ЭЛИТОЛОГИЯ
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ НА ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Васильева Ольга Владимировна, кандидат политических наук, заместитель директора
Институт развития образования
Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Ульяновых, 4
E-mail: vasiljeva.ole2014@yandex.ru
В данной статье рассматривается состояние российской элиты в непростых условиях современного этапа модернизации, когда общее состояние реформ нашей страны напрямую будет зависеть от того, насколько успешно будут решаться разного рода проблемы на местном уровне. Элиты играют доминирующую роль в формировании региональных политических процессов. В процессе принятия политических решений интересы элит, их ценностные и целевые установки являются наиболее значимыми. Именно элитные группы регионов определяют направленность политического процесса, динамику развития всех сфер его развития, формирующих политическое пространство страны. Этот процесс характеризуется возрастанием роли деятельности политических элит региона, концентрацией в их руках ключевых властных и управленческих ресурсов.
Ключевые слова: экономический кризис, региональные элиты, элитократия, социальный протест, элитологический анализ, выборы
THE INFLUENCE OF THE REGIONAL POLITICAL ELITE ON THE FURTHER DEVELOPMENT OF RUSSIA
Vasilyeva Olga V, Ph.D. (History), Deputy Director
Education Development Institute
4 Ulyanovykh Str., Astrakhan, 414000, Russian Federation
E-mail: vasiljeva.ole2014@yandex.ru
Russian elite state in the difficult conditions of the present modernization stage is examined in this article, when the general condition of our country's reform will directly depend on successful solving of various problems at the local level. Elites play a dominant role in the regional political processes forming. In the political decision making process the interests of elites, their value and object orientations are the most significant. Namely the elite region groups determine the political process direction, the development dynamics in all its development spheres forming the country's political space. This process is characterized by the increasing role of political elites in the region, the concentration in their hands of the main power and management resources.
Keywords: economic crisis, regional elites, elitocracy, social protest, elitology analysis, elections
Продолжающийся третий год экономический кризис, экономическое эмбарго, нестабильное геополитическое положение, падение стоимости нефти, западные санкции, ответные меры российских властей, напрямую бьющие по карманам избирателей, втягивание России в военные конфликты, а также множество других факторов привели нашу страну в состояние тяжелейшей рецессии. На фоне всех приведённых выше фактов, особенно в преддверии избирательного цикла, наше исследование можно считать своевременным и актуальным.
В непростых условиях современного этапа модернизации общее состояние реформ нашей страны напрямую будет зависеть от того, насколько успешно будут решаться разного рода проблемы на местном уровне.
Согласно Конституции, Россия является национально-территориальной симметричной федерацией, и её федеративное устройство свидетельствует не только о реги-
ональном многообразии нашей страны, но и об уникальности ее территориальных, политико-экономических и социокультурных особенностей.
В последнее время элиты региональной власти стали мощным фактором влияния на выработку государственных решений и всю политику в целом. Буквально в течение нескольких лет региональные элиты были вовлечены как в государственные, так и экономические интересы России. Поэтому целью федеральной власти явилось снижение политического и экономического влияния региональных элит на центр. И хотя успехи в этой области достигнуты, региональные элиты продолжают сохранять власть и контролировать все виды процессов на уровне регионов, вынуждая Москву считаться с их мнением. Особенности российского политического режима заключаются в том, что сложное административно-территориальное устройство зависит от многонационального населения РФ. Элиты играют доминирующую роль в формировании региональных политических процессов. В процессе принятия политических решений интересы элит, их ценностные и целевые установки являются наиболее значимыми. Политическая региональная элита представляет элемент социальной структуры, которая в процессе принятия политических региональных решений оказывает определяющее влияние. Существующие два возможных сценария развития российского государства - федеративный и унитарный, поставили Центр перед выбором. Последний сценарий означал усиление роли Центра при понижении статуса регионов. Он мог быть реализован только за счет использования административного и «силового» ресурса. В результате формирования института региональной власти из-за пересечения интересов чиновников и представителей крупного бизнеса происходит постепенное «сращивание» элиты с крупным бизнесом, что привело к принятию стратегических решений между госаппаратом и руководством ведущих экономических структур по принципам реализации закулисных договоренностей. Характерной чертой нынешней российской ситуации в политической сфере является усиление административной составляющей в составе региональной политической элиты. Процесс элитообразования - это длительный путь подготовки условий и создания предпосылок для становления и функционирования элитных групп.
К сожалению, существующая в настоящее время у нас публичная политическая система, призванная представлять весь спектр социально-политических интересов, не защищена от воздействий мощной теневой системы элитократии, спонсирующей и формирующей из своих представителей с помощью непрозрачных политических технологий собственную систему политической бюрократии. Другими словами, эли-тократия как концепция более не способна придерживаться принципа выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей из всех социальных слоёв.
В связи с тем, что все ключевые сюжеты во внутренней политике в 2016 г. так или иначе будут связаны со стартовавшей избирательной кампанией в Государственную Думу, отношение к ним в обществе и в политических элитах может серьезно повлиять на стартовые условия президентской гонки в целом и итоговое решение президента Путина о своем участии в выборах 2018 г. в частности [4].
Наиболее ожидаемым политическим прогнозом 2016 г. считается эскалация социального протеста. Ожидания последующей, иногда непредсказуемой, смены процессов и событий в обществе в последние месяцы подтверждают даже представители власти, инициируя распространение соответствующих социологических и статистических данных. Экономический кризис, сокращение расходов на социальные сферы, увеличение косвенных налогов, снижение уровня жизни наряду с увеличением уровня безработицы уже стали поводом для новых всплесков социальной протестной активности в 2015 г. Оппозиционные политические партии постарались примкнуть к этому протесту и даже сделать его более ярким, однако большим доверием со стороны протестующих они не пользовались. 2016 г. может стать тем годом, для которого велика вероятность совпадения двух факторов, способных привести к образованию так называемого «идеального шторма» - выборов и системного экономического кризиса. Последний, несомненно, предъявит требования к перезагрузке всей властной вертика-
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура
2016 г. № 2 (47)
Элитология
ли. К этому прибавится дальнейшее увеличение реального бремени на простых граждан. В связи с этим появление новых очагов протестов станет просто неизбежным.
Однако, несмотря на санкции и вхождение в кризис, долгосрочные оценки перспектив российской экономики у иностранных инвесторов были позитивны. Они сами объясняли их следующими аргументами:
1. Наличие природных ресурсов - это не только нефть и газ, но также металлы, лес, земля. Ценность этих ресурсов будет увеличиваться по мере их исчерпания в других странах.
2. Структурные диспропорции, унаследованные за десятилетия плановой экономики. Они до сих пор до конца не исправлены, и поэтому существуют ниши, где компании могут расти по экспоненте многие годы.
3. Качество рабочей силы. Уровень образования, несмотря на все наши стенания, в России по-прежнему заметно выше, чем в других развивающихся странах, что дает возможность для размещения здесь более сложных производств.
4. Доходы населения: за 2000-е годы они у нас заметно выросли. И в отличие от других развивающихся стран, речь идет о городском населении с высоким уровнем образования, которое предъявляет спрос на достаточно качественные товары.
Сочетание всех этих факторов позволяло нашим респондентам говорить, что при нормальной политике в России возможен стабильный экономический рост на уровне 5-6 % в год. Что мешает этому? Прежде всего - глубокое недоверие между бизнесом и властью [8].
Сопоставление социального контекста и обстоятельств нового российского эли-тогенеза позволяет не только понять перспективы «ростков нового» на уровне элит, но и истоки их отчуждения от общественных интересов, а также воспроизводства стилевых поведенческих форм, которые, казалось бы, давно ушли в прошлое. Углублению этих представлений способствует также структурно-функциональный анализ элит и внутриэлитных отношений
Что касается деятельностных характеристик, то следует обратить внимание на то, что современная политическая элита России так и не смогла капитализироваться и прибегает к административным методам в решении политических и экономических задач, направленным не на создание и приращение новых возможностей, а по преимуществу на передел и перераспределение имеющихся ресурсов. Доминирующей остается перераспределительная мотивация и склонность к неформальным деловым контактам [5].
Укрепление политического положения и авторитета силовой группировки может быть связано со строительством правового государства, с укреплением закона, порядка и ответственности, борьбой с преступностью. Популярными и в то же время ожидаемыми видятся шаги по установлению контроля над теневой экономикой, укреплению государственного сектора экономики и частичному перераспределению крупной собственности.
Немалое значение для понимания структуры и функций федеральной и региональных политических элит, а также их роли и места в политико-административном и социальном управлении имеют характеристики, фиксирующие их взаимодействие с другими элитными группами, прежде всего с бизнес-элитами.
Во время первого пребывания на президентском посту В.В. Путина (20002008 гг.) происходит мобилизация страны, то есть целенаправленные действия по приведению страны в состояние, способствующее решению определенных задач: сохранение единства России, укрепление государства, обеспечение экономической устойчивости и развития экономики, консолидация элиты на основе национальных интересов, обеспечение независимости страны на международном уровне, разворачивание ряда крупномасштабных проектов [3].
Придя во второй раз к власти в 2012 г., В.В. Путин начал проводить либерализацию политической системы - восстановление выборов по одномандатным округам, увеличение числа партий, использование Интернета как информационного ресурса
[3]. Важным моментом изменения региональной политики стало возвращение к прямым выборам губернаторов с 1 июля 2012 г. Наиболее значимыми социальными категориями рекрутирования элиты при В.В. Путине стали военные и предприниматели.
Как видно, на протяжении всех лет нахождения В. Путина у власти формируется новая политическая и управленческая элита страны, готовая взять на себя ответственность за выбор дальнейшего пути развития, обеспечивающего необходимый прогресс в повышении качества жизни российских граждан, способная «достичь качественного изменения жизни, качественного изменения страны, ее экономики и социальной сферы» [2]. Но как показывает опыт, и у этой элиты тоже были «технические» проблемы в проведении модернизационных реформ, главная из которых - непоследовательность в принятии решений и эклектичность программных действий и намерений.
Как следствие этого, максимальная вероятность победы на выборах в законодательные органы власти субъектов РФ (64 %) имеется у представителей глав исполнительной власти регионов [2].
Именно элитные группы регионов определяют направленность политического процесса, динамику развития всех сфер его развития, формирующих политическое пространство страны. Этот процесс характеризуется возрастанием роли деятельности политических элит региона, концентрацией в их руках ключевых властных и управленческих ресурсов.
В 2016 г. Россия вступает в федеральный избирательный цикл, который завершится президентскими выборами. После парламентских выборов 18 сентября начнется постепенная подготовка к выборам главы государства, запланированным на март 2018 г.
По исследованиям, проведенным Центром политической конъюнктуры в декабре 2015 г., социологи, специализирующиеся на массовых опросах избирателей,. два последних года прогнозируют уверенную победу «Единой России» на парламентских выборах [4].
Из-за изменения сроков полномочий (VI созыв Думы в 2015 г. сократил свой срок полномочий на три месяца по инициативе ЛДПР и при поддержке «Единой России» и «Справедливой России») кампания по выборам в Государственную Думу будет отстоять от выборов главы государства ровно на полтора года Одновременно с парламентскими выборами также состоится как минимум 5 кампаний по выборам глав субъектов и 38 кампаний по выборам в законодательные органы власти субъектов. В итоге нагрузка на избирательную систему окажется очень высокой [4].
Центр политической конъюнктуры выделяет пять основных интриг наступающего года, такие как вернет ли партия власти («Единая Россия») конституционное большинство; произойдут ли перестановки в Кремле и в правительстве до парламентских выборов и доработает ли правительство до конца года; станет ли Дмитрий Медведев объектом фронтальной атаки со стороны оппозиции и части элит, которые видят для себя угрозу в перспективе его возвращения на пост президента; перерастет ли экономический кризис в полноценный политический в результате массовых социальных протестов.
Однако следует учитывать, что в 2016 г. у государства будет все еще достаточно ресурсов для погашения протестных настроений и обеспечения лояльности элит. Вероятным сценарием является «покупка» Кремлем парламентских выборов в 2016 г. в намерении избежать выхода протестов из-под контроля. Судя по тому, как медленно в последнее время принимаются важные решения в экономической и социальной сферах, этот сценарий может привести к потере значительной части накопленных средств, автоматически передвигая угрозу «ресурсного дефицита» на президентскую кампанию 2018 г. [4].
Конечно, о качестве элиты проще всего говорить по результатам ее управленческой деятельности. Но для достаточно полной оценки качества элиты важны и субъективные критерии - ее нравственный, культурный, образовательный уровень, ее квалификация, а также такой существенный критерий, как отношение к ней населе-
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура
2016 г. № 2 (47)
Элитология
ния. О низком рейтинге политической элиты в России свидетельствуют проводимые в последние годы опросы общественного мнения. Известно, что на общественное мнение влияют средства массовой информации, не говоря уже о политических деятелях. И существенным недостатком современной российской элиты является ее коррумпированность и склонность к ненормативным практикам [6].
Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшнем уровне современного общества элита должна представлять собой открытую, мобильную и постоянно обновляющуюся концепцию. Иначе ее ждут разложение, упадок и вырождение как следствие бюрократизма, коррупции и других губительных для элиты явлений.
Новая элита должна быть заинтересована в стабильности общества и его поступательном развитии, она должна преодолеть зародившийся еще в индустриальную эпоху «технократический комплекс» веры в непогрешимость собственного знания, пренебрежительного отношения к ценностям национальной культуры. Важнейшим является также то, какой диалог установит политическая элита с элитами гражданского общества и в первую очередь с научной элитой. Современные исследования отмечают, что именно от характера и качества этого диалога зависит динамика и конструктивность дальнейшего развития всего общества в целом [9]. Именно неурегулированность этих отношений в прошлом неоднократно приводило Россию к политическим и социокультурным потрясениям [10].
Для этого необходимо соблюдение целого ряда условий:
• полной гласности, свободы слова, отсутствия монополии любой социальной группы на средства массовой информации, открытой и постоянной критики недостатков и ошибок представителей власти;
• наличия сильной оппозиции, свободной конкуренции потенциальных элит;
• разделения властей, компромисса, равновесия, баланса различных социальных сил;
• максимальной открытости элит на всех уровнях, постоянного улучшения профессионализма и функциональности;
• вовлечения в систему новых государственных структур лидеров политической оппозиции;
• наличия постоянного демократического контроля за деятельностью властных структур со стороны общественности, СМИ, партий и организаций;
• строгого соблюдения законности, демократических норм и процедур.
При выполнении этих условий, вытекающих из теории современных элит и сравнительного элитологического анализа практики государственного управления в современном обществе, сомнений в правомерности и обоснованности элит будет все меньше.
Список литературы
1. Ашин Г. К. Элитология: история, теория, современность. Москва: МГИМО (У), 2010. 600 с.
2. Артюков О. Задачи Путина: президент обозначил приоритеты развития России. 08.02.2008. Режим доступа: http://www.pravda.ru/politics/authority/kremlin/08-02-2008/255159-zadacha-0/.
3. Григорьев М. Партия инерции // Известия. 20.03.2008.
4. Двадцать первое - двадцать седьмое декабря: пять интриг 2016 года во внутренней политике. Режим доступа: http://cpkr.ru./, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения: 23.02.2016).
5. Карабущенко П. Л. Заговор элит (элиты по ту сторону политического зазеркалья) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2 (31). С. 253-262.
6. Карабущенко П. Л., Лебедева И. В. Политическая коррупция и научный плагиат (борьба элит с фальсификацией) // Каспийский регион: политика, экономика культура. 2013. № 1 (34). С. 278-286.
7. Трушков В. Отечественная политическая элита: способы вычленения. Режим доступа: http://portalus.ru /, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения: 17.02.2014).
8. Яковлев А. Кризис в головах: как российская элита потеряла образ будущего. Режим доступа: http://forbes.ru /, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения: 25.12.2015).
9. Karabushenko P. L., Vartumyan A. А. The Russian Empire of the Wane Period: Learned Elites and Authority // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol 6, № 4. Р. 696-702.
10. Karabushenko P. L., Vartumyan A. А., Shebzukhova T. A., Bobrovsky I. N. Russian Learned Elite to Search New Development Purport // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol 6, № 5. Р. 529-535.
11. Politics.pravda.ru/authority/kremlin/08-02-2008/255159-zadacha-0/, cBo6oAHbm. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения: 17.02.2016).
References
1. Ashin G. K. Elitologiya: istoriya, teoriya, sovremennost. Moscow, MGIMO (U) Publ., 2010, 600 p.
2. Artyukov O. Zadachi Putina: prezident oboznachilprioritety razvitiya Rossii. 08.02.2008. Available at: http://www.pravda.ru/politics/authority/kremlin/08-02-2008/255159-zadacha-0/.
3. Grigorev M. Partiya inertsii. Izvestiya. 20.03.2008.
4. Dvadtsat pervoe - dvadtsat sedmoe dekabrya: pyat intrig 2016 goda vo vnutrenney politike. Available at: http://cpkr.ru./ (Accessed: 23.02.2016).
5. Karabushchenko P. L. Zagovor elit (elity po tu storonu politicheskogo zazerkalya). Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2012, no. 2 (31), pp. 253-262.
6. Karabushchenko P. L., Lebedeva I. V. Politicheskaya korruptsiya i nauchnyy plagiat (borba elit s falsifikatsiey). Kaspiyskiy region: politika, ekonomika kultura, 2013, no. 1 (34), p. 278-286.
7. Trushkov V. Otechestvennaya politicheskaya elita: sposoby vychleneniya. Available at: http://portalus.ru/ (Accessed: 17.02.2014).
8. Yakovlev A. Krizis v golovakh: kak rossiyskaya elita poteryala obraz budushchego. Available at: http://forbes.ru/ (Accessed: 25.12.2015).
9. Karabushenko P. L., Vartumyan A. A. The Russian Empire of the Wane Period: Learned Elites and Authority. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol 6, no. 4, pp. 696-702.
10. Karabushenko P. L., Vartumyan A. A., Shebzukhova T. A., Bobrovsky I. N. Russian Learned Elite to Search New Development Purport. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol 6, no. 5, pp. 529-535.
11. Politics.pravda.ru/authority/kremlin/08-02-2008/255159-zadacha-0/ (Accessed: 17.02.2016).
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ "ЕВРОИСЛАМА" КАК СПОСОБА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ ТАТАРСТАНА.
Мирзаханов Джабраил Гасанович, кандидат философских наук, доцент
Дагестанский государственный технический университет
Российская Федерация, Республика Дагестан, 367015, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70
E-mail: mirzakhanov1962@mail.ru:
Исследовано политическое значение феномена «евроислам». Выявлено, что евроислам-ская идентичность это идеологически сконструированное и политически мотивированное явление. Доказано, что «евроислам» представлял собой самобытную идею и технологию самоопределения политической элиты Татарстана в атмосфере постсоветской трансформации. Реформаторские версии «татарстанского» ислама используются политическими лидерами республики для получения текущих выгод.
Ключевые слова: евроислам, политический вызов, исламские реформаторы, политическое проектирование
POLITICAL SIGNIFICANCE OF "EUROISLAM" IDEA AS A WAY
OF SELF-DETERMINATION OF THE RULING ELITE OF TATARSTAN
Mirzakhanov Dzhabrail G, Ph.D. (Philosophy). Associate Professor
Dagestan State Technical University
70 I. Shamil Ave., Makhachkala, 367015, The Republic of Dagestan, Russian Federation
E-mail: mirzakhanov1962@mail.ru
This paper studies euroislamic identity as an ideologically constructed and political motivated phenomenon. Concept "euroislam" served as shorthand label for the interpretation of the "Tatarstan