Научная статья на тему 'Влияние принципов коллективного жилья ле Корбюзье на мировую архитектурную практику (на примере "марсельской жилой единицы")'

Влияние принципов коллективного жилья ле Корбюзье на мировую архитектурную практику (на примере "марсельской жилой единицы") Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
270
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние принципов коллективного жилья ле Корбюзье на мировую архитектурную практику (на примере "марсельской жилой единицы")»

По мере приближения высоты деревьев к высоте зданий отмечается дополнительное снижение загазованности воздуха на внутриквартальной территории за счет увеличения траектории движения и рассеяния примесей в верхнем слое атмосферы. При равенстве высот полосы и здания отмечается максимальное снижение концентраций ОГ, которое составляет по дворовому фасаду 20% для продуваемой и 50% для плотной конструкции от уровня загрязнения, фиксируемого без озеленения.

Наибольший эффект защиты от шума наблюдается при густых посадках с плотной кроной деревьев и кустарников, где снижение звука происходит за счёт отражения, поглощения и трансформации частот звуковых колебаний. Акустический эффект здесь определяют такие факторы, как конструкция, дендрологический состав и ширина полосы, которая на магистральных улицах и дорогах, проходящих вблизи линий регулирования застройки, обычно не превышает 30 м.

Согласно [4, с.38], эффект снижения шума полосой такой ширины при 7-8-рядной посадке деревьев в шахматной конструкции с кустарником в двухъярусной живой изгороди и подлеском составляет 8-9 дБА.

Это означает, что при обычно наблюдаемой шумовой характеристике транспортного потока на магистральных улицах (75 - 80 дБА) превышение нормативного уровня звука для дневного времени на территории жилой застройки (55 дБА) будет составлять 20 - 25 дБА. Поэтому эффективность зеленых насаждений на улицах как шумо-защитных средств не следует переоценивать - здесь они могут использоваться лишь «в качестве дополнительных средств защиты от шума» [4, с.36].

Очевидно, наибольшую эффективность шумоза-щитное озеленение будет проявлять на участках дорог, проходящих на значительном удалении от жилой застройки, достаточном для формирования широких многорядных полос.

Наиболее загущенные ряды деревьев и кустарников целесообразно располагать со стороны магистрали. При

этом следует использовать прием шахматной посадки деревьев.

Хвойные породы зелёных насаждений, по сравнению с лиственными, более эффективны по шумозащит-ным свойствам, которые практически не изменяются у них в течение года. Поэтому целесообразно включать в состав посадок деревья и кустарники вечнозелёных пород (туя западная, можжевельники, сосна, ель и др.). В качестве основных и дополнительных пород при этом могут быть клён остролистный, вяз обыкновенный, тополь бальзамический (в шахматной конструкции посадок) с кустарником в двухъярусной живой изгороди и подлеском (из спиреи калинолистной, жимолости татарской, акации жёлтой, дерна белого, клёна татарского).

При подборе состава насаждений в средозащитных полосах необходимо учитывать конкурентные взаимоотношения отдельных пород между собой в процессе роста, выделять из них главные, дополнительные и декоративные (отделочные). Для обеспечения скорейшего вступления в работу посадки должны быть быстрорастущими.

Список литературы

1. Городков А.В. Рекомендации по проектированию средозащитного озеленения территорий городов. С. - Петербург, 1998. 141 с.

2. Ивашкина И.В., Кочуров Б.И. Формирование пространственной композиции культурного ландшафта города // Экология урбанизированных территорий. 2012, №3, с.22-28.

3. Кочуров Б. И., Ивашкина И.В. Городские ландшафты Москвы: от традиционных до гармоничных и сбалансированных // Экология урбанизированных территорий. 2012, №1, с.6-11.

4. Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума / ЦНИИП градостроительства Госграждан-строя. М. Стройиздат.1984. 46 с.

ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ЖИЛЬЯ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ НА МИРОВУЮ АРХИТЕКТУРНУЮ ПРАКТИКУ (НА ПРИМЕРЕ «МАРСЕЛЬСКОЙ ЖИЛОЙ

ЕДИНИЦЫ»)

Березникова Ольга Сергеевна

Студент ФГАОУ ВПО Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ, г.Ростов-на-Дону

Требования XX века, вытекавшие из социальных условий и ускоряющегося технического прогресса, «казавшегося губительным для искусства, Ле Корбюзье сделал отправной точкой новой эстетики» [1, с. 212]. Поэтическое видение, точный анализ и прогнозирование закономерностей развития архитектуры сделали убедительными результаты его творчества. Таким образом, выработался новый стиль - единство принципа, который вдохновляет все творчество эпохи и является выражением ее духа и умонастроений.

Проблема дома - это проблема эпохи. От нее зависит социальное равновесие - аспект, к решению которого стремились страны Европы и Америки, Россия, Китай и др. В период творчества Ле Корбюзье шла переоценка дома и его составных элементов. Опрос, проведенный среди французов в послевоенное время, показал, что 70% населения хотели бы жить в отдельном доме, иметь участок, школу или детский сад и магазины рядом. Однако

обеспечить все население Франции индивидуальными жилыми домами невозможно. Жилой 17-этажный дом в Марселе («Марсельская жилая единица», 1947-1952 гг.) - здание, в котором были реализованы идеи «Лучезарного города» (модель бесклассового города), оно является опытом решения проблемы равновесия индивидуального и коллективного, которое архитектор считал одним из главных условий полноценного жилища. Цель «жилой единицы» - объединить несколько тысяч человек в одном доме так, чтобы каждый имел возможность чувствовать себя в уединении. Ле Корбюзье решил эту проблему путем соединения «виллы-блока», где квартира - это жилая единица, и «дома-коммуны», основной идеей которого является включение общественных пространств. Здание включает 337 квартир 23 различных типов (квартиры для холостяков, для мало- и многосемейных).

га^а uags

1 1

Рисунок 1. Дом-вилла, Ле Корбюзье 20-е гг. XX в. (слева). Дом-коммуна, А. Яковлев, 30-е гг. XX в. (справа).

Жилая единица была ориентирована на стандартизацию и серийное производство. Она представляла собой квартиру, в которой был оптимизирован каждый квадратный сантиметр площади: например, размеры кухонь и ванных комнат были сведены к минимуму. При помощи перегородок квартиру можно было трансформировать -отделять спальни от остального пространства квартиры, или же делать его цельным. Благодаря новаторскому подходу квартиры расположены в двух уровнях, что позволило разместить коридоры через два этажа и дало возможность резко дифференцировать комнаты по высоте, внести в интерьер пространственные контрасты. Ле Корбюзье рассматривал жилище в комплексе с материальной средой человека, поэтому Марсельский дом задуман как цельный организм с разнообразными функциями, определенным образом направляющий быт его обитателей. В его объеме предусмотрены четыре уровня общественных зон, представленных пятью коридорами — «внутренними улицами». Внизу, на уровне земли, находится входной вестибюль и мощные опоры, которые держат всё здание. Седьмой и восьмой этаж представляют собой торговую двухсветную улицу, закрытую от лучей солнца лесом вертикальных жалюзи, она связывает квартиры с различными учреждениями торговли и обслуживания, размещенными в доме, и включает в себя как гастрономические магазины, так и прачечные, химчистку, почту, киоски, ресторан, кинотеатр, гостиницу. Последний, семнадцатый, этаж включает в себя ясли на 150 мест. Эксплуатируемая кровля функционально разделена на две зоны: детскую игровую и спортивно-оздоровительную. На расположенные здесь комнату отдыха, бассейн и спортивную площадку ведет пандус. Большая бетонная стена, расположенная с северного торца, служит защитой от ветра.

Архитектура фасадов также заслуживает внимания. Мастер работы с бетоном и знаток свойств данного материала, Ле Корбюзье превратил его в изящный инструмент

создания пластичных объемов. Тектоничность объема передана за счет усиления здания мощными опорами снизу и облегчения оконными проемами поверхностей фасадов. Расположенные на кровле вентиляционные шахты и башни лифтов представляют сбой не утилитарные постройки, а скульптурные произведения, завершающие образ всего здания. Печатью мастера является помещенный в нижнем ярусе возле опор рельеф с изображением «Мо-дулора» - системой гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике.

Марсельский дом был задуман его автором как стандартизированный тип жилья для целого поколения послевоенного общества, способный удовлетворить экономические интересы государства и личные потребности его жильцов. Несмотря на это, здание осталось уникальным и единственным в своем роде. Смена идеологии и послевоенного экономического положения стран привела к трансформации коллективного жилья: популярными на сегодняшний день стали жилые многофункциональные комплексы, прототипом которых является Марсельский дом.

Список литературы

1. Иконников А.В. Мастера архитектуры об архитектуре. М., Искусство, 1972. - 343 с.

2. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития/ Пер. с англ. Е. А. Дубченко; Под ред. В. Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1990. - 535 с.

3. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия. Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппопорта. М., Стройиздат, 1976. -136 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕТИРОВАЯ ТРАНСПОРТНО - ПЕРЕСАДОЧНЫХ

УЗЛОВ В ИНФРАСТРУКТУРЕ МЕГАПОЛИСА

Булгакова Елена Александровна

Кандидат архитектуры, доцент кафедры "Архитектура"ГУЗ, г. Москва.

Савичева Александра Александровна

Аспирант кафедры «Архитектура» ГУЗ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье сделана попытка выявить современные тенденции проектирования ТПУ. Проведен сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта, на основе которого сделаны выводы о направлении отечественной практики проектирования объектов ТПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.