Научная статья на тему 'Влияние педагогических идей западноевропейского гуманизма на формирование культурных традиций высшего юридического образования во Франции'

Влияние педагогических идей западноевропейского гуманизма на формирование культурных традиций высшего юридического образования во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / РИМСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадьевич

Система подготовки юристов во Франции может быть охарактеризована как комплексная, так как она базируется, с одной стороны, на традиционных доктринальных подходах, с другой стороны, имеет определенное тяготение к профессионализации. Многоуровневый характер дипломированных специалистов во Франции с необходимостью диктует и дифференциальный подход к оценке их знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL IDEAS OF THE WEST EUROPEAN HUMANITY ON FORMATION OF CULTURAL TRADITIONS OF THE HIGHER LEGAL EDUCATION IN FRANCE

The system of training of lawyers in France can be characterized as complex as it is based, on the one hand, on traditional doctrinal approaches, on the other hand, has a certain inclination to professionalizing. Multilevel character of certified specialists in France with need dictates also differential approach to an assessment of their knowledge.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогических идей западноевропейского гуманизма на формирование культурных традиций высшего юридического образования во Франции»

Вестник Университета № 13, 2015

УДК 347

Д-Г- Коровяковский ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ГУМАНИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

Аннотация. Система подготовки юристов во Франции может быть охарактеризована как комплексная, так как она базируется, с одной стороны, на традиционных доктринальных подходах, с другой стороны, имеет определенное тяготение к профессионализации. Многоуровневый характер дипломированных специалистов во Франции с необходимостью диктует и дифференциальный подход к оценке их знаний. Ключевые слова: образование, обучение, знание, воспитание, высшее образование, педагогика, культура, гуманизм, образовательная традиция, римское право.

Dems Korovyakovsky THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL IDEAS OF THE

WEST EUROPEAN HUMANITY ON FORMATION OF CULTURAL TRADITIONS OF THE HIGHER LEGAL EDUCATION IN FRANCE

Annotation. The system of training of lawyers in France can be characterized as complex as it is based, on the one hand, on traditional doctrinal approaches, on the other hand, has a certain inclination to professionalizing. Multilevel character of certified specialists in France with need dictates also differential approach to an assessment of their knowledge. Keywords: education, training, knowledge, education, higher education, pedagogic, culture, humanity, educational tradition, Roman right.

Во Франции любой человек может считать себя «юристом» и заниматься деятельностью юриста, поскольку он не вторгается в сферу монополии, предоставленной законом некоторым категориям юристов, работающих в определенных сферах оказания юридических услуг (например, адвокатская деятельность, деятельность нотариуса), и не присваивает себе незаконно звания (например, адвоката, нотариуса и т.д.), на которые он не имеет права. Система подготовки юристов во Франции может быть охарактеризована как комплексная, так как она базируется, с одной стороны, на традиционных доктринальных подходах, с другой стороны, имеет определенное тяготение к профессионализации. Многоуровневый характер дипломированных специалистов во Франции с необходимостью диктует и дифференциальный подход к оценке их знаний. Уровни подготовки юридических кадров во Франции можно с некоторой степенью условности разделить на несколько крупных блоков: начальный уровень - Licence (первые три года обучения в университете); уровень «мастера» (М1 и (или) М2); высший профессиональный уровень для той или иной профессиональной касты юристов (магистраты; адвокаты, нотариусы; а также так называемые корпоративные юристы в рамках программ DJCE).

Уровень М2 имеет две основные формы: М2 de recherche (мастер в научном секторе юриспруденции); М2 proffessionel (мастер в том или ином узкоспециализированном секторе юриспруденции). Например, Университет Бордо IV предлагает студентам получить дипломы по десяти специализированным юридическим профилям, к которым, в частности, относятся: «Мастер права в области права интеллектуальной собственности»; «Мастер права в области предпринимательского и финансового права»; «Мастер права в области нотариата» и т.д. [1].

Во Франции, как и в других странах зоны «Grands systèmes de droit contemporains» присутствует традиционная спецификация юридической деятельности.

© Коровяковский Д.Г., 2015

В целом непосредственными факторами юридического ремесла в современной Франции становятся четыре основные группы юристов: магистраты, адвокаты, нотариусы, ученые-юристы. Условно современный период актуализации юридической профессии во Франции можно определить серединой XX столетия, когда вслед за провозглашением Пятой Республики были приняты основополагающие правовые акты в соответствующей области социального регулирования, в частности, органический закон от 22 декабря 1958 г. «О Высшем Совете магистратуры». Обязательным условием получения статуса в рамках каждой из названных выше спецификаций становится успешное окончание юридического факультета соответствующего университета. По окончании юридического факультета могут быть выданы следующие сертификаты: «capacité en droit» - после двух лет учебы; «Нсепсе en droit» - после трех лет учебы; «maîtrise en droit» - после четырех лет учебы.

Остановимся на характеристике каждой, из названных качественно однородных групп юристов более подробно. Основным внутрикорпоративным делением юридического корпуса магистратов стало разграничение их на magistrat du siège (в дословном переводе «сидячий судья», т.е. судья в российском понимании этого слова: судьи административных судов образуют отдельный судебный корпус и не входят в понятие магистратуры); magistat debout (в дословном переводе «стоящий судья», т.е. прокурор в российском понимании этого слова). При этом обе группы магистратов образуют согласно закону единую ветвь юридической профессии и могут переходить из одной группы в другую. Также в число магистратов входят и сугубо бюрократические структурное единицы, охватываемые понятием la Chancellerie, т.е. канцелярия. К числу их должностных полномочий можно отнести в частности: подготовку законопроектов и статей бюджета, касающихся судебной организации, публикацию Bulletins officiels de jurisprudence, администрирование работы Высшего совета магистратуры, организацию работы по сдаче вступительных экзаменов в магистратуру.

Система подготовки и назначения magistrat du siège включает в себя следующие этапы.

1. Первый этап - закончить юридический факультет и получить степень maitrise en droit; второй этап - по конкурсу поступить в Ecole National de la Magistrature (Высшая национальная школа магистратуры), которая находится в г. Бордо, и пройти обучение в ней (31 месяц). Обучение в Ecole National de la Magistrature включает в себя как лекционные занятия, так и практическую стажировку. По ее окончании сам кандидат на должность выбирает вариант своей профессиональной спецификации: либо он становится magistrat du siège, либо magistat debout.

2. Процедура назначении magistrat du siège зависит от уровня судебной инстанции, где будет работать будущий судья. Если речь идет о кандидатуре в magistrat du siège судов первой инстанции, то ее выдвижение осуществляет Министр юстиции, а непосредственно назначение - Президент Республики с последующим одобрением Высшего совета магистратуры. Если речь идет о кандидатуре в magistrat du siège кассационного суда или первого президента апелляционного суда, то ее выдвижение осуществляет Высший совет магистратуры, а назначение - президент Республики.

Адвокатура (франц. barreau) организуется на уровне суда первой инстанции (франц. tribunal de grande instance), и ее руководитель (франц. batonnier) избирается сроком на два года; нет общей национальной адвокатуры; каждая местная адвокатура независима, но сотрудничество между ними координирует национальный совет адвокатур (франц. conseil national des barreaux). Одним из краеугольных принципов функционирования адвокатуры является принцип «territorialite de la postulation» (территориальное ограничение права адвоката заниматься адвокатской деятельностью): адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью лишь в территориальном пределе округа того суда первой инстанции, к которому он «прикреплен», т.е. где имеет свой офис. Соответственно если клиент, проживающий в Страсбурге, выбирает адвоката из Страсбурга для ведения его дела в парижском суде, он должен пригласить к делу еще одного адвоката из Парижа (avocat postulant) для оказания помощи страсбургскому адвокату.

Вестник Университета № 13, 2015

Профессиональная подготовка адвокатов во Франции включает в себя следующие этапы. Первый этап: необходимо закончить четырехгодичное обучение на юридическом факультете университета и получить диплом магистра права (франц. maîtrise en droit). Второй этап: нужно пройти обучение в профессиональной школе по подготовке адвокатов (франц. Centre de formation professionnelle des avocats). Срок обучения - один год. В программе обучения предусмотрены практические аспекты права. По окончании этой школы обучающиеся сдают общий экзамен для поступления в адвокатуру. Успешно сдавшие экзамен получают диплом адвоката (франц. certificat d'aptitude a la profession de l avocats - САРА). Третий этап: получивший диплом адвоката (САРА) проходит двухгодичную стажировку в качестве адвоката-стажера (франц. avocat stagiaire). Адвокат-стажер вносится в перечень адвокатов-стажеров (франц. liste des stagiares), и может работать в адвокатской конторе, продолжая обучение (франц. Centre de formation professionnelle des avocats). Четвертый этап: по окончании стажировки выпускник получает диплом (франц. certificat de fin de stage) и вносится в перечень адвокатов (франц. Grande tableau des avocats). Новые члены принимаются в адвокатуру решением совета адвокатуры.

Важно заметить для качественной оценки профессиональной деятельности адвокатов во Франции, что на исходе XX в. в этой стране были проведена важная реформа, существенно изменившие облик адвокатской деятельности. Благодаря Закону от 9 декабря 1971 г., начиная с 1 января 1992 г., были объединены профессии общего адвоката (франц. avocat), юридического советника (франц. avoue pres le tribunal de grande instance) и адвоката, работающего в коммерческих судах (франц. agree pres les tribunaux de commerce); таким образом, данный закон создал одну объединенную профессию адвоката - так называемого «нового» адвоката. Также важной новеллой в системе юридических профессий Франции следует также считать предоставление права иностранцам и лицам без гражданства заниматься адвокатской деятельностью на территории страны (соответствующий закон вступил в законную силу с 1 января 1994 г.).

Кроме заверения документов, в профессиональные функции нотариусов входит монопольное право на подготовку документов, связанных с передачей недвижимости, браком и наследованием. Они также составляют другие юридические документы и дают консультации по вопросам коммерческого права. Для того, чтобы стать нотариусом, необходимо получить диплом об окончании юридического факультета (франц. maitrise en droit), учиться один год в специальной школе по подготовке нотариусов (франц. Centre de formation professionnelle des notaires) (этот годичный курс включает двухмесячный период стажировки, т.е. stage d'initiation), успешно сдать экзамен, получить диплом об окончании этой школы (франц. diplome d'aptitude aux fonctions de notaire), пройти двухгодичную стажировку (в течение этого срока продолжить обучение в специальной школе по подготовке нотариусов), получить диплом об окончании стажировки (франц. certificat de fin de stage), приступить к работе в качестве помощника нотариуса (франц. notaire assistant) в нотариальной конторе до появления вакансии нотариуса. Каждый нотариус во Франции назначается непосредственно министром юстиции страны [2, с. 144].

Одним из основных условий подготовки профессорско-преподавательского состава университетов и сотрудников научно-исследовательских институтов, центов и лабораторий во Франции становится защита так называемой докторской диссертации «Thèse Doctorat». В целом же организация работы докторанта в соответствующей Ecole doctorale онтологизируется в рамках двух процедур:

- в рамках процедуры Le contrat doctoral: докторант, чья тема диссертационного исследования одобрена на Ученом совете вуза заключает с ним договор по написанию научной работы. Данный договор относится к сфере публичного права и кроме описания процедуры подготовки и защиты диссертации включает нормативные положения, относящиеся к социальным правам докторанта -предоставление ему отпуска по болезни и иным причинам нетрудоспособности и т.д.

- в рамках процедуры Convention de cotutelle internationale de thèse - два вуза (один из них является зарубежным) заключают двухсторонние соглашение о подготовке определенного диссертационного исследования с научным руководством в двух странах. Данное соглашение, в частности, определяет сроки и место прохождение обучение в каждом из вузов - участников соглашения.

По общему правилу срок обучения в Ecole doctorale составляет три года, но может быть продлен. На время обучения докторанту предоставляется стипендия.

Таким образом, в зарубежных государствах большое внимание придается высшему юридическому образованию. При этом все существующие в рамках западной цивилизации подходы к получению юридического образования можно условно разделить на две модели: англо-саксонскую и континентальную.

Для англо-саксонской модели характерны следующие особенности:

- трехступенчатая система получения высшего юридического образования: бакалавр - магистр - доктор;

- децентрализация управления образованием;

- институциональная и финансовая автономия вузов;

- непрямое государственное управление высшим образованием, присутствие агентств-посредников с делегированными функциями контроля за качеством образования;

- высокая степень академической свободы.

Для континентальной системы характерны следующие особенности: иерархичность системы образования;

тесная связь учебных заведений с государственными структурами;

- прямое государственное управление образованием; отсутствие тесной связи университетов с бизнес-структурами.

Анализ данных моделей и практики их работы показывает, что в процессе реформирования высшего юридического образования в России можно принять во внимание следующие рекомендации:

1) высшие учебные заведения должны получить больше автономии как в распоряжении финансовыми средствами, так и выборе программ обучения;

2) необходимо развивать общественный контроль за качеством юридического образования, включая контроль со стороны негосударственных структур: профессиональных ассоциаций и специализированных агентств;

3) должны быть расширены реальные академические свободы, включая свободу преподавания;

4) представляет интерес рассмотрение вопроса о частичной регионализации юридического образования в соответствии с практическими потребностями того или иного региона в соответствующих специалистах;

5) желательно установить более четкие связи между уровнями получения юридического образования: бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой [2, с. 170].

Библиографический список

1. Захарова, М. В. Система оценки знаний юридических кадров во Франции / М. В. Захарова // Юридическое образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 31.

2. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. - М. : Владос-пресс, 2003. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.