Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОСТСАНКЦИЙ НА РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ'

ВЛИЯНИЕ ПОСТСАНКЦИЙ НА РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Россия / логистика / санкция. / China / Russia / logistics / sanctions.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ван Цзэвэй

Глобальный кризис в сфере регулирования торговли, а также разразившиеся в последние годы торговые войны и эпоха западных санкций против Китая и России привели к более быстрому росту двусторонней торговли между странами. Россия, и Китай сознательно и планомерно диверсифицируют свои партнерские отношения, а их экономики явно дополняют друг друга. Россия может относительно без серьезных потерь компенсировать Китаю потерю западных товаров и получить доступ к относительно надежным поставщикам стратегически необходимых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF POST-SANCTIONS ON RUSSIAN-CHINESE TRANSPORTATION

The global crisis in trade regulation, as well as the trade wars and the era of Western sanctions against China and Russia in recent years, have led to faster growth in bilateral trade between the countries. Both Russia and China are consciously and systematically diversifying their partnerships, and their economies are clearly complementary. Russia can compensate China for the loss of Western goods and gain access to relatively reliable suppliers of strategically needed goods relatively without serious losses.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОСТСАНКЦИЙ НА РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ»

Ван Цзэвэй студент 2 курса магистратуры РУТ МИИТ ИМТК

ВЛИЯНИЕ ПОСТСАНКЦИЙ НА РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ

ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация. Глобальный кризис в сфере регулирования торговли, а также разразившиеся в последние годы торговые войны и эпоха западных санкций против Китая и России привели к более быстрому росту двусторонней торговли между странами. Россия, и Китай сознательно и планомерно диверсифицируют свои партнерские отношения, а их экономики явно дополняют друг друга. Россия может относительно без серьезных потерь компенсировать Китаю потерю западных товаров и получить доступ к относительно надежным поставщикам стратегически необходимых товаров.

Ключевые слова: Китай, Россия, логистика, санкция.

Wang Zewei 2nd year master's student Institute of International Transport Communications

IMPACT OF POST-SANCTIONS ON RUSSIAN-CHINESE

TRANSPORTATION

Abstract. The global crisis in trade regulation, as well as the trade wars and the era of Western sanctions against China and Russia in recent years, have led to faster growth in bilateral trade between the countries. Both Russia and China are consciously and systematically diversifying their partnerships, and their economies are clearly complementary. Russia can compensate China for the loss of Western goods and gain access to relatively reliable suppliers of strategically needed goods relatively without serious losses.

Keywords: China, Russia, logistics, sanctions.

Российско-китайские торгово-экономические отношения развиваются быстрыми темпами. В среднесрочной перспективе объем торговли между Россией и Китаем будет только расти. Так, за девять месяцев 2023 года этот показатель уже превысил 176 миллиардов долларов. В сочетании с текущими темпами можно прогнозировать, что к концу года товарооборот между двумя странами может составить не менее 220-230 миллиардов долларов.

В долгосрочной перспективе российско-китайская торговля продолжит расти благодаря спросу Китая на российские энергоносители и

необходимости российского импорта китайских потребительских товаров в результате перебоев с поставками в страны ЕС.

Фактически, Китай может заменить значительную часть импорта машин из Европы. В ближайшие годы может значительно увеличиться импорт автотранспорта, высокотехнологичной продукции, медицинского оборудования и химической продукции. Кроме того, вероятно, значительно увеличится импорт товаров легкой промышленности (одежда, обувь, ткани) из Китая, которые ранее занимали значительную долю российского рынка.

В связи с резким ростом импорта из Китая возникает проблема скопления пустых контейнеров в центре России, и перевозчики вынуждены предлагать отрицательные ставки на их аренду, чтобы отправить контейнеры обратно на восток. Это происходит почти каждый год во время накопления контейнеров в России, поэтому можно ожидать, что в краткосрочной перспективе эта ситуация сохранится.

ЕС долгое время был главным внешнеторговым приоритетом России и крупнейшим поставщиком товаров на российский рынок. 2022 год - во многом поворотный момент, который приведет к кардинальным изменениям во внешнеторговых показателях России. Китай занял позицию поставщика номер один для России, и впервые в новейшей истории его поставки превысили суммарный экспорт 27 европейских стран в Россию. Бурное развитие российско-китайских торгово-экономических отношений означало новый этап во внешней политике России. Перенаправление товаров на Восток открывает новые возможности и ставит новые задачи, особенно в области логистики и транспортной инфраструктуры.

По словам президента РФ Владимира Путина, в обозримом будущем товарооборот достигнет 200 миллиардов долларов. В настоящее время российско-китайские отношения можно охарактеризовать как стратегическое взаимодействие и долгосрочное партнерство. В октябре на международном форуме "Один пояс, один путь" лидеры двух стран объявили об интеграции инициативы "Один пояс, один путь" и транспортных проектов Евразийского экономического союза. Координация и согласование усилий по развитию новых маршрутов будет способствовать дальнейшему росту межгосударственной торговли. В данном обзоре анализируются показатели, перспективы и проблемы текущего потока товаров из Китая в Россию.

Основные тенденции в российско-китайской двусторонней торговле за последние пять лет связаны со снижением объемов торговли в период пандемии в 2020 году, плановым восстановлением в 2021 году и стремительным ростом в 2022 году. в 2021 году объем российско-китайской торговли составил 145 млрд долларов США, что на 35,8 процента больше, чем в 2020 году. Объем торговли между Россией и Китаем достиг рекордных $240,11 млрд, увеличившись на 26,3%. Экспорт из Китая в РФ вырос на 46,9% почти до $110,97 млрд. Импорт российской продукции в КНР также

увеличился - на 12,7% до $129,14 млрд. Положительное сальдо России за 2023 64, что напрямую свидетельствует об укреплении экономических и торговых отношений между Китаем и Россией, а также о том, что масштабы двусторонней торговли расширяются год от года. Во-вторых, диверсифицируется и вид транспорта для китайско-российской торговли. Традиционный наземный транспорт всегда был основным видом транспорта в китайско-российской торговле, но с продвижением инициативы "Пояс и путь" и экономическим развитием Дальнего Востока России морские и железнодорожные перевозки постепенно становятся важными видами транспорта.

В 2023 году, по данным Главного таможенного управления Китая за девять месяцев, тенденция роста сохраняется - товарооборот между Россией и Китаем увеличился на 29,5 %, или на 40 млрд долларов, до 176,4 млрд долларов. Позиции России как торгового партнера Китая также укрепились, хотя ее доля в китайской торговле остается небольшой - около 4 процентов65.

За первые девять месяцев 2023 года китайский экспорт в Россию вырос на 56,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 81,4 миллиарда долларов, согласно данным Таможенной службы Китая. Однако российский товарный экспорт в Китай вырос не так сильно -на 12,7 процента до 94,9 миллиарда долларов. При такой динамике поставленная лидерами Китая и России цель достичь к 2024 году объема торговли в $200 млрд, скорее всего, будет достигнута раньше намеченного срока. При этом структура китайских поставок в Россию остается высокодиверсифицированной и с высокой добавленной стоимостью - около 60 процентов от общего объема приходится на различные виды оборудования, автомобили и их части, а также бытовую технику и электронику. В 2023 году наблюдался значительный рост по всем этим категориям: экспорт оборудования вырос на 61 процент, автомобилей - в 4,5 раза, техники и электроники - на 31 процент. Кроме того, среди основных импортных товаров Китая значительно выросли поставки каучука - на 64 процента, оптических изделий - на 62 процента, а скобяных изделий - на 52 процента66.

Сдвиг на Восток" привел к росту железнодорожных грузоперевозок с Китаем. По данным ОАО "РЖД", в 2022 году между Россией и Китаем было перевезено более 120 млн тонн грузов, а за девять месяцев 2023 года - более 128 млн тонн, что на 52 % больше, чем за аналогичный период 2022 года. В условиях укрепления экономических отношений между Россией и Китаем развитие трансграничных маршрутов стало актуальной задачей,

64 Официальный сайт таможенной службы Китая

65 Официальный сайт таможенной службы Китая

66 Официальный сайт таможенной службы Китая

разрабатывается транспортный проект по созданию новых железнодорожных пунктов пропуска на российско-китайской границе.

Перенаправление товаров на восток открывает новые возможности и создает новые проблемы, особенно с точки зрения логистики и транспортной инфраструктуры. (На рис.1показано сравнение объемов торговли между Китаем и Россией за 4 года)

■ сравнение объемов торговли между Китаем и Россией за 4 года

■ Сравнение китайского импорта в Россию за 4 года

■ Сравнение китайского экспорта в Россию за 4 года

2020 г 2021 г 2022 г 2023г

Рис. 1. Сравнение объемов торговли между Китаем и Россией за 4

года67

Использованные источники:

1. Smith, J. R. (2010). Economic sanctions and political repression: Assessing the impact of coercive diplomacy on human rights. International Studies Quarterly, 54(4), 1075-1101.

2. Brown, T. E., & Smith, M. (2018). Non-economic sanctions and the protection of civilians in armed conflict. Journal of Peace Research, 55(6), 786-800.

3. [6] Lee, J. (2014). Effective economic sanctions and oil price volatility: A case of Iran and Russia. Energy Policy, 67, 573-583.

67 Источник:СЫпа General Administration of Customs Web

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.