Научная статья на тему 'Влияние пандемии Covid-19 на социальные и духовные институты Италии'

Влияние пандемии Covid-19 на социальные и духовные институты Италии Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
COVID-19 / пандемия / Италия / социальные институты / духовные институты / Европа / католическая церковь / религия / образование / здравоохранение / COVID-19 / pandemic / Italy / social institutions / spiritual institutions / Europe / Catholic Church / religion / education / health care

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Богданова А.В., Лиферова С.К.

Пандемия COVID-19 оказала ощутимое влияние практически на все государства мира, изменив облик стран на длительное время. Подобные кризисные ситуации не могут проходить бесследно, поэтому основной целью данной работы является исследование изменений, произошедших в период пандемии в социальной и духовной сферах Италии, – страны, значительно пострадавшей из-за болезни – и выявление тенденций, потенциально способных оказать влияние на облик страны в долгосрочной перспективе посредством описания и анализа, а также с помощью методов абстрагирования и прогнозирования. Данные, полученные в результате проведения этой работы, могут стать необходимой базой для изучения изменений страны в будущем. Кроме того, выявленные тенденции могут послужить иллюстрацией влияния кризисных ситуаций на взаимодействие центра и регионов страны. В рамках проведенной работы были описаны основные перемены в Италии в период пандемии: повышение вероятности потенциального конфликта между государством и региональными властями страны, актуализация проблем, связанных со сферой здравоохранения, пересмотр важности участия религиозных институтов Италии в жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the covid-19 pandemic on italian social and spiritual institutions

The COVID-19 pandemic had a tangible impact on almost every nation in the world, changing the image of countries for a long time. Such crises are not without consequences, so the main purpose of this paper is to investigate the changes that occurred during the pandemic in the social and spiritual spheres of Italy, a country significantly affected by the disease, and to identify tendencies which could potentially have an impact on the political image of the country in the long term by means of description, analysis and synthesis, as well as by means of abstraction and forecasting methods. The information obtained as a result of this work can be a necessary basis for studying the development of the country in the future. In addition, the identified trends can illustrate the impact of crisis situations on the interaction between the center and the regions of Italy. In the framework of the work carried out, the main changes in the country during the pandemic were described: the increased probability of potential conflict between the state and regional authorities, the mainstreaming of healthcare system-related issues, reviewing the importance of the participation of Italian religious institutions in the life of citizens.

Текст научной работы на тему «Влияние пандемии Covid-19 на социальные и духовные институты Италии»

Богданова А.В.

Аспирант кафедры теории и истории международных отношений факультета социальных и гуманитарных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Лиферова С.К.

Студент 3 курса бакалавриата кафедры теории и практики иностранных языков института иностранных языков, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Влияние пандемии Covid-19 на социальные и духовные институты Италии

Введение. 30 января 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения объявила чрезвычайную ситуацию в связи с распространением коронавирусной инфекции в мире. 11 марта того же года, вследствие поражения значительной части населения многих стран болезнью, эпидемическому процессу был присвоен статус пандемии. 5 мая 2023 года глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус сообщил, что статус пандемии COVID-19 отменен [10]. Стоит отметить, что за несколько лет, прошедших с начала пандемии, болезнь стала одним из важнейших факторов, влияющих на различные сферы жизни общества во всех странах мира. Несмотря на официальное завершение статуса пандемии, некоторые из стран до сих пор справляются с последствиями болезни, а многие из них почувствовали на себе влияние указанного фактора уже в разгар эпидемии.

Среди таких стран одним из наиболее показательных примеров является Италия, европейская страна, сильно пострадавшая от пандемии во многих отношениях. Но помимо ужасающей статистики заболеваемости и смертности - 42% подтвержденных случаев заражения на общую 61-милионную численность населения страны и умершие 3.09 на 1000 человек [11] - пандемия также повлекла за собой ряд значимых изменений в различных сферах жизни общества в рамках страны - от прекращения работы предприятий, не производящих товары первой необходимости, на время пандемии и влияния этого решения на малый и средний бизнес в Италии, до изменения некоторых внутренних политических процессов, которые могут повлиять на облик политической системы страны в будущем. Стоит отметить, что прямое влияние чрезвычайной фазы пандемии на ука-

занные процессы закончилось недавно, поэтому на данный момент обсуждать последствия коронавируса для духовных и социальных институтов страны в долгосрочной перспективе можно лишь обозначая тенденции, намеченные в указанный период. Сейчас мы можем говорить об уже случившихся в этих сферах изменениях, их предполагаемых причинах и проблемах, которые они разрешают или, наоборот, актуализируют.

Предмет и цель. Предмет исследования - изменения социальных и духовных институтов Италии как последствия пандемии.

Цель работы - выявление основных изменений, происходящих в Италии в контексте пандемии СОУШ-19 в рамках указанных сфер, и определение тех тенденций, на которые последствия пандемии могли оказать наиболее существенное и видимое влияние.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• анализ проблем в сферах здравоохранения и образования, возникших в результате пандемии;

• отслеживание реакции итальянского правительства на появившиеся трудности;

• описание действий религиозных институтов Италии в условиях пандемии.

Методология. Методологическая основа определяется темой исследовательской работы и базируется на принципах историзма, достоверности и научной объективности. В работе используются описательный и аналитический методы, прогнозирование и метод абстрагирования.

Результаты. Распространяющееся в Европе заболевание поставило под вопрос не только функционирование глобальных процессов и работу больших организаций, но и жизни обычных людей, их привычный быт, рутину и, что критичнее, их базовые права. Например, условия чрезвычайного положения в стране, вызванные тяжелым протеканием и последствиями пандемии, указали на сложность выстраивания отношений между политическим центром и региональными властями Италии и затрудненность принятия регионами скоординированных и «равнозначных» для всех граждан страны решений.

Защита здоровья и жизни граждан относится к базовым правам гражданина, гарантируемых государством. Координацией в рамках этого вопроса в Италии занимаются Национальная служба здравоох-

ранения и Национальная служба гражданской защиты, учрежденные ■

в последней четверти XX века. Но необходимо отметить, что государство, в лице этих организаций, занимается лишь разработкой основных принципов политики здравоохранения, а реализация этих стандартов является ответственностью регионов. При этом, в Италии в связи с частым изменением направления развития системы управления, то стремящейся к централизации, то, наоборот, к децентрализации, к моменту начала пандемии существовало около 20 различных региональных систем здравоохранения [1, с. 59], каждая из которых отреагировала на происходящие изменения своим способом. Так, например, Ломбардия, сильно пострадавшая от пандемии, на региональном уровне не вводила никаких дополнительных ограничений помимо тех, что были предусмотрены правительством, а региональные власти Кампании наоборот приняли множество рестриктивных мер, несмотря на сравнительно небольшое количество заражений.

Так, государство в силу подобной децентрализованной системы не могло обеспечить равные права граждан на получение медицинской помощи и охрану здоровья и жизни на территории страны, а разграничение сфер компетенций между центральной и региональной властью стало одной из острых и актуальных тем для обсуждения в период пандемии. Пострадав из-за болезни сильнее, чем другие страны Евросоюза, Италия обнажила проблемы в сфере здравоохранения (в числе которых, несмотря на активное финансирование отрасли, есть и нехватка медицинского оборудования) и указала на непродуктивность неолиберального курса, проводимого страной под руководством ЕС. Условия принятой в государстве модели здравоохранения оказывают существенное влияние на функционирование отрасли, что особенно хорошо прослеживается в рамках такой чрезвычайной ситуации в стране, как пандемия СОУШ-19. Конституционное право на медицинское обслуживание, а также законодательные нормы в Италии не являются полностью удовлетворительными и равными для всех граждан страны в вопросе доступа к медицинским услугам и процедурам, в частности из-за особенностей разделения компетенций между регионами и центром, хотя в целом обеспечивают гражданам достаточную гарантию чувства безопасности здоровья [13, 128].

Помимо логистических проблем, вопросов о распределении оборудования и перераспределении компетенций между центром и регионами страны, СОУШ-19 актуализировал еще одну задачу - оказание психологической помощи людям, пострадавшим из-за болезни. Среди них те, кто оказался в госпитале и столкнулся со страхом смерти, люди, чьи родственники тяжело заболели, люди, которые

уута

_

■ тяжело переживают боль утраты, и те, кто столкнулся с посттрав-

матическим синдромом, пережив пандемию. Весной 2020 г. еще не было достоверных исследований о влиянии вируса на нервную ткань [2, 133], но были выявлены симптомы, которые вызывала пандемия: тревожность, панические атаки, нарушения сна, чрезмерный страх, беспокойство, а также симптомы депрессии и ПТСР [12, 185]. Этот фактор в совокупности с ужесточавшимися ограничительными мерами поспособствовал созданию специальных руководств по оказанию психологической помощи [9, 385], формированию экстренных штатов психотерапевтов в больницах Италии, а также актуализации вопросов ментального здоровья как в стране, так и за ее пределами.

Еще одна сфера человеческой деятельности, для которой последствия пандемии COVID-19 оказались и отрицательными, и положительными одновременно, это - образование. Из-за угрозы заражения новой инфекцией большинство образовательных учреждений Италии последовало рекомендациям Министерств науки и здравоохранения и перешло в формат дистанционного обучения. Безусловно, это решение подразумевало под собой необходимость развития технологий, связанных с онлайн-коммуникацией, создание новых сервисов для предоставления образовательных услуг и улучшение старых [3, 81]. В этом плане цифровизация остается одним из значимых позитивных последствий пандемии. Но кроме стимула к развитию пандемия также стала тем процессом, который вскрыл уже существующие в сфере проблемы и создал новые. Одним из показательных примеров подобного влияния пандемии на граждан страны можно назвать онлайн-митинги работников образования для требования улучшения условий занятости и труда во время кризиса COVID-19 и после него. В 2020 г. в Италии членские организации ETUCE (European Trade Union Committee for Education) организовали больше 200 митингов протеста против отсутствия переговоров по условиям труда и занятости во время пандемии и в преддверии открытия учебных заведений, мобилизовав около 400 000 работников образовательного сектора (около одной трети всех занятых в системе государственного образования) и продемонстрировав единство и солидарность сообщества в период чрезвычайной ситуации [4]. Экстренный переход на удаленное преподавание вызвал проблемы технического и профессионального характера, которые привели к росту рабочей нагрузки и усилению стресса и усугубили трудности, существовавшие в стране и раньше и связанные с низким уровнем финансирования и высокой распространенностью неустойчивой занятости. В связи с отсутствием социального диалога между обще-

JEkjL_

ственностью и Министерством образования по этим вопросам несколько профсоюзов образования, включая FLC CGIL, CISL Scuola и UIL Scuola, и решили организовать подобный новаторский митинг, на повестке которого были: условия труда во время проведения национальных экзаменов, условия труда при дистанционном образовании, найм работников на следующий учебный год, обеспечение гигиены и безопасности труда во время открытия школ после окончания чрезвычайной фазы пандемии. Эта ситуация стала своеобразным индикатором для итальянского правительства, а также явила собой положительный пример виртуальной мобилизации.

Испытанием переход на дистанционное обучение стал и для учеников итальянских образовательных учреждений. Из результатов опроса, проведенного учебным центром ЬШию ТошоЬ совместно с институтом демоскопии Ipsos среди 3500 учащихся средних школ второй ступени, следует, что 40% старшеклассников почувствовали ухудшение условий получения знаний, а 65% находят сложным активное участие в онлайн-уроках. Около 80% опрошенных заявили, что освоить дистанционное обучение им помог опыт работы с компьютерами и другими гаджетами, обретенный на очных занятиях в школах. При этом только 23% респондентов сказали, что цифровые устройства побуждали их к обучению, но 35% участников они помогали эффективнее осваивать учебный материал [6]. Некоторые исследования отмечают снижение общего уровня знаний итальянских школьников в связи с переходом на онлайн-образование, но указывают на то, что переход на дистанционную форму обучения лишь «обострил» уже существующие проблемы, например, социальное неравенство между учащимися. Отмечается также, что переход к онлайн-урокам был осуществлен «без реальных дидактических инноваций» [6].

Выявленные проблемы в системе здравоохранения и соотношении компетенций регионов и центра, в условиях труда в рамках образовательного сектора и в отсутствии устойчивой базы, необходимой для организации качественного онлайн-образования, могут послужить стартом для проведения жизненно важных для этих сфер реформ и преобразований. Ответы на вызовы, возникшие в результате пандемии в социальной сфере жизни общества, могут стать качественно новым витком в деятельности правительства Италии.

Свое влияние пандемия СОУШ-19 оказала и на духовные институты Италии: искусство, культурные мероприятия, религию и т.д. Выше уже были упомянуты принятые в связи с коронакризисом меры, которые затронули культурную и образовательную жизнь граждан,

но следует заметить, что даже в этом измерении итальянские земли представляют собой «лоскутное одеяло», поэтому проблема раско-ординированности решений регионов и центра прослеживается и в рамках действий, касающихся этой части жизни жителей страны.

Так, например, мэр Флоренции в качестве антикоронавирусной меры предложил всем желающим бесплатный вход в музеи, подведомственные городу, объявив у «музейном уикенде». Советник по культуре Т. Сакки прокомментировал это решение: «приглашаю всех флорентинцев и туристов не закрываться дома: во Флоренции у нас концерты, театральные представления, выставки. Мы не позволим этому вирусу изменить наши привычки» [5, 62]. В то же время различные культурные инициативы, проводящиеся под эгидой Министерства культуры, были отменены.

Но, конечно, инициативы, проводившиеся в стране на региональном уровне, не всегда противоречили основной линии Министерств здравоохранения и культуры, и многие из них наоборот привели к внедрению в повседневную деятельность культурных институтов новых технологий и стратегий. Например, муниципалитет Болоньи в кооперации с рядом музеев города при финансовой поддержке программы «Горизонт 2020», учрежденной Еврокомиссией, создал видеоигру, призванную способствовать новаторскому и творческому подходу к ознакомлению с культурным наследием исторической столицы Эмилии-Романьи [17]. В рамках игры участников сопровождают известные исторические личности Болоньи, а сами игроки осваивают содержание игры с помощью технологии дополненной реальности, проходя по залам Музея Средневековья и Музея в Палаццо Поджи. Благодаря этой инициативе городские власти популяризируют культурное наследие Болоньи и способствуют увеличению количества людей, проявляющих интерес к нему. В период пандемии это было хорошим способом приобщения широкого круга лиц к культурным ценностям Болоньи и стимулирования общения между людьми при условии соблюдения карантинных мер и социальной дистанции [16].

Пандемия, бушевавшая в Италии, затронула большое количество сфер деятельности: аудиовизуальный сектор, музыкальную индустрию, изобразительное искусство, издательское дело. На книжный рынок во многих европейских странах серьезное негативное воздействие оказали ограничительные меры, порожденные пандемией [16]. Италия, где книжные магазины были закрыты на время локдауна, продажи книг сократились примерно на 85%, при этом значительно возросшие онлайн-продажи не смогли компенсировать потери дохода от магазинной торговли печатными издания-

ми. Следует отметить, что в ряде стран, в числе которых оказалась и Италия, правительства и национальные ассоциации деятелей искусства учредили фонды солидарности с целью оказания финансовой помощи авторам, издателям и деятелям искусства, которые столкнулись с трудностями, обусловленными пандемией. Например, правительство Италии издало постановление о выделении в 2021 г. около 11.5 миллиардов евро на оказание помощи работникам в ряде секторов, включая сферу искусства. Тем не менее, в некоторых случаях деятели искусства, которые по-прежнему ощущают на себе последствия пандемии и вынуждены жить в нестабильных условиях, признали усилия, предпринятые правительствами, недостаточными [16]. Часто это можно объяснить тем, что руководства во многих случаях направляли помощь учреждениям, а не творческим работникам, труд которых лежит в основе этой отрасли.

Важнейшим институтом, чья реакция на пандемию оказалась значимой для итальянского общества, является католическая церковь, участие которой в разрешении коронакризиса оценивается неоднозначно. Составители доклада «Стресс-тест Италия», опубликованного фондом социально-экономических исследований СБМЕБК, приходят к такому выводу: в условиях «общей неготовности церковные структуры оказались самыми неподготовленными». Авторы труда заявили, что «во время пандемии на месте итальянского церковного сообщества образовалась пустота, частично прикрытая личным участием понтифика в ходе пасхальных торжеств». Таким образом, указывая на апатию итальянской церкви и ее неспособность противостоять возникшему кризису, составители подчеркивают необходимость выявления причин «сбоя» в функционировании итальянской церкви и выработки новых стратегических решений для общества, церкви, Итальянской епископской конференции и папы. В свете непонимания позиции церкви и желания видеть в ней «защитника свободы человека в осуществлении... экзистенциальных стремлений» [7, 90] полноценное сотрудничество института с государством в вопросах чрезвычайной важности трактуется частью католической общественности как потеря позиций и преклонение перед необратимыми изменениями, прогрессом, технологиями, а призывы папы Франциска к смирению и анализу собственной религиозности могут показаться оправданием «политического бездействия». Тем не менее, такая оценка действий католической церкви и ее представителей свидетельствует, в том числе, об исключительной значимости института в жизни католического общества, и стоит отметить, что сообщество в целом сохраняет доверие к церкви, несмотря на некоторое

непонимание ее позиции. Около 80% опрошенных были склонны воспринимать коронакризис в позитивном ключе, как испытание и источник дополнительных возможностей, и только 2% посчитали произошедшее «Божьей карой» [14]. Сегодня в рамках итальянской религиозности преобладает неуверенность, которую можно расценить как отражение фрустрации, вызванной пандемией и процессами секуляризации в Европе, однако многие воспринимают это как свидетельство того, что итальянская церковь по-прежнему жива и не превратилась рудимент [8, 127].

Кроме того, если опустить недовольство следованием церкви правительственной линии, действия института на фоне чрезвычайной ситуации в период пандемии кажутся, если не единственно возможными, то логичными и удовлетворительными в условиях современного общества. Итальянская епископская конференция развернула кампанию по организационной и финансовой помощи, Ватикан произвел закупку лекарств для бесплатной вакцинации бедных и бездомных Рима [15], полного закрытия храмов в Италии удалось избежать, а вакцинация понтифика и подданных Ватикана в совокупности с заявлениями папы Франциска о необходимости справедливого распределения вакцин и их этической дозволенности свидетельствовала о значимости поддержания общественного здоровья. Общественный резонанс имел и симпозиум «Итальянская церковь и ментальное здоровье. Пандемия СОУШ-19. Воздействие на психику и отношения между людьми», проведенный в режиме свободного доступа онлайн. Накопленный веками католической церковью опыт психологической реабилитации людей оказался чрезвычайно ценен, и программы, предложенные институтом, стали важной частью реабилитации населения, особенно наиболее уязвимых его частей, во время и после пандемии.

Духовная сфера жизни итальянского общества стала еще одной сферой, на которую пандемия СОУШ-19 оказала заметное влияние (позитивное и негативное) и в рамках которой в условиях чрезвычайной ситуации прослеживаются характерные для современной Италии проблемы, от решения которых зависит будущий облик страны. Поступательное разрешение вопросов-последствий пандемии кроме восстановления сферы привело и к ее изменению: созданию специальных фондов по поддержке, цифровизации и т.п. Также в условиях пандемии подтвердилось и глубинная религиозность жителей страны, их готовность доверять церкви, несмотря на недовольство ее позицией на определенных этапах пандемии.

Говоря о влиянии пандемии на страну в целом, следует отметить,

что одними из наиболее значимых ее последствий являются обнаружение и актуализация проблем, существующих в Италии давно, среди которых можно назвать недостаток диалога между центром страны и ее регионами, экономическое отставание Италии от других стран Евросоюза, проблемы в системах здравоохранения и образования. Наиболее частым ответом итальянского правительства на упомянутые проблемы можно назвать создание специальных программ по финансированию определенных отраслей.

Заключение. Проанализировав изменения, произошедшие в рамках социальных и духовных институтов Италии в течение пандемии и после ее завершения, мы можем сделать вывод о том, что кризисные ситуации подобного рода обнажают проблемы, существовавшие в обществе длительное время. Кроме того, они указывают на необходимость последующих перемен, которые могут коренным образом изменить будущий облик страны. В Италии в период пандемии COVID-19 актуализировались вопрос о значимости католической церкви для итальянского общества, проблема соотношения сфер ответственности политического центра и регионов страны. Пандемия продемонстрировала необходимость проведения изменений в образовательной и здравоохранительной сферах Италии, а также указала на важность правительственной поддержки различных институтов страны.

Библиографический список

1. Алексеенкова Е.С. Практики «чрезвычайной власти»: политические последствия COVID-19 в Италии // Современная Европа. 2020. № 4/2020. С. 50-60.

2. Бачило Е В. Психическое здоровье населения в период пандемии COVID-19 // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022. № 10/2022. С. 130-136.

3. Белецкая О.С., Еранова Н.А., Кучерявенко В.В. Опыт цифрового образования и электронного обучения во время пандемии в Испании и в Италии // Язык и текст. 2020. № 4/2020. С. 71-91.

4. Европейский комитет профсоюзов образования / COVID-19: В Италии 400 000 работников образования собираются на митинги протеста. // URL: https://www.csee-etuce.org (Дата обращения: 25.02.2024).

5. Маслова Е.А. Итальянский коронакризис и его последствия: национальное, общеевропейское и глобальное измерения // Международная аналитика. 2020. № 1/2020. С. 58-70.

6. Парламентская газета / В Италии онлайн-обучение негативно сказывается на подготовке школьников. // URL: https://www.pnp.ru (Дата обращения: 25.02.2024).

7. Шиманская О.К. Свобода религий или убеждений и безопасность в условиях пандемии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. № 6/2020. С. 87-93.

8. Язькова Е. В. Коронакризис в Италии: «Стресс-тест» на веру и доверие церкви // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. № 2/2021. С. 125-131.

9. Agostino A., Demartini B., Cavollotti S., Gambini O. Mental health services in Italy during the COVID-19 outbreak // Correspondence. 2020. № 5/2020. P. 385-387.

10. CNN Health / WHO says Covid-19 is no longer a global health emergency. // URL: https://edition.cnn.com (22.02.2024).

11. Covid.observer / Coronavirus in Italy. // URL: https://covid.observer/it/ (22.02.2024).

12. Huremovic D. A mental health response to infection outbreak. - Cham: Springer International Publishing, 2019. 185 p.

13. Kobus G., Maksimczuk M. Health care models and legal regulation in Poland and Italy // Studia Sieci Uniwerystetow Progranicza. 2021. № 5/2021. P. 122-138.

14. La civilta cattolica / La scuola e la Chiesa nella pandemia. // URL: https://www.lacivilta-cattolica.it (28.02.2024).

15. L'Osservatore Romano / In Vaticano vaccino per 1200 poveri. // URL: https://www.osser-vatoreromano.va/it (29.02.2024).

16. WIPO / Information Session on the impact of the COVID-19 Pandemic on the creative industries, cultural institutions, education and scientific research. // URL: https://www.wipo. int (19.02.2024).

17. Wunderbo / Bologna si mette in gioco. // URL: https://www.wunderbo.it/ (22.02.2024).

References

1. Alekseenkova E.S. Practices of "extraordinary power": political consequences of COVID-19 in Italy // Modern Europe. 2020. № 4/2020. P. 50-60.

2. Bachilo E. V. Mental health of the population during the COVID-19 pandemic // Journal of Neurology and Psychiatry named after. S.S. Korsakov. 2022. № 10/2022. P. 130-136.

3. Beletskaya O.S., Eranova N.A., Kucheryavenko V.V. Experience of digital education and e-learning during a pandemic in Spain and Italy // Language and text. 2020. № 4/2020. P. 71-91.

4. European Trade Union Committee for Education / COVID-19: In Italy, 400,000 education workers gather in protest rallies. // URL: https://www.csee-etuce.org (02.25.2024).

5. Maslova E.A. Italian coronavirus crisis and its consequences: national, pan-European and global dimensions // International Analytics. 2020. № 1/2020. P. 58-70.

6. Parliamentary newspaper / In Italy, online learning has a negative impact on the preparation of schoolchildren. // URL: https://www.pnp.ru (02.25.2024).

7. Shimanskaya O.K. Freedom of religion or belief and security in a pandemic // Scientific and Analytical Bulletin of the IE RAS. 2020. № 6/2020. P. 87-93.

8. Yazkova E. V. Coronavirus crisis in Italy: "Stress test" for faith and trust in the church // Scientific and Analytical Bulletin of the IE RAS. 2021. № 2/2021. P. 125-131.

9. Agostino A., Demartini B., Cavollotti S., Gambini O. Mental health services in Italy during the COVID-19 outbreak // Correspondence. 2020. № 5/2020. P. 385-387.

10. CNN Health / WHO says Covid-19 is no longer a global health emergency. // URL: https://edition.cnn.com (22.02.2024).

11. Covid.observer / Coronavirus in Italy. // URL: https://covid.observer/it/ (22.02.2024).

12. Huremovic D. A mental health response to infection outbreak. - Cham: Springer International Publishing, 2019. 185 p.

13. Kobus G., Maksimczuk M. Health care models and legal regulation in Poland and Italy // Studia Sieci Uniwerystetow Progranicza. 2021. № 5/2021. P. 122-138.

14. La civilta cattolica / La scuola e la Chiesa nella pandemia. // URL: https://www.lacivilta-cattolica.it (28.02.2024).

15. L'Osservatore Romano / In Vaticano vaccino per 1200 poveri. // URL: https://www.osser-vatoreromano.va/it (29.02.2024).

16. WIPO / Information Session on the impact of the COVID-19 Pandemic on the creative industries, cultural institutions, education and scientific research. // URL: https://www.wipo. int (19.02.2024).

17. Wunderbo / Bologna si mette in gioco. // URL: https://www.wunderbo.it/ (22.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.