Научная статья на тему 'Влияние потребностей на социально-экономическое развитие государства'

Влияние потребностей на социально-экономическое развитие государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6877
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ПОТРЕБНОСТИ / МОДЕЛЬ МАСЛОУ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIO-ECONOMICS DEVELOPMENT / SOCIAL SECTOR / QUALITY OF LIFE / NEEDS / MASLOW'S MODEL / SOCIAL POLITICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Викулов Сергей Александрович

В современном мире уровень жизни в государстве, как правило, определяется уровнем социально-экономического развития. В статье дается описание социально-экономического развития, уровня жизни и потребностей государства. Рассматривается влияние потребностей на социально-экономическое развитие государства и делаются выводы о взаимосвязи потребностей и социально-экономическим развитием государства. Отдельное внимание автор уделяет взаимосвязи чистого дохода как показателя социально-экономического развития и потребностей, отмечая цикличную взаимосвязь между ростом дохода и ростом потребностей отдельно взятого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF NEEDS ON SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT of the state

In the modern world the level of living in the state, as a rule, is defined by the level of social and economic development. In article the description of social and economic development, a level of living and needs of the state is given. Influence of requirements on social and economic development of the state is considered and conclusions about interrelation of requirements and social and economic development of the state are drawn. The author pays special attention to interrelation of net income as indicator of social and economic development and requirements, noting cyclic interrelation between growth of the income and growth of needs of separately taken person.

Текст научной работы на тему «Влияние потребностей на социально-экономическое развитие государства»

ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В современном мире уровень жизни в государстве, как правило, определяется уровнем социально-экономического развития. В статье дается описание социально-экономического развития, уровня жизни и потребностей государства. Рассматривается влияние потребностей на социально-экономическое развитие государства и делаются выводы о взаимосвязи потребностей и социально-экономическим развитием государства. Отдельное внимание автор уделяет взаимосвязи чистого дохода как показателя социально-экономического развития и потребностей, отмечая цикличную взаимосвязь между ростом дохода и ростом потребностей отдельно взятого человека.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, социальная сфера, уровень жизни, потребности, модель Маслоу, социальная политика.

Sergey Vikulov IMPACT OF NEEDS ON SOCIO-ECONOMIC

DEVELOPMENT OF THE STATE

Annotation. In the modern world the level of living in the state, as a rule, is defined by the level of social and economic development. In article the description of social and economic development, a level of living and needs of the state is given. Influence of requirements on social and economic development of the state is considered and conclusions about interrelation of requirements and social and economic development of the state are drawn. The author pays special attention to interrelation of net income as indicator of social and economic development and requirements, noting cyclic interrelation between growth of the income and growth of needs of separately taken person.

Keywords: socio-economics development, social sector, quality of life, needs, Maslow 's model, social politics.

Социально-экономическое развитие государства выступает основополагающим фактором, определяющим уровень и качество жизни народонаселения, вследствие чего обеспечение социально-экономического развития является одной из основных функций государственной власти. Под социально-экономическим развитием государства принято понимать, прежде всего, качественное улучшение общественных и частных благ, а также увеличение их количества [2]. Стратегия социально-экономического развития представляет собой группу мероприятий, имеющих перед собой цели по выполнению долгосрочных задач социально-экономических развития государства или отдельного региона. Социально-экономическое развитие государства, как правило, характеризуется следующими группами показателей.

1. Доходы. К этой группе относятся все показатели так или иначе связанные с доходами населения. Доходы являются одной из наиболее жизненно важных и заметных для населения группой показателей. Особую роль здесь играет дифференциация доходов (разница между доходами населения), реальная заработная плата (выражается в количестве товаров и услуг, которое человек может купить за свою заработную плату), а также доля заработной платы, которую человек тратит на расходы первой необходимости (еда, квартплата, услуги ЖКХ, лекарства первой необходимости и т.д.).

2. Здравоохранение. Основными показателями данной группы являются доступность и качество медицинских услуг, продолжительность жизни, частота и сложность болезней, уровень смертности, уровень превентивного лечения, оснащенность медицинских учреждений необходимым обо-

УДК 330.341:332.145 С.А. Викулов

©Викулов С.А.,2017

рудованием. Уровень развития системы здравоохранения определяет уровень здоровье населения государства.

3. Образование. Степень развития системы образования. Определяется, прежде всего, качеством и доступностью образования. Образование повышает количество и качество высококвалифицированных работников, что в свою очередь влияет на уровень развития государства по всем сферам, начиная от культуры и заканчивая тяжелой промышленностью.

4. Окружающая среда. Уровень благоприятности окружающей среды необходимой для благополучного проживания человека, высокий уровень загрязнения окружающей среды негативно сказывается на продолжительности жизни и уровне здоровья в целом.

5. Культура. Определяет уровень культурного развития, а также доступности культуры для всех слоев населения в полной мере.

6. Свобода личности. Определяет, насколько свободным ощущает себя человек в государстве.

7. Безопасность. Влияет на уровень защищенности человека как от внутригосударственных угроз (кража, убийство и т.д.), так и внешних (война).

8. Прочие. К прочим показателям можно отнести все другие факторы, оказывающие в той или иной мере влияние на качество жизни человека, но не входящие в предыдущие группы [2].

Наиболее известными и применяемым народными организациями и отдельными странами для международных сравнений интегральным показателем устойчивого развития является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). «Данный индекс состоит из трех составляющих (долголетие, образование и обучение, среднедушевой доход) и рассчитывается ежегодно в долях. Компонент дохода определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательской способности в долларах США. Показатель образования определяется грамотностью (вес - 2/3) и долей учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 лет до 23 лет (вес - 1/3). Показатель долголетия определяется ожидаемой продолжительностью жизни. Итоговый ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая сумма указанных трех компонентов, максимальное значение - 1. Страны со значением индекса более 0,800 считаются развитыми. К недостаткам индекса специалисты относят: необъективный отбор исходных показателей, несовершенную систему весов в индексе образования, отсутствие учета дифференциации населения» [2].

Уровень жизни - это уровень благосостояния населения с финансовой стороны, объем потребления благ и услуг, а также набор условий и показателей, отожествляющих степень удовлетворенности основных жизненно необходимых потребностей людей. Качество жизни имеет значение схожее с уровнем жизни. Оно определяет степень удовлетворенности потребностей человека: как физических и социальных, так и духовных, т.е.уровень жизни отображает более широкую картинку, нежели качество жизни. Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

- объем ВВП на душу населения;

- объем производства товаров первой необходимости;

- уровень инфляции;

уровень безработицы;

величина реальных доходов на душу населения;

- возможности населения инвестировать в себя и в экономику;

- соотношение прожиточного минимума и минимального размера заработной платы;

- число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;

- отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;

- продолжительность жизни человека;

- соотношение рождаемости и смертности населения; объем розничного товарооборота;

- отклонение состояния окружающей среды от нормативов [4].

Организация социально экономического развития на государственном уровне довольно сложный и трудоемкий процесс, подразумевающий под собой разработку программы социально-экономического развития.

Перейдем к рассмотрению потребностей. Потребности выражают собой психологическое состояние, выражающееся в недостатке чего-либо, как в физическом, так и в духовном плане. Потребности можно классифицировать на три группы: физические, личностные (духовные) и социальные. Физические потребности являются наиболее важными и первостепенными потребностями, сюда можно отнести такие потребности, как потребность в еде, сне, защите и т.д., т.е. то, без чего человеческая жизнь может досрочно оборваться. Личностные потребности - это потребности в саморазвитии. Социальные же потребности заключаются в признании человека и его достижений обществом.

П. Саркар в своем научном труде выдвинул теорию прогрессивного использования, которая заключается в том, что социально-экономическое развитие, основанное на пяти предложенных принципах, оказывает позитивное влияния на прогресс. Эти принципы заключается в следующем:

1) отсутствие излишних денежных накоплений у отдельного человека без согласия общества;

2) максимально рациональное распределение ресурсов в обществе;

3) максимально рациональное распределение всех возможностей общества;

4) должен существовать баланс используемых ресурсов;

5) метод использования ресурсов должен быть гибким и меняться в зависимости от условий [6].

Человеческие потребности являются одной из тем, рассматриваемой в психологии. Так, американский психолог А. Маслоу предложил рассматривать потребности в виде пирамиды (см. рис. 1), в основании которой лежат самые важные с его точки зрения потребности [3]. Стоит отметить, что в отдельных случаях приоритеты потребностей могут изменяться. Это зависит от ряда физических, психологических, а также духовных особенностей человека.

Пирамида А. Маслоу состоит из семи уровней (иногда три последних уровня рассматривают как единый уровень - потребность в самовыражении):

1) физиологические потребности. Сюда можно отнести все потребности, связанные с физическим состоянием человека, например, потребности в еде или сне. Долговременное неудовлетворение физиологических потребностей может привести к проблемам со здоровьем;

2) потребности в безопасности. Эта группа потребностей подразумевает под собой стремление человека ощущать себя в безопасности и не испытывать чувство страха;

3) потребность в принадлежности к социуму и потребность в любви;

4) потребность в уважении;

5) потребность в познании. Заключается в желании получения новых знаний;

6) эстетические потребности. Это потребности воспринимать прекрасное: музыку, живопись, природные явления и т.д.;

7) потребность в самоактуализации - проявления внутреннего стремления себя развивать.

Стоит отметить, что последовательность потребностей, указанная А. Маслоу, не всегда правдива. Под воздействием различных факторов приоритеты потребностей могут изменяться, а удов-

летворение потребности не всегда означает переход к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Рис. 1. Пирамида потребностей [3]

Отдельно можно выделить группу экономических потребностей. Под экономическими потребностями стоит понимать потребности, обоснованные производственными отношениями, заключающиеся в приобретении товаров и услуг, имеющих финансовую ценность. Они, как правило, не привязаны к какому-либо отдельному уровню, а охватывают все уровни в целом и зависят от потребностей отдельного человека. Удовлетворение экономических потребностей происходит путем потребления духовных, а также материальных благ. При этом экономические потребности служат стимулом к производству, за счет которого в конечном итоге и происходит их удовлетворение. Существует зависимость между состоянием экономики отдельно взятого региона или государства в целом. К примеру, продолжительный спад экономики, а также кризисы ведут к сокращению потребностей высшего уровня и объемов потребления, а первичные потребности начинают играть еще более важную роль. В нормальной ситуации рост производства стимулирует рост потребностей и объемов потребления, что в свою очередь стимулирует экономический рост.

Как экономическая категория - потребности выступают в виде желания приобрести те или иные товары и услуги, по своей сути являясь движущей силой производства. При этом уровень производства оказывает влияние на реализацию и удовлетворение физических потребностей. Эффективность социально-экономического развития являет собой соотношение результата и затрат, требую-

щихся для достижения этого результата, только в данном случае результатом является достигнутый уровень социальных и экономических потребностей. Рост эффективности определяется уровнем максимизации социально-экономического эффекта и выражается в обеспечении лучших условий жизни.

Развитие потребностей в современном мире можно разделить на 3 этапа: приоритет материально-вещественных потребностей, приоритет социальных потребностей, приоритет потребностей в самовыражении.

Существует несколько экономических законов, учитывающих потребности человека. Так, согласно закону возвышения (возрастания) потребностей социально-экономические процессы проявляются в возвышении потребностей человечества и могут расти как в количественном, так и в качественном отношении. Суть закона заключается в том, что потребности подвержены постоянным структурным изменениям, при этом уровень удовлетворения потребностей всегда ниже возможности их удовлетворения. Следуя данному закону социально-экономическое развитие можно обусловить как процесс возрастания потребностей [1].

Еще один экономический закон - закон Энгеля. Под законом Энгеля принято понимать эмпирическую зависимость между доходом и первичными потребностями. Согласно этой зависимости, увеличение доходов почти не влияет на увеличение затрат на питание, т.е. в большинстве случаев человек сохраняет свои потребности в пище неизменными, а дополнительный доход, как правило, тратится на другие вещи, которые были недоступны в виду нехватки финансов. К ним можно отнести вещи более высокого качества, а также предметы роскоши. Стоит отметить, что закон имеет исключения и носит обобщенный характер [1].

Политика социально-экономического развития государства строится, исходя из уровня развития государства в целом, уровня удовлетворения потребностей населения, уровня жизни и других не менее важных факторов, при этом, чем выше уровень социально-экономического развития, тем большей мере государство способно удовлетворить потребности своих граждан. Первостепенными задачами государства является обеспечение удовлетворения первостепенных потребностей: физиологических потребностей и потребности в безопасности. На первый взгляд взаимосвязь между социально-экономическим развитием и потребностями очевидна - человек стремится удовлетворять свои потребности по мере возможности, а удовлетворение потребностей улучшает уровень жизни - делает человека счастливее. А, как известно, довольный жизнью человек имеет большую производительность и в целом более эффективен. То есть можно сделать предположение о том, что удовлетворение потребностей стимулирует рост экономики. При этом потребности служат предпосылками социально-экономического развития, так как государство заинтересовано в удовлетворении потребностей своих граждан.

Углубимся во взаимосвязи между социально-экономическим развитием и потребностями, взяв для начала уровень реального дохода населения как один из показателей социально-экономического развития и уровня жизни в целом. Особенность дохода заключается в том, что доход позволяет удовлетворить потребности почти всех уровней в той или иной мере в зависимости от своего объема, рыночных цен на товары и услуги, и специфики потребностей отдельно взятого человека. При этом, как показано на рисунке 2, рост потребностей стимулирует потребность в росте дохода, а рост дохода в свою очередь стимулирует расширение спектра потребностей, который человек в состоянии удовлетворить. В связи с чем данный процесс носит цикличный характер и замедляется при достижении определенного порога. С финансовой стороны достижение порога заключается в том, что доход человека ограничен множеством факторов и не может расти бесконечно. Порог с точки зрения потребностей проявляется в том, что большинство потребностей по мере удовлетворения теряют свою актуальность - т.е. перестают быть потребностями как таковыми. Обусловлено это тем, что не все потребности являются возобновляемыми. Например, познавательные потребности, выра-

женные в стремлении к знанию, по достижению этого знания теряют свой смысл, в отличие от потребностей вроде еды и сна.

Рис. 2. Доход и потребности

Рассмотрим другие группы показателей социально-экономического развития, не связанные с финансовой составляющей.

1. Предпосылками развития здравоохранения служат, прежде всего, потребности государства в увеличении количества трудоспособного населения. Обосновывается это тем, что для государства здоровое население гораздо выгоднее, нежели больное: уменьшение смертности ведет к увеличению количества трудоспособного населения, что в свою очередь положительно скажется на экономической ситуации в стране: увеличение роста ВВП, расширение бюджета за счет налоговой базы, увеличение количества денег, находящихся в обороте и т.д. Для отдельно взятого человека развитие здравоохранение отожествляет потребности в медицинском обслуживании, что напрямую связанно с качеством жизни.

2. Образование способствует удовлетворению прежде всего познавательных потребностей и потребностей в самоактуализации. Государство заинтересованно в высоком уровне образования населения, обосновывается это тем, что повышение уровня образованности по стране способствует продвижению науки, что в свою очередь сказывается на мировом имидже государства. Заинтересованность отдельного человека в развитии системы образования заключается, как правило, во влиянии образования на место человека в обществе, его работу, должность и заработную плату, его заинтересованность в получение качественных знаний в интересующей области, доступность и удобство получения образования. Стоит отметить, что при выборе учебного учреждения так же оказывают влияние многие другие показатели [1].

3. Стремление к благоприятной окружающей среде связано, прежде всего, с первичными (неблагоприятная окружающая среда напрямую сказывается на здоровье человека) и эстетическими потребностями.

4. Развитие культуры определяется эстетическими потребностями, а также познавательными потребностями и потребностями в само актуализации.

5. Свобода личности выражает потребности в самоактуализации и безопасности. «Социальная форма жизни и человеческая деятельность определяют социальный характер проблемы безопасности. В той степени, в которой индивид обретает свойства личности и превращается из сугубо при-

родного существа в существо социальное, в той же степени безопасность перестает быть проблемой природной» [5].

6. Безопасность, как показатель социально-экономического развития, напрямую отожествляет потребности в безопасности, в связи с чем является одним из наиболее первостепенных показателей.

В заключение стоит добавить, что потребности граждан служат фундаментом социально-экономического развития, но в конечном итоге политика государства в отношении социально экономического развития не всегда учитывает все их потребности. Здесь так же играют роль многие другие факторы, начиная от экономических возможностей государства и заканчивая личными предпочтениями политиков.

Библиографический список

1. Вику лов, С. А. Влияние государственных инвестиций на первичные и итоговые показатели общего образования / С. А. Викулов // Науковедение. - 2016. - № 8. - С. 1-12.

2. Ионова, Ю. Г. Анализ влияния экономических факторов на социальное развитие / Ю. Г. Ионова // Экономический анализ : теория и практика. - 2012. - № 46. - С. 46-52.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.

4. Статистика уровня жизни населения. Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/uroven-zhizni-naseleniya.html (дата обращения: 22.03.2017).

5. Щиполвцев, А. В. Проблема сущего и должного в морфологии феномена «Социальная безопасность личности» / А. В. Щиполвцев // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 31-33.

6. Sarkar, P. R. PROUT : A New Sunrise in A New World / P. R. Sarkar. - New York : Ananda Marga Publications, 2011. - 272 p. - ISBN 978-1-105-25263-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.