Научная статья на тему 'Влияние предыдущего профессионального опыта на деятельность Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ'

Влияние предыдущего профессионального опыта на деятельность Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ОМБУДСМАН / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ / ИНТЕРНЕТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТЬЮ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / OMBUDSMAN IN RF SUBJECTS / INTERNET / CONTACTS WITH ADMINISTRATION / POLITICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сунгуров Александр Юрьевич

Цель исследования выяснить, как сказывается на деятельности Уполномоченного по правам человека (УПЧ) в субъекте РФ предшествующий опыт работы. В соответствии с целью работы были выделены три группы Уполномоченных в зависимости от их предыдущей деятельности: бывшие депутаты, бывшие сотрудники администрации и бывшие сотрудники МВД и прокуратуры. Для достижения поставленной в работе цели и проверки выдвинутых гипотез были подготовлены и проведены анализ Ежегодных докладов Уполномоченных по правам человека, анализ информации о деятельности УПЧ в сети Интернет, выполнен ряд полуформализованных интервью с Уполномоченными, представляющими все три сравниваемые группы. На основании анализа Ежегодных докладов УПЧ и изучения представленности деятельности УПЧ в Интернете можно говорить о том, что большая степень публичности, большее внимание к про-активной стороне деятельности скорее характерны для УПЧ бывших сотрудников администраций, а группы УПЧ бывших депутатов и бывших сотрудников МВД и прокуратуры по большинству показателей не отличаются друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Professional Experience on the Nature of Ombudsmen's Activities in RF Subjects

The objective of the study is to reveal the role of the previous work experience of ombudsmen in RF subjects in the character of his/her activities in the region. In accordance with the objective of the study three groups of ombudsmen were identified on the basis of their background: former deputies, former administration representatives, former policemen and Office of Public Prosecutor officers. To achieve the objective of the study and testing of the assumption offered analysis of the Annual reports of ombudsmen Internet representation of his/her activities was made. A number of semiformal interviews with ombudsmen from the three groups were analyzed. On the basis of the analysis of ombudsmen's Annual reports and the Internet representation of their activities it can be assumed that the higher degree of publicity, more pro-active approach are more typical for former administration representatives. As to former Internal affairs ministry and Office of Public Prosecutor officers they are very similar in majority of characteristics

Текст научной работы на тему «Влияние предыдущего профессионального опыта на деятельность Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ»

А. Ю. Сунгуров

ВЛИЯНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ1

Цель исследования — выяснить, как сказывается на деятельности Уполномоченного по правам человека (УПЧ) в субъекте РФ предшествующий опыт работы.

В соответствии с целью работы были выделены три группы Уполномоченных в зависимости от их предыдущей деятельности: бывшие депутаты, бывшие сотрудники администрации и бывшие сотрудники МВД и прокуратуры.

Для достижения поставленной в работе цели и проверки выдвинутых гипотез были подготовлены и проведены анализ Ежегодных докладов Уполномоченных по правам человека, анализ информации о деятельности УПЧ в сети Интернет, выполнен ряд полуформализованных интервью с Уполномоченными, представляющими все три сравниваемые группы.

На основании анализа Ежегодных докладов УПЧ и изучения представленности деятельности УПЧ в Интернете можно говорить о том, что большая степень публичности, большее внимание к про-активной стороне деятельности скорее характерны для УПЧ — бывших сотрудников администраций, а группы УПЧ — бывших депутатов и бывших сотрудников МВД и прокуратуры по большинству показателей не отличаются друг от друга.

Ключевые слова: Российская Федерация, омбудсман, Уполномоченный по правам человека в РФ, Интернет, взаимодействие с властью, политический анализ.

Политические и экономические реформы в современной России, как и в других странах в процессе поставторитарного перехода, сопровождаются переносом на отечественную почву новых политических институтов и практик.

Сам процесс переноса (трансфера) подобных инноваций становится сегодня предметом внимания различных видов наук об обществе (см.: Каптерев, б. г.; Фомичев, б. г.). Так, в работах профессора В. М. Полтеровича по аналогии с медициной вводится концепция трансплантации новых институтов, которая позволяет рассматривать такие вопросы, как причины заинтересованности тех или иных иностранных организаций во внедрении института, роль и причины заинтересованности структур-посредников, причины таких результатов трансплантации, как, например, отторжение или перерождение (Полтерович, 2001; 2007).

1 Исследование поддержано Научным фондом ГУ-ВШЭ. Исследование проведено на основе Ежегодных докладов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и информации в Интернете. © А. Ю. Сунгуров, 2009

В качестве альтернативы ситуации трансплантации в последнее время выдвигается подход «выращивания» новых институтов (Кузьминов, Радаев, Яковлев, Ясин, 2005).

Само появление конституционного института Уполномоченного по правам человека тесно связано с политическими реформами в России, с тенденцией трансформации советской (российской) политической системы в действительно правовое государство с реальным разделением ветвей власти, основанное на уважении к правам человека. В СССР отвергалась сама концепция естественных прав человека как противоречащая марксистко-ленинской теории; все права человека, как и само право, рассматривались лишь как результат деятельности конкретных законодателей, а качество их работы определялось направляющей ролью КПСС. Те граждане, которые говорили о неких естественных правах человека, считались диссидентами, врагами существующего строя, их отправляли в тюрьмы и лагеря (см.: Алексеева, 2006; Даниэль, 2008). Соответственно, в советское время и речи быть не могло о создании какого-то особого государственного института, главной целью которого была бы защита прав человека.

В наших предыдущих работах был проанализирован опыт трансграничного переноса института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана2) в странах с различным политическим режимом, а также в субъектах Российской Федерации, и на основе этого анализа были сформулированы различные модели функционирования этого института (см.: Сунгуров, 2005; Сунгуров, 2006; Сунгуров, 2007). В частности, одной из важных характеристик таких моделей был предшествующий опыт деятельности самого омбудс-мана (Уполномоченного по правам человека).

К маю 2009 г. в России Уполномоченные по правам человека действовали в 49 субъектах РФ, при этом по предшествующему опыту их работы можно выделить три основные группы: бывших депутатов, бывших сотрудников администраций, бывших сотрудников МВД и прокуратуры. Можно предположить, что принадлежность действующих омбудсманов к одной из трех вышеназванных групп будет значимым фактором в их деятельности на посту Уполномоченного по правам человека. Подобных исследований, однако, еще не проводилось.

Целью исследования является выявление влияния предшествующего опыта работы Уполномоченного по правам человека (УПЧ)

2 В научной литературе встречается написание и «омбудсман», и «омбудсмен».

_ 231

в субъекте РФ на характер деятельности возглавляемого им института в соответствующем регионе. Объектом исследования является институт Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. Мы выделяем три группы Уполномоченных в зависимости от их предыдущей деятельности: бывшие депутаты, бывшие сотрудники администрации, бывшие сотрудники МВД и прокуратуры.

Как известно, в деятельности института УПЧ как разновидности института омбудсмана можно выделить две основные компоненты — реактивную, то есть непосредственное реагирование на жалобы и обращения, защита нарушенных прав конкретных людей, и про-активную, то есть работу по предотвращению подобных нарушений в будущем — совершенствование законодательства, гражданское образование и т. д. Эти составляющие характерны для омбудсма-нов во всех странах.

Для Уполномоченных по правам человека, действующих в условиях современной России, мы можем сформулировать следующие возможные варианты перспективы работы института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ: а) постепенно превратиться в привилегированное бюро жалоб; б) стать консультативным органом при губернаторе, либо «витриной» для западных визитеров; в) принципиально и бескомпромиссно отстаивать права человека, войти в конфликт с властью и вскоре уйти в отставку; г) стать самому актором публичной политики, постепенно внедряя уважение к правам человека в сознание чиновников.

В качестве основной гипотезы исследования, исходя из нашего понимания природы представительной и исполнительной власти, а также силовых структур предполагается, что про-активная деятельность может быть более свойственна Уполномоченным — бывшим депутатам, при этом для них более вероятным является четвертый или второй из предложенных вариантов перспективы, для Уполномоченных — выходцев из структур исполнительной власти более вероятны второй или первый варианты, для выходцев из прокуратуры и МВД — первый, а в некоторых случаях — третий варианты.

Для достижения поставленной в работе цели и проверки выдвинутых гипотез были подготовлены и проведены анализ Ежегодных докладов Уполномоченных по правам человека, анализ представленности деятельности УПЧ в сети Интернет, выполнен ряд полуформализованных интервью с Уполномоченными, составляющими все три сравниваемые группы.

Анализ Ежегодных докладов УПЧ

В соответствии с Законом «О Уполномоченном по правам человека», все региональные российские омбудсманы должны пред-

ставлять в региональные парламенты и администрации Ежегодные доклады о ситуации с соблюдением прав человека и о своей деятельности по их защите, при этом доклады должны также публиковаться в открытой печати, то есть быть доступными населению региона.

Структура и текст таких докладов являются хорошим материалом для анализа того, что сам Уполномоченный считает главным в своей работе, а что — второстепенным. Текст доклада может служить материалом для анализа эффективности деятельности Уполномоченного и его аппарата. Для анализа были выбраны тексты восемнадцати Ежегодных докладов УПЧ в субъектах РФ за 2007 г. — по семь докладов Уполномоченных, которые ранее были депутатами областных парламентов (группа 1) или сотрудниками администраций (шесть бывших вице-губернаторов и один бывший глава администрации района (группа 2) и четыре доклада бывших ответственных сотрудников прокуратуры, МВД и таможенной полиции.

В каждом докладе оценивался ряд показателей, представленный в табл. 1. Прежде всего, это объем, размеры самого доклада, в печатных листах (столбец 3 в табл. 1). Из представленных в табл. 1 данных мы видим широкую вариабельность величины доклада — от полутора до девяти печатных листов — различия в шесть раз. Отметим при этом, что и самый объемный и самый краткий из докладов принадлежат УПЧ первой группы — бывшим депутатам. Средний размер доклада — около четырех печатных листов — практически одинаково для всех трех групп УПЧ.

Следующий показатель — это структура самого доклада, которая отражает, в том числе, понимание Уполномоченными приоритетов в своей работе (столбец 4 в табл. 1). Доклады Уполномоченных состоят из нескольких разделов, среди которых — введение, статистика обращений, работа по совершенствованию законодательства, гражданского образования, развитие межрегионального и международного сотрудничества. Центральным, однако, является раздел, посвященный жалобам и обращениям к Уполномоченному и работе самого Уполномоченного с этими жалобами.

В большинстве из рассмотренных докладов структура этого раздела, порядок его подразделов следуют за количеством жалоб и обращений. Так как в большинстве регионов наибольшее количество жалоб касается жилищных вопросов и проблем качества жилищно-коммунального хозяйства, то эти подразделы идут первыми, далее, как правило, — вопросы социальные и медицинские, затрагивающие трудовые отношения и т. д.

Табл. 1. Анализ Ежегодных докладов УПЧ в субъектах РФ за 2007 г.

Группа Субъект РФ Размер, в печатных листах Структура Имена Рекомендации Обратная связь Блоки информации

А Б В Г

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Депутаты Карачаево-Черкесская Республика 2,9 А Да Да/нет Да 4 7 85 4

Республика Татарстан 1,8 А/Б Нет Да/нет Нет 7 3 38 52

Удмуртская Республика 1,5 А Нет Да/нет Нет 3 0 88 9

Приморский край 6,7 А Нет Нет Нет 3 4 76 17

Иркутская область 2,5 А Да Нет Нет 9 7 73 11

Калужская область 9 А Нет Да Нет 3 6 70 21

Московская область 6,1 А Нет Да/нет Да 13 6 55 26

Среднее 4,3 7 5 69 20

Администрация Алтайский край 1.8 А Нет Нет Нет 3 1 63 33

Краснодарский край 4,7 Б Нет Да Нет 12 0 42 46

Пермский край 3,7 В Нет Да Да 4 11 37 48

Амурская область 4,1 А Нет Да/нет Нет 1 9 66 24

Брянская область 5 А Нет Да Нет 13 15 65 7

Липецкая область 5,9 Б Нет Нет Да 32 31 26 9

Новгородская областьо 1,6 А Нет Нет Нет 0 0 65 35

Среднее 3,8 9 11 52 29

Силовики Республика Башкортостан 4 А Нет Да/нет Нет 13 11 59 17

Ставропольский край 5 Б Да Да/нет Нет 1 7 72 21

Архангельская область 2,3 А Нет Нет Нет 1 12 56 31

Астраханская область 4,4 А Нет Да/нет Нет 1 4 90 5

Среднее 3,9 4 9 69 18

Сначала идут вопросы нарушений социально-экономических прав, а уже затем — нарушения личных прав, права на безопасность (жалобы на произвол сотрудников МВД), права на справедливый суд и т. д. При этом, так как жалоб на нарушение прав человека обычно поступает мало — менее 1%, то соответствующий подраздел в докладе отсутствует вовсе. Такую структуру доклада мы обозначим как Тип А. Как мы видим из данных табл. 1, этот тип преобладает у УПЧ из всех трех групп.

Вместе с тем в нескольких случаях анализ начинается с нарушения личных и гражданских прав, т. е. прав первого поколения, или фундаментальных прав человека, и лишь затем переходит к правам социально-экономическим. Этот вариант структуры — тип Б, который демонстрирует, на наш взгляд, понимание его автором роли доклада не только как отражения ситуации с правами человека в регионе, но и как формы внедрения международных стандартов прав человека, — присутствует только в трех случаях: в двух докладах из группы бывших сотрудников администраций и в одном из группы бывших «силовиков».

Далее, в одном случае (Республика Татарстан, где уже десятый год работает наиболее опытный УПЧ в субъектах РФ Р. Г. Вагизов) используется смешанный вариант структуры доклада, и в одном — в Пермском крае — структура доклада отражает скорее деятельность УПЧ по системному решению проблем нарушений прав человека, чем работу по защите прав отдельных граждан — тип В.

В условиях, когда решения омбудсмана носят только рекомендательный характер, реальным рычагом влияния для него является упоминание в Ежегодном докладе фамилий тех чиновников, которые нарушают права человека и не реагируют должным образом на рекомендации омбудсмана. Как известно, такая возможность отсутствует только у Комиссара по делам администрации Великобритании (см.: Хиль-Роблес, 1997), где сильный профсоюз государственных служащих добился исключения из закона такой меры воздействия. Поэтому было интересно выяснить, кто из УПЧ использует такую возможность в своей практике. Как видно из представленных в столбце 5 табл. 1 результатов, называют фамилии чиновников только трое УПЧ — двое из группы бывших депутатов и один — из группы бывших «силовиков».

Еще одной характеристикой доклада, нацеленного на принятие конкретных решений органов государственной власти субъектов РФ после его представления и рассмотрения, является наличие в нем конкретных рекомендаций по устранению выявленных нарушений прав человека. Такие четко сформулированные рекомендации

имеются лишь в некоторых докладах — и в столбце 6 табл. 1 мы отметили такие случаи как «да». В других докладах рекомендации вроде и есть, но сформулированы они в самом общем виде — такие случаи отмечены как «да/нет». Мы видим из представленных результатов, что четкие рекомендации присутствуют только в четырех докладах из восемнадцати, при этом распределение трех вариантов (да, нет, да/нет) по трем анализируемым группам примерно одинаково.

Важным является, на наш взгляд, наличие в докладе раздела или подраздела, посвященного эффективности предыдущего Ежегодного доклада УПЧ, тому, как органы власти отреагировали на прошлогодние замечания и рекомендации УПЧ. В столбце 7 табл. 1 представлены соответствующие результаты анализа текста докладов. Как следует из этих данных, такая информация содержится только в четырех докладах, при этом два случая приходятся на группу бывших депутатов, а два — на группу бывших сотрудников администраций.

Наконец, в столбцах 8-11 табл. 1 представлены результаты разработанного в рамках настоящего исследования метода количественного анализа представленности в докладах информации по четырем темам: а) о достижениях и успехах в регионе (столбец 8); б) информация о проблемах в области прав человека в регионе, полученной УПЧ из других источников (столбец 9); в) информация о проблемах прав человека, полученная из жалоб и обращений к Уполномоченному, и о его работе по устранению причин (реактивная компонента в работе УПЧ) (столбец 10); г) о про-активной деятельности УПЧ (законотворческая работа, развитие гражданского образования и т. д.). При чтении текста доклада в нем выделялись соответствующие смысловые фрагменты и с помощью опции «статистика» в редакторе «Word» оценивалось количество знаков в каждом фрагменте. Затем эти значения суммировались для всех фрагментов и выражались в процентном виде.

На наш взгляд, высокое значение доли текста группы А свидетельствует о достаточно выраженном желании автора доклада сохранить хорошие отношения с руководством субъекта федерации, а низкое значение этой доли — о более независимой позиции УПЧ. Как видно из данных, представленных в столбце 8, максимальное значение такого типа текста — 32%, или почти треть текста доклада, — возникает для Липецкой области (УПЧ — бывший вице-губернатор), далее в трех докладах текст этого типа составляет 13% (эти доклады соответствуют всем трем анализируемым группам УПЧ).

Рассматривая последний столбец этой таблицы, мы видим, что

текст типа Г — информация о про-активной деятельности УПЧ для группы УПЧ — бывших сотрудников администрации — занимает в среднем около 30% от всего текста по сравнению с 18-20% для группы бывших депутатов и бывших силовиков. Сочетание с большей представленностью в этой группе и информации, поступившей к УПЧ из иных, по сравнению с жалобами, источников (типы А и Б (столбцы 8 и 9)), приводит к тому, что в тексте Ежегодного доклада информация о нарушении прав человека для этой группы занимает около 50% всего объема текста, что примерно на треть меньше, чем для остальных двух групп УПЧ.

Итак, мы видим, что по большинству представленных в табл. 1 показателей все три группы УПЧ существенно не отличаются друг от друга. В каждой из этих групп, с одной стороны, имеются Уполномоченные, деятельность которых, судя по ее отражению в Ежегодных докладах и структуре самих докладов, является достаточно публичной, влияющей на уровень публичной политики в регионе, и, с другой стороны, есть УПЧ, более близкие к модели «уважаемого бюро жалоб». В то же время анализ соотношения в тексте докладов информации разного типа — столбцы 8-11 — дает основание заключить, что в группе УПЧ, представляющих бывших сотрудников администрации, более выражена про-активная модель деятельности, тогда как УПЧ из двух других групп относительно более склонны к реактивной модели, к непосредственной работе с жалобами жителей края. Но никто из группы УПЧ, представляющих бывших сотрудников администрации, не приводит в тексте докладов фамилий чиновников, особо отличившихся в нарушении прав человека.

Анализ представленности информации об УПЧ в Интернете

Одним из показателей информационной активности Уполномоченного и его аппарата может служить представленность упоминания о нем в Интернете.

Частота упоминания Уполномоченного в Интернете отражает и степень активности его взаимодействия со СМИ, так как большинство информации печатных или электронных СМИ также представлено в Интернете.

Изучение частоты упоминаний об Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ на интернет-сайтах проводилось следующим способом. В течение одного дня в поисковой системе Рамблер набиралась фраза «Уполномоченный по правам человека в (название региона и инициалы и фамилия конкретного Уполномоченного)» и задавался поиск. Для каждого Уполномоченного фиксировалось число ссылок и число сайтов. Так как нас интересовала частота

упоминания уполномоченных как акторов поля публичной политики, то из полученных цифр вычитались ссылки на сайт и портал СПб центра «Стратегия» как на исследовательский центр развития института омбудсмана, а также ссылки на сайты Уполномоченного по правам человека в РФ и сайты региональных Уполномоченных, включая и их собственные сайты. Эта процедура была повторно проделана нами дважды — в апреле 2005 г. и в апреле 2009 г., то есть четыре года спустя, что дает нам возможность оценить динамику информационной активности УПЧ.

Полученные значения ссылок представлены в табл. 2 (столбцы 3 и 6). В таблице приведены срок деятельности УПЧ на момент проведения измерений в годах (столбцы 4 и 7). В столбцах 5 и 8 представлено значение частного от отношения числа ссылок к сроку работы УПЧ — «приведенная» величина ссылок.

Табл. 2. Количество ссылок в Интернете на УПЧ в субъекте РФ

Группа Субъект РФ, фамилия УПЧ 2005 2009

А, количество ссылок Б, количество лет работы А/Б А, количество ссылок Б, количество лет работы А/Б

1 2 3 4 5 6 7 8

Бывшие депутаты Республика Алтай, С. С. Шефер — — — 36 2 18

Карачаево-Черкесская Республика, Н. В. Титаренко 0 1,3 0 59 5,4 11

Республика Коми, Л. В. Завьялова 153 2 76

Республика Татарстан, Р. Г. Вагизов 105 4,8 22 244 9 27

Удмуртская Республика, М. К. Кокорин — — — 41 4 10

Приморский край, С. В. Жеков 39 1.4 28 617 5 123

Астраханская область, В. В. Виноградов 395 5,4 73

Амурская область, В. П. Глотов 19 4,2 5 _ _ _

_Продолжение таблицы

Бывшие депутаты 2 3 4 5 6 7 8

Волгоградская область, М. А. Таранцов 170 5 24 1064 9 118

Иркутская область, И. З. Зелент — — — 25 2 13

Калининградская область, И. Ф. Вершинина 170 4 43 120 8 15

Калужская область, Ю. И. Зельников 24 1,7 14 271 5,7 48

Кемеровская область, Н. А. Волков 169 4 42 275 8 36

Курская область, Н. Д. Ефремов — — — 8 4 2

Липецкая область, В. А. Бородин 20 3,4 6

Московская область, С. Б. Крыжов А. Е. Жаров 505 4 126 148 3,2 50

Санкт-Петербург, И. П. Михайлов 567 1,7 333

Среднее 35 62

Бывшие сотрудники администрации Республика Дагестан, С. С. Алисултанова — — — 551 1,5 367

Кабардино-Балкарская Республика, Б. С. Зумакулов - — — 25 1,7 15

Республика Саха (Якутия), Ф. Н. Захарова 10 2 5 115 6 20

Алтайский край, Ю. А. Вислогузов 101 2 50 962 6 160

Краснодарский край, А. Г. Козицкий 33 3 11 335 7 48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красноярский край, И. Е. Жмаков М. Г. Денисов 327 4,2 78 482 129 7 1 70* 129

Пермский край, Т. И. Марголина 693 4,4 157

Амурская область, Л. С. Хащева 42 3,2 13

Брянская область, Б. М. Копырнов 43 1,4 31 273 5 55***

Продолжение таблицы

Бывшие сотрудники 2 3 4 5 6 7 8

Липецкая область, Н. И. Загнойко 52 3 17

Новгородская область, Г. С. Матвеева 119 3,5 34

Самарская область, В. Н. Баландин 60 2,7 *** * 22

Смоленская область, В. Н. Осин 87 6 15 200 10 20

Тверская область, И. В. Блохина 901 1,7 530 (А)

Ненецкий автономный округ, Б. Н. Дульнев - - - 2 1,5 1

Среднее 30 75

Бывшие сотрудники МВД и прокуратуры Республика Башкортостан, Ч. Б. Газизов Ф. И. Тукумбетов 38 8 5 233 4 58

Республика Ингушетия, К.-С. А.-К. Кокурхаев 22 2 11 223 6 37

Республика Мордовия, Ю. А. Ястребцев 206 2 103

Ставропольский край, А. И. Селюков 188 3 63 541 7 77

Архангельская область, Н. П. Ахраменко 169 2,7 63 106 5,5 20**

Астраханская область, Ю. Н. Салтыков 179 4 45

Ростовская область, А. И. Харьковский 67 2 33

Саратовская область, Н. Ф. Лукашова 206 1,4 147 1863 5,4 343

Среднее 36...... 53......

* — 1 год после отставки; ** — 0,3 г. после отставки; *** — 0,4 г. после отставки; **** — 0,7 года после отставки; ***** — 1,2 года после отставки; ****** — без учета данных по Саратовской области. (А) — активно участвовала в выборах 2007 г., возглавила Движение в поддержку В. В. Путина, провела общероссийский слет.

Так как основной целью исследования было выявление влияния предшествующего опыта на характер деятельности Уполномоченных по правам человека, то данные по ним, как и в табл. 1, выделены в три группы — бывших депутатов, бывших сотрудников администраций, бывших сотрудников МВД и

240 _

прокуратуры. Для каждой из трех групп определялось среднее значение «приведенного» количества ссылок. При этом мы сочли логичным не учитывать аномально высокое значение этой величины для УПЧ в Тверской области — 530, так как большинство ссылок отражали не ее деятельность как УПЧ, а ее политическую активность (омбудсман активно участвовала в выборах 2007 г., возглавив областное Движение в поддержку В. В. Путина, и провела общероссийский слет его сторонников).

Для корректности сравнения мы решили также исключить из группы бывших сотрудников МВД и прокуратуры данные по Саратовской области, где «приведенное» значение ссылок более чем в три раза выше, чем у ее коллег по этой группе. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что хотя Н. Ф. Лукашова и была до своего избрания на пост УПЧ руководителем отдела в областной прокуратуре, она стала не первым УПЧ в регионе, как другие ее коллеги этой группы, а «унаследовала» этот институт (включая и аппарат сотрудников) после пятилетней деятельности на посту УПЧ А. С. Ландо, одного из самых ярких и публичных УПЧ, адвоката по основной профессии, который был ньюсмейкером не только в масштабе области, но и всей страны (см.: Сунгуров, 2000; Институт, 2004).

Сравнивая средние величины анализируемого показателя для всех трех групп, мы видим их достаточно близкие значения; для 2005 г. это — 35, 30 и 36 для групп бывших депутатов, бывших сотрудников администраций и бывших сотрудников МВД и прокуратуры соответственно. Для 2009 г. «приведенное» количество ссылок выше — 62, 75 и 51, что отражает, по-видимому, развитие Интернета за прошедшие годы, но данные так же разительно не отличаются друг от друга. Можно отметить как тенденцию, что если в 2005 г. «приведенное» количество ссылок для УПЧ — бывших сотрудников администраций было ниже, чем для УПЧ — представителей двух других групп, то в 2009 г. ситуация в корне изменилась, т. е. работа УПЧ — бывших сотрудников администраций оказалась более представленной в публичном пространстве Интернета, чем их коллег из двух других групп.

***

Подводя итоги, мы можем заключить, во-первых, что первоначальная гипотеза о более публичном характере деятельности УПЧ — бывших депутатов не нашла подтверждения в настоящем исследовании. Напротив, на основании анализа Ежегодных докладов УПЧ и на основе изучения представленности деятельности УПЧ в Интер_ 241

ЛОЯИШЭКС. 2009. Том 5. № 3

нете можно говорить о том, что большая степень публичности, большее внимание к про-активной стороне деятельности типичны для УПЧ — бывших сотрудников администраций, а группы УПЧ — бывших депутатов и бывших сотрудников МВД и прокуратуры по большинству показателей не отличаются друг от друга.

Во-вторых, можно сделать следующий вывод на основании выполненного исследования, включающего и предварительный анализ интервью с УПЧ: наблюдается существенная гетерогенность всех трех групп по отношению к изучаемым показателям.

Во всех трех группах были как Уполномоченные, деятельность которых была более ориентирована на власть, так и те, кто существенное внимание уделял реализации функции посредника, моста между обществом и властью. Соответственно, в первом случае уполномоченные рискуют превратиться в «привилегированное бюро жалоб», во втором случае они сами становятся акторами публичной политики, постепенно внедряя уважение к правам человека в сознание чиновников.

Среди факторов, влияющих на выбор Уполномоченными той или иной модели поведения, можно отметить следующие:

а) участие в разработке и обсуждении законов об Уполномоченных по правам человека, вовлеченность в формирование этого института, то есть осознанный характер участия в подготовительном процессе или приход на должность Уполномоченного вследствие решения вышестоящего руководства;

б) наличие или отсутствие внутренней установки на серьезное включение в тематику «государственной правозащиты»;

в) в случае, когда Уполномоченный становится не первым, а вторым или третьим УПЧ в субъекте РФ, существенным фактором становится опыт деятельности предыдущего (предыдущих) УПЧ и их аппаратов;

г) наличие заинтересованных советников-экспертов и готовность принять эти советы.

Выяснение влияния каждого из этих факторов будет задачей наших дальнейших исследований.

Литература

1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М.: Хельсинкская группа, 2006.

2. Даниэль А. Возможно ли принуждение к демократии // Публичная политика-

2007. Сб. статей / Под редакцией М. Б. Горного и А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма,

2008. С. 119-126.

3. Институт Уполномоченного по правам человека в Саратовской области: Пять лет деятельности. Саратов, 2004.

4. Каптерев А. Культурная эволюция и межстрановые заимствования // Сайт «Горизонты промышленной политики» // http://www.prompolit.ru/141592

5. Кузьминов Я. И., Радаев В. В., Яковлев А. А, Ясин Е. Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2005.

6. Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3.

7. Полтерович В., Попов В., Тонис А. Экономическая политика, качество институтов и механизмы «ресурсного проклятия»: Доклад к VIII международной научн. конф. «Модернизация экономики и общественное развитие». Москва. 3-5 апреля 2007 г. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. 98 с.

8. Сунгуров А. Ю. Александр Ландо и его команда. Незаконченная история Саратовского Уполномоченного по правам человека // Правозащитник. 2000. № 2. С. 10-20.

9. Сунгуров А. Ю. Институт омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб.: Норма, 2005.

10. Сунгуров А. Ю. Развитие института омбудсмана в различных странах как пример трансфера инноваций: диффузия, импорт и трансплантация // Публичная политика в современной России: субъекты и институты. Сб. статей / Отв. ред.-сост. Н. Ю. Беляева. М.: ТЕИС, 2006. С. 303-318.

11. Сунгуров А. Ю. Межстрановый перенос новых политических институтов: случай института омбудсмана // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / Под ред. А. Ю. Мельвиля; М.: МГИМО-Университет, 2007. Т. 1. Акторы в пространстве и времени мировой политики / Под ред. М. М. Лебедевой. С. 130-145.

12. Фомичев О. Импорт институтов и оценка его эффективности // Сайт «Институциональная экономика в Сети» // economy.boom.ru/Diser_last.htm

13. Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). М.: Ad Магдтет, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.