Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОДХОДОВ ИММАНУИЛА КАНТА К ОСОЗНАНИЮ СУЩНОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ФИЛОСОФИЮ'

ВЛИЯНИЕ ПОДХОДОВ ИММАНУИЛА КАНТА К ОСОЗНАНИЮ СУЩНОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ФИЛОСОФИЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / БРАК / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД / ИДЕАЛ / НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрытая Оксана Николаевна

В статье исследуются подходы Иммануила Канта к осознанию сущности семейно-брачных отношений и влияние его взглядов на русскую православную философию. Представлена интерпретация трансцендентального идеализма И. Канта его суждений о человеке как о существе духовном способном нравственному самосовершенствованию, интересен взгляд ученого и на супружество, как представление о юридическом договоре. Его патриархальная позиция о мужчине как о главе и добытчике семьи, женщина, по его мнению, не является личность и не обладает гражданской самостоятельностью. Кант отличал любовь (моральную любовь) от полового влечения и ставил дружбу неизмеримо выше любви между мужчиной и женщиной, так как подлинная дружба помогает людям яснее видеть свой нравственный долг. Эти взгляды делали его учение популярным и среди православных философов-теистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Некрытая Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF IMMANUEL KANT’S APPROACHES TO UNDERSTANDING THE ESSENCE OF FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS ON RUSSIAN ORTHODOX PHILOSOPHY

The article examines the approaches of Immanuel Kant to understanding the essence of family and marriage relations and the influence of his views on Russian Orthodox philosophy. The interpretation of I. Kant’s transcendental idealism of his judgments about a person as a spiritual being capable of moral self-improvement is presented, the scientist’s view of marriage as an idea of a legal contract is also interesting. His patriarchal position is about a man as the head and breadwinner of the family, a woman, in his opinion, is not a person and does not have civil independence. Kant distinguished love (moral love) from sexual desire and placed friendship immeasurably higher than love between a man and a woman, since true friendship helps people to see their moral duty more clearly. These views made his teaching popular among Orthodox theist philosophers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОДХОДОВ ИММАНУИЛА КАНТА К ОСОЗНАНИЮ СУЩНОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ФИЛОСОФИЮ»

Влияние подходов Иммануила Канта к осознанию сущности семейно-брачных отношений на русскую православную философию

Некрытая Оксана Николаевна,

старший преподаватель, Владивостокский филиал Дальневосточный юридический институт МВД России

E-mail: ksanak1012@mail.ru.

В статье исследуются подходы Иммануила Канта к осознанию сущности семейно-брачных отношений и влияние его взглядов на русскую православную философию. Представлена интерпретация трансцендентального идеализма И. Канта его суждений о человеке как о существе духовном способном нравственному самосовершенствованию, интересен взгляд ученого и на супружество, как представление о юридическом договоре. Его патриархальная позиция о мужчине как о главе и добытчике семьи, женщина, по его мнению, не является личность и не обладает гражданской самостоятельностью. Кант отличал любовь (моральную любовь) от полового влечения и ставил дружбу неизмеримо выше любви между мужчиной и женщиной, так как подлинная дружба помогает людям яснее видеть свой нравственный долг. Эти взгляды делали его учение популярным и среди православных философов-теистов.

Ключевые слова: духовно-академическая философия, брак, трансцендентальный метод, идеал, нравственная личность.

Всестороннее и глубокое гуманитарное образование представителей духовно-академического теизма предполагало их знакомство с трудами видных западноевропейских философов, что отмечается практически всеми исследователями русской православной философии. Среди целого ряда исследователей бытует единое мнение о сильном влиянии на православных философов-теистов идей Г.В. Лейбница, Х. Вольфа, И. Канта, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Ф.Г. Якоби и др., которые могли приниматься либо подвергаться критике, но в любом случае находили свое отражение в их «смысло-жизненных» поисках.

Поскольку системное осмысление института семьи проводилось академистами преимущественно с нравственно-этических позиций, интерес представляет обращение православных философов к кантовской метафизике нравственности и нравственного воспитания.

Что касается философского осмысления идей нравственности, то здесь, по меткому замечанию А.Ф. Кирилловича, И. Кант доставил «для христианской философии немало услуг, особенно в борьбе с другими противохристи-анскими учениями» [5, с. 398]. Иллюстрацией к приведённой цитате может послужить работа представителя казанского теизма А. Лозового «Проблема нравственного воспитания у Гюйо (изложение и философско-богословская оценка)» [2]. Автор, опираясь на трансцендентальный метод Канта, подвергает критике социальную «философию жизни» Ж.-М. Гюйо [3] в части позитивистских представлений о формировании нравственности и морали. «... мы можем сказать вместе с Кантом, что разум непосредственно и сам по себе,независимо от каких-либо мотивов, определяет волю, а это и значит, что чистый раз-

I А

156

ум является практическим: сознавать известный образ поведения разумным и желать его осуществления - одно и тоже...» [7, л. 90-91]. «... Абсолютный идеал нравственного совершенства не может быть конкретно выражен в терминах опыта и эмпирически никогда не может быть вполне осуществлён. Вся наша нравственная жизнь, все нравственное развитие отдельного человека и всего человечества предполагает такой абсолютный идеал, без него жизнь была бы лишена всякого смысла. Идея осуществления «Я» путём достижения идеального духовного состояния упирается в вечность и бесконечность. Последний этап на этом длинном пути мы должны мыслить как соединение индивидуального «Я» с «Я» универсальным, т.е. как слияние человека с Божеством» [9, л. 94-96].

Влияние этического учения Канта на философов из духовных академий обнаруживается в ходе критики последними нравственно-религиозной концепции В.С. Соловьева. Эта критика была в значительной степени основана на кантовских положениях о категорическом императиве, что мы можем видеть, в частности, в работе Н. Протопопова «Основы морали и религии по В.С. Соловьеву перед судом христианского учения» (1900 г.) [7, л. 44-47]. Кантовские суждения о человеке как о существе эмпирическом и духовном, одновременно способном к нравственному самосовершенствованию; его метод нравственного воспитания; его представления о целях семейного воспитания; опора на религию в формировании нравственной личности; о Кант оправдывал неравноправие мужчин и женщин тем, что «в еще не цивилизованном состоянии превосходство всегда на стороне мужчины. Он опирается на право более сильного - быть в доме повелителем»; «в грубом естественном состоянии», а женщина, согласно Канту - это всего лишь «домашнее животное» или «предмет владения» [4], Для Канта женщина не является личностью как гражданин и не обладает гражданской самостоятельностью.

Мужчина имеет право владеть женщиной, так же как и собственностью, землей, хозяйством, хотя «повиновение жены проистекает из ее свободной воли. Патриархальная позиция в определении гендерных статусов супругов, безусловно, импонировали православным философам, находя отражение трудах социально-философской и этической направленности.

Вместе с тем, представления великого мыслителя о супружестве, как о юридическом договоре, отражающем свободу воли и разума индивида, попытка вывести брачно-семейные отношения в светское поле [6], явно расходились с представлениями православных философов-академистов о браке как о «религиозно-метафизическом» таинстве. Но Кант отличал любовь (моральную любовь) от полового влечения, говоря о том, что человек, уподобляясь в удовлетворении своих животных инстинктов неразумному существу, тем самым унижает себя. В семье философ ценил дружбу, видя в ней средство к нравственному взаимному обогащению, так как подлинная дружба помогает людям яснее видеть свой нравственный долг. Кант ставил дружбу неизмеримо выше любви между мужчиной и женщиной, ибо в любви, по его мнению, сознание нравственного долга заглушается и подавляется эгоистическими склонностями, не возвышающими, а унижающими человеческое достоинство. [4, с. 589]. Эти взгляды делали его учение популярным и среди православных философов-теистов.

Трансцендентальный идеализм И. Канта наложил серьезный отпечаток на православную теистическую философию [1, с. 10-11; 2; 187]. Существует достаточное количество трудов представителей духовно-академического теизма, которые рассматривают различные аспекты о семье и браке кёнигсбергского профессора. Профессор-теист С.А. Сол-лертинский считал, что «всякое философическое исследование нынешнего времени так или иначе должно считаться с И. Кантом» [8, с. 22б].

157

Литература

1. Антипова, В.В. О роли нравственного учении Канта в русской духовно-академической философии / В.В. Антипова // Вопросы образования и науки: сборник науч. трудов по мат-лам междунар. науч.-практ. конференции. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. - С. 10-11.

2. Гилева, В. В. Влияние немецкого философского идеализма XVIII - начала XIX веков на русский духовно-академический теизм: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Гилева Виктория Валериевна. - Владивосток, 2009. - 171 с.

3. Желудева, Е.В. Социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо (историко-философский анализ): дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Желудева Елена Вадимовна. - М., 2007. - 168 с.

4. Кант И. Метафизика нравов / Сочинения в 6 тт. М.,1969. Т. 6. С. 554

5. Кириллович, А.Ф. Учение Канта об оправдании: [Изложение и] разбор / А.Ф. Кириллович // Богословский вестник. - 1894. - № 3. - С. 397422.

6. Лозовой, А. Проблема нравственного воспитания у Гюйо (изложение и философско-богословская оценка). (канд. соч.) / А. Лозовой. - Казань, 1911. - 212 л. // НА РТ. - Ф. 10. -Оп. 2. - Д. 939.

7. Протопопов, Н. Основы морали и религии по В.С. Соловьеву перед судом христианского учения (канд. соч.) / Н. Протопопов. - Казань, 1900. -227 л. // НА РТ. - Ф. 10. - Оп. 2. - Д. 1482.

8. Соллертинский, С.А. Научно-дидактическая постановка вопроса о религиозном обучении / С.А. Соллертинский // Христианское чтение. -1883. - № 7-8. - С. 226-245.

9. Судаков, А.К. Общение лиц: Кантова теория брачного права в плену языческой антропологии / А.К. Судаков // Кантовский сборник. - 2013. - № 3 (45). - С. 33-49.

THE INFLUENCE OF IMMANUEL KANT'S APPROACHES TO UNDERSTANDING THE ESSENCE OF FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS ON RUSSIAN ORTHODOX PHILOSOPHY

Nekritaya O.N.

Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article examines the approaches of Immanuel Kant to understanding the essence of family and marriage relations and the influence of his views on Russian Orthodox philosophy. The interpretation of I. Kant's transcendental idealism of his judgments about a person as a spiritual being capable of moral self-improvement is presented, the scientist's view of marriage as an idea of a legal contract is also interesting. His patriarchal position is about a man as the head and breadwinner of the family, a woman, in his opinion, is not a person and does not have civil independence. Kant distinguished love (moral love) from sexual desire and placed friendship immeasurably higher than love between a man and a woman, since true friendship helps people to see their moral duty more clearly. These views made his teaching popular among Orthodox theist philosophers.

Keywords: spiritual and academic philosophy, marriage, transcendental method, ideal, moral personality.

References

1. Antipova, V.V. On the role of Kant's moral teaching in Russian spiritual and academic philosophy / V.V. Antipova // Questions of education and science: a collection of scientific. works on materials of the international. scientific-practical. conferences. - Tambov: Ucom Consulting Company LLC, 2017. -P. 10-11.

2. Gileva, V.V. The Influence of German Philosophical Idealism of the 18th - Early 19th Centuries on Russian Spiritual and Academic Theism: Diss. ... cand. philosophy Sciences: 09.00.13 / Gileva Victoria Valerievna. -Vladivostok, 2009. - 171 p.

3. Zheludeva E.V. Social and philosophical views of J.-M. Guyot (historical and philosophical analysis): diss. . cand. philosophy Sciences: 09.00.03 / Zheludeva Elena Vadimovna. - M., 2007. - 168 p.

4. Kant I. Metaphysics of morals / Works in 6 vols. M., 1969. T.6. S. 554

5. Kirillovich, A.F. Kant's doctrine of justification: [Explanation and] analysis / A.F. Kirillovich // Theological Bulletin. - 1894. -No. 3. - S. 397-422.

6. Lozovoy, A. The problem of moral education in Guyot (exposition and philosophical and theological assessment). (candidate op.) / A. Lozovoy. - Kazan, 1911. - 212 sheets. // ON RT. - F. 10. - Op. 2. - D. 939.

7. Protopopov, N. Fundamentals of morality and religion according to V.S. Solovyov before the court of Christian doctrine (can-

didate of works) / N. Protopopov. - Kazan, 1900. - 227 sheets. // ON RT. - F. 10. -Op. 2. - D. 1482.

8. Sollertinsky, S.A. Scientific and didactic formulation of the question of religious education / S.A. Sollertinsky // Christian reading. -1883. - No. 7-8. - S. 226-245.

9. Sudakov, A.K. Communication of persons: Kant's theory of marriage law in the captivity of pagan anthropology / A. K. Sudakov // Kant's collection. - 2013. - No. 3 (45). -P. 33-49.

159

■J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.