Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / СФЕРА ТУРИЗМА / ЮНВТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Юрий Андреевич

В статье описана ситуация с туристической отраслью на международной арене. Проанализирован доклад ЮНВТО и позиция ООН. Приведены частные кейсы с обстоятельствами в туристическом бизнесе. Также определены тренды потребительского поведения в туристической отрасли в связи с воздействиями пандемии, а также влияния пандемии на экономику туристически-зависимых стран. В статье описан тот факт, что в восстановление туризма напрямую зависит от распространения вакцинации и принятия адекватных мер безопасности и гигиены труда. Возобновление этого сектора может оказать значительный мультипликативный эффект на экономику и занятость, что может иметь решающее значение для преодоления кризиса, вызванного пандемией. В работе описан анализ МОТ, который подчеркивает необходимость разработки политики, способствующей восстановлению с продуктивной занятостью, созданию достойных рабочих мест и устойчивых компаний в туристическом секторе, особенно для решения проблем, связанных с высоким уровнем неформальной занятости, неполной занятостью и низкими доходами. В статье обозначены направления программ стимулирования и восстановления туризма, которые как правило сосредоточены на восстановлении туристических объектов, чтобы сделать их более устойчивыми, что создаст рабочие места при восстановлении, а также повысит их привлекательность. Отдельно обусловлен тезис «цифровых кочевников», которые ищут возможность работать в туристических местах и проанализированы изменения рынка туристических маршрутов на конкретных примерах. Так же в работе оставлен прогноз на грядущее время и возможность восстановления отрасли после кризисной, пандемической атаки, с обусловленными способами решения проблем в разных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON INTERNATIONAL TOURISM

The article describes the situation with the tourism industry in the international arena. The UNWTO report and the position of the UN were analyzed. Private cases with circumstances in the tourism business are given. Also, trends in consumer behavior in the tourism industry were identified in connection with the impact of the pandemic, as well as the impact of the pandemic on the economy of tourism-dependent countries. The article describes the fact that the recovery of tourism directly depends on the spread of vaccination and the adoption of adequate safety and health measures. The reopening of this sector could have a significant multiplier effect on the economy and employment, which could be critical to overcoming the crisis caused by the pandemic. The paper describes an ILO analysis that highlights the need to develop policies that promote a recovery with productive employment, decent jobs and sustainable businesses in the tourism sector, especially to address high levels of informality, underemployment and low incomes. The article outlines the directions of tourism promotion and recovery programs, which usually focus on restoring tourist sites to make them more sustainable, which will create jobs during restoration, as well as increase their attractiveness. Separately, the thesis of "digital nomads" who are looking for an opportunity to work in tourist places is conditioned and changes in the market of tourist routes are analyzed using specific examples. The work also left a forecast for the coming time and the possibility of recovering the industry after a crisis, pandemic attack, with stipulated ways to solve problems in different countries.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2022, №1, Том 14 / 2022, No 1, Vol 14 https://esj.todav/issue-1-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/10ECVN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Андреев, Ю. А. Влияние пандемии COVID-19 на международный туризм / Ю. А. Андреев // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1. — URL: https://esj.today/PDF/10ECVN122.pdf

For citation:

Andreev Yu.A. Impact of the COVID-19 pandemic on international tourism. The Eurasian Scientific Journal, 14(1): 10ECVN122. Available at: https://esj.today/PDF/10ECVN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Андреев Юрий Андреевич

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Факультет «Социальных наук и массовых коммуникаций»

Студент 4 курса бакалавриата E-mail: legenda123qqq@yandex.ru

Влияние пандемии COVID-19 на международный туризм

Аннотация. В статье описана ситуация с туристической отраслью на международной арене. Проанализирован доклад ЮНВТО и позиция ООН. Приведены частные кейсы с обстоятельствами в туристическом бизнесе. Также определены тренды потребительского поведения в туристической отрасли в связи с воздействиями пандемии, а также влияния пандемии на экономику туристически-зависимых стран. В статье описан тот факт, что в восстановление туризма напрямую зависит от распространения вакцинации и принятия адекватных мер безопасности и гигиены труда. Возобновление этого сектора может оказать значительный мультипликативный эффект на экономику и занятость, что может иметь решающее значение для преодоления кризиса, вызванного пандемией. В работе описан анализ МОТ, который подчеркивает необходимость разработки политики, способствующей восстановлению с продуктивной занятостью, созданию достойных рабочих мест и устойчивых компаний в туристическом секторе, особенно для решения проблем, связанных с высоким уровнем неформальной занятости, неполной занятостью и низкими доходами. В статье обозначены направления программ стимулирования и восстановления туризма, которые как правило сосредоточены на восстановлении туристических объектов, чтобы сделать их более устойчивыми, что создаст рабочие места при восстановлении, а также повысит их привлекательность. Отдельно обусловлен тезис «цифровых кочевников», которые ищут возможность работать в туристических местах и проанализированы изменения рынка туристических маршрутов на конкретных примерах. Так же в работе оставлен прогноз на грядущее время и возможность восстановления отрасли после кризисной, пандемической атаки, с обусловленными способами решения проблем в разных странах.

Ключевые слова: туризм; пандемия; COVID-19; международный туризм; сфера туризма; ЮНВТО

Введение

Поскольку мир столкнулся с беспрецедентной глобальной чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, социальной и экономической жизни в связи с пандемией COVID-19, путешествия и туризм входят в число наиболее пострадавших секторов, поскольку самолеты летают реже, отели закрыты, а ограничения на поездки введены практически во всех

странах мира. Индустрия туризма понесла огромный удар в 2020 году в результате блокировок и ограничений на поездки, направленных на сдерживание распространения COVID-19, что заставило людей во всем мире ограничить свою деятельность и лишиться средств к существованию [1].

Рост уровня вакцинации и ослабление ограничений на поездки позволили немного восстановиться во второй половине 2021 года, говорится в отчете ЮНВТО, базирующейся в Мадриде, хотя распространение варианта вируса Omicron в декабре вызвало еще одно падение как в бронировании поездок, так и в отраслевом оптимизме.

«Темпы восстановления остаются медленными и неравномерными в разных регионах мира из-за разной степени ограничений на передвижение, уровня вакцинации и уверенности путешественников», — говорится в отчете.

В Южном Средиземноморье, Европе, Центральной Америке и Карибском бассейне наблюдался наибольший рост числа туристов по сравнению с 2020 годом, но они по-прежнему были соответственно на 54 %, 56 % и 37 % ниже, чем в 2019 году.

Между тем количество туристов на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе продолжало падать в 2021 году, упав на 79 % и 94 % ниже допандемического уровня соответственно, поскольку многие направления оставались закрытыми для второстепенных поездок.

Страны, которые в значительной степени зависят от туризма и, в частности, от международных путешественников, как правило, небольшие, имеют ВВП на душу населения в диапазоне от среднего до высокого уровня дохода и в основном являются чистыми должниками. Многие из них представляют собой небольшие островные экономики: Ямайка и Сент-Люсия в Карибском бассейне, Кипр и Мальта в Средиземном море, Мальдивы и Сейшельские острова в Индийском океане или Фиджи и Самоа в Тихом океане. До пандемии СОУГО средний годовой чистый доход от международного туризма (расходы иностранных туристов в стране за вычетом туристических расходов местных жителей за границей) в этих островных экономиках составлял около четверти ВВП, а пиковые значения составляли около 50 процентов ВВП, например Аруба и Мальдивы.1

Но есть более крупные экономики, сильно зависящие от международного туризма. Например, в Хорватии средние чистые доходы от международного туризма в 2015-2019 годах превысили 15 процентов ВВП, 8 процентов в Доминиканской Республике и Таиланде, 7 процентов в Греции и 5 процентов в Португалии. Самый яркий пример — Макао, где чистые доходы от международных путешествий и туризма составляли около 68 процентов ВВП в 2015-2019 годах. Даже в долларовом выражении чистые доходы Макао от туризма были четвертыми по величине в мире после США, Испании и Таиланда [2].

Напротив, для стран, которые являются нетто-импортерами путешествий и туристических услуг, т. е. для стран, жители которых активно путешествуют за границу по сравнению с иностранными путешественниками, посещающими страну, значение таких расходов в процентах от ВВП обычно гораздо меньше. В абсолютном выражении крупнейшим импортером туристических услуг является Китай (более 200 миллиардов долларов США, или 1,7 процента ВВП в среднем в 2015-2019 годах), за которым следуют Германия и Россия. Таким

1 Доклад ЮНВТО 2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2021/07/1406832. — Дата доступа: 27.01.2022.

Кризис зависимых от туризма экономик государств

10ECVN122

образом, влияние резкого сокращения расходов на туризм за границей на ВВП этих стран относительно ограничено, но оно может иметь очень серьезные последствия для небольших стран, в которые едут их туристы — ярким примером является Макао для китайских путешественников. 2

Как страны, зависящие от туризма, справились с исчезновением значительной части своих международных доходов в 2020 году? Они были вынуждены брать больше займов из-за границы (технически, их дефицит счета текущих операций увеличился или их профицит сократился), но также сократили чистые международные расходы в других категориях. Импорт товаров сократился (отражая как сокращение внутреннего спроса, так и сокращение вводимых ресурсов туризма, таких как импорт продуктов питания и энергии), а платежи иностранным кредиторам были ниже, отражая снижение доходов от гостиничной инфраструктуры, принадлежащей иностранцам.

Международный туризм: вклад регионов в сферу услуг

Регион Европы является единственным крупным участником мировой индустрии путешествий и туризма. Туризм в ЕС представляет собой одну поездку из двух, составляя 50 % мирового туризма. Туризм в европейских странах составляет почти 48 % всех выездных путешествий и туристической деятельности во всем мире. Индустрия досуга является одной из основных составляющих мировой индустрии услуг. Путешествия и туризм вносят существенный вклад в деловые операции и, в конечном счете, вносят вклад в мировую экономику. Сектор путешествий и туризма является экономической движущей силой местного ВВП страны назначения о странах DACH [3].

Оценки, основанные на данных по индустрии путешествий и туризма в штатах DACH за 2018-2020 годы, показали вклад в их ВВП в размере 5,1 трлн долларов. В 2019 году вклад индустрии туризма в ВВП Австрии составил 446,31 млрд долларов, Германии — 3780,55 млрд долларов, Швейцарии — 704,83 млрд долларов. Аналогичным образом, в 2020 году вклад индустрии туризма в ВВП Австрии составил 432,89 млрд долларов, Германии — 3780,55 млрд долларов, а Швейцарии — 707,87 млрд долларов. Регион DAH в Европе состоит из Германии, Австрии и Швейцарии. Германия оставалась крупнейшим и наиболее значительным вкладчиком с примерно 5,01 триллиона долларов США. Аббревиатура DACH относится к Германии (D), Австрии, Швейцарии (CH), представляющим эти три соседние страны. Эти нации составляют самое значительное сообщество, и немецкий язык де-факто является первым национальным и официальным языком большей части населения. Эти три страны в совокупности представляют собой самые высокие стандарты человеческого развития, указанные в социальном и экономическом измерениях. Вклад сферы услуг в ВВП Австрии остался на уровне 62,50 %, в то время как доля сферы услуг Германии в ВВП составила 61,80 %. В процентном отношении сфера услуг внесла 71,4 % в ВВП Австрии. В 2018 году DACH посетило почти 135 миллионов путешественников. Германия осталась третьим по величине тратником на трюизм, составившим 94 миллиарда долларов США. Регион европейских стран представляет собой глобальную индустрию путешествий и туризма, ежегодно в Европу прибывает 600 миллионов туристов.

Темпы роста индустрии туризма и отдыха ускорились в 2010-х годах благодаря активной мобильности и участию многих стран. Кроме того, Китай и Соединенные Штаты являются двумя ключевыми игроками на рынке помимо туризма внутри европейских стран, которые в

2 Маслов А. (2020). Китай соскучился по активной жизни // Вести ФМ. 8 апреля. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://radiovesti.ru/brand/60948/episode/2260439. — Дата доступа: 23.01.2022.

первую очередь способствовали росту путешествий и туризма. Увеличение числа туристов вызвало некоторые проблемы, и многие направления пытались найти устойчивые пути, чтобы справиться с высокой интенсивностью путешественников. Несмотря на это, индустрия путешествий и туризма оказала положительное влияние и внесла значительный вклад в европейскую экономику. В 2018 году он напрямую внес около 782 миллиардов евро в экономику ЕС и создал 14,4 рабочих места. Статистические данные указывают на рост числа международных туристических прибытий с 2010 по 2019 год по всему миру. По статистике 2019 года, в Северную Америку прибыло 146,4 млн иностранных туристов, а в страны Ближнего Востока — 61,4 млн человек. В период с 2010 по 2019 год количество иностранных туристов увеличивалось по сравнению с предыдущим годом. Европа была одним из основных направлений для международных путешественников с точки зрения региона происхождения. По данным ЮНВТО, на европейский регион приходится более 50 % международных туристических прибытий во всем мире, и это самый посещаемый регион в мире. Индустрия путешествий и туризма стала ключевым двигателем культурного и социально-экономического прогресса и создает миллионы рабочих мест в индустрии туризма. В период с 2010 по 2019 год количество иностранных туристов увеличивалось по сравнению с предыдущим годом. Европа была одним из основных направлений для международных путешественников с точки зрения региона происхождения.1 По данным ЮНВТО, на европейский регион приходится более 50 % международных туристических прибытий во всем мире, и это самый посещаемый регион в мире. Индустрия путешествий и туризма стала ключевым двигателем культурного и социально-экономического прогресса и создает миллионы рабочих мест в индустрии туризма. В период с 2010 по 2019 год количество иностранных туристов увеличивалось по сравнению с предыдущим годом. Европа была одним из основных направлений для международных путешественников с точки зрения региона происхождения. По данным ЮНВТО, на европейский регион приходится более 50 % международных туристических прибытий во всем мире, и это самый посещаемый регион в мире. Индустрия путешествий и туризма стала ключевым двигателем культурного и социально-экономического прогресса и создает миллионы рабочих мест в индустрии туризма.

Текущее описательное исследование в контексте туризма СОУГО-19 влияет на попытки вовлечь всех участников в одно и то же сообщество заинтересованных сторон в сфере путешествий и может быть непоследовательным. Например, пандемия СОУГО-19 оказывает значительное влияние на туристические организации (включая посредников, специалистов по планированию перевозок и поставщиков услуг размещения или аттракционов) в зависимости от таких характеристик, как размер, место проведения, управление и типы управления в индустрии туризма. Точно так же потребности в поездках, которые сильно отличаются от туристических и деловых поездок, местных и индивидуальных туристов, показывают, что различные последствия СОУГО-19 ожидаемы и имеют решающее значение для обсуждения в конкретных секторах рынка. Исследования туризма в связи с СОУГО-19 могут выявить различные различимые силы пандемии. Они также могут включать расширенные возможности прогнозирования, из-за таких различий в контексте прогнозировать или тестировать любые конкретные рекомендации по выявлению любых несоответствий и недостатков, которые могут возникнуть в различных группах заинтересованных сторон в сфере туризма. Конкретные основные заинтересованные стороны в сфере туризма, в том числе работники сферы туризма, местные жители, предприниматели в сфере туризма и работники образования в области туризма, такие как сотрудники университетов, студенты и ученые, не включены в анализ.

Статистические показатели ЮНВТО и современные туристические тренды

Международный туризм увеличился на 4 % в 2021 году, что на 15 миллионов больше международных туристических прибытий (посетителей с ночевкой) по сравнению с 2020 годом (415 миллионов против 400 миллионов). Тем не менее, по предварительным оценкам, количество международных прибытий по-прежнему было на 72 % ниже, чем в 2019 году до пандемии. Это следует из 2020 года, худшего года для туризма за всю историю наблюдений, когда количество международных прибытий сократилось на 73 %.3

Рост спроса был вызван повышением доверия путешественников на фоне быстрого прогресса в области вакцинации и ослабления ограничений на въезд во многих направлениях.

Международный туризм умеренно восстановился во второй половине 2021 года, при этом количество международных прибытий снизилось на 62 % как в третьем, так и в четвертом кварталах по сравнению с допандемическим уровнем. По ограниченным данным, количество международных прибытий в декабре было на 65 % ниже уровня 2019 года. Полное влияние варианта Omicron и всплеск случаев COVID-19 еще предстоит увидеть.

Темпы восстановления остаются медленными и неравномерными в разных регионах мира из-за разной степени ограничений на передвижение, уровней вакцинации и уверенности путешественников. Европа и Америка зафиксировали самые высокие результаты в 2021 году по сравнению с 2020 годом (+19 % и +17 % соответственно), но все же оба показателя на 63 % ниже допандемического уровня [4].

По субрегионам Карибский регион показал лучшие показатели (+63 % по сравнению с 2020 годом, но на 37 % ниже по сравнению с 2019 годом), при этом некоторые направления приблизились к допандемическим уровням или превысили их. Южное Средиземноморье, Европа (+57 %) и Центральная Америка (+54 %) также значительно выросли, но по-прежнему на 54 % и 56 % ниже уровня 2019 года соответственно. Северная Америка (+17 %) и Центрально-Восточная Европа (+18 %) также превысили уровень 2020 года [5].

Между тем, в Африке количество прибывающих в 2021 году увеличилось на 12 % по сравнению с 2020 годом, хотя это все еще на 74 % ниже, чем в 2019 году. На Ближнем Востоке количество прибытий сократилось на 24 % по сравнению с 2020 годом и на 79 % по сравнению с 2019 годом. В Азиатско-Тихоокеанском регионе количество прибытий по-прежнему на 65 % ниже уровня 2020 года и на 94 % по сравнению со значениями до пандемии, поскольку многие направления оставались закрытыми для второстепенных поездок.

Экономический вклад туризма в 2021 году (измеряемый в прямом валовом внутреннем продукте туризма) оценивается в 1,9 трлн долларов США, что выше 1,6 трлн долларов США в 2020 году, но все еще намного ниже допандемического значения в 3,5 трлн долларов США. Доходы от экспорта от международного туризма могут превысить 700 миллиардов долларов США в 2021 году, что является небольшим улучшением по сравнению с 2020 годом из-за более высоких расходов на поездку, но менее половины от 1,7 триллиона долларов США, зарегистрированных в 2019 году.

По оценкам, средний доход за прибытие достигнет 1500 долларов США в 2021 году по сравнению с 1300 долларов США в 2020 году. Это связано с большими отложенными сбережениями и более длительным пребыванием, а также с более высокими ценами на транспорт и проживание. Франция и Бельгия сообщили о сравнительно меньшем снижении расходов на туризм: на -37 % и -28 % соответственно по сравнению с 2019 годом. Саудовская

3 Еремян Р. (2020). Выживет ли гостиничная и туристическая отрасль в условиях карантина? // Forum Digital. 4 апреля. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https ://www.youtube. com/watch?v=fdsQU9-xVJ4. — Дата доступа: 27.01.2022.

Страница 5 из 11

10ECVN122

Аравия (-27 %) и Катар (-2 %) также продемонстрировали несколько лучшие результаты в 2021 году.

Таблица 1

Воздействие COVID-19 на туристическую отрасль

2019 2020 2021

Международные туристические прибытия (ночевка) 1,5 миллиарда 400 миллионов 415 миллионов

Экспортная выручка от международного туризма (доходы от международного туризма + пассажирские перевозки) 1,7 трлн долларов США 638 миллиардов долларов США 700-800 млрд долларов США

Прямой валовой внутренний продукт туризма (TDGDP) 3,5 триллиона долларов США 1,6 трлн долларов США 1,9 трлн долларов США

Согласно последнему отчету Группы экспертов ЮНВТО, большинство профессионалов в сфере туризма (61 %) видят лучшие перспективы на 2022 год. В то время как 58 % ожидают восстановления в 2022 году, в основном в третьем квартале, 42 % указывают на потенциальное восстановление только в 2023 году. Большинство экспертов (64 %) теперь ожидают, что количество международных прибытий вернется к уровню 2019 года только в 2024 году или позднее, по сравнению с 45 % в сентябрьском опросе.

Индекс доверия ЮНВТО показывает небольшое снижение в январе-апреле 2022 года. Основными факторами, выявленными экспертами, являются быстрое и более широкое развертывание вакцинации, за которым последовало серьезное снятие ограничений на поездки, а также усиление координации и более четкая информация о протоколах поездок. для эффективного восстановления международного туризма.

Сценарии ЮНВТО показывают, что прибытие международных туристов может вырасти на 30-78 % в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Однако это все еще на 50-63 % ниже допандемического уровня.

Недавний рост числа случаев COVID-19 и вариант Omicron должны нарушить восстановление и повлиять на доверие до начала 2022 года, поскольку некоторые страны вновь вводят запреты и ограничения на поездки для определенных рынков. В то же время развертывание вакцинации остается неравномерным, и многие пункты назначения по-прежнему полностью закрыты, в основном в Азии и Тихоокеанском регионе. Сложная экономическая ситуация может оказать дополнительное давление на эффективное восстановление международного туризма, учитывая рост цен на нефть, рост инфляции, потенциальное повышение процентных ставок, высокие объемы долга и продолжающиеся сбои в цепочках поставок. Однако продолжающееся восстановление туризма на многих рынках, в основном в Европе и Америке, в сочетании с широкомасштабным внедрением вакцинации и крупное скоординированное снятие ограничений на поездки может помочь восстановить доверие потребителей и ускорить восстановление международного туризма в 2022 году [6].

В то время как международный туризм приходит в норму, внутренний туризм продолжает стимулировать восстановление сектора во все большем числе направлений, особенно в тех, которые имеют большой внутренний рынок. По мнению экспертов, внутренний туризм и путешествия рядом с домом, а также мероприятия на открытом воздухе, природные продукты и сельский туризм являются одними из основных туристических тенденций, которые будут продолжать формировать туризм в 2022 году.

Таблица 2

Изменение тенденций в туристических предпочтениях

БЛИЖЕ Внутренний туризм показал положительные результаты на многих рынках, поскольку люди, как правило, путешествуют ближе. Путешественники отправляются на отдых или в отпуск рядом с домом. БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ Экологичность, аутентичность и локальность: путешественники верят в важность оказания положительного влияния на местные сообщества, все больше стремясь к аутентичности.

УХОД от «ЗАРАЗНЫХ» Природа, сельский туризм и автопутешествия стали популярными вариантами путешествий из-за ограничений на поездки и стремления к впечатлениям на открытом воздухе. БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ И БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ РАСХОДЫ В 2021 году наблюдался значительный рост расходов на поездку и более длительное пребывание.

Позиция ООН по поводу влияния пандемии COVID-19 на туристический сектор

Пандемия коронавируса обойдется мировому туристическому сектору в 2,0 триллиона долларов упущенной выгоды в 2021 году, заявил в понедельник орган ООН по туризму, назвав восстановление сектора «хрупким» и «медленным». Прогноз Всемирной туристической организации, базирующейся в Мадриде, появился в то время, когда Европа борется с всплеском инфекций, а новый сильно мутировавший вариант COVID-19, получивший название Омикрон, распространяется по всему миру.

Международные туристические прибытия в этом году останутся на 70-75 % ниже 1,5 миллиарда прибытий, зарегистрированных в 2019 году до начала пандемии, что соответствует снижению, как и в 2020 году, по данным органа. По данным ЮНВТО, как говорилось выше, в прошлом году мировой туристический сектор уже потерял 2,0 триллиона долларов (1,78 триллиона евро) доходов из-за пандемии, что сделало его одним из секторов, наиболее пострадавших от кризиса в области здравоохранения. Хотя у органа ООН, отвечающего за развитие туризма, нет оценок того, как сектор будет работать в следующем году, его среднесрочные перспективы не обнадеживают.

«Несмотря на недавние улучшения, неравномерный уровень вакцинации по всему миру и новые штаммы Covid-19, такие как вариант Delta и Omicron, могут повлиять на и без того медленное и хрупкое восстановление», — говорится в заявлении. В то время как международный туризм пострадал от вспышки болезни в прошлом, коронавирус беспрецедентен в своем географическом распространении.

По данным ЮНВТО, помимо ограничений на поездки, связанных с вирусом, сектор также сталкивается с экономическим напряжением, вызванным пандемией, скачком цен на нефть и нарушением цепочек поставок. Пололикашвили призвал страны согласовать свои протоколы и ограничения в отношении вирусов, потому что туристы «запутались и не знают, как путешествовать».

По данным ЮНВТО, в течение летнего сезона в Северном полушарии число международных туристов «восстановилось» благодаря повышению уверенности в поездках, быстрой вакцинации и ослаблению ограничений на въезд во многих странах. «Несмотря на улучшение в третьем квартале, темпы восстановления остаются неравномерными в разных регионах мира из-за разной степени ограничений на мобильность, уровня вакцинации и уверенности путешественников», — добавили в компании.

Прибытие на некоторые острова Карибского моря и в Южную Азию, а также в некоторые пункты назначения в южной Европе в третьем квартале приблизилось к допандемическим уровням, а иногда и превышало их. Однако в других странах туристов почти не видели, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где количество прибытий сократилось на 95 % по сравнению с 2019 годом, поскольку многие направления оставались закрытыми для второстепенных поездок [7].

По данным ЮНВТО, в общей сложности 46 направлений — 21 % всех направлений в мире — в настоящее время полностью закрыты для туристов. Еще 55 стран частично закрыли свои границы для иностранных посетителей, в то время как только четыре страны сняли все ограничения, связанные с вирусом, — Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика и Мексика.

Будущее туристического сектора будет в центре внимания ежегодной генеральной ассамблеи ВТО, которая продлится до пятницы. Мероприятие, в котором участвуют представители 159 государств-членов ООН, изначально планировалось провести в Марракеше. До пандемии на сектор туризма приходилось около 10 % мирового валового внутреннего продукта и рабочих мест.

Выводы и прогноз пандемической ситуации в туристической отрасли

Путь к туризму и восстановлению путешествий потребует инноваций и сотрудничества. Хотя пандемия далека от завершения, у нас также должен быть план лучшего восстановления, привлечение правительств, частного сектора, гражданского общества и других партнеров, а также подготовка к изменению бизнес-моделей и структур управления для удовлетворения новых и различных потребностей. В краткосрочной перспективе будет важно четко сообщать о действиях по восстановлению доверия инвесторов и потребителей. В долгосрочной перспективе также будет иметь решающее значение повышение устойчивости и устойчивости, а также более справедливое распределение выгод. Вместе эти подходы могут оживить глобальную индустрию туризма, используя ее рыночные возможности для поддержки экономики, создания рабочих мест и достижения результатов в области развития, которые ставят людей и их сообщества на первое место [8].

Восстановление потребует широкой доступности и широкого распространения вакцин, а также принятия решений экономической политики.

Некоторые правительства оказали финансовую поддержку сектору напрямую или через льготные кредиты и гарантии. Таиланд потратил 700 миллионов долларов на развитие внутреннего туризма, а Вануату предложила гранты и налоговые льготы малому и среднему бизнесу. Правительства также помогли компаниям адаптировать свою бизнес-модель и переподготовить свой персонал. На Ямайке правительство предложило бесплатные онлайн-курсы по сертификации для 10 000 работников сферы туризма, чтобы помочь им повысить квалификацию.

Однако скудное бюджетное пространство является помехой для многих стран, зависящих от туризма. Не исключено, что новые инициативы по реактивации сектора дадут эффект. В Коста-Рике, например, национальные праздники были временно перенесены на понедельник, чтобы стимулировать национальный туризм за счет продления выходных. Барбадос ввел так называемую визу «Welcome Stamp», вид на жительство, который позволяет удаленным сотрудникам жить на Барбадосе и работать оттуда в течение одного года. Фиджи запустила инициативу «голубые дорожки», которая позволяет яхтам швартоваться в своих гаванях после соблюдения строгих требований карантина и тестирования [9].

Когда пандемия закончится, устойчивый переход к экотуризму — быстрорастущему сектору, ориентированному на сохранение окружающей среды и создание местных рабочих мест — может дать отрасли дополнительный импульс. Экотуризм уже является фундаментальным компонентом туристической стратегии Коста-Рики. Таиланд также пытается выйти на нишевые рынки, в том числе на рынки здоровья и хорошего самочувствия, а также на приключенческие путешествия.

Технологии также могут сыграть важную роль. Поскольку протоколы социального дистанцирования и здравоохранения и гигиены, вероятно, останутся в силе в обозримом будущем, бесконтактное предоставление услуг и инвестиции в цифровые технологии могут стать мостом к восстановлению [10].

Наконец, если сокращение числа поездок продолжится в результате изменений в предпочтениях путешественников или экономических проблем, некоторые страны, зависящие от туризма, могут быть вынуждены встать на трудный путь к диверсификации своей экономики. Инвестиции в секторы, отличные от туризма, являются долгосрочной целью, но им может способствовать укрепление связей между туризмом и местным сельским хозяйством, производством и развлечениями. На Ямайке, например, была запущена онлайн-платформа, которая позволяет клиентам гостиничного сектора покупать продукты непосредственно у местных фермеров. Кроме того, можно расширить экспорт, в том числе услуг.

Конкретные решения будут разными в каждой стране, а темпы и масштабы восстановления будут логически зависеть от международных событий. Но перед нами открывается замечательная возможность, которой необходимо воспользоваться. Помимо первоочередной задачи смягчения последствий пандемии, страны должны создать «новую норму» для туристического сектора. Диверсификация, постепенное внедрение более устойчивых моделей туризма и инвестиции в новые технологии могут способствовать восстановлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акылбекова, Н.И. Туризм в условиях пандемии коронавируса: проблемы и пути развития / Н.И. Акылбекова, М.З. Джумабаева, // Вестник кыргызского государственного университета имени И. Арабаева — 2021. — № 2. — С. 172-

176.

2. Макоева, А.А. Восстановление туризма после пандемии, и каким он станет / А.А. Макоева // ИНТЕРНАУКА. — 2021. — № 35-1(221). — С. 47-49.

3. Гончарова, О.В. Возрождение туризма: меры по восстановлению индустрии после / О.В. Гончарова, С.А. Макоева. // Университетские чтения. Материалы научно-методических чтений ПГУ. — Пятигорск: Пятигорский государственный университет. 2021. — С. 141-146.

4. Гришина, Т.В. Индустрия туризма: потери и приобретения в период пандемии / Т.В. Гришина, О.Л. Григорьева // Научное обозрение: теория и практика. — 2021. — № 2(82). — Том 11 — С. 613-621.

5. Sheresheva M.Y. (2018). The Russian tourism and hospitality market: new challenges and destinations // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 10(4): 400-411. DOI: https://doi.org/10.1108/ WHATT-04-2018-0027.

6. 7.

8. 9.

Эйдельман, Б.М. Особенности развития индустрии туризма после окончания пандемии коронавируса / Б.М. Эйдельман, Л.О. Эйдельман. // Вестник ТИСБИ. — 2021. — № 1. — С. 58-65.

Басюк, А.С. Перспективные направления в туризме в период пандемии / А.С. Басюк, А.Е. Колесник. // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной 255-летию Вольного экономического общества России: в 2 т. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». — Курск: ЗАО "Университетская книга", 2020. — С. 73-77.

Макоева, А.А. Восстановление туризма после пандемии, и каким он станет / А.А. Макоева // ИНТЕРНАУКА. — 2021. — № 35-1(211). — С. 47-49.

Кантемиров, В.В. Тенденции развития туризма в период мировой пандемии 2020-2021 гг. / В.В. Кантемиров. // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2021. — № 2. —

Пация, С.А. Анализ последствий пандемии коронавируса на сферу туризма / С.А. Пация, С.Э. Дахужева. // E-SCIO. — 2021. — № 6(57) — С. 569-577.

С. 67.

10ECVN122

Andreev Yuri Andreevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: legenda123qqq@yandex.ru

Impact of the COVID-19 pandemic on international tourism

Abstract. The article describes the situation with the tourism industry in the international arena. The UNWTO report and the position of the UN were analyzed. Private cases with circumstances in the tourism business are given. Also, trends in consumer behavior in the tourism industry were identified in connection with the impact of the pandemic, as well as the impact of the pandemic on the economy of tourism-dependent countries. The article describes the fact that the recovery of tourism directly depends on the spread of vaccination and the adoption of adequate safety and health measures. The reopening of this sector could have a significant multiplier effect on the economy and employment, which could be critical to overcoming the crisis caused by the pandemic. The paper describes an ILO analysis that highlights the need to develop policies that promote a recovery with productive employment, decent jobs and sustainable businesses in the tourism sector, especially to address high levels of informality, underemployment and low incomes. The article outlines the directions of tourism promotion and recovery programs, which usually focus on restoring tourist sites to make them more sustainable, which will create jobs during restoration, as well as increase their attractiveness. Separately, the thesis of "digital nomads" who are looking for an opportunity to work in tourist places is conditioned and changes in the market of tourist routes are analyzed using specific examples. The work also left a forecast for the coming time and the possibility of recovering the industry after a crisis, pandemic attack, with stipulated ways to solve problems in different countries.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: tourism; pandemic; COVID-19; international tourism; tourism industry; UNWTO

10ECVN122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.