Научная статья на тему 'Влияние перегородок на пожарную и промышленную безопасность объекта'

Влияние перегородок на пожарную и промышленную безопасность объекта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние перегородок на пожарную и промышленную безопасность объекта»

Следует отметить, что найденные эмпирические уравнения (2-14) с учетом правила «углеродной цепи» [7] могут быть использованы для прогнозирования неизвестных физико-химических свойств и показателей пожарной опасности, а также для выявления ошибок, которые могут быть связаны с ошибками эксперимента, опечатками при копировании из одного источника в другой или неточностями при переводе температур, например из температуры по шкале Фаренгейта в температуру по Цельсию, в экспериментальных данных в ряду ал-килмеркаптанов.

Библиографический список

1. Сайт компании Sigma-Aldrich. URL: http://www.sigmaaldrich.com/catalog (дата обращения 15.11.2012).

2. База данных университета Akron. URL: http://ull.chemistry.uakron.edu/erd (дата обращения 15.11.2012).

3. Chemical Database DIPPR 801 (Brigham Young University). URL: http://www.aiche.org/dippr (дата обращения 15.07.2012).

4. Корольченко А. Я., Корольченко Д. А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справочник: в 2-х ч. - М.: Асс. «Пожнаука», 2004. Ч. 1. - 713 с. и Ч. 2. - 774 с.

5. Bagheri M., Nejadi T., Zahedi G. Estimation of flash point and autoignition temperature of organic sulfur chemicals // Energy Conversion and Management -P. 58 (2012) p.185-196 URL: http:// www.elsevier.com/locate/enconman (дата обращения 15.07.2012).

6. Möller W., Schulz P., Redeker T. Verfahren zur abschätzung des flammpunkts und der unteren explosionsgrenze // PTB-Bericht / W : 55. - Bremerhaven: Wirtschaftsverl. NW, 1993. - 64 S.

7. Алексеев С. Г., Барбин Н. М., Алексеев К. С., Орлов С. А. Связь показателей пожарной опасности с химическим строением. I. Алканолы // Пожаров-зрывобезопасность. - 2010. - Т. 19, № 5. - С. 23-30.

Пневматическое средство эвакуации людей из горящего здания

Сушкова О. В., Мурзинов В. Л.,

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Воронеж

Пожар в здании особенно там, где находится большое количество персонала, всегда представляет угрозу для жизни людей. Порой, от своевременной и грамотно организованной эвакуации зависит их спасение. Именно поэтому надежная схема эвакуации из здания имеет огромное значение.

Процесс эвакуации людей - это организованный процесс перемещения людей к выходу из здания при возникновении опасности (пожара) с целью

обеспечения их безопасности. При этом эвакуируют людей по специальным, заранее предусмотренным и спроектированным эвакуационным путям в направлении выходов.

Любое здание имеет свои конструкционные и объемно-планировочные особенности, при этом в каждом здании эвакуационные пути проектируются в строгом соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, которые устанавливают их параметры (длина, ширина, отделочные материалы, установленные вентиляционные, противодымные, противопожарные системы защиты и т. д.).

Пожар в высотке, эвакуация и спасение людей, в том числе и самоспасение - это проблема всех городов, где ведется высотное строительство. Средства эвакуации из высоток можно разделить на три группы.

Первая группа: незадымляемые лестницы, стационарные пожарные лестницы и другие средства эвакуации, предусмотренные проектом дома. Незадымляемые лестницы — предназначены для эвакуации в случае задымления здания. Но двери выхода на них должны плотно закрываться и иметь доводчики или пружины. Нужно до минимума сократить возможность попадания на них дыма, т. к. при неработающей противодымной защите здания он будет распространяться по шахтам лифтов, вентиляционным системам, и единственным путем спасения будет незадымляемая лестница. Но если дым будет попадать туда беспрепятственно, то и этот путь может быть отрезан. Стационарные пожарные лестницы могут быть предусмотрены в проекте здания, это эффективный и безопасный способ эвакуации. Но для стариков и лежачих больных этот путь проблематичен, их эвакуацию и должны обеспечить спасатели и пожарные. Могут быть предусмотрены и другие варианты, например внешние стационарные лестницы, но они портят облик здания и не пользуются популярностью у застройщиков. Так как лифты отключают, либо они отключаются автоматически, они не являются средством эвакуации людей при пожаре.

Вторая группа - это все то, с чем должны приехать пожарные и начать эвакуацию: средства эвакуации при помощи веревок, тросов, канатов и специальных спусковых устройств, выдвижные пожарные лестницы. Выдвижные пожарные лестницы представляют собой автомеханические модульные устройства, достоинством которых является способность дотянуться и до 25-го этажа. В недостатках габариты базового автомобиля, которые могут не позволить подобраться к месту ЧП через припаркованные автомобили, а во-вторых, лестница такой высоты, это телескопическая система, имеющая огромную массу. Поставить ее можно не на все грунты. Также, несмотря на то, что центр тяжести там рассчитан с максимальной точностью, выдвигать модули можно только при определенной силе ветра, иначе конструкция может просто опрокинуться [1].

Третья группа - прыжковые спасательные средства, такие как надувные маты [2, 3]. Однако эти средства не всегда обеспечивают полную безопасность спасаемых людей. Иногда маты надуваются до давления, при котором исключается выброс спасаемого с приемного полотна. При таком избыточном давлении, чтобы погасить кинетическую энергию падающего тела, высота надувного основания (ярусов подушек) должна быть достаточно большой - больше 2 м. А

кроме того, вследствие равной деформации подушек приземление спасаемого в периферийной части приемного полотна может приводить к его скатыванию с полотна и травмированию.

Четвёртая группа - индивидуальные средства спасения. Например, ка-натно-спускные пожарные устройства предназначены для индивидуального и группового спасания людей из высотных зданий в чрезвычайных ситуациях. Они могут быть установлены в любом помещении с выходом наружу здания. Высота спуска доходит до 100 м., но строители не предусматривают мест крепления таких устройств. Конечно, нельзя не учитывать и психологический фактор, не каждый доверит свою жизнь тонкому шнуру и спрятанному в цилиндр тормозному механизму.

Основной способ обеспечения безопасности людей при пожарах в общественных зданиях и сооружениях - это их эвакуация в безопасную зону. Эвакуация обеспечивается, согласно ГОСТ 12.1.004-91, посредством устройства необходимого количества эвакуационных путей и соблюдения их требуемых параметров, а также организацией своевременного оповещения людей и управления их движением.

Для организации безопасной эвакуации может быть использовано пнев-мотранспортное устройство с воздушной подушкой [4, 5, 6].

Пневмотранспортное устройство практически не имеет подвижных механических частей, кроме, самого поршня-уплотнителя, являющегося составной частью внешнего подвижного элемента грузовой платформы. Внешний вид устройства представлен на рис.1, где показан транспортный трубопровод 1, на котором установлен транспортный цилиндр 2 с грузовой платформой 3. Внутренняя полость транспортного трубопровода 1 соединена с линией сжатого воздуха через регулируемые дроссели 4 и 5, а линия низкого давления соединяется с внутренней полостью через дроссели 6 и 7.

Более детально конструкция транспортного цилиндра показана на рис.2, где видно, что продольное щелевое отверстие в транспортном трубопроводе 1, закрыто клапаном 8, выполненным в виде ленты. Внутри транспортного трубопровода 1 установлен поршень-уплотнитель 9 с ведущей полой штангой 10, находящейся в продольном щелевом отверстии транспортного трубопровода 1. Через постоянный дроссель 12 в полую штангу 10 и, далее, в кольцевую пнев-мокамеру 11 подается сжатый воздух для создания воздушной подушки между

Сжатый воздух

4

Рис. 1. Внешний вид пневмотранспортного транспортного устройства линейных перемещений

наружной поверхностью транспортного трубопровода 1 и транспортного цилиндра 2. Кольцевая пневмокамера 11 снабжена питающими отверстиями 13, подающими сжатый воздух в воздушную подушку 14.

Рис. 2. Внешний вид и сечения транспортного цилиндра и часть транспортного трубопровода

Управление направлением и скоростью перемещения грузовой платформы 3 осуществятся следующим образом [7, 8]. Например, необходимо осуществить перемещение грузовой платформы 3 справа налево с заданной скоростью. Для этого закрывают дроссели 4 и 6, дроссель 7 открывают полностью для надежного соединения с линией низкого давления, а проходное сечение дросселя 5 делают определенной величины, соответствующей заданной скорости перемещения. Во внутренней полости трубопровода 1 справой стороны относительно транспортного цилиндра 2 создается избыточное давление от поступающего сжатого воздуха через дроссель 5, а в левой части - давление будет пониженным. На поршень-уплотнитель 9 будет действовать перепад давления, обеспечивающий его перемещение и, соответственно, перемещение грузовой платформы 3. При создании избыточного давления в любой части транспортного трубопровода 1 сжатый воздух будет поступать через постоянный дроссель 12 в ведущую полую штангу 10 и, соответственно, в кольцевую пневмокамеру 11. Из этой пневмокамеры через питающие отверстия 13 сжатый воздух будет поступать в воздушную подушку 14. Избыточное давление сжатого воздуха в воздушной подушке 14 устранит механический контакт между транспортным цилиндром 2 и наружной поверхностью транспортного трубопровода 1. Отсутствие механического контакта делает процесс перемещения транспортного ци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.