Научная статья на тему 'Влияние политических лидеров через личные блоги'

Влияние политических лидеров через личные блоги Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
919
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / БЛОГИ / POLITICAL SCIENCE / REGIONAL POLITICAL LEADERSHIP / BLOGS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рябушко Александр Николаевич

В статье на примере Ульяновской области рассматривается роль личных блогов в формировании политического имиджа региональных лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of personal blogs in forming the political image of regional leaders is considered on the example of Ulyanovsk region.

Текст научной работы на тему «Влияние политических лидеров через личные блоги»

Александр РЯБУШКО

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ЧЕРЕЗ ЛИЧНЫЕ БЛОГИ

В статье на примере Ульяновской области рассматривается роль личных блогов в формировании политического имиджа региональных лидеров.

The role of personal blogs in forming the political image of regional leaders is considered on the example of Ulyanovsk region. Ключевые слова:

политология, региональное политическое лидерство, блоги; political science, regional political leadership, blogs.

Политическим лидерам в современных условиях приходится иметь дело с технологическими вызовами, которые могут существенно повлиять на карьерный рост и публицитный капитал1. У каждого пользователя сети Интернет появилась воз -можность создать личный блог — личный интернет -дневник, кото -рый, по сути, выполняет функцию персонального средства массо -вой информации и форума для обсуждения различных проблем, инициатив и предложений. Это является вызовом, который ставит под вопрос профессиональные компетенции политических лиде -ров, будь то государственные служащие исполнительного, зако -нодательного или федерального органов государственной власти2. Использование компьютерных технологий рассматривается прези дентом России и губернатором Ульяновской обл. как необходимый элемент в работе современного госслужащего. В Ульяновской обл. работе в сети Интернет уделяется повышенное внимание. Регион является единственным в России, где с января 2011 г. все члены правительства и директора департаментов по поручению губерна -тора в обязательном порядке ведут свои блоги в различных соци альных сетях3. Сам губернатор Сергей Морозов ведет три блога в социальных сетях Twitter, Живой журнал и ВКонтакте. В контексте высказывания экс - президента России Дмитрия Медведева: «Я счи -таю, что если госслужащий не умеет пользоваться компьютером и не знаком с тем, как вести себя в интернете, он просто подлежит увольнению, потому что он профессионально не пригоден»4, — руко -водители Ульяновской обл. заранее получили политический имму -нитет от риска увольнения. Благодаря дальновидности губернатора Ульяновской обл. С. Морозова, регион и его лидеры — чиновники высшего звена автоматически подтвердили свое лидерство в сфе -рах Интернета и информационно коммуникационных технологий. Несмотря на сомнения ряда экспертов и критические выступления в средствах массовой информации, уже к середине 2011 г. личные блоги руководителей Ульяновской обл. стали одними из ключевых генераторов контента для СМИ, а руководители — продвинутыми

РЯБУШКО

Александр Николаевич — аспирант УлГУ, начальник информационного отдела Управления делами Ульяновской области

a_ryabushko@mail.ru

1 Капитал публичности, который может конвертироваться в другие преиму -щества и выгоды, например деньги.

2 Экстраполяция и отождествление понятий «политический лидер» и «государственный гражданский служащий» в рамках данной статьи связано с обще -российской тенденцией, когда политическими лидерами, как правило, являются государственные должностные лица.

3 Список блогов руководителей размещен на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области // http://ulgov.ru/page/index/permlink/ id/3494/

4 http://ria.ru/society/20111109/484824350.html 17:22 09/11/2011 РИА «Новости».

пользователями сети Интернет через мобильные телефоны и планшетные ком -пьютеры.

Можно сделать предположение, что создание и ведение личных блогов в столь массовом формате1 позволило упрочить лидерские позиции как руководства Ульяновской обл. в целом, так и отдельных ее руководителей в частности. Помимо повышения открытости и доступности власти, установления новых социальных связей, блоги стали инструментами для решения прикладных политических задач и выполнения смежных функций.

Во-первых, блог позволяет сделать замер общественного мнения. Он позво -ляет провести опрос среди его посетите лей на любую тему и практически мгно венно получить ответ. Важно, что отвечать на вопросы будут люди, которые заинте ресованы или имеют отношение к затра гиваемой теме, т.е. представители целевой аудитории руководителя. В данном случае блог выполняет функцию социологиче ской службы.

Во - вторых, блог позволяет организовать выброс в публичное пространство соци -ально значимой информации. Реалии рыночной экономики свидетельствуют о том, что для донесения информации до целевой аудитории необходимы финан совые средства. Печатная площадь, эфир ное время и труд сотрудников редакций СМИ имеют свою цену. Журналист, созда -вая продукт, должен иметь возможность «продать» его своей редакции, а редак -ция — своему читателю. Однако многие социально значимые темы, имеющие большой интерес для конкретной группы населения, не представляют интереса для журналистского сообщества, т.к. не отве -чают целому ряду критериев. Зачастую подобная информация сложна для вос приятия, требует подробных разъяснений и на первый взгляд кажется скучной и не заслуживающей внимания, хотя в дей -ствительности она оказывает существен ное влияние на образ жизни населения. К таким темам относятся: оплата жилищно -коммунальных услуг, льготы и субсидии, меры социальной поддержки и многие другие. Возможности СМИ не всегда дают возможность дать подробные разъясне ния и довести информацию до конечного

1 По состоянию на 13 октября 2011 года блоги вели 65 региональных руководителей (см. www. ulgov.ru ).

получателя, ведь медийные продукты имеют пространственно временные ограничения, такие как печатные пло -щади, эфирное время на радио и ТВ и др. Личный блог дает возможность разместить информацию, дать подробные разъясне -ния, ответить на вопросы и, самое глав -ное, довести информацию до конкретного человека. Таким образом, блог выполняет функцию СМИ.

В - третьих, блог является еще одним инструментом поиска кадров. По дей -ствующему законодательству2 государ ственные органы должны размещать объявления о вакансиях на официаль -ных сайтах и на страницах официальных газет. Однако аудитория этих сайтов очень велика и разнообразна, а информации на официальных сайтах и в официальной прессе чрезвычайно много, поэтому объ -явление о приеме на работу может поте ряться в потоке информации и не дойти до потенциальных кандидатов. Учитывая то, что блог руководителя читают преиму щественно представители конкретной отрасли, то при размещении в блоге объ явления о вакансии со ссылкой на объ -явление на официальном сайте возрастет число людей, который позвонят, придут лично или направят резюме3. Блог в дан -ном случае выполняет функцию кадро -вого агентства.

В -четвертых, — это инструмент лобби. Большинство руководителей-лидеров включены в процесс законотворчества, разработки и принятия нормативно правовых актов. Блог дает возможность произвести замер общественного мнения по отношению к законопроекту, опреде лить его проблемные стороны еще до того, как документ начнет свой долгий путь согласования в соответствии с действую щими порядками и сроками. Благодаря обратной связи, полученной через блог, лидер сможет подготовить аргументацию, внести изменения в документ либо вовсе отказаться от его разработки. Но если руководитель поймет, что политические силы используют его блог как инструмент

2 Правила публикации по каждому объявлению о вакансии регулируются распоряжением Правительства Ульяновской области по конкрет ной вакансии.

3 В среднем эта цифра возрастает в 2 раза по сравнению с числом кандидатов, претендующих на вакансию, прочитав о ней на официальном сайте или в официальной газете.

grass roots lobbying1, он сможет принять адекватные меры для того, чтобы его доку мент был принят.

В пятых, блог позволяет прогнозиро вать информационные риски. В блогах есть возможность мгновенного просмо тра ленты с записями подписчиков блога. Особенности акций протеста и голодовок 2010—2011 гг. в Ульяновской обл. пока -зывают, что за неделю до того, как про блема появится на страницах прессы и на экранах телевидения, она появляется в блогах, на форумах и в социальных сетях. Регулярный просмотр лент записей дает возможность руководителю быть в курсе потенциальных и реальных рисков, при нять адекватные меры и подготовиться к вопросам оппонентов и журналистов.

Феномен регионального политиче -ского лидерства благодаря блогам можно измерить качественно и количественно. В качественном измерении предоставля ется возможность выявить силу влияния, которое лидер оказывает на аудиторию. В количественном измерении — регуляр -ность и периодичность этого влияния, насколько оно постоянно. В рамках диа лектического закона перехода количе ственных изменений в качественные были проведены сначала мониторинг, а затем контент - анализ официальных блогов чле -нов правительства и директоров департа -ментов Ульяновской обл. Мониторинг был проведен с 1 января по 30 сентября 2011 г. Были проанализированы 74 блога, но с учетом ротации кадров руководителей к 30 сентября стало возможным учитывать лишь 65 блогов. Установлено, что по мере снижения числа записей (что отмечалось в августе 2011 г., когда блоги обновлялись в среднем 1 раз в две недели) отдельные руководители попадали «под огонь» кри -тики со стороны губернатора на ежене дельных аппаратных совещаниях. После этого обновление блогов вновь произво -дилось 1—2 раза в неделю. Главным выво -дом этого мониторинга явилось утверж дение, что все руководители, за исклю -чением двоих (губернатор Ульяновской обл. С. Морозов и заместитель предсе дателя правительства Ульяновской обл. С. Опенышева), 1—2 раза в неделю обнов -ляли свои блоги и, следовательно, обла -дали примерно одинаковыми количе -

ственными показателями. Двое вышеука -занных руководителей имели на момент мониторинга по три блога в различных социальных сетях, которые они обновляли либо несколько раз в день, либо более 2 раз в неделю. По этому показателю губер натор Ульяновской обл. С. Морозов воз -главил рейтинг активности губернаторов в Интернете, который составил Институт региональной политики2. Контент - анализ проведен в сентябре 2011 г. Его целью было установить силу влияния лидеров блоггеров на общественное мнение и аудиторию. Для этого были проанализи рованы блоги, актуальные по состоянию на сентябрь. Была установлена прямо пропорциональная зависимость между числом записей и числом друзей и подпи савшихся и числом сообществ, в которых состоит руководитель блоггер. Можно сделать вывод о том, что если руководи тель проявляет активность в блоге, то она имеет не выборочный, а общий характер. Говоря о силе влияния, которое лидер -блоггер оказывает на общественность, можно отметить, что оно тем больше, чем выше его показатели по контент анализу. Чем выше эти показатели, тем большее распространение получает размещаемая им информация, и, следовательно, тем большая аудитория ее читает, что говорит о степени влияния конкретного лидера.

Влияние политического лидера в бло госфере и сети Интернет являлось в 2011 г. одним из ключевых факторов, определяю щих феномен политического лидерства. С большой долей уверенности можно экс траполировать лидерство в сети Интернет на лидерство в его классическом пони мании. Реальность такова, что повестка дня формируется отныне в блогах и сети Интернет, соответственно, значительная часть содержания материалов средств массовой информации формируется на основе материалов блогов.

Следовательно, лидерство в блогах вле чет за собой лидерство на экранах теле видения и на страницах печатных СМИ. В связи с отсутствием эмпирического материала сложно говорить об обратном эффекте, но факт значительного влия ния лидерства в сети Интернет на другие сферы жизни остается несомненным.

1 Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в 2 Комсомольская правда // http://www.kp.ru/

России. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007, с. 166. daily/25657/820109/ 25.03.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.