Научная статья на тему 'Влияние плотности грунта на его сопротивление тангенциальному сдвигу'

Влияние плотности грунта на его сопротивление тангенциальному сдвигу Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
75
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Евстифеев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние плотности грунта на его сопротивление тангенциальному сдвигу»

ВЛИЯНИЕ ПЛОТНОСТИ ГРУНТА НА ЕГО СОПРОТИВЛЕНИЕ ТАНГЕНЦИАЛЬНОМУ СДВИГУ

Евстифеев Д.В. (УГТУ, г. Ухта, РФ)

Research of influence of density of a ground on his resistance to tangential shift for the analysis of process of volumetric deformation of a ground during turn strake. And use of the received data in research of influence rotary strake on increase in coupling properties wood yarder-loader tractors.

В проводимых исследованиях влияния поворотных грунтозацепов гусеницы на увеличение опорно-сцепных свойств лесных трелевочных тракторов взаимодействующих с деформируемой опорной средой (почва, грунт) [1] необходимо определение исходных параметров среды при прямом сдвиге (по методике Кулона). Исследование влияния изменения плотности среды р ее пористости n, и параметров С0 и ( на сопротивление тангенциальному сдвигу т при объемной деформации среды с вертикальной нагрузкой q в процессе внедрения в нее поворотного грунтозацепа является сложной экспериментально -теоретической задачей. Поэтому пофакторно фиксированное варьирование исходных параметров (q, р) в процессе прямого сдвига позволит выявить взаимосвязь и прогнозировать динамику влияния изменения этих параметров и в объемном процессе деформации.

В процессе воздействия поворотного грунтозацепа на опорный массив грунта происходит отделение дискретного объема от массива за счет срезания, перенос в продольной плоскости и внедрение в вертикально-уплотненный объем грунта.

В рыхлых, несвязных грунтах сопротивление сдвигу т определяется только силами трения (влияет угол внутреннего трения ( °), но при консолидации такой среды, то есть увеличение плотности, а в следствии уменьшение пористости n, начинает проявляться структурное сцепление между частицами С0, что и было отмечено при экспериментальном исследовании на чистый сдвиг (рисунок 3).

Исследование прямого сдвига осуществлялось для рыхлого воздушно -сухого суглинка - грунт, высушен на воздухе при обычной температуре [2].

Пофакторно-варьируемыми начальными параметрами назначались:

- вертикальная удельная нагрузка q = 0-50 кПа;

3 3

- начальная плотность грунта рн = 1,1-10 кг/м и пористость nH = 0,554 (определены экспериментально для исследуемого грунтового фона).

Усилие сопротивления прямому тангенциальному сдвигу т фиксировалось тензодатчиком, усилительной (ТА-5) и регистрирующей аппаратурой.

Экспериментальным путем были получены зависимости p=f(q) и p=f(n), (рисунки 1 и 2).

1 45 Л а» I

«е- \у

/

1.15 • .1. / у

/ -L 1«.> illa

Рисунок 1 - Зависимость параметра р = /(д) для исследуемого грунта

1.S 1,48

N

м 1.4

1.»

1,15 1,1

GL

0.39 0.41 0.43 0.45 0.47 0.40 0.51 0,53 0.55

Рисунок 2 - Зависимость параметра р = /(п) для исследуемого грунта

На рисунке 3 приведены данные экспериментальных исследований изменения сопротивления среды сдвигу для грунта т= /(д, р), на базе которых получены вариации значений Со и ф' /(д и р).

30

25 -

20 -

15

10 -

I, к. Па ---

—ф-" — Pñ 1,1 Ю3 кг/м3; л/=0,554; СИ) к] 1а, /=21,5° /%=1,1б-103 кг/м3; «7^0,528; С*-0,61 кПа;/=22,5° />,= 1,19 103 кг/м3; «j-0,516; С>1,69 к!1а; /=23,7° РГ 1,21-103 кг/м3; яИ),508; C<f=2,23 кПа; /"26.4°

I

Г—----- '— - - q, кПа i-1

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Рисунок 3 - Зависимость сопротивления сдвигу т= /(д, р) для исследуемого грунта

На рисунке 4 приведено изменение С0 = /(р), на рисунке 5 - изменение ф° = /(р) для исследуемого грунта.

Поэтапное увеличение плотности р грунта показывает, что интенсивность увеличения структурного сцепления между частицами С0 и угла внутреннего трения ф° носит нелинейный характер в данном диапазоне изменения плотности (рисунки 4 и 5). Полученные данные подтверждаются исследованиями [3,

1.1 1.12 1.14 1.1В 1.18 1.2 122

Рисунок 4 - Зависимость параметра С0 = Д(р) характеризующего структурное сцепление для исследуемого грунта

¡V'. градус 1

1

I/ * m1 гг/м'1

1,1 1.42 1.14 1.16 1,18 1.2 1221

Рисунок 5 - Зависимость угла внутреннего трения = Д(р) для исследуемого грунта

Не большой диапазон изменения плотности связан с возможностью разуплотнения грунта при его деформации.

На рисунке 6 приведено изменение С0 = Д(п), на рисунке 7 - изменение ([)' /(п) для исследуемого грунта.

Рисунок 6 - Зависимость параметра С0 = Д(п) характеризующего структурное сцепление для исследуемого грунта

Рисунок 7 - Зависимость угла внутреннего трения = Д(п) для исследуемого грунта

Для реальных лесных тракторов при q > 50 кПа при многократных проходах по одной и той же колее происходит переуплотнение поверхности по глубине деформируемого слоя и углубление колеи, что негативно сказывается на экологическое применение таких машин. Применение поворотного грунтозацепа позволяет увеличить несущую способность опорного слоя и уменьшить вертикальную деформацию, за счет увеличения плотности поверхности под гусеницей, создавая тем самым поверхностный слой с более высоким сопротивлением тангенциальному сдвигу. В условиях неравномерного распределения удельного давления движителя на такой поверхностный слой развитие деформации и увеличение глубины колеи будет менее интенсивно.

Вывод:

Проведенные исследования изменения параметров р, n, С0, ( и т при прямом сдвиге грунта позволяют уточнить процесс объемной деформации грунта при комплексном воздействие на него двух внешних сил (от гусеницы и поворотного грунтозацепа) и использовать полученные данные в исследовании

влияния поворотного грунтозацепа на увеличение опорно-сцепных свойств лесных трелевочных тракторов.

Литература

1. Евстифеев Д.В. Экспериментальные исследования процесса взаимодействия поворотного грунтозацепа гусеничного движителя с опорной поверхностью для увеличения сцепных свойств и проходимости // Сборник научных трудов по итогам междунар. научно-технической конференции "Актуальные проблемы лесного комплекса" Выпуск 11:.- Брянск: БГИТА, 2005.- С. 76-78.

2. Долматов Б.И. и др. Механика грунтов. Ч. 1. Основы геотехники в строительстве. -М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГА-СУ, 2000.-204 с.

3. Лысенко М.П. Состав и физико-механические свойства грунтов.- М.: Недра, 1972.320 с.

4. Маслов Н.Н. Основы инженерной геологии и механики грунтов: Учебник для вузов.-М.: Высш. школа, 1982.- 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.