Научная статья на тему 'Влияние параметров лазерного излучения на проводимость создаваемых структур на поверхности поликристаллического алмаза'

Влияние параметров лазерного излучения на проводимость создаваемых структур на поверхности поликристаллического алмаза Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
238
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАЗЕРНАЯ ГРАФИТИЗАЦИЯ / АЛМАЗ / ПРОВОДИМОСТЬ / МИКРОСТРУКТУРИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Комленок М.С., Дежкина М.А., Кононенко В.В., Хомич А.А., Попович А.Ф.

С помощью эксимерного KrF-(λ = 248 нм, τ = 20 нс) и Ti:Al2O3-(λ = 400 нм, τ = 120 фс) лазеров на поверхности поликристаллического алмаза созданы графитизированные структуры. Продемонстрировано, что в случае облучения эксимерным лазером проводимость образованных структур не зависит от плотности энергии и числа импульсов на точку поверхности, в то время как для фемтосекундного Ti:Al2O3-лазера установлена такая зависимость. Обсуждаются причины зависимости проводимости поверхностных структур от параметров лазерного облучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Комленок М.С., Дежкина М.А., Кононенко В.В., Хомич А.А., Попович А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние параметров лазерного излучения на проводимость создаваемых структур на поверхности поликристаллического алмаза»

УДК 535.339.04

ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ПРОВОДИМОСТЬ СОЗДАВАЕМЫХ СТРУКТУР НА ПОВЕРХНОСТИ ПОЛИКРИСТАЛЛИЧЕСКОГО

АЛМАЗА

М.С. Комленок1,2, М.А. Дежкина2, В. В. Кононенко1'2, А. А. Хомич1'3, А. Ф. Попович1'3, В. И. Конов1'2

С помощью эксимерного KrF-(X = 248 нм, т = 20 нс) и Ti:Al203-(X = 400 нм, т = 120 фс) лазеров на поверхности поликристаллического алмаза созданы графитизиро-ванные структуры. Продемонстрировано, что в случае облучения эксимерным лазером проводимость образованных структур не зависит от плотности энергии и числа импульсов на точку поверхности, в то время как для фемтосекундного Тг:А1203-лазера установлена такая зависимость. Обсуждаются причины зависимости проводимости поверхностных структур от параметров лазерного облучения.

Ключевые слова: лазерная графитизация, алмаз, проводимость, микроструктурирование поверхности.

Введение. Лазерное микроструктурирование поверхности и объема алмаза является одной из актуальных задач технологии обработки прозрачных материалов с целью создания новых элементов фотоники и электроники [1, 2]. Интерес к этой задаче обусловлен в первую очередь полярными электрическими и оптическими свойствами алмаза и графитизированного материала, возникающего в результате лазерного воздействия на исследуемый образец. Например, объемная графитизация алмаза может использоваться для создания фотонных кристаллов [3, 4], а поверхностная - для детекторов ионизирующего излучения [5, 6]. Для создания графитовых каналов в объеме предпочтитель-

1 ИОФ РАН, 119991 Россия, Москва, ул. Вавилова, 38.

2 НИЯУ МИФИ, 115409 Россия, Москва, Каширское ш., 31; e-mail: m.a.dezhkina@gmail.com.

3 Институт радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова РАН, 141190 Россия, Фрязино, Московская обл., пл. ак. Б. А. Введенского, 1.

но использовать короткие (фемтосекундные) длительности импульсов, т.к. увеличение длительности приводит к растрескиванию алмаза и уширению графитовых нитей [7, 8]. В то же время проводимость создаваемых структур в объеме на 3 порядка ниже, чем на поверхности [9]. В связи с этим проводятся исследования для увеличения проводимости графитовых каналов в объеме. Так, Сан и др. добились снижения удельного сопротивления получаемых нитей на 2 порядка до 0.022 Ом-см за счет увеличения числа проходов лазерного луча [10], однако достигнутые значения все еще остаются выше сопротивления поверхностных структур. В случае формирования проводящих дорожек на поверхности, напротив, используют лазерные источники с наносекундной длительностью импульса, поскольку считается, что фемтосекундное излучение вызывает лишь абляцию алмаза, оставляя слишком тонкий слой графита на поверхности [11]. В нашей работе продемонстрированы условия использования фемтосекундного излучения для создания поверхностных структур, а также проведено сравнение проводимости графи-тизированного слоя, возникшего на поверхности алмаза после лазерного воздействия импульсами фемтосекундной и наносекундной длительности.

Эксперимент. В качестве подложки для проводящих графитизированных полосок была использована CVD поликристаллическая алмазная пластина толщиной 580 мкм. В одной серии опытов проводящие линии создавались на поверхности с помощью эк-симерного KrF-лазера (Optosystems Ltd., CL 7100, т = 20 нс, Л = 248 нм), плотность энергии излучения которого варьировалась от 10 до 40 Дж/см2, число импульсов - от 1 до 30. При этом облучение осуществлялось с использованием проекционной схемы через квадратную маску размером 225x225 мкм2 с уменьшением в 15 раз. Таким образом, на поверхности размер лазерного пятна составлял 15x 15 мкм2. В случае облучения Ti:Al2O3-лазером (Л = 400 нм, вторая гармоника, т = 120 фс) для фокусировки использовалась линза 35 мм, и гауссов диаметр пятна на поверхности составлял 9.5 мкм по уровню 1/e2. Плотность энергии в этом случае менялась от 1.4 до 80 Дж/см2, а число импульсов от 1 до 200. В обеих схемах облучения образец устанавливался на трансляционный стол и двигался с постоянной скоростью относительно лазерного пятна так, чтобы на точку приходилось заданное число импульсов. Сопротивление графитизированных структур было измерено на установке ASEC-03, позволяющей снимать вольт-амперные характеристики (ВАХ) исследуемых материалов. К созданным контактам прикладывалось напряжение в диапазоне от -10 до 10 В. По наклону ВАХ вычислялось значение удельного сопротивления с учётом геометрических параметров исследуемой графитизированной линии. Глубина и ширина создаваемых структур измерялась с по-

мощью интерференционного микроскопа (New View 5000, Zygo Corp.) до и после отжига графитизированного слоя в печи при температуре 600 °С в течение 1 часа. Результат лазерного воздействия анализировался с помощью спектроскопии комбинационного рассеяния (КР) на приборе LabRAM HR800 Horiba (длина волны возбуждающего лазера 473 нм).

Рис. 1: Спектры КР (Лвозб. = 473 нм) исходного алмаза и после лазерного воздействия: (а) Л = 248 нм, т = 20 нс с плотностью энергии 35 Дж/см2 и 4 импульсами; (б) Л = 400 нм, т = 120 фс.

Результаты и обсуждение. При облучении эксимерным лазером порог одноим-пульсной графитизации составлял 12 Дж/см2. Измерения толщины графитизированного слоя показали значения от 200 до 250 нм, что хорошо согласуется с данными, приведенными в статье Кононенко и др. [12], в которой отмечалось, что толщина графитового слоя порядка величины (хт)1/2 = 400 нм (х = 0.08 см2/с - температуропроводность модифицированного слоя, т = 20 нс - длительность импульса) для наносекундного излучения. В результате проведенных электрических измерений были получены значения удельного сопротивления р в диапазоне от 1.4 до 2.1 мОм-см. Однако какой-либо корреляции полученных значений толщин графитизированного слоя и сопротивлений с параметрами облучения установлено не было. Спектроскопия КР тоже не выявила отличий в степени графитизации структур: после лазерного воздействия наблюдаются две широких полосы с центрами на 1360 см-1 и 1580 см-1 (Д- и С-полоса соответственно), отвечающие нанокристаллическому графиту (рис. 1(а)), а алмазный пик на 1332.5 см-1, наблюдаемый в исходном образце, отсутствует.

При использовании фемтосекундного излучения необходимо разделять одноим-пульсный и многоимпульсный режимы облучения. В первом случае алмаз прозрачен на длине волны 400 нм, и поглощение излучения носит нелинейный характер [13]. При многоимпульсном облучении поглощение происходит линейно в графитизированном слое, образовавшемся в первом импульсе. Проведенные эксперименты показали, что порог одноимпульсной графитизации алмазного образца составил 5 Дж/см2. При увеличении плотности энергии от 11 до 80 Дж/см2 толщина модифицированного слоя росла в диапазоне от 50 до 90 нм, а удельное сопротивление р уменьшалось с 6.7 до 3.4 мОм-см. Измеренные значения толщины соответствуют оценочной величине 30 нм, полученной в статье [14]. Рост проводимости может быть объяснен изменениями свойств образующегося графитизированного слоя. Спектры КР, представленные на рис. 1(б), демонстрируют значительное различие для случаев облучения с максимальной и минимальной плотностями энергии. При минимальной энергии интенсивность алмазной линии падает в 15 раз по сравнению с исходным значением, однако С-полоса, свидетельствующая о наличии вр2 фазы, едва различима. В то же время для максимальной плотности энергии интенсивность С-полосы превышает интенсивность алмазной линии. При этом толщина образованного графитизованного слоя достигает своего максимального значения - 90 нм. Необходимо отметить, что толщина модифицированного слоя определяется распределением температуры в образце после поглощения лазерного импульса: зона нагрева алмаза свыше 800 К графитизуется, свыше 4000 К испаряется. Следовательно, температура на поверхности образца тоже достигает своего максимального значения, соответствующего порогу испарения, при максимальной плотности энергии.

В многоимпульсном режиме облучения при увеличении числа импульсов на точку толщина графитизированного слоя уменьшается, что вызвано, по всей видимости, развивающейся абляцией и резким уменьшением глубины поглощения лазерного излучения. В отличие от одноимпульсного облучения каждый последующий лазерный импульс взаимодействует с графитизированным слоем, коэффициент оптического поглощения которого а ~ 2 • 105 на длине волны 400 нм [15] и на 5 порядков превышает значение для алмаза, что вызывает резкое увеличение температуры на поверхности и, как следствие, испарение почти всего образовавшегося слоя. Возможно, поэтому Ь^ошагапо и др. [11] утверждали, что фемтосекундное излучение не подходит для создания проводящих структур на поверхности. Что касается удельного сопротивления, то оно значительно растет с увеличением числа импульсов на точку. При плотности энергии 80 Дж/см2 и увеличении числа импульсов с 1 до 4 оно возрастает на 2 порядка с 3.4 до 500 мОм-см.

Толщина графитизированного слоя при этом уменьшается с 90 до 25 нм. Спектроскопия КР (рис. 1(б)) при этом демонстрирует значительные отличия: интенсивность алмазной линии максимальная после 4 импульсов среди образцов, облученных ТкА1203 -лазером, что также подтверждает минимальную толщину графитизированного слоя. Такие изменения в проводимости могут свидетельствовать о неравномерности свойств образованного слоя по глубине, обусловленной разной температурой. Можно предположить, что увеличение температуры улучшает степень кристаллизации слоя, что в свою очередь приводит к увеличению его удельной проводимости. Так, вблизи границы фаз алмаз-графит, где температура лазерного нагрева была минимальна и близка к порогу графитизации (800 К), проводимость модифицированного слоя минимальна. При увеличении толщины графитизированной области, что соответствует росту температуры, проводимость структуры растет. Также следует отметить, что при облучении с плотностью энергии 1.4 Дж/см2 (ниже порога одноимпульсной графитизации) и 200 импульсами на точку, на поверхности образца происходит возникновение трещин. При этом проводимость таких структур исчезает.

Заключение. Полученные результаты показали, что проводимость и толщина создаваемых графитоподобных структур на поверхности поликристаллического алмаза коррелируют друг с другом и зависят от плотности энергии и числа импульсов на точку в случае облучения лазерными импульсами фемтосекундной длительности и не зависят от параметров облучения в случае наносекундной длительности. Установлено, что максимальная проводимость и толщина достигается при максимальной плотности энергии (80 Дж/см2), используемой в данных экспериментах, в одноимпульсном режиме облучения. Увеличение числа импульсов на точку приводит к падению удельной проводимости. Наблюдаемая зависимость проводимости от параметров лазерного облучения объясняется неравномерностью свойств образованного слоя по глубине. Сравнение удельного сопротивления графитизированного поверхностного слоя, возникшего после лазерного воздействия импульсами фемтосекундной и наносекундной длительности, показало близкие значения: 3.4 и 1.4 мОм-см, соответственно. Таким образом, продемонстрировано, что фемтосекундное лазерное излучение может быть использовано наряду с наносекундным для создания проводящих структур на поверхности алмаза.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научных проектов 16-32-60179 мол-а-дк, 17-52-04085 Бел-мол-а и Программы Повышения Конкурентоспособности НИЯУ МИФИ.

ЛИТЕРАТУРА

[1] V. I. Konov, Laser & Photonics Reviews 6(6), 739 (2012).

[2] В. И. Конов, Квантовая электроника 45(11), 1043 (2015).

[3] T. V. Kononenko, P. N. Dyachenko, V. I. Konov, Optics Letters 39(24), 6962 (2014).

[4] M. Shimizu, Y. Shimotsuma, M. Sakakura, et al., Optics Express 17(1), 46 (2009).

[5] M. Pacilli, P. Allegrini, M. Girolami, et al., Journal of Instrumentation 8(02), C02043

(2013).

[6] M. Pacilli, P. Allegrini, G. Conte, et al., Nuclear Instruments and Methods in Physics Research Section A: Accelerators, Spectrometers, Detectors and Associated Equipment 738, 119 (2014).

[7] T. V. Kononenko, M. Meier, M. S. Komlenok, et al., Applied Physics a-Materials Science & Processing 90(4), 645 (2008).

[8] T. V. Kononenko, M. S. Komlenok, V. P. Pashinin, et al., Diamond and Related Materials 18(2-3), 196 (2009).

[9] T. V. Kononenko, V. I. Konov, S. M. Pimenov, et al., Diamond and Related Materials 20(2), 264 (2011).

[10] B. Sun, P. S. Salter, M. J. Booth, Applied Physics Letters 105(23), 231105 (2014).

[11] S. Lagomarsino, M. Bellini, C. Corsi, et al., Diamond and Related Materials 43, 23

(2014).

[12] В. В. Кононенко, Т. В. Кононенко, С. М. Пименов и др., Квантовая электроника 35(3), 252 (2005).

[13] V. V. Kononenko, V. M. Gololobov, M. S. Komlenok, V. I. Konov, Laser Physics Letters 12(9), 096101 (2015).

[14] V. V. Kononenko, V. M. Gololobov, V. I. Konov, Applied Physics A 122(3), 1 (2016).

[15] H. J. Hagemann, W. Gudat, C. Kunz, Journal of the Optical Society of America 65(6), 742 (1975).

По материалам VI Международной молодежной научной школы-конференции "Современные проблемы физики и технологий".

Поступила в редакцию 21 июля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.