Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА"'

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / СТАЦИОНАРНЫЙ ВИД ПРАКТИКИ / ВЫЕЗДНОЙ ВИД ПРАКТИКИ / МЕТОДИКА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титовская Н.В., Калитина В.В., Амбросенко Н.Д., Шевцова Л.Н., Титовская Т.С.

Статья посвящена методике проведения учебной практики «Технологическая (проектно-технологическая)» для студентов направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика Красноярского государственного аграрного университета. Ее актуальность обусловлена тем, что студенты после окончания летней практики после II курса на III курсе, согласно учебному плану, должны выполнять ряд курсовых проектов и комплексную работу. Работа над курсовыми проектами должна, по-нашему мнению, опираться на реальный анализ данных по объекту исследования (предприятию). По своей организации практика должна иметь смешанный характер, как стационарный, так и выездной в виде экскурсий. В стационарной фазе проведения практики студенты вместе с преподавателем разбирают теоретические вопросы по построению баз данных, построению компьютерных сетей, презентации предприятия в сети Интернет, разработке сайтов и общие вопросы, касающиеся информационной безопасности предприятия сферы АПК. На выездной стадии проведения практики студенты собирают реальный материал о предприятии, перечисленный выше, который затем используется при выполнении курсовых проектов. Такой подход намного повышает у студентов понимание сущности и специфики своей будущей специальности, понимание вопросов разработки информационных систем для конкретного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титовская Н.В., Калитина В.В., Амбросенко Н.Д., Шевцова Л.Н., Титовская Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PRACTICAL TRAINING ON COURSE DESIGN FOR STUDENTS MAJORING IN “APPLIED INFORMATICS”

The article discusses the “Process-Engineering” in-service education program conducted by students majoring in 09.03.03 Applied Informatics at Krasnoyarsk State Agrarian University. Its relevance is due to the fact that, according to the curriculum, students in their year 3, after completion of their summer in-service education program, have to carry out a number of course projects and a comprehensive course work. Work on the course projects, in our opinion, should be based on the analysis of data about the object of study (enterprise). The program should be of a mixed nature, both curricular practical training (CPT) and field attached in the form of excursions. During the CPT phase, students, together with the teacher, study theoretical issues on building databases and computer networks, presenting an organization on the Internet, developing websites and general issues related to the information security of an agro-industrial enterprise. At the field attached stage, students collect the enterprise data listed above, which then they use to complete their course projects. This approach improves students’ understanding of the nature and specificity of their field of study and their professionalism in the development of information systems for an enterprise.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА"»

УДК 378.147 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-153-162

ББК 74.48

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

THE INFLUENCE OF PRACTICAL TRAINING ON COURSE DESIGN FOR STUDENTS MAJORING IN "APPLIED INFORMATICS"

Титовская Наталья Викторовна

Доцент кафедры информационных технологий и математического обеспечения информационных систем, Красноярский государственный аграрный университет, кандидат технических наук E-mail: nvtitov@yandex.ru

Titovskaia Natalia V.

Assistant Professor at the Department of Information Technologies and Software for Information Systems, Krasnoyarsk State Agrarian University, PhD in Technical Sciences E-mail: nvtitov@yandex.ru

Калитина Вера Владимировна

Доцент кафедры информационных технологий и математического обеспечения информационных систем, Красноярский государственный аграрный университет, кандидат педагогических наук E-mail: vesik_kl@mail.ru

Kalitina Vera V.

Assistant Professor at the Department of Information Technologies and Software for Information Systems, Krasnoyarsk State Agrarian University, PhD in Education E-mail: vesik_kl@mail.ru

Амбросенко Николай Дмитриевич

Доцент кафедры информационных технологий и математического обеспечения информационных систем, Красноярский государственный аграрный университет, кандидат технических наук E-mail: nikolai.ambrosenko@yandex.ru

Ambrosenko Nikolay D.

Assistant Professor at the Department of Information Technologies and Software for Information Systems, Krasnoyarsk State Agrarian University, PhD in Technical Sciences E-mail: nikolai.ambrosenko@yandex.ru

Шевцова Любовь Николаевна

Доцент кафедры информационных технологий и математического обеспечения информационных

Shevtsova Lyubov N.

Assistant Professor at the Department of Information Technologies and Software for

© Титовская Н. В., Калитина В. В., Амбросенко Н. Д., Шевцова Л. Н., Титовская Т. С., 2023

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

систем, Красноярский государственный аграрный университет, кандидат сельскохозяйственных наук E-mail: shevtsovaln48@rambler.ru

Титовская Татьяна Сергеевна

Аспирант кафедры информационных технологий и математического обеспечения информационных систем, Красноярский государственный аграрный университет E-mail: nesesser@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена методике проведения учебной практики «Технологическая (проектно-технологическая)» для студентов направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика Красноярского государственного аграрного университета. Ее актуальность обусловлена тем, что студенты после окончания летней практики после II курса на III курсе, согласно учебному плану, должны выполнять ряд курсовых проектов и комплексную работу. Работа над курсовыми проектами должна, по-нашему мнению, опираться на реальный анализ данных по объекту исследования (предприятию). По своей организации практика должна иметь смешанный характер, как стационарный, так и выездной в виде экскурсий. В стационарной фазе проведения практики студенты вместе с преподавателем разбирают теоретические вопросы по построению баз данных, построению компьютерных сетей, презентации предприятия в сети Интернет, разработке сайтов и общие вопросы, касающиеся информационной безопасности предприятия сферы АПК. На выездной стадии проведения практики студенты собирают реальный материал о предприятии, перечисленный выше, который затем используется при выполнении курсовых проектов. Такой подход намного повышает у студентов понимание сущности и специфики своей будущей специальности, понимание вопросов разработки информационных систем для конкретного предприятия.

Information Systems, Krasnoyarsk State Agrarian University, PhD in Agriculture E-mail: shevtsovaln48@rambler.ru

Titovskaya Tatyana S.

PhD post-graduate student at the Department of Information Technologies and Software for Information Systems, Krasnoyarsk State Agrarian University E-mail: nesesser@inbox.ru

Abstract. The article discusses the "Process-Engineering" in-service education program conducted by students majoring in 09.03.03 Applied Informatics at Krasnoyarsk State Agrarian University. Its relevance is due to the fact that, according to the curriculum, students in their year 3, after completion of their summer in-service education program, have to carry out a number of course projects and a comprehensive course work. Work on the course projects, in our opinion, should be based on the analysis of data about the object of study (enterprise). The program should be of a mixed nature, both curricular practical training (CPT) and field attached in the form of excursions. During the CPT phase, students, together with the teacher, study theoretical issues on building databases and computer networks, presenting an organization on the Internet, developing websites and general issues related to the information security of an agro-industrial enterprise. At the field attached stage, students collect the enterprise data listed above, which then they use to complete their course projects. This approach improves students' understanding of the nature and specificity of their field of study and their professionalism in the development of information systems for an enterprise.

Ключевые слова: учебная практика, прикладная информатика, стационарный вид практики, выездной вид практики, методика, студенты.

Keywords: in-service education program, applied informatics, curricular practical training, field attachment, methods, students.

Для цитирования: Титовская Н. В., Калитина В. В., Амбросенко Н. Д., Шевцова Л. Н., Титовская Т. С. Влияние практического обучения на курсовое проектирование студентов направления «Прикладная информатика» // Проблемы современного образования. 2023. № 3. С. 153-162. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-153-162.

Cite as: Titovskaia N. V., Kalitina V. V., Ambrosenko N. D., Shevtsova L. N., Titovskaya T. S. The influence of practical training on course design for students majoring in "Applied informatics". Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 3, pp. 153-162. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-153-162.

Практическая подготовка студентов является важнейшим компонентом подготовки будущих специалистов. В условиях перехода на цифровое пространство и цифровую экономику подготовка специалистов по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика в аграрных вузах претерпевает существенные изменения.

В нормативных руководящих документах отражено большое внимание практической подготовке студентов, что зафиксировано в следующих документах: ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика [1], утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.09.2017 № 922; Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»; Приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры»; Положение о практической подготовке обучающихся в форме практики ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ-СМК-П-8.5.1-2020 [2].

В этих документах заложены основные требования к содержанию, организации и проведению практики студентов.

Следует отметить, что единой программы проведения практик, как учебных, так и производственных, рекомендуемой учебно-методическим объединением (УМО) по направлению 09.03.03 Прикладная информатика, не существует. Вуз опирается на программы практик, которые учебная организация утверждает на основе примерных программ практик, полученных от УМО, и исходя из собственных наработок и практического опыта и разработанного учебного плана [3-5].

Во внутреннем локальном нормативном акте «Положение о практической подготовке обучающихся в форме практики ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ-СМК-П-8.5.1-2020» университет устанавливает виды (типы) практики и способы ее проведения (при наличии) в соответствии с ФГОС ВО. Виды, типы и объемы практики отражаются в учебном плане и обеспечивают реализацию требований ФГОС ВО по направлениям подготовки.

Способы проведения практики определяются ФГОС ВО и могут включать в себя выездную и стационарную форму. Стационарной является практика, которая проводится в ФГБОУ ВО Красноярском ГАУ или в иных профильных организациях, расположенных на территории г. Красноярска. Выездной является практика, которая проводится за пределами г. Красноярска. Выездная практика может проводиться в различной форме, в том числе полевой, в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.

Учебный план по специальности 09.03.03 Прикладная информатика составлен таким образом, что после 2-го семестра I курса предусмотрена ознакомительная учебная практика, цель которой - дать дополнительные навыки и приемы работы в области программирования.

На II курсе, в процессе изучения таких дисциплин, как Операционные системы, Вычислительные системы, сети и телекоммуникации, Программная инженерия, Информационные системы и технологии, закладываются основы и знания непосредственно в области будущей специальности и, в частности, даются общие начальные сведения по построению компьютерных сетей, организации баз данных, организации информационной безопасности.

Таких начальных знаний, при условии консультаций с преподавателем и работы студента под его руководством, уже достаточно, чтобы учащийся смог справиться со следующим этапом в области практической подготовки в 4-м семестре II курса в летний период, в частности, при освоении а) учебной практики «Технологическая (про-ектно-технологическая) практика», и б) учебной практики «Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)».

Содержание учебной практики «Технологическая (проектно-технологическая) практика» включает ряд этапов:

• подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, получение задания, заполнение дневника практики;

• основной этап - исследование (анализ, формирование индивидуального задания, поиск и обработка информации) содержит следующее:

1. Исследование сферы деятельности предприятия, оценку информационных потоков. В данном разделе дается краткая характеристика деятельности предприятия: наименование предприятия, юридический адрес, форма собственности; перечень производимой продукции (услуг), объемы производства, среднесписочная численность сотрудников, основные поставщики и потребители продукции, сведения об организационной структуре предприятия.

2. Исследование информационных потоков предприятия для производства и реализации продукции (схема документооборота с указанием качественного и количественного состава документов).

3. Исследование уровня автоматизации предприятия. В данном пункте приводится содержательное описание автоматизированных областей деятельности.

4. Изучение технического обеспечения информационных систем предприятия. В данном пункте должны быть отражены сведения об используемом аппаратном

обеспечении: модели и технические характеристики компьютеров, периферийных устройств, топология сети (если таковая имеется), модели и характеристики сетевого оборудования.

5. Исследование используемых на предприятии программных средств. Здесь отражаются перечень и назначение программных средств, возможности программных средств, конкретные сферы применения (для каких задач используется программное обеспечение), порядок работы с программными средствами, достоинства и недостатки используемых программных средств, использование методов обеспечения информационной безопасности на предприятии.

6. Разработка предложений по дальнейшему развитию информационных систем, используемых на предприятии

• заключительный этап, который включает защиту отчета по учебной практике.

Основной целью учебной практики «Технологическая (проектно-технологическая) практика» является закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков, а также предварительное обследование предметной области: знакомство, анализ и оценка промышленного программного и аппаратного обеспечения информационных систем, используемого на предприятиях различных форм собственности, а также организация бизнес-процессов и технологии работы предприятия.

Такая идея организации учебной практики нацелена на сбор и анализ практического материала по конкретному реальному предприятию для выполнения курсовых проектов на III курсе по дисциплинам Базы данных, Компьютерные сети и комплексной лабораторной работы по дисциплине Информационная безопасность. Помимо знакомства со структурой организации, основными бизнес-процессами, системами и средствами их автоматизированной поддержки и управления, целью практики является также создание у студента мотивационных ориентиров по отношению к будущей профессиональной деятельности.

Характер проведения учебной практики «Технологическая (проектно-технологи-ческая) практика» является смешанным и осуществляется в стационарной и выездной формах. При стационарной форме преподаватель работает со студентами в компьютерных классах и конкретно выявляет и акцентирует внимание на той информации, которую должен собрать и проанализировать студент о предприятии. Первичный сбор информации осуществляется с помощью среды Интернет. Собираются сведения о структуре товарной продукции, выпускаемой предприятием, о количестве сотрудников, о форме собственности, о видах деятельности, об объемах продаж - это, так сказать, сбор общей информации о предприятии.

На выездной стадии проведения учебной практики «Технологическая (проект-но-технологическая) практика» студенты совместно с преподавателем посещают ряд предприятий. В результате таких посещений происходит уточнение первично собранной информации, в частности, о программном и аппаратном обеспечении, имеющемся на предприятии, об основных бизнес-процессах предприятия, об информации для разработки компьютерной сети, о вопросах обеспечения информационной безопасности, о представлении информации о предприятии в сети Интернет.

Материалы, собранные в ходе практики, являются ценным источником информации для проведения проектирования и разработки базы данных, разработки компьютерной сети, разработки политики информационной безопасности предприятия, разработки сайта. Умение спроектировать базу данных, компьютерную сеть, сайт для конкретного предприятия и его отделов, а также разработать клиентскую часть для работы с базой данных является неотъемлемой частью процесса подготовки специалиста.

В ходе практики студенты: проводят анализ деятельности предприятия и составляют модели бизнес-процессов, реализуемых на предприятии; выделяют бизнес-процесс, для которого в последующем будет проектироваться база данных, или разрабатываться компьютерная сеть, или разрабатываться политика информационной безопасности; собирают перечень документов, использующихся в этом бизнес- процессе. На основании собранных документов и опроса потенциальных пользователей получают сведения, которые должны храниться в информационной среде; на основании выявленного перечня входных и выходных документов и опроса потенциальных пользователей вырабатываются требования к интерфейсу взаимодействия с пользователем (клиентское приложение).

На данном этапе, конечно, студенты не могут собрать всю информацию, но собранная в период летней практики после II курса информация по предприятиям позволяет вывести обучение на III курсе на качественно новый уровень.

После сбора и анализа информации студенты более подготовлены к выполнению курсовых проектов и специализированных заданий, опираясь на реальные данные по конкретным сельскохозяйственным предприятиям, а не на вымышленные тестовые данные. Поскольку уровень оцифровки данных на предприятиях агропромышленного комплекса Красноярского края достаточно низкий, то возможности по дальнейшей разработке программного обеспечения и разработке информационных систем, которые будут внедрены и реализованы на такие предприятия, достаточно обширны.

При работе над курсовым проектом по дисциплине Базы данных, информация, полученная студентом при проведении практики, позволяет выделить те бизнес-процессы, которые в дальнейшем будут автоматизированы. Определяется перечень участников бизнес-процессов, которые в будущем будут являться пользователями базы данных; разрабатывается концептуальная и логическая модель базы данных, проводится процесс нормализации; осуществляется реализация базы данных на физическом уровне и разработка клиентского приложения. У студентов «открываются глаза», они начинают понимать, как проектируются и создаются информационные системы для реальной конкретной задачи, что, несомненно, мотивирует их к освоению профессии [6].

При работе над курсовым проектом по дисциплине Компьютерные сети информация, полученная на практике, необходима для обоснованного выбора решений вопросов проектирования и реализации компьютерной сети предприятия: топологии сети, используемых сред передачи данных, сетевого оборудования (коммутаторов, маршрутизаторов, точек доступа), серверного оборудования, перечня необходимых сетевых служб для конкретного предприятия. В процессе работы над курсовым проектом студенты приобретают и закрепляют навыки развертывания и конфигурирования серверов, с которыми познакомились на предприятиях на практике [7-8].

При осуществлении комплексной лабораторной работы (фактически являющейся курсовой работой) по дисциплине «Информационная безопасность» студенты также имеют стартовую информацию для работы после проведения учебной практики «Технологическая (проектно-технологическая) практика». В комплексной лабораторной работе по дисциплине «Информационная безопасность» студенты должны исследовать и проанализировать проблему обеспечения информационной безопасности объекта исследования (конкретного предприятия); обозначить существующие средства защиты и их функциональные особенности; выработать направления для повышения надежности хранения данных; разработать программные средства, позволяющие производить защиту информации объекта исследования.

В Красноярском ГАУ были проведены исследования по успешности влияния учебной практики «Технологическая (проектно-технологическая) практика» на успеваемость студентов по специальным дисциплинам и удовлетворенности проведением практики.

Была разработана анкета, вопросы которой представлены в табл. 1, проведено анкетирование студентов.

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов по прохождению учебной практики «Технологическая (проектно-технологическая) практика»

Вопросы, заданные в анкете. Оценка в диапазоне от 1 до 5 Средняя оценка студентов

1. Общая оценка проведения учебной практики 4,95

2. Ознакомление с программой учебной практики методическими указаниями по практике 5,0

3. Насыщенность материала (для практической, научно-исследовательской деятельности, информационное, библиографическое обеспечение, в том числе доступность его в библиотеке Университета) 4,8

3.1. Насыщенность материала за счет выездных мероприятий 4,95

4. Уровень проведенного инструктажа по технике безопасности 5,0

5. Атмосфера в ходе прохождения практики 4,8

6. Активность, увлеченность преподавателя (умение вызвать интерес к практике) 5,0

7. Материал излагается преподавателем четко, доступно и понятно 5,0

8. Преподаватель умеет находить контакт с группой и с каждым студентом 4,95

9. Готовность преподавателя отвечать на вопросы студентов 5,0

10. Использование преподавателем современных технических средств и технологий 4,8

11. Возможность получения студентами дополнительных консультаций. Помощь 4,9

12. Заинтересованность преподавателя в уровне знаний студентов 5,0

13. Использование преподавателем тестов, контрольных заданий, вопросов, во время зачета 5,0

14. Четкость требований к студентам (справедливая и объективная оценка всех студентов) 4,75

15. Разбор ошибок, возможность пересдачи в короткие сроки (например, на следующий день) 4,7

Среднее 4,91

Анализ результатов ответов на представленную анкету говорит о том, что студентам практика нравится, что ее содержание и организация полностью соответствует интересам и потребностям студентов.

В результате использования балльно-рейтинговой системы, зачет по защите отчета по учебной практике «Технологическая (проектно-технологическая) практика» выставляется в результате набора баллов. При анализе баллов, полученных при выполнении всех заданий учебной практики, и баллов, полученных при защите курсового проекта по дисциплине Базы данных, были получены результаты, приведенные на рис. 1. В выборку вошли данные по 30 студентов 2020 г. набора, полностью сдавших сессию и не имеющие долгов.

График успеваемости

0 5 10 15 20 25 30

Номер студента

Баллы за курсовой проект ^^^ Баллы за практику

Рис. 1. Графики баллов, полученных за курсовой проект и баллов за учебную практику

При вычислении корреляции приведенных оценок было получено значение равное 0,97, показывающее высокую зависимость оценок (баллов), полученных за курсовой проект, и баллов, полученных за учебную практику.

Примерно такая же зависимость наблюдается при сопоставлении баллов и вычислении корреляции за учебную практику и результирующих баллов, полученных за курсовой проект по дисциплине Компьютерные сети и комплексную лабораторную работу по дисциплине «Информационная безопасность».

Таким образом, качество сбора материала на учебной практике «Технологическая (проектно-технологическая) практика» однозначно влияет на качество выполнения курсовых проектов, что подтверждается как полученными оценками, так и удовлетворенностью студентов.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.09.2017 № 922.

2. Положение о практической подготовке обучающихся в форме практики ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ-СМК-П-8.5.1-2020. URL: http://www.kgau.ru/new/student/32/lna/ pol_ppo.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

3. Самохина В. М. Повышение готовности студентов направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» к производственной практике с использованием элементов технологии концентрированного обучения // Историческая и социально образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 5. Ч. 1. С. 237-246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Самохина В. М., Семенова Е. О. Развитие организационных условий формирования компетенций студентов в период практик: аспекты автоматизации // Современное педагогическое образование. 2022. № 10. С. 9-13.

5. Антонова Н. С., Смирнова М. А., Спирина Е. А. Проблемы организации производственной практики студентов в условиях кредитной технологии обучения // Вестн. Бурятского ун-та. 2010. № 5. С. 196-202.

6. Практическая подготовка студентов направления 09.03.03 Прикладная информатика / Н. В. Титовская, И. В. Миндалев, Л. Н. Шевцова, А. С. Кузнецова // Проблемы современной аграрной науки: материалы междунар. науч. конф. Красноярск, 2021. Красноярск: Красноярский аграр. ун-т, 2021. С. 568-573.

7. Титовский С. Н. Организация полигона для изучения компьютерных сетей // Проблемы современной аграрной науки: материалы междунар. науч. конф. Красноярск, 2017. Красноярск: Красноярский аграр. ун-т, 2017. С. 143-146.

8. Миндалев И. В. Виртуальная машина для обучения технологии «Больших данных» // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сб. науч. тр. Красноярск: Красноярский аграр. ун-т, 2016. С. 273-276.

References

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 09.03.03 Prikladnaya informatika, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19.09.2017 No. 922.

2. Polozhenie o prakticheskoy podgotovke obuchayushchikhsya v forme praktiki FGBOU VO Krasnoyarskiy GAU-SMK-P-8.5.1-2020. Available at: http://www.kgau.ru/new/student/32/ lna/pol_ppo.pdf (accessed: 10.01.2023).

3. Samokhina V. M. Povyshenie gotovnosti studentov napravleniya podgotovki 09.03.03 "Prikladnaya informatika" k proizvodstvennoy praktike s ispolzovaniem elementov tekhnologii kontsentrirovannogo obucheniya. Istoricheskaya i sotsialno obrazovatelnaya mysl. 2017, Vol. 9, No. 5, part 1, pp. 237-246.

4. Samokhina V. M., Semenova E. O. Razvitie organizatsionnykh usloviy formirovaniya kompetentsiy studentov v period praktik: aspekty avtomatizatsii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2022, No. 10, pp. 9-13.

5. Antonova N. S., Smirnova M. A., Spirina E. A. Problemy organizatsii proizvodstvennoy praktiki studentov v usloviyakh kreditnoy tekhnologii obucheniya. Vestn. Buryatskogo unta. 2010, No. 5, pp. 196-202.

6. Titovskaya N. V., Mindalev I. V., Shevtsova L. N., Kuznetsova A. S. Prakticheskaya podgotovka studentov napravleniya 09.03.03 Prikladnaya informatika. In: Problemy sovremennoy agrarnoy nauki. Proceedings of international scientific conference. Krasnoyarsk, 2021. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy agrar. un-t, 2021. Pp. 568-573.

7. Titovskiy S. N. Organizatsiya poligona dlya izucheniya kompyuternykh setey. In: Problemy sovremennoy agrarnoy nauki. Proceedings of international scientific conference. Krasnoyarsk, 2021. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy agrar. un-t, 2017. Pp. 143-146.

8. Mindalev I. V. Virtualnaya mashina dlya obucheniya tekhnologii "Bolshikh dannykh". In: Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya. Coll. of scient. papers. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy agrar. un-t, 2016. Pp. 273-276.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 3

Статья поступила в редакцию 21.01.2023 The article was received on 21.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.