Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ PR-ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ'

ВЛИЯНИЕ PR-ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
882
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лужкова А.А., Гагарина С.Н.

В статье PR-деятельность представлена как один из фундаментальных видов общественной деятельности в современном обществе и определено её положение в пространстве массовой коммуникации. Рассматриваются определения PR и PR-деятельности, актуальность связей с общественностью в российском обществе, проблемы современного пиара и его значение, а также цель, принципы и функции PR, его влияние на общественное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PR TECHNOLOGIES ON PUBLIC CONSCIOUSNESS

The article presents PR activity as one of the fundamental types of social activity in modern society and defines its position in the space of mass communication. The definitions of PR and PR activities, the relevance of public relations in Russian society, the problems of modern PR and its significance, as well as the purpose, principles and functions of PR, its impact on public consciousness are considered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ PR-ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ»

ВЛИЯНИЕ PR-ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

А.А. Лужкова, студент

С.Н. Гагарина, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-180-182

Аннотация. В статье PR-деятельность представлена как один из фундаментальных видов общественной деятельности в современном обществе и определено её положение в пространстве массовой коммуникации. Рассматриваются определения PR и PR-деятельности, актуальность связей с общественностью в российском обществе, проблемы современного пиара и его значение, а также цель, принципы и функции PR, его влияние на общественное сознание.

Ключевые слова: PR-технологии, общественное сознание, средства массовой информации.

В России становление связей с общественностью как вида профессиональной деятельности происходит в начале 90-х гг. До этого времени функции связей с общественностью в нашей стране выполняли специальные подразделения государственно-партийных структур - управления и отделы агитации и пропаганды, лекторские группы, отделы писем, комитеты и управления по связям с религиозными организациями и т.д. Содержание их деятельности в основном носило характер пропаганды.

В настоящее время в российском обществе происходят значительные преобразования в информационно-коммуникативной, политической и социально-экономической сфере жизнедеятельности, требующие новые методы технологии общения, взаимоотношений, сотрудничества, поиска компромисса, которые помогли бы обеспечить эффективность функционирования общественного сознания и всего общества в целом. Отсюда, появился интерес к довольно новой сфере деятельности - связи с общественностью или public relations (PR). В переводе с английского языка термин public relations означает «связи с общественностью». Связи с общественностью становятся все более значимы для любого субъекта общества: социального института, коммерческого предприятия или государственного учреждения. PR рассматривают как специализированную функцию

управления, которая глубоко интегрирована в менеджмент организаций и направлена на оптимизацию бизнеса. За более чем десятилетнюю историю становления и развития связей с общественностью в России был накоплен богатый опыт в этой сфере, и связи с общественностью прочно заняли ведущее место в управлении социальными процессами. В настоящее время в России сложился развитый рынок PR-услуг [1].

Public Relations - система связей некоммерческого характера с общественными организациями, инструментов использования средств массовой информации для формирования общественного мнения; одна из важных функций менеджмента, обеспечивающая установление и развитие общения, взаимопонимания, сотрудничества между предприятием и общественностью, необходимое предпринимательским организациям, правительственным учреждениям, различным ассоциациям, фондам и т.д.

Из этого определения следует, что в прямом (научном) значении Public Relations - это вид деятельности, нацеленный на выстраивание в общественном сознании отношений компетентности и доверия к субъекту, а также положительного (причем запланированного субъектом) имиджа.

Общественное сознание выступает как фундаментальная характеристика феноме-

на «пиар». Пиар призван воздействовать на общественное сознание и, в тоже время, общественное сознание воздействует на него.

Пиар - это всегда субъектно-субъектные отношения между людьми и организациями, политическими институтами. Данные отношения характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью, что связано с активностью обеих сторон, а не одной, как при субъектно-объектных отношениях. Субъектно-субъектные отношения, в том числе и пиар-деятельность, включают в себя не только отношения человека с другим человеком или организацией, но и отношение к самому себе, своей организации, которое тоже можно менять и улучшать. Поэтому пиар-деятельность призвана гармонизировать отношения и представления различных субъектов коммуникационного процесса [2].

Цель PR - установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.

В настоящее время наиболее удобной формой реализации коммуникативных отношений между органами государственного управления и целевой аудиторией являются социальные сети. Несомненно, эффективность открытого диалога посредством интернет-коммуникаций будет зависеть от способности представителей органов государственной власти и управления установить обратную связь, заинтересовать, не только для большего охвата целевой аудитории, но и с целью обеспечения качественного взаимодействия, получения объективной, достоверной, релевантной информации для принятия обоснованных, своевременных государственных решений [3].

Масштабы такого взаимодействия, направленного на развитие прочных связей с общественностью, могут быть самыми разными в зависимости от величины и характера сторон, но философия, стратегия и методы остаются очень похожими, какая бы цель ни ставилась. Например, воздействие на международное взаимопонимание

или улучшение отношений между компанией и потребителями ее продукции, агентами и сотрудниками [4].

Традиционно важнейшими принципами PR являются: обеспечение взаимной выгоды организацией и общественности, а также абсолютная честность и правдивость тех, кто занимается этим видом управленческой деятельности; принцип открытости информации; тщательное отслеживание интересов и стиля подачи материалов в системе PR, для их опубликования в СМИ; принцип взаимной выгоды.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие функции PR: ведение планирования и осуществление постоянной работы как часть менеджмента; прямое взаимоотношение между организацией и общественностью; ведение анализа уровня сознания, мнений и отношений как внутри, так и вне организации; анализ влияния PR-действий на общественность; разновидность элементов политики, процедуры и действий, когда они вступают в конфликт с интересами общественности и жизнью организации; установка и сохранение двусторонних отношений между организацией и общественностью; произведение специальных изменений в убеждениях, отношениях и поведении внутри и вне организации; влияние на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью; установление единения и доверительных отношений между организацией и общественностью; создание «положительного образа» организации; сохранение репутации организации.

Обобщив данные функции, можно выделить три основных:

1. контроль убеждений и поведения общественности с целью удовлетворения интересов и потребностей организации;

2. реагирование на общественность;

3. достижение взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью.

Существует мнение, что гораздо легче изучать общественное мнение, чем влиять на него. Однако разумно составленные и умело реализованные программы PR способны определенным образом изменить

общественное мнение. Всем уже давно из- экономики и жизни общества. PR имеет вестно, как благодаря маркетингу под ви- возможность непосредственно влиять на дом реклам происходит популяризация формирование общественного сознания, того или иного продукта. Это прямой при- так как он формирует информационное мер влияния PR на общественное созна- послание. Более того, он не только форми-ние. рует послание, но и создает условия для

Таким образом, роль PR в современном нужной ему интерпретации данного по-мире становится все более значимой и слания, иными словами, влияет на воспри-охватывающей практически все сферы ятие информационного сообщения.

Библиографический список

1. Надуваев, К.А. Использование PR-технологий в формировании позитивного имиджа организации / К.А. Надуваев, О.С. Медведева // Экономика и бизнес: теория и практика. -2021. - №6-2 (76). - С. 104-111. - DOI 10.24412/2411-0450-2021-6-2-104-111. - EDN WEUNHM.

2. Сальникова, К.Ю. Политический PR как средство влияния на общественное сознание / К.Ю. Сальникова, А.Ю. Урывская // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы IX международной научно-практической конференции, Краснодар, 29 сентября 2017 года. - Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2017. - С. 239-243. - EDN ZRYXPF.

3. Гагарина, С.Н. Организация интернет-коммуникаций в сфере государственного управления / С.Н. Гагарина, Д.А. Маухин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №6-1 (57). - С. 182-187. - DOI 10.24412/2500-1000-2021-6-1182-187. - EDN QHWCMH.

4. Мусийчук, С.В. Специфика формирования общественного мнения в органах государственной власти. - Краснодар: Индивидуальный предприниматель Кабанов Виктор Болеславович (Изд-во «Новация»), 2021. - 198 с. - ISBN 978-5-00179-045-7. - EDN EEGJNO.

THE IMPACT OF PR TECHNOLOGIES ON PUBLIC CONSCIOUSNESS A.A. Luzhkova, Student

S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article presents PR activity as one of the fundamental types of social activity in modern society and defines its position in the space of mass communication. The definitions of PR and PR activities, the relevance of public relations in Russian society, the problems of modern PR and its significance, as well as the purpose, principles and functions of PR, its impact on public consciousness are considered.

Keywords: PR technologies, public consciousness, mass media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.