Научная статья на тему 'Влияние православия на политические предпочтения граждан России'

Влияние православия на политические предпочтения граждан России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние православия на политические предпочтения граждан России»

А.В. Ситников

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ

Статья основана на результатах исследования, проведенного в Москве в январе - марте 2006 г. среди студенческой молодежи с целью выявления и оценки зависимости политических взглядов студентов от их религиозности1. Для этого в опросники для респондентов, принадлежащих к разным мировоззренческим группам, был введен специальный блок вопросов, нацеленный на исследование их взглядов и предпочтений в области политической жизни. Вопросы составлялись таким образом, чтобы выявить, насколько принадлежность к той или иной группе православных верующих (а также неверующих) влияет на формирование у опрашиваемых следующих представлений: 1) об идеальном, по их мнению, типе правления (диктатура/монархия/демократия); 2) готовности видеть Россию частью глобального мира; 3) приверженности или не приверженности патернализму; 4) о возможности предоставления православию статуса государственной религии.

В ходе исследования было опрошено 1000 студентов. Выборку можно охарактеризовать как неслучайную, квотную, пропорциональную, со связанными параметрами (пол, возраст, гражданство). Выбирались сопоставимые по параметрам в светских и духовных учебных заведениях респондентские группы. Среди опрашиваемых были представлены студенты как гуманитарных, так и естественных факультетов третьих - четвертых курсов в возрасте от 20 до 22 лет, имеющие российское гражданство.

В процессе исследования опрашивались студенты нескольких учебных заведений, сам факт обучения в которых означает причастность/не причастность к определенной православной субкультуре. Опросы проводились среди студентов светских и православных учебных заведений Москвы: Московского государственного университета (МГУ); Московского государственного института международных отношений (университет) (МГИМО); Российского университе-

1 Исследование проводилось совместно с И.А. Папковой, его предварительные результаты были опубликованы: Papkova I.A. Orthodoxy and Democracy in Russia new Interpretations. Georgetown, 2006.

та дружбы народов (РУДН); Российского химико-технического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ); Военного авиационно-тех-нического университета им. Жуковского.

Очевидно, что хотя среди студентов данных вузов имеется достаточно много тех, кто относит себя к православным верующим, но очевидно, что даже они не являются членами группы, погруженной в замкнутую нормативно-ценностную систему православного консерватизма.

Опрос проводился в следующих православных учебных заведениях: Московская духовная академия и семинария (МДАиС); Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ); Российский православный институт св. Иоанна Богослова; Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ).

Православные учебные заведения были выбраны не только на том основании, что по своей организационно-правовой форме они так или иначе связаны с Русской православной церковью и необходимым условием поступления в которые является православное вероисповедание абитуриента. Но и потому, что обучение в данном учебном заведении предполагает причастность к определенной социальной группе, обладающей собственной нормативно-ценностной системой*.

Особенность православных вузов заключается в том, что помимо обычных светских дисциплин, таких как история, философия, иностранный язык и т. п., в учебный план этих вузов включены богословские, церковно-исторические и богослужебные дисциплины, а перед началом и по окончании лекций и семинаров студенты читают совместные молитвы, по праздничным дням участвуют в общих богослужениях. Студенты совместно обсуждают и осмысляют различные события культурной, общественной и политической жизни страны с точки зрения тех богословских позиций, которые изучаются ими во время учебы. Значительная часть профессорско-преподавательской корпорации привержена консервативным политическим и идеологическим взглядам.

В процессе исследования мы стремились проследить, каковы взгляды, позиции и отношение светской студенческой молодежи и студентов духовных учебных заведений к процессу глобализации и

* К учебным заведениям, с субкультурой консервативной направленности, несомненно, относятся: Московская Духовная академия и семинария (МДАиС), Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) и, в меньшей степени, Российский православный институт св. Иоанна Богослова. Напротив, либеральные взгляды присущи слушателям Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ).

месту России в современном мире, оптимальном и эффективном политическом режиме и роли государства в регулировании жизни общества.

Ответы студентов светских вузов и студентов православных учебных заведений приведены в таблицах 1- 7.

Итак, эмпирические данные, полученные в ходе опросов, показывают, что студенты духовных учебных заведений занимают более консервативную позицию по сравнению со светскими студентами. Это следует из их ответов, в которых глобализация оценивается как негативное явление. Такие ответы дали более половины опрошенных студентов в духовных учебных заведениях.

Таблица 1

Дайте, пожалуйста, оценку процесса глобализации

Студенты Студенты

Варианты ответа светских вузов православных вузов

(в %) (в %)

Глобализация - явление позитивное 27 7

Глобализация - явление негативное 22 58

Не уверены 50 34

Консерватизм студентов духовных учебных заведений проявляется и в предпочтении монархической формы правления (41%) как оптимальной для России, в отличие от демократии (23%).

Таблица 2

Какая форма правления, на ваш взгляд, является оптимальной (идеальной) для России?

Варианты ответа Студенты светских вузов (в %) Студенты православных вузов (в %)

Демократия 48 23

Монархия 17 41

Диктатура 11 6

Другая 13 5

Не знают 11 15

Относительно роли государства студенты духовных учебных заведений занимают сходную со светскими студентами патерналистскую позицию. В обеих респондентских группах около половины опрошенных согласились с предложенным для обсуждения мнением, что «государство должно нести полную ответственность за благосостояние своих граждан».

Таблица 3

Ваше мнение о роли государства

Государство должно нести полную ответственность за благосостояние своих граждан Студенты светских вузов (в %) Студенты православных вузов (в %)

Согласен 50 57

Не уверен 23 28

Не согласен 27 14

Подавляющее большинство опрошенных студентов в обеих группах (соответственно 86% и 92%) считают, природные богатства страны должны находиться полностью под контролем государства.

Таблица 4

Ваше мнение о роли государства

Государство должно полностью контролировать природные ресурсы Студенты светских вузов (в %) Студенты православных вузов (в %)

Согласен 86 92

Не уверен 9 5

Не согласен 4 2

С мнением, что представители русской национальности являются «этническими православными», полностью и отчасти в обеих сопоставленных группах согласились 69% и 75% соответственно.

Таблица 5 Согласны ли вы с мнением, что быть русским -значит быть православным?

Студенты Студенты

Варианты ответа светских вузов православных вузов

(в %) (в %)

Согласен полностью 28 44

Согласен, но не всегда 41 31

Не согласен 30 25

При этом более половины студентов православных вузов (64%) разделяют убеждение, что в Конституции страны за православием должен быть закреплен статус государственной религии.

Таблица 6

По вашему мнению, нужно ли, чтобы Конституция закрепила за православием статус государственной религии

Студенты Студенты

Варианты ответа светских вузов православных вузов

(в %) (в %)

Согласен полностью 30 64

Не уверен 29 15

Не согласен 40 20

Итак, по всем параметрам в православных вузах студенты оказываются более консервативными, чем в светских. Разрыв между полярными точками зрения превышает 15% по всем пунктам, кроме двух:

- позиции светских студентов близки к позициям православных по вопросу о контроле над природными ресурсами (86% светских и 92% православных считают, что государство должно ресурсы контролировать);

- об ответственности за благосостояние граждан (50% светских и 57% православных считают, что ее нужно возложить на государство).

Какова причина столь явного расхождения мнений? На наш взгляд, возможны два предположения: 1) консерватизм православных студентов - следствие их конфессиональной принадлежности; 2) консерватизм православных студентов - следствие присущей православным вузам особой субкультуры с определенными нормативно-оценочными консервативными тенденциями.

Чтобы более полно и подробно объяснить и сопоставить результаты нашего исследования, сравним политические ориентиры православных и неправославных студентов внутри светских вузов, где студенты обычно находятся вне той субкультуры, которая сложилась в православных учебных заведениях.

Таблица 7

Позиции Студенты светских вузов (в %)

Неправославные Православные

Выбор идеального типа правления:

- монархия 17 17

- демократия 42 51

- диктатура 10 10

- другая 18 12

- не знают 13 10

Окончание табл. 7

П тм11 мм Студенты светских вузов (в %)

1 1иок1Цк1 V\ Неправославные Православные

Негативная оценка глобализации:

- согласен 18 23

- не уверен 50 51

- не согласен 32 26

Мнение, что государство должно полно-

стью контролировать природные

ресурсы:

- согласен 78 89

- не уверен 14 7

- не согласен 7 3

Мнение, что государство должно нести

полную ответственность за

благосостояние граждан:

- согласен 40 54

- не уверен 26 21

- не согласен 33 24

Мнение, что быть русским - значит быть

православным

- согласен полностью 2 12

- согласен, но не всегда 25 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не согласен 73 30

Мнение о конституционном закреплении

за православием статуса

государственной религии:

- согласен 7 41

- не уверен 28 28

- не согласен 64 30

Итак, православные студенты значительно консервативнее по пяти пунктам из восьми, причем отрыв в каждом случае превышает 10%. Исключение составляет отношение к рыночной экономике, где различий практически не наблюдается. Незначителен разрыв и в отношении к глобализации: подавляющее большинство респондентов не уверены в том, что глобализация - негативный феномен, или не согласны с этим утверждением.

Наиболее интересен результат, касающийся отношения к форме правления: если в православных вузах 41% считали монархию идеальным типом правления, то в светских вузах доля таких студентов среди православных и неправославных одинакова (17%). Более того, среди православных студентов светских вузов заметно больше

демократов (51%); а неправославные студенты здесь оказываются более консервативно настроенными (42%). Таким образом, связь между «православностью» как таковой и политическим консерватизмом оказывается более проблематичной, чем можно было подумать при взгляде на таблицу 6.

Таким образом, связь между «православностью» как таковой и политическим консерватизмом объясняется не столько конфессиональной принадлежностью, сколько причастностью части верующих к особой субкультуре с определенными нормативно-оценочными консервативными тенденциями. На политическую ориентацию верующих влияет не собственно православная религиозность, а определенная субкультура, обусловленная не столько вероучением, сколько некоторыми пластами околоцерковных идеологий и традиций. В целом же религиозный фактор сегодня не оказывает существенного воздействия на политические взгляды и приверженности граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.