Научная статья на тему 'Влияние принципа антропоцентризма на развитие биоэтики'

Влияние принципа антропоцентризма на развитие биоэтики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1008
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / БИОЦЕНТРИЗМ / БИОЭТИКА / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Номоконова Мария Валерьевна

Статья посвящена рассмотрению влияния принципа антропоцентризма на развитие гуманизма и становление биоэтики. В развитии философии науки проблема человека и его взаимодействия с окружающим миром является одной из главных. Автор подчеркивает, что антропоцентризм является одним из основополагающих принципов оказавших влияние на развитие биоэтики как формы научного социального знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние принципа антропоцентризма на развитие биоэтики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

22.Nordenstreng K. The Citizen Moves from the Audience to Arena // Nordicom Review. 1997. 18(2). P.13-20.

23.Nordenstreng K. Media and Society. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uta.fi/jour/laitos/nordenstrenge.html (дата обращения: 20.03.2016).

© Григорьева Л. Ю., 2016

УДК 009

Номоконова Мария Валерьевна

аспирант ЗабГУ, г. Чита, РФ e-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПА АНТРОПОЦЕНТРИЗМА НА РАЗВИТИЕ БИОЭТИКИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению влияния принципа антропоцентризма на развитие гуманизма и становление биоэтики. В развитии философии науки проблема человека и его взаимодействия с окружающим миром является одной из главных. Автор подчеркивает, что антропоцентризм является одним из основополагающих принципов оказавших влияние на развитие биоэтики как формы научного социального знания.

Ключевые слова

Антропоцентризм, биоцентризм, биоэтика, гуманизм.

Сегодня в мире обширное внимание уделяется философско-этическим проблемам, которые порождают современные медицинские эксперименты, проводимые на человеке и на животных, такие как клонирование, трансплантология, искусственное оплодотворение. Мировая общественность способствует появлению принципиально новых этических принципов и критериев в биомедицине и науке в целом. Они берут свое начало у принципов гуманизма еще со времен античности.

Принципы гуманизма требуют от каждого человека уважения к другим людям, признания достоинства каждой личности, доброжелательного отношения ко всему окружающему. Главной целью, как гуманизма, так и современной биомедицинской этики является привитие обществу аксиологического отношения к жизни и человека.

Главные биоэтические принципы берут свое начало в основных идеях гуманизма, таких как антропоцентризм, милосердие, сострадание, автономия личности. Концепция антропоцентризма является одной из основных.

Антропоцентризм как мировоззренческая концепция возник в эпоху античности. Аристотель признавал правомерность неравенства между людьми и усматривала пропасть между людьми и животными, считая, что животные созданы для блага человека. Полагал, что индивид должен стремиться к самоосуществлению, самовоспитанию, а личность должна быть гармоничной, этически и эстетически совершенной [2, с. 95].

Фома Аквинский считал, что человек занимает особое место в мире, в нем заключаются материальный и духовный миры, являющийся единством материального тела и души как формы тела. Утверждал, что все живое существует ради человека, поскольку животные и растения лишены разума, поэтому они используются человеком для его пользы [1, с. 116].

Принцип антропоцентризма является основополагающим как для гуманизма, так и для биомедицинской этики [3, с. 153]. Согласно этому принципу человек представляет собой центр вселенной, а так же цель всех событий совершающихся в мире.

Основным преимуществом принципа антропоцентризма является указание на уникальность статуса человека в бытии сложных и относительно стабильных земных и внеземных структур. Жизнь человека понимается как наивысшая ценность, распоряжаться которой и подвергать опасности которую никто не в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х

праве.

Успешное развитие этической мысли в области познания человека, взаимоотношения человека и других живых существ на земле, благодаря принципу антропоцентризма, позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции - биоцентризму. Основой биоцентризма является стратегия ненасилия и принцип непричинения зла всему живому.

Так же, антропоцентризм поспособствовал возникновению биоэтики как новой области знания, которая основывается на нравственном отношении ко всему живому.

Принцип антропоцентризма является одним из основополагающих для биоэтики как для новой формы гуманизма. Фундаментальное требование биоэтики гласит, что к человеку нужно относиться как к личности. В биоэтики смысл слова «личность» раскрывается в отлаженной системе норм и принципов, которые в основном необходимы для прояснения различных возникающих ситуаций и разработки решений [5, с. 218]. В этих нормах и принципах заметен моральный минимум отношения к человеку как к личности.

Происходит поиск новых мировоззренческих идеалов, которые наиболее четко выражены в принципах биомедицинской этики. Сегодня происходит переосмысливание многих философских вопросов, в частности вопросов гуманизации науки.

Основополагающие принципы биоэтики как формы научного социального знания имеют социально-аксиологическую сущность, которая выражается наличием в биоэтике социально и культурно обусловленных ценностей, формирующих в обществе отношение к жизни и здоровью человека и направляющих вектор гуманистического развития науки и медицины [4, с. 185].

Антропоцентризм, который ставит человека в центр всего сущего, может быть основой не только системы принципов, направленных на охрану жизни и здоровья, свободы и достоинства человека, но и мировоззрения, которое качественно изменит представления о человеке, его возможностях и назначении. Современный мир уже грезит появлением «нового человека», возможности которого будут расширяться благодаря новым медицинским технологиям, направленным на активизацию его физических и интеллектуальных способностей (вживление в тело искусственных имплантатов, трансплантация органов, применение искусственной репродукции и др.). Список использованной литературы:

1. Аквинский Ф. Учение о душе. М.: Азбука-классика, 2004. 480 с.

2. Гуревич П. С. Философия человека. М.: РАН, 2000. 253 с.

3. Девч-Стросс К. Три вида гуманизма. М.: Республика, 1994. 202 с.

4. Засухина В. Н. Аксиология жизни как основа биоэтики в России: дис. ...д-ра филос. наук: 09.00.11. Чита: Забайкальский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2012. 471 с.

5. Юдин Б. Г. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Едиториал УРСС, 1998, 472 с.

6. Юдин Б. Г. Принципы биоэтики // Введение в биоэтику / Под. общ. Ред. Б. Г. Юдина. М.: Прогресс-Традиция, 1998. С.53-76.

© Номоконова М.В., 2016

УДК 355.12:396.11

В.Н. Первушина, В.Н. Семеньков

ВУНЦ ВВС «ВВА» им. Н.Жуковского и Ю. Гагарина

С.Н. Хуторной

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет АРМИЯ И ФЕМИНИЗМ Аннотация

В статье рассматривается теория феминизма с позиции типологии культурной матрицы; анализируется роль женщин в современной армии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.