Научная статья на тему 'Влияние представителей правящей элиты Смоленской области на динамику отношений региона с Республикой Беларусь в рамках трансграничного сотрудничества'

Влияние представителей правящей элиты Смоленской области на динамику отношений региона с Республикой Беларусь в рамках трансграничного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
234
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
губернатор / региональная элита / Республика Беларусь / Смоленская область / соглашение / трансграничное сотрудничество. / governor / regional elite / Republic of Belarus / Smolensk region / agreement / trans-border cooperation.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горская Анастасия Николаевна

В статье осуществляется анализ степени влияния и личного участия представителей правящей элиты Смоленской области в выстраивании отношений с Республикой Беларусь в рамках трансграничного сотрудничества регионов двух стран. Рассматривается эволюция состава и механизмов формирования региональной элиты с 1991 г. по настоящее время как один из критериев определения политического режима региона. Выявлена динамика межрегиональных связей с Белоруссией в контексте взаимосвязи элитных внутрирегиональных рокировок и политических процессов общероссийского и межгосударственного уровней. Показаны положительные тенденции в развитии взаимодействия Смоленской области с партнерами из Республики Беларусь. Сделан вывод о неполной реализации имеющегося потенциала сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Representatives of the Ruling Elite of the Smolensk Region on the Dynamics of Relations with the Republic of Belarus

The author analyzes the degree of influence and personal participation of representatives of the ruling elite of the Smolensk region in building relations with the Republic of Belarus in the framework of trans-border cooperation between the regions of the two countries. The evolution of the composition and mechanisms of formation of the regional elite from 1991 to the present is considered as one of the criteria for determining the political regime of the region. The dynamics of interregional relations with Belarus in the context of the interconnection of elite intraregional changes and political processes of the all-Russian and interstate levels is revealed. The positive trends in the development of the interaction of the Smolensk region with partners from the Republic of Belarus are shown. The conclusion is made about the incomplete realization of the existing cooperation potential.

Текст научной работы на тему «Влияние представителей правящей элиты Смоленской области на динамику отношений региона с Республикой Беларусь в рамках трансграничного сотрудничества»

СЛОВО МОЛОДЫМ ПОЛИТОЛОГАМ

УДК 327.39(470.332)(476)

Влияние представителей правящей элиты Смоленской области на динамику отношений региона с Республикой Беларусь в рамках трансграничного сотрудничества

А. Н.Горская

Горская Анастасия Николаевна, аспирант кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Саранск, gorskaya_nastya@mail.ru

В статье осуществляется анализ степени влияния и личного участия представителей правящей элиты Смоленской области в выстраивании отношений с Республикой Беларусь в рамках трансграничного сотрудничества регионов двух стран. Рассматривается эволюция состава и механизмов формирования региональной элиты с 1991 г. по настоящее время как один из критериев определения политического режима региона. Выявлена динамика межрегиональных связей с Белоруссией в контексте взаимосвязи элитных внутрирегиональных рокировок и политических процессов общероссийского и межгосударственного уровней. Показаны положительные тенденции в развитии взаимодействия Смоленской области с партнерами из Республики Беларусь. Сделан вывод о неполной реализации имеющегося потенциала сотрудничества. Ключевые слова: губернатор, региональная элита, Республика Беларусь, Смоленская область, соглашение, трансграничное сотрудничество.

Influence of Representatives of the Ruling Elite of the Smolensk Region on the Dynamics of Relations with the Republic of Belarus

A. N. Gorskaya

Anastasia N. Gorskaya, https://orcid.org/0000-0002-8250-272X, National Research Mordovia State University, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russia, gorskaya_nastya@mail.ru

The author analyzes the degree of influence and personal participation of representatives of the ruling elite of the Smolensk region in building relations with the Republic of Belarus in the framework of trans-border cooperation between the regions of the two countries. The evolution of the composition and mechanisms of formation of the regional elite from 1991 to the present is considered as one of the criteria for determining the political regime of the region. The dynamics of interregional relations with Belarus in the context of the interconnection of elite intraregional changes and political processes of the all-Russian and interstate levels is revealed. The positive trends in the development of the interaction of the Smolensk region with partners from the Republic of Belarus are shown. The conclusion is made about the incomplete realization of the existing cooperation potential. Keywords: governor, regional elite, Republic of Belarus, Smolensk region, agreement, trans-border cooperation.

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-238-244

В результате распада СССР в 1991 г. на его пространстве образовались новые независимые государства, и единые ранее территориально-хозяйственные комплексы прекратили существование, оказавшись по разные стороны проведенных границ. Однако бывшие союзные республики в большинстве своем в силу экономических, гуманитарных и иных факторов не могли игнорировать своих соседей или более отдаленные территории и так или иначе оказались вовлеченными в приграничное и трансграничное сотрудничество.

Для России партнером, прошедшим такой путь, стала Республика Беларусь (далее - РБ). К тому же дополнительные импульсы расширению приграничных контактов между ними придает союзное строительство. Данное направление естественным образом вошло в стратегии внешнеполитического и внешнеэкономического развития двух государств1.

Трансграничное сотрудничество - это одно из условий углубления экономического взаимодействия и формирования реально интегрированного социально-экономического пространства нескольких стран2. В силу ряда причин в налаживании такого сотрудничества заинтересована не только Республика Беларусь, но и в не меньшей степени - Российская Федерация (далее - РФ). Беларусь способна предоставить рынок сбыта для российских товаров, свою оригинальную продукцию, оказать поддержку в международных спорах и в достижении совместных интересов во многих областях. Иначе говоря, отношения добрососедства с Республикой Беларусь имеют как политическое, так и экономическое, социальное, культурное значение.

Сопредельными территориями для России и Беларуси выступают Смоленская, Псковская и Брянская области РФ и Витебская, Могилевская и Гомельская области РБ. Учитывая экономико-географическое положение, данные регионы особенно важны в сбалансировании российско-белорусских отношений. Приграничный статус создает дополнительные условия для взаимодействия. Особую роль в этом процессе играют представители элит и режимы, установленные первыми лицами регионов. Существующая расстановка сил, личность главы региона прямо или косвенно будут оказывать определенное влияние

на выстраивание взаимоотношений с соседом. В связи с этим исследование политической «карты» таких областей России, как Брянская, Псковская и Смоленская, представляет дополнительный интерес. Оно способно показать расстановку сил в регионе, определить степень авторитарности региональных элит, указать ведущую группу элит, которая имеет возможность продвигать внутренние интересы и принимать собственные решения в развитии внешних связей региона, в том числе с партнерами из Республики Беларусь.

Политические режимы, которые установились в регионах, можно классифицировать по различным основаниям. Выбор оснований непременно будет связан с их значимостью в регионе здесь и сейчас, так как, несомненно, политические режимы не являются статичными и меняются во времени. На наш взгляд, верным и актуальным будет выбор критериев, предложенных С. В. Борисовым. Первостепенно он предлагает обнаружить наиболее значимые критерии для конкретного региона и разделять их на три группы. Первая группа включает критерии, имеющие значение для любых регионов нашей страны, - общеродовые критерии. Вторая группа - критерии, актуальные для определенных групп регионов, - особенные критерии. Третья группа - неповторимые критерии, значимые только для конкретного региона3.

Для нас в данном исследовании доминантна группа, содержащая общеродовые критерии, а именно критерий происхождения правящей элиты. Он послужит нам базой для дальнейших научных изысканий. А в качестве изучаемого региона мы остановимся на Смоленской области, являющейся лидером среди названных приграничных областей в развитии торгово-экономических отношений с белорусской стороной.

Элита - полноценная социальная группа, ко -торая имеет сложную внутреннюю структуру. В ней по различным критериям, как формальным, так и неформальным, можно выделить определенные подгруппы. Формальные субэлитные группы могут быть отраслевыми (политическая, экономическая, военная субэлиты), функциональными (идеологи, силовики, администраторы и проч.), иерархическими (субэлитные слои), рекрутационными (назначенцы, избранники)4. Данную классификацию мы будем использовать для последующего анализа происхождения правящих элит Смоленской области.

Смоленская область - регион дотационный (хотя дотации из федерального бюджета в 2018 г. для нее были относительно небольшими, особенно в сравнении с дотациями, к примеру, Республике Дагестан или Республике Саха (Якутия)). Область не обладает существенными природными ресурсами, кроме географического расположения, и зачастую считается второстепенной для федерального центра, что не вполне оправданно в контексте исторических и геополитических условий.

С 1991 г. по настоящее время пост губернатора данной области сменили шесть представителей местных элит (таблица).

Губернаторы Смоленской области

№ Губернаторы региона Годы руководства регионом

1 Фатеев Валерий Петрович 1991-1993

2 Глушенков Анатолий Егорович 1993-1998

3 Прохоров Александр Дмитриевич 1998-2002

4 Маслов Виктор Николаевич 2002-2007

5 Антуфьев Сергей Владимирович 2007-2012

6 Островский Александр Владимирович 2012 - н. в.

Первым губернатором Смоленской области после распада СССР стал Валерий Петрович Фатеев - «хозяйственник» родом из г. Горького, бывший директором Вяземского льнокомбината. Время его нахождения в должности характеризуется наличием конфликта с мэром Смоленска и смоленской элитой. Новый кабинет губернатор набирал по принципу равных возможностей для каждого. Практически вся областная элита была отстранена от контроля над экономическими ресурсами, а сам В. Фатеев превратился в нежелательную для местных элит персону. Таким образом, он хотел получить своего рода «народную легитимность», стремился разрушить вслед за старым строем существующие в области порядки5.

Надо заметить, что после распада СССР отношения России и Беларуси сохранились как дружественные, но в период руководства В. Фатеева все инициативы в области интеграции РФ и РБ выдвигались на федеральном уровне, поскольку тогда только начали складываться дипломатические отношения двух государств. К тому же и внутренняя региональная ситуация, и общая социально-экономическая ситуация в обеих странах не способствовали развитию связей приграничного и трансрегионального уровня.

Вторым губернатором Смоленской области был Анатолий Егорович Глушенков - «хозяйственник» из «местных», занимавший ранее должность руководителя Смоленского завода холодильников. На пост губернатора он пришел в ходе всенародных выборов 1993 г., где одержал победу над В. Фатеевым. Свою политику А. Глушенков строил на противостоянии прежнему курсу6. В период его руководства в 1994 г. президентом Республики Беларусь был избран А. Лукашенко. С этого времени и весь период правления Президента России Б. Ельцина характеризуется хорошими личными отношениями двух руководителей. Было заключено множество двусторонних соглашений, в том числе со Смоленской областью, например, Соглашение

о сотрудничестве между Смоленской областью Российской Федерации и Гомельской областью Республики Беларусь от 22 ноября 1994 г., содействующее реализации Договора о создании экономического союза7. В рамках соглашения были прописаны конкретные действия для налаживания отношений, например, создание группы содействия развитию регионов, а также межрегиональной клиринговой компании. В 1995 г. граница между Россией и Республикой Беларусь была ликвидирована. 25 июня 1996 г. в Смоленске прошла первая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В 1997 г.

A. Глушенков стал заместителем Председателя данного Парламентского Собрания. Таким образом, стабилизацию общей и региональной политической ситуации (сглаживание острого конфликта между региональными и местными властями) на фоне интенсивного политического диалога высокого уровня можно рассматривать как важный фактор активизации межрегионального и приграничного сотрудничества, а также включения области и ее элиты в систему российско-белорусских интеграционных связей.

Третьим губернатором области новой России становится Александр Дмитриевич Прохоров - «местный администратор», до назначения бывший мэром Смоленска. Победил бывшего губернатора А. Глушенкова во втором туре выборов. За него активно агитировала КПРФ и поддерживали представители бизнес-элиты. Однако период руководства областью А. Прохоровым ознаменовался ухудшением обстановки, и на очередных выборах он потерпел поражение. Чиновники из его ближайшего окружения в результате покинули регион.

Следует отметить тот факт, что в период 1990-х гг. губернаторский корпус по всей России формировался преимущественно из двух групп: руководителей региональной исполнительной власти различного уровня и директоров промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Эту тенденцию мы можем проследить и на примере Смоленской области с 1991 по 2002 г.:

B. Фатеев, А. Глушенков - «хозяйственники», А. Прохоров - «администратор»8.

Разразившийся в 1998 г. экономический кризис выпал на время губернаторства А. Прохорова. Несмотря на это, общие проблемы области и Беларуси стимулировали региональное сотрудничество, чему дополнительно способствовал уже имеющийся опыт двусторонних контактов. На фоне международных политических неурядиц Президент Беларуси А. Лукашенко принял у себя группу российских губернаторов, в том числе умеренного, но близкого к оппозиции по отношению к центральной российской власти А. Прохорова, что свидетельствовало о росте интереса белорусской стороны к региону. Благодаря подписанию Соглашения по развитию выставочной деятельности в ноябре 1998 г. состоя-

лась первая национальная выставка белорусских товаров в Смоленске «Республика Беларусь

- ваш партнер». В 1999 г. белорусский президент принял у себя делегацию из Смоленской области, возглавляемую А. Прохоровым, и совершил поездку с ответным визитом. В составе делегации находился и руководитель ПО «Кристалл» А. Шкадов, оказавший А. Прохорову заметную поддержку на губернаторских выборах. Среди достигнутых по результатам переговоров с губернатором Смоленской области результатов белорусский президент в качестве одного из направлений сотрудничества на перспективу обозначил создание мощной финансово-промышленной группы по огранке алмазов9. Именно тогда взаимоотношения Республики Беларусь и Смоленской области вышли на новый уровень. Было заключено Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Администрацией Смоленской области Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 8 октября 1998 г.10, послужившее драйвером бурного роста смолен-ско-белорусского взаимодействия во всех сферах

- появились различные совместные предприятия, открылись совместные магазины, начался активный обмен товарами11. Коме того, было подписано соглашение Смоленской и Витебской областей в сфере медицинского обслуживания12.

Подчеркнем, что в кризисных условиях и ситуации похолодания собственно российско-белорусских отношений начала 2000-х гг. выстраивание отношений между белорусскими партнерами и российскими регионами сыграло весомую позитивную роль в сохранении интеграционных настроений13. А. Прохоров и А. Шкадов умело воспользовались выгодами, которое дало расширение связей с РБ. Так или иначе, данные связи наращивали авторитет и ресурсы элит, в некоторой степени снижая зависимость от федерального центра, испытывавшего серьезные трудности политического и финансово-экономического плана. Следует отметить, что в конце 1990-х гг. в отдельных районах Смоленской области существовали даже настроения в пользу присоединения к Республике Беларусь.

Следующий губернатор Смоленской области - Виктор Николаевич Маслов - «местный силовик», прямой выдвиженец Кремля, хотя и не обретший большой популярности в области. По итогам региональных выборов он обошел предыдущего губернатора на волне борьбы с крими-налом14. Обретение им губернаторского статуса укладывалось в общероссийскую тенденцию. В начале 2000-х гг. произошло массовое привлечение военных в органы власти по всей стране ввиду подъема популярности выходцев из силовых структур после прихода к власти В. Путина, и назначение В. Маслова на должность не стало исключением. На выборах его кандидатуру поддержали все федеральные партии, кроме КПРФ,

руководители крупнейших предприятий, а впоследствии и большинство местных законодателей. Тем не менее, к новому губернатору имелись серьезные претензии. На думских выборах 2007 г. в Смоленской области «Единая Россия» получила очень плохие результаты, несмотря на то что В. Маслов руководил избирательным штабом партии15. В итоге губернатор ушел в отставку. Должности он лишился в 2007 г. и принял решение баллотироваться в местный парламент (возглавив список Смоленского отделения «Единой России»). Такая ротация кадров стала необходимым условием для обеспечения более благоприятного «расклада» сил на предстоящих президентских выборах16.

Будучи губернатором, В. Маслов, помимо ставших уже традиционными сфер российско-белорусского взаимодействия, большое внимание уделял вопросам борьбы с организованной преступностью и контрабандой. Такое акцентирование можно объяснить и влиянием его предшествовавшей профессиональной деятельности, и изменившимися институциональными рамками интеграции после образования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в свете новых геополитических обстоятельств, и определенным «откатом» от выполнения положений Договора о создании Союзного государства 1999 г. Тем не менее, взаимодействие продолжало развиваться на разных уровнях: так, в 2003 г. Беларусь посетили официальная делегация и деловые круги Смоленской области; В. Маслов провел встречу с Президентом Беларуси, по результатам которой состоялось подписание Соглашения между Администрацией Смоленской области и Моги-левским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 8 декабря 2004 г.17

Пятым губернатором региона стал Сергей Владимирович Антуфьев - «местный» политический деятель, партийный работник, первый заместитель А. Прохорова, после его отставки назначенный президентом временно исполняющим обязанности губернатора и поддержанный в качестве кандидата на губернаторскую должность областной думой18. Во время руководства С. Антуфьева область показала худший результат голосования на президентских выборах 2008 г., за чем последовало лишение нового губернатора поста секретаря политсовета Смоленского отделения «Единой России»19. По итогам неблагоприятных для «Единой России» думских выборов 2011 г., уступившей в регионе КПРФ, С. Антуфьев досрочно ушел в отставку20.

Надо заметить, что С. Антуфьев ранее являлся заместителем председателя Комитета Го -сударственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками. Уже тогда по приглашению белорусской стороны в составе делегации он посещал республику, поэтому в должности

губернатора у него имелся определенный опыт выстраивания отношений с соседним государством. Губернатор сумел улучшить сложившуюся ситуацию, достичь определенных результатов, несмотря на то, что на уровне двусторонних отношений между Россией и Беларусью существовал серьезный конфликт из-за цен на газ и нефть. В это время межрегиональное сотрудничество продолжало набирать обороты. Были заключены соглашения с еще двумя областями РБ: Соглашение между Администрацией Смоленской области и Витебским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г., Соглашение между Администрацией Смоленской области и Минским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 10 февраля 2012 г., а также Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Смоленской области и Минским государственным производственным унитарным предприятием «Белкоммунмаш»21. В 2008 г. состоялась встреча С. Антуфьева с белорусским послом В. Долголевым. Однако на протяжении его губернаторского срока импорт белорусских товаров превышал экспорт смоленских на белорусский рынок. В целом позиции сторон по многим актуальным вопросам постепенно изменились на благоприятные.

На современном этапе губернатором Смоленской области является Александр Владимирович Островский - «варяг», государственный деятель, до вступления в должность губернатора - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от ЛДПР22. В 2012 г. назначен временно исполняющим обязанности губернатора Смоленской области. Президент России Д. Медведев внес кандидатуру А. Островского для утверждения законодательным собранием области, и тайным голосованием областная дума его кандидатуру утвердила. Впервые к такой должности был допущен член фракции ЛДПР, самый молодой на тот момент губернатор России. В 2015 г. он был повторно избран губернатором Смоленской области, уже всенародно.

Первоочередной задачей нового губернатора стал поиск баланса между интересами своей партии и работой в системе власти. А. Островским было принято решение о необходимости представления сторонников различных политических сил в своей команде. Эту идею впоследствии развила партия ЛДПР, выдвинув законодательную инициативу об обязательном формировании «коалиционных правительств». Ее суть заключалась в том, что губернатор должен назначать своих заместителей до вступления в должность из представителей политических партий, имеющих фракции в парламенте. Такое положение дел позволило бы избежать политизации остро стоящих вопросов и равно распределить ответственность за проводимый губернатором курс23.

Тем не менее, в начале работы А. Островским были приняты достаточно сомнительные кадровые решения и сложились напряженные отношения с главами муниципальных образований и администраций24. Высказывается предположение об отсутствии доверия нового губернатора местным элитам, а также его поддержки федеральными структурами25. Конфликтные линии на областном уровне наиболее были выражены в отношениях губернатора с отдельными влиятельными представителями бизнес-элиты, городской администрацией и городской думой26. Однако, по мнению некоторых аналитиков, А. Островскому удалось создать в регионе эффективный механизм коалиционного правительства, а также внутриэлитный и межпартийный консенсус. В состав коалиционной региональной администрации формально вошли представители ЛДПР, КПРФ и партии «Единая Россия», фактически - ЛДПР и «Единой России». А. Островский, обязанный своим назначением «Единой России», не может вступить с ней в противостояние, всячески ищет пути взаимодействия своей партии с партией большинства, лоббирует интересы ЛДПР, а «Единая Россия», в свою очередь, поддерживает работу администрации губернатора. Тем более что, по сравнению с предыдущими губернаторами, А. Островский смог обеспечить рекордно высокую поддержку В. Путину на мартовских выборах 2018 г. Уровень поддержки партии ЛДПР в регионе невысок, и такое взаимодействие с «Единой Россией» приносит ей определенные дивиденды. Значительной популярностью в регионе пользуется КПРФ, не раз опережавшая «Единую Россию» по результатам выборов, но активное взаимодействие с ней не налаживается. Однако Н. Кузнецов, член КПРФ, был назначен вице-губернатором области. Партия «Справедливая Россия» остается за пределами «коалиции» и снизила свою активность27.

Отношения сотрудничества с РБ в период руководства А. Островского вышли на новый уровень. Губернатор активно участвует в форумах регионов Беларуси и России, встречается с министрами, Президентом Беларуси, инициирует совместные коллегии министерств двух регионов, активно выступает с собственными предложениями (например по созданию международного пункта пропуска на границе с Беларусью) и продвигает их во взаимоотношениях с федеральным центром28. А. Островским заключено множество новых соглашений: с Гродненским областным исполнительным комитетом (23 ноября 2015 г.), Брестским областным Советом депутатов (29 июня 2017 г.), Брестским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь (25 декабря 2017 г.), подписаны планы мероприятий в сфере сотрудничества. Проводятся переговоры с послом Беларуси в РФ о принятии новых совместных программ29. Иначе говоря,

сотрудничество Смоленской области и партнеров из РБ проявляется в формах координации деятельности региональных властей, реализации совместных мероприятий, осуществлении совместных программ.

Таким образом, элиты Смоленской области сыграли большую роль в сбалансировании отношений с Республикой Беларусь в целом и межрегиональных связей в частности. Среди них стоит выделить не только первых лиц в структуре региональной власти, но и представителей бизнеса, заинтересованных в увеличении собственной прибыли и влияния в регионе через внешние каналы. На протяжении почти всего постсоветского периода в Смоленской области существовал определенный конфликт местных элит по нескольким линиям: область - город, область - центр, область - парламент, область - бизнес и т. д. Смена шести губернаторов обусловила частые корректировки в расстановке внутрирегиональных сил, которые могли выступить агентами развития межрегиональных связей и приграничного сотрудничества. Ни один губернатор не смог закрепиться на несколько сроков, стать самой сильной фигурой и многие годы устойчиво находиться во власти. До 2000-х гг. властные позиции занимали в основном выходцы из советского партийно-хозяйственного актива. Межэлитная конкуренция осуществлялась, прежде всего, между действующими главами парламента, региональной и городской администрациями.

Базис сотрудничества Смоленской области и белорусских партнеров, безусловно, заложен на федеральном уровне. Он образуется не только соответствующими нормативными предписаниями федерального законодательства, но и диалогом по линии высшего руководства обеих стран. Региональные элиты выступают, скорее, в качестве агентов российско-белорусской интеграции, являясь важными участниками межрегионального и приграничного сотрудничества, которое можно рассматривать как одну из главных составляющих процесса двустороннего сближения. Можно наблюдать определенную корреляцию потепления межгосударственных отношений и расширения положительных тенденций в этой сфере. Соглашения Смоленской области с партнерами из Республики Беларусь дополняют систему межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, содействуя более эффективной реализации их положений. Смоленская область, как и другие приграничные с Беларусью регионы РФ, предпринимает активные шаги по осуществлению конкретных мероприятий, чему способствуют их соседство и решения, достигнутые в рамках Союзного государства. Поддерживается неформальное сотрудничество регионов, налаживаются связи на местном уровне. Таким образом, Смоленская область превратилась в своеобразную локальную, но чрезвычайно значимую площадку взаимодействия России

и Беларуси по продвижению совместного интеграционного проекта.

Возвращаясь непосредственно к роли региональных элит в рассматриваемой сфере, следует подчеркнуть, что впервые их заметное влияние на выстраивание добрососедских отношений становится очевидным в период руководства областью А. Прохоровым. Губернатор активно взаимодействовал с белорусской стороной даже в определенной степени вразрез с новыми веяниями официального дискурса федеральной власти. В целом в начале 2000-х гг. активность региона в развитии отношений сотрудничества с Республикой Беларусь нарастала. Губернаторы из «местных» стремились продвигать интересы своего региона также несмотря на международную политическую ситуацию. Назначение А. Островского губернатором Смоленской области в 2012 г. можно объяснить необходимостью установления баланса политических элит в области. А. Островский - фигура со стороны, первоначально не вписанная в конфликты местных элит, финансовых и политических групп. За время своего губернаторства ему удалось выйти на новый уровень взаимоотношений с Республикой Беларусь благодаря установлению одного центра регионального политического влияния (в рамках «коалиционного правительства») и личному активному участию в трансграничном взаимодействии. Можно подытожить, что элита Смоленской области играет важную роль в содействии интеграции России и Республики Беларусь. Наблюдается положительная динамика двусторонних отношений, но весь потенциал сотрудничества еще не реализован.

Примечания

1 См.: Вилков А. А. Политические перспективы Союзного государства России и Республики Беларусь в контексте многовекторности их отношений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 66-71.

2 См.: Пирожник И. И., Озем Г. З., Шадракова А. В. Экономико-географические факторы трансграничного сотрудничества Беларуси и России // Вестн. БГУ Сер. 2. Химия. Биология. География. 2010. № 1. С. 55-60.

3 См.: Борисов С. В. Актуальный политический режим в Нижегородской области : становление в 1990-е годы // Полис. 1999. № 1. С. 98-115.

4 См.: Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М. : Захаров, 2005.

5 См.: Валерий Петрович Фатеев : история одной жизни // Вязьма Ньюз : [сайт]. URL: http://www. vyazmanews.net/vyazmich/4472-valeriy-petrovich-fateev-istoriya-odnoy-zhizni.html (дата обращения 26.01.2019).

6 См.: КорнеевВ. Воспоминания о былом // Смоленск : областной ежемесячный журнал : [сайт]. URL: http:// www.journalsmolensk.ru/zhurnal/2018/2/vospominaniya-o-bylom.html (дата обращения: 26.01.2019).

7 См.: Соглашение о сотрудничестве между Смоленской областью Российской Федерации и Гомельской областью Республики Беларусь. URL: https://dep.smolinvest. com/attachments/article/1449/soglash-s-gomelsk-obl-min. pdf (дата обращения: 26.01.2019).

8 См.: Крыштановская О. В. Указ. соч.

9 См.: Смоленская область в декабре 1998 // Международный институт гуманитарных политических исследований : [сайт]. URL: http://www.igpi.ru/monitoring/ 1047645476/1998/1298/67.html (дата обращения: 26.01.2019).

10 См.: Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Администрацией Смоленской области Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 8 декабря 1998 г. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/ megd2894.htm (дата обращения: 26.01.2019).

11 См.: Тихонов Д. «Ты помнишь, как все начиналось?». Смоленщина и Беларусь : юбилей сотрудничества // Смоленская народная газета : [сайт]. URL: http:// smolnarod.ru/politroom/ty-pomnish-kak-vsyo-nachinalos-smolenshhina-i-belarus-yubilej-sotrudnichestva (дата обращения: 26.01.2019).

12 См.: Антуфьев С. В. Проблемы межрегионального сотрудничества России и Беларуси // Региональная экономика : теория и практика. 2005. № 6 (21). С. 5-6.

13 См.: Голубев С. А. Российско-белорусская интеграция и российские регионы // Регион как субъект политики и общественных отношений : сб. / под ред. Н. В. Зуба-ревич. М. : Моск. обществ. науч. фонд., 2000. Вып. 107. С. 18-38.

14 См.: Смоленская область : партия ФСБ побеждает КПРФ Горный Алтай : Беловодье при Михаиле Лапшине. Исход Геннадия Селезнева // Радио Свобода : [сайт]. URL: https://www.svoboda.org/a/24197319.html (дата обращения: 26.01.2019).

15 См.: Гончаренко О. В. Кадровая политика центра как инструмент управления региональными элитами // ProNunc. Современные политические процессы. 2008. Т. 8, № 1. С. 286-293.

16 См.: Иванов В. В. Глава субъекта Российской Федерации : Политическая и юридическая история института (1990-2013). М. : Праксис, 2013.

17 См.: Соглашение между Администрацией Смоленской области Российской Федерации и Могилевским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. URL: https://dep.smolinvest. com/attachments/article/1449/soglash-s-mogilevsk-oblis-min.pdf (дата обращения: 26.01.2019).

18 См.: Антуфьев Сергей Владимирович // Замполит : [сайт]. URL: http://zampolit.com/dossier/antufev-sergey-vladimirovich (дата обращения: 26.01.2019).

19 См.: Вилков А. А., Дацков С. А. Электоральный фактор переназначения и функционирования руководителей субъектов РФ в современный период // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 3 С. 58-63.

20 См.: Иванов В. В. Указ. соч.

21 См.: Надежный партнер Беларуси. Интервью губер-

натора Смоленской области Сергея Владимировича Антуфьева // Беларусь сегодня : [сайт]. URL: https:// www.sb.by/articles/nadezhnyy-partner-belarusi-intervyu-gubernatora-smolenskoy-oblasti-sergeya-vladimirovicha-antufeva.html (дата обращения: 26.01.2019).

22 См.: Члены Администрации Смоленской области : Островский Алексей Владимирович // Администрация Смоленской области : [сайт]. URL: https://www. admin-smolensk.ru/authorities/administraciya_oblasti/ chleni_administracii_smolenskoy_oblasti/ news_775.html (дата обращения: 26.01.2019).

23 См.: Мамонов В. «Коалиционное правительство», кадровая политика Алексея Островского и консолидация Смоленской элиты : аналитический доклад // Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) : [сайт]. URL: http://www.apecom.ru/projects/ item.php?SECTION_ID=92&ELEMENT_ID=4736 (дата обращения: 26.01.2019).

24 См.: ЗахаровМ. Расчет на одурачивание : получил ли бывший фотограф мандат от смолян // Смоленская народная газета : [сайт]. URL: http://smolnarod.ru/ politroom/raschet-na-odurachivanie (дата обращения: 26.01.2019).

25 См.: Выбрал замов по себе : Что стоит за кадровыми

перестановками в администрации Смоленской области // Смоленская народная газета : [сайт]. URL: http:// smolnarod.ru/politroom/vybral-zamov-po-sebe (дата обращения: 26.01.2019).

26 См.: Противостояние : Губернатор Смоленской области призвал мэра Смоленска уйти в отставку, а тот выложил их переписку // Ключевые новости Смоленска : [сайт]. URL: https://keytown.me/politics/protivostoyanie-gubernator-smolenskoy-oblasti-prizval-mera-smolenska-uyti-v-otstavku-a-tot-vyilozhil-ih-perepisku_62408 (дата обращения: 26.01.2019).

27 См.: Мамонов В. Указ. соч.

28 См.: Россия установит международный пограничный пункт пропуска с Беларусью. Что это значит для простых людей // Белсат : [сайт]. URL: https://belsat.eu/ru/ news/rossiya-ustanovit-mezhdunarodnyj-pogranichnyj-punkt-propuska-s-belarusyu-chto-eto-znachit-dlya-prostyh-lyudej (дата обращения: 26.01.2019).

29 См.: Беларусь и Смоленская область наметили новые программы сотрудничества // Рос. газ. : [сайт]. URL: https://rg.ru/2018/02/26/belarus-i-smolenskaia-oblast-nametili-novye-programmy-sotrudnichestva.html (дата обращения: 26.01.2019).

Образец для цитирования:

Горская А. Н. Влияние представителей правящей элиты Смоленской области на динамику отношений региона с Республикой Беларусь в рамках трансграничного сотрудничества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 238-244. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-238-244

Cite this article as:

Gorskaya A. N. Influence of Representatives of the Ruling Elite of the Smolensk Region on the Dynamics of Relations with the Republic of Belarus. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2019, vol. 19, iss. 2, рр. 238-244 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-238-244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.