«Z. geol. Wiss.», 1974, Bd 2, S. 889—909. — Graf О. — «Arbeitsphysiologie», 1933, Bd 7, S. 358—380. — H a m p p H.—«Arch. Psychiat. Nerven Kr., 1961, Bd 201, S. 355—377. — К 1 e i t m a n N. Sleep and Wakefulness. Chicago, 1963, p. 552.
Поступила 18/VI 1975 r.
AN ANALYSIS OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE ВIORHYTHMOLOGIC ASPECT
V. A. Doskin, N. A. Lavrentieva
The rhythm of the functional state of the body was studied in 225 students by means of Hampp's questionnaire method in modification of the authors Of the group examined 25 per cent of the students were found to have «the morning type» of a working capacity, 40 per cent had «the evening type» and 35 per cent were arrhythmic. The incidence of a hypertonic stare was higher among the students of the «morning type» than that among the students of the «evening type» The authors recommend to take into account the biorhythmologic features of the body in hyeienic standardization of conditions and regimens of work and rest of students.
УДК 614.774:576.8:632.05
Проф. Е. И. Гончарук, В. В. Украинский, канд. мед. наук В. И. Циприян, канд. бнол. наук И. И. Шевцова
ВЛИЯНИЕ ПОЛИХЛОРПИНЕНА НА МИКРОФЛОРУ И БИОЛОГИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ПОЧВЫ
Кафедра коммунальной гигиены Киевского медицинского института, кафедра микробиологии Киевского университета
Многими отечественными и зарубежными исследователями показано, что внесение в почву химических веществ может послужить причиной неблагоприятных изменений в почвенных микробных сообществах. Это может сказаться на активности почвенной микрофлоры и, следовательно, на способности почвы к самоочищению. Поэтому при установлении предельно допустимых концентраций химических веществ в последней одним из показателей вредности, которые учитываются при этом, является изучение влияния химического вещества на микрофлору и биологическую активность почвы (Е. И. Гончарук и В. И. Циприян).
С целью поиска наиболее чувствительных микроорганизмов к воздействию химических веществ и обоснования методов оценки напряженности почвенных ферментативных процессов мы изучали влияние полихлорпи-нена (ПХП) на почвенную микрофлору и ее ферментативную активность с применением широкого круга методов исследований. Исследования проводили с дерново-среднеподзолистой супесчаной почвой (почвенный горизонт 0—20 см, содержание гумуса 0,96%, рН 5, обменная кислотность 0,022 мг-экв на 100 г почвы); в эту почву вносили ПХП в количествах, создающих концентрации 0,5, 1 и 10 мг/кг. Выбор последних обусловлен тем, что концентрация 0,5 мг/кг соответствует допустимому содержанию пестицида в почве, концентрация 1 мг/кг создается в почве при применении эффективных доз препарата, а концентрация 10 мг/кг выбрана из тех соображений, что первое время после внесения пестицида уровень его в поверхностном слое почвы будет примерно в 20 раз выше, чем при пересчете вносимого количества на весь пахотный горизонт. В целях создания оптимальных условий для проявления жизнедеятельности почвенной микрофлоры влажность почвы постоянно поддерживали на уровне 60% полной влаго-емкости.
В начале опыта, а также через 10, 20 и 30 дней учитывали общее количество микроорганизмов методом люминесцентной микроскопии с использованием счетных капилляров Б. В. Перфильева и методом посева почвенной суспензии на почвенный агар; количество грибов — на сусле — агаре, количество актиномицетов — на крахмалоаммиачном агаре, каталаз-
ную, дегидрогеназную, протеазную и нитрифицирующую активность почвы (А. Ш. Галстян; И. Н. Ромейко). Наряду с этим методом тонкослойной хроматографии определяли количество ПХП в почве.
При изучении влияния ПХП на количественный состав почвенной микрофлоры мы остановились потому, что методом капилляроскопии по Б. В. Перфильеву с последующей люминесцентной микроскопией этот метод позволяет наиболее точно отразить состояние последней при воздействии на нее химических веществ, так как учитывает количество сво-бодноживущих и прикрепленных форм. Кроме того, люминесцентная микроскопия при обработке почвенной суспензии акридиновым оранжевым дает возможность не только подсчитать общее количество микробных клеток в 1 г почвы, но и отличить живые микробные клетки от мертвых, что наиболее полно и достоверно характеризует состояние почвенной микрофлоры (И. И. Шевцова и В. В. Украинский).
При внесении в почву ПХП в концентрациях 0,5 мг/кг мы не обнаружили достоверных различий в составе и количестве почвенной микрофлоры по сравнению с контрольным образцом. В состоянии почвенной микрофлоры при действии концентраций 1 и 10 мг/кг обнаружены следующие изменения. Внесение ПХП в количестве 1 мг/кг не вызывает заметного снижения общего количества микроорганизмов. Наибольшее снижение (6%) общей численности микробов на 7-й день эксперимента сменяется увеличением количества микрофлоры до уровня контроля (почва без внесения пестицида). Более выраженные изменения отмечаются в почве при внесении в нее ПХП на уровне 10 мг/кг. Максимальное снижение количества микробов при такой концентрации достигает 10%. Однако к 30-му дню эксперимента количество микробов возрастает и достигает содержания их в контрольном образце почвы. Сопоставляя результаты изучения общего количества почвенных микроорганизмов с помощью посева на почвенный агар и путем непосредственного учета в капиллярах Б. В. Перфильева, можно заключить, что посев суспензии почвы на питательную среду дает чрезвычайно разноречивые результаты. Поэтому желательно при выявлении воздействия пестицидов на почвенную микрофлору шире использовать метод непосредственного наблюдения за микрофлорой почвы.
По нашим данным, наибольшее снижение количества грибов отмечается в первые 10 дней эксперимента, причем с увеличением дозы происходит более значительное снижение количества грибов. Так, если при дозе 1 мг/кг количество грибов на 10-й день эксперимента составляет 76,7% контроля, то при дозе 10 мг/кг — ?8,3%. Однако к 30-му дню количество грибов в опытных почвенных образцах также достигает значения, аналогичного тому, которое обнаруживается в контрольной почве.
Несколько другое действие оказывает ПХП на почвенные актиноми-цеты. При дозе препарата 1 мг/кг в течение 10 дней выявляется даже увеличение количества лучистых грибов. Вместе с тем при дозе препарата 10 мг/кг в те же сроки наблюдается уменьшение количества актиномнцетов. К концу 4-й недели количество актиномицетов в опытных почвенных образцах по этому показателю сравнивается с контролем. Следовательно, наши данные свидетельствуют о том, что наименее чувствительны к воздействию ПХП актнномицеты.
Судя по результатам ранее проведенных исследований (Е. И. Гонча-рук), количественное изменение микроорганизмов в почве еще не свидетельствует о ее высокой биологической активности. Это согласуется с данными ряда отечественных авторов, которые показали, что вредные вещества могут вызывать снижение напряженности микробиологических процессов в почве без заметного уменьшения численности почвенных микроорганизмов и, напротив, увеличение почвенной биологической активности не всегда сопровождается резким увеличением количества микрофлоры.
Для того чтобы сделать заключение о характере воздействия пестицида на почвенную микрофлору и вызываемые ею процессы, мы параллельно
изучили влияние препарата на некоторые ферментативные реакции, протекающие в почве, прежде всего на ее дегидрогеназную, протеазную, ката-лазную и нитрифицирующую активность. Установлено, что внесение ПХП в названных выше дозах заметно не влияет на каталазную и нитрифицирующую активность почвы. Дегидрогеназная активность к 10-му дню повышается, причем особенно значительно при дозе ПХП 1 мг/кг. Протеазная активность, напротив, заметно снижается и составляет при дозе 1 мг/кг 82,3% по сравнению с контролем и 74,6% при дозе 10 мг/кг.
Сопоставляя данные количественного учета микроорганизмов в почве при внесении ПХП с показателями ее ферментативной активности, можно видеть, что дегидрогеназная активность почвы в нашем опыте в значительной степени коррелировала с количеством почвенных актиномицетов, а протеазная — с развитием почвенных грибов. Следовательно, при изучении препаратов, избирательно действующих на актиномицеты, целесообразно определять дегидрогеназную активность почвы, при действии на грибы — протеазную.
Анализ данных, касающихся остаточных количеств ПХП в почве, показывает, что значительная часть его к концу опыта разрушается. Так, к концу 3-го месяца эксперимента остаточное количество ядохимиката составляет 10% при концентрации 1 мг/кг и 25% при концентрации 10 мг/кг. Механизм разрушения ПХП, по всей вероятности, обусловлен комплексом химических (гидролиз, взаимодействие с компонентами почвенного раствора) и биологических (действие ферментных систем почвенных микроорганизмов) факторов, выяснение которых должно явиться предметом специального изучения.
Выводы
1. При установлении ПДК химических веществ в почве следует определить наиболее чувствительный вид почвенных микроорганизмов к тому или иному препарату, так как различные физиологические группы почвенных микроорганизмов обладают избирательной чувствительностью к ядохимикатам. В наших исследованиях наибольшую чувствительность к ПХП проявляли грибы, наименьшую—актиномицеты.
2. Изучение влияния химических веществ на почвенную микрофлору должно предусматривать не только их количественный учет, но и специфическую биологическую активность. Так, если наиболее чувствительными к действию химического вещества являются грибы, то целесообразно исследовать протеазную активность, а если актиномицеты — то дегидрогеназную.
3. Количественный учет почвенной микрофлоры следует проводить в капиллярах Б. В. Перфильева с последующей люминесцентной микроскопией вместо посева почвенной суспензии на питательную среду. Однако при этом не исключается возможность применения метода посева почвенной суспензии на оптимальную питательную среду.
4. Внесение ПХП в почву с оптимальной для развития микроорганизмов влажностью в концентрации 0,5, 1 и 10 мг/кг не оказывает заметного отрицательного влияния на общее количество почвенных микроорганизмов, а вызывает лишь кратковременное нарушение микробного равновесия при концентрациях 1 и 10 мг/кг.
Л И Т Е Р А Т У Р А. Г а л с т я н А. Ш. — «Докл. АН Армянск. ССР», 1956, № 2, с. 61—65. — Галстян А. Ш. — »Докл. АН СССР», 1964, т. 156, № 1, с. 166— 167. — Ромейко И. Н. — «Почвоведение», 1969, № 10, с. 18—22. —Шевцова И. И., Украинский В. В. — «Микробиология», 1974, № 2, с. 310—315.
Поступил» 16/УП 1975 г.
THE EFFECT OF POLYCHLORPINEN ON MICROORGANISMS AND THE BIOLOGICAL ACTIVITY OF THE SOIL
E. I. Concharuk, V. V. Ukrainsky, V. I. Tsipriyan, I. I. Shevtsova
The authors studied the activity of polychlorpinen on microorganisms of the soil and its biological activity. The introduction of this poisonous chemical compound into the soil at concentrations of 1 and lOmg/kg causes only a short-term disturbance of the balance of microorganisms, a rise of the dehydrogenase and a fall of the protease activity.
УДК 614.73:[в 13.281:639.21
А. Н. Марей, Г. И. Гнеушева, О. А. Баландин, Е. Г. Репина,
Г. А. Кузнецова
ПРЕСНОВОДНАЯ РЫБА КАК ИСТОЧНИК НЕКОТОРЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
При загрязнении пресноводных водоемов радиоактивными веществами одним из основных путей поступления их в организм человека является миграция по пищевым цепям, преимущественно с рыбой. Такой путь особенно значим в условиях водоемов с низким солевым составом воды и несколько повышенной температурой, так как при этом уровни накопления соответствующих изотопов в тканях рыбы в 2—3 раза выше обычных. Вместе с тем поступление ряда радиоактивных изотопов из рыбы в готовую пищу может быть существенно уменьшено соответствующей обработкой сырья.
В литературе этот вопрос освещен недостаточно (А. Н. Марей и соавт.: А. А. Скрябин и соавт.; Л. Н. Нечаев и соавт.; А. Г. Пакуло). Поэтому мы задались целью поставить эксперимент, чтобы более детально изучить его, имея в виду установить влияние различных приемов обработки рыбы на величину потерь содержащихся в ней некоторых радиоактивных изотопов (Сб137, Бг90, 2пвъ и Со60). Материалом для исследования служили чебаки весом 50—60 г, постоянно обитавшие в экспериментальном водоеме, вода которого относится к гидрокарбонатно-кальниевому типу со сравнительно низкими уровнями минерализации (плотный остаток — 280 мг/л, кальций — 24 мг/л).
Между содержанием изучавшихся радиоактивных изотопов в водоеме и тканях рыбы установилось равновесное состояние, что позволило определить коэффициент накопления 1 (см. табл. 1).
Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют об относительно высоких уровнях накопления гпвБ и Сб137 в обеих тканях, а Бг80— в костях.
Из выловленной рыбы удаляли внутренности, чешую и жабры. В качестве метода консервирования применяли сухую засолку свежевыловлен-ной рыбы с последующей выдержкой ее в течение нескольких суток под небольшим грузом. Для этой цели использовано 30 экземпляров рыб. В качестве метода термической обработки применена варка рыбы, моделирующая приготовление ухи, с добавлением и без добавления поваренной соли. Кипячение тканей рыб проводили в течение 15 мин. Для опыта использовали пресную воду при отношении количества ее к весу тканей рыбы, приблизительно равном 3:1. Поваренную соль добавляли из расчета 15 г на 1л воды. Всего проведено 3 варианта варки: варка костей, варка мышечной ткани и
1 Коэффициент накопления — отношение
удельной активности изотопа в тканях рыбы
к его удельной активности в воде.
Таблица 1
Коэффициент накопления изучавшихся изотопов в тканях рыбы
Изотопы Мышцы Кости
Csu' 770 530
Sr»° 28 510
Zne* 1440 5940
Со«4 45 75