2. Дорошенко Т. Методи навчання сприй-няття музики. Початкова школа. Харшв, 2003. № 6. С. 18-20.
3. Малашевська I. Методи та прийоми музич-ного навчання дошкольников i молодших школяр1в на основi оздоровчо-розвивального пiдходу. THE UNITY OF SCIENCE. Direction 1: Pedagogical science, 2016. № 1. С. 101-104.
4. Омельяненко З. Теоретико-педагопчний аспект досвщу музично-танцювально1 даяльносп. Педа-rori4Hi науки. Суми, 2019. № 73. С. 141-145.
5. Пустовгг Г. Позашк1льна освгга та вихо-вання в Украш. Освiта та педагогiчна наука. Кшв, 2013. № 3 (158). С. 5-9.
6. Чуба В. Виховш можливосп хореографiч-ного мистецтва у процеС формування особистостi дитини. Збiрник наукових праць: Етика i естетика педагопчно! дiï. Львiв, 2015. № 12. С. 74-87.
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ
Саввина И.Л.,
Кандидат педагогических наук Доцент Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного Федерального Университета Им. М.К. Аммосова г. Якутск Попова Д.И.
Студентка 2 курса Медицинского института Северо-Восточного Федерального Университета Им. М.К. Аммосова г. Якутск
TPANDEMIC INFLUENCE ON STUDENT'S EDUCATION
Savvina I.,
Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Institute of Foreign philology and regional studies North-Eastern Federal University Them. M.K. Ammosova, Yakutsk Popova D. 2nd level student of the Medical Institute North-Eastern Federal University Them. M.K. Ammosova, Yakutsk
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, возникающие при переходе системы профессионального образования на дистанционный режим работы: ослабление контакта преподавателей и студентов, ухудшение контроля за поведением студентов во время занятий и экзаменационной сессии в форме видеоконференций, усложнение оценивания знаний и сформированности компетенций студентов в условиях дистанционного обучения.
Abstract
This article speaks about problems that appear during the transition of educational system to the distance one; weakening contacts between teachers and students; deteriorating teachers control over students during lectures and examination session in video conference forms, the complication of assessing knowledge and development of student's competencies in a condition of distance learning...
Ключевые слова: профессиональное, вуз, дистанционное обучение, видеоконференция, гаджет, лекции, семинарские занятия, экзамены, зачеты.
Keywords: professional, university, distance learning, videoconference, gadget, lectures, seminars, exams,
tests.
В конце 2019 г. в г. Ухань Китайской Народной Республики (КНР) возникла вспышка инфекции и вызвала пандемию нового опасного заболевания, которому ВОЗ присвоила официальное название Covid-19 «Coronavirus disease 2019». Эта инфекция в очень короткий срок изменила весь мир. Все сферы общественной жизни вынуждены приспосабливаться к новым условиям функционирования,
которые позволяют не допустить быстрого распространения заражения. Сфера образования одной из первых перешла на условия работы в дистанционном режиме.
Прежде всего, следует отметить, что в образовании уже достаточно давно используются дистанционные формы, наряду с традиционными - лекциями, семинарскими занятиями, консультациями и т.п. Дистанционные формы успешно дополняли
традиционные, когда в условиях повсеместного уменьшения количества аудиторных часов преподаватели вузов в Российской Федерации разрабатывали учебно-методические материалы, практикумы, тесты для оценки знаний студентов, видеолекции, размещавшиеся на сайтах вузов, которые давали возможность большому контингенту студентов использовать их. Дистанционно студенты могли подготовиться к участию в дискуссиях, «круглых столах», тестированию [1; 2]. Проблема заключалась в материально-технических возможностях вузов, наличии у них специально оборудованных аудиторий для демонстрации видеолекций, проведения вебинаров и видеоконференций, а также в наличии информационных устройств у обучающихся. Понятно, что вузы страны имеют разные технические возможности, но элементы дистанционного обучения уже использовались всеми образовательными учреждениями. Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова оснащен системой электронного и дистанционного обучения «МооШе» (http://yagu.s-vfu.ru/). Студенты всех факультетов использовали эту систему для обучения и до пандемии, а во время самоизоляции платформа обрела особую актуальность. При помощи этой платформы студенты могут планировать учебную нагрузку, а преподаватели отслеживать, как студенты проходят обучение, посмотреть, какие лекции пройдены и сколько времени потрачено каждым студентом на изучение материала.
Многие исследователи высоко оценивают возможности дистанционного обучения [3; 4; 5]. Они подчеркивают, что с их помощью можно получать образование независимо от места проживания, возраста, семейного положения, культурной и этнической принадлежности. При этом значительно уменьшаются затраты на обучение, можно использовать объемные электронные библиотеки. С этим нельзя не согласиться.
Однако в новых условиях самоизоляции вопрос встал иначе: организовать учебный процесс полностью на базе дистанционной работы. Это породило ряд проблем, одной из которых следует считать ослабление контакта объектов и субъектов обучения. В условиях закрытия вузов преподаватели проводили для студентов лекции и семинарские занятия на базе вузовской информационной системы, из специально оборудованных для этого аудиторий. Студенты, получая задания на лекциях и в соответствующем разделе на сайте вуза, посылали свои выполненные задания, контрольные, курсовые работы на проверку, размещая их в личных кабинетах или присылали на электронную почту преподавателей.
Насколько эффективна такая форма организации вузовского учебного процесса? Опыт показывает, что она порождает серьезные проблемы в процессе обучения.
Преподаватель, используя информационную систему вуза, читает лекции и проводит семинарские занятия, не видя студентов, то есть он обращается к воображаемой аудитории, читает лекции без
обратной связи. Студенты могут лишь зафиксировать свое присутствие и задать вопросы в чате преподавателю. При полной самоизоляции участников образовательного процесса меняется формат общения: преподаватель и студенты видят друг друга на экранах гаджетов, что является положительным моментом. Но лектор общается только с частью аудитории, поскольку технические характеристики устройств ограничивают возможности у обеих сторон. Поэтому ряд студентов лишь формально присутствует на учебных занятиях.
Понятно, что дистанционные формы взаимодействия предполагают обязательное наличие компьютерного устройства в распоряжении и преподавателей, и студентов. Считая аксиомой использование ноутбуков преподавателями, надо признать, что не у каждого студента имеются такие возможности. Кроме того, сеть Интернета в российских городах не всегда функционирует бесперебойно, особенно в условиях повышенной нагрузки, когда большинство организаций работает в онлайн-ре-жиме.
Все это приводит к тому, что возникают технические причины невыхода студента в конференцию. Следует отметить, что уровень сознательности студентов далеко не всегда высок, что также приводит к их пропускам лекций, нежеланию конспектировать учебный материал. Слабая возможность контроля со стороны преподавателя за поведением студентов во время занятий снижает дисциплину их работы. Обучающиеся откладывают на «потом» конспектирование речи лектора, не успевают проработать лекционный материал перед семинарскими занятиями, формально подходят к подготовке практических занятий, демонстрируя на них лишь свое присутствие. Студенты, тем не менее, обязаны отправить ответы на сайт или электронную почту преподавателя, что заставляет их, тем или иным способом, прорабатывать материал каждой темы учебного курса.
Следовательно, исходя из вышесказанного, можно обозначить проблему ослабления контакта преподавателей и студентов, что негативно отражается на восприятии учебного вузовского курса в целом. В то же время появляются возможности для более активной самостоятельной работы у студентов, хотя без установок преподавателя ее организовать нелегко, это под силу самым дисциплинированным и подготовленным студентам.
Что касается работы преподавателя, то она значительно интенсифицируется, так как в условиях самоизоляции приходится проверять значительно больше выполненных заданий от студентов, ведь каждый из них обязан представить их в той или иной форме. В обычном режиме студент отвечает на занятиях от 2-х до 5-ти раз в семестр при среднестатистическом объеме 20 часов, отводимых на изучение одной учебной дисциплины.
Преподаватель также обязан ежедневно отчитываться перед руководством вуза о проделанной работе, отправлять подготовленные отчеты на сайт в свой личный кабинет. Это также отнимает много
времени, несмотря на его экономию за счет отсутствия поездок из дома на работу и обратно.
Экзаменационная сессия, проводимая в формате видеоконференции, также порождает ряд проблем, решить которые весьма сложно. Экзамены и зачеты принимаются в письменной форме, когда студент получает или выбирает номер билета, находит по перечню вопросы, входящие в билет, и готовит ответы на них и на практическое задание к экзамену или зачету. В течение определенного времени он должен ответить на вопросы преподавателя.
Во-первых, преподаватель не может увидеть процесс работы студента, поскольку камера компьютерного устройства не позволяет сделать это в нужном объеме. Регламент экзамена предусматривает демонстрацию помещения, где находится студент во время подготовки ответа, но студенту несложно спрятать у себя дома гаджет, конспект, учебник, чтобы потом воспользоваться ими. Таким образом утрачивается объективность оценки знаний у студента. При письменной форме экзамена или зачета исключаются дополнительные вопросы студенту для уточнения определенных позиций, что также не позволяет всесторонне оценить его ответ.
Аналогичные проблемы встают и при использовании устной формы проведения экзамена или зачета во время видеоконференции. Студенты легко могут списать ответ с источника, а потом зачитать его преподавателю. Разумеется, в этом случае преподаватель может с помощью дополнительных вопросов определить уровень знаний студентов. Но устные ответы предполагают проведение нескольких видеоконференций, перерывы между ними, что влечет за собой большие затраты времени, более значительные, чем в обычном формате. Понятно, что при использовании балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов очной формы обучения у преподавателя уже заранее складывается представление о каждом обучающемся, тем не менее, дистанционная система проведения экзаменационной сессии не дает возможности объективно и полно оценивать знания и степень сформирован-ности компетенций у студента. Экзаменационная сессия студентов заочной формы обучения еще более явно демонстрирует те же проблемы.
В целом, дистанционное обучение приводит к ослаблению контакта субъекта и объекта образовательного процесса, психоэмоциональной связи преподавателя и студента, ухудшению возможности
объективно оценить знания и уровень сформированное™ компетенций студента. Поэтому вынужденная дистанционная форма работы в период пандемии не должна вытеснять традиционную при выходе из состояния самоизоляции.
Можно сделать вывод, что дистанционная работа в образовательном процессе должна лишь дополнять традиционную, поскольку непосредственный контакт преподавателей и студентов в стенах вуза играет определяющую роль в формировании личности будущего специалиста, причем проявиться этот фактор может только в аудитории, а не на экране гаджета. Особенно это касается студентов медиков, где указанный фактор действует острее, чем в других науках. Так как, лечить людей, и бороться с пандемией, в дистанционных условиях научиться не возможно.
После использования практики дистанционного обучения в период пандемии важно вернуться к прежним формам учебной работы, но использовать все возможности информационных технологий для совершенствования образовательного процесса в вузах.
Список литературы
1. Алексеенко О.И., Даниленко Т.В. Проблемы инновационного преподавания гуманитарных дисциплин в вузе // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 5. - С. 4-7.
2. Алексеенко О.И., Даниленко Т.В. Методика интерактивного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин // Социально-гуманитарный вестник: Всерос. сб. науч. тр. - Юб. вып. 20. -Краснодар: Изд-во Краснодар. ЦНТИ, 2017. - С. 6774.
3. Голодок Д.А., Алексеев В.М. Преимущества дистанционного обучения // Инновационная наука. Международный научный журнал. - 2016. -№ 11-2. - С. 168-169.
4. Москвитин А.А. Внедрение дистанционного обучения студентов как условие совершенствования учебного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 4. - С. 177-182.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Хадиуллина Р.Р. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения // Открытое образование. - 2016. - Т. 20. - № 3. - С. 36-42.