Научная статья на тему 'Влияние православной культуры на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся'

Влияние православной культуры на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курс "Православная культура" / организация и методика преподавания

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Елена Анатольевна

Автор статьи описывает свой методический опыт преподавания курса «Православная культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильченко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние православной культуры на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся»

3. Розанов В. В. История школы // История российского образования. - Режим доступа: www.vestnik.edu.ru/rosanov05.html

4. Константинов Н. А., Медынский Е. И., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

5. Осипов А. И. Нравственность и духовность. Фрагмент лекции. Искажения христианства. -Режим доступа: /http://azbyka.ru.

6. Пивоваров Б. Актуальность духовно-нравственного воспитания в школе: доклад // Выступле-

ние на пленарном заседании съезда работников образования Новосибирской области, Новосибирск, август 2009 г. - Режим доступа: /httpZwww.orhedu.ra

7. Парошина Р. А. Духовно-нравственное становление современного молодого человека. -Режим доступа: /http://oozv.narod.ru/nauka/paroshina_ped_problema.

8. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

9. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. - М., 1998.

10. Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. -Режим доступа: /http://delist.ru/article/1504 2007_rudenkova /page2.html.

11. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - Т. 1. - 416 с.

Е. А. Ильченко

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор статьи описывает свой методический опыт преподавания курса «Православная культура».

Ключевые слова: курс «Православная культура», организация и методика преподавания.

Е. А. Ilchenko

EFFECT OF ORTHODOX CULTURES ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS

The author describes his methodological experience of teaching the course "Orthodox culture". Keywords: course "Orthodox Culture", organization and methods of teaching.

Моя православная мудрая Родина, К истокам твоим устремлюсь...

С 1999 года во многих регионах России, в том числе и в Кемеровской области, широкое распространение получило преподавание факультативного курса «Основы православной культуры», «Основы православия», «Традиции русской православной семьи», «Православная этика».

148

Практика ведения занятий по программе «Православная культура» подтвердила, что интерес к данной теме со стороны как учащихся, так и родителей за это время не ослаб, а существует стабильная тенденция к его росту.

Особенно актуальным стал вопрос изучения традиций православной культуры в связи с обновлением содержания образования, развитием воспитательной функции образовательных учреждений в новых социокультурных условиях. Это выражается в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений. Без знания основ православной культуры и традиций учащимся многое непонятно при изучении литературы, истории, мировой художественной культуры, обществознания, так как в современные учебники включен материал по библейской истории, православной художественной культуре, истории Русской православной церкви. Для многих российских школьников становятся традиционными праздники Рождества, Пасхи, Дня славянской письменности и культуры, дни памяти российских святых.

Поэтому целью реализации нашей программы «Православная культура» стало приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, которые необходимы для формирования гражданина, интегрированного в современное российское общество, в пространство национальной и мировой культуры.

Эта программа знакомит с культурообразующей ролью православия, подчеркивая его культурологический, а не религиоведческий аспект, и рассчитана на обучающихся среднего школьного звена основной и средней школы. Для более успешной реализации данной программы может быть использован учебник «Основы православной культуры» А. В. Бородиной.

Немаловажными условиями является наличие тематически оформленного учебного кабинета, богатого аудио- и видеоматериалами, комплекта икон, иллюстраций и репродукций духовной живописи. Для расширения знаний обучающиеся посещают индивидуально-групповые занятия по нашей программе «Православное краеведение». Сегодня ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Это и актуализирует социальный заказ по обучению современных школьников исследовательской деятельности. Понимание этого подводит нас к необходимости включения программ по организации исследовательской деятельности в образовательный маршрут обучающихся.

Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учеников, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Православное краеведение - один из источников знаний о родном крае, его православных истории и традициях. Оно знакомит со святыми и святынями своего края, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города с историей области и государства.

Особенностью программы «Православное краеведение» является развитие исследовательских способностей обучающихся на основе использования источников и объектов православного краеведения, которое реализуется в уникальных возможностях сочетания теории и практики. Данная программа включает в себя теоретическую и практическую части, так как большую часть времени необходимо отводить на практические занятия, где основное внимание уделяется закреплению методов работы юного православного краеведа-исследователя. Они формируют навыки поисковой и исследовательской деятельности

через подготовку рефератов и учебно-исследовательских проектов, таких как «Собор сибирских святых», «Возрождение православия в Кузбассе», «Традиции православия в государственной символике Российской Федерации», «Храм - "покров и защита" Кузбасса и Киселевска». С этими работами они выступают на Православных чтениях, городской краеведческой конференции «Люби, знай и помни», областной конференции «Живи, Куз -нецкая земля!», всероссийских конференциях.

Результатом такой работы стало исследование о том, что благодаря появлению храмового комплекса в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и храма в честь святого благоверного князя Александра Невского наш город стал символически защищен четырьмя храмами со всех сторон света. Далее места нахождения храмов, обозначенные на карте города Киселевска, соединили линиями, которые образовали «крест» - это дало нам возможность сделать вывод, что наш город находится под «покровом и защитой» Богородицы и святых, под их «крестным знамением». В центре этого «креста» расположен район шахты № 12, самой старой шахты города Киселевска. Именно рядом с комбинатом этой шахты в августе 2006 года была открыта часовня святой Варвары, покровительницы шахтерского труда, в память о погибших шахтерах нашего города.

Одним из результатов совместной деятельности с обучающимися стала разработанная экскурсия во все храмы города Киселевска под названием «Мой православный Киселевск», которая успешно используется для посещения горожан и гостей города. Материалы о работе регулярно предоставляются к печати в редакцию городских газет «Киселевские вести», «В бой за уголь», приложение «Под сенью православия».

Важнейшая задача, которую ставит перед нами модернизация образования, - формирование будущей профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей и молодежи. Образовательные учреждения на достаточно высоком уровне должны обеспечивать и допрофессиональную подготовку своих воспитанников по разным направлениям деятельности.

На основе программы «Православная культура» был составлен курс предпрофиль-ной подготовки «Золотые купола» и «Родные святыни» для обучающихся старших классов, по окончании которого им выдается свидетельство. Данные предпрофильные курсы организуются с целью знакомства со святынями православного мира и приобщения учеников к православным культурным ценностям для формирования граждан, интегрированных в современное российское общество, в пространство мировой и национальной культуры. Знакомство с истоками православных традиций и интеграция обучающихся в культурное пространство России способствует их подготовке к профессиональной деятельности в обществе.

В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение православных традиций является расширением историко-обществоведческого, филологического и искусствоведческого образования. Такая работа не только влияет на духовно-нравственный уровень обучающихся, но и способствует выбору профессии и определению их жизненного пути.

Знакомство с православной культурой органично вливается в реализацию программы духовно-нравственного воспитания и образования нашего города, которая утверждается ежегодно после подписания в мае 2000 года Договора о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности управления образования администрации города Киселевска и Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ. За это время

педагоги города дважды прошли курсы повышения квалификации при Центре духовно-нравственного воспитания и образования ИПК Новокузнецка по темам «Преподавание "Основ православной культуры" в общеобразовательной школе» и «Традиции русской православной семьи».

Опыт работы по данному направлению распространяется среди образовательных учреждений через работу методического объединения и ежегодных городских семинаров-практикумов. А образовательные учреждения «Начальная школа -детский сад № 62» и «Средняя школа № 27» являлись участниками регионального эксперимента по проблеме «Формирование единого образовательного пространства на этнокультурной основе», опыт работы которого обобщен и освещен в сборнике.

Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию в сиротских учреждениях. Можно отметить работу «Детского дома № 1», педагогами которого была составлена программа «Истоки» по формированию духовно-нравственных ориентиров личности и социальной адаптации детей-сирот в обществе. Регулярно для воспитанников проводятся встречи со священником и службы в домовом храме, таким образом, в городе имеются все типы учреждений, на базе которых организована работа по духовно-нравственному просвещению воспитанников.

Осознанной необходимостью стало проведение курсовой подготовки для всех заместителей директоров по воспитательной работе по проблеме «Организация воспитательной работы в образовательном учреждении на этнокультурной основе», так как в городе ежегодно проводятся мероприятия с участием всех образовательных учреждений: уже 9 лет проходит фестиваль детских коллективов «Рождественская звезда», конкурсы творческих и фоторабот «Пасхальная открытка», фестивали духовной музыки и Дни славянской письменности и культуры, конкурсы сочинений и викторины, посвященные различным датам.

Все это доказывает, что данное направление востребовано учениками, педагогами и родителями. Так, например, традиционно в проводимом городском праздновании Дня славянской письменности и культуры в 2009 году приняли участие в различных мероприятиях более восьми тысяч обучающихся. В образовательных учреждениях прошли общешкольные праздники, тематические классные часы, литературные встречи и гостиные, викторины, конкурсы сочинений и рисунков, кинопоказы, выставки, экскурсии в храмы. А на городской конкурс-выставку рисунков обучающихся «Светлая Пасхалия», посвященный Светлому Христову Воскресению, в 2010 году было представлено 140 работ из 19 образовательных учреждения Киселевска. С большим желанием откликнулись образовательные учреждения на призыв о новом празднике - Дне православной книги, проводимом с 2010 года 14 марта. В рамках празднования было проведено 80 мероприятий для обучающихся, педагогов и родителей, связанных с разъяснением содержания и значения православной книги, в которых приняли участие более пяти тысяч обучающихся.

В 2010 году, в канун празднования 65-летия Великой Победы, предполагаются встречи со священником для беседы с обучающимися по теме «Роль Русской православной церкви в Великой Отечественной войне».

Следует отметить, что духовно-нравственное воспитание в нашем городе начинается не только с детей, а с их родителей. С 2001 года в городе работает городской клуб «Счастливая семья» для педагогов и родителей. Его деятельность направлена на зна-

комство с православным взглядом на жизнь семьи и восстановление приоритета высших духовных интересов и ценностей над материальными. Постоянными членами клуба являются Благочинный Киселевского округа, представители управления образования и социальной защиты, врачи, психологи. Тематика заседаний различна: «Когда семья счастлива», «Нам все можно, но не все полезно», «Целомудрие и телегония», «Все ли игры и игрушки полезны нашим детям».

В последнее время особое внимание уделяется проблеме религиозной безопасности. Во избежание проникновения религиозных объединений и экстремистских группировок в образовательное пространство города чаще стали проводиться лектории, классные часы, беседы с обучающимися, педагогами и родителями по данному вопросу с приглашением специалистов, на которых подробно рассказывается о сектах, активно действующих на территории Сибири и Кемеровской области.

Таким образом, видно, что работа в нашем городе по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся отвечает Национальной доктрине образования РФ, где подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России».

Руководители образования всех уровней должны понимать, что бюджетные затраты на духовно-нравственное воспитание и образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, в их кадровый, интеллектуальный, научно-технический, творческий и культурный потенциалы.

Примечания

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: учебник для средней и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2002. - 256 с.

2. Дунаев М. М. Православие и русская литература. - М.: Христианская литература, 1996. -319 с.

3. Основы православной культуры: сб. ст. по вопросам отечественной истории и литературы. - Новокузнецк, 2002. - Вып. 1. - 114 с.

4. Примерное содержание образования по учебному предмету «Основы православной культуры»: приложение к Письму МО РФ от 22.10.2002. - М., 2002. - 30 с.

5. Родные святыни: сб. ст. по православному краеведению. - Новокузнецк, 2001-2002. -Вып. 1, 2. - 114 с.

6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 14 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.