УДК 94/908
Каткова К.Ф., канд. культурологии старший научный сотрудник Биткова Д.В. научный сотрудник
СПб ГБУК «МВЦ», исторический парк «Россия - Моя история»
Россия, г. Санкт-Петербург
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ НА ПРОЦЕСС УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ ВОЖДЕЙ НА ПРИМЕРЕ СКУЛЬПТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В.И. ЛЕНИНА
В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению понятия «памятник» как формы фиксации исторической памяти, в контексте влияния на процесс увековечения идеологии и государственной политики. Отечественная традиция установки памятников выдающимся государственным деятелям рассматривается на примере монументов, посвященных В.И. Ленину. История монументальной Ленинианы, на которой построена статья, подтверждает обозначенную авторами проблематику тесной связи монументальной скульптуры и государственного заказа, что позволяет сделать вывод об идеологизации исторической памяти.
Ключевые слова: памятник, историческая память, идеология, государственный заказ, памятник В.И. Ленину, монументальная Лениниана.
Katkova K.F, PhD in cultural studies
senior researcher Bitkova D.V. researcher
St. Petersburg State Institution of Culture the Museum
and Exhibition Center Russia, Saint Petersburg
INFLUENCE OF THE POLITICAL PARADIGM ON THE PROCESS OF PERPETUATING THE MEMORY OF LEADERS ON THE EXAMPLE OF SCULPTURAL MONUMENTS OF V. I. LENIN IN ST. PETERSBURG
Annotation: The article deals with the concept of "monument" as a form of fixing historical memory, in the context of the influence of ideology and state policy on the perpetuation process. The Russian tradition of installing monuments to outstanding statesmen is considered on the example of monuments dedicated to V. I. Lenin. The history of monumental Leniniana, on which the article is based, confirms the idea proclaimed by the authors of a close connection between monumental sculpture and the state order, which allows us to draw a conclusion about the ideologization of historical memory.
Key words: monument, historical memory, ideology, state order, monument to V. I. Lenin, monumental Leniniana.
Память - совокупность знаний, связанных с пережитым и прочувствованным опытом, нашедших воплощение в материальных предметах, которые призваны сохранить в истории те или иные события, факты, лица и имена. Память отдельного человека - оценочна, так как связана не только с интеллектуальным, но и эмоциональным опытом. Историческая память народа - понятие коллективное. Является ли коллективная память оценочной? Как следствие является ли процесс сохранения исторической памяти частью политического процесса?
Увековечение памяти о прошедшем для его воспроизведения в настоящем должно иметь воплощение в материальных символах. В данном контексте понятия памяти одной из форм ее фиксации выступает памятник.
Памятник, в широком смысле, - сооружение, поддерживающее воспоминания о чём-либо, как следует из морфологии самого термина. Обобщив имеющиеся в специализированной литературе и словарях терминов изобразительного искусства определения памятника, авторы статьи считают возможным под рассматриваемым термином понимать монументальную скульптуру или иное сооружение, которое возводилось с целью увековечения памяти отдельной личности, оказавшей существенное влияние на развитие государства и социума. При этом уделяется особое внимание тому, что примеры монументальной скульптуры чаще всего находятся в единстве с окружающей их средой.
Учитывая большое общественное содержание памятников, относящихся к данной скульптурной разновидности, считаем справедливым отметить, что монументальная скульптура, как форма фиксации исторической памяти, является воплощением идеологии и государственной политики. Во многом эту идею подтверждает и проведенный ретроспективный анализ возникновения традиции воздвижения памятников, в ходе которого было установлено, что в зависимости от идеологической направленности общества функции памятников варьировались от погребальных и культовых до мемориальных.
В России первые памятники выдающимся деятелям стали появляться уже в послепетровскую эпоху и устанавливались они при непосредственном участии того или иного правителя, иными слова по государственному заказу. Традиция получила развитие в 1918 году с утверждением плана «Монументальной пропаганды», а своего апофеоза достигла уже в ХХ веке после смерти российского революционера, крупного теоретика марксизма, советского политического и государственного деятеля Владимира Ильича (Ульянова) Ленина.
В 1924 году II Съезд советов Союза ССР, в целях увековечения памяти создателя Союза Советских Социалистических Республик, вынес постановления об издании Сочинений Ленина, о переименовании г. Петрограда в г. Ленинград, об установлении дня траура, о сооружении
мавзолея Ленину на Красной площади в Москве и памятников в столицах союзных республик, а также в городах Ленинграде и Ташкенте [5].
В.И. Ленин был ключевым образом советской эпохи, что позволяет говорить о создании культа личности. Хотя памятники вождю мирового пролетариата начали устанавливать ещё при его жизни, начало «Лениниане», давшей множество интересных и необычных скульптурных работ, положила смерть Владимира Ильича [4]. Монументальная Лениниана явилась одним из ключевых направлений этого процесса, а для многих советских художников -скульпторов тема Ленина стала ключевой на протяжении всей творческой биографии.
Памятник Ленину долгое время считался местом, объединяющим российские города: где бы ни оказался путешественник, он обязательно встретил бы монумент на центральной площади, бюст у администрации или мемориальную доску с барельефом. «По данным проекта Leninstatues.ru, за всю историю было создано около 9,5 тысячи памятников Ильичу, из них 7 тысяч пришлось на территорию России» [3]. Стоит отметить, что памятники монументальной Ленинианы запечатлели официальный образ В.И. Ленина и стали, скорее, серийными продуктами, отражающими идеи политической парадигмы эпохи, нежели произведениями искусства в классическом понимании термина. Скульптуры не только культивировали в массовом сознании определенный образ вождя революции, но и зачастую являлись точными копиями друг друга, разнесенными по разным городам СССР.
Первые памятники в городе Ленина были открыты спустя 2 года после его смерти. Их сооружение стало официальной традицией, а открытия приурочивались к «красным датам» календаря. По данным книги «Памятники и мемориальные доски Ленинграда» к концу 1970- х годов в Ленинграде было установлено более 70 монументов Ленину [1]. К началу 1990-х в нашем городе и его пригородах - около 100 на территории предприятий, учреждений, площадях и улицах [6].
В оценке этих произведений монументальной Ленинианы стоит обратиться к высказываниям современников В.И. Ленина и его идеологических последователей. На заре становления Ленинианы в 1924 году А.В. Луначарский, 1-й Народный комиссар просвещения РСФСР, отмечал, «В Ленине, как в фокусе сосредоточились лучи света и тепла, широкими волнами ходящие теперь по земле в героизме рядовых рабочих, крестьян и красноармейцев. Мы вступаем в героическую эпоху, и квинтэссенция ее, ярчайший фокус и средоточение ее - Ленин - должен нас вдохновлять и поднимать и в том же художественном творчестве, к которому мы призваны» [2]. Во второй четверти XX века были сформированы образы Ленина-оратора, Ленина-писателя и Ленина-собеседника, которые стали архетипическими для поколений советских скульпторов.
На сегодняшний день в городе на Неве существуют десятки памятников В.И. Ленину, среди которых: в Ботаническом саду, перед зданием Покровской больницы, перед зданием Александровского Лицея, на
территории Балтийского судостроительного завода, перед Финляндским вокзалом, перед Домом Советов, у здания Смольного.
Авторами статьи неслучайно были названы именно эти образцы скульптурных памятников. Они представляют спектр мест, где возникали монументальные произведения Ленинианы. С одной стороны, целью было показать, что локальное многообразие и отсутствие зачастую прямой связи героя и места расположения памятника подтверждает выше высказанную идею о государственном заказе, когда главное установить памятник, а насколько он будет соответствовать окружающему пространству с точки зрения фактологии и биографии, это уже второй вопрос. С другой стороны, потрясающее количество монументов служит доказательством процесса увековечения памяти определенного образа в умах масс. Уже отмечалось, что память должна иметь материальное символичное воплощение, которое формирует и закрепляет зрительный образ, позволяющий осуществить, с одной стороны, успешную трансляцию, а с другой, усвоение информации.
Развивая высказанную в начале статьи мысль о связи монументальной скульптуры с государственной политикой, авторы обращают внимание на еще один момент, который ярко представлен в истории увековечения памяти о вождях, и В.И. Ленине в том числе. Пока существовало советское государство, Ленин был ключевым образом эпохи, отражающим идеи советской власти, память о котором постарались увековечить всеми возможными способами. Как только произошёл распад СССР, начался активный процесс демонтажа памятников. Мы не будем подробно останавливаться на этой странице истории, лишь отметим, что этот факт подтверждает тесную связь монументальной скульптуры и государственного заказа и выводит на мысль об идеологизации исторической памяти. Подобный процесс имел место и в более ранний период при смене политических режимов в начале ХХ века. Он закреплен как в топонимике городов России, так и в монументальной скульптуре. В частности, в мультимедийной экспозиции исторического парка «Россия - Моя история», посвященной развитию городской инфраструктуры Петербурга, отдельный раздел рассказывает о реализации ленинского плана монументальной пропаганды в Петрограде, который подразумевал массовое переименование улиц, установку памятников в качестве агитационного средства коммунистического режима.
Действительно в силу того, что процесс сохранения памяти связан с передачей последующим поколениям знаний и эмоционального опыта, он может иметь под собой определенные цели. Согласитесь, все знают о победах русского оружия в той или иной крупной войне, но не многие из обывателей вспомнят о поражениях, даже самых масштабных. Это объясняется тем, что исторический опыт, связанный с победами и достижениями, служит основой для укрепления национальной идеи и прогрессивного развития государства, что является приоритетной задачей власти.
Завершая своё исследование и подводя итог всему выше сказанному, авторы отмечают, что сохранение памяти, в том числе увековечение памяти о выдающихся деятелях, что было рассмотрено на примере истории появления памятников В.И. Ленину, это многогранный и многоуровневый процесс. Он связан с государственной политикой и стратегией развития и имеет определенные целевые установки, исходя из которых выбираются и способы, и формы его реализации.
Использованные источники:
1. Калинин Б.Н., Юревич П.П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда. - Ленинград: Изд-во Лениздат, 1979.- 377 с.
2. Луначарский А.В. Ленин. - Москва, "Красная новь", 1924, с. 23.
3. От Ильича на броневике до Ленина на...// Эл. ресурс: в1ге1ка.сот>Журнал>2018/04/25Лепт, дата обращения: 17.04.2020.
4. Первые памятники Ленину // Эл. ресурс: http://1enin.ti1da.ws/pervye-pamyatniki-1eninu, дата обращения 17.04.2020.
5. Сталин И.В. По поводу смерти Ленина: Речь на II Всесоюзном Съезде Советов // Эл. ресурс: http://grachev62.narod.ru/sta1in/t6/t6_03.htm, дата обращения: 18.04.2020.
6. Энциклопедия Санкт-Петербурга // Эл. ресурс: http://encspb.ru, дата обращения: 17.04.2020.