А.В. Ситников
ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ
Статья основана на результатах исследования, проведенного в Москве в январе - марте 2006 г. среди студенческой молодежи с целью выявления и оценки зависимости политических взглядов студентов от их религиозности1. Для этого в опросники для респондентов, принадлежащих к разным мировоззренческим группам, был введен специальный блок вопросов, нацеленный на исследование их взглядов и предпочтений в области политической жизни. Вопросы составлялись таким образом, чтобы выявить, насколько принадлежность к той или иной группе православных верующих (а также неверующих) влияет на формирование у опрашиваемых следующих представлений: 1) об идеальном, по их мнению, типе правления (диктатура/монархия/демократия); 2) готовности видеть Россию частью глобального мира; 3) приверженности или не приверженности патернализму; 4) о возможности предоставления православию статуса государственной религии.
В ходе исследования было опрошено 1000 студентов. Выборку можно охарактеризовать как неслучайную, квотную, пропорциональную, со связанными параметрами (пол, возраст, гражданство). Выбирались сопоставимые по параметрам в светских и духовных учебных заведениях респондентские группы. Среди опрашиваемых были представлены студенты как гуманитарных, так и естественных факультетов третьих - четвертых курсов в возрасте от 20 до 22 лет, имеющие российское гражданство.
В процессе исследования опрашивались студенты нескольких учебных заведений, сам факт обучения в которых означает причастность/не причастность к определенной православной субкультуре. Опросы проводились среди студентов светских и православных учебных заведений Москвы: Московского государственного университета (МГУ); Московского государственного института международных отношений (университет) (МГИМО); Российского университе-
1 Исследование проводилось совместно с И.А. Папковой, его предварительные результаты были опубликованы: Papkova I.A. Orthodoxy and Democracy in Russia new Interpretations. Georgetown, 2006.
та дружбы народов (РУДН); Российского химико-технического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ); Военного авиационно-тех-нического университета им. Жуковского.
Очевидно, что хотя среди студентов данных вузов имеется достаточно много тех, кто относит себя к православным верующим, но очевидно, что даже они не являются членами группы, погруженной в замкнутую нормативно-ценностную систему православного консерватизма.
Опрос проводился в следующих православных учебных заведениях: Московская духовная академия и семинария (МДАиС); Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ); Российский православный институт св. Иоанна Богослова; Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ).
Православные учебные заведения были выбраны не только на том основании, что по своей организационно-правовой форме они так или иначе связаны с Русской православной церковью и необходимым условием поступления в которые является православное вероисповедание абитуриента. Но и потому, что обучение в данном учебном заведении предполагает причастность к определенной социальной группе, обладающей собственной нормативно-ценностной системой*.
Особенность православных вузов заключается в том, что помимо обычных светских дисциплин, таких как история, философия, иностранный язык и т. п., в учебный план этих вузов включены богословские, церковно-исторические и богослужебные дисциплины, а перед началом и по окончании лекций и семинаров студенты читают совместные молитвы, по праздничным дням участвуют в общих богослужениях. Студенты совместно обсуждают и осмысляют различные события культурной, общественной и политической жизни страны с точки зрения тех богословских позиций, которые изучаются ими во время учебы. Значительная часть профессорско-преподавательской корпорации привержена консервативным политическим и идеологическим взглядам.
В процессе исследования мы стремились проследить, каковы взгляды, позиции и отношение светской студенческой молодежи и студентов духовных учебных заведений к процессу глобализации и
* К учебным заведениям, с субкультурой консервативной направленности, несомненно, относятся: Московская Духовная академия и семинария (МДАиС), Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) и, в меньшей степени, Российский православный институт св. Иоанна Богослова. Напротив, либеральные взгляды присущи слушателям Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ).
месту России в современном мире, оптимальном и эффективном политическом режиме и роли государства в регулировании жизни общества.
Ответы студентов светских вузов и студентов православных учебных заведений приведены в таблицах 1- 7.
Итак, эмпирические данные, полученные в ходе опросов, показывают, что студенты духовных учебных заведений занимают более консервативную позицию по сравнению со светскими студентами. Это следует из их ответов, в которых глобализация оценивается как негативное явление. Такие ответы дали более половины опрошенных студентов в духовных учебных заведениях.
Таблица 1
Дайте, пожалуйста, оценку процесса глобализации
Студенты Студенты
Варианты ответа светских вузов православных вузов
(в %) (в %)
Глобализация - явление позитивное 27 7
Глобализация - явление негативное 22 58
Не уверены 50 34
Консерватизм студентов духовных учебных заведений проявляется и в предпочтении монархической формы правления (41%) как оптимальной для России, в отличие от демократии (23%).
Таблица 2
Какая форма правления, на ваш взгляд, является оптимальной (идеальной) для России?
Варианты ответа Студенты светских вузов (в %) Студенты православных вузов (в %)
Демократия 48 23
Монархия 17 41
Диктатура 11 6
Другая 13 5
Не знают 11 15
Относительно роли государства студенты духовных учебных заведений занимают сходную со светскими студентами патерналистскую позицию. В обеих респондентских группах около половины опрошенных согласились с предложенным для обсуждения мнением, что «государство должно нести полную ответственность за благосостояние своих граждан».
Таблица 3
Ваше мнение о роли государства
Государство должно нести полную ответственность за благосостояние своих граждан Студенты светских вузов (в %) Студенты православных вузов (в %)
Согласен 50 57
Не уверен 23 28
Не согласен 27 14
Подавляющее большинство опрошенных студентов в обеих группах (соответственно 86% и 92%) считают, природные богатства страны должны находиться полностью под контролем государства.
Таблица 4
Ваше мнение о роли государства
Государство должно полностью контролировать природные ресурсы Студенты светских вузов (в %) Студенты православных вузов (в %)
Согласен 86 92
Не уверен 9 5
Не согласен 4 2
С мнением, что представители русской национальности являются «этническими православными», полностью и отчасти в обеих сопоставленных группах согласились 69% и 75% соответственно.
Таблица 5 Согласны ли вы с мнением, что быть русским -значит быть православным?
Студенты Студенты
Варианты ответа светских вузов православных вузов
(в %) (в %)
Согласен полностью 28 44
Согласен, но не всегда 41 31
Не согласен 30 25
При этом более половины студентов православных вузов (64%) разделяют убеждение, что в Конституции страны за православием должен быть закреплен статус государственной религии.
Таблица 6
По вашему мнению, нужно ли, чтобы Конституция закрепила за православием статус государственной религии
Студенты Студенты
Варианты ответа светских вузов православных вузов
(в %) (в %)
Согласен полностью 30 64
Не уверен 29 15
Не согласен 40 20
Итак, по всем параметрам в православных вузах студенты оказываются более консервативными, чем в светских. Разрыв между полярными точками зрения превышает 15% по всем пунктам, кроме двух:
- позиции светских студентов близки к позициям православных по вопросу о контроле над природными ресурсами (86% светских и 92% православных считают, что государство должно ресурсы контролировать);
- об ответственности за благосостояние граждан (50% светских и 57% православных считают, что ее нужно возложить на государство).
Какова причина столь явного расхождения мнений? На наш взгляд, возможны два предположения: 1) консерватизм православных студентов - следствие их конфессиональной принадлежности; 2) консерватизм православных студентов - следствие присущей православным вузам особой субкультуры с определенными нормативно-оценочными консервативными тенденциями.
Чтобы более полно и подробно объяснить и сопоставить результаты нашего исследования, сравним политические ориентиры православных и неправославных студентов внутри светских вузов, где студенты обычно находятся вне той субкультуры, которая сложилась в православных учебных заведениях.
Таблица 7
Позиции Студенты светских вузов (в %)
Неправославные Православные
Выбор идеального типа правления:
- монархия 17 17
- демократия 42 51
- диктатура 10 10
- другая 18 12
- не знают 13 10
Окончание табл. 7
П тм11 мм Студенты светских вузов (в %)
1 1иок1Цк1 V\ Неправославные Православные
Негативная оценка глобализации:
- согласен 18 23
- не уверен 50 51
- не согласен 32 26
Мнение, что государство должно полно-
стью контролировать природные
ресурсы:
- согласен 78 89
- не уверен 14 7
- не согласен 7 3
Мнение, что государство должно нести
полную ответственность за
благосостояние граждан:
- согласен 40 54
- не уверен 26 21
- не согласен 33 24
Мнение, что быть русским - значит быть
православным
- согласен полностью 2 12
- согласен, но не всегда 25 4
- не согласен 73 30
Мнение о конституционном закреплении
за православием статуса
государственной религии:
- согласен 7 41
- не уверен 28 28
- не согласен 64 30
Итак, православные студенты значительно консервативнее по пяти пунктам из восьми, причем отрыв в каждом случае превышает 10%. Исключение составляет отношение к рыночной экономике, где различий практически не наблюдается. Незначителен разрыв и в отношении к глобализации: подавляющее большинство респондентов не уверены в том, что глобализация - негативный феномен, или не согласны с этим утверждением.
Наиболее интересен результат, касающийся отношения к форме правления: если в православных вузах 41% считали монархию идеальным типом правления, то в светских вузах доля таких студентов среди православных и неправославных одинакова (17%). Более того, среди православных студентов светских вузов заметно больше
демократов (51%); а неправославные студенты здесь оказываются более консервативно настроенными (42%). Таким образом, связь между «православностью» как таковой и политическим консерватизмом оказывается более проблематичной, чем можно было подумать при взгляде на таблицу 6.
Таким образом, связь между «православностью» как таковой и политическим консерватизмом объясняется не столько конфессиональной принадлежностью, сколько причастностью части верующих к особой субкультуре с определенными нормативно-оценочными консервативными тенденциями. На политическую ориентацию верующих влияет не собственно православная религиозность, а определенная субкультура, обусловленная не столько вероучением, сколько некоторыми пластами околоцерковных идеологий и традиций. В целом же религиозный фактор сегодня не оказывает существенного воздействия на политические взгляды и приверженности граждан России.