Научная статья на тему 'Влияние политических рисков на условия внешнеторговых сделок, на примере ООО «Уралмаш-Инжиниринг»'

Влияние политических рисков на условия внешнеторговых сделок, на примере ООО «Уралмаш-Инжиниринг» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ЭКСПРОПРИАЦИЯ / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КВАРТИЛЬ / POLITICAL RISKS / TAX LEGISLATION / POLITICAL INSTABILITY / QUANTITATIVE APPROACH / EXPROPRIATION / NATIONALIZATION / KVARTIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непп А. Н., Лепихин А. А., Бадагова Н. Ю.

Статья посвящена изучению влияния политических рисков на условия внешнеторговых сделок, рассмотренных на примере ООО «Уралмаш-Инжиниринг». Наличие в стране политических рисков плохо сказывается на экономической отрасли данной страны. Для анализа и прогнозирования уровня политического риска используют индекс International Country Risk Guide (ICRG). Исходя из оценки уровня политического риска, авторами предложена формула по учету политического риска в величине для наценки стоимости оборудования. Используя данную формулу в расчетах, предприятие сможет покрыть возможные политические риски. В статье рассмотрены методы учета политического риска, посредством изучения которых достигается их минимизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF POLITICAL RISKS ON THE TERMS OF FOREIGN TRADE TRANSACTIONS, ON THE EXAMPLE OF OOO «URALMASH-INGINERING»

The article is devoted the study of influencing of political risks on the terms of foreign trade transactions, considered on an example OOO «Uralmash -Inginering». A presence is in the country of political risks, badly tells on economic grew this country. For an analysis and prognostication of level of political risk utillize an index International Country Risk Guide (ICRG). Coming from the estimation of level of political risk, authors are offer a formula on the account of political risk in a size for the mark-up of cost of equipment. Utillizing this formula in calculations, an enterprise will be able to cover possible political risks. The methods of account of political risk are considered in the article, by means of study of which, their minimization is arrived at.

Текст научной работы на тему «Влияние политических рисков на условия внешнеторговых сделок, на примере ООО «Уралмаш-Инжиниринг»»

Экономика

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК, НА ПРИМЕРЕ ООО «УРАЛМАШ-ИНЖИНИРИНГ»

А. Н. НЕПП

кандидат экономических наук, доцент,

А. А. ЛЕПИХИН, старший преподаватель,

Н. Ю. БАДАГОВА ,

студентка, Уральская ГСХА г- Екатеринбург, ул- Карла Либ«нехта, д. 42;

e-mail: alepikhin@mail.ru

Ключевые слова: политические риски, налоговое законодательство, политическая нестабильность, количественный подход, экспроприация, национализация, квартиль.

Keywords: political risks, tax legislation, political instability, quantitative approach, expropriation, nationalization, kvartil.

В последнее время все большее внимание в экономической науке уделяется влиянию и минимизации рисков. Для учета и прогнозирования рисков создаются специализированные аналитические центры, консалтинговые агентства. Крупный и средний бизнес создает специализированные подразделения, задачей которых является защита бизнеса от рисков. Тенденция эта прослеживается и на международном уровне. Межгосударственные соглашения в Базеле рекомендуют учитывать хозяйствующим субъектам риски в своей деятельности.

Среди рисков, оказывающих влияние на внешнеторговую деятельность предприятия, выделим политические риски. Политические риски характерны для любой страны. Под политическим риском, на микроуровне, понимают вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций [1, с. 152]. К политическим рискам в экономической литературе относят [2, с. 11-19]:

а) ограничение в осуществлении какой-либо деятельности, вследствие военных действий;

б) введение моратория (на определенный срок) на внешние платежи, ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств;

в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;

г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа.

Статья написана по результатам исследования, целью которого являлось разработать методологических подход к определению влияния политических рисков иностранных государств на условия внешнеторговых сделок российских предприятий. Апробация предлагаемых авторами методологии проведена на базе крупного предприятия среднего Урала «Уралмаш-Инжиниринг».

Предприятие занимается выпуском промышленного оборудования, имеет 20 тыс. сотрудников. Продукция поставляется в более чем 30 государств, в том числе Китай, Индию, Польшу, Турцию и др.

Анализ и характеристика политических рисков.

Политический риск как структурное явление включает в себя основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством — это «правовой, или, как его еще называют, законодательный

риск» [3, с. 51]. Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменением в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую обстановку в стране (регионе). Кроме этого, политический риск включает: смену правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

Чтобы владеть экономической ситуацией и правильно принимать управленческие решения необходимо проводить постоянный мониторинг политических рисков в стране.

Методика оценки уровня политического риска конкретного региона складывается из трех этапов [4, с. 70-78]:

1) сбор необходимой информации;

2) последующая обработка полученной информации;

3) ранжирование регионов по степени инвестиционной привлекательности с точки зрения политической стабильности; начисление рейтинга риска каждому региону.

При реализации количественного подхода (основан на измерении частоты определенных политических событий), на основе доступных политических статистических данных, происходит отбор наиболее значимых показателей, влияющих на оценку риска, — факторов риска. Результирующее значение риска R — многофакторная функция, зависящая от значений учитываемых факторов ^ — совокупность значений ьго фактора) [3, с. 68]:

R = R (И, 12, 13, ... !п) = R(Ii),

где i = 1...П.

На основании полученных результатов, регионы ранжируют в соответствии с величиной результирующего показателя. И каждому региону присваивается соответствующий рейтинг политической стабильности и социального благополучия. Данный подход основан на субъективном восприятии среды и на количественном анализе данных (комбинированный подход).

Политический риск оценивается на глобальном уровне, региональном (по группам стран),

национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). Для этих целей в международной практике используют индекс International Country Risk Guide.

Индекс International Country Risk Guide (ICRG) рассчитывается по трем категориям: политический риск, экономический риск и финансовый риск, который складывается из трех отдельных рейтингов по каждой категории. Политический риск составляет 100 пунктов, финансовый и экономический по 50 пунктов соответственно. Индекс странового риска получается из суммы трех индексов, разделенной на 2. «Очень низкий уровень риска» считается от 80 до 100 пунктов, от 0 до 49,5 — «очень высокий уровень странового риска».

Отчет ICRG состоит из анализа настоящей ситуации, годового прогноза и пятилетнего прогноза. Рассматриваются два сценария: «лучший» и «худший», для того чтобы менеджеры могли составить прогноз и при необходимости застраховать капитал. Отчеты ICRG пишутся ежемесячно по 140 странам и доступны он-лайн. Политический риск определяется по 12 компонентам, экономический и финансовый — каждый на основе пяти, всего 22 компонента.

К общеполитическим компонентам, определяющим напряженность в регионе, относятся [5, с. 231]:

а) политическая стабильность; б) социально экономические условия; в) инвестиционный профиль; г) внутренние конфликты; д) внешние конфликты; е) коррупция; ж) участие вооруженных сил в политике; з) религиозная напряженность; и) общественный порядок; к) этническая напряженность; л) демократическая ответственность; м) качество бюрократии.

К финансовым компонентам, определяющим платежеспособность, причисляют: а) иностранный долг как процент от валового внутреннего продукта; б) иностранное долговое обслуживание как процент от XGS; в) текущий счет как процент от XGS; г) чистая ликвидность; д) стабильность обменного курса.

К экономическим компонентам, определяющим экономический потенциал, относятся: а) ВВП на душу населения; б) реальный ежегодный рост ВВП; в) ежегодный рост инфляции; г) баланс бюджета как процент от ВВП;

д) баланс текущего счета как процент от ВВП. Каждому компоненту начисляется числовая ценность — пункты риска. Чем больше число пунктов, тем ниже потенциальный риск. Таким образом, определяется удельный вес каждого фактора (общая сумма пунктов по всем 22 критериям — 200). Пункты риска, начисленные каждому компоненту риска, или показатель, рассчитанный для каждой категории риска, или показатель Суммарного Риска выявляют степень риска. В каждом случае, чем выше число, тем ниже риск. С помощью данного анализа определяют степень риска в пределах единственного компонента риска, категории риска или суммарного Риска.

Оценки политического риска производятся на основе субъективного анализа доступной информации (что является существенным минусом), в то время как финансовые и экономические оценки риска - исключительно на основе объективных данных.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на стоимость компании, является экспроприация и национализация. Экспроприация относится к захвату правительством иностранных предприятий и имущества, расположенных на территории страны, где

действует данное правительство (это всегда недобровольный акт со стороны компании). Иногда она может сопровождаться некоторыми формами компенсации (в случае, когда размер компенсации устраивает собственников, захват не является экспроприацией).

Национализация отличается от экспроприации тем, что правительственному захвату подлежат и иностранные предприятия и свои. В тех случаях, когда размеры компенсации достаточны, национализация равнозначна рыночной продаже предприятия или его имущества. Национализации такого рода не представляют политического риска, т. к. политический риск всегда связан с возможностью недобровольной национализации, которая ведет к компенсации по ценам ниже рыночных. К наиболее существенным источникам политического риска относится возможное изменение механизма налогообложения [10].

При оценки внешнеторговых отношений стран, рейтинговые агентства используют такое понятие, как «квартиль».

Квартили представляют собой значения, которые делят две половины выборки (разбитые медианой) еще раз пополам (от слова кварта — четверть). Различают верхнюю квартиль, которая больше медианы и делит пополам верхнюю часть выборки (значения переменной больше медианы), и нижнюю квартиль, которая меньше медианы и делит пополам нижнюю часть выборки. Нижнюю квартиль часто обозначают символом 25 %, это означает, что 25 % значений переменной меньше нижней квартили. Верхнюю квартиль часто обозначают символом 75 %, это означает, что 75 % значений переменной меньше верхней квартили. Таким образом, три точки — нижняя квартиль, медиана и верхняя квартиль — делят выборку на 4 равные части. Нижняя и верхняя квартили (термин был впервые использован Галтоном, 1882; также их называют квантилями 25 и 75) равны 25-й и 75-й процентилям распределения (соответственно). 25-я процентиль переменной — это такое значение, ниже которого попадают 25 % значений переменной. Аналогично, 75-я процентиль — это такое значение, ниже которого попадают 75 % значений переменной [6].

Анализ политических рисков в странах-партнерах предприятия.

Предприятие ООО «Уралмаш-инжиниринг» поставляет оборудование более чем в 30 государств. Для анализа политических рисков по показателю доли во внешнеторговом обороте предприятия нами были отобраны Китай, Индия, Польша, Турция.

Всемирный банк по показателю управления страной поставил Китай на второй с конца квартиль стран [8]. Всемирный банк характеризует Китай как низкорисковый. Freedom House оценивает страну по политическим и социальным рискам. С другой стороны, всемирное агентство имеет иную точки зрения, считая, что Китайская Народная Республика является политически рисковым и нестабильным государством.

Как показывает диаграмма, со стороны Китая для предприятий, как экспортеров, так и инвесторов, существуют ключевые риски. Графически риски Китая представлены на диаг. 1 [6].

Анализируя данные, которые представлены в диаг. 1, мы видим очень высокий уровень трудоемкости заключения контрактов в Китае, что говорит о сложной экономической ситуации в стране. Что же касается систематического банковского риска, то он находится в среднем

Экономика

состоянии рискованности, приближаясь к очень высокому. Риск конвертируемости валюты, валютный риск и риск дефолта находятся на одном среднем уровне. Данные факт подтверждает, что экономическое состояние Китая является нестабильным. Риск делового цикла рассматриваемой страны, находится на высоком уровне.

Всемирный банк ставит страны на второй нижний квартиль по трем сферам управления: качество власти, верховенство закона, управление коррупцией.

Согласно Всемирному Банку, Индия входит в нижний квартиль стран по политической стабильности (диаг. 2) [11].

Привлекательность Индии для инвестиций и торговли значительна. Однако при этом существуют значительные барьеры в данной сфере.

Проанализировав данные диаг. 2, отметим, что высокую привлекательность Индии для инвестиционной и торговой сферы мировой экономики. Вместе с тем, присутствуют преграды, ограничивающие дальнейший рост политических индикаторов государства.

В диаг. по вертикали приведены проценты, а по горизонтали — значение показателей, которые находят отражение в процентах.

Сравнивая эффективность правительства Индии, стран-членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и стран Развивающейся Азии, рассмотренных в диаг. 2, следует отметить наибольшее значение данного показателя у ОЭСР (85 %). Второе место в данном рейтинге занимает Индия — 51 %о. Низкая, по сравнению с этими странами, эффективность правительства, наблюдается у стран, относящихся к категории Развивающейся Азии — 32 %, что в 3,7 раза меньше, чем у стран-членов ОЭСР

Что же касается политической стабильности, то нужно отметить, что Индия и страны Развивающейся Азии находятся практически на одинаковом уровне Индия — 18 %, страны Развивающиеся Азии — 20 %. Заметно выше этот показатель у ОЭСР — 85 %. Т. е. наиболее политически нестабильна из всех трех стран Индия.

Гласность и отчетность наиболее развита в ОЭСР — 85 %, чуть хуже гласность и отчетность развивается в Индии — 60 %. По сравнению с этими двумя странами, можно сказать, что этот показатель имеет низкие позиции в Развивающейся Азии — 28 %.

Польша имеет более высокие рейтинги политических рисков, чем Индия и многие страны Центральной и Восточной Европы. По ключевым экономическим показателям, в частности по кредитоспособности, Польша занимает положение ниже среднего [9].

В диаг. 3 сравнивается Польша, развивающаяся Азия и Организация экономического сотрудничества и развития по трем показателям, это: эффективность правительства, политическая стабильность, гласность и отчетность. С помощью используемого единства сравнительных показателей можно объективно оценить политические индикаторы в процентном соотношении. По данным диаг. 3 видно, что наиболее эффективно правительство в ОЭСР — 88 %, такой же уровень (88 %) ОЭСР занимает и по следующим двум сравнительным показателям: политическая стабильность, гласность и отчетность. По уровню политической стабильности лидирует ОЭСР (88 %), наименее развит этот показатель у развивающейся Азии — 58 %, чуть лучше у Польши — 73 %. По показателю гласности и отчетности не замечено сильных разрывов среди рассматриваемых позиций.

Трудность в заключении

Риск дефолта

Систематичнский банковский риск

Риск неконвертируемости валюты

Валютный риск

Риск делового цикла

Нулевой

Средний

Очень высокий

Диаграмма 1

Ключевые риски для экспортеров и инвесторов

Диаграмма 2 Политические индикаторы Индии

□ Польша

В Развивающаяся Азия

Ноэср

Эффективность Политическая

правительства

стабильность

Гласность и

отчетность

Диаграмма 3 Политические индикаторы Польши

Экспортеры и инвесторы сталкиваются в Турции с риском делового цикла и валютным риском; рост турецкого ВВП переживает в последнее время большие трудности, а лира является одной из самых неустойчивых валют развивающегося рынка [7].

Многие наблюдатели скептически относятся к возможности улучшения политического климата Турции. Вновь наибольшее значение эффективности правительства у стран-членов ОЭСР — 88 %, и на одном уровне у Турции и стран Центральной и Восточной Европы — 60 %. Политическая стабильность Турции в процентном выражении составляет всего 20 %, что значительно меньше уровня политической стабильности Центральной и Восточной Европы (59 %) и у ОЭСР —

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

Эффективность Политическая Гласность и отчетность

правительства стабильность

■ Турция

Центральная и Восточная Европа

88 %. Низкий уровень политической стабильности говорит о экономической и политической нестабильности Турции. Гласность и отчетность наименее развиты у Турции — 38 %, что объясняется политической дестабилизацией страны. Центральная и Восточная Европа занимает промежуточное положение в рейтинге гласности и отчетности, составляя 62 %. Наиболее развита гласность у Организации экономического сотрудничества и развития, это обеспечивает более устойчивое экономическое состояние и улучшенный социальный микроклимат населения.

В бизнесе доминируют промышленные конгломераты, но практически все отрасли промышленности, открытые для турецкого частного сектора, также открыты и для иностранных инвестиций.

Страна занимает второе место сверху в квартиле стран согласно критерию Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса» (диаг. 4). Отметим, что доля экспорта в Индию из всего объема экспорта Уралмаш составляет около 70 %. Это связано, в первую очередь, с тем, что металлургические предприятия в Индии бурно развиваются, что, в свою очередь, приводит к расширению производства в целом и увеличение импорта металлургического оборудования.

Для комплексной оценки политических рисков разных стран применяется результаты исследований ключевых мировых агентств, к которым относятся, помимо Всемирного Банка, Stabdart and Poors (S&P), OECD, Freedom House и Transparency International [14, 12, 13, 8, 15]. Результаты анализа агентств по исследуемым странам сведены в табл. 1.

Как показывает табл. 1, наибольшей легкостью в ведении бизнеса по данным Всемирного банка обладает Индия — 123 балла из 183. Чуть хуже обстановка складывается в Китае — 79/183. Худшим образом дела обстоят в Польше — 72/183, что говорит о наличии некоторых сложностей в легкости ведения бизнеса.

Среди факторов и симптомов политического риска выделяют четыре группы. К первой из них отнесены факторы эффективности управления, показывающие роль государства в регулировании событий, состояние законодательства, юридические гарантии, экономический национализм, восприятие иностранного бизнеса, качество управления (бюрократия, коррупция).

С точки зрения качества управления, политические риски имеют следующие фундаментальные следствия: социальная нестабильность (акции протеста, забастовки), антиконституционное насилие, преступность, угрозы единству страны и ее дестабилизации

Диаграмма 4 Политические индикаторы Турции

под воздействием извне. Вторая группа факторов, влияющих на политические риски, связана с организованным лидерством, призванным обеспечить стабильность политического режима, легитимность органов власти, наличие политических свобод, устойчивость правительства, уровень организации и роль оппозиции. Эта группа факторов воздействует на такие характеристики, как уровень эксплуатации, социальное неравенство, распределение дохода, религиозные и этнические трения, уровень безработицы, количество беженцев. Весовое значение для общей оценки политических рисков представлены в табл. 2 [12].

Политический риск определяется четырьмя группами факторов. Общий вес политического риска составляет 100 % (по 25 % на группу), влияние каждого фактора риска характеризуется количеством баллов. К влияющим относятся следующие факторы и симптомы:

1) состояние органов власти — весовой коэффициент 20;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) оценка демократии в стране — весовой коэффициент 15;

3) действие закона (разделение властей, независимая судебная власть, преследование злоупотребления служебным положением) — весовой коэффициент 15;

4) международное сотрудничество — 10;

5) политическая и социальная интеграция — весовой коэффициент 10;

6) уровень социальных напряжений (структурные напряжения, традиции гражданского общества, массовые акции протеста, преступность) — весовой коэффициент 13;

7) социально-экономический уровень — весовой коэффициент 17.

В табл. 3 представлены показатели политических рисков рассматриваемых стран Польши, Турции, Индии

Таблица 1

Рейтинги мировых агентств рассматриваемых стран

Индия Китай Турция Польша

Рейтинг S&P (долг иностранной валюты) BBB-/Stable А+ZStable BB/positive A-/stable

Рейтинг OECD (страновой риск) 3 2 4 2

Всемирный банк — легкость в ведении бизнеса 123/183 79/183 73/183 72/183

Freedom House — политические права и гражданские свободы Свободно Не свободно Частично свободно Свободно

Transparency International — контроль над коррупцией 84/180 78/180 61/180 49/180

и Китая и их значения (по 10-бальной системе), где наибольшее значение характеризует большее влияние данного показателя [11].

Рассчитываем политический риск для каждой страны. Берем значение показателей, принимаем во внимание весовой коэффициент каждого фактора и получаем данные, которые представлены в табл. 4 [12].

Как показывает анализ табл. 4, наиболее благоприятной страной для ведения бизнеса, с точки зрения политических рисков, является Польша.

В Польше наблюдается один из самых низких уровень политического риска, а также уровень коррупции. Легкость в ведении бизнеса имеет наилучшие показатели (49/180 и 72/183 соответственно). В Польше весьма демократичная обстановка, что говорит о том, что при ведении международной торговли, международные права, законы, конвенции чаще могут быть приняты во внимание и применены, чем в стране с отсутствием демократии, где внутренние законы и условия ведения бизнеса являются более приоритетными.

В Китае также низкий политический риск. Это может говорить о благоприятной среде ведения бизнеса. Экономический рост и экономическая стабильность, а также стабильность в политическом секторе (несмотря на отсутствие демократии) является положительным фактором для осуществления экспорта продукции в Китай.

Индия по многим показателям не является благоприятной для ведения международной торговли. По рейтингу политических рисков Standards & Poors страна имеет занимает 4 место из исследуемых стран [12]. Однако, благодаря стремительному развитию экономики и расширению сектора производства, именно в Индию осуществляется поставка основного оборудования, поставляемого на экспорт компанией ООО «Уралмаш-Инжиниринг».

Стоить отметить, что, несмотря на благоприятную среду ведения бизнеса в Польше, есть некоторые политические риски непосредственно для российского заказчика. Это связано с историческим восприятием и неприязненным отношением поляков к России. Польский заказчик недружелюбен по отношению к русским, и при возможности всегда предпочтет украинского поставщика российскому.

Несмотря на уровень политических рисков, компания «Уралмаш-инжиниринг» ведет внешнюю торговлю с партнерами из рассматриваемых стран. По нашему мнению, политические риски не должны влиять на сам факт осуществления или неосуществления сделок со страной. Однако уровень рисков мог бы влиять на условия контрактов.

Влияние политических рисков на внешнеторговые договора предприятия.

Внешнеторговые договора — сложные, многокомпонентные документы. При минимизации политических рисков наиболее распространенны следующие инструменты:

1) страхование экспортных кредитов;

2) страхование инвестиций;

3) учет рисков при размещении филиалов.

Одновременно управлять рисками можно, гибко

изменяя условия договора. Стороны, составляя договоры, пытаются достичь условия, при которых достигается баланс между рисками и прибылью. С целью

Таблица 2

Факторы и симптомы политического риска

Наименование фактора Весовое значение

Организованность в общественной системе

Стабильность политического режима 8

Стабильность правительства 8

Легитимность органов власти 5

Сопротивление оппозиции 4

Вес данного раздела, всего 25

Управление событиями

Роль государственных органов (влияние) 8

Состояние законодательства (юридические гарантии) 8

Состояние органов власти (коррупция) 5

Влияние извне 4

Вес данного раздела, всего 25

Состояние отношений

Уровень эксплуатации занятых 8

Социальное неравенство (по доходам) 8

Религиозно-этнические противоречия 5

Безработица, беженцы 4

Вес данного раздела, всего 25

Последствия (события)

Массовые акции протеста 8

Антиконституционные действия органов власти 8

Преступность 5

Угроза целостности системы 4

Вес данного раздела, всего 25

управления рисками можно гибко изменять различные разделы договора. К таким мы относим, в частности, условия (базис) поставки, условия и способ осуществления оплаты, уровень наценки и пр. Наименее трудоемким, на наш взгляд, является метод применения наценки во внешнеторговом контракте. В целях настоящей статьи мы ограничимся определением влияния политических рисков на уровень наценки внешнеторгового договора.

Для учета и страхования от политических рисков, нами предлагается варьировать величину наценки в зависимости от политических рисков. Исходя из оценки уровня политического риска, нами предложена формула по учету политического риска в величине для наценки стоимости оборудования:

К = 0,003 (100-х) +1 (1),

где К — коэффициент наценки стоимости,

х — уровень политического риска.

Применяя предложенную формулу для стран-партнеров и учитывая результаты анализа политических рисков в этих странах, представленных в табл. 4, мы получаем следующие коэффициенты для стран-партнеров.

Как показывает анализ табл. 5, предприятию ООО «Уралмаш-Инжиниринг» будет целесообразно применять величину дополнительной наценки в зависимости от уровня политического риска в стране-партнере. Наценка на оборудование, поставляемое в Польшу, составит 8,7 %, в Турцию — 11,8%, в Индию — 13,9 %, в Китай — 17,2 %.

Таблица 3

Показатели политических рисков стран-партнеров

Страна Состояние органов власти Оценка демократии в стране действие закона Международное сотрудничество Политическая и социальная интеграция Уровень социальных напряжений Социально- экономический уровень

Польша 5,3 9 8,8 8,7 7,8 2,6 8

Турция 4,4 8 7,3 8,3 7,3 3,6 5

Индия 3,3 6,8 7,5 8 7,3 5,2 5

Китай 3,5 3,37 2,3 7,7 2,3 5,8 5

Выводы.

Участникам внешнеторговой деятельности целесообразно учитывать уровень политического риска в стране партнере, в зависимости от которого варьировать условия внешнеторговых контрактов.

Условиями внешнеторговых контрактов, которые могут изменяться с учетом политических рисков, на наш взгляд, являются базис поставки, условия платежа, величина наценки. Наименее трудоемким, по мнению авторов, является варьирование уровня наценки.

Величина политических рисков может определяться как комплексная оценка на основе анализа мировых агентств Standart and Poors, Рейтинг OECD, Всемирный банк, Freedom House, Transparency International.

Авторами предложена формула, на основе которой возможно определение уровня дополнительной наценки на основе значения политических рисков.

Учет политических рисков при внешнеторговой деятельности позволит предприятию улучшить качество дебиторской задолженности, повысить эффективность управления ею, что в итоге положительно отразиться на ликвидности, прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта.

Таблица 4

Политический риск стран-партнеров

Страна Рейтинг Уровень политического риска

Польша 1 70,78

Турция 2 60,53

Индия 3 53,51

Китай 4 42,54

Таблица 5

Величина наценки для внешнеторгового контракта с учетом

политических рисков

Страна Коэффициент

Польша 1,087

Турция 1,118

Индия 1,139

Китай 1,172

Литература

1. Государственная политика и управление : учебник / под ред. Л. В. Сморгунова. М. : Российская энциклопедия, 2006. 347 с.

2. Подколзина И. А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска // Регион: экономика и социология. 2003. № 3. С. 11-19.

3. Джус И. В. Политические риски: оценка, анализ и управление. М., 2004.

4. Быченков Д. В. Методы и прикладные модели анализа и оценки политических рисков // Вестник Российского университета дружбы народов. Российский университет дружбы народов. 2007. С. 70-78.

5. Братерский М. В. Экономические инструменты внешней политики и политические риски. М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 231 с.

6. Официальный сайт «Библиотекарь». URL: http://www. bibliotekar.ru (дата обращения: 18.05.2011).

7. Официальный сайт Статсофта. URL: http://www.statsoft.ru (дата обращения: 18.05.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Официальный сайт правозащитной организации Freedom House. URL: http://www.freedomhouse.org (дата обра щения: 18.05.2011).

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks.ru (дата обраще ния: 18.05.2011).

10. Официальный сайт Партнерской сети webplan.ru. URL: http://www.webplan.ru (дата обращения: 18.05.2011).

11. Официальный сайт «Европейские деньги». URL: http://www.euromoney.com (дата обращения: 18.05.2011).

12. Официальный сайт рейтинговой службы Standard & Poor's. URL: http://www. standardandpoors. ru (дата обра щения: 18.05.2011).

13. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития. URL: http://www. oecdru.org/ oecd_rf (дата обращения: 18.05.2011).

14. Официальный сайт Всемирного Банка. URL: http://www. worldbank.org/eca/russian (дата обращения: 18.05.2011).

15. Официальный сайт Transparency International. URL: http://www.transparency.org (дата обращения: 18.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.