Научная статья на тему 'Влияние поколения Z на сетевое литературное творчество Китая'

Влияние поколения Z на сетевое литературное творчество Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / поколение Z / сетевая литература / сетература / интернет-литература / традиционная литература / Китай / social networks / generation Z / network literature / neterature / internet literature / traditional literature / China

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна, Поподько Екатерина Александровна, Поподько Анастасия Александровна

Объект исследования – сетевая литература Китая, предмет – участие центениалов в ее формировании и развитии. Цель – изучить влияние поколения Z на сетевое литературное творчество Китая. Приводятся определение поколения Z, характеристика объекта исследования, история становления сетевой литературы Китая и 3 основных периода ее развития, сравнение сетевой литературы и традиционной, преимущества и недостатки интернет-литературы. Описано влияние цифровых технологий на поколение Z, на их читательскую грамотность и культуру чтения. Материал – статистика с сайтов Yi En Consulting и Qidian, научные публикации. Выбор центениалов случаен и содержит книги жанра фэнтези, любовный роман и хронофантастику. Авторы поколения Z и читатели сетевой литературы имеют приблизительно одинаковый возраст и ценности, похожее воспитание, предпочтения в литературном стиле и интересы, поэтому писатели поколения центениалов могут удовлетворить потребности читателей. Сделан вывод, что сетевая литература не является альтернативой традиционной литературе, а выступает следующей ступенью ее эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generation Z and Chinese Neterature

The article describes the generation of centennials aka Generation Z and their role in literary creativity. Digital technologies have a great impact on their reading habits. The research featured the phenomenon of neterature, or network literature, and the role of Chinese centennials in it. The authors defined the concept of generation Z and compared traditional literature with online literature. They used such sites as Yi En Consulting and Qidian to give a brief history of Chinese neterature, which they divided into three main periods. Centennials rely on random choice and prefer contemporary literature, mainly fantasy, chronofantasy, and romance. Centennial online authors and readers are of approximately the same age and share the same values, upbringing, literary preferences, and interests, which makes it easier for the writers to meet the market needs. Online literature is not an alternative to traditional literature, but rather its next evolution stage. Currently, it is the most dynamic part of literature, and its influence on the young generation can hardly be overestimated.

Текст научной работы на тему «Влияние поколения Z на сетевое литературное творчество Китая»

° ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ © 2023. Галиуллина С. Д., Поподько Е. А., Поподько А. А.

^ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 2023. Том 2. № 4 Влияние поколения Z на сетевое литературное творчество

э -а

U U S S

CT

t^ оригинальная статья

JS

Влияние поколения Z

на сетевое литературное творчество Китая

Галиуллина Светлана Дмитриевна

Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия

https://orcid.org/0000-0002-6816-9959 galiullinasd@rusoil.net Поподько Екатерина Александровна Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия

https://orcid.org/0000-0002-0168-4817 Поподько Анастасия Александровна Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия

https://orcid.org/0000-0002-8099-787X

Поступила в редакцию 21.02.2023. Принята после рецензирования 21.03.2023. Принята в печать 28.03.2023. Аннотация: Объект исследования - сетевая литература Китая, предмет - участие центениалов в ее формировании и развитии. Цель - изучить влияние поколения Z на сетевое литературное творчество Китая. Приводятся определение поколения Z, характеристика объекта исследования, история становления сетевой литературы Китая и 3 основных периода ее развития, сравнение сетевой литературы и традиционной, преимущества и недостатки интернет-литературы. Описано влияние цифровых технологий на поколение Z, на их читательскую грамотность и культуру чтения. Материал - статистика с сайтов Yi En Consulting и Qidian, научные публикации. Выбор центениалов случаен и содержит книги жанра фэнтези, любовный роман и хронофанта-стику. Авторы поколения Z и читатели сетевой литературы имеют приблизительно одинаковый возраст и ценности, похожее воспитание, предпочтения в литературном стиле и интересы, поэтому писатели поколения центениалов могут удовлетворить потребности читателей. Сделан вывод, что сетевая литература не является альтернативой традиционной литературе, а выступает следующей ступенью ее эволюции.

Ключевые слова: социальные сети, поколение Z, сетевая литература, сетература, интернет-литература, И традиционная литература, Китай О

Цитирование: Галиуллина С. Д., Поподько Е. А., Поподько А. А. Влияние поколения Z на сетевое литера- О турное творчество Китая. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 2. № 4. С. 275-284. https:// С doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-4-275-284 И

Я

С

full article С

Л Д В

Svetlana D. Galiullina

Н

Ufa Petroleum Technical University, Ufa, Russia

https://orcid.org/0000-0002-6816-9959 В

И

H

Ekaterina A. Popodko ^

Ufa Petroleum Technical University, Ufa, Russia Ь

https://orcid.org/0000-0002-0168-4817 О

Anastasia A. Popodko S1

К

Ufa Petroleum Technical University, Ufa, Russia

Generation Z and Chinese Neterature

® galiullinasd@rusoil.net

https://orcid.org/0000-0002-8099-787X

Received 21 Feb 2023. Accepted after peer review 21 Mar 2023. Accepted for publication 28 Mar 2023.

<<

Н И

Abstract: The article describes the generation of centennials aka Generation Z and their role in literary creativity. A

Digital technologies have a great impact on their reading habits. The research featured the phenomenon t

s

of neterature, or network literature, and the role of Chinese centennials in it. The authors defined the concept £

of generation Z and compared traditional literature with online literature. They used such sites as Yi En Consulting and Qidian to give a brief history of Chinese neterature, which they divided into three main periods. Centennials rely on random choice and prefer contemporary literature, mainly fantasy, chronofantasy, and romance. Centennial online authors and readers are of approximately the same age and share the same values, upbringing, literary preferences, and interests, which makes it easier for the writers to meet the market needs. Online literature is not an alternative to traditional literature, but rather its next evolution stage. Currently, it is the most dynamic part of literature, and its influence on the young generation can hardly be overestimated.

Keywords: social networks, generation Z, network literature, neterature, internet literature, traditional literature, China Citation: Galiullina S. D., Popodko E. A., Popodko A. A. Generation Z and Chinese Neterature. Virtual Communication and Social Networks, 2023, 2(4): 275-284. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-4-275-284

Z CD

U

z

о

и

l-J <

> z

сл £ Q P I—

СЛ

l-J <

U

5E

a

о

СЛ

О

5E

a

Введение

В конце XX в. интернет-технологии сыграли важную роль в становлении художественной литературы. Тесное взаимодействие традиционной литературы и информационных технологий привело к возникновению феномена, в дальнейшем получившего название сетература или сетевая литература. В широком смысле сетевая литература - это все литературные произведения, опубликованные в социальной сети. В узком смысле это работы, появившиеся в Интернете благодаря его техническим возможностям, поэтому их нельзя без потерь перенести на традиционный носитель литературы, т.е. на бумагу, поскольку при этом особенный характер, образ произведения разрушаются, и произведение обесценивается [Сарин 2016]. Таким образом, сетевая литература представляет собой совокупность опубликованных в Интернете литературных текстов, специально созданных для публикации на сетевых порталах.

На сегодняшний день это уникальное явление современной культуры. Огромная индустрия, которая бросила вызов традиционным печатным изданиям и авторитетным авторам. Такая форма литературы возникла «как результат запрограммированных манипуляций символами и объединения в сеть компьютеров и их пользователей» [The aesthetics... 2007]. Появление новых медиатехнологий повлияло на развитие книжной отрасли: за счет технологических возможностей Интернет предоставил сетевым писателям множество преимуществ, недоступных для традиционных писателей. Например, появилась возможность изменять текст в любое время, включать в свое произведение видеофайлы и изображения, строить коммуникацию с читателями.

Данное явление практически сразу получило популярность среди начинающих писателей, не имеющих возможности, достаточных средств и, как правило, известности для публикации своих

произведении в литературных журналах или для издания собственных художественных текстов в печатном формате. Первыми появились сайты, где публиковались произведения, по неизвестным причинам не опубликованные на традиционных бумажных носителях. Автору было достаточно выложить текст на свою страницу в сети и у него практически мгновенно появлялся собственный круг читателей. Постепенно число таких писателей увеличивалось, выпускались новые произведения, которые впоследствии активно обсуждались в Интернете. Популярность публикаций посредством цифровых технологий была связана с тем, что не требовала каких-то особых навыков, достаточно было написать текст и выложить его в Сеть.

Читатели же получили возможность высказать автору свое мнение о произведении напрямую, обсудить его с другими читателями и даже поучаствовать в творчестве. Например, дать совет, как лучше повернуть сюжет или стилизовать конец произведения. Поначалу такое стирание границ буквально опьяняло писателей и читателей. Последние чувствовали, что могут писать книги так же, а может быть, даже лучше. В связи с этим число авторов сетевой литературы в мире стало увеличиваться огромными темпами.

Сетевая литература отличается от традиционной тем, что она не зависит от читателей. Авторы, публикующиеся в Интернете, создают произведения на бесплатной основе, поэтому существует вероятность, что их интеллектуальная собственность будет кем-то украдена. В традиционной литературе же авторство подтверждается издательством. Также сетевые авторы стремятся охватить большие аудитории, не зацикливаются на каком-то конкретном сюжете. Сетевая литература подвержена моде и трендам. Интернет-писатели не только имеют четкое представление об изменениях в реальном

мире, но и перенимают более модные литературные веяния разных стран и регионов, часто следуют читательским предпочтениям, стремятся привлечь читательское внимание.

Отношения между автором и читателем сетевой литературы имеют формат, отличающийся от такового в традиционной литературе. Существует понятие коллективное авторство, когда каждый читатель имеет право вносить коррективы при написании книг. Это дает возможность развивать и популяризировать такие произведения, которые не могли быть опубликованы в традиционном формате в силу различных причин.

Таким образом, традиционная и сетевая литература - это не разные формы изображения действительности. Современным требованием к литературе является изображение иного литературного мира, и в некоторых аспектах эти два вида литературы расходятся, а в некоторых между ними прослеживается связь. Сетевая литература означает продолжение традиционной литературы в ином формате, и несмотря на содержание рассматриваемых вопросов, этот процесс зависит от критического мышления современного читателя. Писатели активно размещают посты в Интернете, при этом у каждого есть своя аудитория, право выбора, а анализ всего идейного смысла произведения остается за читателем [Мирзакаримова 2021].

Безусловно, сетевая литература имеет не только преимущества, но и недостатки, связанные, прежде всего, с особой нестабильностью интернет-пространства. Сюда относится, например, высокая вероятность плагиата (кражи контента), обесценивание литературного пространства и легкомысленное его восприятие из-за легкости публикации. Однако для начинающих авторов онлайн-литература гораздо доступнее и дешевле традиционной, что зачастую перекрывает все минусы.

В Китае отправной точкой развития сетевой литературы стало произведение «Первый интимный контакт», написанное Цай Чжихэном (хулиганом Цаем) в 1998 г. и опубликованное на BBS. В этой книге главный герой (который носит то же имя, что и автор) знакомится и влюбляется в девушку по имени Цинву Фейян в Интернете. В конце концов они встречаются в реальной жизни и становятся парой, гуляя днем и болтая в сети ночью. Однако после некоторого времени совместной жизни у Цинву Фейян диагностируют системную красную волчанку, болезнь оказывается смертельной, и роман заканчивается тем, что главный герой находит и читает письмо, которое

Цинву Фейян написала для него перед смертью. «Первый интимный контакт» признан «новаторским произведением онлайн-романов», а также первым романом-бестселлером в истории Интернета в Китае. Если «Первый интимный контакт» считать первым произведением сетевой литературы в Китае, то интернет-литературу там можно разделить на три периода развития:

1. Первый этап совпадал с началом становления Интернета (1998-2003 гг.). В этот период литературные произведения в основном бесплатно публиковались на форумах, и тогда же начали появляться такие веб-сайты, как Banyan Tree, Tsinghua Shuimu и Longgang. Признание получили такие сетевые авторы, как Син Юсен, Нин Кайшен, Ю Баймэй, Ли Сюньхуань.

2. Второй этап - период компьютерного процветания и развития (2004-2013 гг.). Время, когда все вебсайты стали изучать модель получения прибыли. Наиболее важным признаком является то, что китайский веб-сайт Qidian разработал модель платного чтения. Сформировались определенные жанры китайской сетевой литературы.

3. Третий этап - это период получения авторами дивидендов (2014 - настоящее время). Примером настоящих интернет-площадок для публикации и получения прибыли может служить вышеупомянутый веб-сайт Qidian, работающий на основе системы подписки. Изначально автор подписывает договор с площадкой, поддерживающей интересующий его функционал. Когда читатель желает продолжить чтение произведения дальше ознакомительного фрагмента, он сталкивается с необходимостью купить на него подписку. Процент от прибыли получает веб-сайт, на котором оно было опубликовано, а остальная прибыль принадлежит автору. Размер процента зависит от условий конкретного договора.

Каждое поколение имеет свои особенности, в первую очередь мировоззренческие и ценностные, которые формируются в силу объективных условий жизни его представителей. Поколение Z (центени-алы) - первое поколение в истории, не заставшее жизни без всепроникающего Интернета и высоких технологий. Это те дети, которые с малых лет включали компьютеры и планшеты, смотрели на них мультфильмы, видеоблоги. Сегодня для них сеть Интернет - это такой же привычный и необходимый атрибут жизнедеятельности, как пища, одежда, жилье и т. д. Центениалы не помнят, какой была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и планшетами более 8 часов в день. На каждый шаг у них

©

И

Л О

п

о ©

п К И

M

И

п п Л

M

Д о

В

А

Н И

ta В

И

4

н

А Л

оН

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 К

о

<< Н И К А Ц И И

Z

CD £

U Z

о

и

l-J <

> Z

СЛ £ q

P I—

СЛ

l-J <

и 5E

a

о

СЛ

О

5E

a

есть приложения, которые они используют так же естественно, как дышат. Взрослым часто сложно угнаться за их темпом, их раздражает, что дети постоянно «сидят в телефоне или в компьютере», совершенно не читают книг. «Мы читали классическую литературу, а их терпения едва хватает на то, чтобы прочитать короткий пост в соцсетях», - говорят родители поколения Z. С одной стороны, это правда так - достаточно понаблюдать, как они отвлекаются на телефон или скользят взглядом по поверхности новостной ленты в течение рабочего дня. Но, с другой стороны, если вы заинтересовали центениала, вы можете быть уверены, что с этого момента он будет дотошно изучать поступившую информацию.

Поколение Z (или центениалы) - термин, используемый в мире для обозначения поколения людей, родившихся примерно в 1997-2012 гг., которые значительно отличаются от своих предшественников поколения ^ Данное поколение придерживается принципа «жить настоящим», предпочитая проводить время в свое удовольствие и стараясь ни о чем особо не беспокоиться. Главная цель их жизни - быть счастливыми. Под словом счастье поколение Z обычно подразумевает физический и психологический комфорт, а также некую свободу наряду с возможностью посмотреть мир. Если спросить центениалов, чем бы они хотели заниматься в своей жизни, то большинство из них ответило бы «путешествовать и отдыхать». Путешествовать они предпочитают с близкими друзьями или семьей, потому что чаще всего находятся с ними в тесном контакте.

Не последнюю роль в жизни поколения Z играет поддержание своего здоровья, социальной активности и хобби. По своей натуре центениалы -люди творческие, склонные к разносторонней деятельности, и предпочитают работу, связанную с созданием чего-то нового. Поколение Z интересуется искусством, инновациями, музыкой. Они стремятся воспользоваться каждой возможностью, предоставляемой жизнью, никогда не останавливаются на достигнутом. Достаточно прагматичны, готовы решать сразу несколько задач, обладают сетевой логикой и нелинейным мышлением. Центениалы уже живут в цифровом веке, к которому общество только приспосабливается. В Китае поколение Z также называют поколением одного ребенка, поскольку там многие центениалы родились в период осуществления политики «Одна семья - один ребенок».

Поколение Z воспринимает себя как особое цифровое поколение, которое не только само преуспевает в цифровом мире, но и помогает адаптироваться пожилым людям: скорость изменений породила феномен обратной передачи опыта от молодых старым, что, в свою очередь, заметно укрепило связи в малых группах [Bresler et а1. 2022]. Представители поколения Z креативны, умеют работать с техникой и технологиями, отсюда и другое название - Интернет-поколение.

Выросшие в мире непрерывных обновлений социальных сетей, поколение Z гораздо быстрее обрабатывают информацию по сравнению с предыдущими поколениями. Они могут делать несколько дел одновременно: сидеть в Интернете, смотреть и комментировать видео, делать репосты. Не представляют своей жизни без цифровых технологий, воспринимают их как данность. В соцсетях и работают, и отдыхают, легко переключаясь между ними. Ценя тесный круг общения, представители поколения Z предпочитают общаться не вживую, а посредством текстовых сообщений, с помощью эмодзи, картинок и видео1. В ситуациях, когда гад-жеты не используются для живого общения с человеком, центениал испытывает состояние растерянности и беспокойства.

В жизни целого поколения появился предмет, который стал последним, на который смотрят каждую ночь перед сном, и первым, к которому тянутся после пробуждения. Он используется, чтобы знакомиться с людьми, общаться, развлекаться, находить дорогу, покупать и продавать вещи. С его помощью стало возможным отслеживать места, куда мы ходим, людей, с которыми общаемся, и чем мы занимаемся. Мы рассчитываем на то, что он поможет нам убить время, заполнить пробелы, которые раньше занимали так много нашей жизни [Третьякова, Церковникова 2021]. Именно с помощью социальных сетей и телефона центениалы учатся общаться с разными группами сверстников и взрослых людей, преодолевая зачастую конфликтные ситуации; стремятся выделиться в этой среде (создать свой уникальный бренд) и усердно работать, если тема и люди им интересны.

С учетом условий воспитания родителями поколения X, можно утверждать, что дети-центениалы растут в доверительной атмосфере. Они прекрасно понимают, что их родители готовы пойти ради них на все и сделать многое, чтобы они были счастливы.

Портнягина М. Друга заказывали? Огонек. 2019. № 25. С. 1-4. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3997842 (дата обращения: 19.01.2023).

Современная молодежь с уважением относится к своей семье, ценностям, которые она прививает. Дети поколения Z более свободны внутренне по сравнению с их родителями, обладают развитым эмоциональным интеллектом. Семья играет не последнюю роль в развитии и будущем становлении центениалов. Это не просто группа людей, которая собирается за столом один или два раза в год. Представители поколения Z много раз в день общаются с членами своей семьи через мессенджеры и социальные сети, не считая это общение менее важным, чем личный контакт [Конструирование образа... 2022].

Также важно отметить, что дети этого поколения не всегда отличают виртуальную жизнь от реальной. Они могут отказаться от традиционного образования, объясняя это отсутствием практического применения знаний, которые им дают в школе и университете. Тем не менее они занимаются самообразованием при помощи цифровых технологий, не выходя из дома. Например, многократно просматривая видеоролики на YouTube или читая интересующие каналы в Telegram, WeChat. Поколение Z иначе воспринимает информацию не только из-за предпочтений при выборе формата, но и из-за физиологических характеристик. Современные дети менее усидчивы, чем их родители, продолжительность концентрации внимания центениалов составляет всего 8 секунд [Новых 2019].

Исходя из этого, поколению Z гораздо сложнее воспринимать традиционный формат обучения. Кто-то быстрее схватывает новый материал, а кому-то нужно больше времени чтобы разобраться. Поэтому большинство представителей данного поколения отдают предпочтение онлайн-обучению. Согласно опросу McKinsey, центениалам удобнее учиться на цифровых платформах, чем в традиционных учебных заведениях. В таком формате каждый может самостоятельно определить темп прохождения материала и сконцентрировать усилия на отдельных темах, пробелах в знаниях2.

В мобильных приложениях их интересуют только те вкладки, которые содержат самый популярный и свежий контент. То же самое относится и к чтению. То, что они не читают много книг, это нормально, поскольку это не их источник информации. Они

не выросли в библиотеках, с книгами в руках и фонариком под одеялом. Поколению Z не нужно собирать данные по крупицам, они всегда у них под рукой на смартфоне: Google знает все. Тем не менее представители поколения Z оказывают существенное влияние на развитие, содержание и основные ценностные ориентации сетевой литературы, т. к. именно они являются самой многочисленной группой читателей в этом сегменте.

Итак, какую же роль играет поколение Z в среде сетевой литературы? Согласно Отчету об исследовании достоверности чтения литературы в Интернете после 1995 года рождения, опубликованному Yuewen Group в мае 2017 г., доля группы 19-24 лет составила 45,1 %, что немного выше, чем 40,9 % группы 25-29 лет. Доля других возрастных групп составила всего 13,3 %3. В мире онлайн-литературы поколение Y - поколение людей, родившихся примерно с 1981 г., когда-то называемых основным поколением онлайн-литературы, уже не имеет перевеса по масштабам чтения сетевой литературы, в 2017 г. его обогнало поколение Z. Более того, в 2018 г. количество интернет-пользователей поколения Z увеличилось почти на 20 % по сравнению с прошлым годом. В соответствии с этой тенденцией нетрудно сделать вывод, что в ближайшие несколько лет разрыв между основным поколением и поколением Z будет увеличиваться.

Представители поколения Z также оказывают существенное влияние на развитие, содержание и основные ценностные ориентации сетевой литературы. Согласно отчету QuestMobile, к 2020 г. в Китае насчитывалось около 362 млн интернет-пользователей в возрасте до 25 лет, таким образом, число центениалов, пользующихся Интернетом, превысило число миллениалов. При этом, в то время как подавляющее большинство из них использовали мобильные телефоны для выхода в Интернет, общая продолжительность серфинга в Интернете превысила 10000 минут в год, а ежегодный прирост времени, проведенного в сети, составил 26,6 %. Среднее время пребывания в Интернете в течение дня выросло на 24,8 % и составило 447,7 минут или почти 7,5 часов [Rabogoshvili et al. 2022].

Среди представителей поколения Z актуальна литература, способная улучшить жизнь человека,

Francis T., Hoefel F. 'True Gen': Generation Z and its implications for companies. URL: https://www.mckinsey.cOm/~/media/McKinsey/ Industries/Consumer%20Packaged%20Goods/Our%20Insights/True%20Gen%20Generation%20Z%20and%20its%20implications%20for%20 companies/Generation-Z-and-its-implication-for-companies.pdf (accessed 20 Jan 2023).

3 Поиск фактов о чтении литературы в Интернете после 1995 года. Yi En Consulting. URL: http://www.199it.com/archives/594573.html (дата обращения: 12.02.2023).

© И Л

О

П

О ©

п К

И

M И

п

п Л

M

Д

о В

А Н И

S В

И

4

H

А Л

оН

о

5 К

о

<< Н И К А Ц И И

Z

CD £

U Z

о

и

l-J <

> Z

СЛ £ q

P I—

СЛ

l-J <

и 5E

a

о

СЛ

О

5E

a

настроение, вдохновить на новые идеи. Это книги, которые знакомят читателя с любовью, вселяют надежду на прекрасное будущее, позволяют отождествить себя с героями, преодолевающими трудности и побеждающими обстоятельства. Книги, которые приносят пользу и заряжают энергией. Поколение Z очень гибкое, мгновенно адаптируется к новому. Чаще всего молодые люди выбирают что-то конкретное, простое и по делу. Такие читатели все чаще выбирают книги с минимальным количеством текста, с цитатами и иллюстрациями. Они визуалы. Для поколения Z интернет-литература является не только одним из способов времяпровождения, но и служит важным каналом для получения знаний. При помощи комментариев к постам они выражают свою любовь к Родине, проявляют чувство национальной гордости и патриотизма, продвигают свои культурные особенности. В 2022 г. в комментариях, оставленных пользователями приложения Qidian, слово Китай появлялось более 300 тыс. раз, словосочетание любовь к стране - 15 тыс. раз. В отчете о развитии сетевой литературы отмечено, что поколение Z оказало сильное влияние на направления творчества, ценностные ориентации и функции литературы в Интернете4.

Авторы поколения Z и читатели сетевой литературы имеют примерно одинаковый возраст и ценности, похожее воспитание, предпочтения в литературном стиле и интересы, поэтому писатели поколения центениалов могут удовлетворить потребности читателей. Желание молодых авторов реализовать свои независимые качества и самореализоваться находит отклик у юных читателей. По сравнению с прошлым, многим авторам из этого молодого поколения требуется меньше времени, чтобы стать известными, а некоторые даже сделали себе имя всего одной книгой. По сравнению с другими формами контента, такими как видео, интернет-литература имеет более короткий цикл создания, более высокую плотность информации и быстрее отражает передовые культурные тенденции и популярные элементы, опережая коммуникативные тенденции сетевой культуры. Среди наиболее популярных у читающей публики Китая жанров - любовные романы, фэнтези, а также хро-нофантастика (произведения, где рассказывается

о путешествиях во времени). Интерес к деструктивным сюжетам и страхам сходит на нет, детективы и ужасы уже не так актуальны. Чтобы привлечь читателей, авторы должны не только придумывать невероятные повороты, но и каждый день публиковать продолжение в несколько тысяч иероглифов, иначе читатели отпишутся. Некоторые авторы откладывают свои публикации, потому что они больше не могут следовать задуманному сюжету или давлению постоянного добавления новых глав.

Многие читатели за рубежом интересуются культурой Китая, а переведенные и написанные произведения кажутся им свежим и наиболее полно отражающим ситуацию на сегодняшний день источником информации, что увеличивает число читателей произведений китайской сетевой литературы. С точки зрения концепции потребления, по сравнению с другими поколениями, поколение Z демонстрирует тенденцию презирать стоимость и больше ценить интересы5. Они готовы платить за произведения, которые им нравятся, а как только оно набирает популярность и получает большое количество отзывов, усиливается желание его прочитать у других пользователей. Возьмем в качестве примера Фэн-Лин Тянься, который входит в число двенадцати главных авторов онлайн-литературы. У него большое количество поклонников, но с точки зрения возрастной структуры большинство этих поклонников в возрасте до 30 лет, в то время как процент поколения Z, людей в возрасте до 25 лет, достигает 71 %. При поддержке своих молодых фанатов Фэн-Лин Тянься не только получает значительные вознаграждения за клики и рекомендации своей работы, но и увеличивает количество своих читателей, обретая все большую популярность.

Многие писатели, получившие признание и издавшие книги, начали свою деятельность в сетевой литературе. Например, Ши Юэ, опубликовавший в своем блоге исторический роман «Истории о династии Мин». Книга стала очень популярной среди интернет-читателей, а затем и среди покупателей. В результате в 2011 г. Ши Юэ стал одним из самых богатых писателей Китая. Первый роман популярного блогера Хан Хана «Тройная дверь» был издан миллионным тиражом, а сам он стал одной из самых известных фигур в современном Китае. Знаменитый писатель Цай Цзюнь, получивший

Поколение Z оказало глубокое влияние на сетевое литературное творчество в Китае. Жэньминь жибао. 2022. URL: http://russian.people. com.cn/n3/2022/0414/c31516-10083951.html (дата обращения: 01.02.2023).

5 Generation Z more willing to pay for Web novels. Shenzhen Daily. URL: http://www.szdaily.com/content/2021-06/04/content_24270680.htm (accessed 1 Feb 2023).

титул «китайского Стивена Кинга», тоже пришел из среды сетевой литературы. Были изданы его книги, две из них - «Вирус» и «Заклинание» - переведены на русский язык. Также готовят экранизацию книг «Заклинание» и «Загородный дом».

У поколения Ъ также пользуются популярностью книги с реалистичным сюжетом, отвечающие эмоциональным потребностям и ценностям данного поколения. Например, в последние годы такие произведения, как «Великий доктор Лин Жань», «Полиция Чаояна», которые привлекли большое внимание, были сосредоточены на обычных хирургах, судьях, сельских учителях. Такие реальные истории не только не вызвали сопротивления у молодых читателей, но неожиданно привлекли бесчисленных поклонников.

Помимо того, что поколение Ъ обеспечивает колоссальный рост внутреннего потребления и является крупнейшей группой читателей сетевой литературы, ему также присущ ряд недостатков. Центениалы привыкли к видео и чтению небольших текстов. Им легко дается обработка большого количества информации, но их мышление поверхностно. Поколению Ъ тяжело читать длинные тексты, вникать в суть [Кондратович 2021]. Для поколения Ъ сжатый контент и справочные материалы стали важными каналами для получения новых знаний, которые дают возможность быстро усваивать информацию.

При чтении книг им не нужно запоминать даты рождения ученых или столицы государств, потому что они всегда могут посмотреть эту информацию в Интернете. Они болезненно относятся к критике в отношении своих проектов от старшего поколения, наставников. Критика неизбежна, но поколение Ъ не готово слушать замечания. Сетевая литература не раз подвергалась критике на протяжении всего своего развития. Основной причиной этого было низкое качество публикуемых работ. Сетература поощряет большую свободу мысли, и это, несомненно, плюс как для авторов, так и для читателей. С другой стороны, увеличивается количество некачественных романов с сомнительным содержанием. Именно эта проблема в последние годы занимает китайское правительство [Бекмеметьева 2016].

Таким образом, каждое поколение меняет мир в соответствии со своими представлениями - и в сфере чтения, и в других сферах. Поколение Ъ не является исключением: его представители все чаще задумываются о важных жизненных ценностях, о том,

чтобы быть сильнее, здоровее, лучше в целом. Они приходят на тренинги, чтобы раскрыть себя, многие начинают писать книги, рисовать, творить. Написание сетевой литературы у данного поколения становится одним из способов самовыражения.

Методы и материалы

Для исследования влияния поколения Z на сетевое литературное творчество Китая был избран информационно-коммуникационный метод, основанный на рассмотрении структуры коммуникаций сетевого взаимодействия, взаимосвязи между писателями и читателями. В рамках информационно-коммуникационного метода предмет исследования, сетевая литература, рассматривается как сообщество автора и читателей, где автор в большинстве случаев является лидером сообщества, а читатели не только пассивно воспринимают информационный продукт автора, но и имеют возможность создать коммуникации между собой, обсуждая книгу, а также комму-ницировать с автором в реальном времени.

В настоящее время читателями и авторами сетевой литературы в основном являются представители поколения цифрового общества - поколения Z, родившиеся в середине-конце 1990 - начале 2000 гг. В настоящие время представители поколения достигли возраста 18-24 лет и активно пребывают в цифровой среде, считая ее естественной средой сетевых коммуникаций. Нужно отметить, что большинство авторов сетевой литературы были и остаются активными читателями сетевой литературы.

Также были применены методы статистического анализа, синтеза, наблюдения, анализ полученных сведений из научных статей и книг. В качестве эмпирического материала была использована соответствующая информация, полученная на таких веб-сайтах, как Yi En Consulting, Qidian.

Результаты

На протяжении 20-летней истории развития китайской сетевой литературы группы читателей и авторов претерпели существенные изменения, в основном в поколении Z (молодежь, родившаяся в период 1997-2012 гг.), с одинаковым возрастом и увлечениями, что делает молодых авторов наиболее востребованными у своих читателей-ровесников [Xiao et al. 2022]. 49-й Статистический отчет о развитии Интернета в Китае, опубликованный CNNIC, показывает, что по со стоянию на декабрь 2021 г. количество пользователей онлайн-литературы в Китае

© И Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

п

о ©

п К

И

M И

п

п Л

M

Д

о В

А Н И

S В

И

4

H

А Л

оН

о

5 К

о

<< Н И К А Ц И И

Z CD

U

z

о

и

l-J <

> Z

СЛ £ 5

P I—

СЛ

l-J <

и 5E

a

о

СЛ

О

5E

a

достигло 502 млн, на 41,45 млн больше, чем в декабре 2020 г., что составляет 48,6 % от общего числа интернет-пользователей6. Отчет о развитии интернет-литературы в Китае за 2020 год, опубликованный Институтом литературы Китайской академии социальных наук, показывает, что в 2020 г. на поколение Z приходилось почти 60 % пользователей китайской литературы7. Это китайцы, которые родились в эпоху Интернета: они готовы платить за контент, следить за культурными продуктами и активно общаться в сети. Особенностью сетературы является общение с единомышленниками, что и привлекает современную молодежь. Если у центениалов появляется возможность высказать свое мнение и переписываться с другими пользователями Сети, количество комментариев растет. В основном читатели обсуждают авторов и героев произведений.

Рынок цифрового чтения в Китае неуклонно растет. Самым успешным автором на платформах для чтения китайской литературы в 2020 г. стал молодой человек с псевдонимом Лаоин Чи Сяоцзи (Орел ест курицу). Его научно-фантастический роман о городской жизни «Смерть всего живого», насчитывающий 7,57 млн персонажей, является самым длинным на платформе, что указывает на то, что это произведение пользуется большим спросом у читателей. Книга также возглавила список по доходам, подпискам и комментариям: в разделе обсуждений было опубликовано более 3 млн сообщений.

Впечатляющих успехов добился и другой автор, родившийся в 1990-е гг., под псевдонимом Яньгуй Чжэнчжуань (Ближе к делу). Его книга «Мой уравновешенный товарищ по учебе», написанная в жанре сянься, который сочетает в себе элементы магии, даосизма, китайской мифологии и буддизма, собрала рекордное количество подписок. Благодаря этой работе слово уравновешенность возглавило список слов года по версии China Literature Corporation.

Ся Дэюань, профессор факультета издательского дела Шанхайского университета науки и технологий, считает, что новое поколение авторов стало важной силой в сетевой литературе, и они не позволяют этому направлению литературного творчества застаиваться. Шао Лихуа, писатель, родившийся в 1990-х гг., уже более десяти лет пишет художественную литературу для Интернета. Она отмечает:

«Молодые писатели вдохнули новую жизнь в сете-ратуру». Литература для Интернета вдохновляет молодежь на креативные эксперименты. Многие молодые люди поколения Ъ создают спин-оффы (художественное произведение, являющееся ответвлением по отношению к другому, уже существующему) на основе своих любимых книг: рисуют портреты персонажей, записывают аудиокниги, воссоздают события произведения в радиоспектакле или помещают в литературный мир новых персонажей. Эта творческая деятельность стала органичным продолжением сетевой литературы и движущей силой ее развития.

На фоне распространения сети Интернет и популярной литературы читательский интерес к традиционной литературе ослабевает. Люди перестали читать серьезные литературные произведения, не в восторге от литературы, затрагивающей острые темы и требующей вдумчивого чтения, и предпочитают читать только в развлекательных целях. Молодежь читает только популярных авторов, считая, что за ними будущее. Для молодых читателей сетевая литература представляет собой не только способ времяпрепровождения, но и постепенно превращается в важный канал получения знаний. Поколение Ъ оказало сильное влияние на направления творчества, ценностные ориентации и функции литературы в Интернете. Стоит отметить, что за последний год реализм стал одним из самых популярных направлений сетевого литературного творчества в Китае.

Заключение

Влияние поколения Ъ на развитие сетевой литературы очевидно. Однако нельзя однозначно говорить о влиянии сетевой литературы на человека, т. к. она имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам можно отнести сближение автора и читателя, возможность проявить себя молодым дарованиям. Кроме того, китайские писатели начинают использовать в Интернете европейские литературные жанры, которые ранее были редкостью в Китае. Отсюда следует, что китайская литература становится все более разнообразной и разносторонней. В профессиональной среде ожидают, что в Интернете появится больше произведений на злободневные темы. Что будет дальше?

The 49th statistical report on China's Internet development. CNNIC. URL: https://www.cnnic.com.cn/IDR/ReportDownloads/202204/ P020220424336135612575.pdf (accessed 12 Jan 2023).

Там же.

Часть литературы, конечно же, безвозвратно уйдет в онлайн. Вполне возможно, что скоро обложки книг будут приравнены к произведениям искусства, а сотрудничество писателей и художников превратится в акт современного творческого самовыражения. Книги станут не просто материалом для чтения, а настоящей пищей для души и ума, культурной инновацией. Их будет интересно не только читать, но и рассматривать, трогать, видеть в них нечто большее, чем просто литературное произведение. Сетевая литература станет наиболее динамично развивающейся частью литературы, при этом сохраняя свою структурную организацию. Если авторы не будут бояться необычных подходов и методов, в будущем кинопродюсеры будут еще больше интересоваться онлайн-литературой.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

Conflict of interests: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи. Contribution: All the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published in this article.

Финансирование: Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Новая среда жизни» программы «Приоритет-2030», УГНТУ проект «Социогума-нитарное конструирование будущего: мегаполис для поколения Z (цифровой сервис-технология "Mega-Z")» на базе созданной в УГНТУ Цифровой междисциплинарной лаборатории конструирования будущего Digital Future.

Funding: The research was part of the strategic academic leadership programs New Living Environment (Priority 2030) and Socio-Humanitarian Design of the Future: Metropolis for Generation Z (digital service-technology Mega-Z) launched by the Digital Interdisciplinary Laboratory of Digital Future, Ufa State Petroleum Technological University.

Литература / References

Бекмеметьева Р. С. Сетевая литература Китая. Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность - X: Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. (Улан-Удэ, 19-21 мая 2016 г.) Улан-Удэ: БГУ, 2016. С. 164-166. [Bekmemeteva R. S. China's Net Literature. Asia-Pacific Region: history and present day - X: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf. of Young Scientists, Ulan-Ude, 19-21 May 2016. Ulan-Ude: BSU, 2016, 164-166. (In Russ.)] https://elibrary.ru/zgtkgx Кондратович А. Г. Что нужно знать вузовской библиотеке о своих пользователях - представителях поколения Z? Менеджмент вузовских библиотек. библиотека на службе университетского образования: XXI Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 19-20 мая 2021 г.) Мн: БГУ 2021. С. 43-49. [Kondratovich A. G. What a university library should know about its users - generation Z? Management of university libraries. Library in university education: Proc. XXI Intern. Sci.-Prac. Conf., Minsk, 19-20 May 2021. Minsk: BSU, 2021, 43-49. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/ljrncf Конструирование образа будущего. Книга вторая. Социальные исследования мегаполиса глазами центиниалов, ред. С. Д. Галиуллина. Уфа: УГНТУ, 2022. 104 с. [Designing an image of the future. Book two. Social studies of the metropolis through the eyes of the centennials, ed. Galiullina S. D. Ufa: USPTU, 2022, 104. (In Russ.)] Мирзакаримова З. В. «Традиционная» и «сетевая» литература в информационном пространстве. Интернет-пространство как вызов научному сообществу XXI века. 2021. № 1. С. 32-36. [Mirzakarimova Z. V. "Traditional" and "network" literature in the information space. Internet-prostranstvo kak vyzov nauchnomu soobshchestvu XXI veka, 2021, (1): 32-36. (In Russ.)] https://doi.org/10.24412/cl-36373-2021-1-32-36 Новых Т. Н. Поколение Z в библиотеке: как заинтересовать чтением за 8 секунд. Библиотека сквозь столетие: автор, читатель, хранитель: Междунар. науч.-исслед. конф. (Вологда, 30-31 мая 2019 г.) Вологода: Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина, 2019. С. 55-58. [Novykh T. N. Generation Z in the library: how to spark the interest in reading in 8 seconds. Library through the century: author, reader, keeper: Proc. Intern. Sci.-Research Conf., Vologda, 30-31 May 2019. Vologoda: Vologodskaya oblastnaya universalnaya nauchnaya biblioteka im. I. V. Babushkina, 2019, 55-58. (In Russ.)] https://elibrary.ru/hwrxko

©

И

Л О

n

о ©

n

К И

м И

п п Л м Д о

В

А

Н И

ta В

И

ч

н

А Л

сг Н

О

S< К

О

<< Н И К А Ц И И

Сарин Л. Сетература как художественное явление: между постмодернизмом и массовой культурой. Преподаватель ХХI век. 2016. № 3. С. 433-440. [Sarin L. Electronic literature as an artistic phenomenon: between post-modernism and mass culture. Prepodavatel XXI vek, 2016, (3): 433-440. (In Russ.)] https://elibrary. ru/wqsbnj

Третьякова В. С., Церковникова Н. Г. Цифровое поколение: потери и приобретения. Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 53-65. [Tretyakova V. S., Tserkovnikova N. G. Digital generation: losses and gains. Vocational Education and Labour Market, 2021, (2): 53-65. (In Russ.)] https://doi.org/10.52944/ P0RT.2021.45.2.004

Bresler M., Galiullina S., Gerasimova D. Transformation of the values of generation Z - residents of the digital society of sustainable development. E3S Web of Conferences, 2020, 208. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020809043

Rabogoshvili A. A., Bresler M. G., Galiullina S. D., Gerasimova D. I., Safina E. A. Global similarities and glocal differences of generation Z in China, the US, and Russia: comparative analysis. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy, 2022, (3): 99-109. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2022-3-41-99-109

The aesthetics of net literature: writing, reading and playing in programmable media, eds. Gendolla P., Schäfer J. Transcript, 2007, 394. URL: http://www.jstor.org/stable/j.ctv371cnc4 (accessed 19 Jan 2023).

Xiao J., Chen D., Tang Q., Suo L., Zhou X., Wang W., Zheng W., Zhou M. 2020 Report on the development of Chinese Internet literature. New Techno Humanities, 2022, 2(1): 1-12. https://doi.org/10.1016/j.techum.2022.100004

Z CD

U

z

о

и

l-J <

> z

сл £ Q P I—

СЛ

l-J <

U

5E

a

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЛ

О

5E

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.