Научная статья на тему 'Влияние периодичности возвратных платежей на снижение расходов за лизинг ВС'

Влияние периодичности возвратных платежей на снижение расходов за лизинг ВС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Юрьевна

В статье рассматривается влияние количества возвратных платежей авиакомпании за год на снижение общих расходов по лизинговым платежам. Одним из перспективных направления формирования платежей за лизинг будет являться схема с непре-рывными возвратными платежами, которая допускает наибольшее снижение расходов авиакомпании по лизинговым платежам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PERIODICITY OF RETURNABLE PAYMENTS ON DECREASE IN CHARGES FOR LEASING OF AN AIR VESSEL

In clause influence of quantity of returnable payments of airline for a year on decrease in the general charges on leasing payments is considered. One of perspective direetjpns of formation of payments for leasing will be the scheme with continuous returnable pay-ments which supposes the greatest decrease in charges of airline on leasing payments

Текст научной работы на тему «Влияние периодичности возвратных платежей на снижение расходов за лизинг ВС»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 106

УДК 336.01

ВЛИЯНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ ВОЗВРАТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА СНИЖЕНИЕ РАСХОДОВ ЗА ЛИЗИНГ ВС

ЕЮ. ЗАХАРОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

В статье рассматривается влияние количества возвратных платежей авиакомпании за год на снижение общих расходов по лизинговым платежам. Одним из перспективных направления формирования платежей за лизинг будет являться схема с непрерывными возвратными платежами, которая допускает наибольшее снижение расходов авиакомпании по лизинговым платежам.

Лизинг является наиболее динамично развивающимся инвестиционным инструментом. Общий объем лизинговых сделок за 2003-2004 годы увеличился на 80%. Для сравнения можно отметить, что по данным Банка России объем кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям и организациям за тот же период, вырос на 45%, а объем инвестиций, привлеченных российскими предприятиями через размещение облигаций - на 49%. Оценка экономической эффективности договора лизинга с позиции лизингополучателя, наиболее востребована на предприятиях гражданской авиации, в частности в авиакомпаниях при лизинге воздушных судов (ВС). Результативность производственной деятельности авиакомпании в большей степени будет зависеть от выбора наилучшего варианта лизинга ВС в процессе обновления авиационного парка. Вопрос, касающийся эффективности лизинговых операций, является действительно актуальным. Ответ на поставленный вопрос возможно сформулировать после детального исследования возможных вариантов лизинга, параметров лизинговой сделки, факторов, влияющих на величину лизинговых платежей, а также в разработке комплекса предложений по применению того или иного варианта схемы погашения лизинговых платежей.

Анализ схем формирования лизинговых платежей выявил, что для авиакомпании наиболее эффективной схемой является схема с аннуитетами «временной дискретности», причем периодичность погашения лизинговых платежей может являться не фиксированным параметром. При заключении контракта на лизинг воздушного судна периодичность платежей может быть результатом компромиссного договора между авиакомпанией и лизингодателем. Поэтому имеет смысл рассмотрение влияния периодичности лизинговых платежей, выплачиваемых авиакомпанией, на эффективность лизинга. Рассмотрим договор лизинга со следующими условиями: возмещаемая стоимость ВС - 10800 тыс. долл. США; периодичность погашения - ежеквартальная; период лизинга - 4 года; проценты за кредит банка плюс маржа лизингодателя - 10 % годовых. Составляющие лизингового платежа (ЛП), допускающие снижение лизинговых платежей - показатели группы Р,1, а также обе аннуитетные схемы - «временной» и «процентной» дискретности [1]. К показателям группы Р,1 относятся: возмещаемая стоимость воздушного судна (ВС,) и проценты за кредит (ПК) в ,-й период времени: Р,1 = ВС, + ПКСравнение выплат за лизинг (для показателей группы Р,1) при различной периодичности платежей в год приведены в табл. 1 и 2.

Результаты расчетов позволяют отметить, что чем чаще производятся выплаты, тем сумма расходов по ЛП за весь период лизинга становиться меньшей (рис.1, 2). Максимально допустимое снижение расходов авиакомпании будет при непрерывно осуществляемых лизинговых платежах. При непрерывных выплатах и методе временной дискретности расходы авиакомпании будут минимальными. Механизм организации непрерывных платежей заранее обговаривается с банком [2].

Таким образом, применение метода «временной дискретности» и большей частоты выплат в год в схемах формирования лизинговых платежей позволит авиакомпании существенно сократить расходы за лизинг ВС. Экономический эффект от применения модели временной дискретности, вместо процентной, а также большей частоты выплат в год, будет возрастать с увеличением фиксированных параметров договора лизинга ВС: процентной ставки, периода лизинга и стоимости ВС

Таблица 1

Аннуитеты процентной дискретности при различной периодичности платежей

Количество платежей в год т Выплаты в период Рпроц Сумма расходов по ЛП за весь период лизинга Znpoч

1 4 5

1 3407 13628

2 1671 13368

3 1107 13280

4 827 13236

6 550 13192

12 274 13148

24 136 13125

да г4 = ехр(Т) Т. ехр(Тг') -1 13104

Таблица 2

Аннуитеты временной дискретности при различной периодичности платежей

Количество платежей в год т Выплаты в период Ререм Сумма расходов по ЛП за весь период лизинга Zвpем

1 2 3

1 3407 13628

2 1663 13304

3 1100 13198

4 822 13145

6 546 13093

12 272 13041

24 135 13015

да Z2 = (1 + г)Т Т 1п(1 + 0 2 (1+оТ -1 12989

13700

13600

13500

13400

13300

13200

13100

13000

12900

12800

12700

12600

■ Временная дискретность □ Процентная дискретность

3 4 6 12

Периодичность платежей - т раз в год

непр.

Рис. 1. Сумма расходов по аннуитетным ЛП за весь период лизинга в зависимости от периодичности платежей

Периодичность платежей - траз в год

Рис.2. Разница в суммарных расходах за лизинг ВС DZ авиакомпании в зависимости от количества платежей в год и метода расчета

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова Е.Ю. Анализ методов погашения задолженности за привлеченные инвестиции // Научный Вестник МГТУ ГА серия Общество, экономика, образование, №56, 2002.

2. Захарова Е.Ю., Петрунин С.В. Новые модели погашения кредиторской задолженности за привлеченные инвестиции // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №68, 2003.

INFLUENCE OF PERIODICITY OF RETURNABLE PAYMENTS ON DECREASE IN CHARGES FOR LEASING OF AN AIR VESSEL

Zaharova E.U.

In clause influence of quantity of returnable payments of airline for a year on decrease in the general charges on leasing payments is considered. One of perspective directions of formation of payments for leasing will be the scheme with continuous returnable payments which supposes the greatest decrease in charges of airline on leasing payments.

Сведения об авторе

Захарова Елена Юрьевна, окончила МГТУ ГА (1997), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ГА МГТУ ГА, автор 24 научных работ, область научных интересов - экономика, инвестиционное проектирование, управление авиатранспортными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.