Научная статья на тему 'Влияние природных изменений на культурные события на рубеже бронзового и железного веков в Маньчжурии и Приморье'

Влияние природных изменений на культурные события на рубеже бронзового и железного веков в Маньчжурии и Приморье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / БРОНЗОВЫЙ И ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / EAST ASIA / BRONZE AND IRON AGE / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вострецов Юрий Евгеньевич

Анализируются причины экспансии развитых земледельцев в прибрежную зону Восточной Азии в I тыс. до н.э. Рассматривается комплекс природных факторов, связанных с фазами похолодания климата и влияющих на ресурсную базу, жизнеобеспечение континентальных развитых земледельцев и прибрежного населения с морской адаптацией. Выявлена взаимосвязь между фазами похолодания и культурными изменениями в регионе. У прибрежных групп населения они выразились в спаде морских экономик и депопуляции, а у земледельцев в усилении социальной стратификации и колонизации новых земель в прибрежной зоне Японского моря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Environmental Changes on Cultural Events in Manchuria and Primorye During Transition from Bronze to Iron Age

The article discusses how environmental changes associated with directional cooling of the climate and marine regression affected cultural issues in Manchuria and Primorye during the first millennium BC. It was important to analyze how climatic particularities connected with specific stages of cooling affected the subsistence base of advanced farmers inland as well as coastal populations of marine adaptation. The inland farmers were challenged by the weather instability, shortening of the vegetation period, expansion of ponds, bogging, water logging in river valleys, catastrophic alternation of floods and droughts, diminishing subsistence base all resulted in that excessive mass of population was forced to resettle to maritime zone where the risk of floods or droughts was less unbearable. The maritime groups, in turn, suffered from marine regression that led to landscape transformations and deterioration of customary hunter-fisher subsistence system. The result was depopulation. Phases of cooling and cultural changes correlated in the region. Maritime groups revealed decrease in marine economies along with the depopulation, while agricultural groups experienced an intensified social stratification, became more prone to migrating, began to disperse and form new cultural groups, colonize new lands, and form early states along the Sea of Japan shores. During the time of directional cooling of the climate in the 1 st millennium BC the entire East Asia region experienced the shrinkage of agro-climatic resources, not excluding a fertile area occupied by the Bronze Age Xituanshan culture whose economy was basically an advanced farming. Due to competition over resources and probable the pressure from western neighbors the Xituanshan society got more and more stratified, some excessive population migrated in waves northand southeastwardly. Those waves of migration led to the appearance of a series of related cultures based on advanced agriculture, in some aspects reaching out as far as to the north of Kyushu. The article offers some explanations of the reasons and describes the sequence of peopling the Sea of Japan coastal area by certain archaeological cultures and chronicled tribes.

Текст научной работы на тему «Влияние природных изменений на культурные события на рубеже бронзового и железного веков в Маньчжурии и Приморье»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22)

УДК:930.26(571.63)

Ю.Е. Вострецов

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ НА РУБЕЖЕ БРОНЗОВОГО И ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКОВ В МАНЬЧЖУРИИ И ПРИМОРЬЕ*

Анализируются причины экспансии развитых земледельцев в прибрежную зону Восточной Азии в I тыс. до н.э. Рассматривается комплекс природных факторов, связанных с фазами похолодания климата и влияющих на ресурсную базу, жизнеобеспечение континентальных развитых земледельцев и прибрежного населения с морской адаптацией. Выявлена взаимосвязь между фазами похолодания и культурными изменениями в регионе. У прибрежных групп населения они выразились в спаде морских экономик и депопуляции, а у земледельцев - в усилении социальной стратификации и колонизации новых земель в прибрежной зоне Японского моря.

Ключевые слова: Восточная Азия, бронзовый и железный век, земледелие.

В I тыс. до н.э. в континентальной и прибрежной зонах, окружающих бассейн Японского моря, совершались события, в результате которых произошла экспансия различных групп земледельческого населения из континентальных районов в прибрежные [1]. Эти события начинаются в эпоху бронзы, они связаны с культурой ситуаньшань и культурами ее круга, а заканчиваются в железном веке с экспансией земледельцев-рисоводов культуры яёй на юге региона и земледельцев-культиваторов ячменя, пшеницы, просяных кро-уновской культуры - на севере. Синхронность природных изменений и культурных событий наталкивает на мысль об их взаимосвязи, поиск факторов, определяющих эту взаимосвязь. Такими факторами, по нашему мнению, могут быть, во-первых, природные изменения того времени, которые приводили к изменению ресурсной базы населения. Во-вторых, это социальные изменения, которые происходили в ответ на изменения ресурсной базы как адаптивная реакция сообществ; они могли бы в историческом и археологическом контексте рассматриваться как самостоятельные события, но, по сути, не являются таковыми. Мы исходим из того, что связь между природными и социальными событиями представляет собой не линейный причинный ряд, а работает по принципу замкнутого круга, когда следствие одних событий является причиной других. Задача нашего исследования состоит в том, чтобы понять, какие природные изменения и каким образом влияли на жизнь людей и, соответственно, на культурные события региона.

I тыс. до н.э., эпоху похолодания климата в Евразии, иногда называют похолоданием «желез-

ного века», его кульминация приходится на интервал 2900-2300 лет назад [2. С. 103; 3]. Около 1Х в. до н.э. заканчивается продолжительная теплая климатическая фаза и начинается фаза направленного похолодания климата, которая продолжается до VI в. до н.э. для земледельческого населения в континентальных районах. Это - разбалан-сировка климата, выражающаяся в нестабильности и непредсказуемости погодных условий; усиление засух и экстремальные засухи в первую половину лета; увеличение катастрофических разливов рек и наводнений во вторую половину лета в результате деятельности тайфунов; усиление промерзания почвы в зимнее время. Все эти факторы приводили к сокращению вегетационного периода, довольно короткого в Маньчжурии. Подобная ситуация ярко иллюстрируется погодными явлениями последних лет как в Европе, так и в Азии. Кроме того, в периоды похолодания происходили негативные изменения в почвенной компоненте агроклиматических ресурсов. С фазами похолоданий связано увеличение внутренних водоемов (площади озер и болот) и, как следствие, заболачивание пойм нижних течений впадающих в них рек. Природные изменения в совокупности приводили к сужению ресурсной базы земледелия в пределах Восточной Маньчжурии и сокращению высокоплодородного ареала земледелия в его северо-восточной и восточной частях, занятого населением бронзового века культуры ситуаньшань, которая возникает в конце второго тысячелетия до н.э. и исчезает около 111—11 вв. до н.э. Она соотносится с народом Вэй.

Население культуры ситуаньшань представляло собой оседлые эгалитарные сообщества, эко-

* Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ «Появление и эволюция земледелия в Восточной Азии» № 11-06-12032-офи-м-

2011.

номика которых включала развитое земледелие, охоту, рыболовство и животноводство. Политическая структура до третьего этапа культуры была на уровне чифдома. Система расселения демонстрирует желание населения избежать районов, подверженных наводнениям, тем не менее северная часть ареала располагалась в районах, подверженных наводнениям и заболачиванию. Природные изменения, вызванные похолоданием климата в начале I тыс., негативно отразились на их экономике, что на фоне роста населения, естественного для земледельцев, приводило к обострению конкуренции за агроклиматические ресурсы внутри социума и с соседними культурными группами населения. Так, в третий период культуры ситуаньшань (VIII-V вв. до н.э.) наблюдается рост социальной сложности, а также социального неравенства [4. С. l45]. В этом интервале направленного похолодания климата мы наблюдаем появление к востоку от ареала культуры ситуаньшань, где также имелись высокие агроклиматические ресурсы, в восточной части Цзилинь (долина р. Туманган) - памятников раннего периода культуры Лютиндун [5], а в юго-западном Приморье -населения, оставившего памятники типа Харин-ская [б] и другие континентальные памятники эпохи поздней бронзы и раннего железного века. Керамика этих памятников имеет ту или иную степень сходства как между собой, так и с ситу-аньшаньской.

В интервале IX-VI вв. до н.э. другая волна расселения земледельцев прослеживается в виде двух событий на севере острова Кюсю [У]. Первое заключается в появлении в IX-VIII вв. до н. э. у автохтонного населения финального неолита рисоводства (поселения Итадзукэ и Кутидзакай) и обусловлено культурным влиянием земледельцев, переселившихся с Корейского полуострова. Второе событие связано с переселением на остров Кюсю около VI в. до н.э. земледельцев-рисоводов начального этапа культуры яёй. После VI в. до н.э. наступила следующая климатическая фаза, характеризовавшаяся дальнейшим похолоданием климата и некоторым его иссушением. Негативные для земледельцев природные изменения продолжали активно нарастать вплоть до середины III в. до н.э. Для четвертого периода ситуаньшань (VIII вв. до н.э.) имеются свидетельства о наличии статусных различий отдельных индивидов в элитарных группах, расцениваемых как появление аристократии в элитном классе. Около III в. до н.э., как показывают археологические данные, наблюдается широкий спектр очень быстрых социальных изменений, прослеживаемых в погребаль-

ной практике, технологии и формах керамики, в создании укрепленных поселений, интенсификации земледелия, увеличении населения в нуклеар-ном районе, нововведении определенных ключевых ресурсов, таких как железо и лошадь [4. С. 145].

На рубеже IV—III вв. до н.э. в восточной части провинции Цзлинь и континентальной части Российского Приморья появляется население, оставившее культуру туаньзе-кроуновская (IV—III вв. до н.э. — П—Ш вв. н.э.). Истоки этой культуры прослеживаются в позднем этапе культуры лютиндун. Кроуновская культура представлена тремя группами памятников — приханкайской (западное обрамление оз. Ханка), кроуновской (среднее течение р. Раздольной-Суйфун), а также группой поселений в среднем течении р. Туманной-Туманган (на территории КНР). Историческая традиция связывает эту культуру с известными по китайским летописям племенами воцзюй, ведущими свое происхождение от народа Вэй. Судя по летописным и археологическим данным, это были развитые земледельческие сообщества без заметной социальной стратификации. Для культивации просяных, бобовых, ячменя и пшеницы [8, 9] практиковалась грядковая система земледелия, следы которой обнаружены на поселении Кроуновка-1 в 2003 г. [10].

Расселение кроуновцев происходило разнонаправленными волнами, о чем свидетельствует, по нашему мнению, формирование на территории континентального Приморья в рамках культуры кроуновская-туаньцзе двух групп памятников, различающихся по чертам материальной культуры, системам жизнеобеспечения и расселения, со-циодемографическим параметрам и, возможно, датировке. Волна расселения, сформировавшая приханкайскую группу (район оз. Ханка), была отдельной от кроуновской и менее мощной. В ее керамике прослеживается культурное влияние континентальных групп «коренного» населения янковского времени. Кроуновская группа памятников (долина р. Раздольной-Суйфун) была более многочисленной, с более устойчивой культурной традицией, и потому не оставившей следов ассимиляции местного населения в материальной культуре. Она была и более успешной в результате заселения экономического района с лучшими агроклиматическими ресурсами в пределах ареала культуры. Значительную близость кроуновской группе памятников демонстрирует туманганская группа памятников (долина р. Туманган).

В результате примерно за два-три столетия до нашей эры сложилась такая ситуация, когда на

Ю.Е. Вострецов

побережье Приморья еще существовало население янковской культуры, аналогичное по моделям адаптации населению финального неолита Японии, в центральных районах континентального Приморья — население, представленное континентальными памятниками, родственными янковской и урильской культурам, а в западных районах континентального Приморья продвинулись две группы населения культуры кроуновская-туаньцзе. Таким образом, три культурные группы населения с разными моделями адаптации сосуществовали в течение нескольких столетий. Около IV—III вв. до н. э. в центральной части Корейского полуострова, в бассейнах рек Пукханган и Имджинган, фиксируется волна расселения развитых земледельцев, оставивших ранние памятники культуры чондо. Эта культура возникла в результате ассимиляции местного населения бронзового века кроуновским населением [11. С. 16, 17]. Известно, что в этом интервале или, как считают некоторые авторы, немного ранее, северная часть о. Кюсю колонизовалась земледельцами-рисоводами начального этапа культуры яёй. Они обитали параллельно с населением финального неолита [7]. Таким образом, сформировалась ситуация, аналогичная той, что наблюдалась в Приморье.

На следующей фазе, которая началась около III в. до н.э. происходило дальнейшее, но уже резкое похолодание климата, сопряженное с соответствующим снижением уровня Японского моря до 0,8—1,5 м ниже современного, пик падения уровня моря продолжался примерно до I в. до н.э. Судя по имеющимся археологическим данным, прибрежные группы населения как на севере, так и на юге бассейна Японского моря не смогли оптимально адаптироваться к быстротечным ландшафтноклиматическим изменениям. Это проявилось в резком спаде численности, плотности и минимизации ареала населения янковской культуры в Приморье и населения финального неолита в западной Японии.

В континентальных районах Восточной Азии в начале резкого похолодания климата после III в. до н.э., когда ресурсная база земледелия еще более сузилась, адаптивные реакции проявились еще нагляднее в многочисленных культурных и социальных изменениях. В это время произошли дальнейшее усложнение социальной структуры, а также культурные изменения у населения позднего, четвертого, этапа культуры ситуаньшань вплоть до образования государства Фуюй. В середине I в. до н.э. произошел раскол в элите государства Фуюй и выделение из него государства Когуре, расположенного в западной части ареала, с более

низкими агроклиматическими ресурсами. Новое государство сразу же начало экспансию в западном и южном направлениях. Сужение ресурсной базы земледелия сопровождалось активизацией миграционных процессов и давления на соседей и могло быть одним из социальных факторов, инициировавших миграции земледельческого кро-уновского населения на севере и рисоводов культуры яёй на юге региона на морское побережье, уже почти свободное от автохтонного населения с морскими экономиками. Этим же рубежом маркируется появление в среднем течении р. Мудань-цзян культуры дункан и распространение культуры чондо на Корейском полуострове, родственных кроуновской.

В период направленного похолодания I тыс. до н.э. в Восточной Азии происходило повсеместное сужение агроклиматических ресурсов, в том числе в пределах плодородного ареала культуры ситуаньшань бронзового века. В результате конкуренции за ресурсы и, вероятно, давления западных соседей происходило постепенное усложнение социальной структуры общества и волнообразное расселение избыточного населения в северовосточном и юго-восточном направлениях. Это расселение привело к образованию целого круга родственных культур развитых земледельцев. Отголоски волн расселения доходили до севера о. Кюсю. Сравнивая события, происходившие после III в. до н.э. в разных частях бассейна Японского моря, следует отметить, что на севере региона доминирование земледельческого уклада проходило более болезненно по причине природных ограничений и не привело к быстрому росту социальной сложности, как это наблюдалось в среднем и позднем яёй на Японских островах. Таким образом, в Манчжурии и Приморье мы выявили определенную синхронность природных изменений и культурных событий, выразившихся в возрастании культурной сложности и разнонаправленной экспансии развитых земледельцев в прибрежную зону бассейна Японского моря.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вострецов Ю.Е. Взаимодействие морских и земледельческих адаптаций в бассейне Японского моря // Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы / отв. ред. Ж.В. Андреева. Владивосток: Дальнаука, 2005. С. 159—186.

2. Гриббин Дж., Лэм Г.Г. Изменение климата за исторический период // Изменение климата / под ред. Дж. Гриббина. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. С. 102—121.

3. Короткий А.М. Колебания уровня Японского моря и ландшафты прибрежной зоны (этапы развития и тенденции) // Вестник ДВО РАН. 1994. №3. С. 29—42.

4. Byington M.E. A History of the Puyo State, its People, and Its Legacy. Unpublished Dr. Phil Thesis. Harvard Univ. Cambridge, Massachusetts, 2003.

5. Чжао Биньфу. Исследование археологических культур Северо-Восточного Китая времени от Восточного Ся до Чжаньго (Чжао Биньфу. Чжунго дунбэй дицюй ся чжи чжань-го шици-дэ каогусюэ вэньхуа яньцзю) // Пекин: Кэсюэ, 2009. 318 с. На кит. яз. (пер. А. Л. Ивлиева).

6. Окладников А.П., Дьяков В.И. Поселение эпохи бронзы в пади Харинской // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока / отв. ред. А.П. Погожева. Новосибирск: Наука, 1979. С. 85-117.

7. Кожевников В.В. Очерки древней истории Японии. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998.

8. Вострецов Ю.Е. Жилища и поселения железного века юга Дальнего Востока СССР (по материалам кроуновской культуры): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1987.

9. Янушевич З.В., Вострецов Ю.Е., Макарова С.А. Палео-этноботанические находки в Приморье: Препринт. Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. 30 с.

10. Krounovka 1 Site in Primorye, Russia. Report of excavation in 2002 and 2003 // Study of Environmental Change of Early Holocene and the Prehistoric Subsistence System in Far East Asia. Eds by Komoto M. and Obata H. Kumamoto: Shimoda Print Co. Ltd., 2004.

11. Субботина А.Л. Памятники раннего железного века типа чундо на Корейском полуострове: автореф дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.