УДК 332
РО! 10.23672/Ь3479-7962-5587-п
Кочербаева Айнура Анатольевна
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры менеджмента, Кыргызско-Российский Славянский университет [email protected]
Кошоев Чингиз Маратович
аспирант кафедры менеджмента, Кы ргызско- Росси йски й Славянский университет [email protected]
Ainura A. Kocherbaeva
Doctor of Economics, Professor,
Professor of the Department of Management, Kyrgyz-Russian Slavic University [email protected]
Genghiz M. Koshoev
Graduate Student of the Department of Management, Kyrgyz-Russian Slavic University [email protected]
Влияние пандемии коронавируса на мигрантов и экономику кыргызстана
Impact of the Coronavirus
pandemic on migrants
and the economy of kyrgyzstan
Аннотация. В статье раскрываются вопросы влияние пандемии коронавируса на мигрантов и экономику стран ЕАЭС, в т.ч. и Кыргызстана. Раскрываются проблемы и последствия COVID-19 с которыми сталкиваются трудящиеся-мигранты предпринимаемые меры, применяемые в сложнейшей эпидемиологической обстановке всем странам ЕАЭС, также рассматриваются меры по минимизации социальных и экономических потерь в сложившиеся ситуации трудовыми мигрантами.
Ключевые слова: трудовая миграция, трудовые мигранты, ЕАЭС, пандемии коронавируса.
Annotation. The article reveals the impact of the coro-navirus pandemic on migrants and the economy of the EAEU countries, incl. and Kyrgyzstan. The problems and consequences of COVID-19 faced by migrant workers are revealed, the measures taken in the most difficult epidemiological situation in all EAEU countries are being considered, measures are also considered to minimize social and economic losses in the current situation by labor migrants.
Keywords: labor migration, labor migrants, EAEU, coro-navirus pandemic.
Вмае 2020 года исполнилось шесть лет с момента подписания договора о Евразийском экономическом союзе. За это время в рамках организации было реализовано множество интеграционных проектов, которые значительно упростили жизнь граждан стран-участниц ЕАЭС.
Трудовая миграция в условиях единого рынка ЕАЭС стала стимулирующим фактором для экономик всех членов Союза, но особенно на Кыргызстан. Она рассматривается как положительный фактор, уменьшающий уровень безработицы и снижающий социальную напряженность, и позволяющая гражданам, выезжающим из своей страны на заработки, поддерживать свои домашние хозяйства на родине денежными переводами, которые в соотношении к ВВП для Кыргызстана составляют 32 %. Главная принимающая страна для обеих стран - Россия.
В настоящее время, страны ЕАЭС, как и всё мировое сообщество, столкнулись с глобальной угрозой - пандемией коронавирусной инфекции, которая внесла свои коррективы в стратегию развития евразийской интеграции в целом, и трудовой миграции в частности.
Статистика развития пандемии коронавируса Covid-19 в Кыргызстане
На 30 июня 2020 в Кыргызстане зафиксировано 5017 случая заражения коронавирусом СОУЮ-19 [1].
Как видно из таблицы 1, по распространению коронавируса из стран ЕАЭС лидирует Россия.
Сложная эпидемиологическая обстановка в мире заставила применить строжайшие меры всем странам ЕАЭС:
- закрытие границ (Россия), введение чрезвычайного положения (Казахстан, Армения), изоляция (Белоруссия);
- введение чрезвычайного положения сопровождаемый полной остановкой экономической деятельности, переводом на удаленный режим работы государственных органов и комендантского часа (Кыргызстан), отмена или перенос праздничных (памятных) мероприятий.
Объявление карантина, введение чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения во всем мире повлекло за собой закрытие предприятий, заводов, что сказалось на социально-экономической ситуации страны.
Статистика развития пандемии коронавируса СОУ!Р-19 [1]
места Страна, город заболевших всего на 1 тыс жителей погибло всего выздоровело
1 США 2548996 7,7 125803 685164
2 Бразилия 1344143 6,4 57622 746018
3 Россия 641156 4,4 9166 403430
25 Беларусь 61475 6,5 383 45027
48 Армения 24645 8,3 426 13116
51 Казахстан 21327 1,1 178 12933
79 Таджикистан 5849 0,3 52 4448
85 Кыргызстан 5017 0,8 50 2294
Таблица 2
Основные социально-экономические показатели за январь-апрель 2020 года, в % к соответствующему периоду
Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия
Промышленность 4,2 -3,8 5,9 -2,8 -0,6
Сельское хозяйство 4,1 5,2 2,2 0,2 3,0
Строительство -9,4 4,5 5,5 -5,6 0,1
Розничная торговля 0,6 4,7 -11,8 -9,7 -2,8
Грузооборот 10,3 -11,1 -2,3 -7,6 -4,3
Пассажирооборот -14,1 -14,4 -25,9 -28,9 -3,7*
Источник: Механизмы реагирования на угрозы макроэкономической стабильности в условиях глобального экономического кризиса, вызванного пандемией. Аналитический доклад. М., 2020. С. 18.
Как видно из таблицы 2, в условиях ограничительных мер экономическая активность в ряде секторов экономики этих стран значительно сократилась.
Ограничительные меры могут серьезно повлиять на реальные доходы населения, и привести к разорению работников, живущих ниже черты бедности или возле нее, т.е., возможен рост масштабов нищеты среди работающего населения. Население подвергнется риску снижения доходов в связи с сокращением заработных плат или с их временной утратой.
Таким образом, одним из видов риска для населения является возможная потеря рабочих мест. «Количество безработных в Кыргызстане может вырасти на 500 тыс. человек (около 20 % занятых без учета неформального сектора экономики)» [2, с. 21]. В связи с этим, необходимо предпринять меры по сохранению рабочих мест, повышению уровня занятости, и увеличению доходов населению.
Возможен существенный рост масштабов нищеты среди работающего населения, поскольку «проблемы с доходами, проистекающие из снижения экономической активности, приведут к разорению работников, живущих ниже черты бедности или возле нее».
Пандемия коронавирусной инфекции указала на несоответствие стандартам достойной работы и продемонстрировала, насколько уязвимы миллионы трудящихся по всему миру.
Ограничительные меры могут привести к серьезным рискам на бюджет, на рост государственного долга и проблемам финансирования (табл. 3).
С момента начала пандемии из России в Кыргызстан вернулись около 10 тыс. человек, а по
прогнозам экспертов к концу года в республику вернуться порядка 100 тыс. кыргызстанцев, и с 15 июня 2020 года по 15 сентября 2020 года [3] для кыргызстанцев сроки миграционного учета приостановлены, т.е. Россия ввела миграционную амнистию.
Сложившаяся ситуация оставила без работы и дохода сотни тысяч трудовых мигрантов, которые вынуждены массово вернуться на родину, где шансов на нормальное трудоустройство еще меньше, тем самым, пополняя ряды безработных, в результате чего будет наблюдаться снижение национального благосостояния страны.
Национальный статистический комитет КР представляет данные, что в стране насчитывается около 157 тысячи безработных. По неофициальным данным, цифра в несколько раз больше, и насчитывает около полмиллиона человек. В любом случае, в виду последних обстоятельств, эта цифра будет только расти вверх, так как занятость граждан Кыргызстана на внешних рынках труда снижала общий уровень безработицы в стране и положительно влияла на финансовое положение семей мигрантов.
Но учитывая тот факт, что за границей, в общей сложности, было до 1 миллиона кыргызстанских мигрантов, всё это представляет большую угрозу для экономики Кыргызстана.
Таким образом, одной из самых актуальных на сегодня проблем для нашей страны стала трудовая миграция. Трудящиеся-мигранты также испытывают на себе тяжелые последствия СОУЮ-19.
Зарабатывать в Россию едут, в основном, жители из сельской местности, где живет до 72 % всего населения 6,5-миллионного Кыргызстана.
Экономические риски пандемии ^УЮ-19
Краткосрочные Долгосрочные
Со стороны спроса Со стороны предложения Ограничительные меры (карантин), увеличение нетарифных барьеров и ограничений во внешней торговле Сокращение внешнего спроса Нарастание протекционизма
Увеличение случаев частичной занятости и безработицы и вынужденных простоев Неопределенность(распространение вируса, продление мер, вторая волна) Трансформация скрытой безработицы в структурную
Замедление роста в странах с низким уровнем дохода Потеря навыков и снижение квалификации, смена работы на более низкоквалифицированную Уменьшение возможностей по привлечению мигрантов, их отток на более динамичные рынки Снижение производительности, замедление долгосрочных темпов экономического роста, снижение человеческого капитала, усиление технологического отставания
Переоценка финансовых активов, во-латильность обменных курсов, затруднения в получении внешнего финансирования Недостаток ликвидности, замедление кредитной активности, снижение притока прямых инвестиций в государства-члены, увеличение неработающих активов Ухудшение долговой устойчивости (по долгу, обслуживанию долга), введение или усиление ограничений на движение капитала
Отсутствие персонала из-за болезни (из-за режима повышенной готовности (самоизоляции)/ЧС) Нарушение функционирования трансграничных цепочек добавленной стоимости из-за асинхронного возвращения к работе Перезагрузка трансграничных и региональных цепочек добавленной стоимости, переориентация в торговле
Значительные перебои экономической активности
Источник: Механизмы реагирования на угрозы макроэкономической стабильности в условиях глобального экономического кризиса, вызванного пандемией. Аналитический доклад. М., 2020. С. 19.
Трудовыми мигрантами из Кыргызстана в Россию являются выходцы из Баткенской, Ошской и Джа-лал-Абадской областей, несмотря на то, что на долю этих областей приходится 41 % населения страны. Следовательно, в Баткенской области без денежных переводов обеднеет 20 % населения, в Ошской - около 18 %, в Джалал-Абадской -10 %. И это, если не считать иных экономических последствий в случае остановки или резкого снижения денежных переводов. Отчасти, такая ситуация интересна тем, что в южных областях на человека приходиться в три и более раз меньше пахотных земель, чем, условно говоря, в северных районах. В них наблюдается высокий уровень бедности, низкие заработки и отсутствие постоянной работы.
Неравномерность трудовой миграции и ее соответствующего вклада в местную экономику не ограничивается внешней миграцией; для ряда стран Центральной Азии внутренняя миграция также играет важную роль, особенно, в контексте сезонных сельскохозяйственных работ.
Подобным образом более половины этих внутренних мигрантов были выходцами из сельских поселений; это говорит о том, что любое нарушение передвижения людей не только оказывает влияние на национальном уровне, но и грозит серьезными последствиями на уровне местных общин, где и так наблюдается нехватка новых рабочих мест и государственных услуг.
На фоне принятых ограничений возрастет потребность в создании механизмов организованного набора работников. Эти механизмы должны перенаправить высвободившуюся рабочую силу из крупных городов в аграрный сектор, что особенно актуально с началом сельскохозяйственных работ.
В условиях пандемии коронавируса, на наш взгляд, основным фактором, влияющим на экономику государств - членов ЕАЭС, является сокращение денежных переводов мигрантов. В особенности, данная тенденция актуальна для Армении и Кыргызстана, где денежные переводы из других стран обеспечивают значительную часть доходов домохозяйств. Следовательно, доходы населения Кыргызстана подвержены влиянию не только со стороны внутренней экономической ситуации, но и от стран ЕАЭС.
Как выше было отмечено, Кыргызстан - одна из наиболее ведущих и зависимых от денежных переводов мигрантов стран в мире по отношению к ВВП, и массовая возвращение грозит экономике, а значит - и простым людям, большими потерями.
С возвращением всех кыргызских трудовых мигрантов на родину Кыргызстан лишается $2,44 млрд, так как проблема с денежными переводами встала перед трудовыми мигрантами во всем мире.
Сокращение денежных переводов повлечет дальнейшее снижение потребления и бюджетных поступлений.
К примеру, в Таджикистане и Кыргызстане, где частный сектор не смог обеспечить населению достаточного количества достойных рабочих мест, трудовая миграция для многих домохо-зяйств оставалась важнейшим источником дохода: в обеих странах денежные переводы из-за рубежа составляли порядка 30 % ВВП.
Таким образом, экономическая стабильность региона сталкивается с влиянием внутренних и внешних факторов.
Также, ожидается, что в 2020 году рост ВВП будет экономики окажут серьезное влияние на рост ВВП
отрицательным в большинстве стран Централь- в регионе; ожидается, что в 2020 году он окажется
ной Азии. Многочисленные последствия СОУЮ- отрицательным (табл. 5).
19 для рынка товаров, торговли и местной
Таблица 4
Влияния денежных переводов на мигрантов на страну-получателя [4]
Преимущества Последствия
Рост ВВП Резкий рост потребления
Сокращение бедности Увеличение доли импорта
Развитие строительной отрасли Увеличение влияния внешних шоков
Развитие малого бизнеса Увеличение торгового дефицита
Рост поступление в бюджет Поощрение культуры иждивенчества
Рост отечественного производства Государство не создает рабочие места
Увеличение человеческого капитала Экономический коллапс в случае резкого падения объемов переводов
Источник: иЯ1_ : https://caa-network.org/archives/19469
Таблица 5
Прогноз роста ВВП с странах Центральной Азии в 2020 году [5]
Рост ВВП, 2019 г. Прогноз роста ВВП, 2020 г. (по оценкам на октябрь 2019 г.) Прогноз роста ВВП, 2020 г. (по оценкам на май 2020 г.) Прогноз роста ВВП, 2021 г. (по оценкам на апрель 2020 г.)
Афганистан +3 % +3,5 % -3 % +4,5 %
Казахстан +4,5 % +3,9 % -2,5 % +4,1 %
Кыргызстан +4,5 % +3,4 % -4 % +8,0 %
Монголия +5,1 % +5,4 % -1 % +8 %
Таджикистан +7,5 % +4,5 % -2 % +5,5 %
Туркменистан +6,4 % +6 % +1,8 % +6,5 %
Узбекистан +5,4 % +6 % +1,8 % +7,0 %
Источник: (!МР, 2020 [2]; !МР, 2019 [7]).
Прогнозы подчеркивают всю глубину экономического потрясения стран Центральной Азии (табл. 6).
Таблица 6
Годовые оценки и прогнозы для стран Европы и Центральной Азии [6]
2017 2018 2019е 2020* 202*
Европа и Центральная Азия (ECA) 4,1 3,3 2,2 -4,7 3,6
Азербайджан 0,2 1,5 2,2 -2,6 2,2
Албания 3,8 4,1 2,2 -5,0 8,8
Армения 7,5 5,2 7,6 -2,8 4,9
Беларусь 2,5 3,1 1,2 -4,0 1,0
Болгария 3,5 3,1 3,4 -6,2 4,3
Босния и Герцеговина 3,2 3,7 2,6 -3,2 3,4
Венгрия 4,3 5,1 4,9 -5,0 4,5
Грузия 4,8 4,8 5,1 -4,8 4,0
Казахстан 4,1 4,1 4,5 -3,0 2,5
Косово 4,2 3,8 4,2 -4,5 5,2
Кыргызстан 4,7 3,8 4,5 -4,0 5,6
Молдова 4,7 4,3 3,6 -3,1 4,0
Польша 4,9 5,3 4,1 -4,2 2,8
Российская Федерация 1,8 2,5 1,3 -6,0 2,7
Румыния 7,1 4,4 4,1 -5,7 5,4
Северная Македония 1,1 2,7 3,6 -2,1 3,9
Сербия 2,0 4,4 4,2 -2,5 4,0
Таджикистан 7,6 7,3 7,5 -2,0 3,7
Туркменистан 6,5 6,2 6,3 0,0 4,0
Турция 7,5 2,8 0,9 -3,8 5,0
Узбекистан 4,5 5,4 5,6 1,5 6,6
Украина 2,5 3,3 3,2 -3,5 3,0
Хорватия 3,1 2,7 2,9 -9,3 5,4
Черногория 4,7 5,1 3,6 -5,6 4,8
Источник: Всемирный банк. е = оценка; f = прогноз. Прогнозы Всемирного банка часто обновляются на основе новой информации с учетом меняющихся (глобальных) обстоятельств. Следовательно, прогнозы, представленные здесь, могут отличаться от тех, которые содержатся в других документах банка, даже в тех случаях, когда основные оценки перспектив стран существенно не отличаются в каждый данный момент времени.
«Общий объем оборота оптовой и розничной торговли в 2019 году в Кыргызстане, согласно данным Нацстаткома КР, составил 586,0 млрд сомов, то есть, $7,9 млрд Импорт в Кыргызстан составил $5,29 млрд» [7]. Вся привозимая продукция покупается, в том числе и на деньги трудовых мигрантов. Рост безработицы, существенное сокращение денег у населения отрицательно отразятся на экономике.
Проблемы, которыми, возможно, столкнется Кыргызстан, это замораживание крупных проектов, в том числе, связанных с развитием трансграничных коридоров, а также - логистических центров. Возможен резкий спад в строительном и туристическом бизнесе.
Отчасти, благодаря трудовым мигрантам, в Кыргызстане развивается строительный бизнес. Общий объем валовой продукции строительства в Кыргызстане в 2019 году составил $2,2 млрд.
Ввиду нынешней ситуации возникает необходимость принятия решительных мер в вопросах трудовых мигрантов для адаптации ЕАЭС к сложившейся ситуации и минимизировать социальные и экономические потери.
Говоря о экономической ситуации в Кыргызстане, сейчас необходимо помочь среднему и малому бизнесу, от которого зависит экономика и социальная стабильность страны.
Необходимо поддержать эти сегменты, возможно, нужны льготные кредиты и вливания. К сожалению, Кыргызстан не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно, поэтому необходима поддержка союзников по ЕАЭС и активное использование финансовых рычагов, в частности, Российско-Кыргызского Фонда Развития.
В условиях складывающейся ситуации в стране существует необходимость в формировании эффективной модели кыргызской экономической политики, которая должна обеспечить снижение иностранных инвестиций, повышение квалификации иностранных граждан и повышение квалификации кыргызстанцев. Миграционная политика должна стать управляемой сферой ответственности государства перед своими гражданами. Государство должно предвидеть все эти угрозы и быть готовым прийти на помощь своим гражданам - трудовым мигрантам, оказавшимся в жизненно сложных ситуациях.
Государственные службы должны быть задействованы в чрезвычайных ситуациях. Миграционная политика также должна иметь межотраслевое взаимодействие с образовательной политикой, где должны быть созданы новые квалифицированные кадры за границу, и это стимулирует формирование новых рабочих мест в Кыргызстане (особенно в наиболее нуждающихся областях), привлечение иностранных инвестиций и повышение квалификации кыргызстанцев.
Таким образом, возникнет потребность в постоянном повышении уровня профессионализма, т.к. возрастет конкуренция на рынке труда. В посткризисном мире будут развиваться новые виды бизнеса, ориентированные на дистанционную деятельность и цифровизацию, а также претерпит изменение деловой этикет. Изменятся и миграционные направления - город будет уходить в село, сменив тенденцию, когда село стремилось в город.
Таким образом, ситуация с СОУЮ-19 показывает необходимость выработки новых подходов в сфере миграции на глобальном и региональном уровне.
Как мы выше отмечали, социально-экономическая ситуация в стране зависит от внешних экономических факторов. «На сегодняшний день правительство Кыргызстана не может предложить варианты смягчения последствий мирового финансового кризиса. Правительству следует обратить внимание на ситуацию в стране. Власти должны просчитать все риски (по нескольким сценариям) и на этом основании сформировать антикризисный пакет решений. Все это должно быть прозрачным и рационально распределенным по важнейшим сферам. Должна быть сформирована эффективная система накопления государственного материального резерва, которая позволила бы смягчить возникающие риски.
В складывающейся ситуации, в условиях надвигающегося мирового кризиса, государству вместе с заинтересованными сторонами необходимо сформировать действенную модель кыргызской экономической политики и на ее основании модель миграционной политики. Её целью экономической должно стать снижение зависимости от денежных переводов извне, создание долгосрочных рабочих мест в Кыргызстане» [8]. Это потребует не только принятия оперативных решений для смягчения воздействия кризиса на домашние хозяйства, производственные сектора, на систему государственных финансов, торговые отношения государств-членов, но и на концептуальную смену подходов к формированию и реализации экономической политики, которая позволит воспользоваться появившимися возможностями наращивания конкурентоспособности ЕАЭС.
В текущих условиях падения экономической активности, вызванной пандемией, необходимо принятие оперативных решений для смягчения воздействия кризиса на домашние хозяйства, производственные сектора, систему государственных финансов, торговые отношения государств-членов, учитывая опыт других стран, и оценивая возможные последствия пандемии ко-ронавируса СОУЮ-19.
Государства - члены ЕАЭС должны разработать четкие механизмы их внедрения, практического исполнения и контроля по снижению налогового бремени, введению отсрочек по кредитным и налоговым платежам, предоставлению льготного финансирования, государственных гарантий.
Литература:
1. URL : https://koronavirustoday.ru/info/korona-virus-tablicza-po-stranam-mira-na-segodnya
2. Механизмы реагирования на угрозы макроэкономической стабильности в условиях глобального экономического кризиса, вызванного пандемией. Аналитический доклад. М., 2020.
3. Временные меры в сфере миграции предоставляют возможность законного нахождения гражданам государств-членов на территориях государства пребывания в рамках ЕАЭС. URL : http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/mi-gration/Pages/covid
4. Влияние денежных переводов на мигрантов на страну-получателя. URL : https://caa-network. org
5. ВТО. URL : https://www.imf.org/en/Countries/KGZ
6. URL : http://pubdocs.worldbank.org/. Global Economic Prospects, June 2020.
7. URL : http://www.stat.kg/ru/publications; Кыргызстан. Краткий статистический справочник. Б. : НСК КР, 2020.
8. URL : http://inozpress.kg/news/view/id/55255
Literature:
1. URL : https://koronavirustoday.ru/info/korona-virus-tablicza-po-stranam-mira-na-segodnya
2. Mechanisms for responding to threats to macroe-conomic stability in the context of the global economic crisis caused by the pandemic. Analytical report. M., 2020
3. Temporary measures in the field of migration provide an opportunity for citizens of the Member states to legally stay in the territories of the host state within the framework of the EAEU. URL : http://www.eura-siancommission.org/ru/act/finpol/migration/Pages/ covid
4. The impact of remittances on migrants on the recipient country. URL : https://caa-network.org
5. WTO; URL : https://www.imf.org/en/Countries/KGZ
6. URL : http://pubdocs.worldbank.org/. Global Economic Prospects, June 2020.
7. URL : http://www.stat.kg/ru/publications/; Kyrgyz-stan. Brief statistical handbook. B. : NSK KR, 2020.
8. URL : http://inozpress.kg/news/view/id/55255