УДК 712.253:59.006
СКУРАТОВА ЛИЛИЯ СЕРГЕЕВНА, аспирант, [email protected]
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,
656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 46
ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОСЕТИТЕЛЕЙ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗООПАРКОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Приведены результаты социологического исследования, направленного на выявление принципов проектирования зоопарков в Западной Сибири. На основе полученных данных определены предпочтения посетителей относительно архитектурно-пространственной организации зоопарков: экспозиционный объем, состав сооружений для посетителей, популярные экспозиции, типы вольеров для содержания животных, цели посещения.
Ключевые слова: проектирование зоопарков, зоологический парк, социологический опрос, экспозиции, потребности посетителей, цели посещения.
SKURATOVA, LILIYA SERGEYEVNA, P.G.,
Altai State Technical University,
46 Lenin Avenue, Barnaul, 656038, Russia
INFLUENCE OF VISITORS REQUIREMENTS ON DESIGNING OF ZOOS IN WESTERN SIBERIA
Results of the sociological research dealing with the principles of designing of zoos in Western Siberia are given in the article. On the basis of the received data the preferences of visitors concerning the architectural spatial organization of zoos are defined: exposition volume, structures for the visitors, popular expositions, types of open-air cages for animals, the visiting purposes.
Keywords: designing of zoos, zoological park, public opinion poll, expositions, requirements of visitors, the visiting purposes.
Современный зоопарк - это сложный научно-познавательный и культурный комплекс, соединяющий экспозиции животных, научные лаборатории, парковые территории и зоны развлечений. При организации зоопарковой среды немаловажным аспектом являются интересы посетителей. Этим обусловлена необходимость социологического исследования, целью которого является выявление требований посетителей к архитектурно-пространственной организации зоопарков, их предпочтений и структуры спроса.
Социологическое исследование проведено с использованием методики социологического опроса - анкетирования [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Методической основой стало исследование С.Б. Поморова [4].
В данном социологическом исследовании использован один из наиболее распространенных качественных методов - метод квотной выборки [3]. Эффективность метода заключается в наличии статистических данных о кон-
© Л.С. Скуратова, 2010
трольных признаках генеральной совокупности. Достоинство метода - высокая точность при обеспечении представительства всех групп населения соответственно их пропорциям, в составе генеральной совокупности выборка является представительной в качественном отношении [5].
Субъектами социологического исследования являлись посетители зоопарков Западной Сибири (на примере жителей городов Барнаула и Новосибирска), предметом - предпочтения посетителей относительно архитектурнопространственной организации зоопарков.
В качестве главного направления анализа данных в анкетном опросе приняты признаки «возраст» и «образование» посетителей зоопарков, которые были разделены на группы. По возрасту выделено 4 группы: до 14 лет -население детского возраста; от 15 до 29 - молодежного; от 30 до 54 - зрелого; более 55 лет - пожилого возраста. В категории «образование» выделено 3 группы: начальное, неполное среднее; среднее, средне-специальное; высшее, неполное высшее, аспиранты, кандидаты и доктора наук.
Опрос проведен по специально разработанной анкете путем распространения бланков анкет среди населения городов Западной Сибири и последующего сбора анкет после их заполнения.
Анкетирование позволяет выявить сведения по основным блокам вопросов: экспозиционный объем зоопарка, сооружения для посетителей, популярные экспозиции, условия содержания животных, цели посещения.
При архитектурно-пространственной организации зоопарка необходимо учитывать потребности посетителей, представленные на рисунке.
Основные виды потребностей посетителей
В ходе социологического исследования были получены результаты по следующим пунктам.
1. Предпочтения по экспозиционному объему зоопарка.
Вопрос анкеты о предпочитаемом количестве видов и экземпляров животных позволяет оценить оптимальный объем зоопарка. Выявленные сведения позволяют определить необходимый размер экспозиции, разработать планировочную схему, организовать маршруты для посетителей.
Анализ предпочтений посетителей по количеству видов животных в зоопарке показал, что большинство опрошенных (41 %) предпочитает видеть в зоопарке более 1000 видов животных, 27 % - от 100 до 500, 26 % - от 500 до 1000 и 6 % - до 100 видов. Большая часть детей, молодежи и зрелых людей предпочитает видеть в зоопарке более 1000 видов животных, а люди пожилого возраста - от 100 до 500.
Анализ предпочтений посетителей по общему количеству животных в зоопарке показал, что половина опрошенных предпочитает видеть в зоопарке от 1000 до 5000 животных (49 %), 30 % - от 100 до 1000, 20 % - более 5000, потребность менее 100 особей животных в зоопарке практически отсутствует (1 %). Большая часть детей, молодежи и зрелых людей предпочитает видеть в зоопарке от 1000 до 5000 животных, а люди пожилого возраста - от 100 до 1000. Наблюдается тенденция уменьшения потребности в наличии более 5000 особей в зоопарке с увеличением возраста респондента. С повышением уровня образования респондента прослеживается тенденция увеличения потребности в наличии от 1000 до 5000 особей в зоопарке, а также тенденция уменьшения потребности в наличии более 5000 особей. Потребность от 100 до 1000 особей животных в зоопарке от уровня образования практически не зависит.
Вопрос о количестве экземпляров каждого вида позволяет выявить предпочтения относительно группового содержания животных.
Большинство опрошенных (54 %) предпочитают видеть в зоопарке три-пять животных одного вида.
Большинство посетителей пожилого возраста (75 %) предпочитают по два экземпляра. Потребность детей, молодежи и людей зрелого возраста увидеть в зоопарке по одному животному каждого вида самая низкая (2-4 %), у пожилых людей она вообще отсутствует.
Большинство опрошенных посетителей с неполным средним и высшим образованием предпочитают видеть три-пять животных, со средним - два.
Отсюда следует, что архитектурные решения вольеров должны рассчитываться на содержание от двух до пяти особей животных.
2. Предпочтения по сооружениям для посетителей.
Ответы респондентов по выявлению приоритетов в составе помещений, зданий и сооружений в зоопарке распределились следующим образом (по частоте выбора, в % от общего числа опрошенных):
- 65,3 % отдали предпочтение предприятиям общественного питания;
- 54,5 % - автостоянкам;
- 49,3 % - музеям зоопарка;
- 47,9 % - паркам аттракционов;
- 44,6 % - зоомагазинам;
- 32,9 % - экологическим центрам;
- 31,9 % - информационным и учебным центрам;
- 30 % - зоотеатрам, циркам животных;
- 27,2 % - ветеринарным аптекам.
В открытой позиции встречались ответы: баня, сувенирные магазины, фотостудия, скамейки, умывальники, санузлы, зоны отдыха, бассейн, дискотека, игровой зал.
На основе обобщенных результатов можно сделать вывод, что первой потребностью посетителя в зоопарке является питание, затем потребность в образовании, затем в развлечениях.
Большинство опрошенных детей отдают приоритет сооружениям аттракционов, остальные возрастные группы - предприятиям общепита. Наблюдается тенденция снижения потребности в наличии парков аттракционов, экологических центров в зоопарке с увеличением возраста респондента.
Большинство респондентов с неполным средним образованием считают одинаково важным наличие предприятий общественного питания, парков аттракционов и музеев зоопарка, большинство со средним образованием -предприятиям общепита и автостоянкам. Наблюдается тенденция снижения потребности в наличии парка аттракционов, ветеринарных аптек и зоомагазинов в зоопарке с повышением уровня образования респондента.
Полученные результаты влияют на функциональный состав помещений в зонах для посетителей.
3. Популярные экспозиции.
Приоритеты респондентов по комплексам для животных следующие (по частоте выбора, в % от общего числа опрошенных):
- 70,9 % опрошенных отдают приоритет экспозициям млекопитающих;
- 63,4 % - аквариумам;
- 43,2 % - террариумам;
- 41,3 % - экспозициям птиц;
- 38 % - экзотариумам;
- 26,3 % - экспозиции амфибий;
- 16,9 % - наиболее низкие показатели потребности в комплексах с беспозвоночными.
В открытой позиции встречались ответы: бабочки (необходимость инсектария).
Большинство опрошенных детей отдают предпочтение аквариумам, молодежи и людей зрелого возраста - комплексам с млекопитающими, пожилых - орнитариумам.
Большинство опрошенных посетителей с неполным средним образованием предпочитают аквариумы, со средним и высшим - отдают предпочтение комплексам с млекопитающими.
Выявленные предпочтения определяют экспозиционный состав зоопарка, позволяют сформировать видовую базу.
4. Условия содержания животных.
Анализ мнений посетителей в вопросе важности жизненных потребностей животного в зоопарке показал, что большинство респондентов считают самыми важными для животного пространство и питание, затем укрытие
и, наконец, игры и упражнения. Результаты в процентном отношении следующие (по частоте выбора, в % от общего числа опрошенных):
- 86,4 % - пространство;
- 83,1 % - питание;
- 44,1 % - укрытие;
- 25,8 % - игры, упражнения.
В открытой позиции встречались такие ответы, как общение с сородичами, хорошие условия содержания, комфорт, возможность размножения, любовь и ласка, забота, свобода, чистота обитания, правильный уход, бассейн для водных процедур, близость условий к дикой природе.
Полученные результаты, с точки зрения посетителей, позволяют сделать вывод о необходимости большого объема пространства для животных в условиях неволи, таким образом, вольер должен быть достаточно просторным для экспонируемого животного.
Предпочтения по типу вольеров для животных следующие (по частоте выбора, в % от общего числа опрошенных): 58,2 % предпочитают видеть открытые вольеры, 39,9 % - остекленные, 32,4 % - металлические клетки, 10,3 % - заглубленные вольеры.
В открытой позиции встречались ответы: комбинированные, красивые, сетки, для разных животных разные, удобные для обслуживания.
Среди опрошенных детского возраста преобладает тип остекленных вольеров, респонденты остальных возрастных групп отдают предпочтение открытым вольерам. Наблюдается тенденция увеличения предпочтения открытых вольеров, а также тенденция уменьшения предпочтения металлических клеток с увеличением возраста респондента.
Можно сделать вывод, что для посетителей важно, чтобы при обзоре животных был минимум преград, следовательно, вольеры нужно проектировать по возможности открытого типа.
5. Цели посещения.
Анализ целей посещения зоопарков посетителями показал, что 60,6 % от общего числа опрошенных человек посещают зоопарки с познавательной целью, 56,8 % - для отдыха, 41,8 % - с развлекательной целью.
В открытой позиции встречались следующие ответы: из любви к животным, из любопытства, поесть сладостей, для прохождения практики, для общения с природой. Затруднились ответить два человека.
С увеличением возраста респондента наблюдается тенденция увеличения посещаемости зоопарков с познавательной целью и для отдыха, а также тенденция уменьшения посещаемости с развлекательной целью.
С повышением уровня образования респондента наблюдается тенденция увеличения посещаемости зоопарков с познавательной целью и уменьшения посещаемости с развлекательной.
Результаты исследования позволяют сказать, что архитектурно-пространственная организация зоопарка должна решать познавательные и развлекательные цели посетителей, а также возможность отдыха.
Выявленные цели посещения определяют состав помещений и сооружений зоопарка, позволяющих реализовать эти цели посредством различных
учебных, информационных центров, музеев, зоотеатров, цирков, парков аттракционов, мест отдыха и других.
Вопрос о причинах необходимости зоопарка в городе является контролирующим для предыдущего вопроса о целях посещения.
Большинство респондентов считают, что зоопарки нужны для отдыха и образования. Результаты необходимости зоопарков в процентном отношении следующие (по частоте выбора, в % от общего числа опрошенных):
- 63,8 % - нужны для отдыха;
- 60,6 % - нужны для образования;
- 31,5 % - нужны для развлечений;
- 2,3 % считают, что зоопарки не нужны.
В открытой позиции встречались такие ответы: да, для познания мира животных; да, для общей культуры города; да, для детей; да, для того, чтобы увидеть животных вживую; нет, так как нет средств для содержания такого зоопарка, каким он должен быть, нет, так как респондент является противником зоопарков.
Наблюдается тенденция увеличения необходимости в зоопарках для отдыха с увеличением возраста респондента. Необходимость в зоопарках для развлечений, наоборот, до 55 лет уменьшается с увеличением возраста респондента, а после 56 лет увеличивается. Необходимость в зоопарках для образования с увеличением возраста примерно равномерна среди посетителей.
Число ответов, что зоопарк не нужен, увеличивается с повышением уровня образования, что, скорее всего, обосновывается экономической нецелесообразностью или закоренелыми убеждениями о зоопарках как тюрьмах для животных.
6. Специализация зоопарка.
Анализ вопроса о специализации зоопарка показал, что большинство посетителей предпочитают многопрофильные зоопарки - 50 %, 33 % - сафари-парки, 17 % - специализированные. В открытой позиции встречались ответы: не будет, бесплатным для посещения. Затруднился ответить один человек.
С увеличением возраста респондента наблюдается тенденция снижения интереса к сафари-паркам и увеличения потребности в многопрофильных зоопарках.
Зависимость предпочтений многопрофильных зоопарков и сафари-парков от образования респондента зеркальна.
Для удовлетворения максимального числа посетителей выгоднее проектировать многопрофильные зоологические парки.
Выводы
При проектировании зоопарка необходимо учитывать потребности всех взаимодействующих субъектов его функционирования: животных, обслуживающего персонала и посетителей.
Архитектурно-пространственная организация зоопарка должна предоставлять посетителю возможность реализовать свои потребности: в обзоре животных, познавательные, эколого-воспитательные, развлекательные, рекреационные, эстетические, питания и гигиены.
Современное состояние зоопарков не всегда удовлетворяет запросы посетителей, в свою очередь потребности посетителей входят в противоречия с необходимыми условиями для животных.
Потребности животных должны учитываться при проектировании зоопарков в большей степени, чем потребности посетителей. Демонстрационная функция зоопарка также не является первостепенной.
Архитектурно-пространственная организация должна способствовать главной цели зоопарков - сохранению животного мира.
Библиографический список
1. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. -М. : Аспект Пресс, 1995. - 286 с.
2. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. - М. : Тривола, 1998. - 228 с.
3. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1998. - 208 с.
4. Поморов, С.Б. Второе жилище: тенденции развития (итоги архитектурно-социологического исследования) : монография / С.Б. Поморов. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2002. -210 с.
5. Рабочая книга социолога. - М. : Наука, 1976. - 511 с.
6. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М. : Изд-во Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998. - 596 с.