Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ НА ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ВЛИЯНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ НА ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Емельяненко Виктория Николаевна

Статья посвящена проблеме социального воспитания интеллектуально одаренных подростков. В качестве фактора, обусловливающего особенности их социального развития, авторы рассматривают перфекционизм интеллектуально одаренных подростков, их стремление к совершенству и к высоким достижениям. Представлены результаты эмпирического исследования, ориентированного на выявление особенностей влияния разных типов перфекционизма на характер взаимодействия интеллектуально одаренных подростков с субъектами образовательного процесса: с учителями, родителями, сверстниками (одноклассниками). В исследовании приняли участие 196 подростков, характеризующихся явной и скрытой интеллектуальной одаренностью, имеющих высокий коэффициент интеллекта и высокий уровень общих умственных способностей, но разную степень выраженности учебной мотивации. В результате исследования раскрыты взаимосвязи перфекционизма интеллектуально одаренных подростков и типа их коммуникативной направленности, а также выявлены особенности влияния перфекционизма интеллектуально одаренных подростков на восприятие учителями, родителями и одноклассниками их отношения к ним и характера, складывающегося между ними межличностного взаимодействия. На основании проведенных исследований авторы приходят к выводу о том, что одним из важных направлений педагогической поддержки социального развития интеллектуально одаренных подростков является снижение уровня их перфекционизма, связанного с эгоцентрическими тенденциями их личности и восприятия их как подозрительных, эгоистичных, упрямых и настойчивых людей, отстраняющихся и самоизолирующихся от всего социального окружения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Емельяненко Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PERFECTIONISM OF INTELLECTUALLY GIFTED ADOLESCENTS ON THE PECULIARITIES OF THEIR INTERACTION WITH SUBJECTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The paper discusses the social education of intellectually gifted adolescents. As a factor determining the characteristics of their social development, the authors consider the perfectionism of intellectually gifted adolescents, their desire for excellence and high achievements. The publication presents the results of an empirical study focused on identifying the features of the influence of different types of perfectionism on the nature of the interaction of intellectually gifted adolescents with the subjects of the educational process: with teachers, parents, peers (classmates). The study involved 196 adolescents, characterized by explicit and latent intellectual giftedness, with a high IQ and a high level of general mental abilities, but varying degrees of severity of learning motivation. As a result of the study, the interrelationships between the perfectionism of intellectually gifted adolescents and the type of their communicative orientation were disclosed, and the features of the influence of perfectionism of intellectually gifted adolescents on the perception of teachers, parents and classmates of their attitude towards them and the nature of interpersonal interaction between them were revealed. The research shows that one of the important trends of pedagogical support for the social development of intellectually gifted adolescents is to reduce the level of their perfectionism associated with the egocentric tendencies of their personality and perception of them as suspicious, selfish, stubborn and persistent people who withdraw and insulate themselves from the entire social environment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ НА ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 376.545:159.923 ББК 74.025.1:88.90 Г 79

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-15-26

ВЛИЯНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ НА ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(Рецензирована)

Вероника Михайловна Гребенникова1^, Виктория Николаевна Емельяненко2

1,2Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия шvmgrebenmkova@maU.ru, ORCID 0000-0003-0705-7985 2vika_emelyanenko@mail.ru, ORCID 0000-0002-9746-7824

Аннотация. Статья посвящена проблеме социального воспитания интеллектуально одаренных подростков. В качестве фактора, обусловливающего особенности их социального развития, авторы рассматривают перфекционизм интеллектуально одаренных подростков, их стремление к совершенству и к высоким достижениям. Представлены результаты эмпирического исследования, ориентированного на выявление особенностей влияния разных типов перфекционизма на характер взаимодействия интеллектуально одаренных подростков с субъектами образовательного процесса: с учителями, родителями, сверстниками (одноклассниками). В исследовании приняли участие 196 подростков, характеризующихся явной и скрытой интеллектуальной одаренностью, имеющих высокий коэффициент интеллекта и высокий уровень общих умственных способностей, но разную степень выраженности учебной мотивации. В результате исследования раскрыты взаимосвязи перфекционизма интеллектуально одаренных подростков и типа их коммуникативной направленности, а также выявлены особенности влияния перфекционизма интеллектуально одаренных подростков на восприятие учителями, родителями и одноклассниками их отношения к ним и характера, складывающегося между ними межличностного взаимодействия. На основании проведенных исследований

авторы приходят к выводу о том, что одним из важных направлений педагогической поддержки социального развития интеллектуально одаренных подростков является снижение уровня их перфекционизма, связанного с эгоцентрическими тенденциями их личности и восприятия их как подозрительных, эгоистичных, упрямых и настойчивых людей, отстраняющихся и самоизолирующихся от всего социального окружения.

Ключевые слова: интеллектуально одаренные подростки, перфекционизм, коммуникативная направленность, стили взаимодействия, социальное воспитание, педагогическая поддержка.

Для цитирования: Гребенникова В.М., Емельяненко В.Н. Влияние перфек-ционизма интеллектуально одаренных подростков на особенности их взаимодействия с субъектами образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. Вып. 3(303). С. 15-26. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-15-26

Original Research Paper

INFLUENCE OF PERFECTIONISM OF INTELLECTUALLY GIFTED ADOLESCENTS ON THE PECULIARITIES OF THEIR INTERACTION WITH SUBJECTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Veronika M. Grebennikova Victoria N. Emelianenko2

1,2Kuban State University, Krasnodar, Russia

г* vmgrebennikova@mail.ru, ORCID 0000-0003-0705-7985

2vika_emelyanenko@mail.ru, ORCID 0000-0002-9746-7824

Abstract. The paper discusses the social education of intellectually gifted adolescents. As a factor determining the characteristics of their social development, the authors consider the perfectionism of intellectually gifted adolescents, their desire for excellence and high achievements. The publication presents the results of an empirical study focused on identifying the features of the influence of different types of perfectionism on the nature of the interaction of intellectually gifted adolescents with the subjects of the educational process: with teachers, parents, peers (classmates). The study involved 196 adolescents, characterized by explicit and latent intellectual giftedness, with a high IQ and a high level of general mental abilities, but varying degrees of severity of learning motivation. As a result of the study, the interrelationships between the perfectionism of intellectually gifted adolescents and the type of their communicative orientation were disclosed, and the features of the influence of perfectionism of intellectually gifted adolescents on the perception of teachers, parents and classmates of their attitude towards them and the nature of interpersonal interaction between them were revealed. The research shows that one of the important trends of pedagogical support for the social development of intellectually gifted adolescents is to reduce the level of their perfectionism associated with the egocentric tendencies of their personality and perception of them as suspicious, selfish, stubborn and persistent people who withdraw and insulate themselves from the entire social environment.

Keywords: intellectually gifted adolescents, perfectionism, communicative orientation, interaction styles, social education, pedagogical support.

For citation: Grebennikova V.M., Emelianenko V.N. Influence of perfectionism of intellectually gifted adolescents on the peculiarities of their interaction with subjects in the educational process // Bulletin of the Adyghe State University, Series "Pedagogy and Psychology". 2022. Vol. 3(303). P. 15-26. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-15-26

Введение. В настоящее время актуализировалась проблема педагогической поддержки социального развития интеллектуально одаренных детей и подростков, что связано как с приоритетными направлениями государственной образовательной политики, в которой пристальное внимание отводится психолого-педагогическому сопровождению талантливой молодежи [1], так и с результатами исследований, раскрывающих особенности их социального развития.

В многочисленных исследованиях, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом, содержится обширный эмпирический материал, раскрывающий особенности и проблемы социального развития одаренных детей и подростков. Систематизация научных исследований показала, что современные научные знания об особенностях социального развития одаренных детей и подростков отличаются своей противоречивостью и несогласованностью.

В одних исследованиях подчеркивается, что одаренные подростки характеризуются опережающим социальным развитием: у них выше, чем у сверстников, не обладающих выдающимися умственными способностями, развит эмоциональный и социальный интеллект [2], что большинство из них имеют развитые умения прогнозировать поведение людей, адекватно воспринимать их чувства, мысли и намерения в межличностном взаимодействии [3], что когнитивные способности являются регулятором поведения подростков в групповом взаимодействии [4], что нравственные чувства и нравственное сознание у интеллектуально одаренных подростков значимо выше, чем у

неодаренных сверстников [5].

В других исследованиях, напротив, отмечается, что социальное развитие одаренных детей и подростков имеет ряд трудностей, к которым, прежде всего, относят отсутствие умений устанавливать диалогические отношения с одноклассниками [6, 7], эгоистический стиль взаимодействия с ними [8, 9], интолерантность, низкий уровень эмпатии, дружелюбия и потребности в социальных контактах [10, 11].

В результате теоретического анализа нами было выдвинуто предположение, что одним из доминирующих факторов, обусловливающих возникновение трудностей в социальном взаимодействии интеллектуально одаренных подростков, является высокий уровень их пер-фекционизма.

Несмотря на то что перфекцио-низм традиционно связывается с позитивными качествами личности, отражающими образ современного человека (стремлением к совершенству, тщательным выполнением заданий, достижением высоких результатов в деятельности) [12], пер-фекционизм, однако, может оказывать и негативное влияние на характер общения и межличностного взаимодействия. И речь здесь идет не только о связи перфекционизма с невротическими чертами личности, с ее тревожностью, депрессивными состояниями, о чем свидетельствуют исследования, проведенные в рамках клинической психологии [13], но и о том, что высокая устремленность личности к самосовершенствованию, к безупречности, сочетающаяся с высоким уровнем требований как к себе, так и к другим, может восприниматься другими людьми по-разному, обусловливая

тем самым искаженное представление о характере и внутреннем мире перфекционистов.

С целью определения содержания педагогической поддержки социального развития интеллектуально одаренных подростков нами было проведено эмпирическое исследование, ориентированное на выявление особенностей и характера влияния перфекционизма на их взаимодействие с субъектами образовательного процесса: с учителями, родителями и одноклассниками.

Методы. Исследование осуществлялось в образовательных организациях общего образования Краснодарского края. Для исследования была сформирована исследовательская выборка, состоящая из 196 подростков 12-14 лет, обладающих высоким уровнем интеллекта (IQ = от 120 до 140 («Тест интеллектуального потенциала» П. Ржичан), общих умственных способностей «Тест общих умственных способностей» Н.В. Бузина и разным уровнем учебной мотивации (методика И.С. Домбровской). Результаты анализа академической успеваемости подростков и особенностей их учебной мотивации послужили основой для условного разделения общей исследовательской выборки на две группы: группа подростков с явной (n=98) и скрытой (n=98) интеллектуальной одаренностью.

У подростков двух исследовательских групп изучались особенности проявления перфекционизма с помощью «Многомерной шкалы перфекционизма» (MSP - MPS) П.Л. Хьюитт и Дж.Л. Флетт (адаптировано И.И. Грачевой) [14], тип направленности личности в общении - методики «Направленность личности в общении» (НЛО) С.Л. Братченко, тип межличностных отношений - методики Т. Лири. Опрос по методике Т. Лири проводился среди одноклассников (n=196), родителей (n=196) и учителей (n=49)

интеллектуально одаренных подростков.

Сравнительный анализ осуществлялся с помощью расчета ■-критерия Стьюдента; корреляционный анализ - расчета коэффициента корреляции по Спирмену.

Результаты и их обсуждение. Было выявлено, что в двух исследовательских группах среднегруппо-вые показатели общего уровня перфекционизма достаточно высокие: в группе явно одаренных подростков - 191,8; в группе подростков со скрытой интеллектуальной одаренностью - 181,7. Несмотря на различия групп по среднегрупповому показателю общего уровня перфек-ционизма, можно говорить о том, что вне зависимости от успеваемости интеллектуально одаренных подростков в школе и их школьных достижений большинство из них имеет высокий уровень развития перфекционизма.

При этом профили перфекци-онизма в двух исследовательских группах отличаются друг от друга на статистически достоверном уровне различий (рисунок 1).

Так, в группе подростков - «отличников» с развитой учебной и познавательной мотивацией высокий среднегрупповой балл приходится на показатели перфекционизма, направленного на других (82,6), тогда как в группе подростков со скрытой интеллектуальной одаренностью - на показатели социально предписанного перфекционизма (73,7). Интеллектуально одаренные подростки с явной одаренностью в большей степени, чем подростки со скрытой одаренностью, предъявляют к другим людям высокие требования, ожидая от них большего, чем они могут на самом деле. Большинство же подростков со скрытой интеллектуальной одаренностью, напротив, считают, что предъявляемые к ним требования окружающих чрезмерно завышены и не реалистичны. Стремление же к само-

79,8

82,6

43 fi

Перфекционизм, направленный на себя

Перфекционизм, направленный на других

73,7

29,4

Социально предписанный перфекционизм

I Явная одаренность

Скрытая одаренность

Рисунок 1. Результаты исследования уровня перфекционизма у интеллектуально одаренных подростков с явной и скрытой одаренностью (средний балл в группах)

Figure 1. Results of a study of the level of perfectionism in intellectually gifted adolescents with explicit and hidden giftedness (average score in groups)

совершенству, к высоким результатам в своей деятельности и жизнедеятельности в большей степени характерно для подростков с явной интеллектуальной одаренностью, чем для подростков со скрытой интеллектуальной одаренностью.

В процессе исследования направленности интеллектуально одаренных подростков в общении было выявлено, что у большинства из них, вне зависимости от того, обладают ли они явной или скрытой интеллектуальной одаренностью, преобладает индифферентный тип коммуникативной направленности. В целом интеллектуально одаренные подростки не испытывают острой потребности в общении и взаимодействии с другими людьми. Изолированность, отчужденность, обесценивание процесса общения - эти характеристики свойственны многим подросткам, обладающим выдающимися умственными способностями. Однако следует указать на тот факт, что достаточно ровно распределились показатели других типов направленности личности интеллектуально одаренных подростков в общении.

Результаты корреляционного анализа позволяют говорить, о том,

что общий уровень перфекциониз-ма и отдельные его составляющие взаимосвязаны с коммуникативной направленностью подростков (рисунок 2).

Так, было выявлено, что показатели перфекционизма, направленного на себя, положительно коррелируют с показателями авторитарного типа коммуникативной направленности (г=0,201; р<0,01); перфекционизма, направленного на других, - манипулятивного типа (г=0,311; р<0,01); социально предписанного перфекционизма - конформного типа (г=0,311; р<0,01). Общий уровень перфекционизма отрицательно коррелирует с показателями диалогического (г=0,195; р<0,05) и альтероцентристского (г=0,311; р<0,01) типов коммуникативной направленности.

Наибольшую информативность имеют результаты исследования особенностей межличностных отношений интеллектуально одаренных подростков, характеризующихся разным уровнем развития перфек-ционизма, с субъектами образовательного процесса.

Анализ оценок учителями-предметниками и классными руководителями типа отношения интеллек-

Рисунок 2. Корреляционные связи между показателями перфекционизма и типом направленности в общении

Figure 2. Correlation links between perfectionism indicators and the type of directionality in communication

туально одаренных подростков к окружающим, в том числе и к ним самим, показал, что большинство таких подростков характеризуются эгоистическим стилем отношения, то есть независимо-доминирующим. Большинство, по мнению учителей, считает себя лучше других и держится в стороне от какого-либо общения (таблица 1).

Следует отметить, что статистически достоверные различия между двумя группами интеллектуально

одаренных подростков были выявлены только по показателям агрессивного (1=0,22, p<0,05) и подозрительного (1=0,92, р<0,01) стилей, причем среднегрупповые значения по данным шкалам выше в группе подростков со скрытой одаренностью, чем в группе подростков с явной интеллектуальной одаренностью. Только на уровне тенденций можно говорить о том, что подростки с явной интеллектуальной одаренностью в большей степени,

Таблица 1. Результаты исследования мнения учителей о типе отношения к ним интеллектуально одаренных подростков с явной и скрытой одаренностью

Table 1. Results of a study of teachers' opinions on the type of attitude towards them of intellectually gifted adolescents with explicit and hidden giftedness

Тип отношения (стиль поведения в межличностном взаимодействии) Явная одаренность Скрытая одаренность t p

Авторитарный стиль 8,4 ± 0,7 9,0 ± 0,8 0,32 >0,05

Эгоистический стиль 14,6 ± 1,2 14,0 ± 1,4 0,32 >0,05

Агрессивный стиль 8,2 ± 0,7 10,9 ± 1,0 2,22 <0,05

Подозрительный стиль 9,2 ± 0,8 13,4 ± 1,2 2,92 <0,01

Подчиняемый стиль 5,2 ± 0,5 4,4 ± 0,5 1,13 >0,05

Зависимый стиль 0,5 ± 0,05 1,3 ± 0,2 0,89 >0,05

Дружелюбный стиль 1,4 ± 0,1 1,0 ± 0,2 1,82 >0,05

Альтруистический стиль 0,5 ± 0,07 0,7 ± 0,05 0,72 >0,05

чем подростки со скрытой интеллектуальной одаренностью, склонны проявлять во взаимодействии с учителем дружелюбный и альтруистический стили.

Что касается оценок родителей, то здесь мы можем видеть несколько противоположных характеристик. Родители подростков со скрытой интеллектуальной одаренностью значительно в меньшей степени, чем родители подростков с явной одаренностью, склонны приписывать своим детям альтруистические и дружелюбные тенденции. Напротив, многие из родителей таких подростков считают, что их дети во взаимодействии с ними проявляют агрессию, резко высказываясь о людях, проявляя негативизм и ярко выраженную раздражительность (таблица 2). Результаты исследования свидетельствуют о том, что в семьях с подростками, характеризующимися скрытой интеллектуальной одаренностью, существуют проблемы в детско-роди-тельском взаимодействии.

Оценки одноклассников особенностей поведения интеллектуально одаренных подростков, как с явной, так и скрытой одаренностью, во взаимодействии с ними отличают-

ся от оценок учителей и родителей. Между двумя исследовательскими группами, во-первых, не было выявлено статистически достоверных различий, а, во-вторых, показатели дружелюбия в обеих группах значимо ниже, чем показатели агрессивного и эгоистического стиля взаимодействия.

Сравнительный анализ усредненных профилей стиля межличностного взаимодействия интеллектуально одаренных подростков, составленных по оценкам учителей, родителей и одноклассников респондентов, показал, что такие профили во многом отличаются друг от друга (рисунок 3). Восприятие интеллектуально одаренного подростка учителями характеризуется повышенной чувствительностью к эгоистическим чертам их личности, к их стремлению отгородиться от общения, быть в стороне от школьных событий и интересов, от установления дружеских отношений с одноклассниками.

Отмечая лидерские качества подростков, учителя в целом акцентируют внимание на том, что эти качества никак не реализуются в их школьной жизни, что большинство интеллектуально одаренных под-

Тип отношения (стиль поведения в межличностном взаимодействии) Явная одаренность Скрытая одаренность t p

Авторитарный стиль 5,6 ± 0,6 7,6 ± 0,7 2,18 <0,05

Эгоистический стиль 10,2 ± 1,0 11,2 ± 1,1 0,95 >0,05

Агрессивный стиль 4,2 ± 0,4 7,0 ± 0,7 4,67 <0,001

Подозрительный стиль 4,2 ± 0,4 13,4 ± 1,2 7,31 <0,001

Подчиняемый стиль 7,2 ± 0,7 3,8 ± 0,4 4,20 <0,001

Зависимый стиль 4,8 ± 0,5 2,8 ± 0,3 3,45 <0,01

Дружелюбный стиль 10,6 ± 1,1 3,0 ± 0,3 5,85 <0,001

Альтруистический стиль 9,9 ± 1,0 6,5 ± 0,7 2,79 <0,05

Таблица 2. Результаты исследования мнения родителей о типе отношения к ним интеллектуально одаренных подростков с явной и скрытой одаренностью

Table 2 . Results of a study of the opinion of parents about the type of attitude towards them of intellectually gifted adolescents with explicit and hidden giftedness

Авторитарный

Альтруистический

Дружелюбный

Зависимый

Эгоистичный

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Оценка учителей «« Оценка родителей ■■■» «Оценка одноклассников

Рисунок 3. Профили отношения интеллектуально одаренных подростков к окружающим в оценках учителей, родителей и одноклассников

Figure 3. Profiles of attitudes of intellectually gifted adolescents to others in the assessments of teachers, parents and classmates

ростков не нуждаются в установлении дружеских отношений со сверстниками, предпочитая оставаться в стороне от всех и иногда проявляя несдержанные отрицательные реакции на попытки привлечь их к делам школы и класса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На заключительном этапе эмпирического исследования был проведен корреляционный анализ показателей уровня сформированности у интеллектуально одаренных подростков перфекционизма и стиля их взаимодействия в оценках учителей, родителей и одноклассников (таблица 3).

Было выявлено, что на отношения интеллектуально одаренных подростков с учителем значимое влияние оказывает уровень развития у подростков перфекциониз-ма. Чем выше стремление подростка к собственному совершенству, к личностным достижениям, безупречности во всем, тем сильнее ощущает учитель отчужденность такого подростка от реальной школьной жизни, его одиночество и эгоцентрические тенденции, тогда как родители такого подростка не видят проблем в его социальном развитии.

Перфекционизм, направленный на других, повышенные требования к другим, в оценках учителей проявляются в стремлении интеллектуально одаренных подростков к доминированию во взаимодействии, в независимом своем поведении, его подозрительности, недоверии, равнодушии к людям, отсутствии потребности в социальных контактах. При этом подросток, считающий, что к нему предъявляют нереальные и неадекватные требования, воспринимается учителем как более дружелюбный и альтруистический тип личности, чем подросток, характеризующийся низкими показателями социально предписанного перфекционизма. Общий уровень перфекционизма интеллектуально одаренных подростков положительно коррелирует с эгоистическим стилем взаимодействия в представлениях учителей и отрицательно - с подчиняемым (г=-0,215, р<0,01) и дружелюбным (г=-0,182, р<0,05) типами межличностных отношений.

Восприятие подростками своих одноклассников с интеллектуальной одаренностью в целом схоже с восприятием их учителей. Корреля-

Таблица 3. Результаты корреляционного анализа показателей уровня сформирован-ности у интеллектуально одаренных подростков перфекционизма и стиля их взаимодействия в оценках учителей, родителей и одноклассников

Table 3 . The results of the correlation analysis of the indicators showing the level of formation in intellectually gifted adolescents of perfectionism and the style of their interaction in the assessments of teachers, parents and classmates

Стили взаимодействия ПОС ПОД СПП ОП

В оценках учителей

Авторитарный стиль 0,210** 0,195* -0,048 0,120

Эгоистический стиль 0,189* 0,656*** -0,097 0,251**

Агрессивный стиль 0,002 0,175* 0,101 0,132

Подозрительный стиль 0,093 0,182* 0,104 0,116

Подчиняемый стиль -0,000 -0,327*** -0,087 -0,215**

Зависимый стиль -0,033 -0,221** -0,039 -0,101

Дружелюбный стиль -0,163* -0,318*** 0,307*** -0,182*

Альтруистический стиль -0,273*** -0,219** 0,411*** -0,094

В оценках родителей

Авторитарный стиль 0,087 0,137 -0,132 0,074

Эгоистический стиль 0,161* 0,204** -0,108 0,137

Агрессивный стиль 0,019 0,127 -0,114 -0,001

Подозрительный стиль 0,104 0,075 -0,116 0,044

Подчиняемый стиль -0,001 -0,081 -0,036 -0,067

Зависимый стиль -0,048 -0,106 0,059 -0,052

Дружелюбный стиль -0,085 -0,542*** 0,044 -0,231**

Альтруистический стиль -0,011 -0,119 0,101 -0,011

В оценках одноклассников

Авторитарный стиль 0,185* 0,161* -0,037 0,110

Эгоистический стиль 0,209** 0,423*** -0,101 0,183*

Агрессивный стиль 0,156 0,201** 0,112 0,164*

Подозрительный стиль 0,193* 0,199* 0,111 0,169*

Подчиняемый стиль -0,162* -0,204** -0,100 0,160*

Зависимый стиль -0,133 -0,244** -0,137 -0,252**

Дружелюбный стиль -0,177* -0,441*** 0,169* -0,231**

Альтруистический стиль -0,273*** -0,321*** 0,144 -0,153

Примечание: ПОС - перфекционизм, направленный на себя; ПОД - перфекци-онизм, направленный на других; СПП - социально предписанный перфекционизм; ОП - общий уровень перфекционизма. *р<0,05; **р<0,01; ***р<0,001

ционный анализ показал, что подростки с высоким уровнем перфек-ционизма, направленного на себя, воспринимаются своими одноклассниками как самоуверенные личности, но в большинстве своем не стремящиеся к лидерству, как подростки, считающие себя выше и лучше других, при этом отнюдь не добрые и совсем не общительные. Подростки с высоким уровнем перфекциониз-ма, направленного на других, воспринимаются своими одноклассниками как лица, склонные к скрытности или, напротив, к обвинениям всех окружающих, к насмешкам, иронии, раздражительности.

Наименьшее количество корреляционных связей были выявлено в показателях оценки родителями своих подростков, имеющих интеллектуальную одаренность, и показателей типа и уровня их перфек-ционизма. Статистически достоверными взаимосвязями характеризуются только показатели перфек-ционизма, направленного на себя, и эгоистического стиля общения подростков со своими родителями, а также перфекционизма, направленного на других, и их негибкостью в отношениях, в неспособно-

сти к установлению доверительного и искреннего взаимодействия.

Заключение. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что одним из важных направлений педагогической поддержки социального развития интеллектуально одаренных подростков является снижение уровня их перфекционизма, связанного с эгоцентрическими тенденциями их личности и восприятия их как подозрительных, эгоистических, упрямых и настойчивых людей, отстраняющихся и самоизолирующихся от всего социального окружения. В процессе педагогической поддержки социального развития интеллектуально одаренных подростков следует научить их допускать ошибки, концентрироваться только на главном, при оценках других людей видеть их позитивные черты, их уникальность, неповторимость, формировать у них культуру социального взаимодействия, проявляющуюся в умении ценить несовершенство, жизненную случайность, в любви и ценностном отношении к окружающим вне зависимости от их умственных способностей и личностных достижений.

Примечания:

1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. URL: http://www.rsronline.ru/doc/2012_06_25/7.pdf.

2. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 270 с.

3. Ogurlu U. A meta-analytic review of emotional intelligence in gifted individuals: A multilevel analysis // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 171. URL: https://doi.org/10.1016/j .paid. 2020.110503

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 544 с.

5. Фокина Е.А. Нравственная самостоятельность одаренных детей // Одаренный ребенок. 2002. № 1. C. 30-34.

6. Крущельницкая О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов / О.Б. Крущельницкая // Образование. 2001. № 4. С. 66-70.

7. Доровской А.И. В классе - одаренные дети: как с ними работать // Народное образование. 2010. № 5. С. 202-211.

8. Литвак Р.А. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях / Р.А. Литвак, Т.В. Бондарчук // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. № 1 (09). URL: www.sisp.nkras.ru

9. Смирнов В.А., Хазова С.А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 5. С. 39-43.

10. Щербинина О.С. Проблема социального развития одаренных детей // Вестник КГУ им. Н. В. Некрасова. 2013. № 5. С. 180-183.

11. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. Психология развития. 2018. Т. 7, № 2. С. 28-38. doi: 10.17759/jmfp.2018070203 (In Russ.; Abstr. in Engl.).

12. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2014. 215 с.

13. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 429 с.

14. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. № 6. Т. 27. С. 73-80.

15. Гребенникова В.М., Галушко А.В. Психолого-педагогическое сопровождения одаренных детей // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № 26. С. 341-345.

References:

1. The concept of a nationwide system for the identification and development of young talents. URL: http://www.rsronline.ru/doc/2012_06_25/7.pdf.

2. Voronin A.N. Intelligence and creativity in interpersonal interaction. M.: Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2004. 270 pp.

3. Ogurlu U. A meta-analytic review of emotional intelligence in gifted individuals: A multilevel analysis // Personality and Individual Differences. 2021 Vol. 171 URL: https://doi.org/10.1016/j .paid. 2020.110503

4. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can mean more than IQ / transl. from English by A.P. Isaeva. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2017. 544 pp.

5. Fokina E.A. Moral independence of gifted children // A gifted child. 2002. No. 1. P. 30-34.

6. Krushelnitskaya O.B. Prodigy pupil from the point of view of classmates and teachers / O.B. Krushchelnitskaya // Obrazovanie. 2001. No. 4. P. 66-70.

7. Dorovskoy A.I. Gifted children in the classroom: how to work with them // Public education. 2010. No. 5. P. 202-211.

8. Litvak R.A. Patterns of socialization of gifted children in modern socio-cultural conditions / R.A. Litvak, T.V. Bondarchuk // Modern studies of social problems: electronic scientific journal. 2012. No. 1 (09). URL: www.sisp.nkras.ru

9. Smirnov V.A., Khazova S.A. Experience in implementing the program of personal resources development for gifted high school students in the framework of psychological and pedagogical support of the socialization process // Bulletin of Kostroma State University. Ser.: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2017. Vol. 23, No. 5. P. 39-43.

10. Shcherbinina O.S. The problem of social development of gifted children // Bulletin of KSU of N.V. Nekrasov. 2013. No. 5. P. 180-183.

11. Yurkevich V.S. Intellectual giftedness and social development: a contradictory relationship // Modern foreign psychology. Psychology of development. 2018. Vol. 7, No. 2. P. 28-38. doi: 10.17759/jmfp.2018070203 (In Russ.; Abstr. in Engl.).

12. Ilyin E.P. Work and personality. Workaholism, perfectionism and laziness. St. Petersburg: Piter, 2014. 215 pp.

13. Garanyan N.G. Perfectionism and hostility as personal factors of depressive and anxiety disorders: Diss. abstract for the Dr. of Psichology degree. M., 2010. 429 pp.

14. Gracheva I.I. Adaptation of the methodology of "Multidimensional scale of perfectionism" by P. Hewitt and G. Flett // Psychological journal. 2006. No. 6. Vol. 27. P. 73-80.

15. Grebennikova V.M., Galushko A.V. Psychological and pedagogical support of gifted children // Concept: scientific and methodological electronic journal. 2016. No. 26. P. 341-345.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила в редакцию 28.06.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 26.07.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 28.06.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 26.07.2022.

© Гребенникова В.М., Емельяненко В.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.