Научная статья на тему 'Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей'

Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2084
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СТРАХ / НЕВРОПАТИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PERINATAL EXPERIENCE / FEAR / NEUROPATHY / CHILDREN OF LATE PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелковникова Нэлля Игоревна

Перинатальный опыт рассматривается в статье как отражение подсознательных психических структур, преимущественно в правом полушарии, эмоционального состояния, пережитого ребенком при рождении. Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую Актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the perinatal experience on the development of fears in children

Perinatal experience is regarded as a reflection of subconscious psychic structures (mainly in the right hemisphere), an emotional state experienced by a child at birth. The problem of fears in preschool children becomes topical both scientifically and practically and it should be solved as soon as possible.

Текст научной работы на тему «Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей»

Н. И. Шелковникова

влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей

Актуальность исследования

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. Сегодня отмечается тенденция к увеличению количества детей, подверженных страхам. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Дети дошкольного возраста характеризуются сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг.

цель исследования — выявление связи особенностей перинатального опыта с последующим развитием страхов у детей.

Предмет исследования — особенности перинатального развития и детские страхи.

объект исследования — 159 детей старшего дошкольного возраста, из них 68 детей с благоприятным перинатальным анамнезом, 28 детей с гестозом у матери, 30 детей, внутриутробное развитие которых протекало на фоне хронической урогенитальной инфекции, и 33 ребенка, родоразрешение которых произошло путем экстренной операции кесарево сечение.

теоретическая гипотеза — развитие страхов у ребенка может быть обусловлено патологическим состоянием матери в период беременности (гестоз, хроническая урогенитальная инфекция) и различными способами родоразрешения (физиологические роды и оперативное родоразрешение).

Методы исследования: в соответствии с целью исследования использовалась методика А. И. Захарова «Выявление страхов»1.

Пренатальная и перинатальная психология — новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальном (антенатальном, внутриутробном), перинатальном (интранатальном, во время родов), неонатальном (постнатальном, после родов) — и их влияние на всю последующую жизнь. Как новая отрасль психологической науки, она начала формироваться в 80-х гг. XX в. Можно назвать следующие причины позднего развития данной области человекознания:

• философско-мировоззренческие: от истоков (от Аристотеля и Локка) сложилась традиция отождествления психического и прижизненного;

• методологические, связанные со сложностью изучения психической жизни плода;

• психологические: рождение и смерть как две точки перехода присутствуют в человеческом познании, и являются сильнейшим источником тревоги. В мифологии, традициях, обрядах данная тема повсеместно присутствует и является одной из центральных.

© Н. И. Шелковникова, 2009

Таким образом, когда произошло совпадение трех исторических и научных тенденций: интереса к детству и личности, достижений в области медицины, позволивших изучать условия жизни в матке и непосредственные реакции плода на разные стимулы и накопление фактов, полученных в психологической практике исследования глубинных областей человеческой психики, — начала развиваться перинатальная психология.

Слово перинатальный образовано из двух корней: peri — «вокруг» и natos — «относящийся к рождению».

Пренатальная и перинатальная психология2 — это наука о психической жизни не рожденного или только что родившегося ребенка. Организатором создания пренатальной и перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер, который в 1971 г. сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 г.. в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс и было объявлено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины — International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine. Первым президентом ISPPM был Грабер (Швейцария). В 1989 г. начал издаваться международный журнал, посвященный пренатальной и перинатальной психологии медицины.

В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в Иванове в 1994 г. С 2004 г. издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства».

Пренатальная и перинатальная психология исходит из психоаналитических моделей (Graber, Caruso, Kruso), теоретических и методологических концепций психологии развития (Schindler) и эмбриологии (Blechschmidt).

Психонейроэндокринология беременности и родов (Fedor — Freybergh) обеспечила решающую связь между психологией и медициной, что позволило совместно плодотворно работать над одной проблемой психологам, неврологам, генетикам, гинекологам, акушерам, неонатологам, педиатрам, эндокринологам.

Создателем теоретической базы считается Станислав Гроф. Он вывел теорию матриц. По его представлениям, у человека перинатальные события фиксируются в виде четырех основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются перинатальными матрицами3:

• Матрица наивности формирует жизненный потенциал человека, его возможности к адаптации (у желанных детей базовый психический потенциал выше).

• Матрица жертвы формируется с момента начала родовой деятельности до полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребенок частично регулирует роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери. Родостимуляция формирует патологическую матрицу жертвы.

• Матрица борьбы характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной и выжидательной позиции ничего не зависит.

• Матрица свободы начинает формироваться с момента рождения и завершает в течение семи дней после рождения, либо в первый месяц, либо в течение всей жизни.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы.

Перинатальная психология, рассматривается как система «Мать — Дитя — Отец» — целостная психоэмоциональная система, которая выстраивает закономерности развития личности ребенка с генетической и личностной потенцией обоих родителей.

Но матери принадлежит более важная роль в передаче ребенку способностей к позитивному мировосприятию, адаптивности и выносливости.

Перинатальные травмы и различные осложнения могут оказывать влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка, причем не только в связи с последствиями перинатальных осложнений для ЦНС. Перинатальный опыт рассматривается как отражение в подсознательных, психических структурах, преимущественно в правом полушарии, эмоционального состояния, пережитого ребенком при рождении.

Страх — аффективное заостренное проявление инстинкта самосохранения. К трем месяцам жизни плод может испытывать инстинктивный страх в виде оборонительных реакций. Антенатальная угроза для жизни — стеснение, боль, прижатие или обвитие пуповины, недостаток кислорода — то, что означает удушье и смерть, способна вызвать ответные биохимические опосредованные реакции беспокойства, доходящие до градации безотчетного страха. Ужас как апогей страха способен зародиться именно в ситуации первичной угрозы для жизни, когда в максимальной мере включаются инстинктивные и гормонально опосредованные механизмы рефлекторной защиты и выживания. В ситуации тяжелых родов, длительного безводного периода, не раскрытия шейки матки, дискоординации родовой деятельности, начавшейся острой гипоксии возникает реальная угроза для жизни ребенка. Тогда испытываемый страх (ужас) может надолго оставить свой след в несовершенной, чувствительной психике. Это относится, прежде всего, к эмоционально чувствительным и впечатлительным детям с развитым впоследствии чувством «Я». Чувствительность означает восприимчивость к стрессу, впечатлительность, т. е. его сохранение в эмоциональной памяти в виде энграмм диффузного беспокойства и конкретных страхов. Выраженность чувства «Я » способствует более интенсивному проявлению инстинкта самосохранения и обусловленных им страхов. Таким образом, становится объяснимым возникновение страха при любой потере безопасности в ситуации, напоминающей травмирующий родовой опыт.

Большое значение для последующего возникновения страхов имеет и степень тяжести родов, а именно, острая и хроническая гипоксия плода, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия новорожденного, кровоизлияния в мозг, его физические поражения. Органические поражения центральной нервной системы могут неблагоприятно отразиться на эмоциональной сфере и вследствие патологически выраженного возбуждения или торможения, ослабить проявление инстинкта самосохранения и реакции страха.

Частым следствием эмоционального стресса матери при беременности и ее ослабленной конституции будет невропатия у ребенка как нервно-соматическая дисфункция организма. Но и сам родовой акт при неблагоприятном течении «вносит свою лепту» в развитии невропатии: вздрагивание, испуги при внезапном шуме, физическом воздействии, неустойчивость настроения, частый, беспричинный плач, расстройства сна и аппетита, обильные срыгивание.

Таким образом, у детей, перенесших травмирующий родовой опыт, отмечается более раннее появление страхов.

В дошкольном возрасте выделяется характерная триада страхов: страх темноты, одиночества и замкнутого пространства, — открытая профессором А. И. Захаровым в 1982 г. в результате опроса 2134 детей и подростков.

Классификация страхов

Страх темноты подразумевает безраздельный страх перед любой опасностью, появляющейся из ничего, ниоткуда, из темного неизведанного и необжитого пространства. Одновременно это и страх внезапного воздействия, способного быть «апокалипсисом»,

потрясением, что оставляет глубокий след в эмоциональной памяти. Страх темноты свидетельствует о беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ и иных оккультных сил. максимальным выражением беззащитности, ее основой и будет беззащитность рождающегося ребенка перед лицом внешнего, в данном случае угрожающего, мира. Страх темноты — безошибочный индикатор эмоциональной чувствительности и впечатлительности детей, развития у них воображения и фантазии. Темнота и есть отражение внутриутробного существования ребенка, как антипод свету, дню, новой жизни. Темнота означает предшествующий рождению мрак, где ребенок испытал при беременности и родах действие неожиданных и неприятных сил, способных лишить его жизни;

Страх одиночества — символ беззащитности и зависимости, прежде всего от матери, вне которой ребенок не может чувствовать себя защищенным, в состоянии безопасности. При благоприятном протекании беременности и эмоциональном контакте матери с ребенком после рождения страх одиночества не выражен, но только в тех случаях, когда мать не обладает тревожно-мнительными чертами характера, не находится в невротическом состоянии, а сам ребенок не испытал шоковых переживаний и аффективно воспринимаемой материнской депривации. Антенатальный и перинатальный опыт показывает, что при любой задержке с родоразрешением ребенок «должен один» справляться с возникшими трудностями или в качестве альтернативы — «умереть».

Страх замкнутого пространства выступает как реакция на стеснение, критическое ограничение жизненного пространства, угрожающее жизни человека. В максимальном значении это страх удушья, смерти. Близок к этому страх потери сознания (отключения), т. е. опять проявление в данном страхе аффективно заостренного инстинкта самосохранения. Несомненна и аналогия с замкнутым пространством матки, сужающимся до критического предела при преждевременном отхождении вод, безрезультативности схваток, а главное — отсутствие достаточного раскрытия шейки матки. В данном случае, страх замкнутого пространства представляет безусловно рефлекторную, инстинктивную, реакцию в ситуации первого травмирующего опыта ребенка. В дальнейшем формируется условно рефлекторный механизм образования данного страха в обстоятельствах, напоминающих травмирующий родовой опыт.

Перинатальная триада страхов воспроизводится ребенком перед сном и включает в себя4:

• Страх темноты, который проявляется в виде настойчивых просьб оставить свет в комнате или коридоре, иначе у ребенка возникает беспокойство и страх. Метафорически можно сказать, что это глубинная потребность «видеть свет в конце туннеля».

• Страх одиночества, оборачивающийся потребностью в присутствии матери перед сном, стремлением под любым предлогом удержать ее рядом. При наличии выраженных страхов темноты и одиночества дети предпочитают спать вместе с матерью.

• Страх замкнутого пространства, который можно наблюдать в виде стандартной картины: открытая, или полуоткрытая всю ночь дверь в детскую спальню (подобно открытой для прохождения плода шейки матки, в чем и были препятствия в родах). Даже, если и ребенок и заснет, ему всю ночь будут сниться кошмарные сны, и не исключены «ночные побеги» к родителям.

Таким образом, страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства могут быть выражены в эмоциональной памяти травмирующего перинатального опыта в ассоциативно

воспринимаемых жизненных обстоятельствах. Эти страхи и порожденные ими конкретные действия могут выступать в качестве защитного ритуала, направленного на отреагирование смертельной опасности при родах.

Причины развития страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства:

• Наличие невропатии и травмирующего родового опыта у самих родителей при их рождении, сохраняющегося в долговременной эмоциональной памяти. Этим объясняется в ряде случаев безотчетный страх перед родами.

• Выраженный эмоциональный стресс у матери во время беременности, осложняющий течение родов.

• Нежелательность или случайность появления ребенка, обусловленные жизненной ситуацией, недостаточно развитым инстинктом материнства и отцовства. Часто сочетается с угрозой выкидыша, преждевременным частичным отделением плаценты, преждевременными родами.

• Проблемы, возникающие при беременности, влияющие на затяжное течение родов отсутствие или слабость схваток, потуг, преждевременное отхождение вод и сдавливание или обвитие пуповины. Также неудачное или неэффективное родовспоможение, чрезмерная стимуляция родов, необоснованное оперативное родоразрешение путем операции кесарево сечение.

• Отсутствие адекватного психологического подхода к роженице, как со стороны персонала, так и со стороны близких, а именно — игнорирование, отсутствие поддержки, семейные конфликты, нежеланная беременность. Состояние страха, беспокойства, чрезмерного напряжения у роженицы вместе с наличием сильной, труднопереносимой боли во время родов.

• Повышенная эмоциональная чувствительность и впечатлительность родившихся детей, правополушарная направленность их развития.

• Присутствие в жизненном опыте первых лет эмоциональных шоковых переживаний и страхов при недостаточном эмоциональном принятии и поддержке со стороны матери, т. е. эффект материнской депривации, который влечет за собой формирование у детей эмоционально депримированного и пессимистического жизненного настроя, неуверенности и нерешительности, что является предпосылкой возникновения эмоциональной уязвимости, беззащитности и боязливости в целом.

Сопутствующие страхи:

• страх смерти;

• страх воды, наводнения;

• страх боли, как крайне неприятного физического воздействия.

После рождения ребенка не нужно спешить с отсечением пуповины до полного прекращения ее пульсации. Отрицательным событием было распространенное ранее искусственное разлучение с матерью, когда новорожденного приносили на вторые или третьи сутки. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что ранний тактильный контакт с матерью положительно действует, прежде всего, на беспокойных и нервно расстроенных детей.

Таким образом, основополагающим фактором развития рассматриваемой триады страхов у детей будет гормонально опосредованное «подкрепление» у них беспокойства со стороны матери при беременности, наличие различных инфекций в анамнезе матери, дискоординированная родовая деятельность, прогрессирующая нехватка кислорода,

т. е. хроническая или острая гипоксия плода в родах, труднопреодолимые препятствия прохождения по родовым путям, наложение акушерских щипцов и применение вакуум-экстракции на головку плода. Все это способствует нарастанию беспокойства до степени инстинктивно проявляемого страха, воплощенного в дальнейшем в виде страха смерти. Страх смерти не обязательно является консуммацией триады страхов, но находит выражение в страхе замкнутого пространства (клаустофобии), в виде безотчетного, панического страха или ужаса при сдавливании в толпе, давке, особенно когда жарко и душно, не хватает кислорода и отсутствует возможность незамедлительного выхода.

Итак, очевидна глубинная рефлекторная связь страхов с травмирующим перинатальным опытом. Их индивидуальная психологическая диагностика у детей с учетом перинатального и раннего жизненного опыта является условием успешной психологической коррекции и психотерапии.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о том, что происходит внутри них. Известно, что эмоции — это переживание своего личного отношения к действительности, а также переживание состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно с помощью использования методики А. И. Захарова «Выявление страхов», при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок чего-либо, следует только время от времени, избегая наводки страхов, их непроизвольного внушения. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

В скрининговом исследовании социально-психологических характеристик старших дошкольников приняли участие 159 детей из общеобразовательных учреждений города Санкт-Петербурга № 44, № 49. № 55, № 68, № 100 (1 и 2 площадки), № 138. Среди них — 80 мальчиков и 79 девочек. Исследованы 68 детей с благоприятным перинатальным анамнезом: с гестозом у матерей — 28 детей, с хронической урогенитальной инфекцией у матерей — 30 детей и 33 ребенка, рожденные с помощью экстренного кесарева сечения. Возраст испытуемых 5,6-6,7 лет. 68 % опрашиваемых детей воспитываются в полных семьях, 74 % живут в отдельных квартирах, остальные 26 % — в коммунальных квартирах и общежитиях. Для оценки эффективности данного исследования проводилось анкетирование матерей детей экспериментальной (91ребенок) и контрольной (68 детей) групп.

Результаты исследования наличия страхов у старших дошкольников при помощи методики А. И. Захарова5 представлены в табл. № 1.

Исследование наличия страхов у старших дошкольников, перинатальное развитие которых проходило на фоне гестоза у матери показало, что у подавляющего большинства опрошенных детей (89,3 %) наблюдается слишком большое количество страхов, что указывает на развитие невроза или тревожности в характере.

Таблица 1

Результаты исследования наличия страхов

Количество страхов Особенности перинатального анамнеза

гестоз (%) ХУГИ (%) кесарево сечение (%) здоровые (%)

Низкий 7,1 26,7 21,2 14,7

Средний 3,6 3,3 9,1 39,7

Высокий 89,3 70,0 69,7 45,6

В группе детей, перинатальное развитие, которых сопровождалось внутриутробным инфицированием, наблюдается похожая картина, т. е. у 70,0 % опрошенных дошкольников выявлено большое количество страхов. У 26,7 % обнаружено малое количество страхов, но они четко сфокусированы, что характерно для навязчивых фобий.

Среди детей, родившихся путем экстренного оперативного родоразрешения, в 69,7 % случаев также отмечается развитие тревожности и невроза, а у 21,2 % — наличие фобий.

В группе старших дошкольников с благоприятным перинатальным анамнезом большое количество страхов выявлено у 45,6 % детей. У 14,7 % отмечается малое количество страхов без тенденции к фокусированию, т. е. к образованию фобий.

Сравнивая выраженность страхов у старших дошкольников с неблагоприятным перинатальным анамнезом и у детей контрольной группы, мы видим, что самое большое количество страхов наблюдается у детей, перинатальное развитие которых проходило на фоне гестоза в анамнезе матери. В целом, для детей с неблагоприятным перинатальным анамнезом характерно, что они испытывают страхи в большей мере, чем дети из контрольной группы.

■ Низкий Ш Средний Ш Высокий

Гестоз (%) ХУГИ(%) Кесарево сечение Здоровые (%)

(%)

Особенности перинатального анамнеза

Диаграмма 1. Выраженность страхов в %

Таблица 2

Сравнительный анализ выраженности страхов при помощи углового преобразования фишера

Значение фэмп Особенности отягощенного перинатального анамнеза

гестоз ХУГИ кесарево сечение

Фэмп _ 4,41 2,28 2,32

р < р < 0,00 р < 0,01 р < 0,01

В заключение можно сделать следующие выводы:

Математическая обработка результатов исследования наличия страхов у детей старшего дошкольного возраста показала, что между детьми с неблагоприятным перинатальным анамнезом и детьми из контрольной группы выявлены значимые различия в степени выраженности страхов (различия между группами статистически достоверны). Следовательно, дети с неблагоприятным перинатальным анамнезом в большей мере подвержены развитию неврозов и тревожности в характере, что может существенно затруднить адаптацию к школе и препятствовать успешной учебной деятельности.

Неблагоприятный перинатальный анамнез (гестоз, ХУГИ, экстренное кесарево сечение) можно рассматривать как один из возможных факторов невротического развития ребенка.

1 Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2007. 320 с.

Добряков И. В. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей // Сборник материалов конференции. СПб., 1999. 120 с.

3 Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. Петрозаводск, 2004. 350 с.

4 Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия психических травм. СПб., 1998. 144 с.

5 Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2007. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.