007. № 12 (http://www.energodialog.ru/journal/35/4/142).

Среди отраслевых исследований последствий присоединения РФ к ВТО стоит отметить анализ ЦЭФИР. По содержащимся там оценкам, предприятия машиностроения в СевероЗападном округе наиболее чувствительны к изменениям тарифной политики13. Что ж, Санкт-Петербург, например, уже теряет свои позиции в радиоэлектронике, судостроении, станкостроении.

Тем не менее снижение пошлин на некоторые инструменты, аппараты и оборудование может способствовать техническому перевооружению петербургских предприятий машиностроения. Хотя уменьшение ставок на готовую машиностроительную продукцию усилит конкуренцию на внутреннем рынке, объем выпуска машиностроительной продукции Санкт-Петербурга после присоединения к ВТО может снизиться на 3%14. Снижение, скорее всего, не коснется продукции энергомашиностроения - в настоящий момент тарифную защиту на российском рынке механических устройств и оборудования предполагается увеличить15. К «защищенной» группе товаров (84-я группа ТН ВЭД) относится и энергетическое оборудование. В целом можно сделать вывод, что энергомашиностроение в России и после вступления в ВТО будет достаточно защищено, что позволит данной отрасли продолжать наращивать поставки продукции на зарубежные рынки.

На электрическое и путевое оборудование, летательные аппараты, суда и различные виды приборов в России предполагается снижение импортных пошлин, что может привести к усилению конкуренции на внутреннем рынке и, соответственно, к снижению экспортных поставок данной продукции. Кроме того, приборостроительная отрасль представлена, в основном, малыми и средними предприятиями.

13 Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод. /Под руководством Юдаевой К.В. Московский центр Карнеги. 2003. №3 (http://www.rgwto.com/upload/ contents/426/Yudaeva5.pdf).

14 http://www.wto.ru/ru/press.asp?msg_id=19115

15 См. последние данные по средневзвешенным ставкам импортного тарифа РФ по группам товаров в процессе переговоров по присоединению РФ к ВТО (http://www.tpp.nnov.ru/projectstpp).

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день и так наблюдается тенденция к сокращению малого бизнеса16. Так, за полгода, с 1 июля 2005 г. по 1 января 2006 г., в 1,5 раза упало число зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, и прекратили свое существование порядка 100 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. В случае присоединения России к ВТО, по мнению ряда экспертов, малые промышленные предприятия будут и вовсе поглощены крупными компаниями.

Правительство России разработало следующую систему мер государственной поддержки экспорта:

• финансовая и информационно-консультационная поддержка экспортеров;

• расширение доступа российских экспортеров на внешние рынки;

• организация выставочно-ярмарочной деятельности на международных выставках.

При этом особое значение в РФ придается финансовой поддержке, которая осуществляется на основе Концепции развития государственной (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции, сформулированной еще в 2003 г. Документ предполагает кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам, но в явном виде задачу диверсификации экспорта не формулирует17.

Есть время подготовиться

Не стоит забывать, что согласно нормам Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам существует запрет на определённые виды экспортных субсидий (ст. 3). Против субсидирования также могут быть предприняты защитные меры в виде компенсационных пошлин (часть III Соглашения). Однако разрешается оказывать государственную поддержку

16 Броило Е. В. Проблемы стабильного экономического развития СевероЗападного региона //ЭКО. 2007. № 2. С. 61.

17 Гурова И. П., Зыкова Е. В., СкляроваЕ. Б. Диверсификация российского экспорта //ЭКО. 2007. № 9. С. 35.

в области исследовательской деятельности предприятий, в рамках регионального развития, а также для адаптации производственных мощностей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды (ст. 8), и в тех случаях, когда общая величина субсидирования в стоимости товара не превышает 5% (ст. 6).

Таким образом, многие виды экспортных субсидий, предлагаемые сейчас правительством и рядом экспертов, будут недоступны после присоединения РФ к ВТО. Поэтому осуществлять государственную поддержку, чтобы повысить конкурентоспособность экспортной продукции и расширить присутствие российских компаний на зарубежных рынках, необходимо именно сейчас, пока есть возможность18.

Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области проводят изучение последствий присоединения России к ВТО для компаний, работающих в данных субъектах Федерации. Для оказания практической помощи в Ленинградской торгово-промышленной палате создан специальный консультационный центр по проблематике ВТО.

Понятно, что присоединение России к ВТО окажет как позитивное, так и негативное влияние на экономическое развитие Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но если данный шаг будет сопровождаться необходимой государственной политикой и адекватной деятельностью российских компаний, то положительных последствий будет все же больше. Ведь членство в ВТО - это лишь инструмент в формировании грамотной внешнеэкономической политики государства и его субъектов.

18 Здесь стоит добавить, что, по мнению Дж. Стиглица, Россия сейчас не готова для членства в ВТО, так как ей прежде необходимо подготовить свои обрабатывающие и инновационные отрасли для новых условий, однако этого не происходит. / Interview with Prof. J. Stiglitz at the 3 rd Lindau Nobel Laureate Meeting //Economic Sciences. 2008. August. С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.