Научная статья на тему 'Влияние повышенной двигательной активности на психическое состояние умственно отсталых детей'

Влияние повышенной двигательной активности на психическое состояние умственно отсталых детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
510
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / MENTAL DISORDER CHILDREN / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHOLOGICAL STATE / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / НАРУШЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафина А.Р.

В статье рассматривается влияние повышенной двигательной активности на психическое состояние умственно отсталых детей. Умственная отсталость у детей в преобладающем большинстве случаев сочетается с соматическими заболеваниями, аномальным развитием двигательной сферы. Часто встречаются врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое нёбо, врожденный вывих бедра, нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, зрения, слуха, а также множественные сочетанные дефекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафина А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH MOTOR ACTIVITY INFLUENCE ON MENTAL DISORDER CHILDREN PSYCHOLOGICAL STATE

The article tell about high motor activity influence on mental disorder children psychological state. Mental disorder of children is

Текст научной работы на тему «Влияние повышенной двигательной активности на психическое состояние умственно отсталых детей»

УДК 796.01:159.9

ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Аспирант А.Р. Сафина Камский государственный институт физической культуры г. Набережные Челны HIGH MOTOR ACTIVITY INFLUENCE ON MENTAL DISORDER CHILDREN PSYCHOLOGICAL STATE A.R. Safina, postgraduate student Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: двигательная активность, умственно-отсталые дети, психическое состояние, физическое развитие, нарушения, физические качества

Аннотация: В статье рассматривается влияние повышенной двигательной активности на психическое состояние умственно отсталых детей. Умственная отсталость у детей в преобладающем большинстве случаев сочетается с соматическими заболеваниями, аномальным развитием двигательной сферы. Часто встречаются врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое нёбо, врожденный вывих бедра, нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, зрения, слуха, а также множественные сочетанные дефекты.

Key words: motor activity, mental disorder children, psychological state, physical development, disorder, physical qualities

Summary: The article tell about high motor activity influence on mental disorder children

psychological state. Mental disorder of children is

Исследование проводилось автором на базе коррекционной школы №68 г. Набережные Челны среди учащихся 10-11 классов в течение двух лет (2004/05-2005/06 г.г.). Всего в педагогическом эксперименте приняло участие 22 человека (девушки 14-15 лет), составившие две равнозначные группы. Автором, в результате исследования, установлено, что дети с отклонениями интеллектуального и личностного развития нуждаются в более индивидуальном двигательном режиме. Введение дополнительных часов двигательной активности с привлечением средств адаптивной ФК помогает учащимся коррекционных школ лучше адаптироваться к учебному процессу, расширяет психомоторные возможности для нормальной жизнедеятельности, повышает самооценку и уверенность в себе, что облегчает процессы социализации для данной категории детей.

Сегодня в России лишь незначительная часть инвалидов вовлечена в физкультурно-спортивную деятельность. Различными формами физической культуры и спорта занимаются немногим более 0,7 % инвалидов, из которых лица с поражением опорно-двигательного аппарата составляют 39,5%, лица с умственной отсталостью — 26,4%, лица с нарушением слуха -21,4%, с нарушением зрения — 12,0% и лица с общими заболеваниями - 0,7%.

Анализ литературных источников показал, что умственная отсталость у детей в преобладающем большинстве случаев сочетается с соматическими заболеваниями, аномальным развитием двигательной сферы. Часто

встречаются врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое нёбо, врожденный вывих бедра, нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, зрения, слуха, а также множественные сочетанные дефекты.

Дефицит двигательной активности отражается на функционировании многих систем организма, вызывая цепь негативных реакций: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого, малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а зачастую к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

Физическое развитие детей с умственной отсталостью зависит от целой совокупности факторов, как социальных, так и биологических (степени основного дефекта, сопутствующих заболеваний), в том числе и генетических.

От своих здоровых сверстников они могут отставать на 1 -3 года.

Так, по данным А.А. Дмитриева (1991), учащиеся с проблемами интеллекта имеют:

1) нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела; ожирение; нарушение осанки; деформацию стопы; нарушения в развитии грудной клетки; низкие показатели жизненной емкости легких; деформацию черепа; лицевого скелета; дисплазию (отклонения органов от нормальной формы и размера);

2) недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени; неумение выполнять различные ритмические движения; грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий; низкий уровень равновесия; ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метаниях; отсутствие легкости и плавности в движениях; излишнюю напряженность и скованность движений;

3) нарушения в развитии основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей (на 15-30%), быстроты движений (10-15%), выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств (15—30%), подвижности в суставах (10-20%).

Умственно отсталые дети отличаются быстрой утомляемостью от монотонной работы в сочетании со статической нагрузкой. Зависимость от родителей (или опекающих) затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы. Наиболее характерной психофизиологической характеристикой, свойственной детям разной степени умственной отсталости, является сниженная самооценка. Встречающиеся агрессивность, деструктивное поведение можно рассматривать как артефакты, вызванные ситуацией, семейным и общественным воспитанием, а возможно, это единственный способ защиты или желания преодолеть всеобщее безразличие и обратить на себя внимание.

Исследование проводилось на базе коррекционной школы №68 г. Набережные Челны среди учащихся 10-11 классов в течение двух лет (2004/05-2005/06 г.г.) в начале, середине и конце учебного года, а именно: в сентябре, феврале и мае, в одно и то же время, т.е. в первой половине дня. Всего в педагогическом эксперименте приняло участие 22 человека (девушки 14-15 лет), составившие две равнозначные группы. Экспериментальной группе была предложена программа дополнительной двигательной активности, включающая в себя: физкультурные минутки на уроках, динамические паузы, занятия лечебной гимнастикой. Учащиеся контрольной группы занимались по обычной программе (2 урока физической культуры в неделю).

На первом этапе исследования сделан анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме.

На втором этапе работы проводилась оценка физического развития и диагностика

психического состояния исследуемых детей контрольной и экспериментальной групп в начале учебного года. Диагностика психического состояния оценивалась по методике Прохорова А. О.

На третьем этапе проводилась сравнительная оценка физического развития и психического состояния учащихся в конце учебного года после педагогического эксперимента.

В результате проведенного исследования было выявлено что, благодаря увеличению двигательной активности в экспериментальной группе обнаружено достоверно значимое повышение следующих показателей психического состояния личности, оцениваемых по субъективным данным:

• психические процессы - на 58%;

• физиологические реакции - на 40%;

• переживание - на 32%;

• поведение - на 39%.

Тогда как в контрольной группе показатели изменились в меньшей степени:

• психические процессы - на 26%,

• физиологические реакции - на 24%,

• переживания - на 1%,

• поведение - на 9%.

Положительная динамика параметров психического состояния нашла подтверждение в оценке физического развития исследуемых детей с помощью общепринятых методик, в которых, как известно, используются объективные показатели. В процессе занятий повышенной двигательной активности в экспериментальной группе было выявлено, что показатели динамометрии улучшились в среднем на 9 %, у детей контрольной группы - на 4 %. Показатель ЖЕЛ в экспериментальной группе увеличился на 16,8 %, а в контрольной только на 7%. Показатели антропометрии в экспериментальной группе улучшились на 17 %, в контрольной - на 7 %.

Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о положительном влиянии на психофизическое развитие детей с умственной отсталостью программы расширенной двигательной активности, что позволяет повышать эффективность мероприятий по реабилитации данного контингента учащихся коррекционных школ. Эмоционально насыщенная, захватывающая, несложная по содержанию и разнообразная двигательная деятельность (например, игровая) повышает работоспособность ребенка.

Таким образом, нами установлено, что дети с отклонениями интеллектуального и личностного развития нуждаются в более индивидуальном двигательном режиме. Введение

дополнительных часов двигательной активности с привлечением средств адаптивной ФК помогает учащимся коррекционных школ лучше адаптироваться к учебному процессу, расширяет психомоторные возможности для нормальной жизнедеятельности, повышает самооценку и уверенность в себе, что облегчает процессы социализации для данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.