Научная статья на тему 'Влияние пола подростков на содержание предъявляемых ими образов'

Влияние пола подростков на содержание предъявляемых ими образов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние пола подростков на содержание предъявляемых ими образов»

Гоцева Ю.А.

Влияние пола подростков на содержание предъявляемых ими образов

Интерес к проблеме самопредъявления личности в общении существенно возрос в отечественной психологии за последнее десятилетие. Этому способствовали многие социальные процессы в нашем обществе, которые заставили людей задуматься над тем, какими они выглядят в глазах окружающих, и как можно повлиять на формирование представлений о себе у партнеров по общению. Самопредъявление рассматривается нами как намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определенного (чаще всего позитивного) образа у окружающих. Одна из наиболее трудных задач в изучении индивидуальных особенностей самопредъявления состоит в ответе на вопрос, как ребенок, а затем подросток, научается подавать себя в общении с окружающими людьми, какой образ себя он выстраивает в глазах окружающих людей.

Большую роль в этом процессе играют социальные ожидания, которые существуют в каждой культуре относительно поведения представителей разного пола. Каждый человек старается показать себя в соответствии с этими ожиданиями для того, чтобы получить одобрение со стороны окружающих людей. В последние годы в отечественной психологии появились работы, посвященные анализу различий в самоописаниях мужчин и женщин [1; 2], а также восприятию подростками образов мужчин и женщин [3]. Однако различия в самопредъявлении подростков разного пола в отечественной психологии не исследовались.

Задачей описываемой части нашего исследования было изучение содержательных характеристики образов, предъявляемых подростками разного пола в межличностном общении.

Эмпирическим объектом данного исследования выступили школьники 10-х классов: 50 девушек и 50 юношей. В качестве методики для диагностики индивидуальных особенностей самопредъявления подростков использовался тест СМО (самопредъявление в межличностном общении), разработанный И.П.Шкуратовой на основе техники репертуарных решеток Дж. Келли [4].

Процедура выполнения этого теста состоит из двух этапов. На первом этапе испытуемому предлагается ролевой список, который включает лиц из ближайшего окружения, и испытуемый должен подобрать конкретных людей, выполняющих эти роли. В данном исследовании ролевой список включал следующих партнеров по общению: мать, отец, сестра, брат, друг, подруга, классный руководитель, одноклассник, одноклассница. На втором этапе испытуемому предлагался список из 50 черт личности, и давалась инструкция представить мысленно общение с каждым человеком из ролевого списка и подумать, какое качество он демонстрирует в общении с ним в первую очередь. Затем испытуемый должен был оценить, насколько он стремится выглядеть таким же в общении с другими людьми, пользуясь оценками:

WWW.PRO.RSU.RU

2 балла - очень стремлюсь, 1 балл - стремлюсь иногда, 0 - совсем не стремлюсь. Таким способом испытуемый заполнял таблицу оценок, в которой строками были предъявляемые качества, а столбцами люди, в адрес которых они предъявляются.

Наиболее часто избираемыми качествами у юношей оказались следующие характеристики: взрослый (82% респондентов у казали его в ответах), сильный (80%), у мный (66%), уверенный (62%), способный (56%), ответственный (48%), дружелюбный (42), воспитанный и независимый (по 36 %), современный (34%). В сумме на эти качества приходится 60% всех выборов, поэтому можно считать, что они являются основой обобщенного образа, предъявляемого юношами в общении.

Девушки в общении с окружающими наиболее часто предъявляют следующие качества: дружелюбная (отметило 66% респонденток), понимающая (56%), надежная (54%), способная (48%), эмоциональная (40%), внимательная (40%), общительная (36%), откровенная (35%), ответственная (34 %), современная (33%). Именно эти качества можно считать базовыми в образе, предъявляемом девушками в отношении разных лиц из ближайшего окружения.

Если сравнить эти качества с теми, которые наиболее часто назывались юношами, то видно, что совпадают только четыре качества: способный, ответственный, дружелюбный и современный, но и они имеют разную частоту встречаемости. Нетрудно заметить, что обобщенные образы, которые демонстрируют подростки, вполне соответствуют фемининному типу у девушек и маскулинному у юношей.

Для более обобщенного анализа все перечисленные характеристики были разделены на семь групп: деловые, интеллектуальные, альтруистические характеристики, характеристики, указывающие на близость в отношениях респондента с другими людьми, характеристики, являющиеся социально одобряемыми, характеристики привлекательности и социально неодобряемые качества. Степень представленности категорий определялась числом подростков, назвавших ту или иную характеристику.

Как показал анализ данных, юноши чаще всего демонстрируют в процессе общения деловые, социально одобряемые и альтруистические качества. Вторую позицию занимают характеристики привлекательности и интеллектуальные качества. Демонстрация близости отношений и социально неодобряемых качеств осуществляется юношами наиболее редко (например, по сравнению с деловыми качествами реже в пять раз).

Наиболее часто демонстрируемыми категориями у девушек оказались деловые, альтруистические качества и характеристики привлекательности. Среднюю позицию заняли социально одобряемые качества и характеристики близости отношений. Интеллектуальные качества занимают шестое место по частоте предъявления в общении, и совсем редко девушки у мышленно демонстрируют социально неодобряемые качества.

Нами был проведен анализ влияния пола партнера по общению на степень предъявления фемининных и маскулинных качеств подростками, который показал следующую тенденцию. Юноши стремятся в общении с представителями обоих

полов предъявлять маскулинные черты, причем различий в степени предъявления этих характеристик мужчинам и женщинам не наблюдается. Фемининные черты предъявляются ими в два раза меньше, независимо от пола партнера по общению.

У девушек стратегия самопредъявления более сложная. В общении с лицами своего пола девушки предъявляют больше маскулинные черты, а в общении с противоположным полом - фемининные. Иначе говоря, представительницам своего пола они склонны предъявлять образ уверенных в себе, способных, ответственных, самостоятельных и умных девушек, а мужчинам и юношам образ привлекательных, обаятельных, веселых, понимающих, дружелюбных, нежных и эмоциональных.

Подводя итог анализу влияния пола подростков на содержание предъявляемых ими образов, можно заключить следующее. Юноши склонны предъявлять в общении традиционный мужской образ с преобладанием маскулинных черт, включающий деловые, интеллектуальные черты и характеристики, одобряемые социумом, позволяющие добиться у спеха.

Девушки склонны предъявлять более многогранный образ, включающий как традиционно женские качества (альтруистические, характеристики привлекательности и черты, указывающие на близость отношений), так и маскулинные (деловые и интеллектуальные характеристики).

Литература

1. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. -2001. - №3. - C. 91-100.

2. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 107-115.

3. Харламенкова Н.Е. Образы мужчины и женщины у подростков // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - C. 140-153.

4. Шкуратова И.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология: достижения и перспективы. - Ростов-на-Дону: изд-во Фолиант, 2004. - C. 267-283.

Gotseva Y.A.

Influence of the sex of teenagers on the content of images manifested by them

During the last decade an interest to a problem of self-presentation of personality in communication has considerably increased in native psychology. It was promoted by many social processes in our society which forced people to think of what they look in opinion of encirclement and how is it possible to influence on formation of representations about themselves among partners of communication. We consider self-presentation as the intentional and realized behaviour directed on creation of certain image (more often positive) in encirclement. One of the most difficult problems in studying specific features of self-presentation consists in the answer on a question: how a child, and then a teenager trains in presenting himself in communication with surrounding people, what image of self he forms in opinion of surrounding people.

In this process great role is played by social expectations concerning behaviour of representatives of the different sex, which exist in each culture. Each person tries to express himself in accordance to these expectations in order to meet with surrounding people's approval. Last years in native psychology there appeared works devoted to analysis of distinctions in self-descriptions of men and women [1; 2], and also to teenagers' perception of images of men and women [3]. However, in native psychology, the distinctions in self-presentation of teenagers of different sex were not examined.

The problem of a described part of our research was examination of substantial characteristics of the images shown by teenagers of different sex in interpersonal communication.

Empirical object of this research is presented by scholars of 10th form: 50 girls and 50 young men. As a technique for diagnostics of specific features of self-presentation of teenagers it was used the SIC test (self-presentation in interpersonal communication) developed by I.P. Shkuratova on the basis of the technique of repertoire lattices of J. Kelly [4].

Procedure of implementation of this test consists of two stages. At the first stage the role list which includes persons from the nearest environment is offered to an examinee; the examinee should pick up concrete persons who are carrying out these roles. In this research the role list included following partners of communication: mother, father, sister, brother, friend, girlfriend, class teacher, schoolmate. At the second stage the list of 50 personal features was offered to an examinee; the instruction was to imagine the dialogue with each person from the role list and to think about a quality he demonstrates first of all in dialogue with him. Then an examinee should estimate the degree of aspiration for looking the same in communication with other people, using estimations: 2 points - I aspire very much, 1 point - I aspire sometimes, 0 - I do not aspire at all. In such a way an examinee filled

www.pro.rsu.ru

the table of estimations in which lines presented qualities and columns presented people attributing this qualities.

The most often selected qualities among young men were: adult (82 % of respondents have specified it in the answers), strong (80 %), clever (66 %), assured (62 %), capable (56 %), responsible (48 %), friendly (42), brought up and independent (in 36 %), modern (34 %). Summary these qualities form 60 % of all elections, therefore, it is possible to consider that they are the basis of the generalized image shown by young men in communication.

In communication with encirclement girls most often show following qualities: friendly (have noted 66 % examinee), understanding (56 %), reliable (54 %), capable (48 %), emotional (40 %), attentive (40 %), sociable (36 %), frank (35 %), responsible (34 %), modern (33 %). It is possible to consider these qualities are base in the image manifested by girls concerning different persons from the nearest environment.

If we compare these qualities with those that were most often elected by young men it is obvious that only four qualities coincide: capable, responsible, friendly and modern, but even they have different frequency of occurrence. It is easy to notice, that generalized images manifested by teenagers correspond to feminine type at girls and masculine type at young men.

For more generalized analysis all listed characteristics were divided into seven groups: business, intellectual, altruistic characteristics, characteristics specifying intimacy in relations of the respondent with other people, characteristics being socially approved, characteristics of appeal and socially disapproving qualities. The degree of presence of categories was determined by a number of teenagers named this or that characteristic.

As the analysis of data has shown young men more often represent business, socially approved and altruistic qualities in communication. The second position is occupied by characteristics of appeal and intellectual qualities. Demonstration of intimacy of relations and socially disapproving qualities is most seldom carried out by young men (for example, in comparison with business qualities it is five times as less).

As most often manifested categories girls had business, altruistic qualities and characteristics of appeal. The average position was occupied by socially approved qualities and characteristics of intimacy of relations. Intellectual qualities take the sixth place in frequency of manifestation in communication and absolutely seldom girls deliberately show socially disapproving qualities.

We have made the analysis of influence of the sex of the partner of communication on a degree of presentation of feminine and masculine qualities of teenagers that showed the following tendency. In communication with representatives of both sexes young men aspire to show masculine features, and distinctions in a degree of presentation of these characteristics to men and women are not observed. Feminine features are shown by them twice less, irrespective of the sex of the partner of communication.

Strategy of self-presentation of girls is more difficult. In communication with persons of the same sex girls manifest more masculine features, and in communication

with the opposite sex they manifest feminine features. In other words, they are inclined to manifest to representatives of the same sex the image of self-assured, capable, responsible, independent and clever girls, and to men and young men they manifest the image of attractive, charming, cheerful, understanding, friendly, gentle and emotional girls.

Summing up the analysis of influence of the sex of teenagers on the contents of images manifested by them, it is possible to conclude the following. In communication young men are inclined to manifest a traditionally man's image with prevalence of masculine features, including business, intellectual features and characteristics approved by society which allow to become successful.

Girls are inclined to manifest more versatile image including as traditionally feminine qualities (altruistic, characteristics of appeal and the features specifying intimacy of relations) and masculine qualities (business and intellectual characteristics).

The Literature

1. Vizgina A.V., Pantileev S.R. Manifestation of personal features in self-descriptions of men and women // Questions of psychology, 2001, v.3, 91-100.

2. Kosheleva Y.P. Self-presentation of lonely people in the text of newspaper announcements // Questions of psychology, 1998, v. 2, 107-115.

3. Harlamenkova N.E. Images of man and women among // Modern psychology: Status and prospects of researches. M., publishing house 'Institute of psychology of the Russian Academy of Science', 2002, pp. 140-153.

4. Shkuratova I.P., Gotseva Y. A. Self-presentation of teenagers in interpersonal dialogue // Applied psychology: achievements and prospects. Rostov-on-Don, publishing house 'Volume', 2004, 267-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.