Научная статья на тему 'Влияние подготовки на уровень стресса перед экзаменами'

Влияние подготовки на уровень стресса перед экзаменами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Стресс / тревожность / экзамены / Stress / anxiety / exams

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ачох Диана Анзауровна

Статья рассматривает вопрос о влиянии подготовки на стресс перед экзаменом. Целью исследования является определение силы влияния структурированной подготовки на уровень стресса перед экзаменом. Авторы исследования провели эксперимент, в ходе которого респонденты различной степени подготовки проходили тест на знание материала и дополнительно проходили тесты на тревожность и стрессоустойчивость. Результаты показали, что в независимости от наличия подготовки уровень стресса у ученика будет повышаться с приближением самого экзамена. То есть подготовка не является способом, который существенно уменьшит стресс перед экзаменом, но является одним из элементов, необходимых для успешной сдачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ачох Диана Анзауровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of preparation on stress levels before exams

The article examines the impact of preparation on stress before the exam. The aim of the study is to determine the strength of the influence of structured preparation on the stress level before the exam. The authors of the study conducted an experiment during which respondents of various degrees of training passed a test for knowledge of the material and additionally passed tests for anxiety and stress resistance. The results showed that, regardless of the availability of training, the student's stress level will increase with the approach of the exam itself. That is, preparation is not a way that will significantly reduce stress before the exam, but is one of the elements necessary for successful completion.

Текст научной работы на тему «Влияние подготовки на уровень стресса перед экзаменами»

Влияние подготовки на уровень стресса перед экзаменами The impact of preparation on stress levels before exams

Ачох Диана Анзауровна

Студент 4 курса

Факультет гуманитарных и социальных дисциплин ФГБОУ ВО «Технологический университет» Россия, г. Королев, ул. Гагарина 42 e-mail: Dinkapaf@gmail.com

Achoh Diana Anzaurovna

Student 4 term

Faculty of Faculty of Humanities and Social Sciences LEONOV Moscow Region University of Technology (UNITECH)

Russia, Korolev, Gagarin str. 42 e-mail: Dinkapaf@gmail.com

Аннотация.

Статья рассматривает вопрос о влиянии подготовки на стресс перед экзаменом. Целью исследования является определение силы влияния структурированной подготовки на уровень стресса перед экзаменом. Авторы исследования провели эксперимент, в ходе которого респонденты различной степени подготовки проходили тест на знание материала и дополнительно проходили тесты на тревожность и стрессоустойчивость. Результаты показали, что в независимости от наличия подготовки уровень стресса у ученика будет повышаться с приближением самого экзамена. То есть подготовка не является способом, который существенно уменьшит стресс перед экзаменом, но является одним из элементов, необходимых для успешной сдачи.

Annotation.

The article examines the impact of preparation on stress before the exam. The aim of the study is to determine the strength of the influence of structured preparation on the stress level before the exam. The authors of the study conducted an experiment during which respondents of various degrees of training passed a test for knowledge of the material and additionally passed tests for anxiety and stress resistance. The results showed that, regardless of the availability of training, the student's stress level will increase with the approach of the exam itself. That is, preparation is not a way that will significantly reduce stress before the exam, but is one of the elements necessary for successful completion.

Ключевые слова: Стресс, тревожность, экзамены.

Key words: Stress, anxiety, exams.

Академические достижения учащихся играют важную роль в обеспечении стран компетентными студентами и выпускниками для национального развития. Было проведено множество исследований для выявления и анализа различных факторов, влияющих на успеваемость учащихся. Некоторые из этих факторов включают в себя усилия учащихся, предпочтения в учебе, квалификацию для поступления, посещаемость занятий, тревожность, отсутствие мотивации и отсутствие контроля над образованием и привычками в учебе.

Наиболее полная часть исследования, в которой изучался опыт учащихся в различных условиях тестирования, может быть получена из литературы о тревожности, в которой описываются различные обстоятельства, которые отрицательно или положительно влияют на результат учащихся. Действительно, тревожность при тестировании является одним из эффективных факторов, приводящих к плохой успеваемости учащихся.

Учащиеся, страдающие от беспокойства по поводу тестов, часто испытывают рассеянность на экзаменах и проблемы при подготовке к экзаменам. Несколько последствий тревожности при тестировании включают длительный период обучения, повышенный процент отсева в университете, неудачи на экзаменах, а также физические и психологические нарушения. На тревожность при тестировании влияет ряд факторов. Восприятие

учащимися своих знаний и неспособность улучшить их обучение были включены в качестве факторов, влияющих на успеваемость учащихся и уровень их стресса.

Целью исследования является определение силы влияния структурированной подготовки на уровень стресса перед экзаменом.

Методы исследования:

• Теоретический анализ научной литературы;

• Шкала психологического стресса (РSМ-25) в адаптации Н. Е. Водопьяновой.

• Методика экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС) Кристана Шрайнера.

• В качестве методов математической статистики использовались: расчет среднестатистического показателя, и-критерия Манна-Уитни, Т-критерия Вилкоксона.

Исследование проходило на базе образовательного центра «Маяк» г. Уфа. В исследовании приняли участие 31 подросток в возрасте от 14 до 16 лет, из них: 18 женского пола и 13 мужского пола. В контрольной группе, которая не занималась подготовкой к пробному экзамену, было 14 респондентов, 8 мужского пола и 6 женского. В экспериментальной группе, которая проходила обучение на протяжении двух месяцев - 17 респондентов, 12 участников женского пола и 5 мужского.

В выборке были рассчитаны основные описательные статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, медиана, асимметрия, эксцесс, максимум и минимум. Результаты первого тестирования группы, которая готовилась к экзаменам, представлены в таблице 1:

Таблица 1. Результаты первого тестирования контрольной группы

Вид информации Ср.арифм. Станд.откл. Медиана Асим. Эксцесс Мин. Макс.

ДСС 7.20 1.190 7 -0.228 0.796 4 10

Р8М-25 7.44 1.805 7 0.134 -1.308 4 10

Рассчитан следующий средний показатель по шкале «ДСС» его значение 7.2. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=1.19). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по данной выборке. Медианное значение составляет 7. Высокие, средние и низкие значения в выборке распределены очень близко к нормальному распределению (А=-0.228). Выявлен положительный эксцесс (Е=0.796). В выборке значения находятся преимущественного около среднего арифметического. Значение минимума равно 4, максимум равен 10.

Рассчитан следующий средний показатель по шкале «Р8М-25» его значение 7.44. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=1.805). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по данной выборке. Медианное значение составляет 7. Высокие, средние и низкие значения в выборке распределены очень близко к нормальному распределению (А=0.134). Выявлен отрицательный эксцесс (Е=-1.308). В выборке много значений находятся около крайних значений минимума и максимума. Минимум равен 4, значение максимума равно 10.

Результаты тестирования группы перед экзаменом, которая обучалась, представлены в таблице 2:

Информация Ср. арифм. Станд. Откл. Медиана Асим. Эксцесс Мин. Макс.

ДСС 8.20 1.607 9 -0.775 -0.025 4 10

Р8М-25 7.44 1.734 8 -0.387 -0.730 4 10

Среднее значение по шкале «ДСС» составляет 8.2. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=1.607). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по данной

выборке. Медианное значение составляет 9. Выявлена правосторонняя асимметрия ^=-0.775) - в выборке чаще встречаются значения выше среднего. Значения в выборке относительно среднего распределены нормально (Е=-0.025). Минимум составляет 4, значение максимума равно 10.

По шкале «PSM-25» среднее значение составляет 7.44. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=1.734). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по данной выборке. Медианное значение составляет 8. Выявлена правосторонняя асимметрия ^=-0.387) - в выборке чаще встречаются значения выше среднего. Выявлен отрицательный эксцесс (Е=-0.73). В выборке много значений находятся около крайних значений минимума и максимума. Минимум равен 4, максимум составляет 10.

Результаты первого тестирования контрольной группы, которая не готовилась к пробному экзамену, представлены в таблице 3:

Таблица 3. Результаты первого тестирования контрольной группы

Информация Ср.арифм. Станд. Откл. Медиана Асим. Эксцесс Мин. Макс.

ДСС 7.55 1.234 7 0.529 -0.742 6 10

PSM-25 7.95 1.572 8 -0.077 -1.255 5 10

Рассчитан следующий средний показатель по шкале «ДСС» его значение 7.55. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=1.234). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по данной выборке. Медиана выборки равна 7. Выявлена левосторонняя асимметрия ^=0.529) - в выборке чаще встречаются значения ниже среднего. Выявлен отрицательный эксцесс (Е=-0.742). В выборке много значений находятся около крайних значений минимума и максимума. Минимум равен 6, максимум составляет 10.

Среднее значение по шкале «PSM-25» составляет 7.95. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=1.572). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по данной выборке. Значение медианы по данной шкале равно 8. Высокие, средние и низкие значения в выборке распределены очень близко к нормальному распределению (А=-0.077). Выявлен отрицательный эксцесс (Е=-1.255). В выборке много значений находятся около крайних значений минимума и максимума. Минимум равен 5, значение максимума равно 10.

Данные нам показывают то, что уровень стресса изначально находится на уровне выше среднего, с учетом проверки с помощью двух методик.

В контрольной группе по результатам второго тестирования были рассчитаны основные описательные статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, медиана, асимметрия, эксцесс, максимум и минимум. Данные представлены в таблице 4:

Таблица 4. Результаты второго тестирования контрольной группы

Информация Ср. арифм. Станд. Откл. Медиана Асим. Эксцесс Мин. Макс.

ДСС 8.65 1.725 9.0 -1.176 0.410 4 10

PSM-25 8.05 2.625 9.5 -1.229 0.551 1 10

Рассчитан следующий средний показатель по шкале «ДСС» его значение 8.65. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=1.725). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по данной выборке. Медианное значение составляет 9. Выявлена правосторонняя асимметрия 1.176) - в выборке чаще встречаются значения выше среднего. Значения в выборке относительно среднего распределены нормально (Е=0.41). Минимум равен 4, максимум составляет 10.

По шкале «Р8М-25» среднее значение составляет 8.05. Разброс значений по выборке в пределах нормы (сигма=2.625). Значение медианы по данной шкале равно 9.5. Выявлена правосторонняя асимметрия (А=-1.229) - в выборке чаще встречаются значения выше среднего. Выявлен положительный эксцесс (Е=0.551). В выборке значения находятся преимущественного около среднего арифметического. Минимум составляет 1, максимум составляет 10.

Для того, чтобы определить значимы ли различия между первым тестированием и вторым, после подготовки были использованы методы математической статистики, представленные в таблице 5:

Таблица 5. Эмпирические значения критерия H-Крускалла-Уоллеса для экспериментальной группы

Названия шкал Эмп. значение критерия Ур. знач. критерия Ур. знач. Вывод про ур. знач. Псих. вывод

ДСС 8.714 6.333 9.154 6.565 0.038

PSM-25 7.857 7.000 8.692 4.771 0.092

Различия по шкале «PSM-25» не значимы.

Между результатами до и после существуют значимые различия по шкале «ДСС» (Н=6.565, p<0,05).

Исследование показало, что в независимости от наличия подготовки уровень стресса у ученика будет повышаться с приближением самого экзамена. Отличительная особенность наблюдается в группе, которая не готовилась (контрольная). Уровень стресса у учеников из этой группы значимо увеличился по двум методикам сразу. Это говорит о том, что при подготовке к экзаменам уровень стресса все равно будет увеличиваться, но не так сильно как при отсутствии подготовки.

Список используемой литературы:

1. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский мед. журн. - 2020, Т.3, №11. - с. 689-694.

3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: Питер, 2017. - 86 с.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Наука, 2020. - 288 с.

5. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., 1976. - 253 с.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Педагогика, 1980. - 311 с.

7. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с..

8. Погодаев К.И. К биологическим основам стресса и адаптационного синдрома // актуальные проблемы стресса. - Кишинев: Штиинца, 1976. - с. 211-229.

9. Rathnakar U, Ullal SD, Pai PG, Rajeshwari S, SUDhaKaR P, Shivaprakash G. Is small group teaching among the under graduate dental students really effective? J Clin Diagn Res. 2022; 5 (4):822-825.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.