Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / учебные дискуссии / учащиеся / русский язык / групповая работа / речевой этикет / обсуждение задач / functional literacy / classroom discussions / students / Russian language / group work / speech etiquette / solving discussions

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акименко Г.А.

В статье рассматриваются важность организации учебных дискуссий на уроках русского языка для формирования коммуникативной грамотности. Подчеркивается значимость активного участия учащихся в обсуждениях, где они выражают и обосновывают свои мнения. Отмечается роль парной и групповой работы, а также применение норм речевого этикета в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Акименко Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF «RUSSIAN LANGUAGE» SUBJECT ON DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Article examines the importance of organizing classroom discussions in Russian language lessons for developing communicative literacy. It emphasizes the significance of active student participation in discussions, where they express and justify their opinions. The role of pair and group work, as well as the application of speech etiquette norms in the educational process, is also highlighted.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.31

Акименко Г.А.

учитель начальных классов Антрацитовская средняя школа № 3 (г. Антрацит, ЛНР, Россия)

ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются важность организации учебных дискуссий на уроках русского языка для формирования коммуникативной грамотности. Подчеркивается значимость активного участия учащихся в обсуждениях, где они выражают и обосновывают свои мнения. Отмечается роль парной и групповой работы, а также применение норм речевого этикета в образовательном процессе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, учебные дискуссии, учащиеся, русский язык, групповая работа, речевой этикет, обсуждение задач.

Функциональная грамотность предполагает решение учебных и жизненных задач на основе предметных и метапредметных методов, формируя готовность к успешной адаптации в меняющемся мире. Курс русского языка способствует развитию не только языковой грамотности, но и более широкой функциональной грамотности, включая коммуникативные навыки. Языковая грамотность, как совокупность умений осознанно применять языковые нормы для создания нормативно грамотных текстов [4, с. 11], требует целенаправленного обучения и является ключевым компонентом функциональной грамотности.

Языковая грамотность включает способность точно и уместно применять языковые средства, владение нормами русского литературного языка и умение использовать их в устной и письменной речи. Формирование этой грамотности

требует создания условий для практического применения знаний за пределами учебного процесса. Необходимо включение практико-ориентированных заданий, направленных на:

1) актуализацию теоретических знаний о языке,

2) развитие навыков нормативного и уместного использования языка,

3) применение знаний в различных речевых ситуациях (говорение, аудирование, чтение, письмо) [2, с. 12].

Формирование языковой грамотности обеспечивается через специально подобранные упражнения, которые позволяют обучающимся осознать значимость правильного выбора языковых средств и его влияние на понимание. Ошибки в лексике или пунктуации могут привести к коммуникативным сбоям, поэтому акцент делается на отбор адекватных средств выражения в зависимости от речевой ситуации. Школьники должны осваивать вариативность языковых средств, учиться выбирать их с учетом контекста, различать нарушения норм и неуместность в конкретных условиях общения, что способствует грамотному выражению мыслей.

Ключевым условием свободного владения языковыми средствами является не механическое заучивание правил, а глубокое понимание их функционирования и методов анализа языка. Для младших школьников важно не просто освоить нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические и речевого этикета), но и применять их осознанно для успешной коммуникации. Различие между механическим усвоением и формированием языковой грамотности особенно заметно в работе над орфографией, где важно не только применение правил, но и осмысленное создание собственных текстов. Уже на начальных этапах обучения необходимо включать задания, которые способствуют использованию знаний в реальных ситуациях, например, практические упражнения с непроверяемыми гласными.

Сформированность языковой грамотности младшего школьника выражается в способности: применять языковые факты для достижения коммуникативных целей, строить высказывания в соответствии с нормами

русского языка (орфоэпическими, морфологическими, лексическими, синтаксическими и стилистическими), соблюдать речевой этикет в зависимости от социальной ситуации, использовать языковые средства для предотвращения и разрешения конфликтов, эффективно работать с лингвистической информацией, оценивая ее достоверность, описывать ценности современного общества через язык. Такой подход способствует не только проверке знаний, но и подготовке к их практическому применению.

Формирование языковой грамотности является важным этапом развития коммуникативной компетенции. Языковая грамотность обеспечивает способность использования разнообразных языковых средств для создания устных и письменных текстов, соответствующих коммуникативным требованиям. Уроки русского языка способствуют развитию коммуникативной грамотности в следующих аспектах [1, с. 149-151]:

1) устная коммуникация - освоение навыков продуктивного аудирования и владение диалогической и монологической речью,

2) письменная коммуникация - формирование способности к критическому восприятию текстов и созданию письменных высказываний.

Для эффективного формирования коммуникативной грамотности на уроках русского языка целесообразно включать упражнения, направленные на развитие следующих компетенций:

1) определение целей коммуникации и выбор соответствующих языковых средств,

2) соблюдение норм дискуссии, развитие умений вести диалог с учетом задач общения,

3) выделение смысловых центров высказывания для повышения его ясности,

4) создание письменных текстов, структурированных по коммуникативной задаче,

5) оценка результата коммуникации и рефлексия для совершенствования навыков. Успешное общение требует анализа речевой ситуации, что формируется через практику с младших классов.

В процессе выполнения заданий по русскому языку критически важно организовывать учебный диалог, в котором учащиеся обсуждают подходы к решению задач, высказывают мнения и обосновывают выбор ответов. При активном участии учеников в таких обсуждениях роль учителя сводится к контролю за процессом, предоставляя детям возможность самостоятельно вести диалог. Интеграция парной и групповой работы в образовательный процесс и создание ситуаций, требующих применения норм речевого этикета, являются ключевыми элементами для формирования коммуникативной грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурова Н.В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах / Н.В. Бурова // Молодой ученый. 2023. № 31 (478). С. 149-151;

2. Русский язык. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / М.И. Кузнецова, Н.Ф. Виноградова, под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 47 с;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г., № 286, [Электронный ресурс]. URL: https://w.garantru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 14.09.2024);

4. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.], под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 2018. 288 с.

Akimenko G.A.

Anthracite Secondary School № 3 (Anthracite, Russia)

IMPACT OF «RUSSIAN LANGUAGE» SUBJECT ON DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Abstract: article examines the importance of organizing classroom discussions in Russian language lessons for developing communicative literacy. It emphasizes the significance of active student participation in discussions, where they express and justify their opinions. The role ofpair and group work, as well as the application of speech etiquette norms in the educational process, is also highlighted.

Keywords: functional literacy, classroom discussions, students, Russian language, group work, speech etiquette, solving discussions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.