Научная статья на тему 'Влияние парламентских партий фрг на экономику и социальную сферу'

Влияние парламентских партий фрг на экономику и социальную сферу Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
341
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COALITION ECONOMICS PARLIAMENT OPPOSITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Марина Андреевна

Рассмотрены процессы формирования экономической политики Федеративной Республики Германия на уровне парламентских партий. Проанализированы характерные особенности складывания экономической политики для каждой партии, представляющей интересы избирателей в Бундестаге. Выявлена и обоснована необходимость консолидированного принятия курса экономической политики и четкого политического регулирования в процессе планирования. На основе анализа экономических направлений и подходов партий определяются роль и степень участия каждой из них в социально экономическом развитии страны. Ключевые слова: коалиция, экономика, парламент, оппозиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of political parties on business life and social environment in the Federal Republic of Germany

This article considers some processes of building the economic policy of the German Federal Republic at the level of parliamentary parties. There were analyzed some characteristics of folding economic policy for each party representing the interests of voters in the Bundestag. Also there was found and based the necessity of making a consolidated economic policy and a clear political control in the planning process. On basis of the analysis of the economic trends and the role of parties approaches defined the role and participation degree of each of them in the social and economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Влияние парламентских партий фрг на экономику и социальную сферу»

© М.А. Смирнова, 2014

УЛК 330.33 М.А. Смирнова

ВЛИЯНИЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ ФРГ НА ЭКОНОМИКУ И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

Рассмотрены процессы формирования экономической политики Федеративной Республики Германия на уровне парламентских партий. Проанализированы характерные особенности складывания экономической политики для каждой партии, представляющей интересы избирателей в Бундестаге. Выявлена и обоснована необходимость консолидированного принятия курса экономической политики и четкого политического регулирования в процессе планирования. На основе анализа экономических направлений и подходов партий определяются роль и степень участия каждой из них в социально экономическом развитии страны. Ключевые слова: коалиция, экономика, парламент, оппозиция.

Актуальность темы влияния парламентских партий Федеративной Республики Германия на экономику страны обусловлена, главным образом, ролью, которую играет Германия в мировой политике и значимостью для нее международных экономических отношений. Экономическую политику ФРГ принято опе-нивать по ее достижениям в области созидания и интеграпии [1].

Объединенная Германия считается одним из «локомотивов» мировой экономики. Именно экономические показатели служат своего рода фактором, определяющим имидж страны на мировой арене. ФРГ занимает одно из устойчивых мест в рейтингах международной конкурентоспособности напиональных экономик. Особенно высоки показатели немепкого производства на международных товарных рынках. Так, промышленность ФРГ позволяет стране занимать лидирующие позипии на многих мировых рынках готовой продукпии. При расчете на одного жителя Германия также занимает ведущее место в группе государств по уровню валового внутреннего продукта. В стране также растут ежегодные прямые инвестипии.

Эти факторы являются одними из основных составляющих для международного сотрудничества Германии со странами различного уровня развития [2].

При определении курса экономической политики страны важнейшую роль играет парламент государства. Современные внутриполитические пропессы в Германии формируются благодаря активности политических партий в ходе формирования экономического курса. Позипии и интересы политических партий оказывают определяющее влияние на действия правительства в экономической политике. На современном этапе политические силы оказывают мощное воздействие на развитие основных приоритетов экономической конпеппии Германии.

За последние годы среди основных тенденпий в пропессе формирования экономической политики Германии на правительственном и партийном уровне выделяются коалипионное правление политических партий в парламенте, а также активизапия деятельности политических партий и их влияние на пропесс принятия экономических решений.

Интерес представляет проблематика экономического курса не только с точки зрения правящего блока партий, но и с точки зрения предвыборных и партийных программ других парламентских партий, в чьих документах аспект международного экономического поведения страны также очень подробно описан. Таким образом, влияние на экономику, а также отношения Германии с другими странами и международными объединениями оказывают в той или иной степени все партии, представленные в парламенте Федеративной Республики.

Экономическая политика ФРГ очень сложна. Она не определяется внешнеполитическими амбициями действующего правительства, а зависит от ряда объективных факторов внутренней политики (экономическая ситуация или общественное мнение), тенденций глобализации (особенно развития новых технологий, в том числе информационных), интеграционных процессов (особенно в рамках Европейского Союза), действия транснациональных сил (деятельность неправительственных организаций).

Основные направления германской экономической политики определяются канцлером. Часть экономических приоритетов определяется в ходе предвыборных кампаний. На основе рекомендаций и предложений, канцлер предлагает свои решения Бундестагу, где проводится голосование.

Рассмотрим парламентские партии Германии и их участие в экономических курсах страны, их влияние на формирование существующей политики, внешнеэкономической политики в Федеративной Республике.

Блок партий Христианско-демо-кратический союз/Христианско-со-циальный союз (ХДС/ХСС). Главным экономическим программным принципом блока всегда оставалось соблюдение в политике этических ос-

нов христианства, идея «социальной рыночной экономики», прочная интеграция ФРГ в западные структуры и приверженность западной системе ценностей. Программные документы отмечают, что евро должен быть и он должен быть крепким. Такая позиция понятна, так как у Германии не только много долгов, но и должников, поэтому, являясь одним из стран-лидеров ЕС, необходимо выстраивать экономическую политику таким способом, чтобы евро укреплял свои позиции. Относительно занятости своих граждан, в документе отмечается необходимость сохранения рабочих мест и социальных программ. При этом подчеркивается, что снижение налоговой ставки невозможно также, как нежелательно ее увеличение. ХДС считает, что Германия будет заинтересована в экономическом сотрудничестве с Россией, только в том случае, если Россия будет достаточно демократичной.

Можно выделить основные моменты при принятии решений, а именно: экономической целью блока ХДС/ ХСС в политическом курсе является создание социальной рыночной экономики. Благосостояние народа путем открытых рыночных отношений является также экономической основой социал-демократов. Таким образом, партийные линии по этому вопросу совпадают, но пути достижения могут быть разными. Экономика Германии зависит от объемов экспорта. Многие эксперты придерживаются мнения, что экономическое положение Европейского Союза зависит от того, какие решения будут приняты в ФРГ.

Что касается стратегического измерения германской экономики, то ХДС/ХСС выступают за объединение Европы, и главную роль Германии в этом интеграционном процессе. Необходимо установление благоприятных отношений с США, а также про-

ведение внешней политики на основе межправительственных соглашений.

Геополитика правящего блока ориентирована на единую внешнюю европейскую экономическую политику, в то время, как, по мнению Социально-демократической партии (СДПГ), Европа должна оставаться самостоятельным, но наряду с ФРГ, демократическим союзом.

В свою очередь, СДПГ считает, что для Германии важным партнером является Россия, т.к. такое взаимодействие направлено на установление стабильного миропорядка и достижение совместных интересов.

В программном документе СДПГ отмечается, что следствием глобализации является мировое слияние рынков. Экономическая власть концентрируется на глобальных предприятиях, банках и фондах. В связи с этим национальные государства должны объединяться и вместе укреплять свое влияние. А Европа, в свою очередь, должна стать образцом такого экономического взаимодействия для остального мира. Партия считает, что вызовы 21-ого столетия, глобализация и экологический кризис ориентируют экономический курс страны на постоянство и стабильность. Кроме того, партия выделяет роль женщин в экономическом развитии Германии. В документе указано, что без равноправного участия женщин не возможно развитие демократии, глобальной справедливости и общее продолжительное развитие.

Европа создала самый большой в мире внутренний рынок и успешно ввела унифицированную валюту, что было в интересах граждан Европы. Но СДПГ не считает правильным происхождение рыночного общества из рыночной экономики. Партия видит европейские денежную, финансовую и экономическую политики ориентированными на совместное ведение.

А для этого необходимо руководствоваться общеэкономическими величинами.

Партия Левых в своем программном документе отмечает, что проводимая правящей коалицией экономическая политика значительно ослабила внутреннее экономическое положение в стране, в том числе и благодаря сокращению социальных расходов. Снижение налоговой ставки для привлечения международных корпораций и крупного бизнеса повлекли за собой слабый экономический рост, снижение налоговых поступлений, сокращение рабочих мест и приватизацию оставшихся государственных компаний и товаров.

Такая политика подрывает производительные основы экономики, что приводит к глобальному дисбалансу, разрушению среднего класса, производства и производительности и еще большему обогащению богатых. Для решения серьезной экономической проблемы партия предлагает обратиться к основным элементам финансового рынка: вопросам власти и собственности, отношениям между природой и обществом, а также к вопросам безопасности и развития.

Партия предлагает также придерживаться курса солидарной экономики, развитию которой Левые намерены способствовать путем про-рабатывания соответствующей базы, региональной и экономической политики. Партия опирается в первую очередь на внутриполитические, социальные интересы. Возможность каждого человека на самоопределение, достойную жизнь, социальное обеспечение, право на труд, образование и культуру, невозможность дискриминации и маргинализации есть экономическая основа партийной программы.

Левые в своей партийной программе выступают за демократический эко-

номический порядок, в котором рынок подчинен продукпии и распределению сопиальных, демократических и экологических основ, а также контролю. Такая экономика строится на демократическом обществе, государственном имуществе, общих интересах, сопиаль-ной инфраструктуре, энергетическом и финансовом секторе. Экономика должна подлежать строгому контролю в части конкуренпии.

Самостоятельность европейского развития выделяют в своей программе «Союз 90/ Зеленые», отмечая большую важность не экономического, а экологического партнерства. Партийные лидеры считают, что уже многого добились на пути к зеленой экономике и открытому обществу, но еще очень многое предстоит сделать впереди. Основная политическая деятельность связана с улучшением климата, защиты окружающей среды и природы.

В документе указано, что экономическое состояние Германии не является стабильным, так как ситуапия в Европе неспокойна. Мало кто из населения на себе лично ощутил эффективность немепкой экономики. Экономическая политика «Союза 90/ Зеленых» направлена на экологические преобразования в экономике и обществе, которые будет направлены и на защиту природы, и на общество. Партия уверена, что для этого необходима совместная работа и создание справедливого общества. Своей пе-лью Зеленые видят изменения, которые позволят прийти к такой экономической политике, которая принесет пользу всем, а не только отдельным отраслям экономики, чтобы в будущем граждане Германии имели возможность жить в многообразном и равноправном обществе.

Деятельность партии направлена на большую экологическую рекон-струкпию индустриального общества.

Уже сегодня есть серьезные продвижение в области экологической экономики. Целью экономики, по мнению партийных идеологов, должно быть улучшение жизни людей, и в этой ситуапии рост валового внутреннего продукта - не лучший показатель, так как многое из того, что улучшается, вызывает больше экологического вреда, чем пользы. Следует использовать энергию, получаемую из чистых источников, таких, как ветер, вода, солнпе, без угля и атомной энергии. Сельское хозяйство не должно основываться на долгосрочном плодородии почв. Но чтобы экономить ресурсы, необходимы стимулы. Необходимо производить приборы, которые потребляют меньше энергии, сырья и материалов. Потребители должны знать, что содержится в продуктах, которые они покупают. Сохранение естественных основ жизни можно начать с экономических программ, направленных на улучшение экологии: контроль загрязнения воздуха и среды обитания, а также программы защиты лесов.

Парламентские партии Германии, несомненно, вносят большой вклад в определении основных направлений германской экономической политики, но большинство их предложений и решений в конечном итоге носят рекомендательный и консультативный характер для главы немепкого правительства.

Можно выделить некоторые общие методы выработки экономической политики ФРГ, которые применяются независимо от того, какая политическая партия находится у власти. Во-первых, если данные экономические пели и обязательства ФРГ долгосрочны, формулирование экономической политики воспринимается как динамический пропесс, который зависит от существующей внутриполитической, а также международной ситу-апии. Во-вторых, данный пропесс

обычно включает многих лиц из разных органов власти и большое число независимых экспертов, представителей иностранных правительств и неправительственных организаций. Внешнеэкономические решения принимаются очень узким кругом политиков и экспертов в условиях строгой конфиденциальности.

В общем и целом процесс определения экономического курса и принятие решений в этой сфере в Федеративной Республике также представляет сложный механизм, требующий взаимодействия различных структур и органов государственной власти. Все эти факторы направлены на то, чтобы завоевать авторитет внутри государства, а также в европейских и международных делах.

Федеративная Республика Германия - государство, которое на протяжении долгого времени являлось ключевым игроком на международной арене, сегодня реализует свою экономику в основном за счет «особого положения» в Европейском Союзе, который, в настоящее время, любым способом стремится к удержанию своих влиятельных позиций. Германия всегда стремилась поддерживать отношения и с США, и с Россией. Берлин действует таким образом, чтобы обеспечить свои интересы в регионах за пределами Европы.

Современная экономическая история Германии связана с достижением страной своих целей там, где другие страны равного калибра терпят неудачу, «ударить сильнее своих возможностей». Берлину удалось свести к минимуму негативные последствия распада Германии на Западную и Восточную, с наименьшими потерями отступить с прежних позиций в системе международных отношений. ФРГ сохранила высокий международный статус, полагаясь не только на реальные рычаги влияния в мире. Германия

продолжает оставаться своего рода «осевой державой». Она продемонстрировала искусство игры такими козырями, как «особые отношения» с США, Россией, Францией, место в «Большой восьмерке», лидирующая позиция в ЕС, членство в НАТО, ядерный потенциал и др.

Партнерство с Берлином имеет немалое значение для многих стран. Выстраивая отношения с ЕС, Соединенные Штаты Америки, например, всегда могут рассчитывать на понимание своих интересов.

Реализуя свою экономическую политику, Германия проводит дружественную политику в отношении России. Среди стран-членов Европейского Союза ФРГ является страной, с которой у России отношения складываются наиболее благоприятно и плодотворно. Германию даже иногда называют адвокатом России в Евросоюзе. Также ФРГ выступает важнейшим партнером России во взаимной торговле. Ввоз в Германию энергоносителей из Российской Федерации является стратегически важным для страны. Следует также отметить, что Россия является импортером природного газа и нефти в ФРГ, и по прогнозам экспертов, объем ввозимых ресурсов будет увеличиваться. В свою очередь, Россия представляет собой для Германии рынок сбыта различных продуктов машиностроения. В то же время многие исследователи отмечают несбалансированность товарооборота России и Германии, в то время как для России в посткризисных условиях приобретает особое значение развитие несырьевого экспорта в ФРГ [3].

Таким образом, Россия и ФРГ активно взаимодействуют во многих сферах и ведут политический диалог, вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры.

В основу экономических отношений в уставах политических партий

Германии заложен серьезный фундамент в виде двусторонних политических и торгово-экономических договоров и соглашений, свидетельствующих о наличии немалого интереса страны к развитию. Позипии партий по многим аспектам международной экономической деятельности совпадают, партии сотрудничают друг с другом по ряду проблем, но существуют и разногласия, которые существенно отличают их взгляды на методы ведения диалогов.

Среди единых аспектов, определяющих направления экономической политики среди парламентских партий следует отметить следующие: если речь идет о перспективных внешнеэкономических пелях ФРГ, то в первую очередь необходимо учитывать текущую ситуапию на международной арене. Также в пропессе ведения как внутри-так и внешнеэкономической политики участвуют представители различных органов власти, экспертов, представителей неправительственных органи-запий. В пропессе принятия решений, связанных с экономикой, задействован небольшой круг представителей власти в обстановке секретности.

Следует подчеркнуть, что внешняя экономическая политика ФРГ сложна, с ней связан определенный ряд внутриполитических показателей, как то общественное мнение, экономическая ситуапия, научно-технический прогресс, интеграпионные пропессы, роль и участие неправительственных организапий.

Каждая партия имеет стратегические пели в направлении экономического курса Федеративной Республики. Они заключаются в напиональных

1. Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграпия в мировом хозяйстве. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011.

интересах страны, касаются каждого гражданина Германии и отражают основные направления деятельности конкретного политического объединения.

Следует отметить, что программные документы партий не могут носить характер неизменных деклара-пий, и подвергаются пересмотрению с учетом политического, экономического и сопиального настроения в мире, при этом основные партийные принпипы всегда остаются неизменными.

Каждая партия, исследуемая в работе, имеет свою историю становления, которая тем или иным образом влияла и влияет на историю всей страны.

Международные отношения определяют связи и взаимоотношения между субъектами, действующими на мировой арене по совершенно различным сопиальным и экономическим аспектам. Поэтому роль парламента во внешнеэкономическом сотрудничестве очень велика.

Главный вывод, который можно сделать в результате настоящего исследования, - это тот факт, что парламент является представительным органом, который призван выражать интересы различных сопиальных и политических сил. Его состав определяет народ всей страны на выборах. Партийный состав парламента отражает, какие наиболее острые вопросы и задачи стоят перед страной, и, самое главное, какие способы решения этих вопросов в большей степени актуальны и приемлемы для граждан, а также временно проживающих на территории Германии людей.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Шкваря Л.В. Мировое хозяйство как система и его основные системные характеристики / Современная экономическая тео-

рия и реформирование экономики России. Ч. I. - М.: Экономика, 2010. - С. 167-170.

3. Шкваря Л.В. Возможности ускоренного экономического развития Российской

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_

Федерации в посткризисных условиях / Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7. Ч. I. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - С. 572-576. ЕШ

Смирнова Марина Андреевна - соискатель, e-mail: marina_a_s@bk.ru, Российский университет дружбы народов.

UDC 330.33

INFLUENCE OF POLITICAL PARTIES ON BUSINESS LIFE AND SOCIAL ENVIRONMENT IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

Smirnova M.A., Applicant, e-mail: marina_a_s@bk.ru, Peoples' Friendship University of Russia.

This article considers some processes of building the economic policy of the German Federal Republic at the level of parliamentary parties. There were analyzed some characteristics of folding economic policy for each party representing the interests of voters in the Bundestag. Also there was found and based the necessity of making a consolidated economic policy and a clear political control in the planning process. On basis of the analysis of the economic trends and the role of parties approaches defined the role and participation degree of each of them in the social and economic development of the country.

Key words: coalition economics parliament opposition.

REFERENCES

1. Shkvarja L.V. Mezhdunarodnaja jekonomicheskaja integracija v mirovom hozjajstve. Uchebnoe posobie (International economic integration in the world economy. Educational aid), Moscow, INFRA-M, 2011.

2. Shkvarja L.V. Sovremennaja jekonomicheskaja teorija i reformirovanie jekonomiki Rossii (Modern economics and its reformation in Russia), Part I, Moscow, Jekonomika, 2010, pp. 167-170.

3. Shkvarja L.V. Rossija: tendencii i perspektivy razvitija. Ezhegodnik (Russia: trends and development prospects. Annual), Issue 7, Part I, Moscow, INION RAN, 2012, pp. 572-576.

й

«ГОРНАЯ КНИГА» НА ВЫСТАВКЕ MININGWORLD-2014.

Партнеры «Горной книги» - Outotec

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.