УДК 614.841.264
ВЛИЯНИЕ ПОЖАРА И ЕСТЕСТВЕННОГО ИСПАРЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ
Е. Б. КОЧЕТКОВА1, С. Н. ЛАНИН2
1 Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы испытательная пожарная лаборатория по Ярославской области, Российская Федерация, г. Ярославль.
2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
Российская Федерация, г. Москва Е-mail: [email protected], [email protected]
В статье приведены результаты исследования изменения компонентного состава автомобильного бензина при различной степени испарения методом газожидкостной хроматографии. Проанализирован состав бензина и выбор соединений, принимаемых для идентификации в качестве ре-перных. Предложено обоснование выбора реперных компонентов на основании расчета давления насыщенных паров. Проанализирована необходимость изучения влияния испарения в результате пожара при обнаружении и идентификации остатков легковоспламеняющейся жидкости. Обозначена проблема, возникающая при диагностике светлых нефтепродуктов в виде изменения компонентного состава, происходящего не только в результате термической деструкции, но и испарения с течением времени. Описана экспериментальная методика для изучения процесса испарения и проведено сравнение изменения отношений ароматических углеводородов к алканам, входящим в состав бензина по результатам хроматографического анализа. С помощью количественного хроматографического анализа построены графические зависимости отношения концентрации реперных ароматических углеводородов к концентрации углеводородов нормального строения от времени хранения. Проведена количественная оценка происшедших изменений при естественном испарении нефтепродукта для различного способа хранения образца. На основе полученных экспериментальных данных обозначена необходимость оценки испарения компонентов, как одного из условий, оказывающих действия на установление интенсификаторов горения.
Ключевые слова: средства поджога, испарение, газожидкостная хроматография, реперные компоненты, алканы, ароматические углеводороды
THE EFFECT OF FIRE AND NATURAL EVAPORATION ON THE RESULTS OF DETECTION AND IDENTIFICATION OF THE COMPONENT COMPOSITION
OF GASOLINE
E. B. KOCHETKOVA1, S. N. LANIN2
Forensic expert institution of the Federal fire service test fire laboratory in the Yaroslavl region,
Russian Federation, Yaroslavl.
Lomonosov Moscow State University, Russian Federation Moscow Е-mail: [email protected], [email protected]
The article presents the results of a study of changes in the component composition of automobile gasoline at various degrees of evaporation by gas-liquid chromatography. The composition of gasoline and the choice of compounds accepted for identification as reference are analyzed. The substantiation of the choice of reference components based on the calculation of saturated vapor pressure is proposed. The necessity of studying the effect of evaporation as a result of fire during the detection and identification of flammable liquid residues is analyzed. The problem that arises in the diagnosis of light petroleum products in the form of a change in the component composition, which occurs not only as a result of thermal degradation, but also evaporation over time, is indicated. An experimental technique for studying the evaporation process is described and the changes in the ratio of aromatic hydrocarbons to alkanes included in gasoline are compared according to the results of chromatographic analysis. With the help of quantitative chromatographic
© Кочеткова Е. Б., Ланин С. Н., 2023
analysis, graphical dependences of the ratio of the concentration of reference aromatic hydrocarbons to the concentration of hydrocarbons of normal structure on the storage time are constructed. A quantitative assessment of the changes that occurred during the natural evaporation of petroleum products for various methods of sample storage was carried out. On the basis of the experimental data obtained, the necessity of assessing the evaporation of components as one of the conditions that have an effect on the establishment of gorenje intensifiers is indicated.
Key words: means of arson, evaporation, gas-liquid chromatography, reference components, al-kanes, aromatic hydrocarbons
В данной работе исследован процесс испарения автомобильного бензина в естественных условиях на результаты его выявления и идентификацию методом газожидкостной хроматографии.
В практике расследования пожаров при отработке версии о поджоге одним из основных условий анализа по выявлению следов горючих жидкостей, является интерпретация результатов исследования и возможность отнесения установленной жидкости к средству поджога.
Следует учитывать, что само изъятие образца до поступления его на исследования занимает время оперативных действий. Также при анализе пренебрегают такими понятиями как время горения, которое часто при исследовании вообще не учитывается, либо считается от времени обнаружения пожара, и испаряемость горючей жидкости с поверхности объекта. Все эти факторы влияют на идентификацию горючей жидкости, используемой как средства поджога, и как следствие на доказательную базу при окончательном выводе о причине пожара.
В условиях значительного выгорания отдельного помещения, целого строения или иного объекта пожара определение типа горючей жидкости становится затруднительным. При этом установление факта наличия органических веществ нефтяного происхождения не может однозначно служить доказательством применения легковоспламеняющейся жидкости (ЛВЖ) как ускорителя горения. Это обусловлено разнообразием товарных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ), и особенностью модификации их фракционного состава в результате влияния высокой температуры при пожаре [1].
В настоящее время в экспертной практике ведущими аналитическими методами считаются газожидкостная хроматография (ГЖХ), флуоресцентная спектроскопия (ФС) и инфракрасная (ИК) спектроскопия.
К основному и наиболее часто используемому аналитическому способу исследования жидкостей, применяемых в качестве сред-
ства поджога, относят газожидкостную хроматографию [2].
Достоинством хроматографии по сравнению с другими методами считается установление компонентного состава сложных смесей углеводородов, таких как бензины, дизельное топливо, растворители и иные органические жидкости, применяемые в качестве средств поджога.
Совершенствование хроматографиче-ского анализа поднимает глобальные вопросы: распознавание маркерных компонентов, способность качественного выделения отдельных групп веществ из многообразных соединений, определение надежной идентификации компонентов сложных смесей [3].
Красильников А. В. и Деменьтев Ф. А. отмечали [4], что в первую очередь основное условие решения точного распознавания смесей сводится к доставлению в первоначальном виде анализируемой пробы до хроматографи-ческого детектора. Прежде всего выгорают более летучие компоненты, и на объектах-носителях в поглощенном виде остаются более тяжелые соединения, в том числе различные добавки. Улетучивание и сгорание жидкости на пожаре уменьшает ее количественные показатели и преобразует компонентный состав.
На сегодняшний день суть анализа ГЖХ сводится к исследованию остатков выгорания ЛВЖ, изымаемых с мест пожара на разных объектах-носителях. При этом существующая модель заключается в определении присутствия известного набора веществ. Для примера: идентификация бензинов методом ГЖХ в качестве базовых основывается на применении пиков в увязке с термически стабильными п-, м-, о-ксилолами и триалкилбензолами. Вследствие выгорания горючей жидкости на хроматограмме отмечается увеличение пиков более высококипящих веществ, и плавное уменьшение интенсивности и исчезание пиков, свойственных для компонентов с низкой температурой кипения [3, 5, 6].
В качестве реперных компонентов для обнаружения следов автомобильных бензинов подверженных термическому воздействию при
производстве судебной пожарно-технической экспертизы Чешко И. Д. с соавторами предлагают толуол, этилбензол, п-, м-, о-ксилолы, пропилбензол, 1,3,5-, 1,2,4 - триметилбензо-лы [1, 7].
Данный выбор реперных компонентов очевиден и может быть обоснован также компонентным составом бензина в соответствии с ГОСТ 32513-2013, на основании которого установлено, что объемная доля ароматических углеводородов в автомобильном бензине составляет до 35 %1.
На основании проанализированных данных установлено, что наряду с ароматическими углеводородами в состав бензина входят алканы нормального и изостроения, а также оксигенаты (общее название низших спиртов и простых эфиров, применяемых в качестве высокооктановых компонентов моторных топлив), такие как этанол, изопропиловый спирт, эфиры с количеством атомов углерода в цепи С5 и выше [8].
Для обоснования выбора реперных пиков Кочетковой Е. Б. с соавторами был проведен расчет давления насыщенных паров некоторых компонентов, входящих в состав бензина с учетом их процентного содержания в смеси, в соответствии с ГОСТ 32 5 07-20 1 32.
Для расчета давления насыщенного пара вещества при заданной температуре использовали уравнения Антуана [9]:
Р5 = 1 О ( с+1Р >, (2)
где Рs - давление насыщенного пара, кПа; А, В, С - константы уравнения Антуана из справочной литературы, tp - заданная температура.
Учитывая компонентный состав в соответствии с ГОСТ 32513-2013 , для расчета давления насыщенного пара, были выбраны следующие вещества: ароматические углеводороды - толуол, о-, м-, п-ксилолы, этилбензол, пропилбензол, 1,3,5-триметилбензол, 1,2,4-триметилбензол; алканы нормального строения - гептан, октан, нонан, декан, унде-кан, додекан (С7-С12); оксигенаты - изопропиловый спирт, метилтретбутиловый эфир [8].
1 ГОСТ 32513-2013. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия. М., 2015. 21 с.
2 ГОСТ 32507-2013 «Бензины автомобильные и жидкие углеводородные смеси. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии. М., 2015. 31 с.
Значение констант уравнения Антуана взятые из [10] и рассчитанные значения давлений насыщенных паров для различных веществ при температурах 20 °С и 150 °С приведены в табл.
Из представленных в табл. данных следует, что значения давлений насыщенных паров кислородосодержащих соединений (изо-пропиловый спирт, метилтретбутиловый эфир) и нормальных алканов при 150 °С гораздо выше значения давлений насыщенных паров ароматических углеводородов при этой же температуре. Следовательно, при температурном воздействии ароматические соединения будут испаряться медленнее и определить их наличие будет наиболее вероятно. Таким образом, проведение указанного расчета позволило обосновать выбор аренов в качестве реперных веществ.
Определенный интерес вызывает изменение компонентного состава автомобильного бензина, происходящее не только в результате выгорания, но и испарения с течением времени. На практике объектами для исследования становятся обнаруженные на месте пожара пустые бутылки или иные предметы, на которых могла оказаться горючая жидкость, применяемая в дальнейшем в качестве интенсификатора горения.
В работе Деменьтева Ф. А. с соавторами [11] указано, что при сгорании бензинов отмечается преобладание компонентного состава ароматических углеводородов над нормальными низкокипящими алканами. Изменение структуры жидкости авторы относят к термоокислительному процессу разложения алка-нов. Вместе с тем варьирование состава бензинов главным образом относится к испарению легких фракций.
Для определения влияние испарения в естественных условиях автомобильного бензина (производитель «Славнефть-ЯНОС», марка - Премиум Евро-95) на результаты его обнаружения и идентификации методом газожидкостной хроматографии провели эксперимент, для которого использовали различные условия хранения анализируемой жидкости. В качестве образца № 1 использовали полимерную емкость без крышки объемом 0,5 л со следами бензина (Для получения образца в полимерную емкость поместили 0,1 л бензина. Через два часа бензин был перелит). В качестве образца № 2 использована открытая керамическая емкость объемом 0,5 л с бензином в количестве 0,1 л. В качестве образца № 3 использовали полимерную емкость объемом 0,5 л с бензином в количестве 0,1 л. Горлышко бутылки закрыли полимерной навинчивающейся пробкой.
Таблица. Значения констант уравнения Антуана и рассчитанные значения давлений насыщенных паров веществ при температурах 20 °С и 150 °С
Компонент Константы уравнения Антуана Давление насыщенных паров, кПа, при температурах
А В С 20 °С 150 °С
Гептан 6,9003 1266,87 216,76 35,43 2792,86
Октан 6,8117 1259,20 211,14 22,94 2106,74
Нонан 6,7998 1251,41 208,87 21,48 2054,68
Декан 6,7126 1245,36 204,46 14,55 1579,81
Ундекан 6,6279 1239,43 201,32 10,65 1258,28
Толуол 6,9533 1443,94 219,38 8,34 1107,26
о-ксилол 6,9989 1474,68 213,69 4,88 879,30
м-ксилол 7,0091 1462,27 215,11 6,16 1009,41
п-ксилол 6,9905 1453,43 215,31 6,51 1027,77
Этилбензол 6,9572 1424,26 213,21 7,08 1086,12
Пропилбензол 6,9367 1460,79 207,78 3,34 714,06
1,3,5-триметилбензол 6,9147 1483,64 203,4 1,88 520,64
1,2,4- триметилбензол 6,9014 1485,96 202,1 1,63 479,91
Изопропиловый спирт 8,7051 2058,47 246,04 9,26 3214,55
МТБЭ (метилтретбутиловый эфир) 9,1756 2156,83 235,15 5,22 3745,61
Исследование бензина Премиум Евро-95 проводили на хроматографе «Кристалл 5000.1» производства СКБ «Хроматэк», снабженным пламенно-ионизационным детектором. Условия анализа: давление газа (подвижная фаза) 109 кПа; температур: испарителя 300 оС; детектора 300 оС; начальная температура колонки 40 оС; конечная температура колонки 280 оС; время изотермы 5 мин; скорость подъема температуры 4 оС/мин; подвижная фаза - азот [1].
Эксперимент проводили в течение 8 суток. Образцы хранились при комнатной температуре 18 °С. Анализ проводили каждые 48 часов. Объем пробы составил 0,1 мкл - 1 мкл в зависимости от степени испарения исходного нефтепродукта.
Известно, что автомобильный бензин состоит из соединений разных классов, но основу его составляют н-алканы и ароматические углеводороды. Как было рассмотрено выше летучесть легких н-алканов входящих в состав бензина гораздо выше значений лету-
чести ароматических углеводородов. Для изучения процесса испарения проанализированы изменения отношения концентраций ароматических углеводородов к н-парафинам, входящим в состав бензина.
Сравнивая отношение количеств ароматических углеводородов - толуол, этилбен-зол, о-ксилол, пропилбензол, 1,3,5, 1,2,4-триметилбензол к количеству н-алканов С7-С12 по результатам качественного хромато-графического анализа установлено, что при хранении образцов в течение 8 суток в условиях комнатной температуры умень-шаются пики, соответствующие С7-С9, при этом при анализе остатков пустой емкости без крышки (образец 1) было зафиксировано полное исчезновение пиков С7-С9, а также толуола (рис. 1, хроматограмма 4). При сравнении хромато-грамм видно, что увеличивается высота пиков, соответствующих углеводородам С11 -С13, а также высота пиков о-ксилол, пропилбензол, 1,3,5, 1,2,4-триметилбензол (рис. 1, хромато-граммы 2, 3).
ПИД-1 Врега, мм
4
Доп-2 ["ПИД-1, fi" №231.1] Доп-3 ["ПИД-1, fi" №231,2]
Время, мин.
Рис. 1. Хроматограммы: 1 - исходного бензина Премиум Евро-95, 2 - анализируемой пробы бензина Премиум Евро-95 из образца № 3 после хранения в течение 8 суток, 3 - анализируемой пробы бензина Премиум Евро-95 из образца № 2 после хранения в течение 8 суток, 4 - экстракта бензина Премиум Евро-95 с поверхности образца № 1 после хранения в течение 8 суток
Количественную оценку произошедших изменений провели при сравнении отношений концентраций реперных ароматических угле-родов к легколетучим н-алканам (СА/СНУ). На основании расчета давления насыщенных паров (табл.) для сравнения были выбраны две пары отношения концентрации 1,2,4-триметилбензол к нонану (СА1/СНУ1) и 1,2,4-триметилбензола к декану ( )
Для установления количественного состава исследуемых смесей применялся метод абсолютной градуировки. Данный способ заключается в том, что в хроматографическую колонку вводили известное количество конкретного компонента и вычисляли площади
пиков с помощью программного обеспечения «Хроматек Аналитик 2,5» [1]. С целью принятия во внимание всех показателей, оказывающих влияние на исследование по полученным данным, строили градуировочный график. Далее хроматографировали анализируемую смесь и, используя график, определяли содержание данного компонента [12].
Графики зависимости концентраций выбранных пар от времени хранения образцов приведены на рис. 2-6. С учетом данных, полученных на основе качественного хрома-тографического анализа по результатам которого было установлено, что при хранении образца № 1 более 6 суток исчезают углеводо-
роды С7-С9, для построения графиков использовался ограниченный период хранения образцов (до 6 суток).
На основании полученных данных была зафиксирована следующая закономерность, что при хранении бензина Премиум Евро-95 в емкости с крышкой (образец 3) происходит постепенное уменьшение отношений концентрации 1,2,4-триметилбензол к С9 и к С10 в анализируемой пробе (рис. 2).
Тогда как при испарении бензина Премиум Евро-95 в образце № 2 (открытая керамическая емкость) по прошествии 6 суток, объем образца уменьшился, а отношение концентрации 1,2,4-триметилбензол к С9 и к С10 резко увеличивается (рис. 3, 4). Такая же зависимость прослеживается при исследовании проб, экстрагируемых с поверхности образца № 1 (рис. 5, 6).
Рис. 4. Изменения отношения концентрации 1,2,4-триметилбензола к С10 при хранении в открытой керамической емкости (образец № 2)
Рис. 2. Изменения отношения концентрации: 1 - 1,2,4-триметилбензола к С10;
2 - 1,2,4-триметилбензола к С9 при хранении в закрытой полимерной емкости (образец № 3)
Рис. 5. Изменения отношения концентрации 1,2,4-триметилбензола к С9 при хранении в открытой емкости с остатками бензина (образец № 1)
Рис. 3. Изменения отношения концентрации 1,2,4-триметилбензола к С9 при хранении в открытой керамической емкости (образец № 2)
Рис. 6. Изменения отношения концентрации 1,2,4-триметилбензола к С10 при хранении в открытой емкости с остатками бензина (образец № 1)
Таким образом, установлено, что характер изменения компонентного состава автомобильного бензина зависит от условий его испарения. Наличие пиков, соответствующих ароматическим углеводородам, таким как пропилбензол, 1,3,5-, 1,2,4-триметилбензол (и более тяжелым компонентам ароматического ряда), обнаруженных при выгорании бензина до 99 %, также установлено и для практически полного испарения жидкости с поверхности объекта. Кроме того, при естественном испарении горючей жидкости зафиксировано, что наряду с аренами остаются углеводороды С11-С13, которые при различных условиях выгорания присутствуют не всегда.
Список литературы
1. Кочеткова Е. Б. Экспериментальное определение времени возникновения пожара при изучении кинетики сохранения остатков светлых нефтепродуктов в объектах-носителях разной природы // Техносверная безопасность. 2023. № 1 (38). С. 61-71.
2. Способ диагностики бензинов разной степени выгорания на основе результатов га-зохроматографического анализа / З. Л. Таз-баев, М. Ю. Кузьменко, Н. Б. Богородская [и др.] // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXII Международной научно-практической конференции в 2 частях. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.). 2021. С.77-82.
3. Шеков А. А. Плотникова Г. В. Факторы, влияющие на обнаружение и идентификацию интенсификаторов горения методом газовой хроматографии // Эксперт-криминалист. 2019. № 1. С. 36-38.
4. Красильников А. В., Дементьев Ф. А. К вопросу о новой методике исследования инициаторов горения при поджогах автомобилей // Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности. 2016. № 1. С. 21-23.
5. Миронович Л. М., Бабкина Э. С., Бо-лук А. В. Исследование обгоревших остатков полимерных материалов методом газожидкостной хроматографии // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2015. № 4. С. 70-73.
6. Таубкин И. С. О признаках, способах и средствах поджога // Российский следователь. 2014. № 18. С. 7-11.
7. Чешко И. Д., Плотников В. Г. Анализ экспертных версий возникновения пожара. Книга 2. СПб.: ООО «Типография «Береста», 2012. 364 с.
Выводы:
Проведенное исследование показывает, что на выявление и идентификацию горючей жидкости, в частности автомобильного бензина, влияет изменение компонентного состава не только в условиях термической деструкции, но и при естественном испарении.
Для получения реальных и научно обоснованных результатов исследования целесообразно рассматривать возможность испарения горючей жидкости как в процессе ее анализа после выгорания, так и до возникновения пожара.
8. Кочеткова Е. Б., Белинов М. С., Соловьев В. В. Обоснования выбора реперных компонентов при идентификации светлых нефтепродуктов, используемых как средства поджога, методом газожидкостной хроматографии // Трибология и проблемы МЧС России: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию образования гражданской обороны. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2022. С. 50-54.
9. Термодинамика равновесия жидкость-пар / А. Г. Морачевский, Н. А. Смирнова, Е. М. Пиотровская [и др.]. Л., 1989. 344 с.
10. Вадецкий Ю.В. Нефтегазовая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. 380 с.
11. Дементьев Ф. А., Пророк В. Я., Красильников А. В. Изучение изменений компонентного состава бензинов от степени выгорания // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2015. № 2. С. 49-56.
12. Прокофьев Д. В., Зенкевич И. Г. Количественный хроматографический анализ методом абсолютной градуировки с использованием дополнительного стандарта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 4. Физика. Химия. Т. 3 (61). 2016. № 3. С. 337344.
References
1. Kochetkova E. B. Eksperimentalnoe opredelenie vremeni vozniknoveniia pozhara pri izuchenii kinetiki sokhraneniia ostatkov svetlykh nefteproduktov v obektakh-nositeliakh raznoi pri-rody [Experimental determination of the time of fire occurrence in the study of the kinetics of the preservation of light oil residues in carrier objects of different nature]. Tekhnosvernaia bezopasnost, vol. 1 (38), рp. 61-71.
2. Sposob diagnostiki benzinov raznoi stepeni vygoraniia na osnove rezultatov gazo-
khromatograficheskogo analiza [A method for diagnosing gasoline of varying degrees of burnout based on the results of gas chromatographic analysis] / Z. L. Tazbaev, M. Yu. Kuz'menko, N. B. Bogorodskaya [et al.]. Sovremennye nauch-nye issledovaniia: aktualnye voprosy, dostizheniia i innovatcii: sbornik statey ХХII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v 2 chasty-akh. Penza: Nauka i Prosveshcheniye (IP Gulya-yev G. Yu.), 2021, pp. 77-82.
3. Shekov A. A., Plotnikova G. V. Faktory, vliiaiushchie na obnaruzhenie i identifikatciiu in-tensifikatorov goreniia metodom gazovoi khroma-tografii [Factors influencing the detection and identification of gorenje intensifiers by gas chromatography]. Ekspert-kriminalist, 2019, issue 1, pp. 36-38.
4. Krasilnikov A. V., Dementev F. A. K vo-prosu o novoi metodike issledovaniia initciatorov goreniia pri podzhogakh avtomobilei [On the question of a new method of investigating gorenje initiators in car arson]. Nadzornaia deiatelnost i sudebnaia ekspertiza v sisteme bezopasnosti, 2016, issue 1, pp. 21-23.
5. Mironovich L. M., Babkina E. S., Bo-luk A. V. Issledovanie obgorevshikh ostatkov po-limernykh materialov metodom gazozhidkostnoi khromatografii [Investigation of burnt residues of polymer materials by gas-liquid chromatography]. Izvestiia lugo-Zapadnogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriia: Tekhnika i tekhnologii, 2015, issue 4, pp. 70-73.
6. Taubkin I. S. O priznakakh, sposobakh i sredstvakh podzhoga [About signs, methods and means of arson]. Rossiiskii sledovatel, 2014, issue 1, pp. 7-11.
7. Cheshko I. D., Plotnikov V. G. Analysis of expert versions of fire occurrence [Analysis of
expert versions of fire occurrence]. SPb: OOO «Tipografiya «Beresta», 2012. vol. 2, 364 p.
8. Kochetkova E. B., Belinov M. S., Solovev V. V. Obosnovaniia vybora repernykh komponentov pri identifikatcii svetlykh neftepro-duktov, ispolzuemykh kak sredstva podzhoga, metodom gazozhidkostnoi khromatografii [Substantiation of the choice of reference components in the identification of light petroleum products used as a means of arson by gas-liquid chroma-tography]. Tribologiia i problemy MCHS Rossii: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentcii, posviashchennoi 90-letiiu obrazovaniia grazhdanskoi oborony. Ivanovo: Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akad-emiya GPS MCHS Rossii, 2022, pp. 50-54.
9. Termodinamika ravnovesiia zhidkost-par [Thermodynamics of liquid-vapor equilibrium]. A. G. Morachevskii, N. A. Smirnova, E. M. Pi-otrovskaia [et al.]. L., 1989, 344 p.
10. Vadetckii Iu. V Neftegazovaya enci-klopediya [Oil and Gas Encyclopedia]. M., 2003, vol. 2, 380 p.
11. Dementev F. A., Prorok V. Ia., Krasilnikov A. V. Izuchenie izmenenii komponent-nogo sostava benzinov ot stepeni vygoraniia [Study of changes in the component composition of gasoline from the degree of burnout]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudar-stvennoi protivopozharnoi sluzhby MCHS Rossii, 2015, issue 2, pp. 49-56.
12. Prokofev D. V., Zenkevich I. G. Kolichestvennyi khromatograficheskii analiz metodom absoliutnoi graduirovki s ispolzovaniem dopolnitelnogo standarta [Quantitative chromato-graphic analysis by absolute calibration using an additional standard]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 4. Fizika. Khimiia, vol. 3 (61), 2016, issue 3, pp. 337-344.
Кочеткова Екатерина Борисовна
Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы испытательная пожарная
лаборатория по Ярославской области,
Российская Федерация, Ярославль
начальник сектора судебных экспертиз
E-mail: [email protected]
Kochetkova Ekaterina Borisovna
Forensic expert institution of the Federal fire service test fire laboratory in the Yaroslavl region, Russian Federation, Yaroslavl the chief of sector of legal expertise E-mail: [email protected]
Ланин Сергей Николаевич
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (химический факультет МГУ), Российская Федерация, Москва
доктор химических наук, профессор кафедры физической химии E-mail: [email protected] Lanin Sergej Nikolaevich
Lomonosov Moscow State University (Faculty of Chemistry), Russian Federation, Moscow
doctor of chemical sciences, professor of the department of physical chemistry E-mail: [email protected]