Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ'

ВЛИЯНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СУБКУЛЬТУРА / ВЛИЯНИЕ / ПРОБЛЕМА / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зверева Т.С., Бородина А.А.

На сегодняшний день в жизни современных подростков субкультуры приобретают все большую актуальность. Становится модным считать себя причастным к значимой социальной общности, идентифицируя свою принадлежность с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE ADOLESCENT SUBCULTURE ON SOCIAL BEHAVIOR

Today, subcultures are becoming increasingly relevant in the life of modern teenagers. It is becoming fashionable to consider oneself involved in a significant social community, identifying one's belonging with it.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

УДК 371.315.5

Зверева Т. С. студент Бородина А.А студент

факультет «Физико-математический» Воронежский государственный педагогический университет

г. Воронеж

ВЛИЯНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация: На сегодняшний день в жизни современных подростков субкультуры приобретают все большую актуальность. Становится модным считать себя причастным к значимой социальной общности, идентифицируя свою принадлежность с ней.

Ключевые слова: подросток, субкультура, влияние, проблема, процесс.

Zvereva T.S. student Borodina A.A. student

faculty of Physics and mathematics» Voronezh state pedagogical University

Voronezh

THE INFLUENCE OF THE ADOLESCENT SUBCULTURE ON SOCIAL

BEHAVIOR

Abstract: Today, subcultures are becoming increasingly relevant in the life of modern teenagers. It is becoming fashionable to consider oneself involved in a significant social community, identifying one's belonging with it.

Keywords: teenager, subculture, influence, problem, process.

Значение субкультуры в жизни современного подростка сложно переоценить. Ее влияние и характер деятельности определяет установки, принципы и нормы поведения подростка в обществе. Данное утверждение подтверждается и эмпирическими данными, наибольшая по численному составу группа подростков не принадлежащая какой-либо субкультуре, а также представители субкультуры геймеров, турникменов, паркурщиков.

Определяя особенности влияния подростковой субкультуры на социальное поведение, следует заметить, что поведение подростка в

обществе, характер его деятельности и взаимодействия с другими людьми определяется стремление его к достижению значимой цели и степенью сопричастности к значимому социальному процессу. Последнее в свою очередь определяется уровнем взаимопонимания в семье. Так как любой поведенческий акт подростка основан на стремление получить любовь и признание со стороны значимых ему взрослых. Чем более высокий уровень взаимопонимания в семье, тем мене опасной для личности выступает субкультура.

Наиболее разрушительно на личность подростков, по мнению респондентов, оказывают влияние такие субкультуры как: скинхеды, эмо, растаманы, панки. В наименьшей степени готы и геймеры. Стоит отметить, сходство мнений как в группе подростков, не принадлежащих какой-либо субкультуре, так и в группе подростков, имеющих принадлежность к субкультурному сообществу. Характер влияния в наибольшей степени определяется субкультурой, ее стилем, образом деятельности и поведением самого участника.

Субкультура выступает для подростка источником духовной культуры, благодаря которой он усваивает позитивные социальные нормы и ценностные ориентации. Через вхождение в субкультуру подросток отрабатывает коммуникативные умения и навыки, получает информацию о себе, позволяющую правильно оценивать себя, воспринимать окружающих, строить взаимоотношения.

Субкультура снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Однако влияние субкультуры на социальное поведение подростка, не всегда может быть положительно направленным. Поведение индивида при частного субкультуре, подвержено влиянию толпы и может определяться агрессивностью, нетерпимостью, чрезмерной доверчивостью и даже аморальностью.

Находясь в сообществе, подросток привыкает считать, что тот, кто находится над ним, кому он должен подчиняться, ответственен и лучше знает ситуацию, чем он сам. Данный процесс ведет к обезличиванию личности. Увеличение уровня группового влияния на личность подростка, способствует росту конформизма, обезличивание становится явным и приобретает четкие черты, происходит утрата самосознания, боязнь оценки. Чем более сплоченной является субкультура в психологическом давлении на личность, тем более конформно должен поступать подросток.

В заключении можно отметить, именно в субкультурном объединении подростков реализуется самое важное для данного возраста чувство принадлежности. Мода, атрибуты выступают средством самовыражения, а также знаками, при помощи которых можно отличить «своих», от «чужих». Субкультура-это не только средство идентификации, но и средство взаимодействия и связи. Подросток заявляет о себе, как о

личности, исследует мир, экспериментирует, доказывая различными способами свою исключительность, индивидуальность и отличия от стиля «взрослых». Также, это возможность обретения нового статуса в значимой среде, т.к. признание основополагающих базисов субкультуры является групповым и обязательными, что дополнительно служит способом самоутверждения.

Таким образом, аналогичные и схожие между собой принципы функционирования групп и существования в ней подростков остаются актуальными и не меняются. Проявляться они могут по-разному, но всегда воздействуют на идентификацию подростка и его роль в обществе.

Социальные нормы и требования субкультуры отражаются в личных качествах, ценностной системе координат, чертах подростка, а так в особенностях его социального поведения. Понимание механизмов влияния, которые оказываются на личность молодого человека и его социальное поведение, представляется нам очень значимым, так как дает четкую картину о целях и мотивах подростков, совершенного ими деяния, и определят характер дальнейшей работы.

Использованные источники:

1. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 255 с.

2. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.