Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1171
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИОФОБИЯ / ЦИФРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / МОЛОДЕЖЬ / БУДУЩЕЕ МОЛОДЕЖИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Симонова Софья Сергеевна

Статья посвящена воздействию ускоренного развития цифровых технологий и виртуальной реальности на социум, что особенно явно проявилось с наступлением пандемии коронавирусной инфекции. Проанализировано возросшее влияние цифровой среды на социальное поведение человека и возможные меры по адаптации населения к вызовам цифрового мира. Необходимость изучения данной тематики обусловлена проблемой цифровой зависимости, остро стоящей перед молодежью XXI в. Сегодня становится все более важным не только знать обо всех возможностях, предоставляемых новыми технологиями, но и понимать принципы функционирования информационного общества, чтобы полноценно воспользоваться последними достижениями цифрового мира и минимизировать негативные последствия. В работе акцент сделан на пагубном воздействии процесса популяризации цифрового пространства на современную молодежь. Рассмотрены и позитивные аспекты глобального распространения и использования цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Симонова Софья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE DIGITAL SPACE POPULARIZATION ON CONTEMPORARIES

The article is devoted to the impact of the accelerated development of digital technologies and virtual reality on society, which was especially clearly manifested with the onset of the coronavirus pandemic. There were analyzed the increased influence of the digital environment on human social behavior and possible measures to adapt the population to the challenges of the digital space. The need of studying this topic is due to the problem of digital addiction, which is acutely facing the youth of the XXI century. Nowadays, as the importance of knowledge about all the opportunities provided by new technologies grows, there is a need of understanding the information society principles in order to fully take advantage of the latest achievements in the digital space and minimize the negative consequences. The work focuses on the detrimental impact of the process of popularizing the digital space on contemporaries. Also, the author has considered positive aspects of the global distribution and use of the digital environment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

оригинальная статья

УДК 332:316.4:004(045) © Симонова С. С., 2021

Влияние популяризации цифрового пространства на современного человека

Софья Сергеевна Симонова, студентка направления «Экономика»,

Финансовый университет, Ярославский филиал, Ярославль, Россия

Sofya S. Simonova, student of the Economics, Financial University, Yaroslavl Branch,

Yaroslavl, Russia

simonova-sofya@mail.ru

аннотация

Статья посвящена воздействию ускоренного развития цифровых технологий и виртуальной реальности на социум, что особенно явно проявилось с наступлением пандемии коронавирусной инфекции. Проанализировано возросшее влияние цифровой среды на социальное поведение человека и возможные меры по адаптации населения к вызовам цифрового мира. Необходимость изучения данной тематики обусловлена проблемой цифровой зависимости, остро стоящей перед молодежью XXI в. Сегодня становится все более важным не только знать обо всех возможностях, предоставляемых новыми технологиями, но и понимать принципы функционирования информационного общества, чтобы полноценно воспользоваться последними достижениями цифрового мира и минимизировать негативные последствия. В работе акцент сделан на пагубном воздействии процесса популяризации цифрового пространства на современную молодежь. Рассмотрены и позитивные аспекты глобального распространения и использования цифровой среды.

Ключевые слова: цифровизация; адаптация; интернет; социофобия; цифровая зависимость; цифровой разрыв; молодежь; будущее молодежи; перспективы развития цифровой платформы

Для цитирования: симонова с. с. Влияние популяризации цифрового пространства на современного человека. Научные записки молодых исследователей. 2021;9(5):64-70.

original paper

The Impact of the Digital space Popularization on Contemporaries

abstract

The article is devoted to the impact of the accelerated development of digital technologies and virtual reality on society, which was especially clearly manifested with the onset of the coronavirus pandemic. There were analyzed the increased influence of the digital environment on human social behavior and possible measures to adapt the population to the challenges of the digital space. The need of studying

Научный руководитель: Мильто А.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарный науки» Финансовый университет, Ярославский филиал, Ярославль, Россия / Scientific supervisor: Milto A. V., Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor, Department of Management and General Humanities, Financial University, Yaroslavl Branch, Yaroslavl, Russia.

this topic is due to the problem of digital addiction, which is acutely facing the youth of the XXI century. Nowadays, as the importance of knowledge about all the opportunities provided by new technologies grows, there is a need of understanding the information society principles in order to fully take advantage of the latest achievements in the digital space and minimize the negative consequences. The work focuses on the detrimental impact of the process of popularizing the digital space on contemporaries. Also, the author has considered positive aspects of the global distribution and use of the digital environment. Keywords: digitalization; adaptation; Internet; social phobia; digital addiction; digital divide; youth; the future of youth; prospects for the development of the digital platform

For citation: simonova s. s. The impact of the digital space popularization on contemporaries. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2021;9(5):64-70.

Введение

Начало XXI в. отличается ускоренным развитием всех областей жизнедеятельности человека, вступлением современной цивилизации в информационную эпоху. Развитие цифровых технологий привело к кардинальной трансформации образа жизни людей и способов коммуникации в обществе. Понятие информационной среды возникло на этапе постиндустриального развития, когда производство, переработка и передача информации стали важнейшим фактором эволюции общества [1, с. 2]. В Декларации Комитета министров о правах человека и верховенстве права в Информационном обществе 2006 г. подчеркнуто серьезное влияние информационных и коммуникационных технологий и их способность вызывать изменения в социальной, технологической и правовой средах1.

современное состояние цифровой среды

Адаптация общества к новой цифровой эпохе происходит неравномерно. Модификации цифровых реалий не всегда совпадают с возможностями людей в полной мере использовать преимущества новейших технологий. В Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года отмечено, что «остаются вопросы социальной адаптации населения к вызовам цифровой экономики, относящимся к непрерывному повышению уровня квалифика-

1 Декларация Комитета министров о правах человека и верховенстве права в Информационном Обществе. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. 9 с. URL: http:// www.ifapcom.ru/files/Deklaratsiya_Komiteta_ministrov_o_ pravah_chelovekaj_verhovenstve_prava_v_informatsionnom_ obschestve.pdf (дата обращения: 01.08.2021).

ции и развитию новых навыков в интерактивном пространстве цифровой экосистемы»2.

Актуальность изучения данной темы особенно возросла с наступлением пандемии COVID-19 и усилением влияния цифровизации на общество и экономику. Перевод в дистанционный формат социально-трудовых отношений, экономических процессов, культурно-образовательной деятельности ощутили на себе сотни тысяч российских граждан. Анализ воздействия процессов цифровизации на социальную сферу и цифровой среды на человека позволяет определить психологические особенности личности в условиях информационного общества и выработать меры по адаптации человека к новым реалиям.

С наступлением третьего десятилетия XXI в. цифровая эпоха все больше проникает в жизнь каждого человека. Пройденная самоизоляция 2020 г. способствовала переносу деятельности практически каждого студента и школьника в дистанционный режим, многие работники были также переведены в формат удаленной работы. К 2010 г. каждый третий человек на Земле активно пользовался сетью Интернет. Согласно глобальному отчету Digital 2020 на начало 2020 г. число пользователей уже преодолело предел в 4,54 млрд что составило уже 59,1% от жителей всей планеты3.

Среднестатистический пользователь проводит в сети Интернет около 6 часов 43 минут каждый день. Количество времени, которое люди

2 Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/ strategy.pdf (дата обращения: 05.08.2021).

3 Как изменился интернет за 10 лет. URL: https://club.dns-shop.ru/blog/t-326-internet/41368-kak-izmenilsya-internet-za-10-let/ (дата обращения: 07.08.2021).

тратят на пребывание в сети Интернет, сильно отличается в разных странах. Россияне проводят в интернете примерно 7 часов 17 минут ежедневно, что говорит о высокой степени зависимости российских граждан от цифровой среды4.

Умение пользоваться цифровыми технологиями дает невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Вся информация преобразована в двоичный код 0-1, что и дало миру название «цифровой»5. Под воздействием ускоренного развития цифровых технологий и виртуальной реальности социум подвергся ген-но-культурной эволюции. Адаптация к условиям информационной среды привела к трансформации поведения людей, структуры коммуникации, образа мысли, повлияла на восприятие культурных и мировоззренческих ценностей.

Можно выявить как достоинства, так и недостатки развитой системы цифровых технологий для человека. Использование мобильных устройств позволяет без труда находить самую разнообразную информацию. Однако слишком глубокое погружение в цифровую среду, неспособность отрешиться от виртуальной реальности, неблагоприятно сказываются на мыслительном процессе и поведении пользователя цифровых технологий. Повсеместное использование цифровых технологий способствовало появлению проблемы цифровой зависимости. Резкое изменение социокультурной парадигмы в связи с глобализацией цифровизации и сменой реальности на виртуальный мир обострило проблемы социально-психологического здоровья населения. Эмоциональное напряжение сопровождает многие социальные коммуникации, в которые человек вступает каждый день. Современные эпидемиологические исследования демонстрируют высокие цифры распространенности тревожных расстройств и депрессии6.

4 Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в России. URL: https://www.web-canape.ru/business/ internet-2020-gLobaLnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения: 09.08.2021).

5 Дети в век цифровых технологий. URL: https://aLpha-parenting.ru/2018/10/08/deti-v-vek-tsifrovyih-tehnoLogiy/ (дата обращения: 10.08.2021).

6 Тревожные и депрессивные расстройства: коморбид-

ность и терапия. URL: https://auno.kz/bioLogicheskie-metody-terapii-psixicheskix-rasstrojstv/terapiya-trevozhnyx-rasstrojstv/2083-trevozhnye-i-depressivnye-rasstrojstva-komorbidnost-i-terapiya.htmL (дата обращения: 13.08.2021).

Воздействию информационной среды в наибольшей степени подвержена молодежь. Цифровое общество определяет поведение и привычки молодых людей. Способ передачи воспринимаемой информации характеризуется упрощением характера коммуникаций при увеличении количества контактов, что не способствует глубокому пониманию, ведет к отсутствию критического мышления. Память не имеет возможности развиваться, возникает проблема с запоминанием больших текстов.

Виртуальный мир осознается как реальный и наоборот - окружающая действительность воспринимается как продолжение цифровой картинки. Цифровая реальность развивает так называемое клиповое мышление, заключающееся в осмыслении мира лишь с помощью коротких видеороликов, сообщений и пр., не охватывая картину мира целиком. Информацию, которую раньше передавали посредством описательных умозаключений, сейчас переводят в изображения для простоты восприятия.

На смену личному общению, прогулкам с друзьями пришла кардинальная увлеченность цифровыми устройствами. Сегодня актуальной стала фраза: «во дворе общались дети - каждый со своим смартфоном» [2]. По мнению молодежи XXI в., смартфон является другом, союзником, той обязательной вещью, без которой современный человек просто не представляет своей жизни. Вместо реальных встреч в моду стали входить виртуальные вечеринки, когда люди собираются в видеочатах, живое общение вытеснили переписки в мессенджерах и социальных сетях, а личные встречи уже многими воспринимаются как подвиг7.

«Гаджеты оказали вредное влияние на целое поколение» - к таким выводам пришла в своих научных работах и популярных книгах Джин Твен-ге - профессор Университета штата Калифорния в Сан-Диего. Нынешние дети и подростки, родившиеся между 1995 и 2012 годами.- поколение iGen, т.е. поколение айфонов-айпадов. Суть теории профессора Д. Твенге заключается в том, что «су-перподключенные дети растут менее склонными

7 «Цифровая зависимость»: как она разрушает личность и можно ли этому противостоять? URL: https://vc.ru/ fLood/127023-cifrovaya-zavisimost-kak-ona-razrushaet-Lichnost-i-mozhno-Li-etomu-protivostoyat (дата обращения: 15.08.2021).

к бунту, более толерантными и послушными, но менее счастливыми и совершенно неготовыми к взрослой жизни» [2]. В России социальная сеть «ВКонтакте» в 2017 г. назвала пользователей в возрасте 14-25 лет поколением «ВКонтакте»: в крупных российских городах данной сетью пользуется порядка 93% молодежи. Меняется структура социализации, большую часть времени молодое поколение проводит не с родителями или друзьями, а с гаджетами. Сегодня сложно представить себе человека без телефона в руках и наушников в ушах [3].

Существует несколько особенностей виртуальной зависимости. Она может проявляться в увеличении времени пребывания в виртуальной «зоне комфорта»; кардинальной модификации формы поведения, при которой происходит подмена реальности виртуальным миром; заметном ухудшении эмоционального состояния вне сети. Ситуация, при которой человек оказывается без телефона, повергает его в шок и может довести до психологической растерянности.

Безусловно, цифровая зависимость ведет к деградации личности: происходит снижение умственных способностей, реальные цели в жизни сменяются виртуальными, ухудшается психическое и физическое здоровье. Злоупотребление цифровыми технологиями ведет к модификации формы поведения и ухудшению эмоционального состояния. Прогрессирующая интеллектуальная деградация получила медицинское название «цифровая деменция» и является серьезным поводом для беспокойства. Одним из негативных последствий цифровой трансформации можно считать повышение уровня киберугроз [4].

Однако совершенно очевиден тот факт, что в дальнейшем взаимодействие человека и информационной среды будет углубляться, что требует выработки определенных подходов для ускоренной адаптации к новым реалиям и преумножению положительного эффекта от использования цифровых технологий. Информационные ресурсы с каждым днем развиваются все более динамично. Не зря Владимир Путин говорил, что «нейросети и искусственный интеллект изменят мир»8.

8 Как умирают профессии: эксперт рассказал, почему цифровая экономика изменит Россию. URL: https:// riafan.ru/958018-kak-umirayut-professii-ekspert-rasskazal-pochemu-cifrovaya-ekonomika-izmenit-rossiyu (дата обращения: 15.08.2021).

Цифровая среда и активное ее функционирование - это будущее мира. Представители цифрового поколения могут обеспечить трансформацию общества и переход к цифровой экономике, которая в России воспринимается как безусловное благо. Положительным эффектом от цифровой трансформации может быть повышение уровня сервиса, снижение затрат времени, предоставление возможностей для создания и реализации конкурентоспособной продукции, что в итоге должно способствовать улучшению качества жизни человека. Все это, несомненно, должно сопровождаться выработкой норм взаимодействия с информационной средой для уменьшения негативных последствий, вызванных цифровой зависимостью.

Цифровая зависимость

Информационные технологии в XXI в. пронизывают повседневные задачи и взаимодействия людей. Зависимость от использования технологий в современном мире привела к серьезным размышлениям о последствиях популяризации цифровой среды и ее влияния на личностное развитие человека.

Однако можно рассмотреть и существенные достоинства цифровой среды. Информационное общество открыло массу перспектив для широких слоев населения. Значительная часть граждан получила доступ к источникам информации и технологиям, которые могут дать им возможность участвовать в разнообразных видах деятельности в интернете, будь то экономические, социальные, политические или образовательные мероприятия. Если говорить о достоинствах популяризации цифровой среды для образования, то, к примеру, онлайн-экзаменационные платформы ограничили легкомысленное использование бумаги, напрямую ограничив вырубку деревьев [5]. Однако наряду с многочисленными достоинствами цифровая среда несет в себе множество угроз. Общение посредством онлайн-платформы с незнакомыми или малознакомыми людьми зачастую позволяет пользователю чувствовать себя менее ответственным за свои высказывания. Отсутствие необходимости сталкиваться в реальной жизни развязывает руки тем, кто может оскорбить, унизить, запугать другого человека, создать угрозу его благополучию, пользуясь тем, что действия в интернете практически не имеют последст-

вий. Из-за анонимности, которую предлагает интернет, киберзапугивание оказывается более привлекательным, чем когда-либо. Если говорить о вреде компьютерных игр для детей и подростков, то в этом случае возникает существенное нанесение ущерба здоровью и психике ребенка (подростка) [6].

С другой стороны, сеть улавливает все. Один неверный пост, один неправильный твит могут испортить репутацию пользователя интернета. Излишне говорить, что цифровое общество будет только расширяться, и нужно научиться адаптироваться и использовать его в интересах общества и человека.

Однако для тех, у кого нет возможности пользоваться цифровыми технологиями, недоступны блага информационного общества. Отсутствие у части граждан доступа к цифровым сервисам в силу их дефицита или недостатка навыков в их применении усугубляет проблему цифрового неравенства. Ее решение требует принятия дополнительных мер как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях [7, с. 169].

Цифровая эпоха наложила отпечаток на поведение человека и поставила вопрос об определении его роли и места в социогуманитарной, политической и естественно-природной плоскостях. Ежедневно возникают новые методы использования интернета в решении различных задач. Стратегии инновационного развития должны опираться на новейшие технологии, информацию, знание и социально ориентированную экономику, где развитие человека, его благополучие становится целью [8, с. 150].

Обретение необходимых навыков способствует преодолению социальной разобщенности на разных уровнях. Проблема адаптации отдельного человека к условиям быстроменяющегося мира, принятию вызовов и угроз неопределенности и риска становится все более актуальной с развитием цифрового общества и взывает к вниманию специалистов самых разных сфер.

социальная фобия и способы борьбы с ней

В результате популяризации цифровой среды личность может постигнуть социальная фобия, которая может препятствовать раскрытию личностного потенциала и эффективному функционированию человека в обществе. Часто социаль-

ную фобию называют «болезнью упущенных возможностей», ибо человек, имея желание завести новое знакомство либо же задать интересующие его вопросы, отступает, проигрывая своей фобии. Лишение контактов с другими людьми увеличивает количество времени, проведенного наедине с собой, позволяет о многом задуматься и поменять взгляды на мир, что, в свою очередь, может привести к социофобии, являющейся отрицательной реакцией на временное отсутствие общения и перенос в цифровой мир.

Социальные обстоятельства, в рамках которых человек может испытывать фобию, проявляющуюся посредством робости, неуверенности в себе, застенчивости, могут быть различными. Страх фобии может быть конкретизирован и проявляться при приеме пищи в присутствии других людей, при публичных выступлениях или же при общении с противоположным полом. Как правило, социальная фобия сопровождается наличием заниженной самооценки и боязнью критики окружающих.

Распространенность социальной фобии среди населения варьирует от 3 до 13%. Однако в поле зрения психиатров больные, страдающие социо-фобией, попадают сравнительно редко. Только 5% пациентов с неосложненными социальными фобиями пользуются специализированной помощью9. Если говорить о гендерной принадлежности социофобии, то болезни одинаково подвергаются как мужчины, так и женщины, независимо от возраста, социального статуса, а также рода их деятельности.

Социофобия ведет к значительным нарушениям в формировании и развитии навыков коммуникации, негативно сказываясь на успеваемости и психоэмоциональном состоянии человека, затрудняет сепарацию от родителей, создает предпосылки для будущей социальной изоляции. Социальная фобия также может привести к торможению развития личности. Люди теряют должности или годами «топчутся» на удовлетворительной работе, проводят в одиночестве старость, не реализуют свои потребности из-за отсутствия сил побороть свой страх общения, сказав «нет» социальной фобии. Среди социальных последствий фобии часто встречаются алкоголизм, депрессия, некоторые виды расстройств личности, суицидальное поведение

9 Социальная фобия. URL: http://www.psychiatry.ru/stat/127 (дата обращения: 25.08.2021).

и др. С увеличением числа людей, страдающих социофобией, заметно сокращается количество семей, что, в свою очередь, повышает статистику разводов, ведь социофобы минимизируют количество контактов, реже заводят семьи, не реализуя свои потребности в отношениях. Таким образом, социофобия мешает социальному и культурному развитию общества, а также деструктивно влияет на социальную среду.

Безусловно, важно своевременно распознать в себе эту фобию и начать работу над ее устранением. Решив проблему, будет намного легче жить и страдающему социофобией, и обычным людям, ведь последние не будут находиться в смятении, встретив социофоба, а общение будет проходить в традиционной форме. Социофобия требует лечения, поскольку сильно портит жизнь больных, ограничивая их в социальных связях и заставляя отказываться от своих возможностей и желаний, повышает риск появления проблем с алкоголем и наркотиками, развитием депрессией, а также повышает суицидальный риск в 10 раз.

Можно выдвинуть несколько способов борьбы с социофобией:

1) стоит проанализировать уровень своей самооценки. Для установления ее на стабильном уровне необходимо провести анализ своих качеств, достоинств, недостатков, способностей и талантов;

2) не стоит замыкаться в себе. Поначалу может показаться, что люди и общество таят в себе опасность, однако, разобравшись во всем, лишние стереотипы будут разрушены;

3) не следует вспоминать о своих прошлых неудачах, насмешках, издевательствах. Это лишь усугубит ситуацию, социум изменится, а картинки из детства глубоко останутся в памяти. Нужно ценить настоящее, оглядываясь назад, человек теряет ценное время;

4) при необходимости можно заранее проговорить речь в голове перед важным разговором, простроив мысленно план общения или же преждевременно отрепетировать свою речь перед публичным выступлением.

Социальная фобия является болезнью, с которой следует бороться людям, непривыкшим к социуму, сразу, как только появились признаки социального страха. Если социофоб не в силах самостоятельно справиться со своей болезнью, стоит обратиться к специалисту.

Преодолев страх общения, откроется возможность осознания удивительного мира свободного взаимодействия с другими людьми, а также станет гораздо легче завести новых друзей, построить отношения и начать общаться внутри большой компании. Человек, умеющий эффективно выстраивать коммуникацию, чаще всего имеет гораздо больше шансов на успех в любой сфере деятельности.

Выводы

В заключение хочется отметить, что XXI в. является веком популяризации цифровых технологий. Важно рационально пользоваться сетью Интернет во избежание возникновения цифровой зависимости или же социофобии, поскольку впоследствии уровень развития личности может ухудшиться. При конструктивном использовании интернет-ресурсы могут положительно повлиять на человеческий разум. Посредством интернета можно «путешествовать» по разным странам, городам и пр., а также узнавать традиции родного края или любимого города. Однако в связи с распространением и расширением цифровой среды актуальность проблемы социофобии возросла. Породить процесс деградации личности может и социальная фобия - боязнь общения с людьми. Человек - существо социальное, поэтому без общения с другими людьми возможна деградация. Социофобия создает препятствия социальному и культурному развитию общества, а также деструктивно влияет на социальную среду и может препятствовать раскрытию личностного потенциала, затруднять процесс эффективного функционирования человека в обществе и отрицательно влияет на жизненное благополучие.

Также стоит отметить, что необходимо проводить активную работу по повышению уровня осведомленности населения разных возрастов о преимуществах цифровых услуг. Возможна значительная финансовая поддержка государством тех специальностей, которые являются достаточно необходимыми для жизни общества и в которых испытывается серьезная потребность. Решение данной проблемы может способствовать повышению качества жизни жителей страны, предоставит возможность государству получить соответствующие экономические и социальные дивиденды и сосредоточиться на положительном воздействии цифровизации на разные сферы жизнедеятельности.

Описок источников

1. Панов В. И., Патраков Э. В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга; 2020. 199 с.

2. Кугай А. Угрозы и надежды «цифрового поколения» в эпоху информационно-цифровой цивилизации. URL: https://ruskLine.ru/anaLitika/2019/05/24/ugrozy_i_nadezhdy_cifrovogo_pokoLeniya_v_epohu_ informacionnocifrovoj_civiLizacii (дата обращения: 01.08.2021).

3. Нерюев В. Цифровизация XXI века: что скрывается за тотальной интернетизацией общества. URL: https://vc.ru/future/76411-cifrovizaciya-21-veka-chto-skryvaetsya-za-totaLnoy-internetizaciey-obshchestva (дата обращения: 20.07.2021).

4. Журавлева А. Опасности цифровизации или цифровизация в опасности. URL: https://spb.pLus.rbc.ru/ news/5cb448c57a8aa90a3814c68e (дата обращения: 10.08.2021).

5. AinsLee J. Digitization Of Education In The 21st Century. URL: https://eLearningindustry.com/digitization-of-education-21st-century (дата обращения: 01.08.2021).

6. Уськов Д. Цифровизация и виртуальность. Откуда они взялись и что нам делать? URL: https://regnum.ru/ news/society/3013868.htmL (дата обращения: 29.05.2021).

7. Разумов Д. С., Мильто А. В. Особенности колониального управления: геополитический аспект. Сборник научных статей научно-педагогических и практических работников. Неклюдов В.А., Карташева О. В., ред. Ярославль: Канцлер; 2016:167-171.

8. Малинина Т. Б. Человек в цифровую эпоху. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018;(4):146-156.

References

1. Panov V. I., Patrakov E. V. DigitaLization of the information environment: risks, perceptions, interactions. Mоscow: FGBNU «PsychoLogicaL Institute of the Russian Academy of Education»; Kursk: University book; 2020. 199 p. (In Russ.).

2. Kugay A. Threats and hopes of the "digitaL generation" in the era of information-digitaL civiLization. URL: https://ruskLine.ru/anaLitika/2019/05/24/ugrozy_i_nadezhdy_cifrovogo_pokoLeniya_v_epohu_ informacionnocifrovoj_civiLizacii (accessed on: 01.08.2021). (In Russ.).

3. Neryuev V. DigitaLization of the 21st century: What is hidden behind the totaL internetization of society. URL: https://vc.ru/future/76411-cifrovizaciya-21-veka-chto-skryvaetsya-za-totaLnoy-internetizaciey-obshchestva (accessed on: 20.07.2021). (In Russ.).

4. ZhuravLeva A. Dangers of digitaLization or vice versa. URL: https://spb.pLus.rbc.ru/news/5cb448c57a8aa90a 3814c68e (accessed on: 08.10.2021). (In Russ.).

5. AinsLee J. Digitization of education in the 21st century. URL: https://eLearningindustry.com/digitization-of-education-21st-century (accessed on: 01.08.2021).

6. Uskov D. DigitaLization and virtuaLity. Where did they come from and what shouLd we do? URL: https://regnum.ru/news/society/3013868.htmL (accessed on: 05.29.2021). (In Russ.).

7. Razumov D. S., MiLto A.V. Features of CoLoniaL Governance: GeopoLiticaL Aspect. CoLLection of scientific articLes of scientific, pedagogicaL and practicaL workers. NekLyudov V. A., Kartasheva O. V., ed. YarosLavL: ChanceLLor; 2016:167-171. (In Russ.).

8. MaLinina T. B. Man in the digitaL age. Problems of activities of a scientist and research teams. 2018;(4):146-156. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.